УДК 378.01
Острикова Татьяна Александровна
Доктор педагогических наук, доцент по кафедре русского языка и методики, профессор кафедры русского языка и методики преподавания Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, [email protected], Абакан
ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ СМЕЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Ostrikova Tatiana Aleksandrovna
Doctor of pedagogical sciences, the associate professor of Katanov State University of Khakassia, [email protected], Abakan
UPDATING RUSSIAN LANGUAGE TEACHER TRAINING PROGRAM BASED ON THE INTEGRATION OF ADJACENT APPROACHES TO THE RUSSIAN LANGUAGE TEACHING
Содержание методической подготовки учителя русского языка требует непрерывного совершенствования с учетом развития методической теории и практики, которое должно иметь отражение в учебно-профессиональной литературе по предметной методике. Полагаем, что в вузовском курсе предметной методики требуют пересмотра прежде всего тема «Методика преподавания русского языка как наука» из раздела «Общие вопросы методики преподавания русского языка» [Баранов 2000, с. 5-21].
Подобные вводные темы целесообразно вывести из традиционного курса методики и включить в новую дисциплину - это может быть «Введение в методику преподавания русского языка». Такой подход позволит разграничить собственно методику преподавания русского языка в школе (далее МПРЯ) и науку о методике, точнее о системе частных1 предметных методик, об обучении студентов этим методикам и т. д.
Системное освещение материла о разных частных МПРЯ поможет ориентировать будущего учителя во всем многообразии специальной литературы, позволит правильно осуществлять поиск информации, планировать методическое повышение квалификации и переподготовку.
Учителю-практику, загруженному повседневной работой в школе, самостоятельно овладеть всеми важными вопросами теории и практики обучения русскому языку как родному и неродному практически невозможно. Выход видится в разработке теории и практики общей (интегративной)
1 Примечание. Понятия общая методика и частная методика (применительно к иностранным языкам) приняты в лингводидактике русского языка как иностранного [Щукин 2008, с. 186, 375].
методики преподавания русского языка, что будет способствовать дальнейшему самостоятельному развитию частных видов МПРЯ.
Для создания общей методики имеются необходимые теоретикопрактические предпосылки. Частности, в целом сложился понятийнотерминологический аппарат лингводидактики, изданы первые словари-справочники [Львов 1997; Щукин 2008]. Появилось немало докторских) и других научно-методических исследований по частным методикам русского языка (см. летопись авторефератов диссертаций и книжную летопись). В вузах разных регионов Российской Федерации созданы методические кафедры; в аспирантуре и докторантуре с 1951 года по настоящее время подготовлено немало дипломированных методистов-русистов.
Чтобы кратко обосновать необходимость общей МПРЯ, укажем частные направления методики. Вначале подчеркнем, что во 2-ой пол. XX века оформились два направления методики - общеобразовательное и коррекционное (специальное, дефектологическое), н-р: Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М., 1999; Гнездилов М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. - М., 1965; Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей. - М., 2000.
Понятно, что общая методика не есть простая сумма всем частных видов МПРЯ, в т. ч. видов коррекционной методики. Они могут быть самодостаточными, если применяются к однородному контингенту обучаемых. Н-р, в подготовительном классе российской школы могут учиться только иностранцы-билингвы с тюркским родным языком. В классе коррекционной школы могут обучаться только слепые, или только глухие, или только слепоглухонемые дети, но с нормальным умственным развитием.
Подобные варианты комплектования классов в большинстве школ РФ маловероятны, особенно на селе и в малых городах. Практически каждый учитель общеобразовательной школы сейчас работает в поликультурных школах, где в одном классе учатся россияне (как русскоязычные, так и билингвы) и иностранцы - в основном жители стран ближнего зарубежья (н-р, граждане Таджикистана). Если в обычном классе средней школы сидят и способные, физически здоровые дети, и билингвы, и слабовидящий ребенок, и школьники с пограничным умственным развитием, то обучение по «чистой» методике любого вида в принципе нереально. Для осуществления дифференциации и индивидуализации обучения словеснику надо знать важнейшие достижения всех частных МПРЯ, их адаптацию к условиям массового обучения. Именно это важно акцентировать в общей методике русского языка, а также разрабатывать многоаспектные типологии уроков русского языка, видов работ, технологий предметной подготовки, разноуровневой сквозной диагностики и т. д.
Чтобы определить проблемы общей МПРЯ, важно знать типы частных методик русского языка в рамках общеобразовательного направления.
М. Р. Львов выделяет в нём несколько «отраслей», «ветвей»: МПРЯ как родного; МПРЯ как второго языка в национальной школе; МПРЯ для ино-
странцев [Львов 1997, с. 115]. Данный перечень требует уточнения по ряду признаков.
