4.3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Джамбулатов Сераждин Исаевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Кисловод-ский гуманитарно-технический институт. Подразделение: кафедра государственно-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация
Задача: задача, которая стояла перед автором статьи - проанализировать в целом деятельность органов государственной власти в области обеспечения трудовых прав граждан. Особая роль в этой сфере принадлежит органам прокуратуры, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и, конечно органу, осуществляющему ведомственный контроль - Федеральной службе по труду и занятости РФ. Именно исследование предоставленных указанным органам полномочий в сфере обеспечения и защиты трудовых прав позволяет установить эффективность их деятельности в рассматриваемой области.
Модель: в основу данной работы были положены методы эмпирического и теоретического исследования, традиционной диалектической и формальной логики. Использовались такие методы, как формально-догматический, статистический и другие. Их применение способствовало изучению интересующих автора объектов в их взаимосвязи, целостности, позволило провести всестороннее и объективное исследование.
Выводы: Автор приходит к выводу, что одним из важнейших способов обеспечения трудовых прав является государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства. Делается вывод, что прокурорский надзор за соблюдением трудовых прав, деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ являются действенным механизмом, в том числе, и в вопросе обеспечения и защиты трудовых прав. Особая роль в данном направлении принадлежит Федеральной службе по труду и занятости РФ.
Ценность: данная работа может быть полезна студентам юридического факультета, особенно при изучении отдельных тем по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации», «Права человека», а также может быть использована в учебном процессе.
Ключевые слова: трудовые права; защита; государственный контроль, ведомственный контроль, надзор, органы государственной власти.
THE LABOUR RIGHTS OF CITIZENS BODIES STA TE POWER
Dzhambulatov Serazhdin Isaevich, PhD at law, Associate Professor. Position: associate professor. Place of employment: Kislovodsk state humanitarian technical Institute. Department: state-and-law disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation
The task: the task that the author of the article faced was to analyze, on the whole, the activities of state authorities in the field of ensuring the labor rights of citizens. A special role in this area belongs to the prosecutor's office, the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation and, of course, to the body that exercises departmental control - the Federal Service for Labor and Em-
ployment of the Russian Federation. It is the study of the powers given to these authorities in the sphere of ensuring and protecting labor rights that makes it possible to determine the effectiveness of their activities in the area under consideration.
Model: this work was based on methods of empirical and theoretical research, traditional dialectical and formal logic. Such methods as formal-dogmatic, statistical and others were used. Their use contributed to the study of the objects of interest to the author in their interrelationship, integrity, allowed for a comprehensive and objective study.
Conclusions: The author comes to the conclusion that one of the most important ways of ensuring labor rights is state control (supervision) over observance of labor legislation. It is concluded that the prosecutor's supervision of observance of labor rights, the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation are an effective mechanism, including in the matter of ensuring and protecting labor rights. A special role in this direction belongs to the Federal Service for Labor and Employment of the Russian Federation.
Value: this work can be useful to students of the Faculty of Law, especially when studying individual topics on the discipline "Constitutional Law of the Russian Federation", "Human Rights", and can also be used in the educational process.
Keywords: labor rights; protection; State control, departmental control, supervision, public authorities.
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина -прерогатива государственных органов исполнительной власти, главной либо, можно сказать, исключительной задачей которых выступает непосредственное рассмотрение и разрешение по существу заявлений и жалоб, связанных с нарушением данных прав.
Вопросам повышения эффективности деятельности органов власти в Российской Федерации уделяется особое внимание, об этом говорит наличие различных федеральных и региональных нормативных правовых актов в данной сфере, среди них можно назвать Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [4].
Одним из важнейших способов защиты трудовых прав является государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Государственный контроль - это специфический вид деятельности государственных органов, целью которой выступает обеспечение законности в различных областях общественных отношений. Как отмечает З.А. Алиева: «это вид деятельности, рассматриваемый как система наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых им управленческих решений и результата их выполнения, выявления отклонений от требований, сформулированных в этих решениях, устранения неблагоприятных последствий их исполнения и информирования о них компетентных органов» [10, с. 108].
При этом эффективность государственного управления заключается не в том, чтобы любое властное веление было реализовано путем непосредственного исполнения либо посредством принуждения, а определяется способностью формировать надлежащие условия для исполнения закона.
Ю.Г. Капралова определяет ведомственный контроль как деятельность исполнительных органов госу-
дарственной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов, в подведомственных им организациях, осуществляемую посредством организации и проведения проверок [11, с.36].
Одним из направлений ведомственного контроля выступает контроль за соблюдением трудового законодательства.
