Екатерина БОЛОТНИКОВА
ОБНОВЛЕННАЯ ПОЛИТИКА «СЕВЕРНОГО ИЗМЕРЕНИЯ» И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ СУБЪЕКТОВ РФ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
В статье рассматривается современное состояние политики «Северного измерения» (СИ) и ее место в контексте внешних связей субъектов РФ Северо-Западного федерального округа.
The article examines the current state of the Northern Dimension (ND) policy and its place in the context of international links of constituent entities of the Russian Federation located in the North-West federal district.
Ключевые слова:
политика «Северного измерения», внешние связи субъектов РФ Северо-Западного федерального округа; Northern Dimension policy, external relations of the North-West Russian regions.
Обновление «Северного измерения» (СИ), происшедшее в ноябре 2006 г., привело к многообещающим переменам в этой инициативе, превратившейся из программы Европейского союза в совместную политику России, ЕС, Норвегии и Исландии. Закрепленное равенство партнеров, а также принцип совместного финансирования и взаимной выгоды изменили базовые основы функционирования СИ и, по мнению многих аналитиков, вдохнули в него новую жизнь. Сдержанное и настороженное отношение России к «Северному измерению», характерное для периода, пред -шествовавшего его обновлению, сменилось оптимизмом и актив ной поддержкой.
Институциональное развитие «Северного измерения» вырази -лось в создании Руководящей группы и запуске новых партнерств — по транспорту и логистике, а также по культуре. Кроме того, были учреждены Деловой совет СИ и Институт СИ. Тем не менее по прошествии пяти лет после обновления «Северного измерения» можно сделать вывод о несоответствии ожиданий периода обнов -ления реальным достижениям политики «Северного измерения»1. Важнейшей проблемой СИ остается отсутствие отдельного финан -сирования политики. С этим тесно связана и другая проблема — нехватка конкретных проектов во всех областях сотрудничества, за исключением природоохранного партнерства (ППСИ). Нужно отметить, что механизм действия ППСИ полностью сложился еще до ноября 2006 г., а потому успехи этого партнерства не связаны с обновлением «Северного измерения».
Представляется, что проект «Северное измерение» на современ ном этапе его развития можно трактовать двояко. С одной сто -роны, на политическом уровне СИ выглядит очень продвинуто и эффектно, т.к. в его основополагающих документах отражено столь желаемое Россией превращение из объекта программы ЕС в субъ -ект общей политики. С другой стороны, можно выделить практиче ский уровень сотрудничества в рамках «Северного измерения». К сожалению, обновление СИ не привело к значительным успехам на
1 Подробнее: Болотникова Е.Г., Межевич Н.М. Политика «Северного измерения»: современное состояние и перспективы развития // Балтийский регион, 2010, № 4(6), с. 115-126.
БОЛОТНИКОВА
Екатерина
Геннадьевна —
аспирант кафедры
европейских
исследований
фпкуиьтета
международных
ктношений СПбГУ
практическом уровне сотрудничества и не принесло зримых результатов.
Медленный прогресс «Северного изме -рения» наблюдается в т.ч. и на уровне субъ -ектов РФ, входящих в Северо - Западный федеральный округ (СЗФО). Тема участия субъектов СЗФО в «Северном измере -нии» и в приграничном и межрегиональ -ном сотрудничестве изучалась аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Северо- Западном федеральном округе, который в 2007 и 2010 гг. прово -дил соответствующие опросы субъектов1. Сопоставление ответов 2007 и 2010 гг. выявило, с одной стороны, динамичное и поступательное развитие пригранич ного и межрегионального сотрудничества субъектов СЗФО, а с другой — недоста -точно активную деятельность в рамках собственно «Северного измерения». Так, отвечая на вопрос о роли СИ и своих целях в рамках его деятельности, субъекты используют практически идентичные выражения и в 2007, и в 2010 г.
Основную роль «Северного измерения» субъекты РФ Северо Западного федераль ного округа видят в развитии многосторон -него сотрудничества на Севере Европы. В ответах часто подчеркивается, что это сотрудничество должно способствовать социально экономическому развитию российских регионов и быть взаимовы годным. Так, в ответе Новгородской обл. отмечено, что ее «интерес состоит в том, чтобы совместно наполнять практическим содержанием эту инициативу, способство вать тому, чтобы реализация этого проекта была бы направлена на комплексное раз витие северных территорий России, а не только на стимулирование добычи и экс порта сырьевых ресурсов». Уже в ответах 2007 г. нашел отражение определенный сдвиг с ожидания помощи от европейских партнеров к ориентации на равноправное сотрудничество. Субъекты РФ, входящие в СЗФО, ожидают осуществления проек тов в рамках совместного финансирова ния — как правило, при сочетании средств европейских партнеров и российского федерального бюджета.
«Северное измерение» воспринимается субъектами РФ Северо - Западного феде -рального округа как широкий формат
1 Автор выражает благодарность аппарату полномочного представителя Президента РФ в Северо - Западном федеральном округе за предо -ставленную возможность работы с материалами.
