Экономика, финансы, менеджмент
Кабинет Министров Украины. - Режим доступа: http://zakon4. rada.gov.ua/laws/show/800-2012-% D0% BF (дата обращения: 20.06.2013).
Literature
1. Hart, K. Informal Urban Income Opportunities and Urban Employment in Ghana // Journal of Modern African Studies. - 1973. - Vol. 11. - № 1. - P. 61-90.
2. De Soto, E. Inoy put. Nevidimaya revolyutsiya v tretem mire. - M.: Gatallaxy, 1995. - 249 s.
3. Orehovskiy, P. V. Statisticheskie pokazateli i tenevaya ekonomika. // Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal. - 1996. - № 4. - S. 14-22.
4. Tenevoy sektor v ekonomike Evropyi poshel v nastuplenie [Elektronnyiy resurs] // Novyie Izvestiya. - 2009. - Rezhim dostupa: http://www.novopol.ru/text66378.html (data obrascheniya: 21.05.2013).
5. Semtsov, V. M. Disfunktsionalnist faktoru tinovoi ekonomiki u sotsialno-ekonomichnomu rozvitku Ukraini // Zbirnik naukovih prats Tavriyskogo derzhavnogo agrotehnologichnogo universitetu. Ekonomichni nauki. - 2012. - № 2 (18). - S. 391-405.
6. Ukrainska model agrarnogo rozvitku ta ii sotsioekonomichna pereorientatsiya : nauk. dop. / [O. M. Borodina, V. M. Geyts, A. O. Gutorov ta in.]; za red. V. M. Geytsya, O. M. Borodlnoi, I. V. Prokopi; NAN Ukraini, In-t ekon. ta prognozuv. - K.: 2012. - 56 s.
7. Ob utverzhdenii ob'emov kvot na 2012 god, v predelah kotoryih osuschestvlyaetsya kultivirovanie rasteniy, soderzhaschih narkoticheskie sredstva i psihotropnyie veschestva, proizvodstvo, izgotovlenie, hranenie, vvoz na territoriyu Ukrainyi i vyivoz s territorii Ukrainyi narkoticheskih sredstv i psihotropnyih veschestv: postanovlenie Kabineta Ministrov Ukrainyi ot 22 Fevral 2012 g. № 128 [Elektronnyiy resurs] / Kabinet Ministrov Ukrainyi. - Rezhim dostupa: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/128-2012-% D0% BF (data obrascheniya: 20.06.2013).
8. O vnesenii izmeneniy v nekotoryie postanovleniya Kabineta Ministrov Ukrainyi: postanovlenie Kabineta Ministrov Ukrainyi ot 22 avgusta 2012 g. № 800 [Elektronnyiy resurs] / Kabinet Ministrov Ukrainyi. -Rezhim dostupa: http://zakon4. rada.gov.ua/laws/show/800-2012-% D0% BF (data obrascheniya: 20.06.2013).
УДК 338/462
В.А. Титов*, Л.Н. Смирнова**.
Обеспечение стабильности экономической безопасности и устойчивости экономического роста государства за счет эффективного использования бюджетных средств
В статье рассматриваются проблемы, связанные с расходованием бюджетных средств, влияющие на безопасность России, и предлагаются критерии и показатели оценки их использования для достижения запланированных социально-экономических результатов.
Ключевые слова: безопасность, бюджет, критерии, показатели, расходы, эффективность.
V.A. Titov*, L.N. Smirnova**. Ensuring the stability of economic security and sustainable economic growth of the state through the effective use of budgetary funds. The article deals with problems related to budget spending, affecting the security of Russia and proposes criteria to indicate their use to achieve planned social and economic results.
Keywords: security, budget, criteria, indicators, cost effectiveness.
В современных условиях существенно повышаются требования к качеству управления социально-экономическими процессами как на уровне отдельных объектов хозяйствования (бюджетополучателей), так и на уровне государства. Для этого «все функциональные подсистемы должны быть органично связаны между собой и взаимодействовать в процессе регулирования, направленного на стабильное и устойчивое функционирование субъекта хозяйствования в условиях внутренних и внешних угроз» [4, c. 87].
