ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВРАЧЕБНЫМИ КАДРАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД 2012-2018 ГГ.
© В.А. Евдаков, Ю.Ю. Мельников, А.В. Смышляев
Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения, Москва, Российская Федерация
Актуальность. Одной из целей проводимой реформы здравоохранения в Российской Федерации является ликвидация кадрового дефицита врачебного персонала. Одним из условий наполнения отрасли кадрами является уровень оплаты труда.
Цель. Выявить ключевые проблемы кадрового обеспечения врачебным персоналом в медицинских организациях в Российской Федерации в период 2012-2018 гг. Материалы и методы. В исследовании использовались данные, взятые из форм федерального статистического наблюдения №30 «Сведения о медицинской организации», а так же данные из отчетных форм Федеральной службы государственной статистики об уровне заработной платы врачей и наемных работников в Российской Федерации в период 20122018 гг. Статистическая обработка материала включала методы описательной и аналитической статистики. Производились расчеты относительных показателей, показателей кадрового обеспечения населения и медицинских организаций врачебным персоналом, показателей средней заработной платы врачей в динамике за изучаемый период времени. Результаты. Число врачей всех специальностей увеличилось в период 2012-2018 гг. на 18,3% и составило 548,8 тысяч. Ключевую роль в увеличении численности врачебного персонала внесли врачи поликлиник (+16,7%). Увеличение числа занятых врачебных должностей произошло за счет амбулаторного звена, в то время как в стационарах этот показатель имел тенденцию к снижению. Показатель укомплектованности врачебных должностей во всех типах медицинских организаций имел тенденцию к снижению (-5,1%) в исследуемый период. По итогам 2018 года средняя зарплата врачей составила 198,0% от среднемесячной зарплаты наемных работников в Российской Федерации. Заключение. Показатели обеспечения врачебным персоналом населения и медицинских организаций в Российской Федерации в исследуемый период имели разнонаправленные тренды. Несмотря на то, что уровень заработной платы врачей к 2018 году достиг целевых значений в соответствии с Указом Президента РФ №597 от 07.05.2012, сохраняются диспропорции в кадровом обеспечении врачебным персоналом.
Ключевые слова: врачи; руководители медицинских организаций; заработная плата; кадровое обеспечение; амбулаторная помощь; стационарная помощь.
PROVISION OF MEDICAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH STAFF IN THE PERIOD 2012-2018
V.A. Evdakov, Y.Y. Melnikov, A.V. Smyshlyaev
Scientific and Research Institution of Healthcare Organization and Informatization of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
Background. One of the goals of the ongoing health care reform in the Russian Federation is elimination of the shortage of medical personnel. One of the conditions for filling this branch with personnel is the level of labour remuneration.
Aim. To identify the key problems of provision of medical organizations in the Russian Federation with medical personnel in the period 2012-2018.
Materials and Methods. In the study, the data were used taken from the forms of federal statistical observation №30 «Information about the medical organization», as well as data of the reporting forms of the Federal State Statistics Service concerning salaries of doctors and hired personnel in the Russian Federation in the period 2012-2018. In statistical processing of the material, methods of descriptive and analytical statistics were used. Relative parameters, parameters of provision of the population and of medical institutions with personnel, parameters of the average salary of doctors in the study period were calculated. The main research method was trend analysis. Results. In the period 2012-2018 the number of doctors of all specialties increased by 18.3% and amounted to 548.8 thousand. The main contribution to increase in the number of medical personnel was made by doctors of outpatient medical facilities (+16.7%). The number of occupied medical positions increased due to personnel of outpatient clinics, while in hospitals this parameter tended to decrease. The rate of staffing of medical positions in all types of medical organizations showed a tendency to decline (-5.1%) in the study period. At the end of 2018, the average salary of doctors was 198.0% of the average monthly salary of employees in the Russian Federation. Conclusion. Parameters of the provision of population and medical organizations in the Russian Federation with medical personnel in the study period had multidirectional trends. Despite the fact that the level of salaries of doctors by 2018 reached the target parameters in accordance with the Decree of the President of the Russian Federation №597 of 05.07.2012, there still remain disproportions in the staffing of medical institution with personnel.
Keywords: doctors; heads of medical organizations; salaries; staffing; outpatient care; inpatient care.
