Обеспечение системы инновационного управления предоставления услуг
в жилищной сфере Providing innovative management system to provide services in housing sector
Рыбина Евгения Геннадьевна, Аспирантка экономического факультета ФГБОУ ВО «Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова»
e-mail:ribina [email protected] Аннотация: Исходя из существующих технических достижений России и развитых стран, в статье определяются целевые параметры качества услуг в системе инновационного управления жилищной сферой, ипредлагаетсяпоэтапная система мероприятий обеспечения инновационного управления по предоставлению услуг нового качества в жилищной сфере.
Abstract: On the basis of current technical developments in Russia and the developed countries, the article defined target parameters of quality of services in the management of innovative housing sector and proposes a phased system of measures providing innovative management of service delivery of a new quality in the housing sector.
Ключевые слова: услуги в жилищной сфере, параметры качества услуг, инновационное управление жилищной сферой
Keywords: services in the field of housing, parameters of the quality of service, innovative management of housing sector
В настоящее время задача управленияжилищной
сферойопределяетсяпотребностью в обеспечении доступности и качества услуг приформировании системы инновационного управления жилищной сферой, что требует определения параметров качества услуг.
Систематизация зарубежного и отечественного опыта внедрения технологий,повышающих качество услуг жилищной сферой, позволяет выделитьдва направления внедрения инноваций. Внедрение инноваций в строительном комплексе: планирование и строительство в соответствии с требованиями устойчивого развития; внедрение новых экологически чистых материалов повышающих энергоэффективность («зеленые технологии»);
обеспечение автоматизированного управления инженерными системами зданий (технологии «умный дом»); использование альтернативных источников энергии; обеспечение энергетической автономности зданий (активное и пассивное домостроение), а также районов (системы microgrid).Внедрение инноваций в жилищно-коммунальном комплексе: развитие «умных сетей» («smartgrid») с реализацией первичной измерительной инфраструктуры и беспроводной передачи информации; создание ситуационных центров управления для обеспечения управления ЖКК в режиме реального времени; создание информационно-расчетных центров; развитие новых порталов и сервисов услуг и инвестиционных калькуляторов; создание геоинформационных систем; создание многомерных систем управления в ЖКК (типа BIM).
Исходя из существующих технических достижений отечественных компаний и развитых стран, можно выделить параметры качества услуг в системе инновационного управления жилищной сферой.
Таблица - Определение параметров качества и инновационности услуг на
различных стадиях инновационного управления жилищной сферой
Стадия инновационного управления жилищной сферой Параметры качества и инновационности услуг
1. Обеспечение гарантированного минимума предоставления инновационных услуг в условиях ресурсо-и энергосбережения. Обеспечение физической доступности ЖКУ для потребителей. Гарантированность установленного законодательством уровня качества ЖКУ. Энергоэффективность и безопасность жилищного фонда. Ресурсо- и энергоэффективность услуг ЖКК. Экологичность и безопасность услуг ЖКК. Бесперебойность и надёжность предоставления услуг ЖКК. Комплексность предоставления услуг ЖКК. Информационная открытость процесса производства, предоставления и потребления услуг ЖКК.
2. Формирование инновационной инфраструктуры управления жилищной сферой. Внедрение информационных, коммуникационных и технологических разработок. Инновационность процесса производства, предоставления и потребления ЖКУ. Информационная открытость акторов в жилищной сфере. Доступность качественной информации о производстве, предоставлении и потреблении ЖКУ. Анализируемость и управляемость процесса производства, предоставления и потребления услуг ЖКК. Информатизация процесса предоставления услуг ЖКК. Управление ЖКК в режиме реального времени через ситуационные центры.
3. Реализация Финансовая доступность ЖКУ для потребителей определяемая
системы гибкостью тарифных планов и новыми возможностями экономить.
инновационного Вовлеченность потребителей в процесс управления и контроля
управления качества услуг.
услугами в Солидарность (и экономическая рациональность) собственников при
жилищной сфере. управлении ЖКК.
Инклюзивностьуслуг в жилищной сфере.
Равенство в получении услуг в жилищной сфере.
Устойчивое развитие жилищной сферы.
Совершенствование системы инноваицонного управления жилищной
сферы через постоянный обмен знаниями.