* Титов, Виктор Анатольевич, доктор экономических наук, профессор, начальник факультета повышения квалификации Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 190121, г. Санкт-Петербург, пл. Репина, д. 1. Тел.: (812) 714-37-79, моб. 8-921855-24-25. E-mail: [email protected].
** Смирнова, Лариса Николаевна. Кандидат экономических наук, заместитель начальника кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Санкт-Петербургского университета МВД России, соискатель кафедры экономики и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 190121, г. Санкт-Петербург, пл. Репина, д. 1. Тел.: (812) 495-23-11, моб. 8-921-925-43-84. E-mail: [email protected].
* Titov, Victor Anatolievich, doctor of economic sciences, professor, chief of faculty of in-plant training MIA of Russia of the Saint Petersburg university Address: Russia, 190121, Saint Petersburg, Repin sq., 1. Tel.: (812) 714-37-79, mob. 8-921-855-24-25. E-mail: [email protected].
Smirnova, Larisa Nikolayevna. Deputy Head of the department of accounting, analysis and audit of the St. Petersburg University, the Russian Interior Ministry, the applicant department of economics and management of socio-economic processes of the St. Petersburg University, Russian Interior Ministry. Address: Russia, 190121, St. Petersburg, Repin sq., 1. Tel .: (812) 495-23-11, mob. 8-921-925-43-84, E-mail: [email protected]. © Титов В.А., Смирнова Л.Н., 2013
Титов В.А., Смирнова Л.Н. Обеспечение стабильности экономической безопасности и устойчивости...
Однако формирование доходов и необходимость их использования чаще всего не совпадают по времени. Это отметил и Президент России в бюджетном послании «О бюджетной политике на 2014-2016 гг»: «.. .планирование мер социально-экономического развития и бюджетное планирование по-прежнему остаются недостаточно скоординированными. Не удалось в полной мере обеспечить приоритезацию структуры расходов бюджетной системы и увеличить долю средств, направленных на развитие человеческого капитала и инфраструктуры. Задачи социально-экономической политики и итоги их реализации по-прежнему рассматриваются отдельно от вопросов бюджетной политики. Отсутствует четкая система оценки эффективности бюджетных расходов» [3].
Следовательно, «на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики, проведение социально-экономических преобразований, направленных на повышение эффективности деятельности всех участников экономических отношений, достижение измеримых, общественно значимых результатов» [3], направленных в т.ч. и на повышение благосостояния и безопасности населения.
Т.е. государство выступает основным субъектом обеспечения благосостояния и безопасности граждан России через органы законодательной, исполнительной и судебной власти и готово создать условия и механизмы для ее реализации, в т.ч. за счет предупреждения, выявления, пресечения правонарушений и преступлений в любом секторе экономики. В рамках бюджетных отношений экономическая безопасность обеспечивается методами распределения и использования бюджетных средств. При этом инструментами воздействия на участников бюджетного процесса выступают нормы, правила и условия, установленные законодательством, которые обязывают всех участников бюджетного процесса соблюдать финансовую дисциплину.
При управлении государственными финансами в лице таких институтов, как бюджет и внебюджетные фонды, основная часть государственных средств (до 50 % ВВП) направляется для нужд государства и населения, в т.ч. через целевые программы. Однако, как отметил Президент России В.В. Путин в своем послании «О бюджетной политике на 2014-2016 гг.», «необходимо существенно оптимизировать структуру бюджета, выявить резервы и перераспределить их в интересах стратегических задач, обозначенных в указах от 7 мая 2012 года. Должна увеличиваться доля тех расходов, которые дают наибольший эффект для экономического роста и социального развития. Государственный рубль должен стимулировать изменения в бюджетной сфере. Пора перейти к конкретным действиям, к внедрению новых принципов финансирования, когда деньги следуют за потребителем услуг, за гражданином, а не идут на содержание различных контор...» [3].
Это позволит создать достойные для населения России условия жизни, устойчивое развитие экономической системы государства, обеспечение экономической и национальной безопасности [5], а также искоренит условия для коррупции и криминализации общества при осуществлении финансово-хозяйственных операций конкретными получателями бюджетных средств.