Проводимые в период 2012-2018 гг. реформы и мероприятия по модернизации и оптимизации здравоохранения в нашей стране были продолжением стратегии в соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации (далее - РФ), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.11.1997 №1387 «О мерах по развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» [1-3]. Позже вышел Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.07.2002 №210 «О Концепции кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации», в котором были озвучены нерешенные проблемы в области управления кадровыми ресурсами, в их числе: несоответствие численности и структуры кадров объемам деятельности, наличие диспропорций в структуре медицинского персонала, несовершенство нормативно-правовой базы,
несоответствие подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения [4,5]. Решение этих серьезных проблем осложнялось хроническим недофинансированием здравоохранения в условиях периодически возникающих мировых финансовых кризисов, огромными территориями и особенностями расселения населения, отсутствием системы вертикального управления отрасли [6-8]. В качестве необходимого условия наполнения отрасли кадрами рассматривалось, в том числе, повышение уровня оплаты труда медицинских работников, что нашло отражение в Указе Президента РФ №597 от 07.05.2012 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее -Указ Президента РФ №597) [9-10]. Согласно положениям Указа Президента РФ №597, к 2018 году предполагалось довести размер зарплаты врачей до 200,0% от средней оплаты труда в соответствующем
субъекте РФ, что должно было существенно повысить уровень жизни данной категории работников [11-14]. Несмотря на то, что руководством страны предпринимаются различные попытки увеличить и сбалансировать кадровое обеспечение врачебным персоналом, в настоящее время эффективность политики в сфере охраны здоровья граждан нельзя оценить высоко. Одной из ключевых проблем отрасли является дефицит кадров, что существенно снижает доступность медицинской помощи для населения РФ [15,16].
Цель - выявить ключевые проблемы кадрового обеспечения врачебным персоналом в медицинских организациях в Российской Федерации в период 2012-2018 гг.
Материалы и методы
В исследовании использовались данные, взятые из форм федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации», а так же данные из отчетных форм Федеральной службы государственной статистики об уровне заработной платы врачей и наемных работников в РФ в период 20122018 гг. [17,18]. Статистическая обработка материала включала методы описательной и аналитической статистики. Производился расчет относительных показателей, по-
казателей кадрового обеспечения врачебным персоналом (специалисты с высшим медицинским образованием, непосредственно занимающиеся диагностикой заболеваний и лечением больных), руководители медицинских организаций (главные врачи и их заместители, врачи-статистики, врачи-методисты). Проводился трендовый анализ показателей средней заработной платы врачебного персонала в динамике за изучаемый период времени.
Результаты и их обсуждение Показатель обеспеченности населения врачами, включая руководителей медицинских организаций, в РФ в период 2012-2018 гг. в целом имел тенденцию к росту с 32,3 до 37,4 на 10,000 населения (+15,7%), а показатель обеспеченности населения врачами-клиницистами всех профилей увеличился с 30,6 до 35,9 на 10,000 населения (+17,3%). Показатель обеспеченности населения врачами медицинских организациях амбулаторного типа увеличился с 17,7 до 20,2 (+14,1%). Показатель обеспеченности населения врачами, оказывающими медицинскую помощь в стационарных условиях, увеличился в период 2014-2018 гг. на 2,9% (с 13,5 до 13,9 на 10,000 населения) (табл. 1).
Показатель Годы
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Врачи всех специальностей, включая руководителей медицинских организаций 32,3 32,3 37,0 37,0 37,0 37,3 37,4
Показатель наглядности (%) 100,0 100,0 114,5 114,5 114,5 115,4 115,7
Врачи-клиницисты всего 30,6 30,6 35,3 35,4 35,5 35,8 35,9
Показатель наглядности (%) 100,0 100,0 115,3 115,6 116,0 116,9 117,3
Врачи оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях 17,7 17,6 19,7 19,8 19,9 20,0 20,2
Показатель наглядности (%) 100,0 99,4 111,2 111,8 112,4 112,9 114,1
Врачи оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях, - - 13,5 13,7 13,7 13,9 13,9
Показатель наглядности (%) - - 100,0 101,4 101,4 102,9 102,9
Таблица 1
Обеспеченность врачебными кадрами населения РФ в период 2012-2018 гг.
