Научная статья на тему 'Область применения МСФО для малых и средних предприятий'

Область применения МСФО для малых и средних предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ КРИТЕРИЙ / ПРОЗРАЧНАЯ ФИНАНСОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрецкий С. С.

статья освещает область применения МСФО для малых и средних предприятий. Автор приводит ключевые критерии отнесения предприятий к малым и средним по отдельным странам и дает определение предприятиям, которые имеют право использовать МСФО для малых и средних предприятий с точки зрения рекомендаций Совета по МСФО. Анализируется статистический материал, характеризующий плотность и динамику численности малых и средних предприятий в отдельных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Область применения МСФО для малых и средних предприятий»

6. Меньшова В.П., Тобелко И.Л. Экономика химической промышленности. -М.: Высшая школа, 1982. - 189 с.

7. Миллионщиков А. Д. Расчеты с бюджетом по платежам из прибыли. - М.: Финансы, 1976. - 207 с.

8. Ситарян С. А. Хозяйственная реформа и бюджет. - М.: Финансы, 1968, 119 с.

С. С. Юрецкий

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МСФО ДЛЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ SCOPE OF IFRS FOR SMALL AND MEDIUM SIZE ENTITIES

Аннотация: статья освещает область применения МСФО для малых и средних предприятий. Автор приводит ключевые критерии отнесения предприятий к малым и средним по отдельным странам и дает определение предприятиям, которые имеют право использовать МСФО для малых и средних предприятий с точки зрения рекомендаций Совета по МСФО. Анализируется статистический материал, характеризующий плотность и динамику численности малых и средних предприятий в отдельных странах.

Ключевые слова: международные стандарты финансовой отчетности для малых и средних предприятий, количественный критерий, прозрачная финансовая информация.

Abstract: the article defines the scope of IFRS for small and medium size entities. The author explains key criteria of small and medium size entities by countries and defines entities, entitled to use IFRS for SME from the IASB point. Statistics characterizing density and dynamics of SME in various countries is analysed.

Keywords: international financial reporting standards for small and medium size entities, numerical criterion, transparent financial data.

Термин «малые и средние предприятия» (МСП) широко распространен и используется во всем мире. Анализ научной литературы свидетельствует, что отдельные известные ученые-экономисты имеют различные точки зрения на сущность малых и средних предприятий.

Практически все страны разрабатывают свои собственные определения категории МСП для широкого круга целей, включая обязательства по представлению финансовой отчетности национальных компаний. Очень часто региональные определения включают в себя количественный критерий, базирующийся на выручке, активах, количестве занятых. Например, в России ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ устанавливает следующие количественные критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым и средним предприятиям:

• средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

•S от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий; S до 100 человек включительно для малых предприятий; S среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

© С.С. Юрецкий, 2012

• выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год не должна превышать:

■ 60 млн. рублей для микропредприятий;

■ 400 млн. рублей для малых предприятий;

■ 1000 млн. рублей для средних предприятий.

Анализ используемой классификации субъектов рыночной экономики в развитых странах показывает разнообразие критериев отнесения предприятий к различным категориям. Так, в странах - членах ЕС все хозяйствующие субъекты экономики подразделяются на микро-предприятия, малые, средние и крупные предприятия. По данным органов евростатистики в Евросоюзе выделяются следующие категории предприятий:

• микро-предприятия с численностью занятых от 1 до 9 человек;

• малые предприятия с численностью от 10 до 49 человек;

• средние предприятия с численностью занятых от 50 до 249 человек;

• крупные предприятия с численностью занятых 250 человек и более.

Количество малых и средних предприятий в каждой стране сильно зависит от

критериев признания, описанных выше, но все-таки главными факторами «интенсивного» роста числа малых и средних предприятий являются их активная государственная поддержка, сокращение административных барьеров, мешающих развитию малых и средних предприятий. Малые и средние предприятия представляют собой неотъемлемую часть рыночной экономики, функционируя в тех сферах деятельности, которые могут не представлять интереса для крупных предприятий, но быть стратегически значимыми для экономики и страны в целом.

27 марта 2008 г. прошло заседание президиума Государственного совета Российской Федерации «О преодолении административных барьеров в развитии малого бизнеса и мерах налоговой политики, направленных на стимулирование его роста», где были рассмотрены первоочередные меры по развитию малого предпринимательства. В процессе обсуждения Д. А. Медведев отметил, что малый и средний бизнес является основой для расширения среднего класса, и подчеркнул, что к 2020 г. численность населения, занятого в малом и среднем бизнесе должна составлять в среднем 70-75% от населения Российской Федерации.

Во многих странах малому предпринимательству отводится ключевая роль в экономическом развитии. В экономически развитых странах число малых и средних предприятий, по разным оценкам, превышает 95% от общего числа компаний. Для сравнения приведем отдельные показатели малых и средних предприятий в экономике зарубежных стран и Российской Федерации, которые сведены в таблице.

Таблица

Показатели малых и средних предприятий в экономике зарубежных стран _и Российской Федерации по состоянию на 01.01.2010 г._

Страна Число малых и средних предприятии в расчете на 1 тыс. жителей Доля малых и средних предприятий, %

в общей численности занятых в ВВП

Великобритания 54 57 58 - 62

Германия 43 54 58 - 63

Италия 79 85 66 - 70

Франция 41 63 64 - 72

США 86 63 58 - 61

Япония 58 91 61 - 64

Россия 8 12 19 -20

Из приведенных на рисунке данных видно, что наибольшее число малых предприятий на 1000 жителей приходится в США - 86, Италии - 79 и в Японии - 58. При этом малые предприятия в США формируют не менее 55% ВВП и обеспечивают рабочими местами 53% экономически активного населения. В Японии их удельный вес в ВВП составляет более 60% при 91% от общего числа занятых в экономике, а в Германии данные показатели составляют, соответственно, 60% и 54%. По данным Росстата в России по состоянию на 31.12.2007 г. численность малых предприятий составила 1 137 тыс. предприятий.