Источник: составлено автором
Качество услуги определяется функциональной и материально-технической составляющей и регулируется нормативными требованиями, которые дифференцированы по видам услуг и ресурсам. Формирование материально-технической базы регулируется соответствующими СНиПами и рядом нормативно-правовых актов, и происходит при включении строительного комплекса. Качество функциональных элементов услугиопределяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, а также рядом ГОСТов и СанПиНов, и обеспечивается жилищно-коммунальным комплексом.
Систематизациясуществующих параметров качества услуг жилищной сферы и анализ, закрепленных законодательством стандартов, норм и правил предоставления услуг, позволили осуществить классификацию параметров качества13 групп услуг жилищной сферы. К инновационным услугам относятся услуги ресурсо- и энергосбережения, качество которых регулируется новыми нормами и стандартами. В системе инновационного управления услуги телекоммуникаций и коммуникацийобретают более существенную роль, но их качество пока не стандартизируется.Остальные услуги регулируются устаревшими нормами и стандартами.
Стандарты, которые сегодня применяются при проектировании, и
нормативные требования эксплуатации и ремонта имеют существенный разброс
параметров и показателей по причине их несогласованности с современными
требованиями предъявляемыми формирующейся системой инновационного
управления жилищной сферой. Определенно,документы, регулирующие качество
3
услуг, требуют обновления в соответствии с научно-техническим прогрессом и запросами общества. Занижение требований к качеству ЖКУ приводит к снижению мотивации предприятий жилищной сферы инвестировать во внедрение инновационных решений.
Таблица -Параметры качества услуг жилищной сферы, определяемые стандартами, нормами и правилами
Строительный комплекс (материально-техническое обеспечение качества предоставления ЖКУ) Жилищно-коммунальный комплекс (обеспечение качества ЖКУ в процессе их предоставления)
Услуги обеспечения безопасности жилья
СНиП 2.08.01-89* (ред.2000 г.), СНиП 21-01-97 (ред.2002 г.): Соответствие пожарной безопасности зданий и сооружений. СНиП 23-03-2003 (ред.2003 г.): Соответствие здания требованиям защиты от шума. СанПиН 2.1.2.2645-10 (прин.2010 г.) : Соответствие гигиеническим требованиям систем отопления, вентиляции, микроклимата и воздушной среды, освещения. Соответствие предельно допустимому уровню шума (5 дБА), вибрации (до 10 дБ), инфразвука (до 16 Гц), электрических и электромагнитных полей (30 кГц - 300 ГГц), ионизирующего излучения (0,2 мкЗв/час). Соответствие гигиеническим требованиям внутренней отделки жилых помещений. Соответствие гигиеническим требованиям инженерного оборудования.
Услуги холодного водоснабжения
СанПиН 2.1.4.1175-02 (2002 г.), СанПиН 2.1.4.1074-01 (2001 г.): Соответствие воды и систем установленным гигиеническим требованиям. СНиП 2.08.01-89* (ред.2000 г.) СНиП 2.04.02-84* (ред.1986 г.): Соответствие наружных сетей и объектов водоснабжения установленным требованиям строительства и проектирования. О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам [Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307]: Выполнение требования бесперебойности предоставления.Соответствие состава и свойств воды санитарным нормам и правилам (ГОСТ Р51232).Соответствие давления в системе водоснабжения в точке разбора. ГОСТ Р51617-2014 (Коммунальные услуги): Соответствие установленным требованиям предоставления услуги.
Услуги горячего водоснабжения
СНиП 2.08.01-89* (ред.2000 г.), О порядке предоставления
СанПиН 2.1.4.2496-09 (утв.2009 г.):
Соответствие систем централизованного горячего водоснабжения требованиям к проектированию, строительству, эксплуатации.
СНиП 41-02-2003 (утв. 2003 г.):
Соответствие тепловых сетей требованиям надежности, резервирования, живучести. СНиП 2.04.05-91 (ред.20003 г.):
Соответствие систем отопления, вентиляции и кондиционирования, горячей воды установленным техническим требованиям строительства и проектирования.
