[Электронный ресурс] // Аккредитация в образовании. 2015. № 1. URL: http://www.akvobr.ru/programmy_ prikladnogo_bakalavriata.html (дата обращения: 27.07.2015).
References
1. Kontseptsiya prikladnogo bakalavriata [Applied baccalaureate concept]. Moscow, FSI "FED" ; Primary, secondary, high and supplementary professional education center, 2010. 20 p.
2. Aksenova M., Muravieva A. [Applied baccalaureate programs: profits and underwater rocks]. Akkreditatsiya v obrazovanii. 2015. No 1 (In Russ.). Available at http://www.akvobr.ru/programmy_priklad-nogo_bakalavriata.html. (accessed: 27.07.2015).
© Арефина О. В., Кукушкин С. Г., Самохвалова С. М.
УДК 378.147
ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
А. П. Багаева
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассмотрены возможности использования облачных технологий в образовании, а также возможные сложности при внедрении. Представлены основные примеры современных сервисов, построенных на основе технологии облачных вычислений для образования.
Ключевые слова: облачные технологии, облачные сервисы, компьютерные технологии.
CLOUD TECHNOLOGIES IN EDUCATION A. P. Bagaeva
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
The article considers the possibility of using cloud-based technologies in education, as well as possible difficulties in their implementation. The research provides basic examples of modern services based on technology cloud computing for education.
Keywords: cloud, cloud services, computer technology.
Облачные технологии - это обработка данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис.
Суть облачных технологий заключается в предоставлении пользователям хостинга удаленного доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям через Интернет.
По сравнению с традиционным подходом, облачные сервисы позволяют управлять более крупными инфраструктурами, обслуживать различные группы пользователей в пределах одного облака, а также означают полную зависимость от провайдера облачных услуг [1].
Рассмотрим возможности использования облачных технологий в организации обучения студентов, оценим, какие преимущества может дать использование облачных технологий и почему их использование видится эффективным с учетом организации проведения современного учебного процесса.
В настоящее время изучение практически любой дисциплины проводится с использованием современной компьютерной техники. Вычислительная техника позволяет не только проводить сложные расчеты, но и обращаться посредством глобальной сети. Развитие компьютерных технологий способствовало созданию большого числа прикладных программных продуктов, которые используются или потенциально могут использоваться в ходе учебного процесса. Не редко встречается ситуация, когда преподаватель располагает специальными учебными программами для читаемого им курса, но не может их установить, так как сделать это не позволяет тип установленного в учебном классе компьютерного оборудования.
Использование облачных технологий позволяет с большим или меньшим успехом решить названную проблему. Подавляющее большинство компьютерных классов учебных заведений используют локальную сеть, позволяющую обращаться к корпоративной сети
Решетнеескцие чтения. 2015
учебного заведения, в том числе использовать ресурсы частного облака, если оно создано, а также к глобальной сети Интернет (возможность использования ресурсов публичного и/или гибридного облаков).
Возможность предоставить каждому учащемуся по виртуальной машине в облаке, позволяет абстрагироваться от мощности ресурсов того компьютера, с помощью которого учащийся, с использованием протокола удаленного рабочего стола (RDP), подключается к виртуальной машине. Мощности даже далеко не самых современных компьютеров вполне достаточно для того, чтобы отображать удаленный рабочий стол [2].
Отметим ряд задач, характерных именно для учебного процесса, которые могут успешно решаться с использованием технологии серверной виртуализации:
1. Обеспечение доступа учащихся к компьютерным ресурсам во внеурочное время.
2. Обеспечение доступа студентов к одному или нескольким виртуальным компьютерам с правами администратора.
3. Возможность остановки и сохранения состояния виртуальных машин студентов позволяет более гибко проводить учебный процесс.
4. Для студентов, изучающих компьютерные дисциплины, в настоящее время учебными заведениями предлагается обширная программа, включающая в себя изучение различных операционных систем и прикладного программного обеспечения, которое может быть достаточно ресурсоемким.
Рассматривая возможность использования облачных решений в учебном процессе, следует отметить возможные сложности внедрения и существующие недостатки. Преподаватель читаемой студентам дисциплины не всегда имеет достаточную квалификацию для того, чтобы управлять облачными ресурсами в рамках поставленной задачи по обеспечению учебного процесса. Существует зависимость от подключения к сети, а также при работе с важной информацией необходимо делать резервные копии на локальных компьютерах и на переносных носителях. Доверять облачным технологиям можно только те данные, с которыми без сожаления можно расстаться.
Стоит обратить внимание на инновационные IT-приложения, например, в настоящее время существует множество облачных сервисов, которые можно применять в образовательном процессе. Корпорация Google разрабатывает и предоставляет множество приложений и сервисов, доступ к которым возможен в окне любого браузера (Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera, Internet Explorer и др.) при наличии подключения к Интернету [3].
Особое место занимает GoogleApps. Для образовательных целей разработан Google Apps Education Edition - бесплатный пакет для учебных заведений, включающий все возможности профессионального пакета.
Основные преимущества использования Google Apps Education Edition в образовании с точки зрения пользователя: минимальные требования к аппаратному обеспечению; облачные технологии не требуют
затрат на приобретение и обслуживание специального программного обеспечения; GoogleApps поддерживает все операционные системы и клиентские программы, используемые учащимися и учебными заведениями; работа с документами возможна с помощью любого мобильного устройства, поддерживающего работу в Интернете; все инструменты Google Apps Education Edition бесплатны [4].
