Научная статья на тему 'Обеспечение устойчивого развития территорий: взаимодействие бизнеса и власти'

Обеспечение устойчивого развития территорий: взаимодействие бизнеса и власти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1006
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-СТРУКТУРЫ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТЕРРИТОРИЯ ПРИСУТСТВИЯ / AREA OF PRESENCE / BUSINESS / PUBLIC AUTHORITIES / SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляева Ирина Юрьевна, Данилова Ольга Викторовна

В статье рассмотрены взаимоотношения государственных органов власти и крупных бизнес-структур на территориях их присутствия (регионального и местного уровней) с точки зрения перераспределения их традиционных управленческих ролей. Проанализированы последствия такого взаимодействия, выражающиеся качественными и количественными изменениями уровней социально-экономического развития как конкретной территории, так и национальной экономики в целом. Определены направления взаимодействия власти и бизнеса на территориях присутствия с учетом интересов всех участников взаимодействия и использованием возможностей корпоративных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Беляева Ирина Юрьевна, Данилова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The relations between the authorities and business are considered in terms of the redistribution of their traditional managerial roles. The interaction of state authorities and business structures in the territories (regional and local levels) is from the point of view of the analysis of consequences, which are reflected on the qualitative and quantitative changes in the socio-economic development, as a particular territory, and the national economy as a whole. Defines the ways of interaction of state bodies and business structures in the territories with regards to achieving the balance of interests of all participants and using opportunities of corporate structures.

Текст научной работы на тему «Обеспечение устойчивого развития территорий: взаимодействие бизнеса и власти»

государственное и муниципальное управление

УДК 338.2 (33)

обеспечение устойчивого развития территорий: взаимодействие бизнеса и власти

БЕляЕвА ирина юрьевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Корпоративное управление» Финансового университета E-mail: [email protected]

данилова ольгА викторовнА, доктор экономических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой «Корпоративное управление» Финансового университета E-mail: [email protected]

В статье рассмотрены взаимоотношения государственных органов власти и крупных бизнес-структур на территориях их присутствия (регионального и местного уровней) с точки зрения перераспределения их традиционных управленческих ролей. Проанализированы последствия такого взаимодействия, выражающиеся качественными и количественными изменениями уровней социально-экономического развития как конкретной территории, так и национальной экономики в целом. Определены направления взаимодействия власти и бизнеса на территориях присутствия с учетом интересов всех участников взаимодействия и использованием возможностей корпоративных структур.

ключевые слова: бизнес-структуры, органы государственной власти, социальная ответственность, территория присутствия.

Ensuring Sustainable Development оf Territories: the Interaction of Business and Authorities

BELYAEvA IRINA, Ph.D. (Econ.), professor, head of the Corporate Governance Department, Financial University E-mail: [email protected]

danilova olga, Ph.D. (Econ.), professor, deputy head of the Corporate Governance Department, Financial University E-mail: [email protected]

The relations between the authorities and business are considered in terms of the redistribution of their traditional managerial roles. The interaction of state authorities and business structures in the territories (regional and local levels) is from the point of view of the analysis of consequences, which are reflected on the qualitative and quantitative changes in the socio-economic development, as a particular territory, and the national economy as a whole. Defines the ways of interaction of state bodies and business structures in the territories with regards to achieving the balance of interests of all participants and using opportunities of corporate structures. Keywords: area of presence, business, public authorities, social responsibility.

Управляющие воздействия государственных органов на крупные компании с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития территорий их присутствия не могут быть едиными как для страны в целом, так и для каждого отдельного региона. Для любого из субъектов взаимодействия — на национальном уровне, уровнях субъектов Федерации и их муниципальных образований — построение системы управляющих воздействий и алгоритмы ее функционирования будут разными для каждого из трех уровней управленческой иерархии.

Устойчивость территориальной экономической системы — характеристика комплексная и с позиции методологии означает необходимость рассматривать управление устойчивым социально-экономическим развитием территории присутствия крупного бизнеса в единстве трех взаимосвязей:

1) с устойчивостью всей национальной экономики и ее территориальных сегментов;

2) с устойчивостью крупных (средних, мелких) бизнес-структур и территории его присутствия как единого образования;

3) с позиции внутренней структуры каждой отдельно взятой бизнес-структуры.