сотрудничества, способствующий инте -грации разных видов регионального взаи модействия. Так, в 2007 г. Калининградской обл. основная роль программы «Северное измерение» виделась в расширении и укре плении сотрудничества между регионами и муниципалитетами североевропейского региона, в т.ч. не расположенными в непо -средственной близости друг от друга и не граничащими по земле и морю.
Примечательно, что на вопрос, какие страны «Северного измерения» представ ляют наибольший интерес для развития сотрудничества, субъекты ответили в 2007 и 2010 гг. несколько по -разному. В 2007 г. абсолютным лидером была Финляндия. В 2010 г. значительно укрепились позиции Швеции и Норвегии. В целом же субъ -екты ориентируются на сотрудничество в первую очередь со странами, гранича щими с ними или находящимися в непо средственной близости. Обращает на себя внимание появившееся в 2010 г. отдельное упоминание об арктическом направлении в деятельности «Северного измерения».
Что касается приоритетных направле -ний развития СИ, регионы СЗФО выра жают заинтересованность в сотрудниче -стве практически в любой области. Если в начале первого десятилетия XXI в. для руководителей дотационных российских регионов приоритетом являлось развитие промышленности, а для руководителей регионов -доноров — развитие наукоемкой промышленности2, то к концу десятиле -тия субъекты выражают желание сотруд ничать в рамках «Северного измерения» во всех сферах, где СИ может оказаться полезным. Например, для Ленинградской обл. интерес представляют такие сферы, как экономика, торговля, инвестиции, энергетика, защита окружающей среды, транспорт, связь, наука, образование, социальное обеспечение и здравоохра нение, контакты между людьми.
В ответах многих субъектов говорится о том, что «Северное измерение» должно способствовать комплексному, равномер ному региональному развитию. Важной целью СИ субъекты считают привлечение инвестиций в региональную экономику.
Ответы субъектов отражают также возрастающий интерес к теме иннова ций в рамках сотрудничества по линии
2 Ланко Д.А. Процессы глобализации, регионализации и локализации вокруг Балтийского моря. - СПб., 2008, с. 177.
«Северного измерения». Так, еще в 2007 г. Санкт Петербург выступил с идеей учреж дения партнерства СИ в сфере инноваций и высоких технологий, а Республика Коми предложила создать партнерство в сфере науки, образования и культуры. В ответе Ленинградской обл. 2010 г. отмечено, что «сотрудничество со странами региона в хорошо развитых у них сферах инноваций и информационных технологий может стать чрезвычайно полезным для рос сийских партнеров». Важность развития информационных технологий отмечена и в ответе Республики Карелия. Другой актуальной темой, рост интереса к кото рой продемонстрировали субъекты, явля ется энергоэффективность и внедрение энергосберегающих технологий. Часто отдельно упоминается ожидаемая от «Северного измерения» реализация ком плексных инфраструктурных проектов, таких как «Баренц Линк» и «Белкомур».
В целом, в оценках деятельности и пер спектив «Северного измерения» субъекты РФ Северо Западного федерального окру га проявляют взвешенность, прагматич ность исдержанный оптимизм.Основными проблемами «Северного измерения» реги оны СЗФО считают недостаточную чет кость и эффективность механизма работы СИ, а также недостаточность финансиро вания. Так, в ответе Ленинградской обл. указано, что «необходимо выработать про зрачную эффективную структуру практи ческой реализации данной политики». В ответе Республики Карелия подчеркнута необходимость «понятных и реально дей ствующих механизмов внешнего финан сирования и российского национального софинансирования».
Одним из залогов эффективности «Северного измерения» называется более активное привлечение субъектов к определению развития СИ. Так, в ответе Ленинградской обл. подчеркнуто, что «необходимо шире использовать богатый опыт приграничных регионов Северо Запада России».
Отвечая на вопрос о целесообразности запуска новых партнерств, в 2007 г. субъ екты поддержали идею создания обсуждав шихся тогда партнерства в области транс порта и логистики и партнерства в обла сти энергетики. Субъекты в тот момент высоко оценивали деятельность приро доохранного партнерства СИ и отмечали, что в рамках партнерства СИ в области
общественного здравоохранения и соци -ального благосостояния удалось достичь меньших успехов. Та же мысль высказана и в ответах, полученных в 2010 г. Кроме того, респонденты отметили, что положи тельно относятся к деятельности недавно созданного партнерства в сфере культуры, а также возлагают большие надежды, свя -занные с реализацией крупных инфра -структурных проектов, на партнерство в области транспорта и логистики. При этом в 2010 г. большинство субъектов счи -тало создание новых партнерств нецеле -сообразным.
Таким образом, субъекты РФ Северо -Западного федерального округа признают большой потенциал «Северного измере -ния», проявляют активный интерес к его деятельности, но в то же время отмечают, что достигнутые в его рамках результаты пока недостаточны и не вполне соответ ствуют возлагаемым на СИ ожиданиям.
