ПЕТРОСЯН Д.С.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ И ЕЕ РЕГИОНОВ (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)
Аннотация. Социальная безопасность является важнейшей компонентой национальной безопасности страны и ее регионов. В статье рассмотрены экономические и управленческие аспекты решения проблем социальной безопасности страны и ее регионов. Показано, что значение экономических аспектов состоит в решении на практике многочисленных проблем социальной безопасности, включая своевременную профилактику и устранение причин возникновения социальных угроз и непосредственно самих угроз. Для этого нужно реализовать целый ряд государственных и региональных социальных программ, что потребует значительных финансово-экономических ресурсов, которые нужно рационально распределить и использовать. Значение управленческих аспектов объясняется тем, что проведение мероприятий по обеспечению социальной безопасностью требует целенаправленного управления национальной экономикой и ее социальной сферой. Таким образом, для организации управления социальной безопасностью страны и ее регионов потребуется аккумулировать и эффективно использовать значительные материально-технические, информационные и кадровые ресурсов и необходим экономический подход к оценке и обоснованию выбора эффективных стратегий управления социальной безопасностью.
Ключевые слова: социальная безопасность, страна, регион, экономические и управленческие аспекты, социальные угрозы, социальная сфера, социальная справедливость, государственное регулирование экономики.
PETROSYAN D.S.
PROVIDING SOCIAL SECURITY OF THE COUNTRY AND ITS REGIONS (ECONOMIC AND MANAGERIAL ASPECTS)
Abstract. Social security is one of the most important components of the national security of the country and its regions. This manuscript discusses economic and managerial aspects of solving problems of social security of the country and its regions. It is shown that the essence of economic aspects is in solving multiple problems of social security in practice including timely prophylaxis and elimination of reasons of appearance of social threats and threats themselves. For that purpose it is necessary to implement a whole set of state and regional social programs which will require significant financial-economic resources that will need to be rationally distributed and used. The meaning of the managerial aspects is explained by the fact that setting up arrangements to create social security requires a task-oriented management of national economy and its social sphere. Therefore, in order to organize management of the social security of the country and its regions it will be necessary to accumulate and effectively use significant logistics, informational and human resources, and it is necessary to have an economic approach to evaluation and substantiation of the choice of effective strategies of management of social security.
Keywords: social security, a country, a region, economic and managerial aspects, social threats, social sphere, social justice, state regulation of the economy.
Социальная безопасность является важнейшей компонентой национальной безопасности страны и ее регионов. В научной литературе предлагаются различные трактовки определения понятия социальной безопасности [4; 12]. Под социальной безопасностью в широком смысле слова понимается обеспечение национальных интересов России и защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз их материальному, физическому и духовному благополучию. С этой точки зрения социальная безопасность является фундаментальной категорией, гораздо более глубокой и важной, чем ставшие традиционными военные, политические, экономические и иные аспекты или стороны национальной безопасности. В узком смысле социальная безопасность определяется как устойчивое функционирование социальных структур государства, обеспечивающих стабильное развитие общества [3, с. 110].
Современный подход к обеспечению проблемы социальной безопасности предполагает активную модернизацию устаревших социальных структур и институтов, приспособление их к новым реалиям жизни. Осуществление практических мероприятий по повышению социальной безопасности и совершенствование действующей нормативно-правовой базы должно быть основано на разработке новых теоретических концепций и методологических подходов, закладываемых в парадигму открытого гражданского общества.
Научные и методические основы обеспечения социальной безопасности страны и ее регионов имеют междисциплинарный характер и могут быть рассмотрены с позиций различных научных дисциплин, в частности, таких, как экономика и управление. В настоящей статье мы рассмотрим экономические и управленческие аспекты решения проблем социальной безопасности, которые во многом зависят от выбора соответствующих стратегий управления в национальной экономике.
История развития человеческой цивилизации свидетельствует о том, что разнообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей в различных материальных и нематериальных благах, часто вступает в противоречие с важнейшей, имманентной для любого живого организма потребностью — потребностью в безопасности. Между тем в ходе исторического прогресса количество и разрушительная сила реальных опасностей и возможных угроз неуклонно возрастают. Не случайно международное сообщество уже нарекло XXI-е столетие «веком выживания», когда человечество либо сумеет преодолеть наиболее серьезные угрозы и опасности, устранит или нейтрализует их источники, либо обречет себя на самоуничтожение.