(на 10,000 населения)
За период наблюдения, с 2012 г. по 2018 г. включительно, в структуре врачебных кадров страны произошли определенные изменения. Показатель обеспеченности населения врачами в целом, и врачами, оказывающими помощь в амбулаторных условиях, имели однонаправленную тенденцию к росту, хотя темпы ежегодного роста были весьма скромными (от 0,0% до 1,0% в год). Скачкообразный рост этих показателей в 2014 г. (+15,4% и +11,9% соответственно) в основном был связан с вхождением новых субъектов в состав РФ (Республика Крым, г. Севастополь). Российские показатели обеспеченности населения врачами сопоставимы с таковыми в
странах Европы, но проблема в том, что показатели заболеваемости населения в нашей стране значительно выше.
Число штатных должностей врачей всех профилей, включая руководителей медицинских организаций, в РФ в период 2012-2018 гг. в целом увеличилось на 91,3 тыс. (+11,7%). Число штатных должностей врачей-клиницистов к концу исследуемого периода увеличилось на 95,1 тыс. (+12,6%). Увеличение произошло за счет роста числа штатных должностей врачей в амбулаторном звене на 36,4 тыс. (+8,9%), в то время как в подразделениях стационарного типа число штатных должностей врачей уменьшилось на 2,9 тыс. (-0,8%) (табл. 2).
Таблица 2
Динамика числа штатных и занятых должностей (врачебных) в медицинских организациях в РФ в период 2012-2018 гг.
Показатель Годы
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Число врачебных должностей в целом, включая руководителей медицинских организаций (тыс.) штатных 780,8 792,2 899,3 881,6 880,3 878,6 872,1
занятых 705,7 708,6 791,6 774,4 765,3 756,1 743,3
Показатель наглядности (%) штатных 100,0 101,4 115,2 112,9 112,7 112,5 111,7
занятых 100,0 100,4 112,1 109,7 108,4 107,1 105,3
Число врачебных должностей врачей-клиницистов в целом (тыс.) штатных 752,7 764,9 870,6 854,7 854,6 853,8 847,8
занятых 678,9 683,7 764,5 749,0 741,1 732,9 720,9
Показатель наглядности (%) штатных 100,0 101,6 115,6 113,5 113,4 113,4 112,6
занятых 100,0 100,7 112,6 110,3 109,1 107,9 106,2
Число врачебных должностей врачей-клиницистов, оказывающих помощь в амбулаторных условиях (тыс.) штатных 407,6 413,4 453,1 446,4 448,0 447,2 444,0
занятых 362,0 363,1 394,0 387,0 383,9 378,6 372,4
Показатель наглядности штатных 100,0 101,4 111,1 109,5 109,9 109,7 108,9
занятых 100,0 100,3 108,8 106,9 106,0 104,5 102,9
Число врачебных должностей врачей, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях (тыс.) штатных - - 349,8 345,0 345,9 348,1 346,9
занятых - - 316,5 313,1 311,5 311,0 306,7
Показатель наглядности штатных - - 100,0 98,6 98,8 99,5 99,2
занятых - - 100,0 98,7 98,9 99,5 97,0
Число занятых врачебных должностей, включая должности руководителей медицинских организаций, в целом в здравоохранении за исследуемый период увеличилось на 37,6 тыс. (+5,3%). Число
занятых должностей врачей-клиницистов всех профилей увеличилось на 42,0 тыс. (+6,2%). В медицинских организациях, оказывающих помощь в амбулаторных условиях, увеличение этого показателя
составило 10,4 тыс. (+2,9%), в то время как в стационарных подразделениях с 2014 г. по 2018 г. отмечено уменьшение числа занятых врачебных должностей на 9,8 тыс. (-3,1%). Анализ соотношения роста показателей числа штатных должностей врачей (врачей-клиницистов в целом и других врачей, оказывающих помощь в амбулаторных условиях) с показателями роста числа занятых должностей этими же специалистами указал на проблемы в планировании объёмов медицинской помощи. Необходимо обосновывать увеличение штатных должностей врачей при отсутствии реальной возможности укомплектовать их физическими лицами.
В таком случае рост показателя числа занятых врачебных должностей может быть достигнут только за счет роста коэффициента совместительства, что несомненно приведет к снижению доступности и качества оказываемой ими медицинской помощи.
