Список литературы
1. Желукевич Р.Б. Теория и практика создания рабочих органов строительных и дорожных машин с дисковыми резцами. [Текст]: диссертация Доктора технических наук 05.05.04 / Р.Б. Желукевич Красноярск, 2013. 364 с.
2. Using statistically based modeling for vehicle dynamics / Ilie, C.-O., Grosu, D., Mocian, O., Vilau, R., Bartis, D. // Year the Document was Publish 2014 Source of the Document Advanced Materials Research 1036. P. 564-567 (Scopus).
3. Лысянников Л.В. Влияние угла резания отвала на усилия и энергоемкость резания снежного наката [Электронный ресурс]: А.В. Лысянников, Р.Б. Желукевич, Ю.Ф. Кайзер, Ю.Н. Безбородов, Н.Н. Малышева, И. В. Надейкин // Вестник Казанского технологического университета, 2012. Т. 15. № 13. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.a sp?id=17846275/ (дата обращения: 20.06.2017).
4. Воскресенский ЛЛНаучные основы проектирования рабочего оборудования для разрушения уплотненного снега на автомобильных дорогах: автореферат дис.... Докт. Техн. Наук / Г.Г. Воскресенский // Хабаровск, 2011. 39 с.
5. Желукевич Р.Б. Использование дисковых резцов в конструкциях рабочих органов строительно-дорожных машин при разработке мерзлых грунтов. [Электронный ресурс]: Р.Б. Желукевич., К.Л. Овсянников // Братский государственный университет (Братск) «Механики XXI веку», 2008. № 7. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?Id=20524431 &sescookieid=390546367&userid=180106887/ (дата обращения: 20.06.2017).
6. Вахидов У.Ш. машины для разработки льда, снега и мерзлого грунта [Электронный ресурс]: учеб. пособие / У.Ш. Вахидов, И.А. Ерасов, Ю.И. Молев, В.А. Шапкин. Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2013. 156 с. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?SesCookieID=39054 6367,%20390546367&UserID=180306207,%20180306207&id=23126058&SesCookieID=390 546367&UserID= 180492487/ (дата обращения: 20.06.2017).
ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО
УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 1 2 Глухов Н.И. , Волошина П.С.
1Глухов Николай Иванович - кандидат экономических наук, доцент; 2Волошина Полина Сергеевна - магистрант, кафедра информационных систем и защиты информации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Иркутский государственный университет путей и сообщения, специалист по защите информации, управлению информатизации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Иркутский национальный исследовательский технический университет,
г. Иркутск
Аннотация: данная статья посвящена исследованию, связанному с понятием облачных технологий, облачных хранилищ данных, выявлению главных плюсов и минусов таких технологий путем проведения опроса и анализа ответов, а также с эффективностью внедрения облачных технологий в образовательный процесс высшего учебного заведения. Ключевые слова: облачное хранилище данных, облачные технологии, облако, хранилище данных, централизованное хранилище данных, информационная безопасность, защита данных, информационные потоки, информационные технологии, информационные сервисы, информационные риски, образовательный процесс.
Введение
В настоящее время все большую популярность и востребованность обретают облачные хранилища данных. Такие хранилища появились сравнительно недавно, но довольно быстро стали привычным и даже необходимым сервисом для большинства людей.
Что же такое «облачное хранилище данных»? Это модель онлайн-хранилища, в котором данные хранятся на многочисленных, распределенных в сети серверах, предоставляемых в пользование клиентам, в основном третьей стороной [1]. Данные хранятся, а равно и обрабатываются, в так называемом облаке, которое представляет собой, с точки зрения клиента, один большой, виртуальный сервер [2].
Данный термин можно объяснить проще: есть какая-то организация, которая раздает всем желающим свободное место на своих серверах (бесплатно, платно или условно-бесплатно). Вы можете положить туда свои файлы и получить к ним доступ откуда угодно [3]. Организация также создает дополнительные сервисы для пользователей своего облачного хранилища. Это отличает облачное хранилище данных от, например, Web-хостинга. Такие сервисы позволяют получить простой доступ к вашим данным с компьютера или мобильного устройства, повысить уровень защищенности данных, осуществить автоматическую синхронизацию данных между разными компьютерами и устройствами пользователя, предоставить общий или ограниченный доступ к своим файлам [4].
Словосочетание «облачное хранилище данных» сейчас на слуху практически у каждого человека. Многие сталкиваются с таким хранилищем, покупая современные смартфоны, планшеты, ноутбуки. Но, тем не менее, далеко не все знают, что же такое «облачное хранилище данных», и не имеют представление для чего оно нужно и какие позволяет решать задачи.
