4. Архипов А.И., Багудина Е.Г., Балашова С.А. Экономический словарь. 2-изд., доп. и перераб. М.: Изд-во «Проспект», 2012.
5. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 346.12 части второй Налогового кодекса Рос-
сийской Федерации». 310-Ф3 от 27 ноября 2011 года: Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: http://base.consultantm/cons/cgi^nHne.cgi?Req=doc;base=LAW;n=Ш7180 (дата обра-
щения 13.01.13).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Утвержден 22 февраля 2007: Федеральный портал «Российское образование». URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm (дата обращения 13.01.13).
УДК 338.27 ББК 65.05
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА НА НОРМАТИВНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
А.П.Титов
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
Обеспечение устойчивости развития образовательного учреждения во многом зависит от эффективности использования им финансовых средств. Денежные средства, выделяемые из государственного бюджет на обеспечение государственного задания, являются основным, а в ряде случаев и единственным источником финансирования образовательного учреждения. В большинстве стран за счет средств бюджета финансируются от 70 до 100% расходов на образование. В данном контексте Российская Федерация не является исключением из правил, в значительной степени расходы на образование обеспечиваются за счет федерального, регионального и муниципального бюджетов [8].
И к формированию системы финансирования высшего профессионального образования это относится в полной мере. Несмотря на развитие и расширение внебюджетной деятельности, основным источником, покрывающим более 80% всех финансовых поступлений в большинстве российских вузов, является федеральный бюджет. Поэтому естественно, что недостаток финансирования был и остается связанным с общей ситуацией исполнения федерального бюджета.
Доля расходов на высшее образование в 1990-х гг. составляла в пределах 2% от расходной части федерального бюджета, а в настоящее время составляет почти 5% [10].
При обеспечении устойчивости образовательного учреждения большое значение имеет финансовая составляющая. Рассмотрим наиболее важные аспекты реализации новой модели финансирования образовательного учреждения.
С 2012/2013 учебного года начат переход финансирования федеральных государственных учреждений профессионального образования, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, по нормативным затратам на оказание государственных услуг и нормативным затратам на содержание имущества федеральных государственных учреждений профессионального образования.
Предлагается к реализации следующая модель финансирования образовательного учреждения из средств федерального бюджета:
Субсидия на государственное задание:
- на оказание услуг в области реализации программ ВПО, СПО и НПО;
- на работу по проведению НИР;
- на работу по организации проведения общественно значимых мероприятий в сфере образования и науки.
Субсидии на иные цели:
- стипендии;
- компенсация затрат на книгоиздательскую продукцию;
- пособие аспирантам и докторантам на литературу;
- компенсация затрат на оплату жилых помещений в сельской местности;
- компенсация расходов на оплату стоимости проезда для районов Крайнего Севера;
- другие.
Бюджетные инвестиции.
В свою очередь субсидия, выданная на государственное задание, делится на:
- затраты на услуги:
- непосредственно связанные с оказанием государственных услуг;
- на общехозяйственные нужды;
- на прочие общехозяйственные нужды.
- затраты на имущество:
- налоги;
- коммунальные услуги.
- затраты на работу [1].
Утвержден следующий порядок перехода на нормативное финансирование образовательных услуг:
- в 2012 г. финансирование по нормативам на образовательные услуги в соответствии со специальностями (направлениями подготовки) для 1-го курса;
- в 2013 г. для 1-ого и 2-ого курса;
- в 2014 г. для 1-го, 2-го и 3-го курсов;
- в 2015 г. для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го курсов;
- в 2016 г. полный переход к нормативам затрат на образовательные услуги
[7].
В рамках реализации данного порядка приведена в соответствие нормативноправовая база [4].
В соответствии с утвержденным принципом контингент, сформированный в соответствии с перечнем услуг по спе-
циальностям (направлениям подготовки), умноженный на норматив затрат на единицу услуги, дифференцированной по специальностям (направлениям подготовки), равен нормативным затратам на оказание образовательной услуги [5].
Это позволит рассчитать объем субсидии, необходимый для выполнения государственного задания.
Утвержден порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений профессионального образования, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.
В современных условиях регламентируются правила определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений профессионального образования, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации и в отношении которых Министерством образования и науки Российской Федерации принято решение о предоставлении им субсидии из федерального бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Следует подчеркнуть ряд новых моментов определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, в настоящем порядке используются следующие методы:
- нормативный (нормативные затраты определяются путем умножения стоимости единицы группы затрат на количество единиц группы затрат);
- структурный (нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются пропорционально выбранному основанию).
При этом особо стоит отметить, что увеличение соответствующих расходов производится в размерах индексации,
предусматриваемых федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Стоит учесть, что нормативные затраты на единицу государственной услуги рассчитываются с целью определения объема субсидии, предоставляемой учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания из федерального бюджета.
Эти условия позволят образовательному учреждению составить план финансово-хозяйственной деятельности на финансовый год.
