Научная статья на тему 'Обеспеченность нормативно-правовой базы в области безопасности гидротехнических сооружений на территории Воронежской области'

Обеспеченность нормативно-правовой базы в области безопасности гидротехнических сооружений на территории Воронежской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспеченность нормативно-правовой базы в области безопасности гидротехнических сооружений на территории Воронежской области»

СЕКЦИЯ №1 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ

СООРУЖЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Е.З. Арифуллин,

аспирант Воронежского государственного технического университета,

Е.А. Парнева, З.А. Аврамов, В.И. Федянин

Основным правовым документом в области безопасности гидротехнических сооружений в Российской федерации является Федеральный закон, принятый Государственной думой 23 06. 1997 и вступивший в силу 21 07. 1997 № 117 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (с дополнениями на 22 августа 2004 года) [1], где он регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Практическая особенность закона со стороны общественного контингента представлена опасностью сооружений, плотин, зданий гидроэлектростанций, водосбросных, водоспускных сооружений, туннелей, каналов, судоходных шлюзов, увеличением быстрого роста аварий при износе сооружений, ошибок эксплуатации, финансовых трудностей. Резонанс закона распространяется на все вышеперечисленные сооружения, где аварии на таких объекта создают чрезвычайные ситуации, повлекшие человеческие жертвы, ущерб здоровью населения и нарушением условий окружающей природной среды со значительными материальными ресурсами.

Безопасность гидротехнических сооружений определена Законом как свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения -разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений в регионе должно осуществляться на основании следующих требований:

- обеспечение безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса;

- предельные значения количественных и качественных показателей состояния ГТС;

- обеспечение эксплуатации допустимого уровня риска аварий ГТС;

- обеспечение государственного надзора за безопасностью ГТС;

- разработка, представление деклараций безопасности ГТС;

- обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности ГТС, находящихся в муниципальной собственности;

- участие в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности ГТС;

- разработка и реализация региональных программ обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;

-обеспечение безопасности гидротехнических сооружений при использовании водных ресурсов и осуществление природоохранных мероприятий;

- принятие решения о размещении гидротехнических сооружений, а также об ограничении условий их эксплуатации в случаях нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений;

- участие в ликвидации последствий аварий гидротехнических сооружений;

- обеспечение населения информацией об угрозе аварий гидротехнических сооружений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;

- необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;

- достаточное финансирование мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Законы Воронежской области в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности в настоящее время разработаны не в полном объеме. Правовое регулирование на территории региона осуществляется на основании нормативно-правовых актов Российской федерации и постановлений исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления Воронежской области.

В связи с ограничением необходимой провой, законодательной базы в области охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе в области обеспечения безопасности ГТС, создается так называемое представление развития риска чрезвычайных ситуаций на водных объектах в целом.

Инспекторами Управления Росприроднадзора по Воронежской области с 2006 было обследовано 168 гидротехнических сооружений в 118 хозяйствующих субъектах, несущих опасность возникновения ЧС, в том числе в Аннинском, Богучарском, Борисоглебском, Бутурлиновском, Верхнемамонском,

Верхнехавском, Воробьевском, Каширском, Лискинском, Новоусманском, Оль-ховатском, Павловском, Поворинском, Рамонском, Хохольском и других муниципальных районах. Проверки проводились совместно с органами прокуратуры, местного самоуправления, ГУ МЧС по Воронежской области, областного государственного учреждения (ГУ) «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области». В результате принятых мер удалось избежать аварий на гидроузлах прудов и водохранилищ.

По итогам проверок за выявленные правонарушения в сфере законодательства о безопасности ГТС наложено 68 административных штрафов на должностных и юридических лиц на общую сумму 285 тыс. руб., выданы соответствующие предписания. Значительная часть материалов проверок передана в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования. Кроме того, материалы по результатам контрольно-надзорных мероприятий, осуществленных Управлением Росприроднадзора, были использованы в работе практически всеми районными комиссиями по ЧС и способствовали принятию оптимальных решений по устранению аварийных ситуаций на гидроузлах, несущих опасность возникновения ЧС.

Во исполнение предписаний контролирующих органов основная часть водных объектов, гидроузлы которых находятся в неудовлетворительном техническом состоянии и несут опасность возникновения ЧС, в настоящее время опорожнена и не заполняется.

Список использованной литературы:

1. О безопасности гидротехнических сооружений: федер. закон, принятый Государственной думой 23 06. 1997 и вступивший в силу 21 07. 1997 № 117 ФЗ.

2. О введении в действие Водного Кодекса РФ: положение статьи 10 Федерального закона РФ от 03.06.2006г. №73-ФЗ.

3. О государственном надзоре и контроле за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды Воронежской области: государственный доклад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.