Разумеется, было бы недостаточно дать более или менее удовлетворительное определение базовому понятию «безопасность». Нужно проследить еще и тенденции развития его смыслового содержания, для чего необходимо обратиться к анализу генезиса безопасности — этой фундаментальной категории, определяющей устойчивое состояние социально-экономической системы. Анализ позволяет установить, что безопасность как социальный феномен имеет свои корни в биологической природе человека. Безопасность оказывает капитальное влияние на все без исключения стороны жизнедеятельности индивида, включая социальные, экономические, духовно-нравственные и др. В системе потребностей А. Маслоу витальная потребность человека в безопасности занимает второе место после органических потребностей в пище, воде, сексе и пр. Отправной точкой выживания, безопасного существования и развития является биологический инстинкт самосохранения, присущий человеку в той же мере, в какой он присущ любому живому организму.
На этапе зарождения социальной организации именно жизнь выступает основным охраняемым параметром и критерием оценки состояния безопасности. В ходе развития цивилизации происходит накопление знаний и социального опыта. Менталитет той или иной цивилизации или отдельно взятого этноса во многом определяет характер ее социальной структуры и направленности на конкретном историческом этапе. Вместе с тем современные исследователи считают наличие социальных противоречий и конфликтов неизбежным спутником любого общества.
Исторический опыт свидетельствует, что попытки модернизации общества, которые становятся перманентными, таят в себе много неопределенного, неустойчивого, опасного. По существу, важнейшая проблема взаимосвязи реформ и безопасности общества пока остается недостаточно исследованной. Это не может не оказывать негативного воздействия и на общество, и на политику реформ.
Ускоренное экономическое развитие России невозможно без смены руководящих идеологических доктрин, достижения баланса властей и обеспечения имущественных прав. Не меньшее значение имеет изменение самой парадигмы экономического сознания. Результаты исследования закономерностей социального и экономического поведения людей в их совместной деятельности доказывают решающую роль гуманистических факторов в развитии национальной экономики, в снижении различных форм эксплуатации труда, в повышении экономической эффективности производства и социальной справедливости распределения материальных и духовных благ, а также в обеспечении социальной безопасности страны и ее регионов. В новых исторических условиях необходимо переосмысление значения и роли экономических и управленческих аспектов социальной безопасности в системе жизнедеятельности личности, общества и государства [5].
Об экономическом аспекте социальной безопасности страны и ее регионов говорит само содержание социальной реформы и социальной политики. По поводу разработки концепции социальной реформы Н.М. Римашевская указывает, что «экономический рост и улучшение условий жизни населения — два органически и неразрывно связанных процесса. Невозможно
сначала обеспечить экономический рост, затем на его основе — в «пожарном» порядке решать социальные проблемы. Подобный алгоритм лишь осложняет и обостряет социальные болезни, ухудшая общее положение и делая негативные процессы необратимыми, угрожающими национальной безопасности. Рыночные отношения и инновационная специфика экономического роста в России требует качественно новой рабочей силы, имеющей иные параметры физического, психического и социального здоровья, высокий интеллектуальный и образовательно-профессиональный потенциал, характеризующийся особыми нравственными принципами и ориентациями» [11].
Однако зависимость между экономическим ростом и улучшением условий жизни населения, следовательно, и социальной безопасности не однозначна. Экономический рост, тем более измеренный в макроэкономических показателях, не обязательно будет сопровождаться укреплением социальной безопасности.
Что касается социальной политики, то она может осуществляться, по мнению Г.Пирогова, «по трем основным направлениям: компенсаторному, амортизационному и проблемно-ориентированному». Содержание этих методов пронизано экономическим смыслом. Г. Пирогов пишет «... В первом случае государство компенсирует экономически слабым слоям потери, связанные с развитием текущей экономической ситуации. Сюда же относятся разовые и спорадические повышения социальных выплат по мере развития инфляции. Во втором случае создается так называемая страховочная сетка, обеспечивающая широким слоям населения защиту от всех основных социальных рисков: пенсионное обеспечение по старости, инвалидности и при потере кормильца, поддержание минимального дохода семьи, страхование от безработицы, болезни, производственного травматизма, бесплатное медицинское обслуживание, пособия на детей, пособие в случае смерти и т. п. Наконец, в третьем случае, проблемно-ориентированная социальная политика направлена на решение важнейших социальных проблем, возникающих по ходу общественного и экономического развития, важнейшее место среди которых занимает в нынешних условиях проблема личной безопасности граждан и декриминализации общества. Эти проблемы должны решаться с помощью специальных комплексных программ, среди которых должна быть установлена четкая иерархия приоритетов» [10].