Обращает на себя внимание то, что в качестве объема (количества единиц) оказания государственных услуг в сфере образования до перехода на новые нормативы использовались следующие коэффициенты:
- для государственных услуг НПО, СПО, ВПО - показатель приведенного
контингента обучающихся, который определяется как сумма среднегодовой численности обучающихся по очной, очнозаочной (вечерней) и заочной формам обучения, взятый соответственно с коэффициентами 1, 0,25 и 0,1;
- для государственных услуг ППО -показатель приведенного контингента обучающихся, который определяется как сумма среднегодовой численности обучающихся по очной и заочной формам обучения, взятый соответственно с коэффициентами 1 и 0,1;
- для государственной услуги по подготовке докторантов - показатель количества докторантов;
- для государственных услуг ДПО -показатель количества слушателей.
Предлагается введение новых коэффициентов для расчета приведенного контингента по услугам ВПО (табл.1.).
Таблица 1. Коэффициенты для расчета приведенного контингента по услугам ВПО
Форма обучения Действующие коэффициенты Вводимые коэффициенты
Очная 1 1
Очно-заочная 0,25 0,4
Заочная 0,1 0,2
Экстернат 0,1 0,2
Введение новых повышенных коэффициентов для расчета приведенного контингента по услугам ВПО приведет к тому, что минимальная стоимость обучения по следующим формам обучения очно-заочного, заочного и экстерната будет выше, чем ранее.
Особо хочется обратить внимание на тот факт, что утвержден базовый норматив затрат на единицу образовательной услуги ВПО для 1 курса 2012/2013 учебного года, который в итоге составляет 60,2 тысяч рублей за одно бюджетное место по очной форме обучения (табл.2).
Таблица 2.Базовый норматив затрат на единицу образовательной услуги ВПО _____________________для 1 курса 2012/2013 учебного года____________________
Направление затрат Базовый норматив затрат
тыс.руб. %
Затраты, непосредственно связанные с оказанием образовательной услуги 34,61 57,49
в т.ч. фонд оплаты труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании образовательной услуги 34,55 57,39
Затраты на общехозяйственные нужды: 25,59 42,51
- фонд оплаты труда прочего персонала 17,00 28,24
- затраты на коммунальные услуги, в т. ч. услуги связи, транспортные услуги 3,23 5,37
- затраты на содержание объектов особо ценного движимого и недвижимого имущества 1,14 1,90
- прочие (повышение квалификации, пополнение библиотечного фонда, культурно-массовм работа, производственная практика) 4,22 7,00
ИТОГО 60,20 100,00
Наибольшую долю в структуре затрат на единицу образовательной услуги ВПО составляют затраты на фонд оплаты труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании образовательной услуги, равные 57,39%, и на фонд оплаты труда прочего персонала -28,24% от общих затрат, таким образом на фонд оплаты труда приходится 85,63% от всех затрат.
Допускается оказание платных образовательных услуг сверх государственного задания при соблюдении следующих условий:
1. «... Учреждение вправе сверх установленного государственного задания ... оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности ... за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях»;
2. «... Учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания» [2].
Таким образом, благодаря поступлению доходов от оказания платных обра-
зовательных услуг образовательное учреждение сможет покрыть все расходы, связанные с оказанием образовательных услуг, и развивать материально-
техническую базу образовательного учреждения, благодаря этому образовательное учреждение сможет развивать научные исследования, результаты которых сможет использовать в образовательном процессе.
При этом размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины финансового обеспечения таких же услуг в расчете на единицу оказания государственных услуг, выполняемых в рамках государственного задания, должен вестись мониторинг платных услуг и осуществляется введение системы регулярных статистических наблюдений в сфере профессионального образования в отношении платных услуг [6].
Также действует система повышающих коэффициентов (табл. 3).
Таблица 3. Система повышающих коэффициентов от базового норматива затрат на услуги ВПО
Стоимостная группа Бакалавриат, специалитет Магистратура
1. Не требуется лабораторное оборудование 1,00 1,17
2. Требуется лабораторное оборудование 1,06 1,23
3. Требуется особо сложное лабораторное оборудование 1,10 1,27
4. Соотношение численности преподавателей и студентов 1:8 1,14 1,36
5. Соотношение численности преподавателей и студентов 1:7 1,24 1,49
6. Соотношение численности преподавателей и студентов 1:6 1,38 1,67
7. Соотношение численности преподавателей и студентов 1:5 1,57 1,92
8. Соотношение численности преподавателей и студентов 1:4 1,86 2,12
9. Приоритетные специальности* 1,86 2,12
* Поручения Президента РФ и Правительства РФ
Из данной таблицы видно, что обучение в магистратуре является более затратным процессом, чем в бакалавриате и специалитете.