Во-первых, важно называть логическое основание, по которому выделяются данные направления предметной методики. Если деление методик проводится по статусу русского языка (родной / неродной, государственный / негосударственный), то указанные «ветви» МПРЯ мы называем статусными. Как показала практика, данный рабочий термин студенты и учителя хорошо понимают и запоминают.
Во-вторых, важно разграничивать русский язык как родной государственный (для живущих в Российской Федерации) и просто русский язык как родной (н-р, в эмигрировавшей русской семье). Методика домашнего и группового обучения вне русской языковой среды развивается чаще всего практически. Теоретическая литература по МПРЯ посвящена в основном школьному обучению граждан России, н-р:
1) Алферов, А. Д. Родной язык в средней школе: опыт методики. - М., 1911.
2) Бунаков, А. Н. Методика обучения русскому языку в средних учебных заведениях. - М., 1914.
3) Афанасьев, П. О. Методика родного языка в трудовой школе. - М., 1923.
4) Бархин, К. Б., Истрина, Е. С. Методика русского языка в средней школе. - М., 1934.
5) Поздняков, Н. С. Методика преподавания русского языка. - М., 1955.
6) Текучев, А. В. Методика преподавания русского языка в средней школе. - М., 1980.
7) Сабаткоев, Р. Б. Теория и практика обучения русскому языку / Е. А. Архипова, А. Д. Дейкина, Т. М. Воителева, Г. А. и др. - М., 2005.
8) Методика преподавания русского языка в средней школе / Е. И. Лит-невская, В. А. Багрянцева - М., 2006.
В-третьих, традиционный термин русский язык как иностранный (РкИ) важно противопоставить термину русский язык как неродной государственный (допустимо сокращение РкГ). Это поможет стабилизировать названия соответствующего направления методики и позитивно повлияет на упорядочение библиографического описания методической литературы, на оптимизацию поисковых запросов потребителей информации. Н-р, источник по РкИ: Методика преподавания русского языка как иностранного / О. Д. Митрофанова, В. Г. Костомаров и др. - М., 1990. Источники по РкГ: Миртов А. В. Русский язык в национальных школах СССР: методика преподавания. - Ростов-на-Дону, 1929; Методика преподавания русского языка в школах Крайнего Севера / Т. К. Донская, Г. И. Банщиков, А. И. Якимович. - СПб, 2001.
Безусловно, учителя и ученые осознают проблемы обучения в одном классе русскоязычных школьников и детей, для которых русский язык не является родным, - об этом свидетельствуют публикации журнала «Русский язык в школе», н-р: Быстрова Е. А. Преподавание русского языка в много-
национальной школе // РЯШ. - 2007. - № 3, 4; Синева О. В. Уроки русского языка в разноуровневом и многоязычном коллективе // РЯШ. - 2007. - № 5; Налетова Т. Н. О проблемах преподавания русского языка в полиэтнических классах // РЯШ. - 2010. - № 11.
Эффективное обучение русскому языку полиэтнического контингента школьников требует знания достижений МПРЯ как родного и неродного. В XX веке указанные направления лингводидактики развивались практически параллельно. Это был закономерный процесс, позволивший каждой частной методике достичь определенного уровня развития. В период СССР был накоплен и обобщен огромный опыт обучения русскому языку в условиях национальных областей, округов, республик, и этот бесценный опыт на уровне теории и практики важно учитывать в современных школах РФ, в интегративной МПРЯ.
В словаре-справочнике М. Р. Львова указана ещё одна группа отраслей методики обучения русскому языку - развитие речи на дошкольном этапе, МПРЯ в начальной школе, в средней школе и вузе, что отражено в специальной литературе, н-р: Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2000.
Указанные «ветви» методики русского языка выделены по основным этапам обучения, поэтому соответствующие частные методики целесообразно называть этапными [Остриков 2006, с. 86]. Этот термин более точен, чем термин уровневые направления, потому что разные уровни (базовый, углубленный=расширенный) есть на каждом этапе обучения, в т. ч. в начальной и средней школах. Вполне понятно, что этапные виды имеют все статусные типы МПРЯ общеобразовательного и коррекционного направлений, однако все частные этапные методики русского языка исследуются в рамках своих отраслей /специальностей педагогической науки.