Корпоративная социальная ответственность бизнес-структур на территории присутствия играет следующие основные роли: составная часть корпоративного управления и системы управления нефинансовыми рисками;

• объект социальной отчетности и отчетности по устойчивому развитию;

• инструмент межсекторного взаимодействия и партнерства;

• пиар-коммуникация.

С законодательной позиции местные власти не могут заставить компании быть активными участниками территориального развития. Бизнес-структуры обязаны соблюдать законы, экологические, санитарно-эпидемиологические нормы и нормативы, связанные с производственной деятельностью, наймом рабочей силы, а также выплачивать налоги в федеральный и региональный бюджеты. Социально-экономическим развитием территорий обязаны заниматься местные, в основном региональные, органы власти, а иногда, в исключительных случаях (депрессивный район с высоким уровнем безработицы) — федеральные. При этом каждый участник имеет свои цели,

располагает собственным набором инструментов мотивации, решает конкретные задачи.

Органы региональной и местной власти нередко оказывают протекцию организациям муниципальной формы собственности, преследуя при этом исключительно собственные интересы: сохранить бюджетную базу; заручиться гарантиями, что в результате структурных реформ не будет сокращен штат сотрудников или не потребуется их профессиональная переориентация, и т. п. Для этого у бизнеса запрашиваются средства на «латание» неэффективной социальной инфраструктуры, а не на решение проблем, вызванных ее несовершенством.

На практике подобное давление на бизнес со стороны местных органов власти получило название «добровольно-принудительной благотворительности», которая, в конечном счете, означает ограничение свобод выбора и отстранение бизнес-структур от принятия решений относительно направления финансирования. Менеджмент компаний вынужден принимать управляющие воздействия со стороны местной администрации и финансировать «навязанные» варианты социальных программ, упуская важнейший элемент управления — независимую экспертную оценку целесообразности финансирования указанного вида деятельности, ожидаемых результатов, поиск более эффективных вариантов решений. Последствиями такой «добровольно-принудительной благотворительности» становится ненужность и низкая эффективность социальных программ бизнес-структур на территории присутствия.

Участие компаний в развитии территорий присутствия должно оставаться строго добровольным. Подобную позицию разделяет ряд российских ученых [1, с. 53; 2]. Стратегически мыслящий менеджмент крупных корпораций выстраивает свои приоритеты в интересах устойчивости получения высоких доходов и, соответственно, социально-экономической устойчивости той территории, ресурсы которой он использует.

И государственные органы, и бизнес-структуры вносят свой вклад в общий проект по устойчивому развитию территории присутствия. Вклад бизнес-структур — это финансовые ресурсы, профессиональный опыт, управленческие навыки, гибкость и оперативность в принятии управленческих решений, способность к принятию инновационных решений, инвестиции в создание

6

государственное и муниципальное управление

современных предприятий с участием иностранного капитала, налаживание эффективных кооперационных связей. Растет региональный рынок труда, повышается занятость населения, растет спрос на высококвалифицированные и хорошо оплачиваемые профессии, улучшаются демографические показатели. При этом компании, в свою очередь, тоже получают определенные дивиденды.

Рычагами воздействия государственных органов власти на деятельность бизнес-структур являются:

• правомочия его как собственника;

• возможность предоставления бизнесу налоговых и иных льгот, гарантий;

• возможность предоставления бизнесу некоторых объемов финансовых средств за счет федерального и региональных бюджетов.

Во взаимоотношениях с бизнесом роль государства постепенно становится доминирующей. Органы государственной власти не только сами выбирают субъектов (организации, группы), которые будут представлять интересы бизнес-структур во взаимодействии с властью на территории присутствия, но и в определенной степени контролируют порядок формулирования субъектами своих требований.

Становясь основными регуляторами, государственные органы перераспределяют при необходимости финансовые ресурсы с чисто производственных программ на решение задач социального развития территории (образование, здравоохранение, наука, культура). Во многих случаях такая позиция способствует общему улучшению социально-экономического климата территории присутствия бизнес-структур и прямо сказывается на ее инвестиционной привлекательности.