Социальная сфера, существующая на бюджетных дотациях, должна быть, на наш взгляд, в определенной степени переведена на самофинансирование и самовоспроизводство, но с сохранением сильной ориентированности на удовлетворение социальных потребностей. Нужно создать финансово-экономические механизмы, способствующие тому, чтобы ограниченная коммерциализация социальной сферы за счет оказания социальных услуг обеспеченным слоям населения привела к формированию дополнительных доходов, которые будут направляться на социальные нужды менее обеспеченных граждан.
Отметим, наконец, что в научной литературе социальная безопасность и экономическая безопасность представляются составными частями национальной безопасности. При сопоставлении их между собой прослеживается тесная взаимосвязь. Так, экономическая безопасность страны сама по себе является в значительной мере социальной задачей, тем более что на первое место в перечне внутренних угроз экономической безопасности обычно ставятся показатели социального положения населения (уровень безработицы), социальная дифференциация между различными слоями населения (разрыв в уровне доходов), темпы инфляции, т. е. нестабильность социальных отношений, а не материально-вещественные характеристики производства как таковые [13, с. 127, 134]. И недаром академик Л.И. Абалкин в очерке «Современные угрозы» рассматривал в единстве внутренние угрозы социальной и экономической безопасности и относил к ним рост безработицы, резкое усиление дифференциации в доходах различных групп населения, криминализацию экономики [1, с. 94-108].
Мы считаем одним из главных обобщенных показателей социальной безопасности качество жизни общества. А высокий уровень качества жизни непосредственно связан с эффективностью экономики. Отметим, что, как указывал академик Д.С. Львов: «.качество жизни общества должно определяться разнообразием жизненных благ, которые могут быть гарантированы каждому его члену. Включая и такое благо, как труд не только ради заработка. И такое благо, как время, свободное от труда ради заработка. Этим гарантированным пакетом и долж-
на, в конечном счете, измеряться эффективность экономики» [6, с.136].
Социальная безопасность во многом зависит от соблюдения принципов социальной справедливости в обществе и в экономических отношениях, в частности. Решение проблемы социальной справедливости на всех стадиях воспроизводственного цикла приведет к повышению социальной безопасности в процессе воспроизводства. Рассматривая проблемы социальной справедливости в экономических отношениях как сложное масштабное социально-экономическое явление, следует поставить вопрос о необходимости его государственного регулирования. Прежде всего, нужно выработать правила регулирования. Они должны быть научно обоснованы, при этом необходимо учитывать этноисторические особенности многонациональной России и непростой менталитет её населения. Исходя из сказанного, социальную справедливость в экономических отношениях можно рассматривать как особый вид социально-экономического института, а это значит, что кроме норм и правил необходимо задать и механизм их соблюдения [8]. Такой институциональный подход к проблеме социальной справедливости в экономических отношениях позволит проводить профилактику социальной безопасности. Решение проблемы достижения консенсуса экономической эффективности и социальной справедливости при повышении социальной ответственности людей за свое экономическое поведение будет способствовать росту социальной безопасности страны [7] .
Значение управленческих аспектов социальной безопасности страны и ее регионов объясняется тем, что проведение социальных мероприятий требует целенаправленного управления на макро-, мезо- и микроуровнях системы управления отраслями социальной сферы и внешнего государственного регулирования национальной экономикой.
Сложность и многообразие функций, осуществляемых в сфере социальной безопасности Российской Федерации, предполагают развитую систему управления ею. Деятельность органов по обеспечению социальной безопасности способствует реализации следующих функций: аналитической — оценка (прогноз) реальных и потенциальных угроз объектам безопасности, исходящих от внутренних и внешних источников опасности; целеполагания — определение содержания деятельности по обеспечению внутренней внешней безопасности; реализационной — участие в осуществлении мероприятий по обеспечению социальной безопасности [2, с. 13-14].
Достижение социальной безопасности России во многом зависит от качества работы федеральных органов управления. В настоящее время закономерности, принципы и методы государственного управления на макроуровне экономики России исследованы в недостаточной степени. Поэтому при решении задач макроэкономического регулирования органам государственного управления приходится пользоваться, как правило, выработанными многолетней практикой ещё в период централизованной плановой экономики, эмпирическими по существу и директивными по форме, способами решения таких макроэкономических задач, как составление государственного бюджет, формирование налоговой системы, денежно-кредитной и антимонопольной политики, укрепление национальной безопасности и пр. Главным недостатком такого подхода был и остается значительный субъективизм, что позволяет лицам, участвующим в подготовке и принятии макроэкономических решений, использовать разнообразные приемы лоббирования, с тем чтобы отстаивать интересы различных группировок в ущерб общегосударственным и общественным интересам и, конечно, национальной и социальной безопасности страны.
