ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Д. Г. Бонда
преподаватель, кафедра статистики и экономического анализа, ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный аграрный университет»
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ ТОВАРАМИ
Аннотация. В статье представлен анализ потребления основных продуктов питания в Амурской области. Показаны различия в потреблении продуктов питания в хозяйствах населения. Отмечено влияние денежных доходов на структуру приобретения основных продовольственных товаров.
Ключевые слова: продовольственное обеспечение, Амурская область, рацион питания, сельское хозяйство, денежные доходы, продукты питания.
D.G. Bonda, Port-graduate Student, Statistics and Economic Analysis Department, Far-Eastern State Agricultural University
SUPLY AMUR REGION FOODSTUFF
Abstract. In article is presented analysis of the consumption of the centerpieces of the feeding. Differences are shown in consumption of the products of the feeding in facilities of the population. The noted influence money incomes on structure of acquisition of the main foodstuffs.
Keywords: food provision, Amur region, ration of the feeding, agriculture, money incomes, products of the feeding.
Проблема продовольственного обеспечения населения включает в себя два основных аспекта. Во-первых, обеспеченность населения в необходимых продуктах питания заключается в физической доступности продовольствия независимо от места проживания людей. Во-вторых, продовольственные товары должны быть экономически доступны для всех социальных групп населения на уровне физиологических норм питания.
Производство и потребление продуктов питания является основой функционирования хозяйственной системы, которая неразрывно связана с жизнедеятельностью населения.
Формирование необходимого набора продовольственных товаров обусловлено нормами физиологических потребностей людей в пищевых веществах, действующих в Российской Федерации, а также утвержденными Всемирной организацией здравоохранения. Немаловажным фактором продовольственного обеспечения является региональная особенность питания, которая характеризует рацион питания по составу и половозрастной структуры населения [1].
В Амурской области разработаны рациональные нормы потребления основных продуктов питания. Состав и объем потребительской корзины по области регламентируются законом Амурской области от 30 марта 2011г. № 457-ОЗ «О потребительской корзине в Амурской области».
Так, в области отмечается рост потребления продовольственных товаров на душу населения. В целом же отмечается значительное отклонение потребления про-
дуктов от рациональных норм. Данное отклонение свидетельствует о недостаточной удовлетворенности населения в продовольствии и о несоответствии объема калорий жизненной потребности человека в данном регионе.
Таблица 1 - Потребление основных продуктов питания на душу населения
в Амурской области, кг
Потребление Рациональные нормы потребления 2006 2007 2008 2009 2010 Абсолютное отклонение 2010 г. к 2006 г., кг Темп роста 2010 г. к 2006 г., %
Мяса и мясопродуктов 70-75 48 50 54 55 57 9 118,7
Молока и молочных продуктов 320-340 149 153 151 155 155 6 104
Яиц, штук 260 276 297 297 300 308 32 111,5
Рыбы и рыбопродуктов 18-22 14 15 16 16 16 2 114,2
Сахара 24-28 30 31 31 30 31 1 103,3
Растительного масла 10-12 13,7 13,8 13,8 13,8 14,0 0,3 102,1
Картофеля 95-100 147 144 145 144 145 -2 98,6
Овощей и бахчевых 120-140 103 109 119 119 123 20 119,4
Хлебных продуктов 95-105 128 127 129 123 122 -6 95,3
Примечание: по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области.
Следует отметить определенные различия в структуре потребления продовольственных товаров по городскому и сельскому населению.
В домашних хозяйствах городской местности было выше потребление таких продуктов, как мясопродукты и молокопродуктов.
В сельской местности наблюдается увеличение потребления фруктов и ягод на 27%, а также молока и молочных продуктов на 22,1%.
Стоимость питания в области возросла на 6% и составила 3319 рублей в месяц на члена домашнего хозяйства, в городской местности - 3269 рублей, в сельской местности - 2949 рублей.
В сельских домохозяйствах стоимость натуральных поступлений продолжала занимать значительную долю в стоимости питания (24%).
В домохозяйствах с различным уровнем доходов наблюдалось существенное различие в структуре расходов на покупку продовольственных товаров. В наименее обеспеченных семьях расходы на покупку хлебных продуктов составляли 25%, мясопродуктов - 24%, молочных продуктов - 14%. В наиболее обеспеченных домохозяйствах затраты приобретение продовольственных товаров составляли соответственно 12%, 29%, 13%.