В частности, специфика языкового и речевого развития дошкольников рассматривается в теории и методике дошкольного образования (спец. 13.00.07). Проблемы МПРЯ с 1 по 11 классы общеобразовательной школы находятся в ведении теории и методики обучения и воспитания разного школьного уровня (этапа) в области русский язык (спец. 13.00.02). Методика обучения русскому языку в учреждениях начального и среднего профобразования (довузовский этап) относится к проблематике профессионального образования (спец. 13.00.08). Обучение студентов русскому языку в вузе, а также обучение предметной методике - это область интересов вузовской дидактики как раздела педагогики высшей школы, которая тоже рассматривается в рамках теории и методики профессионального образования (спец. 13.00.08).
Интеграция указанных этапных направлений МПРЯ может быть усилена более последовательным развитием идеи непрерывного обучения русскому языку и, главное, непрерывного изучения его методики [Острикова 2009].
Докторские диссертации нередко совмещают проблематику разных отраслей педнауки, но защищаются лишь по одной из специальностей.
Н-р, наша диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук посвящена проблемам школьной методики русского языка (13.00.02) и обеспечения профподготовки студентов по этой методике (13.00.08), однако защита проведена только по специальности 13.00.02.
В завершение статьи остановимся на ид ж методической энциклопедии, которую мы неоднократно предлагали коллегам. К сожалению, такого справочного издания, нужного потенциальным и реальным учителям и преподавателям русского языка как родного и неродного, пока не существует. Ответ коллег всегда единодушный: да, книга очень-очень нужна, но Вы пишите, а мы купим. Но разве может один специалист охватить то, что сделано сотнями учителей и ученых? Времена научных кентавров (М. В. Ломоносова, К. Д. Ушинского и др.) когда одна наука и даже несколько наук умещались в голове ученого, давно прошли.
Подчеркнем: методическая энциклопедия - это коллективный проект; работа над ним будет способствовать: становлению общей методики русского языка и развитию частных МПРЯ; развитию системы описания, хранения и поиска специальной информации. За энциклопедию действительно трудно взяться, потому что нужны усилия десятков ученых, а также редакторов и корректоров. Требуется создание научно-методического периодического издания, а также биобиблиографического справочника типа «Кто есть кто в методике преподавания русского языка как родного и неродного».
Если учитывать, что сейчас отсутствует государственный заказ принципиально важных изданий, то важно найти официального куратора, который может «протолкнуть» планирование долговременного гранта на подготовку методической энциклопедии - значимого труда, выходящего за рамки отдельных методических кафедр отдельных вузов и/или лабораторий Российской академии образования. Обязательно требуется привлечь к гранту опытных дипломированных методистов-русистов из всех национальных территорий Российской Федерации, а также известных лингводидактов из республик бывшего СССР.
Представить, что в 2020 году выйдет из печати энциклопедия «Общая методика русского языка» (она может называться иначе), совсем несложно, но сделать это в современных условиях реально трудно. Если учитывать, что многие интересные методические издания в силу их малотиражности сразу становятся недоступными не только для учителей, но и для вузовских специалистов. Если учитывать, что в большинстве вузов работает по 1-2 методиста русского языка; что не все преподаватели методики и не все кафедры МПРЯ сотрудничают друг с другом и отсутствует ассоциация российских преподавателей методики русского языка.
Однако, если думать о государствообразующей и развивающей функциях русского языка, можно лучше понять и значение всех его частных методик, и значение их интеграции в рамках общей методики, и важность обновления методической подготовки словесника, особенно если традиционная система подготовки учителя будет окончательно разрушена. Возможно, тогда
проект методической энциклопедии перестанет восприниматься как нереальный и постепенно обретет свое воплощение - для начала в общедоступном электронном варианте. Мы, конечно, будем продолжать работу в этом направлении...
Библиографический список
1. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка [Текст] / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. А. Ипполитова, М. Р. Львов - М.: ИЦ «Академия», 2000.-368 с.
2. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка [Текст] / М. Р. Львов. - М.: Рост, Скрин, 1997. - 256 с.
3. Отрикова, Т. А. Научно-методическое обеспечение самостоятельной профессиональной подготовки студентов-словесников: монография [Текст] / Т. А. Отрикова - М.: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2006. - 264 с.
4. Острикова, Т. А. Теория и практика методики обучения русскому языку: непрерывный курс : уч. пос. [Текст] / Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2009.- 104 с.
5. Российская педагогическая энциклопедия: Т. 2 [Текст] - М-Я / гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999. - 672 с.
6. Текучев, А. В. Методика преподавания русского языка в средней школе: учебник для студ. [Текст] / А. В. Текучев. - М.: Просвещение, 1980. -414 с.
7. Щукин, А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц [Текст] / А. Н. Щукин. - М.: Астрель, 2008. - 746 с.
-,: и