коммунальных услуг гражданам [Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307]: Выполнение требования бесперебойности предоставления. Обеспечение нормативной температуры горячей воды в точке разбора (60, 50, 75 С).Соответствие состава и свойств воды санитарным нормам и правилам (ГОСТ Р 51232). Соответствие давления в системе водоснабжения в точке разбора. ГОСТ Р 51617-2014 (Коммунальные услуги): Соответствие установленным требованиям предоставления услуги. СанПиН 2.1.4.2496-09 СанПиН 4723-88
Услуги водоотведения
СНиП 2.08.01-89* (ред.2000 г.) СНиП 2.04.01-85* (ред.1996 г.):
Соответствие внутреннего водопровода и канализации зданий установленным требованиям строительства и проектирования.
О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам [Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307]: Выполнение требования бесперебойности предоставления.
ГОСТ Р51617-2014 (Коммунальные услуги): Соответствие установленным требованиям предоставления услуги._
Услуги электроснабжения
СНиП 2.08.01-89* (ред.2000 г.):
Соответствие электротехнического
устройства установленным требованиям
строительства и проектирования.
СП 31-110-2003: Соответствие
проектирования и монтажа
электроустановок
жилых и общественных зданий
установленным требованиям.
Приказ № 161 от 8.04.2011: Соответствие
многоквартирных домов классу
энергетической эффективности и
требованиям
энергетической эффективности многоквартирного дома.
О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам [Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307]: Выполнение требования бесперебойности предоставления. Постоянное соответствие напряжения и частоты федеральным стандартам.
ГОСТ Р51617-2014 (Коммунальные услуги): Соответствие процесса предоставления услуги установленным требованиям ГОСТ.
ГОСТ 32144-2013 (с 2014 г.): Соответствие качества электрической энергии в системах электроснабжения установленным требованиям ГОСТ.
Услуги отопления, вентиляции и кондиционирования
СНиП 2.04.07-86* (ред.2001 г.):
Соответствие тепловых сетей установленным требованиям строительства и проектирования.
СНиП 2.04.05-91* (ред.2003 г.): «В качестве источников теплоты для систем поквартирного теплоснабжения следует применять полностью автоматизированные
О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам [Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307]: Выполнение требования бесперебойности предоставления. Обеспечение постоянной температуры воздуха в жилых помещениях (от +18 до +20
котлы полной заводской готовности, работающие без постоянного обслуживающего персонала, использующие в качестве топлива природный газ, с теплоносителем, с герметичными камерами сгорания».
С).
ГОСТ Р51617-2014 (Коммунальные услуги): Соответствие установленным требованиям предоставления услуги. ГОСТ Р51617-2000: Соответствие давлению во внутридомовой системе отопления.
Услуги газоснабжения
СНиП 2.04.08-87* (ред.1995 г.)
Соответствие систем газоснабжения установленным требованиям строительства и проектирования.
О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам [Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307]: Выполнение требования бесперебойности предоставления. Постоянное соответствие свойств и давления подаваемого газа федеральным стандартам (ГОСТ 5542 и ГОСТ 20448)._
Услуги телекоммуникаций и коммуникаций
СНиП 2.08.01-89* (ред.2000 г.):
Соответствие требованиям оборудования жилых зданий телефонизацией, радиофикацией, телевизионными антеннами.
Услуги содержания придомовой территории, сбора и вывоза, утилизации ТБО
СНиП 2.08.01-89* (ред.2000 г.):
Соответствие систем мусороудаления установленным требованиям строительства и проектирования.
ГОСТ Р56195-2014: Соответствие услуг требованиям содержания придомовой территории сбора и вывоза ТБО. ГОСТ Р56192-2014: Соответствие услуг требованиям содержания общего имущества многоквартирных домов. СанПиН 2.1.2.2645-10: Соответствие гигиеническим требованиям содержания жилых помещений.
Услуги управления МКД
ГОСТ Р56038-2014: Соответствие услуг требованиям управления МКД._
Услуги капитального ремонта
ВСН 58-88 (утв.1988 г.): Соответствие организации и проведения реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий и объектов коммунального назначения установленным требованиям. ГОСТ Р56193-2014: Соответствие услуг капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов установленным требованиям.