Анализ числа физических лиц врачей основных работников на занятых должностях в медицинских организациях в РФ в период 2012-2018 гг. показал, что в период реализации Указа Президента РФ №597 произошли изменения, в том числе,
в структуре кадров государственной системы здравоохранения. Число физических лиц врачей, включая руководителей медицинских организаций, в исследуемый период увеличилось на 18,3% (+85,5 тыс. чел.) и составило к концу 2018 года 548,8 тыс. чел., что можно расценить как значительное увеличение. Число физических лиц врачей-клиницистов всего за рассматриваемый период времени увеличилось на 88,4 тыс. чел. (+20,1%), при этом, увеличение числа врачей-клиницистов в целом произошло преимущественно за счет роста числа врачей в первичном звене здравоохранения страны на 42,6 тыс. чел. (+16,7%). Увеличение числа врачей в медицинских организациях, оказывающих помощь в круглосуточных стационарах, за период наблюдения оказалось незначительным (+3,4%). Доля врачей в амбулаторном секторе составила 56,3% (296,9 тыс. чел.), а в медицинских организациях, оказывающих помощь в стационарных условиях, составила 38,8% (204,5 тыс. чел.). Число руководителей медицинских организаций с 2012 г. по 2018 г. снизилось на 3,2 тыс. чел. с 24,8 тыс. в 2012 г. до 21,6 тыс. в 2018 г. (-13,0%) (табл. 3).
Таблица 3
Динамика числа физических лиц врачей основных работников на занятых должностях в РФ в период 2012-2018 гг.
Показатель Годы
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Врачи всех специальностей, включая руководителей медицинских организаций (тыс. чел.) 463,6 464,7 542,5 543,6 544,4 548,4 548,8
Показатель наглядности (%) 100,0 100,1 117,0 117,2 117,4 118,2 118,3
Врачи-клиницисты всего (тыс. чел.) 438,8 440,5 516,9 519,3 521,3 526,2 527,2
Показатель наглядности (%) 100,0 100,3 117,8 118,3 118,8 119,9 120,1
Врачи в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (тыс.чел). 254,3 253,9 289,4 290,6 292,3 294,9 296,9
Показатель наглядности 100,0 99,8 113,8 114,2 114,9 115,9 116,7
Врачи, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях - - 197,8 200,5 201,8 205,0 204,5
Показатель наглядности - - 100,0 101,5 102,0 103,6 103,4
Показатели числа физических лиц врачей-клиницистов в стране выросли за исследуемый период на 88,4 тыс. (+20,0%). Число врачей, оказывающих помощь в амбулаторных условиях увеличилось на 42,6 тыс. (+16,8%), что свидетельствует об однонаправленном тренде роста указанных показателей. Значительный рост числа физических лиц врачей произошел в 2014 г. (на 76,4 тыс. и на 35,5 тыс. соответственно), в основном, в связи с вхождением в состав РФ двух новых субъектов (Республика Крым, г. Севастополь). Если исключить факт влияния вхождения этих субъектов, то среднегодовой прирост числа физических лиц врачей вышеуказанных категорий составил ориентировочно 2,4 тыс. и 1,4 тыс. соответственно. Стоит отметить, что суммарный среднегодовой прирост числа физических лиц врачей-клиницистов в стране в среднем на 60% был обеспечен
В соответствии с официальными данным Федеральной службы государственной статистики, среднемесячная заработная плата наемных работников в организациях различных видов собственности в РФ с 2012 г. по 2018 г. увеличилась на 40,0% и составила к концу исследуемого периода 37,8 тыс. рублей. Средняя заработная плата врачей по стране в период 2012-2018 гг. увеличилась в 2,2 раза и составила в 2018 году 198,0% от среднемесячной зарплаты наемных работников в РФ. Таким образом, можно утверждать, что средняя зарплата врачей достигла целевых показателей в соответствии с Ука-
за счет притока врачей в первичное звено здравоохранение.
Укомплектованность штатных должностей врачей в медицинских организациях всех типов в РФ в период 2012-2018 гг. имела устойчивую тенденцию к снижению. В целом, показатель укомплектованности штатных должностей врачей, включая руководителей медицинских организаций, в стране снизился на 5,1% (с 90,3% до 85,2%), а показатель укомплектованности штатных должностей врачей-клиницистов снизился на 7,0% (с 92,0% до 85,0%). Укомплектованность штатных должностей врачей-клиницистов всех профилей в амбулаторном звене за период наблюдения снизилась на 5,0% (с 88,8% до 83,8%), а укомплектованность должностей врачей всех профилей в подразделения стационарного типа снизилась на 2,0% с 2014 года (с 90,4% до 88,4%) (табл. 4).
