Пилюгина Татьяна Владимировна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного права и правоохранительной деятельности Кубанского социально-экономического института
Пилюгин Денис Сергеевич
студент юридического факультета Кубанского социально-экономического института
___________________________(тел.: 88612344015)
Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел как критерий эффективной
защиты граждан в правовом государстве
Содержание дефиниции «законность», рассматриваемой с точки зрения практического осуществления правовой действительности, определяется авторами как комплексное политикоправовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства, права и человека.
Ключевые слова: органы внутренних дел, государство, граждане, правовая действительность, анализ норм права.
T.V. Pilyugina, Master of Law, Assistant Professor, Assistant Professor of a Chair of Administrative Law and Law-enforcement Activity of Kuban Social and Economic Institute; tel.: 88612344015;
D.S. Pilyugin, Student of a Faculty of Law of Kuban Social and Economic Institute; tel.: 88612344015.
Ensuring legality in activity of bodies of Internal Affairs as a criterion the effective protection of citizens in a legal state
The maintenance of a definition the «legality» considered from the point of view of practical implementation of legal reality, is defined by authors as the complex political and legal phenomenon reflecting legal character of the organization of political life, organic communication of the right and the power, the right and the state, the right and the person.
Key words: law-enforcement bodies, state, citizens, legal reality, analysis of rules of law.
Вот уже второй десяток лет Россия находится в условиях интенсивных социально-экономических и политикоправовых реформ. За эти годы кардинально изменились формы собственности, многократно расширился идеологический спектр политических сил, усилилась социальная дифференциация общества, трансформировались представления о роли и месте личности, общества и государства в новом меняющемся мире. Наиболее значимыми и приоритетными направлениями внутри- и внешнеполитической деятельности Российской Федерации на современном этапе является безопасность лич-
ности, общества и государства [1]. Предпринимаются меры по развитию системы ее обеспечения, послужившей основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации [2]. Кроме того, значимость и актуальность проблемы взаимодействия человека и государства в сфере обеспечения безопасности личности определяется сложностью и противоречивостью процессов, происходящих в государстве и обществе.
Анализ проблемы обусловлен рядом факторов. Во-первых, надлежащим осуществлением
219
прав и свобод человека и гражданина, основанным на строгом соблюдении законности деятельности правоохранительных органов, которая носит ярко выраженный публичный характер и во многом отождествляется с действиями государственной власти. Оценивая соответствие этих действий закону, граждане определяют, насколько государство обеспечивает их права и свободы. Во-вторых, никакие благородные цели не могут оправдать факт непредусмотренного законом нарушения прав, свобод и законных интересов гражданина, применения к человеку незаконных средств, пыток, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения, а также непредусмотренного законом (необоснованного) насилия (принуждения).
В условиях правовой государственности эти требования имеют принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемления прав одних за счет прав других граждан. Вместе с тем, обращает на себя внимание то, что в последнее время на первый план в оценке работы органов полиции выдвигается проблема нарушений законности, причинения ими физических страданий или унижения человеческого достоинства, профессиональной компетентности и надежности сотрудников. С последней проблемой связан и вопрос о доверии общества и отдельного гражданина органам внутренних дел. Государственное насилие является самым страшным из насилий, потому что оно опирается на силу государственной власти с ее карательным аппаратом и не оставляет гражданам законных путей и способов борьбы против него.