ГОСТ Р56194-2014: Соответствие услуг проведения технических осмотров многоквартирных домов и определения на их основе плана работ, перечня работ установленным требованиям._
Услуги сбора и анализа данных ЖКУ
СНиП 2.08.01-89* (ред.2000 г.):
Соответствие требованиям диспетчеризации
ГОСТ Р56037-2014: Соответствие услуг диспетчерского и аварийно-ремонтного
систем инженерного оборудования в проектах застройки микрорайонов. Приказ Минпромторга России от 21.01.2011 № 57: Соответствие систем и приборов учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии установленным техническим требованиям. Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 № 776: Соответствие услуги правилам организации коммерческого учета воды, сточных вод. обслуживания установленным требованиям. Федеральный закон от 26.06.2008 № 102- ФЗ: Соответствие измерительной инфраструктуры и данных единству измерения.
Услуги ресурсо- и энергосбережения
СНиП 2.07.01-89*, СНиП 31-01-2003 (утв.2003 г.): Соответствие здания установленным нормам теплоотдачи и воздухонепроницаемости. (здание должно быть запроектировано и возведено таким образом, чтобы обеспечить эффективное и экономное расходование энергетических ресурсов при его эксплуатации, но преимущественно тепловой энергии (нормы теплоотдачи, воздухопроницаемости)) Приказ №224 от 17 мая 2011 г. Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружении: Соответствие зданий классу энергетической эффективности. Постановление Правительства РФ от 22 июля 2013 г.№614 (устанавливается на уровне региона в соответствии): Соответствие услуги требованиям энергоэффективности.
Источник: составлено автором.
Анализируя статистические данные по 1097 городам России только по показателю оборудованности жилищного фонда базовыми услугами жилищной сферыможно констатировать отсутствие существенной доли услугво многих городах, что уже свидетельствует о несоответствии установленным законодательством требованиям предоставления ЖКУ.Процент городов, в которых оборудованностьжилищного фонда водопроводом ниже 90%, составляет 62%, водоотведением (канализацией) - 70%, отоплением -47%, горячим водоснабжением - 81%.
Рисунок - Анализ оборудованности жилищного фонда 1097 городов России базовыми услугами ЖКХ (по состоянию на 2013 год)
Оборудованность водопроводом городов России
3%
■ 30-60 процентов
■ 60-70 процентов
■ 70-80 процентов
■ 80-90 процетов
■ 90-100 процентов
■ ниже 30 процентов
Оборудованность водоотведением (канализацией) 4% городов России
■ 30-60 процентов
■ 60-70 процентов
■ 70-80 процентов
■ 80-90 процетов
■ 90-100 процентов ниже 30 процентов
Оборудованность отоплением всех городов России
1%
■ 30-60 процентов
■ 60-70 процентов
■ 70-80 процентов
■ 80-90 процетов
■ 90-100 процентов ниже 30 процентов
Оборудованность горячим водоснабжением всех городов России
■ 30-60 процентов
■ 60-70 процентов
■ 70-80 процентов
■ 80-90 процетов
■ 90-100 процентов
ниже 30 процентов
Источник: составлено автором по данным Мультистат.
Именно инновации становятся решением накопленных проблем, способом улучшения качества и доступности жилищно-коммунальных услуг в городах России.Основной целью инновационного развития жилищной сферы должно стать повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг в сочетании с оптимизацией затрат предприятий комплекса. Этап и мероприятия могут включать:
Этап Рекомендуемые мероприятия Эффект
Реализация институцио нальных преобразов аний. - определение и реализация институциональных преобразований в соответствии со стратегическими приоритетами развития жилищной сферы (отраслевыми стратегиями); - регулирование деятельности монополий; - формирование конкурентной среды на рынке ЖКУ путем вовлечения малого и среднего бизнеса, ограничения доли рынка у крупных игроков; -формирование основ для успешной реализации инновационных преобразований.
- обеспечение информационной открытости и
прозрачности рынка ЖКУ, коммуникабельности
предприятий ЖКК, местных органов исполнительной
власти;
- либерализация на рынке ЖКУ;
- развитие низовой демократии через инструмент
краудсорсинга и некоммерческие организации;
- обеспечение стандартизации и контроля качества ЖКУ в
соответствии с требованиями инновационного развития;
- введение гарантии качества для компаний внедряющих
инновации в жилищной сфере;
- предупреждение оппортунистического поведения
местными органами власти, предприятиями ЖКК и
собственниками жилья через развитие контрактно-
договорных отношений (ГЧП);
- преимущество подрядчиков и компаний, которые
используют экономически эффективные инновации, при
государственном заказе в жилищной сфере;
- обеспечение инновационного развития кадровыми
ресурсами.