зом Президента РФ №597 (табл. 5).
Таким образом, показатель обеспеченности населения врачами-клиницистами всех профилей увеличился в исследуемый период с 30,6 до 35,9 на 10,000 населения (+17,3%). Показатель обеспеченности населения врачами медицинских организациях амбулаторного типа увеличился с 17,7 до 20,2 на 10,000 населения (+14,1%). Показатель обеспеченности населения врачами, оказывающими медицинскую помощь в стационарных условиях, увеличился с 2014 г. по 2018 г. на 2,9% (с 13,5 до 13.9 на 10,000 населения).
Таблица 4
Укомплектованность основными работниками (врачами) в медицинских организациях в РФ в период 2012-2018 гг. (%)
Показатель Годы
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Врачи всех специальностей, включая руководителей медицинских организаций 90,3 89,4 88,0 87,8 86,9 86,0 85,2
Врачи-клиницисты (всего) 90,2 89,3 87,8 87,6 86,7 85,8 85,0
Врачи, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях 88,8 87,8 86,9 86,6 85,7 84,6 83,8
Врачи, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях - - 90,4 90,7 90,0 89,3 88,4
Таблица 5
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников и врачей
в РФ в период 2012-2018 гг.
Показатель Годы
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Среднемесячная заработная плата наемных работников (тыс. руб.) 27,0 29,9 32,6 30,6 32,6 34,5 37,8
Показатель наглядности 100,0 110,7 120,7 113,3 120,7 127,7 140,0
Средняя заработная плата врачей (тыс. руб.) 34,1 42,2 46,2 47,9 50,7 56,4 75,0
Показатель наглядности 100,0 123,7 135,4 140,4 148,6 165,4 219,9
Соотношение среднемесячной зарплаты наемных работников и средней зарплаты врачей 126,0 141,0 141,8 156,0 155,3 163,3 198,0
Число штатных должностей врачей всех профилей, включая руководителей медицинских организаций, в РФ в период 2012-2018 гг. в целом увеличилось на 91,3 тыс. (+11,7%). Число штатных должностей врачей-клиницистов к концу периода наблюдения увеличилось на 95,1 тыс. (+12,6%). Увеличение произошло за счет роста числа штатных должностей врачей в амбулаторном звене на 36,4 тыс. (+8,9%), в то время как в подразделениях стационарного типа число штатных должностей врачей уменьшилось на 2,9 тыс. (-0,8%).
Показатель числа занятых должностей врачей-клиницистов всех профилей увеличилось на 42,0 тыс. (+6,2%). В медицинских организациях, оказывающих помощь в амбулаторных условиях, увеличение этого показателя составило 10,4 тыс. (+2,9%), в то время как в стационарных подразделениях с 2014 г. по 2018 г. отмечено уменьшение числа занятых врачебных должностей на 9,8 тыс. (-3,1%).
Анализ соотношения роста показателей числа штатных должностей врачей-клиницистов в целом и врачей, оказывающих помощь в амбулаторных условиях в стране с показателями роста числа занятых должностей этими же специалистами свидетельствует о необоснованных опережающих темпах роста числа штатных должностей врачей, что порождает «искусственный» дефицит врачебных кадров в медицинских организациях.
Число физических лиц врачей-клиницистов всего в стране за рассматриваемый период времени увеличилось на 88,4 тыс. (+20,1%), при этом увеличение числа врачей-клиницистов в целом произошло преимущественно за счет роста числа врачей в первичном звене здравоохранения страны на 42,6 тыс. чел. (+16,7%). Увеличение числа врачей в медицинских организациях, оказывающих помощь в круглосуточных стационарах, за период наблюдения оказалось незначительным (+3,4%). Суммарный показатель ежегодного притока в государственное здравоохранение врачей клинических специальностей явно неудовлетворительный (+2,4 тыс. чел.), при этом ежегодное число выпускников медицинских ВУЗов в стране составляет около 52 тыс.
Впервые отмечен факт снижения числа руководителей медицинских организаций: их число снизилось на 3,2 тыс. чел., с 24,8 тыс. в 2012 г. до 21,6 тыс. в 2018 г. (-13,0%).
Анализ показателей укомплектованности физическими лицами штатных должностей врачей-клиницистов в целом и врачей, оказывающих помощь в амбулаторных условиях, свидетельствует о четко выраженном тренде их снижения: с 90,2% до 85,0% (-5,2%) и с 88,8% до 83,8% (-5,0%) соответственно. Эти факты убеждает нас в необходимости принятия неотложных мер в целях сохранения надлежащего качества и доступности медицинской помощи.