Одним из видов угроз экономической безопасности являются нарушения бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса, которые наносят значительный ущерб экономике России. Ежегодно Счетной палатой РФ выявляются нарушения в финансово-бюджетной сфере на миллиарды рублей. Следовательно, для своевременного предупреждения и выявления этих рисков и угроз должны устанавливаться пороговые значения экономических показателей, в рамках которых и должны осуществлять свою деятельность хозяйствующие субъекты. Информация по этим показателям должна представляться не только органами власти, но и бюджетополучателями. На основе этой информации, после ее проверки на соответствие критериям экономической безопасности, и будут приниматься обоснованные решения о последующем финансировании конкретных получателей бюджетных средств, что предотвратит, ослабит либо смягчит последствия угроз, вызванных в т.ч. и нарушениями бюджетного законодательства.
Средства федерального бюджета в основном направляются бюджетополучателям по целевым программам. Однако «государственные программы пока не стали инструментом выработки и реализации государственной политики на долгосрочную перспективу. Многие программы рассчитаны на увеличение бюджетного финансирования, источники которого не обозначены. Отдельные программы приняты в нескольких вариантах, существенно отличающихся как по планируемым результатам, так и по объемам финансирования» [3]. Следовательно, должны быть выработаны критерии оценки эффективности целевых программ, учитывающих факторы, которые влияют на возникновение угроз и рисков экономической безопасности России, вызванных нарушениями бюджетного законодательства (далее - НБЗ) при исполнении целевых программ (рис. 1). Для оценки достижения поставленных целей и выполнения мероприятий каждой целевой программы нами предложено применить к каждому показателю пороговое значение, влияющее на уровень ЭБГ (табл. 1).
По нашему мнению, при соблюдении этих параметров угрозы ЭБГ в сфере использования бюджетных средств будут минимальны. Предложенные пороговые значения показателей ЭБГ могут быть обоснованы по аналогии с показателями уровня существенности, принятыми в аудиторской деятельности, где «отклонения в оценках параметров бюджета не должны превышать величин, которые по общепринятой концепции аналитической модели существенности в аудите принято считать допустимыми (в пределах 10-15 % в большую или меньшую сторону)» [6].
Предложенные показатели оценки могут применяться при подготовке отчетности любыми ведомствами, которые являются получателями бюджетных средств, в т.ч. МВД России, а также контролирующими органами при оценке финансово-хозяйственной деятельности проверяемых учреждений.
Экономика, финансы, менеджмент
Рис. 1. Критерии оценки эффективности действующих целевых программ
Пороговые значения показателей ЭБГ, влияющие на оценку эффективности использования бюджетных средств
Таблица 1
№ п/п Наименование показателя (параметра) Количественные показатели пороговых значений ЭБГ
1 Своевременность поступления бюджетных средств различного уровня бюджетополучателям В соответствии с планом, но не более 5-7 % отклонений
2 Показатель равномерности и пропорциональности расходования денежных средству целом В соответствии с планом
3 Своевременность реализации бюджетных средств бюджетополучателями В соответствии с планом, но не более 5 % отклонений
4 Эффективность планируемых результатов на конкретном этапе (квартал, полугодие, год) В соответствии с планом
5 Потери в сфере закупок товаров, услуг, работ для государственных нужд До 5-7 % от выделяемых средств
6 Уровень нецелевого расходования бюджетных средств Не более 3-5 % расходов соответствующего бюджета
Таким образом,
- предложенные критерии и показатели могут применяться для оценки деятельности любого получателя бюджетных средств, с учетом количественных показателей пороговых значений экономической безопасности государства, что позволит обеспечить стабильность экономической безопасности и устойчивость экономического роста государства за счет эффективного использования бюджетных средств;
- при разработке и принятии управленческих решений финансового характера, оформляемых в законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и других нормативно-правовых документах, должны учитываться требования экономических и юридических законов, результаты экономического анализа хозяйственных процессов не только прошлого периода, но и прогнозы на будущее.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N° 145-ФЗ // Российская газета. - 1998. - N° 153-14. - 12 августа.
2. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)» // СЗ РФ. - 1996. - № 18. - Ст. 2117; № 20. - Ст. 2444.
Толкачева О.П. Анализ оптимизации ведения бухгалтерского учета при помощи аутсорсинга
3. Бюджетное Послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах от 13 июня 2013 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/18332.
4. Иванов, С. А., Мартышевская, А. В. Система экономической безопасности организации: структура и основные функциональные направления обеспечения // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. - 2009. - № 2.
5. Литвиненко, А. Н. Экономическая и национальная безопасность: проблема соотнесения понятий // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2013. - № 3 (173). - С. 9-15.
6. Шапошников, А. А., Лутов, Д. С. Границы достоверности в аудите // Аудиторские ведомости. - 2003. - № 4.
Literature
1. Byudzhetnyiy kodeks RF ot 31 iyulya 1998 g. № 145-FZ // Rossiyskaya gazeta. - 1998. - № 153-14. - 12 avgusta.
2. Ukaz Prezidenta RF ot 29 aprelya 1996 g. № 608 «Gosudarstvennaya strategiya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii (osnovnyie polozheniya)» // SZ RF. - 1996. - № 18. - St. 2117; № 20. - St. 2444.
3. Byudzhetnoe Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii o byudzhetnoy politike v 2014-2016 godah ot 13 iyunya 2013 goda. [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/18332.
4. Ivanov, S. A., Martyishevskaya, A. V. Sistema ekonomicheskoy bezopasnosti organizatsii: struktura i osnovnyie funktsionalnyie napravleniya obespecheniya // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta GPS MChS Rossii. - 2009. - № 2.
5. Litvinenko, A. N. Ekonomicheskaya i natsionalnaya bezopasnost: problema sootneseniya ponyatiy // Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki. - 2013. - № 3 (173). - S. 9-15.
6. Shaposhnikov, A. A., Lutov, D. S. Granitsyi dostovernosti v audite // Auditorskie vedomosti. -2003. - № 4.
УДК 338.07 О.П. Толкачева*
Анализ оптимизации ведения бухгалтерского учета при помощи аутсорсинга
В статье рассматриваются вопросы, связанные с оптимизацией бухгалтерского учета при помощи аутсорсинга. Для поддержания конкурентоспособности руководству хозяйствующего субъекта необходимо больше уделять внимания своей основной деятельности, поэтому возникла необходимость перевода второстепенных (непрофильных) видов деятельности на аутсорсинг. Автором проанализированы положительные и отрицательные стороны аутсорсинга и даны рекомендации для дальнейшего развития аутсорсинговых услуг в России.
Ключевые слова: аутсорсинг, рыночные отношения, хозяйствующий субъект, бухгалтерский учет, налоговый учет.
O.P. Tolkachyova*. The analysis of optimization of conducting accounting by means of outsourcing. In article the questions connected with optimization of accounting by means of outsourcing are considered. For competitiveness maintenance the guide of the managing subject needs to give more than attention of the primary activity and therefore there was a need of transfer of minor (non-core) kinds of activity on outsourcing. The author analyzed positive and negative sides of outsourcing and recommendations for further development of outsourcing services in Russia are made.
Keywords: outsourcing, the market relations, the managing subject, accounting, tax accounting.
В современных условиях рыночные отношения характеризуются высокой конкуренцией и динамично развивающимися технологиями. В данных условиях хозяйствующим субъектам приходится
* Толкачева, Ольга Петровна, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, кандидат экономических наук. Санкт-Петербургский Университет МВД России. Адрес: Россия, 190121, Санкт-Петербург пл. Репина, 1. Тел. (812) 714-29-20, моб. 8 (911) 26744-39. E-mail: [email protected].
* Tolkachyova, Olga Petrovna, docent of chairs of accounting, the analysis and audit, candidate of economical science. The St.-Petersburg University ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 190121 Saint-Petersburg, Repin sq., 1. Ph. (812) 714-29-20, mob. 8(911)267-44-39. E-mail: [email protected].
© Толкачева О.П., 2013