УДК 372.881.161.1
Ходжиматова Гулчехра Масаидовна
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания русского языка и литературы, Таджикский национальный университет.
Республика Таджикистан, 734025, г. Душанбе, пр. Рудаки, д. 17. Тел.: +992 372- 221-77-11, e -mail: [email protected]
Хабибова Мохру Ориповна
Ассистент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Таджикский национальный университет.
Республика Таджикистан, 734025, г. Душанбе, пр. Рудаки, д. 17. Тел.: +992 372- 221-77-11, e -mail: [email protected]
Сафарова Малика Абдухафизовна
Ассистент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Таджикский национальный университет.
Республика Таджикистан, 734025, г. Душанбе, пр. Рудаки, д.17. Тел: +992 987 66 58 73, e -mail: [email protected]
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ-ТАДЖИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В статье авторы рассматривают процесс формирования и совершенствования лексических умений и навыков учащихся таджикских классов в условиях интегрированного обучения русскому языку. Обучение лексике принято рассматривать в соответствии с этапами формирования умений и навыков, в связи с чем используется следующая последовательность: а) введение, б) семан-тизация, в) закрепление и г) активизация в речи.
Ключевые слова: интегрированный урок, интегрированное обучение, русский язык, родной язык, литература, лексические умения и навыки, словарный запас
Введение
Русский язык занимает особое место среди других школьных дисциплин как учебный предмет (он обеспечивает овладение средством межнационального общения) и как предмет, предоставляющий большие возможности для решения задач воспитания учащихся. Необходимо так организовать систему обучения, чтобы каждый учащийся в дальнейшем мог свободно общаться, читать русскоязычную художественную литературу, приобщаться к мировой культуре. Следует отметить, что в настоящее время, особенно в дальних кишлаках отсутствует русскоязычное население и, как следствие, языковая среда для изучения русского языка. Даже при овладении пониманием устной и письменной русскоязычной речи (слушание на уроках русского языка, теле- и радиопередач, чтение книг), обучаемые испытывают трудности в спонтанном общении на русском языке.
Основная часть
Проблема обучения русскому языку в таджикских средних общеобразовательных учреждениях требует своего решения как на уровне организационном, так и научно-методическом. В этой связи важной задачей является научное определение содержания обучения русскому языку Традиционная методика обучения второму языку требует усовершенствования, в частности, необходимо усовершенствовать учебную программу. Формирование коммуникативной компетенции происходит за счет пополнения и расширения необходимого словарного запаса учащихся, представляющего собой совокупность приемов, мобилизующих умственные стимуляторы для поиска возможности восполнить нехватку знаний, умений и навыков.
Для формирования и совершенствования лексических навыков, обеспечивающих употребление лексики в процессе устной и письменной речи, используем интегрированное обучение русскому языку в на-
НА УЧНЫЙЖУРНАЛ № 2, 2017
115
циональных классах. Обучение лексике принято рассматривать в соответствии с этапами формирования навыков, в связи, с чем используется следующая последовательность: введение лексики, объяснении семантики слова, употребления его в словосочетании, предложении, контексте, введение данного слова в активную речевую деятельность учащихся. Это, несомненно, требует развития специальных умений.Так, анализируя структуру слова с целью выяснения его семантики, учащихся должен уметь соотнести значение производящей основы и словообразовательного суффикса и установить значения всего слова, так как подавляющее большинство производных слов семантически связано с производящими основами. Для этого учащийся должен овладеть практическим словообразовательным анализом: уметь выделить образующую основу и словообразовательный суффикс. Следовательно, задача учителя состоит в выработке у учащихся навыка словообразовательного анализа и умения соотносить значение производящей основы и словообразовательного суффикса.
Если слово многозначно, то при совпадении значений данного слова в родном и изучаемом языках учащийся овладевает его фонетическим и графическим обликом при усвоении какого-либо одного из значений. В других своих значениях многозначного слово становится единицей потенциального словарного запаса учащихся.