Заключение
Состояние кадрового обеспечения населения и медицинских организаций врачебным персоналом в РФ в период 20122018 гг. претерпело определенные изменения. Отмечены положительные тренды: увеличение в стране общей численности врачей и реальные, давно ожидаемые, структурные изменения состава врачебного персонала - рост числа врачей-клиницистов в первичном звене здравоохранения, сокращение их избыточного числа в стационарном звене, снижение числа руководителей медицинских организаций.
Вместе с тем, нельзя не заметить и значительное число негативных факторов, характеризующих современное состояние обеспечения врачами медицинских организаций, что, несомненно, снижает эффективность и результативность усилий системы здравоохранения по укреплению здоровья и профилактике заболеваний населения нашей страны. По мнению авторов, это прежде всего отсутствие: научно обоснованного планирования объёмов медицинской помощи и доказанной необходимости увеличения штатных должностей врачей разных категорий и профилей в условиях дефицита числа физических лиц врачей, нормативов потребности населения в разных видах медицинской помощи, которые в прежние времена разрабатывались на основе крупномасштабных научных исследований состояния здоровья населения (последнее из них было проведено более 30 лет назад), а также реального отсутствия возможности укомплектовать растущее число штатных должностей. Помимо этого, одним из недостатков является отсутствие системы обязательного распределения врачей, получивших высшее образование за счет бюджетных средств, что ве-
Литература
1. Постановление Правительства Российской Федерации №1387 от 05.11.1997 «О мерах по развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации». Доступно по: https://base.garant.ru/12104340. Ссылка активна на 18 февраля 2020.
дет за собой снижение притока молодых врачей в систему государственного здравоохранения. В этих условиях повышение заработной платы врачей до 200,0% от средней зарплаты в соответствующем субъекте, несомненно, способствовало росту благосостояния врачей, но, к сожалению, не возымело надлежащего влияния на приток врачебных кадров в систему государственного здравоохранения РФ.
Проведенный нами анализ ситуации с состоянием медицинских кадров в РФ в период с 2012 по 2018 гг. свидетельствует о том, что решений, быстро дающих желаемый результат, нет и быть не может. Нужна эффективная хорошо продуманная и планомерно реализуемая комплексная и многокомпонентная кадровая политика в системе национального здравоохранения, чему в последнее время уделяет огромное внимание Президент и Правительство РФ. Понятно, что на уровне страны анализ показателей обеспеченности населения и медицинских организаций врачебными кадрами носит усредненный характер, более точно эту ситуацию можно оценить на уровне субъекта РФ, а еще лучше - на уровне конкретной медицинской организации. Тем не менее, проблема есть и ее необходимо решать.
Дополнительная информация
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, о которых необходимо сообщить в связи с публикацией данной статьи.
Финансирование. Исследование спонсорской поддержки не имело.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования - Евда-ков В.А.
Сбор и статистическая обработка - Евда-ков В.А., Мельников Ю.Ю., Смышляев А.В.
Написание текста и редактирование - Евда-ков В.А., Мельников Ю.Ю., Смышляев А.В.
2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации №210 от 03.07.2002 г. «О Концепции кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации». Доступно по: https://base.garant.ru/4178536. Ссылка активна на 18 февраля 2020.
3. Указ Президента Российской Федерации №597
от 07.05.2012 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Доступно по: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35261. Ссылка активна на 18 февраля 2020.
4. Постановление Правительства Российской Федерации №1640 от 26.12.2017 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Доступно по: https://base.garant.ru/71848440. Ссылка активна на 18 февраля 2020.
5. Указ Президента Российской Федерации №204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Доступно по: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/718 37200. Ссылка активна на 18 февраля 2020.
6. Указ Президента Российской Федерации №254 от 06.06.2019 «О стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 г.» Доступно по: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/72164534. Ссылка активна на 18 февраля 2020.
7. Братарчук Т.В., Елесина М.В. Особенности форм партнерства и бизнеса в реализации национальных проектов в регионах (на примере майского указа президента Российской Федерации). В сб.: Государство, власть, управление и право: история и современность. М.; 2018. С. 24-27.