Исходя из нормативных затрат определяется объем субсидии, предоставляе-
мой из федерального бюджета учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
Они выводятся расчетным путем для каждого учреждения с учетом форм обучения. При этом могут использоваться
утвержденные натуральные нормативы, характеризующие процесс оказания государственных услуг в сфере образования (нормативы питания, оснащения мягким инвентарем и медикаментами, затрат рабочего времени и пр.).
Так, в составе нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственных услуг, учитываются расходы на оплату труда педагогов (профессорско-преподавательского состава), включая обязательные страховые взносы, и на приобретение материальных запасов.
К нормативным затратам на содержание имущества относятся расходы на коммунальные услуги и уплату налогов.
Нормативные затраты на выполнение научно-исследовательских работ определяются исходя из сметной стоимости каждой из них, включенной в соответствующий тематический план.
Таким образом, основными преимуществами перехода на нормативный механизм финансирования федеральных государственных учреждений профессионального образования, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, являются следующие:
- данная система позволит образовательному учреждению построить собственную траекторию финансового обеспечения с учетом особенностей учреждения, что отражается в плане финансовохозяйственной деятельности учреждения;
- система позволит более мобильно подстраиваться под экономические изменения внешней среды;
- в значительной степени улучшится экономическая безопасность учреждения, которая выразится в более устойчивой и надежной финансовой системе образовательного учреждения.
Важно отметить, что если в 2012 году план финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения утверждался директором департамента организации бюджетного процесса, учета и отчетности Минобрнауки, то с 2013 года
планируется, что данный документ будет утверждать ректор вуза, т.е. план ФХД станет внутренним документом учреждения.
В результате осуществления реформы системы финансирования высшего образования региональные вузы будут вынуждены повысить стоимость платного обучения, доведя ее до норматива, установленного Минобрнауки.
Особенно сложно в этих условиях придется гуманитарным, естественнонаучным и физико-математическим профилям и специальностям, где и до повышения цен практически не было учащихся на платной основе, а после возрастания стоимости платного обучения по данным направлениям может вообще не оказаться желающих учится на платной основе.
В сложной ситуации оказываются и филиалы вузов, которые на практике осуществляют обучение только на платной основе и выигрывают в конкурентной борьбе за студента в основном в результате установления более низкой цены образовательной услуги.
Теперь в филиалах вузов стоимость обучения также не может быть ниже норматива финансирования, установленного Минобрнауки, т.е. менее 60,2 тысячи рублей за год по очной форме.
Еще одной возможностью полностью избежать необходимости «привязки» стоимости платного обучения к нормативам, установленным Минобрнаукой, является отказ вуза от бюджетных мест по конкретным профилям и специальностям.
Так, если вуз не заявит контрольные цифры приема и не получит государственного задания по определенному профилю бакалавриата, магистратуры или специалитета, то он может по этим направлениям устанавливать любую стоимость обучения без учета нормативов Минобрнауки.
Таким образом, современная нормативно-правовая база стимулирует вузы отказываться от бюджетного финансирования по тем профилям обучения, где учебные заведения имеют возможность осуществлять полностью платный набор.
воочередное внимание на такие факторы, как экономия и целевое использование имеющихся бюджетных средств, а также создание и развитие дополнительных источников финансирования. Именно эти факторы являются наиболее значимыми, на наш взгляд, при формировании государственной финансовой политики в сфере образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации //Правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.09.2012 г.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих органи-зациях»//Правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.09.2012 г.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»//Правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.09.2012 г.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания»//Правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.09.2012 г.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июня 2011 г. N 2070 «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений профессионального образования, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации»//Правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.09.2012 г.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. № 1898 «Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания»//Правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.09.2012 г.
7. Материалы к совещанию Министра с руководителями учреждений высшего профессионального образования 17 марта 2012 года по вопросу «О переходе на нормативное финансирование государственных услуг за счет средств федерального бюджета» // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. URL: Ьйр://минобрнауки.рф (дата обращения 22.09.12г.).
8. Кондрат И.Н. Экономическая безопасность производства образовательных услуг и ее институциональное обеспечение. СПб.: Издат.дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2005.
9. М. Беспалов. Комментарии к нормативным документам для бухгалтеров II Налоговый вестник. 2012, N 5 [Электронный вестник]. URL: http://www.minfin.ru — официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации (1ата обращения 22.09.12г.)/
ББК: 65.290; 331.5 УДК: 339.138; 2964
МАРКЕТИНГ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЫНОЧНЫХ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
О.Ж. Воронцова
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А Мировой финансовый кризис затро- номики. Состояние современного россий-
нул все сферы, отрасли и комплексы эко- ского образовательного учреждения также
Как правило, это экономические и юридические направления.
Очевидно, что экономическая и финансовая реальность Российской Федерации не позволяет пока решить всех проблем, стоящих перед системой образования. В современных условиях при реализации бюджетного финансирования системы образования следует обратить пер-