Таким образом, контроль - это периодическое измерение результатов и соотнесение их с ожидаемыми результатами с последующей корректировкой действий контролируемого объекта при обнаружении отклонений. В свою очередь, надзор - это систематическое наблюдение за объектом и проверка его действий на соответствие предъявляемым требованиям [12, с.138].
Можно сказать, что понятие «контроль» в данном случае выступает тождеством понятия «надзор».
Среди органов государственной власти, которые обладают полномочиями в сфере защиты трудовых прав, можно назвать органы прокуратуры, Уполномоченного по правам человека РФ и, конечно, Федеральную службу по труду и занятости РФ.
М.И. Цой подчеркивает, и мы разделяем его позицию, что предмет прокурорского надзора за соблюдением трудового законодательства не может быть сведен только к «общему надзору», поскольку право на труд в безопасных условиях и его справедливую оплату является неотъемлемым конституционным правом каждого человека [15, с.90]. В связи с чем, считаем обоснованной точку зрения Т.Ю. Сабельфельда о том, что предмет прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства формируют такие направления как:
а) соблюдение Конституции РФ и исполнение законов в сфере труда, нормативно-правовых актов о труде (исходящих от высших органов государственной власти и имеющих механизм исполнения закона) федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, физическими лицами - индивидуальными предпринимателями;
б) соответствие правовых актов, издаваемых в сфере труда указанными органами и должностными лицами, законам о труде, нормативно-правовым актам о труде (исходящим от высших органов государственной власти и имеющим механизм исполнения закона);
в) соблюдение указанными органами и должностными лицами трудовых прав граждан [15, с.90].
Приказ Генпрокуратуры России №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» наделяет прокурорских работников правом и одновременно обязывает их при осуществлении проверок исполнения работодателями трудового законодательства анализировать выполнение ими обязанностей по созданию работникам безопасных условий труда, своевременной выплате заработной платы, уделяя особое внимание организациям-должникам, в отношении которых применены процедуры банкротства, а также градообразующим предприятиям, принимать меры к повышению ответственности руководителей предприятий за несоблюдение трудовых прав граждан [8, п.7.2]. Кроме того, проведение прокурорских прове-
рок по соблюдению трудового законодательства регламентируется указанием Генпрокурора РФ от 06.07.2000 №107/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности» [9].
Следовательно, при осуществлении надзорных функций прокурор должен провести оценку характера нарушений законов, их причин, распространенность нарушений, вредных последствий, вызванных нарушениями законов, степень вины нарушителей и применить установленные законом меры прокурорского реагирования: принесение протеста, внесение представления, вынесение мотивированного постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, либо о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; обращение в суд в интересах лиц, пострадавших от нарушений трудового законодательства [3, ст.ст.27,28].
В связи с тем, что прокурорский надзор за соблюдением трудовых прав граждан обладает чертами универсальности и оперативностью реагирования, можно с уверенностью сказать, что он выступает достаточной действенной гарантией их реализации.
Характеризуя институт Уполномоченного по правам человека с точки зрения структуры защиты трудовых прав, их деятельность как представителей государства, следует рассматривать в предмете управленческой формы. При обращении за защитой к уполномоченным по правам человека работники реально могут воспользоваться ее многими преимуществами. Доступность обращения обеспечивается требованиями многих законодательных норм. Согласно ст.18 ФКЗ РФ от 26.02.1997 №1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016 №1-ФКЗ) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [1] жалоба направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной (что важно для восстановления прав на оплату труда). Весьма простыми являются требования к форме жалобы. Ст.17 ФКЗ РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» гласит о том, что жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а так же сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке. Давностный срок тоже весьма приемлем в рамках обеспечения доступности. В той же статьи указывается, что жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Это не означает, что в случае его истечения Уполномоченный, если сочтет, что имеются особые обстоятельства, не может уже принять жалобу к своему производству и рассмотреть по существу [13, с.43]. Исходя из положений Закона мы видим, что меры защиты, которыми наделен Уполномоченный, не имеют императивной силы, им присущ рекомендательный характер, однако в совокупности с иными элементами защиты они обладают способностью оказать достаточно эффективное влияние на достижение искомого результата.
Говоря о ведомственном контроле, следует отметить, что согласно Постановлению Правительства РФ
от 01.09.2012 №875 (ред. от 16.02.2017 №197) в Российской Федерации осуществляется федеральный государственный надзор в сфере труда, проведение которого возложено на федеральную инспекцию труда, включающую Федеральную службу по труду и занятости и ее территориальных органов [5]. Таким образом, органом, защищающим трудовые права граждан выступает Федеральная служба по труду и занятости.
