УДК 336.7(075.8)
Ж. Н. Тропина, к.э.н., доцент Финансовый университет при Правительстве РФ, Российская Федерация, г. Москва tropina_zanna@inbox. ru
ОБЛИГАЦИИ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация: В статье анализируются и сравниваются основные источники финансовых ресурсов предприятия: банковские кредиты и облигации, рассматриваются как положительные, так и отрицательные стороны привлечения бизнесом финансирования с помощью облигаций.
Ключевые слова: банковское кредитование, кредитный договор, кредитор, эмиссия, облигации, программа облигаций.
Zh. N.Tropina BONDS AS A SOURCE OF FINANCIAL RESOURCES OF THE ENTERPRISE
Abstract: The article analyzes and compares the main sources of financial resources of an enterprise: bank loans and bonds, considers both positive and negative aspects of attracting business financing through bonds.
Keywords: bank crediting, credit agreement, creditor, issue, bonds, bond program
Функционируя в условиях жесткой рыночной конкуренции предприятия,
как правило, не могут активно развиваться, опираясь лишь на свои собственные
источники денежных средств. Для расширения бизнеса, обеспечения реализации
1
инвестиционных проектов предприятия вынуждены прибегать к банковскому кредитованию, выпуску векселей. Альтернативным вариантом привлечения финансовых ресурсов, имеющим определенные преимущества по сравнению с другими вариантами, можно считать выпуск облигаций.
Банковское кредитование на данный момент является одним из основных источников финансирования российских предприятий. При этом банковское кредитование имеет такие привлекательные характеристика как удобство и относительная простота получения кредитов. Однако использование этого источника сопряжено с достаточно большим количеством проблем для предприятий. Кредиты банков, предоставляемые предприятиям, могут быть ограничены капиталом банков. Предприятия, использующие исключительно банковское кредитование попадают в значительную зависимость от источника финансирования, поскольку ситуация с получением кредитов одним предприятием одновременно от нескольких банков возникает не часто. В целях снижения рисков и обеспечения дополнительных гарантий по возврату денежных средств, банки вводят дополнительные условия в кредитные договора, которые способны значительно ограничить свободу принятия бизнес-решений. Как правило, выдавая кредит, банки сопровождают это действие требованием не наращивать до погашения данного кредита долговую нагрузку предприятия.
В этих условиях облигации могут стать значимым альтернативным источников финансирования [1,389]. Практика функционирования облигаций позволяет говорить о том, что облигации могут использоваться бизнесом параллельно с банковским кредитованием. С помощью облигаций могут быть решены отдельные задачи в рамках финансирования инвестиционных проектов [2,334] . Параллельное привлечение денежных средств и с помощью банковских кредитов, и с помощью размещения облигаций позволяет значительно повысить эффективность финансирования предприятий реального сектора экономики, сделать финансирование более гибким.
В последние годы Центральный Банк достаточно активно проводит мероприятия по "бондизации" российской экономики, среди них достаточно много акций, позволяющих получить предварительную информацию о готовности бизнеса к использованию тех или иных финансовых инструментов. Так анкетирование, проводившееся в 2016 г. Банком России среди предприятий Центрального федерального округа (500 предприятий), позволило получить следующие результаты: лишь 5% хозяйствующих субъектов заявили о том, что не нуждаются в заёмном капитале, при этом из числа предприятий заявивших о наличии потребности в дополнительных источниках финансовых ресурсов 80% заявили о том, что отдают предпочтение банковскому кредитованию, поскольку не имеют достаточно информации о положительных и отрицательных сторонах облигационных выпусков, уверены в сложности процедуры эмиссии и высоких затратах, связанных с организацией выпуска и размещения облигаций.
Особенно актуальной эта проблема является для регионов. Подавляющее большинство выпусков корпоративных облигаций России сосредоточено в Москве и Санкт-Петербург. При этом 2/3 эмитентов находится в Центральном федеральном округе.
