ОБНАРУЖЕНИЕ ОЧАГОВ ВОЗГОРАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ АВИАЦИИ НА ОСНОВЕ НОМОГРАММ ВИДИМОСТИ В ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК
В.И. Ковалёв, преподаватель, И.А. Келембет, курсант, А.Ю. Бондаренко, курсант Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж)
Большую опасность представляют очаги пожаров, которые трудно обнаружить при высокой задымленности атмосферы. Ночью, когда противопожарные мероприятия идут на убыль, пожары набирают новую силу. Необходимо соблюдать непрерывное воздействие на огонь. Особенно эффективна в решении проблемы тушения авиация. Ночью наведение на очаги огня более эффективно, из-за того что они более отчетливо очерчены и обнаруживаются с большей дальности.
При производстве полётов в темное время суток очень важно для летного и руководящего состава иметь информацию о дальности видимости с борта воздушного судна, она позволяет эффективно решать поставленные задачи и способна повысить безопасность выполнения визуальных полетов. В связи с тем, что для решения специальных задач необходима оперативная информация, ее целесообразно определять по номограммам.
Поэтому целью работы является разработка номограмм для оценки наклонной полетной дальности видимости самосветящихся и несамосветящихся ориентиров в темное время суток
Исходные данные: визуальные наблюдения за количеством и формой облаков, теоретические исследования видимости в атмосфере и практика воздушной навигации.
Номограммами называются чертёжи, являющиеся особыми изображениями функциональных зависимостей наклонной дальности видимости от основных факторов, влияющих на нее. Каждая номограмма строится для определенной функциональной зависимости в заданных пределах изменения переменных. На номограммах вычислительная работа заменяется выполнением простейших геометрических операций, указанных в ключе (правиле) пользования номограммой. На основе полученных данных были разработаны номограммы и в качестве примера представлены на рисунке.
При обнаружении самосветящихся ориентиров необходимо решить три задачи: расчет дальности опознавания-обнаружения одиночных ориентиров, обнаружения группового огня (световое пятно от группы огней) и расчет дальности распознавания объекта как группового огня. При расчете дальности обнаружения самосветящихся объектов они рассматривались как групповые огни с учетом некогерентного сложения излучения [1].
Задачи по определению дальности видимости самосветящихся ориентиров (очагов пожаров) необходимо решать на основе видимости световых пятен.
Анализ зависимостей наклонной полетной дальности видимости самосветящихся ориентиров от очагов пожаров ночью показывает, что она в отличие от светлого времени суток в первую очередь зависит от естественной
освещенности и вида ориентира, которые в свою очередь зависят от количества и формы облаков и фазы Луны. Прозрачность атмосферы в темное время суток уходит на второй план. Поэтому первые части номограмм должны учитывать изменение видимости в зависимости от разных значений естественной освещенности и прозрачности атмосферы.
Особое влияние на наклонную дальность видимости оказывает высота полета, а также проявляющееся на ней через путевую скорость направление и скорости ветра. Чем выше полет и больше путевая скорость, тем больше угол визирования на земной поверхности и меньше наклонная полетная видимость, и наоборот. Также через угол визирования были учтены психофизиологические особенности зрения наблюдателя.
Полученные результаты подтверждаются данными из показаний лётного состава и согласуются с руководящими документами по производству визуал ь-ных полётов ночью.
Рисунок. Номограмма для оценки наклонной полетной дальности видимости в темное время суток светового пятна от пожара при естественной освещенности 0,01-0,001Лк
Анализ зависимостей дальности видимости ночью при однородной прозрачности атмосферы показал что:
- основным фактором, влияющим на дальность видимости очагов пожаров, является естественная освещенность;
- дальность видимости самосветящихся ориентиров (очагов пожаров) в тёмное время суток больше, чем дальность видимости их же днём, при одинаковых значениях прозрачности атмосферы, связанных с задымленностью;
- границы самосветящихся ориентиров (очагов пожаров) в тёмное время суток гораздо лучше очерчены, чем днем. Это связано с высокими контрастами;
Н=100м Н=50м
70 НПД1
<р-►
МОДВ.м
- дальность видимости самосветящихся ориентиров (очагов пожаров) с увеличением естественной освещенности будет уменьшаться, чем темнее ночь, тем лучше обнаружение очага при прочих равных условиях.
- наклонная дальность видимости в темное время суток всегда меньше горизонтальной дальности видимости и зависит от путевой скорости воздушного судна и высоты полёта.
Предложенные номограммы позволяют определять наклонную полетную дальность видимости самосветящихся ориентиров (очагов пожаров) в тёмное время суток и оценивать возможность выполнения полетов по данным наземных метеорологических наблюдений без проведения воздушной разведки погоды.
Таким образом, внедрение результатов работы в оперативную практику авиационных метеорологических подразделений позволит существенно повысить эффективность, безопасность и регулярность полетов авиации в темное время суток.
Список использованной литературы:
1. Дорофеев В.В. Видимость для авиационных целей: монография. Воронеж: ВАИУ, 2010. 252 с.