За анализируемый период в Амурской области отмечается увеличение денежных доходов населения.
Таблица 2 - Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц в Амурской области, кг
2006 2007 2008 2009 2010 Абсолютное отклонение 2010 г. к Темп роста 2010 г. к 2006 г., %
2006 г., кг
Все домашние хозяйства
Хлебные продукты 10,9 8,2 7,8 7,4 7,1 -3,8 65,1
Картофель 9,9 7,0 6,7 6,7 7,8 -2,1 78,7
Овощи и бахчевые 9,5 7,6 7,2 6,5 7,2 -2,3 75,7
Фрукты, ягоды 3,5 3,4 3,9 4,2 4,4 0,9 125,7
Мясо и мясопродукты 5,6 4,8 4,8 4,9 5,3 -0,3 94,6
Молоко и молочные 14,2 15,3 14,8 16,1 15,5 1,3 109,1
продукты
Домашние хозяйства в городской местности
Хлебные продукты 10,4 7,9 7,6 7,2 7,1 -3,3 68,2
Картофель 9,1 5,7 5,8 6,1 7,6 -1,5 83,5
Овощи и бахчевые 7,8 6,7 6,7 6,1 6,9 -0,9 88,4
Фрукты, ягоды 3,5 3,4 3,8 4,1 4,3 0,8 122,8
Мясо и мясопродукты 6,1 5,1 5,1 5,3 5,9 -0,2 96,7
Молоко и молочные 15,3 15,9 15,8 17,7 15,8 0,5 103,2
продукты
Д омашние хозяйства в сельской местности
Хлебные продукты 11,9 8,7 8,3 7,6 7,3 -4,6 61,3
Картофель 11,4 9,5 8,4 7,9 8,3 -3,1 72,8
Овощи и бахчевые 12,8 9,3 8,4 7,4 7,7 -5,1 60,1
Фрукты, ягоды 3,7 3,3 4,2 4,3 4,7 1 127
Мясо и мясопродукты 4,5 4,3 4,2 4,1 4,3 -0,2 95,5
Молоко и молочные 12,2 14,3 13,0 12,9 14,9 2,7 122,1
продукты
Примечание: по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области.
Рост денежных доходов оказывает влияние на структуру приобретения основных продовольственных товаров.
В семьях с высоким доходом рацион питания был более разнообразным и насыщен ценными в питательном отношении продуктами. В семьях с низкими доходами денежные средства расходовались, в основном, на жизненно-необходимые продукты.
Но, несмотря на то, что в области наблюдается увеличение реально располагаемых доходов, производство сельскохозяйственной продукции растет медленнее и
не обеспечивает возрастающие потребности населения.
Таблица 3 - Реальные денежные доходы в среднем на душу населения в месяц в Амурской области, руб.
2006 2007 2008 2009 2010 Абсолютное отклонение 2010 г. к 2006 г., руб. Темп роста 2010 г. к 2006 г., %
Денежные доходы 7232,9 9388,6 11936,3 12751,6 14057,8 6824,9 194,3
Примечание: по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области.
Таблица 4 - Структура расходов населения на покупку продуктов питания
в Амурской области, %
2006 2007 2008 2009 2010 Абсолютное отклонение 2010 г. к 2006 г., %
Хлеб и хлебопродукты 17,6 18,3 17,7 16,1 15,6 -2
Овощи и бахчевые 5,2 5,0 5,4 6,5 6,0 0,8
Фрукты и ягоды 5,9 6,0 6,2 7,0 6,9 1
Мясо и мясопродукты 30,0 28,0 28,1 26,8 29,8 -0,2
Молоко и молокопродукты 11,1 13,5 13,6 14,4 14,2 3,1
Яиц 2,0 2,3 2,2 2,3 2,2 0,2
Рыба и рыбопродукты 6,4 6,9 7,2 7,1 6,0 -0,4
Сахар и кондитерские изделия 8,0 6,9 6,5 7,0 6,6 -1,4
Примечание: по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области.
Амурская область по-прежнему относится к числу импорто-ориентированных субъектов Российской Федерации. Областной рынок продовольственных товаров формируется на 58% за счет ввоза продовольствия из других регионов России и импортных поставок. Повышение импортных поставок продовольствия ведет к оттоку финансовых ресурсов, а также к снижению уровня здоровья населения из-за некачественных продуктов питания [2].
Обеспеченность продовольственными ресурсами в достаточных количествах для полноценного развития личности как физически, так и социально, остается одной
из приоритетных задач региона.