Проведение исследования и полученные результаты
Целью исследования является формирование вывода о том, как много студентов и преподавателей в принципе знакомы с термином «облачное хранилище данных», как они понимают принадлежность такого хранилища, какие видят плюсы и минусы и считают ли целесообразным внедрение облачных технологий в образовательный процесс университета.
Почему же я решила рассмотреть применение облачных технологий именно в образовательном процессе? Это связано с тем, что, по моему мнению, ведущие вузы нашей страны должны идти «в ногу со временем», и это влечет за собой необходимость совершенствования информационных технологий в информационной в информационной среде образовательного учреждения. В связи с этим предполагается внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения.
Опрос и интервьюирование студентов и преподавателей университета проводились следующим образом:
1. Была составлена анкета из 5 вопросов, предполагающая как выбор ответа из предложенных вариантов, так и развернутые ответы.
2. Было решено провести опрос как в устном, так и в электронном виде. Для данной анкеты была составлена электронная форма с помощью одного из сервисов опросов в сети Интернет (www.testograf.ru.). Это связано с тем, что у большинства студентов есть гораздо больше времени и желания отвечать на подобные опросы через социальные сети, так как это является удобным и интерактивным (что еще раз доказывает эффективность внедрения новых информационных технологий, особенно среди молодежи).
3. Также выборочное количество студентов и преподавателей вуза было опрошено в устной форме, что позволило более детально поговорить и порассуждать на тему внедрения облачных технологий в образовательный процесс и сделать в дальнейшем более точные выводы по данному опросу.
4. После проведения опроса были составлены диаграммы вопросов, предполагающие выбрать один ответ из нескольких вариантов предложенных, проанализировано процентное соотношение, а также ответы на развернутые вопросы, сделаны соответствующие выводы, намечены дальнейшие пути исследования и возможные методы решения задач.
19
Первый опрос анкеты: «Знакомы ли Вы с понятием облачных технологий?». 45% опрошенных утверждают, что им известно данное понятие, также 45 % не знают, что такое «облачные технологии», и 10% опрошенных о таком понятии слышали, но точное его определение они не знают. Процентное соотношение ответов на данный вопрос показано на рисунке 1.
■ 1 - Да 45%
■ 2 - Нет 45%
■ 3 - Слышал (а) о таком определении, но не до конца понимаю его значение 10%
Рис. 1. Процентное соотношение ответов на вопрос «Знакомы ли Вы с понятием облачных
технологий?»
Проанализировав ответы на данный вопрос, был сделан вывод, что многие сотрудники и преподаватели университета знают, что такое «облачные технологии». Но также многие и не знакомы с таким понятием. Из этого следует, что в процессе внедрения облачного хранилища данных в образовательный процесс было бы эффективным и целесообразным проведение ознакомительных занятий, лекций, а также выпуск буклетов, статей в газетах образовательного учреждения и на официальном сайте.
Также ответы на один из вопросов анкеты, а именно «Какие Вы можете привести примеры использования облачных технологий?» показал, что пользователи могут привести такие примеры, но очень мало, что также подтверждает необходимость более детального ознакомления студентов и преподавателей высшего учебного заведения с облачными технологиями при принятии решения внедрения таких технологий в образовательный процесс.
Прежде чем начинать внедрение информационных технологий в образовательное учреждение, прежде всего, необходима разработка методических рекомендаций для привлечения внимания студентов и педагогов к новым сетевым технологиям и распространение передового педагогического опыта в использовании облачных технологий.
Второй вопрос анкеты: «Централизованное хранилище данных позволит преподавателям и студентам накапливать, структурировать и хранить в одном месте свои учебно -методические, научные, исследовательские материалы и сопутствующие документы. Считаете ли Вы такое хранилище данных целесообразным и эффективным?» 88,89% опрошенных согласны с данным утверждением, 11,11% опрошенных затруднились дать ответ на данный вопрос, и несогласных с тем, что внедрение и использование облачных хранилищ данных является целесообразным и эффективным, не оказалось. Процентное соотношение ответов на данный вопрос показано на рисунке 2.
■ 1 - Да 11,11%
Ш 2 - Нет 88,89%
Рис. 2. Процентное соотношение ответов на вопрос «Считаете ли Вы облачное хранилище данных
целесообразным и эффективным?»
Проанализировав ответы на данный вопрос, был сделан вывод, что большинство опрошенных считают целесообразным и эффективным внедрение облачных технологий в учебный процесс, не смотря на минусы, обозначенные ими в ответах на следующие вопросы анкеты.