Правовой природе отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства (в том числе и законодательства об охране труда) и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, присущ сложный характер. Т.Д. Садовская объясняет это тем, что в силу особенностей их субъектного состава и содержания государственного надзора и контроля правоотношения по государственному надзору и контролю являются комплексными отношениями со смежным правовым регулированием [14, с.207]. Основным объектом защиты органами государственного надзора и контроля выступают трудовые права работников. Другой объект защиты органами государственного надзора и контроля образуют законные интересы работников. Цель охраны заключается в предупреждении нарушений трудовых прав и законных интересов, в то время как цель защиты состоит в восстановлении нарушенных трудовых прав, обеспечении законных интересов.
Предметом государственного надзора в сфере труда является соблюдение работодателями при осуществлении ими своей деятельности требований трудового законодательства и других нормативных правовых актов, включающих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдение государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, последняя осуществляет функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, предоставлению государственных услуг в области содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан [6].
Возложенные на Роструд полномочия по государственному надзору и контролю за соблюдением работодателями трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, реализуются при помощи: проверок; обследований; выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений; подготовки иных материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности.
В соответствии со ст.ст.9, 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ (ред. от 01.05.2017 №96-ФЗ) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [2] проводимые государственными инспекторами труда проверки соблюдения работодателями трудового за-
конодательства можно подразделить на плановые и внеплановые. В свою очередь проверки, как плановые, так и внеплановые, проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок. Плановая проверка проводится трудовой инспекцией с определенной периодичностью и лишь на основании утвержденного плана, внеплановая - независимо от времени проведения предыдущей проверки при возникновении соответствующих оснований. Согласно ч.16 ст.10 Закона №294-ФЗ о внеплановой выездной проверке инспекция труда уведомляет юридическое лицо не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Отметим, что в ряде случаев проверяющие органы могут не сообщать о своем приходе. К примеру, если такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля и позволит скрыть факт нарушения (ст.360 ТК РФ) [10, с.109]. Необходимо учитывать, что в случае отсутствия оснований внеплановая проверка будет признана незаконной.
В качестве предмета плановой проверки выступает соблюдение юридическим лицом в ходе осуществления хозяйственной деятельности обязательных требований в сфере труда, а равно соответствие сведений, которые приведены в уведомлении о начале осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. При этом в плановом порядке, чаще всего, проводятся комплексные или тематические проверки, основная цель которых состоит в реализации комплекса надзорно-контрольных мероприятий, связанных с проверкой фактического исполнения юридическим лицом установленных законом требований в сфере труда, содержащихся в основных или отдельных разделах трудового права. Как правило плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года.
В свою очередь предметом внеплановой проверки является соблюдение организацией обязательных требований, исполнение предписаний уполномоченных должностных лиц Роструда либо его территориальных органов, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан и (или) ликвидации последствий причинения подобного вреда. Внеплановая проверка, чаще всего, назначается в случаях, который требуют оперативного реагирования при невыполнении хозяйствующими субъектами установленных законодателем требований, что может повлечь наступление тяжких последствий. Следует учитывать, что для проведения внеплановой проверки надзорным органам необходимо провести процедуру согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности проверяемых юридических лиц.
Кроме того, на Федеральную службу по труду и занятости, возложена обязанность проводить государственный надзор и контроль за соблюдением порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, установленного постановлением Минтруда России от 24.10.2002 №73 [7]. Это определено ст.356 ТК РФ, п.п.5.1.1 и 5.1.2 Положения о Федеральной службе по труду и занятости.
Также Положением на Роструд возложена обязанность надзора и контроля:
за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.
При выполнении указанных полномочий Роструд наделяется правом: направлять запросы с целью получения сведений, требуемых для принятия соответствующих решений; использовать, установленные законом меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности; составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и др.
На основании вышеизложенного необходимо отметить, что вопросы соблюдения трудовых прав граждан, в том числе занятости населения и оплаты труда, требуют постоянного внимания и мониторинга, поскольку эта проблема, к сожалению, не утрачивает свой актуальности на сегодняшний день.
Список литературы:
1. Федеральный конституционный закон РФ от 26.02.1997 №1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016 №1-ФКЗ) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №9. - Ст.1011; Собрание законодательства РФ. -2016. - №5. - Ст.552
2. Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ (ред. от 01.05.2017 №96-ФЗ) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - №52 (ч.1). - Ст.6249; Собрание законодательства РФ. - 2017. - №18. - Ст.2673
3. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 (ред. от 07.03.2017 №27-ФЗ) «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1992. -№8. - Ст.366; Собрание законодательства РФ. - 2017. -№11. - Ст.1536
4. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №19. - Ст.2338
5. Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 №875 (ред. от 16.02.2017 №197) «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» // Собрание законодательства РФ. -2012. - №37. - Ст.4995; Собрание законодательства РФ. - 2017. - №9. - Ст.1361
6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №324 (ред. от 01.07.2016 №616) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №28. -Ст.2901; Собрание законодательства РФ. - 2016. -№28. - Ст.4741.