Основными функциями государственных органов власти остаются контроль и регулирование деятельности бизнес-структур, соблюдение общественных интересов.

Воздействие крупных бизнес-структур на развитие территории присутствия должно включать функциональные блоки, обеспечивающие:

• выявление и оценку имеющихся в социально-экономическом развитии территории противоречий;

• разработку социальных программ, направленных на достижение баланса интересов всех заинтересованных сторон;

• мониторинг результатов и корректировку действий при постановке новых целей и задач,

возникновении социально-экономических конфликтов.

В результате территория присутствия получает качественные и количественные возможности развивать общественно значимые инфраструктурные проекты (жилищное строительство, ЖКХ, дорожное строительство, железные дороги, аэропорты, морские порты и т. д.), оказывать услуги местному населению на качественно новой основе и по доступным ценам.

Система мер управляющих воздействий государственных органов на крупные компании для обеспечения устойчивого социально-экономического развития территории присутствия в разных странах функционирует по-разному.

Есть две основные национальные модели, в рамках которых складывалась система управляющих воздействий власти на деятельность бизнес-структур: плюралистическая и неокор-поратистская. Ни одна из них не работает самостоятельно, однако в каждом конкретном случае можно наблюдать преобладание какой-то одной модели.

Плюралистическая модель взаимодействия бизнеса и власти базируется на англо-американской традиции и исходит из того, что общественная система и ее части находятся в координационной зависимости. Следовательно, преобладание роли какой-то одной части целостной системы исключено. Государству в данном случае отведена в основном пассивная роль. Оно распределяет ограниченные ресурсы в соответствии с решениями, отражающими баланс между основными общественными силами.

Корпоратистская, или неокорпоратистская модель взаимодействия бизнеса основана на партнерстве различных профессиональных и социальных групп. Основой деловой этики в этом случае является сотрудничество, а не конкуренция. Акцент делается не на успех отдельной личности или компании, а на достижение стабильности, успешное развитии национальной экономики, обеспечение гарантий достигнутого уровня жизни, предотвращение возможных потерь и потрясений.

Государство в корпоратистской модели устанавливает и обеспечивает выполнение общих правил игры. Рассматриваемое как орган, ответственный за исполнение социальных обязательств перед обществом, оно имеет, соответственно, право выдвигать определенные требования к бизнесу.

Таблица

Предложения по составам трехсторонних комиссий разного уровня для управления устойчивым развитием территорий

Субъекты взаимодействия

Государственные органы Представители бизнес- структур Представители общества (местного сообщества)

На национальном уровне

Правительство РФ; федеральные министерства; ведомства; службы; агентства; департаменты и управления министерств РСПП; отраслевые объединения работодателей; бизнес-структуры федерального значения Общественная палата РФ; профсоюзные объединения; общественные советы при министерствах и ведомствах; ТПП РФ; НКО на уровне РФ

На уровне субъекта Федерации

Правительство (администрация) субъекта РФ; министерства; службы, агентства, департаменты и управления министерств правительства субъекта РФ Региональные объединения работодателей; бизнес-структуры регионального значения; филиалы (представительства) крупных региональных бизнес-структур Общественная палата субъекта РФ; профсоюзные региональные объединения; ТПП субъекта РФ НКО на уровне субъекта РФ

На уровне местного сообщества территории присутствия

Администрация муниципального образования; соответствующие отделы и управления муниципалитетов Действующие на территории муниципальных образований филиалы (представительства) региональных и федеральных бизнес-структур Филиалы общественных палат субъектов РФ; общественные советы при муниципалитетах; общественные наблюдательные комиссии по направлениям деятельности НКО, действующие в муниципальных образованиях

Для упорядочения и продвижения идеи управления устойчивым развитием территорий присутствия крупных бизнес-структур на основе современных экономических методов, с помощью управленческих и организационных рычагов предлагается следующее.