Третий вопрос: «Что Вы считаете неоспоримым плюсом любого облачного хранилища?» Четвертый вопрос: «Что Вы считаете минусом облачного хранилища данных?» По мнению опрошенных студентов и сотрудников университета, облачные технологии имеют ряд существенных недостатков, но, вместе с тем, имеют и неоспоримые плюсы.
Среди плюсов облачных хранилищ данных опрошенные отметили возможность долгосрочного хранения данных, доступ с любого устройства, централизованное хранение данных, упрощение поиска нужной информации, практичность, удобство и другие.
Помимо того, что облачному хранилищу данных необходимо постоянное соединение с сетью Интернет, самым главным минусом, по мнению опрошенных, является слабая защита данных и достаточно большая угроза утечки информации. Данный минус облачных технологий очень беспокоит пользователей, поэтому многие не рискуют использовать такие хранилища данных. Заключение
Конфиденциальность хранимой в облаке личной информации оставляет желать лучшего. В связи с этим в дальнейшей работе и исследовании облачных технологий предполагается предложить рекомендации по устранению данного минуса и снижению рисков информационной безопасности при использовании облачных технологий в части исследования и совершенствования существующей методики оценки рисков, связанных с использованием облачных хранилищ данных.
Список литературы
1. Научная библиотека им. Н.Э. Баумана. Bauman National Library. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Шр://т.Ьт5Ш^кЮблачное_хранилище_данных/ (дата обращения: 05.12.2016).
2. ТопОбзор. Обзор 10+ облачных хранилищ данных. [Электронный ресурс]: Актуальные обзоры, статьи, дайджесты. Режим доступа: http://www.topobzor.com/obzor-10-oblachnyx-xranilishh-dannyx/.html/ (дата обращения: 05.12.2016).
3. Кондратьев Р. Что такое облачное хранилище данных? Как правильно выбрать лучшее? [Электронный ресурс]: RomMeb: Реальные обзоры гаджетов, авторские статьи про личный опыт использования Web сервисов и программ для мобильных устройств и компьютеров. Режим доступа: http://romweb.ru/web-servisy/chto-takoe-oblachnoe-hranilishhe-dannyh/#more-2487/ (дата обращения: 05.12.2016).
4. Демидов И.А., Малаховский В.А. Перевод существующего сервиса на новое облачное хранилище // Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/25534.pdf/ (дата обращения: 31.01.2017).
ПОВЫШЕНИЕ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ Курбонов Ф.А.1, Хайдаров Ш.А.2, Мамедов Ю.В.3, Оганесян А.А.4
1Курбонов Фируз Алишерович - магистр;
2Хайдаров Шукрулло Азамжонович - магистр;
3Мамедов ЮсиФ Видавидович - магистр;
4Оганесян Арарат Артурович - магистр, кафедра бурения нефтяных и газовых скважин, Уфимский государственный нефтяной технический университет,
г. Уфа
Аннотация: в статье анализируются телесистемы в бурении и повышение помехоустойчивости.
Ключевые слова: телеметрическая система, бурения скважин, наклонно-направленные скважины, боковые стволы.
Повышение помехоустойчивости телеметрической информации на сегодняшний день является актуальной инженерной задачей. Прием искаженной информации приводит к серьезным экономическим потерям на промышленных объектах, а также к ложным аварийным ситуациям.
В настоящее время в системах связи используются следующие способы повышения помехоустойчивости телеметрической информации:
• выбор оптимального канала связи, характеризующегося минимальным влиянием помех;
• выбор оптимального в смысле помехоустойчивости вида модуляции;
• выбор оптимального помехоустойчивого кода.
В результате анализа помехоустойчивости сделаны выводы [1].
1. Для всех видов модуляции, кроме амплитудной, погрешность при слабых флуктационных помехах может быть уменьшена путем выбора более широкополосного сигнала.
2. Временное разделение каналов обеспечивает при одном и том же способ модуляции более высокую помехоустойчивость, чем частотное разделение по несущим, и тем более по поднесущим.
3. Погрешность при слабых флуктуационных помехах для большинства видов модуляции (кроме амплитудной) уменьшается с расширением полосы, занимаемой сигналом, и с соответствующим расширением полосы приемника. При сильных помехах погрешность возрастает с увеличением полосы частот, занимаемой сигналом.
Таким образом, при заданном отношении сигнал/помеха для каждого вида модуляции существует оптимальная широкополосность сигнала, для которой существует наибольшая помехоустойчивость передачи. Это же значение широкополосности соответствует минимуму энергии сигнала при заданной погрешности передачи. Для одного и того же метода передачи оптимальная полоса зависит от требуемой точности передачи. Для систем
22