7. Постановление Минтруда России от 24.10.2002 №73 (ред. от 14.11.2016 №640н) «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» // Бюллетень органов исполнительной власти.
- 2003. - №2; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.12.2016
8. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 №195 (ред. от 21.06.2016 №361) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&bas e=LAW&n=201508&rnd=263249.1302131559&dst=10000 5&fld=134#0 (дата обращения: 01.06.2017)
9. Указание Генпрокурора РФ от 06.07.2000 №107 / 7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности» // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. - Том 1. - М., 2004.
10. Алиева З.А. Деятельность государственных инспекторов труда как способ защиты трудовых прав работников: проблемные вопросы / З.А. Алиева // Юридический вестник ДГУ. - 2016. - №3. - С. 108-113. // https://elibrary.ru/download/elibrary_27216239_93953072. pdf
11. Капралова Ю.Г. Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства как показатель эффективности государственного управления / Ю.Г. Капралова // Научный поиск. - 2015. - №1.3. - С. 36-39.
https://elibrary.ru/download/elibrary_23329981_62011697. pdf
12. Осипов Д.А. О понятиях «государственный контроль», «государственный надзор» и «тотальный контроль над личностью» / Д.А. Осипов, В.М. Большакова // Власть. - 2015. - №5. - С. 136-140. https://elibrary.ru/download/elibrary_23721239_28046090. pdf
13. Приказчикова Н.Ю. Защита трудовых прав в деятельности уполномоченного по правам человека / Н.Ю. Приказчикова // В сборнике: Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение. Материалы V Международной научной конференции. Ученый совет факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского; ответственные редакторы: Ю. О. Бронниковой, Л. В. Мясниковой, Т. Г. Фирсовой. - 2016.
- С. 41-45. https://elibrary.ru/download/elibrary_26478347 _33436257.pdf
14. Садовская Т.Д. О некоторых аспектах государственного контроля и надзора как способов защиты трудовых прав граждан / Т.Д. Садовская, Е.В. Чупрова // В сборнике: Международная защита прав человека и государственный суверенитет. Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Т.А. Сошниковой. - 2015. - С. 206-213. https://elibrary.ru/download/elibrary_23739751_77237374. pdf
15. Цой М.И. Защита трудовых прав граждан органами прокуратуры / М.И. Цой // International Scientific Review. - 2016. - №5 (15). - С. 89-92. https://elibrary.ru/ download/elibrary_25957307_54433877.pdf
Рецензия
на статью «Обеспечение трудовых прав граждан органами государственной власти»
Права и свободы человека - главная цель и важнейший механизм любого цивилизованного государства и одним из направлений в содействии их надлежащей
реализации является деятельность органов государственной власти.
Обеспечение прав и свобод органами государственной власти реализуется посредством рассмотрения и разрешения по существу заявлений и жалоб, связанных с их нарушением, осуществлением мероприятий государственного контроля (надзора), включая ведомственный контроль. Одним из направлений ведомственного контроля выступает контроль за соблюдением трудового законодательства.
Среди органов государственной власти, которые обладают полномочиями в сфере защиты трудовых прав, автором выделены органы прокуратуры, Уполномоченный по правам человека РФ и Федеральная служба по труду и занятости РФ.
Автором делается вывод об особой роли данных органов в сфере обеспечения и защиты трудовых прав граждан. Например, подчеркивается: что прокурорский надзор за соблюдением трудовых прав граждан выступает достаточной действенной гарантией их реализации в связи с тем, т.к. обладает чертами универсальности и оперативностью реагирования; что меры защиты, которыми наделен Уполномоченный по правам человека в совокупности с иными элементами защиты обладают способностью оказать достаточно эффективное влияние на достижение искомого результата; что возложенные на Роструд полномочия по государственному надзору и контролю за исполнением трудового законодательства, реализуются при помощи проверок; обследований; выдачи обязательных для выполнения предписаний о ликвидации нарушений; подготовки иных материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности.
Делается общий вывод о постоянной актуальности проблемы соблюдения трудовых прав граждан.
заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин КГТИ, кандидат юридических наук, доцент Л.С. Арутюнов
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»;
Итоговая оценка оригинальности - 80.1%