На федеральном уровне:

• сформулировать национальные приоритеты и принципы регулирования корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности (на основе уже сложившихся административных форм);

• ежегодно проводить форумы, посвященные социальной и экологической ответственности бизнеса, а также формам и направлениям взаимодействия с государственными органами власти;

• разрабатывать и распространять регулярные правительственные публичные заявления по внедрению и развитию системы социально-экологической ответственности бизнеса;

• выработать рекомендации по применению (на добровольной основе) международных стандартов управления и отчетности по устойчивому

развитию и экологии. Ответственность за регулярность издания таких материалов закрепить за ведущими ассоциациями бизнеса (например, Торгово-промышленной палатой), отраслевыми ассоциациями производителей;

• распределять бюджетные средства финансирования проектов по корпоративной социальной ответственности, устойчивому развитию, экологической отчетности на конкурсной основе (среди профильных НКО);

• финансировать приоритетные национальные проекты на основе долевого участия бизнеса и государства.

На региональном уровне:

• проводить специальные форумы и конференции с участием бизнеса и местных администраций, посвященные вопросам социальных и экологических приоритетов в деятельности региональных властей;

• разрабатывать и реализовывать специальные целевые региональные и территориальные программы социального инвестирования во всех областях (социальной, экологической

8

И. Ю. Беляева, О. В.Данилова обеспечение устойчивого развития территорий...

и культурной) при условии прямого долевого участия в финансировании этих программ местных администраций и бизнес-структур;

• обеспечить участие представителей местных органов власти в мероприятиях, проводимых бизнес-структурами на территории присутствия в форме так называемых диалогов по проблемам социальной ответственности с целью выработки конкретных рекомендаций по развитию программ для местного сообщества, местной администрации и менеджмента копании;

• организовывать семинары и другие специальные мероприятия в целях развития межсекторного социального партнерства при участии всех заинтересованных сторон: власти, бизнеса, гражданского общества;

• активно подключать НКО к реализации социальных программ на территории присутствия бизнес-структур при участии власти и бизнеса в целях повышения эффективности программ, гарантии целевого расходования объединенных средств.

В качестве субъекта (органа) управления предлагается на уровне страны, региона (субъекта Федерации) и муниципальных образований создавать трехсторонние комиссии из представителей власти, бизнес-структур и местного сообщества (см. таблицу). Эти комиссии должны работать на основе заключаемых на соответствующих уровнях соглашений между тремя взаимодействующими сторонами.

Основные функции органов власти, стимулирующие участие бизнеса в экономической и социальной сфере на территориях присутствия бизнес-структур, — это координация действий по привлечению ресурсов и создание благоприятных условий для реализации программ регионального развития. Действительно, органы власти зачастую лучше владеют местной ситуацией, имеют более четкое представление о том, какое направление нужно развивать в рамках социальных программ, а также о реальных нуждах населения и проблемах территории в целом. Органы

местной власти должны взять на себя функцию координатора социальных вложений бизнес-структур, стать гарантом их эффективного и целевого использования.

Ресурсы для реализации социальных программ, организации конкурсов на участие в социальных проектах на городском и региональном уровнях могут привлекаться на основе долевого участия — финансирование может осуществляться частично за счет средств местных бюджетов, частично за счет средств бизнес-структур. С организационной точки зрения при необходимости можно создать специализированный отдел по работе с некоммерческим сектором.

Наиболее эффективной (с точки зрения бизнес-структур) моделью взаимодействия бизнеса и государства является совместное определение приоритетов социальной политики территорий присутствия в тех областях, где бизнес может проявить себя наиболее активно. При этом ожидания бизнес-структур по отношению к местным органам государственной власти давно уже вышли за пределы координации социально ответственной деятельности. Бизнес ждет от органов власти не просто заявлений по поводу необходимости социально ответственных действий, и не только использования возможностей бизнеса в решении региональных проблем, но и организационно-финансовой помощи в создании системы комплексных мер по формированию прозрачной политики поддержки благотворительности и социальных инвестиций бизнеса.

Литература

1. Батаева Б. С. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие России. М.: Финансовый университет. 2010. 164 с.

2. Современные корпоративные стратегии и технологии в России: Сборник научных статей. Вып. 5. Ч. 3 / Ред. колл. М. А. Эскинда-ро, И. Ю. Беляева, Л. А. Плотицына, Б. С. Батаева. М.: Финакадемия, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.