В октябре 2016 года Банком России был начат проект по популяризации облигаций в качестве источника заёмного финансирования для предприятий реального сектора экономики. Проект, прежде всего, был адресован региональным компаниям, относящимся к среднему бизнесу. На начальном этапе реализации проекта первоочередной задачей мегарегулятора стало выявление организаций, заинтересованных в привлечении финансовых ресурсов с помощью облигаций, потенциальных эмитентов. В результате проведенного Банком России обследования была определена специфика финансирования работы предприятий этой группы, проанализированы условия, которые могут сделать облигации приоритетным источником заемных средств и проблемы, ограничивающие
развитие рынка корпоративных облигаций.
3
Опираясь на полученную информацию, регулятор с партнерами проводит мероприятия по содействию выпуску и размещению корпоративных облигаций. Основными целями этих мероприятий являются:
• повышение уровня финансовой грамотности менеджмента и персонала финансовых служб предприятий - потенциальных эмитентов корпоративных облигаций;
• введение мер, направленных на упрощение процедуры эмиссии и снижение издержек, связанных с выпуском облигаций, расширение доступа к получению услуг консультантов и финансовых посредников, прежде всего в регионах;
• привлечение государственной информационной и финансовой поддержки для региональных эмитентов;
В 2014 г. в российское законодательство впервые было введено понятие коммерческая облигация, в 2015 г. было проведено изменение стандартов эмиссии. На данный момент у российских предприятий существует возможность использования этого нового инструмента формирования финансовых ресурсов[3,65][4,69] .
При этом как банковское кредитование, так и облигации имеют как существенные недостатки, так и преимущества.
Преимущества банковского кредитования:
- привычность инструмента для заемщика, простота организации, относительно низкий уровень затрат;
- возможность изменения условий кредитного договора в зависимости от рыночной ситуации;
- отсутствие требования публичного раскрытия информации.
Отрицательные стороны банковского кредитования:
- доминирующая роль банка при определении условий кредитования;
- предъявление требований к обеспечению, размеру неснижаемого остатка по счетам, поддержанию оборотов, введение ковенант в кредитные договора;
4
- введение комиссий за неиспользованную часть кредитной линии, штрафов за досрочное погашение кредитов;
- активное предложение в качестве дополнительных условий других банковских продуктов.
Преимущества облигаций:
- больший по сравнению с кредитами объем привлечения денежных средств;
- возможность более длительного срока привлечения денежных средств;
- отсутствие требований по залогу;
- более широкий круг кредиторов (банки, пенсионные фонды, страховые компании, управляющие компании, физические лица);
- возможность ускоренного привлечения денежных средств в рамках зарегистрированных ранее программ;
- формирование публичной кредитной истории, позволяющей перейти к более выгодным условиям заимствования в дальнейшем;
- возможность управления долгом в случае изменения рыночных условий;
- выстраивание отношений с инвесторами в целях обеспечения финансирования других проектов компании, в том числе в части акционерного капитала;
- рост узнаваемости бренда.
Отрицательные стороны размещения облигаций:
- довольно сложный этап подготовки выпуска;
- присутствие расходов, связанных с финансовым консультированием, получением кредитных рейтингов, андеррайтингом;
- невозможность изменения ставки купона;
- требование публичного раскрытия информации о
компании.
Отсутствие в условиях жестких санкций возможности для российских
предприятий привлечения относительно дешевых финансовых ресурсов на рынках
5
Запада делает задачу популяризации и развития инструментов, обращающихся на внутреннем фондовом рынке особенно актуальной. Грамотное использование российскими компаниями облигаций способно снизить издержки, связанные с привлечением долгового финансирования, повысить устойчивость бизнеса в высоко конкурентной среде.
Список литературы
1.Алексеева И.А. Макарова Е.В. Российский рынок корпоративных облигаций: тенденции и перспективы развития.// Известия Байкальского государственного университета. 2017.Т.27 №3 С. 389-400
2. Попова О.В. Леонова О.В. Иващенко Т.Н. Корпоративные облигации как перспективный источник финансирования инновационно-инвестиционных проектов в предпринимательстве. // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12 №6 С. 233-245.
3.Тропина Ж.Н. Коммерческие бумаги как инструмент привлечения финансовых ресурсов // Российское предпринимательство. 2004. №11. С. 64 - 67.
4. Тропина Ж.Н. Коммерческие бумаги как инструмент привлечения финансовых ресурсов // Российское предпринимательство. - 2004. - Том 5. - № 11. - С. 64-67.