Заметим, сегодня негативные явления, имеющие место в деятельности органов внутренних дел (полиции), снижение авторитета института работы с кадрами становится серьезной проблемой не только для МВД России, но и для всего общества. Развитие криминальных форм поведения «стражей закона», тесно переплетаясь в неразрывный комплекс формирования противоправного поведения, обусловливает условия и причины, способствующие росту нарушений их дисциплины и законности. В качестве наиболее действенных детерминант, обусловливающих делинквентное поведение сотрудников силовых структур, выступают объективные социальные причины в ведомстве в целом, и субъективные причины негативных субкультуральных изменений, происходящих в его отдельных подразделениях [3, с. 272]. Видимо, серьезная опасность нравственно «дефектного» поведения сотрудников ОВД кроется в пренебрежении нормами права. Использование служебного положения в личных целях, поборы, взяточничество, коррупция
со временем становятся «шаблоном поведения» и воспринимаются автоматически, даже в ситуации, грозящей ущербом самому субъекту. Полицейское «крышевание» преступной деятельности умножает преступность и действует на нее так же, как бензин действует на огонь, как ветер действует на пожар. При этом происходит разрастание, структурное усложнение, диверсификация деятельности криминальных формирований в российских регионах по модели, которую сейчас называют «кущевской», нечто сходное и в других местах - в Новосибирске, Энгельсе, Гусь-Хрустальном, Березов-ске. Усиливается криминальный разгул, умножается опасность для общества, уничтожаются права законопослушных граждан на жизнь, безопасность, сохранность своего здоровья и имущества. Наряду с этим возрастает агрессивность, неадекватность в восприятии людей и ситуаций, приводящих к падению способности эффективного общения [4]. Приведем примеры. Инцидент, произошедший 27 апреля
2009 г. в московском супермаркете, когда начальник ОВД «Царицыно», будучи в состоянии алкогольного опьянения, расстрелял кассира и покупателей. Дело старшего оперуполномоченного исправительной колонии в ЯмалоНенецком округе, который насилием добивался от осужденных признательных показаний в якобы совершенных ими преступления. Случаи избиения молодых людей, впоследствии скончавшихся, задержанных санкт-петербургскими полицейскими в январе и феврале 2012 г. Применение насилия и пыток в казанском отделе полиции «Дальний» в марте 2012 г. Мартовское (2012 г.) зверское убийство задержанного руководителями отдела полиции Анжеро-Судженска Кемеровской области [5]. Все это вызывает особое беспокойство. Здесь пропагандистские кампании вряд ли могут быть эффективными. Обрести доверие можно только делом, четким исполнением своих обязанностей, внимательным, доброжелательным отношением к людям [6]. Сейчас самое важное - попытаться изменить сознание общества в отношении сотрудников органов внутренних дел.
Совершенно очевидно, что вычленить и реформировать отдельно взятый, пусть даже важнейший государственный институт, каким являются органы внутренних дел, попросту невозможно. Считаем, что формирование позитивного имиджа сотрудников правоохранительных органов - это кропотливый и долгий труд каждой личности и коллектива в целом, для этого необходимо создание определенной организационной культуры подразделений [7]. Возможно, следует обратиться к опыту профессионального воспитания и психологической подготовки сотрудников. Повышение профессионального уровня сотрудников органов по-
220
лиции необходимо рассматривать в качестве обязательного условия укрепления законности в их деятельности [8]. Мы разделяем мнение
Е.А. Климова, который рассматривает профессионализм не просто как высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, но как определенную системную организацию сознания и психики человека [9]. Только целенаправленная работа по совершенствованию объективных (общих) условий, эффективное применение специальных средств, постоянное развитие законодательства позволит обеспечить стабильную законность и устойчивый правопорядок - основу нормальной жизни общества. Подлинная, реальная (а не формальная) законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер.
При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан. Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать их предписаниям (равенство всех перед законом и судом) позволит, с одной стороны, субъектам права в полном объеме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняясь требованиям закона. С другой стороны, создавать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов. Иными словами, правоохранительные органы в своей деятельности призваны решать не столько частные задачи обратившихся лиц или проблемы жизнедеятельности конкретных субъектов, сколько вопросы, стоящие перед всем обществом и государством. Через решение частных вопросов в каждом конкретном случае осуществляется приведение совокупности общественных отношений в установленное законом общее для всех русло [10, с. 34]
Как устойчивое явление общественной жизни законность, формируясь в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом, предопределяет уровень духовности и культуры полицейского, чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. Активизация профессиональной деятельности правоохранительных органов должна достигаться за счет повышения уровня служебной
мотивации, постоянного мониторинга, регулярной публикации индекса доверия полиции, удовлетворительной ее работы в непосредственном тесном контакте с людьми, что позволит осуществить за ее деятельностью общественный контроль.