Необходимо отметить и тот факт, что, несмотря на выражаемое Москвой глу -бокое удовлетворение концептуальными изменениями СИ, влияние обновления «Северного измерения» на региональное сотрудничество на Севере Европы, в т.ч. на внешние связи субъектов РФ Северо Западного федерального округа, не столь однозначно. Официальное закрепление места «Северного измерения» в общей кар -тине отношений России и Европейского союза и усиление роли Москвы и Брюсселя ограничивают пространство деятельности региональных акторов.
Увязку деятельности СИ с общим кон -текстом отношений России и Евросоюза (в рамочном документе сказано, что «Северное измерение» будет региональ ным выражением общих пространств Россия — ЕС1) можно трактовать двояко.
В целом, обновленное «Северное изме -рение» стало более централизованным, чем прежде, политика в значительной степени стала базироваться на прин ципах интерговерментализма. Для того чтобы быть успешными, проекты в рам ках «Северного измерения» должны раз рабатываться с активным привлечением федерального центра и его полномочных
1 Рамочный документ по политике «Северного измерения» // Архив официального сайта Президента РФ. — М., 2006; http://archive.kremlin. ru/interdocs/2006/11/24/2122_type72067_114467. shtml (дата обращения 08.11.2011).
представителей1. Однако перенесение акцента на сотрудничество на межправи тельственном уровне лишает «Северное измерение» активного доступа к богатей шему опыту межрегионального и пригра ничного сотрудничества, накопленному на Севере Европы.
Представляется, что региональный уро -вень взаимодействия в рамках «Северного измерения» следует только усиливать, т.к. децентрализованное распределение ответственности будет способствовать использованию местных возможностей2. Более того, именно внешние связи регио нов должны стать тем цементом, который создаст прочную основу для партнерских отношений России и ЕС, и «Северное измерение» является одним из необхо димых для этого инструментов3. Если обновленное «Северное измерение» дей ствительно ориентировано на конкрет ные, нацеленные на результат проекты, то чрезмерная централизация будет ему вредна4. Вмешательство высшего уровня политического руководства может быть полезно при осуществлении крупнейших, знаковых проектов «Северного измере ния». Однако для развития всеобъемлю -щего, разностороннего сотрудничества на Севере Европы наиболее целесообразно было бы осуществлять основную деятель ность в рамках «Северного измерения» на уровне региональных и местных вла стей, централизация же деятельности СИ сужает перспективы его развития.
Настораживает также наблюдаемая тенденция использовать словосочета ние «Северное измерение» для обозна чения региона, объединяющего регион Балтийского моря и Баренцев Евро
1 Energizing the New Northern Dimension / ed. by P. Aalto, H. Blakkisrud, H. Smith — Tampere, 2008, p. 5.
2 Фандеев Г.В. Участие и роль России в реализации политики «Северного измерения» // Северное измерение: социально - политический альманах. Вып. 4. / под ред. В.С. Максимовой. — Петрозаводск, 2007, с. 65.
3 Маркушина Н.Ю., Харлампьева Н.К. СевероЗападный федеральный округ: внешние связи. — СПб., 2008, с. 170.
4 Бусыгина И.М., Филиппов М.Г. «Северное измерение»: стратегии участников // Балтийский регион, 2009, № 1, с. 61.
Арктический регион. Участники пригра -ничного сотрудничества часто говорят о «приграничном сотрудничестве в зоне “Северного измерения”». Такая расши -рительная трактовка позволяет добавить в актив СИ все проекты, осуществляе мые различными странами, Евросоюзом, разными организациями, регионами, местными органами власти в «регионе “Северного измерения”». Однако искус ственность приписки различных ини циатив приграничного и межрегиональ ного сотрудничества на Севере Европы к «Северному измерению» очевидна.
Возможно, «Северное измерение» смо жет стать своеобразным брендом, исполь зование которого будет улучшать судьбу проектов, облегчая поиск финансирования и придавая им вес и значимость в глазах заинтересованных лиц. Роль «Северного измерения» как дискурсивного ресурса может быть значительной, однако она не отражает тот огромный потенциал, кото рый был заложен при обновлении его политики.
На сегодняшний день субъекты РФ Северо Западного федерального округа по прежнему проявляют интерес к ини циативам в рамках «Северного измере ния» и готовы к участию в его проектах. Вместе с тем в развитии своих внешних связей регионы проявляют прагматизм, ориентируясь, прежде всего, на те фор маты международного сотрудничества, которые подкреплены финансированием и нацелены на осуществление конкрет ных проектов. Для того чтобы «Северное измерение» на практике заняло значи тельное место во внешних связях субъек тов РФ, входящих в СЗФО, ему необхо димо перейти от декларативных заявле ний к более активной практической дея тельности, обеспечить более эффективное вовлечение региональных акторов в свою работу, а также решить вопрос финансо вого обеспечения. Представляется, что именно привлечение финансовых ресур сов способно стать тем толчком, который необходим для активизации деятельно сти «Северного измерения» и способен повысить роль СИ в международных связях субъектов РФ Северо Западного федерального округа.