Повышение - обеспечение инвестиционной привлекательности - повышение
финансовой предприятий ЖКК через предоставление гарантий финансовой
эффективно местными органами власти о постоянстве условий для устойчивости;
сти и бизнеса, инвестирующего в инновационное развитие - минимизация
конкуренто предприятий, в средне- и долгосрочной перспективе; технических и
способност - совершенствование тарифной политики путем экономических
и балансировки интересов населения и инвесторов; потерь при
предприяти - стимулирование инициатив заинтересованных групп производстве и
й жилищно- (стейкхолдеров) по улучшению качества услуг ЖКК через предоставлении
коммунальн финансовую и административную поддержку; услуг ЖКК.
ого - координация действий стейкхолдеров заинтересованных
комплекса. в инновационном развитии жилищной сферы; - поддержка проведения мероприятий ресурсо- и энергосбережения через налоговые вычеты, снижение процентных ставок по кредитам; - гарантирование доступности услуг жилищной сферы для потребителей (населения) путем компенсации роста тарифов в виде субсидий; - формирование инвестиционной привлекательности путем повышения экономической эффективности работы предприятий ЖКК, снижения неэффективных затрат.
Инновацио - стимулирование инновационной активности в жилищной - повышение
нно- сфере через государственную поддержку и привлечение эффективности
модернизац частного бизнеса (преимущественно отечественного) к производства
ионное научно-исследовательской работе, внедрению услуг ЖКК
обновление инновационных решений; путем
объектов - формирование спроса на инновационные технологии и применения
инфраструк услуги в жилищной сфере через государственный заказ; инновационных
туры - обеспечение трансферта экономически эффективных технологий;
жилищной технологий в жилищную сферу; - снижение
сферы. - бенчмаркинг. технических потерь и
трансфертных издержек.
Инновацио - обеспечение инклюзивности услуг ЖКК; - обеспечение
нное - вовлечение собственников жилья в процесс управления безопасных и
управление ЖКК (контроль качества) через создание личных комфортных
жилищной кабинетов на порталах и интернет-сервисах ЖКК; условий
сферой. - расширение возможностей экономии для потребителей проживания,
через свободный выбор тарифных планов, режимов - повышение
энергоэффективного потребления услуг ЖКК. доступности и
- формирование рынка инновационных услуг жилищной качества ЖКУ,
сферы. - достижение
устойчивого
развития
жилищной
сферы,
- появление
возможностей
предоставления
новых услуг.
Источник: составлено автором.
Комплексность и многоуровневость реализация инновационного управления жилищной сферой обеспечит достижение максимального эффекта от выполнения мероприятий на каждом из 4 этапов обеспечения инновационного управления услугами в жилищной сфере. Также важно, чтобы разрабатываемые и принимаемые нормативно-правовые акты и технические документы в области стандартизации и контроля качества услуг жилищной сферы, были согласованы и, по возможности, увязывались с международными рекомендациями энергоэффективности и экологичности, а также предусматривали внедрение экономически эффективных инноваций.
Библиографический список Бояринцев Б.И., Лемешкина И.М.. Государство и рынок жилищных услуг в России // Доклады и выступления Конференции 21 ноября 2007 г. «Социальная функция государства в экономике XXI века»/ МАКС Пресс. М.2007. с.577-581
Иванов Т., Табунщиков Ю., Наумов А., Джинчарадзе, Анализ и перспектива развития нормативно-технического обеспечения в области энергетической эффективности в зданиях, Питер, Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск, 2013.
Казаков В.Н. «Инновационные формы управления в жилищно-коммунальной сфере», сборник статей по материалам Второй Международной научной конференции «Инновационное развитие экономики России: ресурсное обеспечение», М.2009
Кириллова А. Н., Скрипник О. Методы оценки эффективности реформирования жилищно-коммунального комплекса // Недвижимость: экономика и управление. 2012. № 1. С. 11-18.
Инновационное развития сферы услуг: Учебное пособие / Под ред. Е.В. Егорова, Т.Б. Беляевой. - М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2010.