8. Вострецова П.А., Космовская А.А. Реализация майских указов президента РФ в Пермском крае. В сб.: Современные проблемы развития экономики и управления в регионе (в условиях цифровой трансформации). Пермь; 2018. С. 122-126.
9. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. Указы президента Российской Федерации как инструмент стратегического целеполагания в российской экономике // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2019. №3. С. 7-24. doi:10.24411/2071-6435-2019-10086
10. Ильин В.А., Морев М.В. Оценка населением региона эффективности государственного управления в 2000-2018 гг. // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12, №1. С. 9-38. doi:10.15838/esc. 2019.1.61.1
11. Колесникова Л.М. Особенности реализации региональной социальной политики в условиях необходимости достижения показателей, определенных «майскими» указами президента Российской Федерации // Вестник экономики, права и социологии. 2018. №1. С. 13-16.
12. Колесов Р.В., Бараева Ю.В., Комарова К.А. Методические подходы к оценке достижения национальных целей и выполнения стратегических задач применительно к деятельности субъекта Российской Федерации // Финансовый бизнес. 2019. №5. С. 20-24.
13. Лукин Е.В. О новой индустриализации к контексте реализации майского указа президента // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия:
Экономические науки. 2018. №4. С. 121-130.
14. Сергеева Н.М. Итоги реализации «майских» указов президента РФ о повышении оплаты труда медицинского персонала в регионах ЦФО // Экономические исследования. 2019. №1. С. 6-8.
15. Фельдман П.Я. Профессиональные союзы в системе общественного контроля за реализацией майских указов президента РФ // Власть. 2019. Т. 27, №2. С. 28-31. doi:10.31171/vlast.v 27i2.6293
16. Комаров Ю.М. О подготовке врачебных кадров в Российской Федерации // Медицина. 2013. №3. С. 1-11.
17. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. Доступно по: https:// mednet.ru/miac/meditsinskaya-statistika. Ссылка активна на 18 февраля 2020.
18. Рынок труда, занятость и заработная плата. Доступно по: https://www.gks.ru/labor_market_ employment_salaries. Ссылка активна на 18 февраля 2020.
References
1. Decree of the Government of the Russian Federation №1387 of the 05 November 11 «O merah po razvitiyu zdravoohraneniya i medicinskoj nauki v Rossijskoj Federacii». Available at: https://base. garant.ru/12104340. Accessed: 2020 February 18. (In Russ).
2. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation №210 of the 03 July 2002 «O Koncep-cii kadrovoj politiki v zdravoohranenii Rossijskoj Federacii». Available at: https://base.garant.ru/ 4178536. Accessed: 2020 February 18. (In Russ).
3. Decree of the President of the Russian Federation №597 of the 07 May 2012 «O sovershenstvovanii gosudarstvennoj politiki v sfere zdravoohraneniya». Available at: https://base.garant.ru/70170948. Accessed: 2020 February 18. (In Russ).
4. Decree of the Government of the Russian Federation №1640 of the 26.12.2017 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie zdravoohraneniya». Available at: https://base.garant.ru/71848440. Accessed: 2020 February 18. (In Russ).
5. Decree of the President of the Russian Federation №204 of the 07.05.2018 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Fed-eracii na period do 2024 goda». Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/718 37200. Accessed: 2020 February 18. (In Russ).
6. Decree of the President of the Russian Federation №254 of the 06.06.2019 «O strategii razvitiya zdravoohraneniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 g.». Available at: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/72164534. Accessed: 2020 February 18. (In Russ).
7. Bratarchuk TV, Elesina MV. Osobennosti form partnerstva i biznesa v realizatsii natsional'nykh proyektov v regionakh (na primere mayskogo ukaza prezidenta Rossiyskoy Federatsii). In: Go-sudarstvo, vlast', upravleniye i pravo: istoriya i sovremennost'. Moscow; 2018. P. 24-7. (In Russ).
8. Vostretsova PA, Kosmovskaya AA. Realizatsiya mayskikh ukazov prezidenta RF v Permskom kraye. In: Sovremennyye problemy razvitiya ekonomiki i upravleniya v regione (v usloviyakh tsifrovoy trans-formatsii). Perm'; 2018. P. 122-6. (In Russ).
