Научная статья на тему 'Обновление и продление ресурсов авиационной техники'

Обновление и продление ресурсов авиационной техники Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
906
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСЧЕТ ВЕРОЯТНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВС / CALCULATIONOF PROBABILITY CHARACTERISTICS OFTHE AIRCRAFT

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Герасимова Д. С., Савина М. Г., Гейман В. Н., Мусонов М. В.

Приводится методика расчета и результаты обработки вероятностных характеристик на основе данных за три года эксплуатации парка воздушных судов (ВС).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPGRADING AND EXTENSION OFAVIATION EQUIPMENT RESOURCES

The report provides acalculation methodand results ofthe probability characteristics ofprocessingbased on the datafor thethree years of operationof the aircraft fleet.

Текст научной работы на тему «Обновление и продление ресурсов авиационной техники»

УДК 351.814.2; 656.7.08

ОБНОВЛЕНИЕ И ПРОДЛЕНИЕ РЕСУРСОВ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Д. С. Герасимова, М. Г. Савина, В. Н. Гейман Научный руководитель - М. В. Мусонов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

Приводится методика расчета и результаты обработки вероятностных характеристик на основе данных за три года эксплуатации парка воздушных судов (ВС).

Ключевые слова: расчет вероятностных характеристик ВС.

UPGRADING AND EXTENSION OFAVIATION EQUIPMENT RESOURCES

D. S. Gerasimova, М. G. Savina, V. N. Geyman Scientific Supervisor - V. M. Musonov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The report provides acalculation methodand results ofthe probability characteristics ofprocessingbased on the datafor thethree years of operationof the aircraft fleet.

Keywords: calculationof probability characteristics ofthe aircraft.

В процессе эксплуатации необходимо постоянно оценивать фактический уровень надежности изделий авиационного и радиоэлектронного оборудования (АиРЭО) ВС. Под уровнем надежности изделий понимается фактическое численное значение какой-либо характеристики надежности, полученное для рассматриваемого интервала наработки этого агрегата.

Для оценки уровня надежности конкретного образца изделия были собраны и обработаны соответствующие данные по изделиям. Главным условием для обеспечения возможности контроля фактического уровня надежности изделий АиРЭО является организация и осуществление правильного сбора и обработки статистики их отказов [1-3].

Выявление нарушений правил и норм хранения производится путем анализа и сопоставления документации на выполнение требуемых работ, включающих карты-наряды, записи в журналах выполнения работ, графики проверки средств контроля (СК), документы ОТК с записями в паспортах изделий и формулярах воздушных судов.

Нарушениями правил и норм хранения являются следующие:

- отступление от сроков выполнения работ переконсервации, которые предусмотрены в паспортах изделий;

- изменение содержания выполнявшихся работ переконсервации, предусмотренных в паспортах изделий;

- отступление от сроков выполнения работ технического обслуживания, предусмотренных в паспортах изделий;

- изменение содержания выполнявшихся работ технического обслуживания (ТО), предусмотренных в паспортах изделий на период их хранения;

- применение не табельных СК и инструмента при выполнении работ переконсервации и ТО при хранении.

Результаты проверки изделий, по которым выявлены нарушения правил и норм хранения, сводятся в таблицу по форме, прилагаемой к протоколу. Эти изделия исключаются из предварительного

Секция «Техническая эксплуатация электросистем и авионики»

перечня. Протокол подписывается должностными лицами, указанными в приказе предприятия по проведению подконтрольной эксплуатации.

Статистическая вероятность безотказной работы, т. е. вероятность отсутствия отказа:

'*(') = vУ* (), (1)

N (t) + m(t) + n(t)

где n(t ) - число отказов (включая и повторные) изделий за наработку t; m(t ) - число изделий, замененных по выработке ресурса; N (t )- число одновременно функционирующих изделий (т. е. процессов функционирования) в момент t.

Эта зависимость может использоваться для оценки общей надежности парка изделий вне зависимости от их наработки, если под t понимать рассматриваемый момент календарного времени.

Параметр потока отказов и средняя наработка на отказ на интервале At, примыкающем к наработке t:

œ *(t, At )=a^AAT ■ <*)

AtH £ (t, At) » 1

T* (t, At ) = (3)

ю *(t, At )

где ^ (V, А^) - суммарная наработка всех учитываемых изделий на интервале А^, примыкающем к

t.

Усредненный параметр потока отказов на всем текущем интервале времени эксплуатации 0<т<Г:

N (т)

I П (т)

< (т)=-Ик—• (4)

£ t, (т)

7=1

Здесь (т) - число отказов 7-го изделия за весь рассматриваемый период т ; (т) - наработка 7-го изделия за период т ; т - время наработки лидирующего изделия или длительность календарного времени эксплуатации. Усредненное время наработки на отказ

* 1

Т*с (т) = (5)

юус (т)

В процессе сбора статистики отказов авиационной техники не всегда представляется возможным точно фиксировать моменты их появления, поскольку они происходят в полете. Поэтому на практике надежность таких изделий рассматривается в функции не их реальной наработки, а налет самолета. Получающееся при этом некоторое значение надежности оказывается незначительным.

Общий налет РЭО составил 88 270 ч. Все агрегаты имеют различные наработки в пределах назначенного ресурса Тр = 5000 ч. Рассмотрено 17 изделий, которые нуждаются в продлении ресурса. В результате обработки данных по (1)-(5) было получено:

- число изделий т1, замененных по ресурсу в каждом квартале, и сумма I mi ;

- статистические вероятность отказа д*^НЛ) и вероятность безотказной работы р*^НЛ);

*

- среднее время налета РЭО на отказ Тс (V, Аt) на интервале наработки Аti в каждом квартале;

*

- параметр потока отказов на интервале ю (V, Аt);

- усредненная наработка на отказ Тус ).

Результаты обработки информации приведены в виде гистограмм (рис. 1-3) [4].

Приведенные гистограммы указанных характеристик показали, что в данном случае имеет место практически установившийся процесс. Средние значения составляют:

ю* = 2,09 -10-31 / ч; Т* = 933,67 ч; ю*ус = 2,37 -10-31 / ч; Т* = 454,27 ч.

о

*

3

Рис. 1. Параметр потока отказов

1

о 1-1——————————--

1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 11 12 Квартал

Рис. 2. Усредненный параметр потока отказов на всем текущем интервале времени эксплуатации 0 < т< t:

600 500 400

* 300

и

■"200 100 О

1 2 3 4 5 67 89 10 11 12 Квартал

Рис. 3. Усредненное время наработки на отказ

Приведенная методика расчета вероятностных характеристик позволит в каждом конкретном случае принять обоснованное решение о продлении срока годности и возможности продления срока хранения и дальнейшей эксплуатации комплектующих изделий.

Библиографические ссылки

1. Авиационные правила. Ч. 21. Процедуры сертификации авиационной техники.

2. Барзилович Е. Ю., Воскобоев В. Ф. Эксплуатация авиационных систем по состоянию. М. : Транспорт, 1981.

3. Воробьев В. Г., Константинов В. Д. Надежность и техническая диагностика авиационного оборудования : учебник. М. : МГТУ ГА, 2010.

4. Савина М. Г. Продление ресурсных показателей изделий АиРЭО с превышенными сроками хранения, предназначенных для использования при подконтрольной эксплуатации на самолетах Ан-24, Ан-26 и Ан-32 в ГП КК «КрасАвиа» : дипломный проект. 2015.

© Герасимова Д. С., Савина М. Г., Гейман В. Н., 2015

К'вартаи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.