Рис. Количество малых и средних предприятий в Российской Федерации

Количество субъектов малого и среднего бизнеса в Российской Федерации продолжает расти из года в год, наблюдается устойчивая тенденция к росту (см. рисунок). Несмотря на улучшение положения малых и средних предприятий в Российской Федерации, их развитие сопряжено с рядом проблем. К основным из них, общим для всех малых и средних предприятий, можно отнести следующие:

• увеличение доли переменных издержек в структуре себестоимости, что обусловлено ростом тарифов, а также удорожанием топлива и энергии;

• высокие управленческие расходы ввиду неэффективности организационных и управленческих структур;

• трудности в привлечении внешних (заемных) источников финансирования, как для становления, так и для развития бизнеса;

• неэффективное использование механизмов стратегического планирования и прогнозирования, следствием чего становится принятие необоснованных решений;

• неустойчивость структуры рынка, которая выражается в вынужденной или объективно обусловленной диверсификации многих предприятий.

Немалый интерес представляет оценка руководителями субъектов малых и средних предприятий основных факторов, ограничивающих рост производства на малых и средних предприятиях. По данным опроса Росстата, в качестве одного из наиболее значимых ограничивающих факторов руководители отмечают недостаток финансовых ресурсов, в том числе кредитных. Проблема кредитования заключаются в том, что, малые и средние предприятия не могут позволить себе привлекать

финансирование на выгодных условиях в силу отсутствия доверия кредитных организаций, как следствие отсутствия прозрачной и понятной финансовой и нефинансовой информации о результатах деятельности предприятия.

В Российской Федерации малые предприятия ведут бухгалтерский учет в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, а также имеют право пользоваться «Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» № 64н, утвержденными Министерством финансов 21 декабря 1998 года. В рекомендациях установлен упрощенный типовой план счетов бухгалтерского учета, приведены примеры ведомостей учета, а также предусмотрена возможность вести учет кассовым методом. Очевидно, что составление малыми предприятиями отчетности в соответствии с указанными рекомендациями не сделает отчетность прозрачнее, достовернее и информативнее отчетности, составленной в соответствии с национальными РПБУ, поскольку эти рекомендации основаны на принципах РПБУ. Составление отчетности в соответствии со стандартами, признанными на международном уровне МСФО, до публикации сокращенного МСФО являлось для малого и среднего бизнеса невыполнимой задачей в силу больших затрат на составление отчетности и сложности учетных принципов. После публикации МСФО для малых и средних предприятий эта задача может быть воплощена на практике. Встает только вопрос области применения стандарта, иными словами, вопрос - какие организации имеют право применять МСФО для МСП.

Для целей представления отчетности составленной в соответствии с МСФО для малых и средних предприятий Совет по МСФО разработал свои собственные минимальные базовые критерии, которым должно соответствовать отчитывающееся предприятие. В трактовке СМСФО малые и средние предприятия - это непубличные предприятия, публикующие финансовую отчетность общего назначения для внешних пользователей. Компания является публичной, если:

• ее долговые или долевые инструменты торгуются на рынках капитала или компания в процессе выпуска таких инструментов на публичный рынок;

• она на доверительной основе контролирует активы широкого круга экономических субъектов, и это является ее основной деятельностью (это характерно для банков, страховых компаний, брокеров, дилеров, совместных фондов и инвестиционных банков).

В дополнение к двум вышеприведенным критериям СМСФО указывает на тот факт, что в целях представления отчетности предприятие следует считать публичным, если оно экономически значимо в своей стране. Таким образом, значимая в масштабе страны организация в целях раскрытия финансовой информации считается СМСФО публичной организацией и не может составлять отчетность по МСФО в соответствии с МСФО для малых и средних предприятий. Немаловажно отметить, что степень значимости должны устанавливать национальные правительства для каждой страны в индивидуальном порядке.

Таким образом, приведенное в стандарте базисное определение предназначено в большей степени для того, чтобы проинформировать национальные законодательные и регулирующие органы, организации, разрабатывающие местные стандарты, отчитывающиеся организации и их аудиторов о сфере применения стандарта и о том, какие компании однозначно не имеют право его применять. Руководствуясь данным определением, каждая страна, решившая применять упрощенный стандарт, может разработать количественные и качественные критерии отнесения компаний к категории малых и средних. Аналогично местные власти каждой страны вправе принять решение о том, что социально значимые для национальной экономики компании в целях составления отчетности по МСФО будут считаться публичными и, следовательно, будут обязаны применять полную версию международных стандартов. В большинстве стран подобные решения принимают либо независимые органы, ответственные за

принятие стандартов финансовой отчетности, либо профессиональные бухгалтерские институты, либо органы законодательной власти. Процедура принятия решения зависит от каждой конкретной страны. Количественные критерии могут быть установлены как в законодательном порядке, так и в пояснениях к сфере применения стандарта.

По мнению Совета по МСФО основной категорией предприятий, подпадающих под действие стандарта, являются компании с численностью сотрудников порядка 50-100 человек, однако это могут быть и очень крупные предприятия, ценные бумаги которых не обращаются на рынке, и микрокомпании. В Российской Федерации в целях составления МСФО отчетности критерии экономической и социальной значимости не предусмотрены Правительством. Поэтому для определения экономической и социальной значимости организации необходимо пользоваться лимитами, установленными ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ.

Литература

1. Международный стандарт финансовой отчетности 39 «Финансовые инструменты», издан Правлением Комитета по международным стандартам финансовой отчетности. - Лондон 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.