9. Ivanov OB, Buchwald EM. Presidential decrees as a tool of strategic goal-setting in the Russian economy. ETAP: Economic Theory, Analysis, and Practice. 2019;(3):7-24. (In Russ). doi:10.24411/ 2071-6435-2019-10086
10. Ilyin VA, Morev MV. Public administration efficiency in 2000-2018 in the assessments of the region's population. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2019;12(1):9-38. (In Russ). doi:10.15838/esc.2019.1.61.1
11. Kolesnikova LM. Features of regional social policy implementation in the conditions of necessity to achieve the indicators determined. Vestnik Ekonomiki, Prava i Sociologii. 2018;(1):13-6. (In Russ).
12. Kolesov RV, Baraeva YuV, Komarova KA. Methodological approaches to assessing the achievement of national goals and strategic objectives in relation to the activities of the subjects of the Russian Federation. Finansovyy Biznes. 2019;(5):20-4. (In Russ).
13. Lukin EV. On the issues of industrialization of
economy in the context of presidential «May Decrees». Vestnik Vladimirskogo Gosudarstvennogo Universiteta imeni Aleksandra Grigor''evicha i Nikolaya Grigorievicha Stoletovykh. Seriya: Eko-nomicheskie Nauki. 2018;(4):121-30. (In Russ).
14. Sergeyeva NM. Itogi realizatsii «mayskikh» uka-zov prezidenta RF o povyshenii oplaty truda med-itsinskogo personala v regionakh Tsentral'nogo Federal'nogo Okruga. Ekonomicheskiye issledo-vaniya. 2019;(1):6-8. (In Russ).
15. Fel'dman PYa. Trade unions in the system of public control over the implementation of the may decrees of the president of the Russian Federation. Vlast'. 2019;27(2):28-31. (In Russ). doi:10.31171/ vlast.v27i2.6293
16. Komarov JM. On training of medical staff in Russian Federation. Medicine. 2013;(3):1-11. (In Russ).
17. Resursy i deyatel'nost' meditsinskikh organizatsiy zdravookhraneniya. Available at: https://mednet.ru/ miac/meditsinskaya-statistika. Accessed: 2020 February 18. (In Russ).
18. Rynok truda, zanyatost' i zarabotnaya plata. Available at: https://www.gks.ru/labor_market_employ ment_salaries. Accessed: 2020 February 18. (In Russ).
Информация об авторах [Authors Info]
Евдаков Валерьян Алексеевич - д.м.н., проф., гл. научный сотрудник отделения научных основ организации амбулаторной помощи, Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения, Москва, Российская Федерация. SPIN: 8294-2939, ORCID ID: 0000-0002-5836-4427.
Valerian. A. Evdakov - MD, PhD, Professor, Chief Researcher at the Scientific Outpatient Care Department, Federal Research Institute for Health Organization and Informatics, Moscow, Russian Federation. SPIN: 8294-2939, ORCID ID: 0000-0002-5836-4427.
Мельников Юрий Юрьевич - к.м.н., вед. научный сотрудник отделения научных основ организации амбулаторной помощи, Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения, Москва, Российская Федерация. SPIN: 7830-3055, ORCID ID: 0000-0002-7393-6964.
Yuri Y. Melnikov - MD, PhD, Leading Researcher at the Scientific Outpatient Care Department, Federal Research Institute for Health Organization and Informatics, Moscow, Russian Federation. SPIN: 7830-3055, ORCID ID: 0000-0002-7393-6964.
*Смышляев Алексей Викторович - к.м.н., вед. научный сотрудник отделения научных основ организации амбулаторной помощи, Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения, Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected] SPIN: 8505-3745, ORCID ID: 0000-0003-3099-2517.
Alexey V. Smyshlyaev - MD, PhD, Leading Researcher at the Scientific Outpatient Care Department, Federal Research Institute for Health Organization and Informatics, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected] SPIN: 8505-3745, ORCID ID: 0000-0003-3099-2517.
Цитировать: Евдаков В.А., Мельников Ю.Ю., Смышляев А.В. Обеспечение врачебными кадрами в Российской Федерации в период 2012-2018 гг. // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2020. Т. 8, №3. С. 378-387. doi:10.23888/HMJ202083378-387
To cite this article: Evdakov VA, Melnikov YY, Smyshlyaev AV. Provision of medical institutions of the Russian Federation with staff in the period 2012-2018. Science of the young (Eruditio Juvenium). 2020;8(3):378-87. doi:10.23888/HMJ202083378-387
Поступила / Received: 18.02.2020 Принята в печать / Accepted: 02.09.2020