В преподавании русского языка в таджикской школе учителям приходиться преодолевать много трудностей. Одной из них является отсутствие русской языковой среды. Следует отметить, что «в семантической структуре лексики разных языков, в том числе русского и таджикского наблюдаются большие расхождения, ибо каждый язык представляет собой своеобразную систему внешних значений. В процессе обучения обычно различают следующие явления: а) совпадающие в русском и родном языках, которые можно переносить из родного языка в изучаемый (русский) язык; б) частично совпадающие, которые должны быть лишь скорректированы; в) несовпадающие или отсутствующие в одном из языков, которые необходимо формировать» [Ходжиматова, 2011, с. 106]. В этой связи знание характерных особенностей русского и таджикского языков и их учет в процессе обучения дает преподавателю возможность выявить и предупредить ряд характерных ошибок, связанных с типологическим различием данных языков.
Обогащение словарного запаса учащимися-таджиками будет более эффективным при разработке системы заданий, на преодоление интерферирующего влияния родного (таджикского) языка учащихся. Однако урок как форма учебной работы не может вместить все обилие материала, которое служило бы воспитательным, практическим и образовательным целям обучения русскому языку учащихся таджикских школ. На помощь должна прийти широко развернутая внеклассная работа, открытые уроки, проведение недели русского языка, без чего трудно рассчитывать на успешное овладение учащимися русским языком.
В практику школы должны войти и прочно утвердится такие виды внеклассных мероприятий, как: организация внеклассного чтения, подготовка и проведение вечеров на русском языке, выпуск стенгазет, посвященных знаменательным датам, организация и проведение занятий кружка, просмотр мультфильмов и художественных кинофильмов с целью развития устной речи учащихся.
Одна из главных задач учителей русистов заключается в том, чтобы как можно чаще проводились интегрированные уроки. Планируя интегрированный урок, всегда учитель стремиться, в первую очередь, к тому, чтобы он помог расширить и углубить знания, полученные учащимся на уроках. Развитию мыслительной деятельности, закреплению орфографических и стилистических навыков, пополнению словарного запаса, расширению кругозора учащихся способствует систематическая работа с использование материалов по родной и русской литературе, географии, ботаники и др.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.
В.А. Сухомлинский писал, что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий [Зимняя, 1989, с. 143]. «Когда человек играет, он повышает свои эмоции. Нашу школу мы должны сделать местом как раз такого оживления» [Выготский, 1935, с. 33]. Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу, игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, - говорил он, - игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде...» [Выготский, 1935, с. 34]
Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивную форму общения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса (В.Г. Коваленко) [Выготский, 1935, с. 35].
Развитие русской речи, пополнения словарного запаса является одним из самых важных приобретений ученика-таджика в школе и рассматривается в современном воспитании как общая основа воспитания и обучения школьника. Для развития русской речи, пополнения словарного запаса у учеников -таджиков нами используется сборник под редакцией М.Б. Нагзибековой, Г.М. Ходжиматовой, М.А. Са-фаровой «Сборник тестов, диктантов и изложений по русскому языку и литературе (5-9 классы)» [Нагзи-бекова, Ходжиматова, Сафарова, 2016, с. 15]. В данном сборнике тестов представлены тесты, диктанты, сочинения, изложения.
В педагогической практике для пополнения словарного запаса используются следующие коммуникативные задания для развития устной и письменной речи учеников средних классов:
Тесты по русскому языку
Упр. 1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Рядом в скобках запишите проверочные слова. Подчеркните имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? Каким членом предложения они являются?
Лето подходило к к....нцу. В....лчата заметно выросли. Как-то раз они в...рвались в са... и нач... ли носит...ся между дерев...ями. Было ослепител.но яркое у..ро. З.мля была мягкая. Опавшие лист .я так и манили зарыт .ся в них нос..м.
Ответьте на вопросы:
1. О каком времени года идет речь в тексте? - Лето.
