БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
I Лруткмн/п И И Итоги опенки результат» исследований Организаций геологической службы России // Разведка и охрана нсяр. 2003. X* 8 С. 3-1-3<
2. ВоЯодин К //., ГммшцкииЛ. Л., Янбух-тич Г К Развитие базы данных научно-технической информации но геологии природопользованию и охране окружающей срс.ты / Разведка и охран» недр. 20ОЗ Х?К.С 43-47
3. Временное 1ыию**.ч/ие о Государственном банке цифровой геологической информации и информации о недропользовании в России. ути председателем Роскомнедр от 27.04 94.
4 Вреиенние »<j iüm viiне о порядке хранения. использования и передачи информации о недрах, подученной за счет государственных средств. yi> 15.11 94 Л\'В1Ц-01/252.
5 ГоСудорстеншк ннфпрчюцнонш/е обеспечение природопользования и охраны окружающей среди / под род Г. И Морозом М_ НИЛ-11рир(ш. 2002
Р. ¡'у.чьницкин Л .'/.. Каширшш Т £ ВИЭМС отраслевой центр научно-технической ннформа-цин // Риз »едка И охрана неДр 2001 Х»'6-7. С 44-46
7 ЗаГри-пко Н Ю Интеллсктуальпач собственность н i (сдроппяюОва ни и М ООО «Гсоин-форммарк», 2004. 315 е.
8. Инфо^ащмныf обеспечение неЦюпояъ-хюания: проблемы и перепекшим развития (КС-IV) Л. Ф. Карпузов и aji Н Отечественная геология 2004.Х* I.C. 59-62
у. Карпуюн А Ф. Кцрпуюва И. У Чочия Г Л Информационное обеспечение недропользования проблемы и перспективы развития (KC-IV)// Отечественная геология 2004 Л? I. С. 59-62.
10. Кима* А. К. Kt»¡типаж I' И, К\:1ШМ А I' Упрамепне государственными информационными
ресурсами с использованием отраслевой ИС »'Недра» // Ра тезка и охрана нслр 2008 №9. С 130-133
П. Концепции (¡ырчирования ииформашюн-иши общества п России, одобрена ГоскоМНссией по информатизации при Тоскомтсте РФ но связи и информатизации от 28.05.90Ха 32
12. \fopaXMtA Ф. Ккжелоыкчи // Н К нитка В Л Концепция и основные направления стратегии развития информационного обеспечения дея-гспъяосги Роснсдра Я Ра^сдка и охрана недр 2006 №1 С. 22-30.
13 Основные результаты деятельности МНР России в 1990-2000 гг и прогнозные Показатели («а 20 И г М МИР России. 2001
14 Положение о Государственной сисгг&ие научно-технической информации. утв Постановлением Правительства РФ от 24 07.97 X« 950
15. Пи:иглсеш<с а ФсЛсра ii.ni/u .ь'ентстос л» недропользованию (Роснедра). >лн Постаповле-ннсм 11рашттства от 17.06.04 №203 и от 06.04.1М Х- 171.
16 Потмский Н В. Смнныш Н Ф, Карпухин \( II Современные технологии в управлении недропользованием и информационном обсспсчо-пнн и Разведка и скрапа недр 2003. X* 11-12. С. 25-29
17. Принт Рост\те<)р «Об обеспечении дел-тел ьностн единой системы федеральном» и территориальных фондов в геологической информации» от 19.08 93 X® 72
18 При»да Роскомнедр «О создании информационно-компьютерной системы в области геииш ическотх» изучения и использования недр»» от 01 09 93 Хе 75.
19. Федеральная Целевая при.'/ктна «Эиект-роттая Россия», утв. Постановлением Прамгтсти.сг-ка РФ от 28 01,02 Ху 03.
20. Ннбухтин Т А\. Арутюнон В В Мониторинг агроса на резчпьтази геоло! ических нсслеДо-ваннй МИР России. М : Фонды ВЮМС, 2000
УДК 553.04
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА ПРИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ
И. В. Иванова, О. В. Косилапов
В статье рассматривается имопижс мер, каютьзуемых государству*» для контроля процесса осемени* ресурсов недр. Речь идетобалминнстраптных ииструме»ттзх, ориентированных на обеспечение сбалансированности интересов государства и бизнеса при недропользовании
К.птеаые е.кнш. тос\яарстж>. недропользователи, интересы, регулирование сбадансиронаииостт..
138__'
The articlc deals with a range of measures used by the state to control the process of development of subsoil resources. They say about administrative tools aimed at ensuring the balance of the state interests and business during subsoil use.
Key mvriis: government, mining companies, interests, regulation, balance.