Таблица 5 - Производство основных продуктов в хозяйствах всех категорий
Амурской области
2006 2007 2008 2009 2010 Абсолютное отклонение 2010 г. к 2006 г., тыс.тонн Темп роста 2010 г. к 2006 г., %
Зерно, тыс. тонн 233,7 361,8 272,8 337,8 130,4 -103,3 55,7
Соя, тыс. тонн 222,2 245,6 304,9 412,3 536,5 314,3 в 2 раза
Картофель, тыс. тонн 312,0 271,5 364,8 304,7 303,9 -8,1 97,4
Овощи, тыс. тонн 73,8 56,6 67,3 59,2 58,9 -14,9 79,8
Скот и птица на убой (в убойном весе), тыс. тонн 26,1 25,7 27,4 32,0 32,0 5,9 122,6
Молоко, тыс. тонн 132,8 130,6 142,8 160,5 161,9 29,1 121,9
Яйца, млн штук 207,2 241,0 247,6 237,5 257,3 50,1 124,1
Примечание: по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области.
Таким образом, грамотно разработанная государственная политика по развитию АПК способна значительно увеличить производство необходимых продуктов питания и выступить одним из решающих факторов развития всей экономики области. Следует также отметить, что более профессиональный подход к государственному регулированию, учитывающий специфику и текущие условия функционирования сельского хозяйства, сможет обеспечить наилучшее использование природно-климатического и человеческого потенциала Амурской области.
Развитие сельского хозяйства - важнейшая задача региональных властей. Поэтому можно выделить основные направления развития сельского хозяйства Амурской области:
1) создание динамичного роста производства сельскохозяйственной продукции и улучшения качества жизни населения;
2) увеличение конкурентной способности сельскохозяйственной продукции в результате финансовой устойчивости и совершенствования основных отраслей сельского хозяйства;
3) сохранение и воспроизводство земельных и других природных ресурсов.
Список литературы:
1. Роднина Н.В. Продовольственное обеспечение населения Республики Саха (Якутия) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011.
№ 7. С. 27 - 30.
2. Состояние продовольственного рынка Амурской области в 2010 году: Записка / Амурстат - Б., 2011 - 67 с.
List of references:
1. Rodnina N.V. Food ensuring the population of the Republic Saha (YAkutiya) // Economy agricultural and processing enterprise. 2011. № 7, pp 27 - 30.
2. Condition food market Amur region in 2010: Note / Amurstat - B., 2011 - 67 p.
УДК: 658.15:665 .7
В.Ю. Зайцев
аспирант кафедры «Бухгалтерский учет и финансы», Ярославский филиал ФГБОУ ВПО «Московский университет экономики,
статистики и информатики» (ЯФ МЭСИ)
Ю.И. Федчишин
канд. экон. наук, профессор кафедры «Бухгалтерский учет и финансы», Ярославский филиал ФГБОУ ВПО «Московский университет экономики,
статистики и информатики» (ЯФ МЭСИ)
ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА НЕФТЯНЫХ КОРПОРАЦИЙ
Аннотация. В статье дано определение дивидендной политики корпорации. Рассмотрены виды дивидендной политики на примере некоторых крупных нефтяных компаний, выделены их преимущества и недостатки. Указаны основные принципы расчета размеров дивидендов нефтяных компаний.
Ключевые слова: дивидендная политика, нефтяные корпорации, акционеры, чистая прибыль, реинвестирование,инвестиции.
V.J. Zajtsev, post-graduate student of faculty «Accounting and the finance», Yaroslavl branch of Moscow university of economy, Statistics and computer science
J.I. Fedchishin, Candidate of economic sciences, professor of faculty «Accounting and the finance», Yaroslavl branch of Moscow university of economy, Statistics and computer science
POLICY OF DIVIDENDS OF OIL CORPORATIONS
Abstract. In the article is given determination of dividend politics of corporation. The types of dividend politics are considered on the example of some large petroleum companies, their advantages and defects are distinguished. Basic principles of calculation of sizes of dividends of petroleum companies are indicated.
Keywords: dividend politics, petroleum corporations, shareholders, net income, reinvestment, investment politics.
Дивидендная политика корпорации является составной частью политики управления прибылью, направленной на оптимизацию пропорций между потребляемой частью прибыли и реинвестируемой частью для обеспечения роста рыночной стоимости предприятия.
Дивидендная политика корпорации решает следующие важные вопросы: какую