В заключение заметим, что ни правосознание населения, ни менталитет законодателей, ни «политическая воля» высших эшелонов власти не проявляют тенденций к пониманию того, что «жесткая политика», «усиление борьбы» с неизбежностью порождают результат, противоположный желаемому. В данном случае, на наш взгляд, подтверждается мысль, что, только дав определение понятию, можно выявить признаки, раскрывающие его содержание. Содержание дефиниции «законность», рассматриваемой с точки зрения практического осуществления правовой действительности, определяется как комплексное политикоправовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства, права и человека. Именно законность является критерием эффективной защиты граждан в правовом государстве, когда из отношений зависимости, подавления и угнетения они постепенно превращаются в относительно независимых и свободных, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества.
Законодательно закрепленная новая социальная модель деятельности органов внутренних дел сконцентрировала свою работу на обеспечении законности, правопорядка и защите прав и свобод граждан. Законодатель конкретизировал возможности полиции по обеспечению конституционных прав и свобод граждан, расширил перечень требований, предъявляемых к полицейскому в сфере общественного доверия и поддержки граждан [11]. Полиция отныне стала не столько инструментом власти и «карающим мечем закона», сколько инструментом защиты граждан, находящимся полностью в их руках, собственно, как того и требовал Президент Российской Федерации. Системный анализ обеспечения законности в деятельности ОВД по защите прав человека дает основания поставить вопрос не просто о повышении качества ее деятельности, а о масштабном государственном строительстве, законности прописанной в тексте Конституции РФ, жизненно необходимой обществу.
1. О безопасности: федер. закон от 28 дек.
2010 г. № 390-ФЗ.
2. Концепция национальной безопасности.
3. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004.
4. Беспалая С. Г. Психологический прогноз склонности к делинквентному поведению у сотрудников органов внутренних дел: авто-реф. дис ... канд. психол. наук. М., 2007.
5. Бастрыкин А. Громкие преступления полицейских в период после окончания реформы МВД // РиаНовости. 2012. URL: www.ria.ru
6. Бастрыкин А. Итоги расследования преступлений полиции скрывать нельзя // Рос. газ. 2012. № 5741(68).
7. Медведев Д.А. Телефон доверия. Расширенная коллегия МВД РФ «Завершение реформы произойдет, лишь когда деятельность органов внутренних дел будет в полной мере соответствовать требованиям общества» // Рос. газ. 2012. № 5703(30). 13 февр.
8. Деркач А.А., Зызыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионализма. М., 2000.
9. Климов Е.А. Пути в профессионализм. М., 2003.
10. Гоишанин П.Ф. Пути укрепления законности // Государство и право. 2001. № 1.
11. О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № 3-Ф3 // Рос. газ. 2011. № 28. 10 февр.
1. On security: feder. law of December 28, 2010 № 390-FL.
2. The concept of the national security.
3. Beznosov S.P. Professional deformation of the person.SPb.: Speech, 2004.
4. Bespalaja S.G. The psychological Outlook of the propensity to delinquent behavior of the staff of bodies of internal Affairs: autoref. dis. ... Master of Psychology. M., 2007.
5. Bastrykin A. Notorious crimes of the police in the period after the end of the reform of the interior Ministry //RiaNews. 2012. URL: www.ria.ru
6. Bastrykin A. The results of the investigation of the crimes of the police hide cannot be // Rus. newsp. 2012. № 5741(68).
7. Medvedev D.A. Telephone of trust. Extended Collegium of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation «Complete the reform will happen only when the activity of the bodies of internal Affairs will fully comply with the requirements of the» // Rus. newsp. 2012. № 5703(30). February 13.
8. Derkach A.A., Zyuazyukin V.G., Markova A.K. The psychology of the development of professionalism. M., 2000.
9. Klimov E.A. The way to professionalism. M., 2003.
10. Grishanin P.F. Ways of strengthening the rule of law // State and the right. 2001. № 1.
11. On the police: feder. law of February 7,
2011 № 3-FL // Rus. news. 2011. № 28. February 10.