Низкая управленческая культура, некомпетентность и отсутствие чувства гражданского долга, искаженная система ценностей и преобладающий мотив выживания любой ценой снижают такое важнейшее свойство любой социально-экономической системы, как управляемость, в т. ч. управляемость безопасностью системы. Человек с ограниченными потребностями не вписывается в сложную систему социального управления и реагирует только на грубое принуждение в условиях непрерывного контроля. В идеале реформы должны проводиться на основе гуманистического принципа «экономика для человека», при условии, что на начальных стадиях реформирования жизненный уровень населения не будет ухудшаться, а на последующих этапах жизненный уровень населения начнет неуклонно возрастать [9]. В результате реформ неизбежно происходят перераспределительные процессы, и тогда одной из основных проблем управления на макроуровне становится разработка управленческих технологий по
регулированию перераспределительных процессов в обществе на основе соблюдения принципа социальной справедливости. Игнорирование этого принципа является одной из главных причин деградации человеческого капитала и в итоге отрицательно сказывается на управлении социальной безопасностью.
Именно качество человеческого капитала в России и ее регионов, а оно действительно очень низкое в определенных социальных стратах, препятствует и делает в ближайшем будущем крайне проблематичным непосредственное использование западных моделей государственного регулирования и внутрифирменного управления в их настоящем виде. Эти модели созданы в расчете на другие человеческие качества. Попытки внедрить их в новых нарождающихся российских государственных и рыночных структурах часто заканчиваются неудачей по той причине, что в социально-экономических системах действует принцип системной синергии. В частности, это означает, что даже в хорошо отлаженной системе один дефектный элемент выводит всю систему из строя.
Негативизм, экстернальность и безответственность, резко сниженные морально-нравственные барьеры создают питательную почву для проявления различных форм девиант-ного антиобщественного поведения. И тогда в условиях сниженного социального контроля ошибочные или злонамеренные действия одного работника грозят уничтожением труда сотен тысяч и миллионов людей. Это подтверждается многими так называемыми «техногенными» катастрофами, действительной причиной которых всегда оказывается человеческий фактор. А техногенные катастрофы приводят к социальным потрясениям и снижению социальной безопасности страны и ее регионов.
Эффективность национальной экономики, общественная жизнь, социальная безопасность страны и ее регионов находятся в тесной зависимости от государственных органов власти и механизмов регулирования экономики на макро- и на микроуровне. Отправным моментом в дальнейших преобразованиях управления на макроэкономическом уровне должна стать разработанная нами схема механизма государственного и общественного регулирования экономики России.
Важнейшим блоком являются институты независимой социальной экспертизы и контроля, назначение которых осуществлять мониторинг институциональной базы экономики. Институты социальной экспертизы и контроля в России должны быть наделены широкими правами. Главным моментом их функционирования является своевременное получение объективной информации о качестве жизни, материальных и духовных результатах труда, уровне социальной безопасности страны. Для этой цели в механизме государственного регулирования должна быть создана соответствующая система социально-экономического мониторинга индивидуальных, групповых и общественных интересов и получаемых выгод в результате проводимых реформ и потерь от трансформации национальной экономики
Кроме того, на наш взгляд, в механизме государственного регулирования (блок «экономическая политика государства») должны быть выделены, с одной стороны — функции политической системы по формулированию общественных интересов (предпочтений), с другой стороны — новые методы макроменеджмента, в частности стратегического макроэкономического планирования, и макромаркетинга национальной экономики [9].
Прежде всего, необходимо сконцентрировать основные функции государственного аппарата на рациональном использовании ограниченных ресурсов. Приоритетные направления активной промышленной и социальной политики должны определяться по результатам независимой научной экспертизы. Особое место в блоке «экономическая политика государства» должны занять функции обеспечения социальной безопасности, включая социальной устойчивости и стабильности положения граждан при росте их благосостояния.
Наконец, синтетический экономико-управленческий аспект социальной безопасности страны и ее регионов состоит в том, что, с одной стороны, для организации управления социальной безопасностью потребуется аккумулировать и эффективно использовать значительные материально-технические, информационные и кадровые ресурсов. С другой же стороны, непосредственно процесс экономической деятельности по созданию условий социальной безопасности также требует управления этим процессом. Таким образом, необходим экономический подход к оценке и обоснованию выбора эффективных стратегий управления социальной без-
опасностью.