2.Кто вырос за лето? - Волчата.
3.Куда ворвались волчата как-то раз? - В сад.
4.Какое было утро в тот день? - Ослепительное и яркое утро.
5.Что манила волчат? - Опавшие листья манили волчат.
Упр. 2. Составьте словосочетания разных типов на основе главного слова. (согласование, управление, примыкание).
Обращайтесь (как?) вежливо (примыкание)
Владеть (чем?) мечом, языком (управление)
Дорога (к чему?).........Обучать (чему?).........К (каким ?)............людям.
Связана (с чем?)......Изолировать (от чего?)...... (какой?).........язык.
Упр. 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ с предлогом:
1. бессонная ночь - ночь без сна.
2. подземный переход - переход под землей.
3. алгебраическая задача -...... 4. школьный портфель -...... 5. приморский парк - ...... 6. клетчатый шарф - ..
С целью развития речи учащихся, обогащения их словарного запаса нами предлагаются дидактические игры. Теория игры базируется на ряде фундаментальных исследований, которые доказывают ее чрезвычайно важное значение в развитии ребенка. Исследователями экспериментально проверено и убедительно доказано резкое возрастание у детей интереса к учебным действиям, если они включены в игровую ситуацию. Учебные задачи становятся для учащихся более доступными, общая продуктивность деятельности заметно повышается.
В физминутках, в речевой разминке нами активно используется работа с ребусами, которая направлена на обогащение словарного запаса у ученика, развития логического мышления.
хо^ок
'КА
НЕ$А
К^НКА
ХО-МЯЧ-ОК, КУВШИН-КА, Ф-РАК, ГВОЗДИ-КА, ЗЕ-БРА, НЕЗА-БУДКА, К-ОСЫ-НКА.
НА УЧНЫЙЖУРНАЛ № 2, 2017
117
пй ять
с ить
К ^ ть
БР^У^ТЬ
\
ть
100 нлть
П-ЛАК-АТЬ, С-НОС-ИТЬ, К-ИВА-ТЬ, БР-ОСА-ТЬ, Т-РОГА-ТЬ, СТО-НАТЬ.
Заключение
Таким образом, основной целью процесса усвоения лексических единиц является выработка умений правильного их употребления, активного использования в речевых ситуациях. Чтобы обучение русской лексике учащихся таджикских классов было эффективным, необходимо учитывать определенные объективно существующие закономерности процесса усвоения, правила и на их основе строить методическую систему работы. Все сказанное свидетельствует о необходимости серьезной работы по обогащению речи учащихся русской лексикой, развитию у них коммуникативных умений и навыков.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Умственное развитие в процессе обучения. Москва, Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство. 1935. 135 с.
2. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. Москва: Русский язык, 1989. 145 с.
3. Нагзибекова М.Б., Ходжиматова Г.М., Сафарова М.А. Сборник тестов, диктантов и изложений по русскому языку и литературе (5-9 классы). Душанбе: Изд-во «Тадж. нац. ун-т», 2016. 180 с.
4. Ходжиматова Г.М. Научные основы обучения терминологической лексике русского языка в неязыковом вузе. Дис.... д. пед. н. Душанбе, 2011. 328 с.
Khodgimatova G.M.
Doctor of Pedagogics, Professor, Tadjik National University Khabirova M. O.
Assistant, Tadjik National University Safarova M.A.
Assistant, Tadjik National University
ENRICHING THE VOCABULARY OF TADJIK STUDENTS IN TERMS OF INTERGRATED EDUCATION OF THE RUSSIAN LANGUAGE
The authors consider a process of the formation and perfection of lexical skills in Tajik students learning the Russian language in an intefrated class. Vocabulary learning is generally viewed as a four-stage skills formation through the following sequence: introduction; semantization; consideration and activation of speech.
Keywords: integrated class, integrated education, the Russian language, native language, literature, vocabulary, lexical skills.