Рассмотрим основные онлайновые сервисы на основе облачных вычислений, предоставляемые Google для учебных заведений.
Gmail является полнофункциональным почтовым клиентом с обменом мгновенными сообщениями, голосовым и видеочатом, мобильным доступом, а также защитой от спама и вирусов.
Группы Google - инструмент управления и групповой работы на основе моделируемых форумов и списков рассылок. В современном образовании на первый план выходит работа с Интернетом, совместная деятельность, умение вести проекты и исследования, используя интернет-среду для обучения [5].
Служба Live@edu (облачные сервисы от корпорации Microsoft) - это больше, чем просто бесплатные учебные записи электронной почты. Это также ваши личные календари, фотоальбомы, документы и рабочие области, а также бесплатное интернет-хранилище объемом 25 ГБ
Самое важное преимущество сервиса Microsoft -это безусловно бесплатный офис. Ни для кого не секрет, что Microsoft Office стоит приличных денег, а многие функции практически никогда не используются. Поэтому использования ограниченной бесплатной онлайн-версии программы помогает сэкономить время и деньги.
Таким образом, несмотря на существующие проблемы и недостатки, можно сказать, что стремительное распространение облачных вычислений ставит перед образовательной средой задачи интеграции облачных сервисов в систему образовательного учреждения, пересмотра своей 1Т-инфраструктуры и внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.
Библиографические ссылки
1. Облачные технологии в образовании [Электронный ресурс]. URL: http://edu-lider.ru/ (дата обращения: 20.03.2015).
2. Склейтер Н. Облачные вычисления в образовании: Аналитическая записка : пер. с англ. // Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. М., 2010. 12 с.
3. Ананченко И. В., Гайков А. В., Мусаев А. А. Технологии слияния гетерогенной информации из разнородных источников // Известия СПбГТИ(ТУ). СПб., 2013.
4. Облачные сервисы в образовании [Электронный ресурс]. URL: http://verapetrovna.ucoz.net/publ/ oblachnye_servisy_v_obrazovanii/1-1-0-9 (дата обращения: 20.03.2015).
5. Алексанян Г. А. Сервисы Google в организации самостоятельной деятельности студентов СПО // Молодой ученый. 2012. № 9. С. 263-266.
References
1. Cloud technologies in education [Electronic resource]. URL: http://edu-lider.ru/ (accessed: 20.03.2015).
2. Sclater N. Cloud computing in education: Analytical note [translation from English] / UNESCO Institute for information technologies in education. Moscow, 2010. 12 p.
3. Ananchenko I. V., Gaykoff A. V., Musayev A. A. Technology merge heterogeneous information from
disparate sources // Izvestiya SPbGTI-Spb(TU). Spb, 2013.
4. Cloud services in education [Electronic resource]. URL: http://verapetrovna.ucoz.net/publ/oblachnye_servisy_ v_obrazovanii/1-1-0-9 (accessed: 20.03.2015).
5. Alexanyan G. A. Google Services in the organization of independent work of students of the SPE // Young scientist. 2012. No. 9, рр. 263-266.
© EaraeBa A. n., 2015
УДК 378.1
ПОВЫШЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ КЛАСТЕРНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Д. А. Бархатова1, Г. М. Гринберг2
1 Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89
2Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail:, [email protected], [email protected]
Описывается важность создания единого кластерного сообщества, обеспечивающего интеграцию школьников, студентов, молодых ученых, учителей школ, преподавателей вузов и специалистов из информационно-технологической и технико-технологической сфер деятельности с целью реализации различных научно-технических проектов. Отмечается педагогический эффект совместной деятельности педагогических и технических вузов в работе кластера. Приведены достигаемые кластером результаты, важные как для образования, так и для науки в целом.
Ключевые слова: образовательный кластер, научно-исследовательская деятельность молодежи, интеграция «школа-вуз-бизнес».
INCREASING SCIENTIFIC AND TECHNICAL POTENTIAL OF YOUNG PEOPLE
WITH CLUSTER ASSOCIATION
D. A. Barkhatova1, G. M. Grinberg2
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation 2Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail:, :[email protected], [email protected]
The research describes importance of cluster community creation, providing integration of pupils, students, young scientists, teachers of schools and universities and experts from information, technological and technical sphere of activity for the purpose of implementation of various scientific and technical projects. It shows pedagogical effect of joint activity of pedagogical and technical universities in cluster work. The achieved results with a cluster are important for both for education and science in general.
Keywords: educational cluster, research activity of youth, integration of "School-University-Business".
В условиях новой стратегии экономического развития страны важным видится повышение научно-технического потенциала молодежи, так как именно данная деятельность направлена на получение и применение новых компетенций для решения технологических, инженерных, экономических, социальных и других проблем, а также обеспечения функциониро-
вания науки, техники и производства как единой системы. Однако сегодня можно отметить низкий уровень развития и поддержки научно-технической деятельности молодежи, что, с одной стороны, связано с отсутствием их интереса к данной деятельности, а с другой - с отсутствием базы для творческой реализации научно-технических проектов.