В современных условиях организация эффективной практической экономической и управленческой деятельности по обеспечению социальной безопасности в рамках национальной экономики России и ее регионов, представляющей собой сверхсложную, иерархическую, инерционную социально-экономическую систему, функционирующую в условиях неопределенности и быстро меняющихся ситуаций, не мыслима без использования научных методов. Однако научные методы, основанные на ошибочных или не адаптированных к российским социальным, экономическим и этнокультурным условиям теоретических концепциях, приведут в лучшем случае к их неэффективному и неадекватному применению, а в худшем случае к значительному экономическому ущербу и социальным потрясениям.
Литература
1. Абалкин, Л. И. Россия : поиск самоопределения : очерки. — М. : Наука,2002.
2. Аничин, Р. Н. Деятельность органов государственного управления по обеспечению социальной безопасности России в современных условиях : автореф. дис. ... канд. социол. наук. — М. : Военный ун-т, 2000.
3. Ващекин, Н. П., Дзлиев, М. И., Урсул, А. Д. Экономическая и социальная безопасность в России : учеб. пособие для вузов. — М. : Моск. гос. ун-т коммерции,1999.
4. Газимагомедов, Г. Г., Рац, С. В. Рынок, государство и социальная безопасность. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.
5. Клейнер, Г. Б., Беченов, А. Г., Петросян, Д. С. Национальная безопасность России (экономические и управленческие аспекты) : монография ; под. ред. Д. С. Львова. — М. : Прима-Пресс-М, 2005.
6. Львов, Д. С. Экономика развития. — М. : Экзамен,2002.
7. Петросян, Д. С. Экономическая эффективность и социальная справедливость // Общество и экономика. 2006. № 11-12.
8. Петросян, Д. С. Социальная справедливость в экономических отношениях : институциональные аспекты //Вопросы экономики. 2007. № 2.
9. Пе тросян, Д. С. Государственное регулирование национальной экономики : новые направления теории : гуманистический подход : учеб. пособие. — М. : ИНФРА-М, 2012.
10. Пирогов, Г. Концепция социальной безопасности // Обозреватель - Observer. 1992. ( 9).
11. Римашевская, Н. М.Жизненный уровень населения как фактор национальной безопасности // Рос-сия:2000 : социально-демографическая ситуация ; под ред. Н.М. Римашевской. — М. : РИЦ ИСЭПН, 2001.
12. Самыгин, С. И., Верещагина, А. В., Колесникова, Г. И. Социальная безопасность. — М. : Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2012.
13. Яновский, Р. Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. — М. : Academia, 1999. References:
1. Abalkin, L. I. Russia : self-determination search : sketches. — M. : Science, 2002.
2. Anichin, R. N. Activities of state bodies for ensuring social safety of Russia in modern conditions : abstract of thesis of Cand. of social sciences. — M. : Military university, 2000.
3. Vashchekin, N. P., Dzliyev, M. I., Ursule, A. D. Economic and social security in Russia : manual for higher education institutions. — M. : Moscow State University of commerce, 1999.
4. Gazimagomedov, G. G., Rats, S. V. Market, the state and social safety. — SPb. : SPeterburg university's publishing house, 2005.
5. Kleyner, G. B., Bechenov, A. G., Petrosyan, D. S. National safety of Russia (economic and administrative aspects) ; the monograph ; under the editorship of D. S. Lvov. — M. : Prima-press of M, 2005.
6. Lviv, D. S. Economy of development. — M. : Examination, 2002.
7. Petrosyan, D. S. Economic efficiency and social justice // Society and economy. 2006. No. 11-12.
8. Petrosyan, D. S. Social justice in the economic relations : institutional aspects // Questions of economy. 2007. No. 2.
9. Petrosyan, D. S. State regulation of national economy : new directions of the theory : humanistic approach : manual. — M. : INFRA-M, 2012.
10. Pirogov, G. Concept of social safety // Obozrevatel - Observer. 1992. (9).
11. Rimashevskaya, N. M. Life level of the population as a factor of national security // Russia:2000 : social and demographic situation ; under the editorship of N. M. Rimashevskaya. — M. : RITs ICEPP, 2001.
12. Samygin, S. I., Vereshchagina, A. V., Kolesnikova, G. I. Social safety. — M. : Dashkov and Co, Science-Spectrum, 2012.
13. Yanovsky, R. G. Global changes and social safety. — M. : Academia, 1999.