В период плановой экономики государство и недропользователь фактически были представлены одним лицом, поэтому расхождения в интересах не наблюдалось. Государственные интересы, как и интересы недропользователей, сводились к необходимости достижения установленной государством нормы рентабельности. В современных условиях ситуация изменилась. Согласно Закону РФ «О недрах», собственником участков недр выступает государство, которое передает право пользования ими недропользователям. Документом, удостоверяющим процесс передачи. служит лицензия, дающая возможность недропользователю заниматься геологическим изучением недр и добычей полезных ископаемых. При этом интересы недропользователя - предпринимателя, нацеленного на получение прибыли, и государства, интересы которого предполагают:
- получение доходов от недропользовани я в виде налогов, платежей, сборов, формирующих доходную часть бюджетов;
-создание рабочих мест, снижение уровня безработицы и повышение уровня жизни н районах расположения горнодобывающих предприятий;
- развитие инфраструктуры территорий, в рамках которых осуществляется процесс недропользования;
-сохранениесоциальной стабильности в регионе, предотвращение социальной напряженности в связи с нарушением социальных гарантий;
- развитие минерально-сырьевой базы с целью полного обеспечения потребностей народного хозяйства в минеральном сырье;
- недопущение хищнической разработки месторождений полезных ископаемых;
- обеспечение наименьшей величины потерь и высокого уровня комплексности использования полезных ископаемых;
- сохранение экологического равновесия при недропользовании, минимизация вреда, наносимого природной среде и населению, а
также экономического ущерба, причиняемого экономике в процессе освоения ресурсов недр, в ряде случаев противоположны друг другу.
Естественно, что стремление к получению коммерческих результатов может приводить к нарушению интересов государства. Опыт показывает, что высокая стоимость природоохранных мероприятий и длительность срока окупаемости инвестиций, вкладываемых в их реализацию, приводят к тому, что недропользователи стараются избегать их проведения. В ряде случаев наиболее эффективным для них оказывается выплата штрафных санкций, чем осуществление природоохранной деятельности. Тем более, что зачет экологических платежей в счет затрат на природоохранные мероприятия был отменен, несмот ря на явную целесообразность этой меры, имеющей стимулирующий характер. Негативной проблемой является и нацеленность недропользователей на выборочную отработку запасов, которая позволяет существенно повышать уровень прибыли и рентабельность отработки запасов. Если в первом случае в результате антропогенного иотл^йстния ия окружающую среду наблюдается разрушение экосистем, ухудшение качества жизни, то во втором имеют место безвозвратные потерн полезного ископаемого, что ведет к сокращению срока отработки месторождения со всеми вытекающими последствиями, а также ускорению истощения минерально-сырьевого запаса страны, сопровождаемому дополнительным вложением инвестиций в геологоразведочные работы.
Государство регулирует весь процесс освоения ресурсов недр, начиная с геологического изучения недр и заканчивая доработкой запасов месторождения и его ликвидацией. Речь в данном случае идет в первую очередь об административных инструментах государственного регулирования (контроль, запреты, экспертиза и др.).
Контрольные органы существовали и ранее при функционировании прежних структур управления государственным фондом
недр. Важнейшей задачей органов государственного геологического контрила был» обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства и утвержденных стандартов (норм, правил) в облает геологического изучения, использования и охрани недр, правил ведения государственно!и учета и отчетности. Контроль за учетом состоянии и движения запасов полез!о.IX ископаемых пр: I добыче, недопушепием порчи разрабатываемых месторождений, учетом попутно добываемых полезных ископаемых, рациональным использованием вскрышных пород, предотвращением самовольного пользования недра-ми и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых, сохранностью горных выра&лок, буровых скважин и подземных сооружений осуществлялся совместна с органами ГоеторГсх надзора России. Эффек-тивное функционирование органом контроля предполагало заключение соглашений о взаимодействии с налоговыми органами, органами I осгортехнадзора России, а также органами Минприроды России
Данные условия и задачи Гоаеол контроле сохранились и в настоящее время, Государственный геологический контроль осуществляется путем изучения проект но-сметпых документов, геологической, производственно-технической н финансовой лпнепзнонноЙ документации, проверки состояния работ непосредс]неНни на месте их проведения, рассмотрения справок и обьяснепии исполнителей.
Ряд функций, которые ранее были закреплены за МНР России, выполняет теперь Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), положение о котором утв Постановлением Правительства РФ о» 3<► июля 2П0-1 г. X? 401. Это - функции но принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касиюшейея ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с голодами производства и потребления), безопасного ведения раиот, связанных« пользованием под рами, охраны недр, промышленной безопасности. безопасности при использовании атом-
ной энергии (за исключением деятельности по разработке, in готовлен ню, испытанию, жеплуйтацин и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции п области государственной безопасности в указанной сфере (5).
Как следует из анализа функций, государство контролирует все этапы освоения ресурсов недр Система контроля базируется на следующих основных принципах:
- соблюдение структурного сдинстви н организационной целостности госконтроля на всех уровнях отраслевою управления;
-несовместимость функций госконтроля с другими управленческими функциями, прежде всего распорядительными:
- взаимодействие контрольных органов и государственных служб МНР России. Органы контроля в первую очередь выбирают своими объектами «слабые звенья», выявленные в процессе управленческой деятельности государственной службы МНР России;
- взаимодействие с иными контрольными органами, что позволяет избежать дублирования. наиболее пол но использовать профессиональные качества специалистов;
- разграничение полномочий и обьекюп Контроля по уровням государственной власти при сохранении координации и сквозного контроля за федеральным уровнем;
- открытость, шасность, объективность проведения контрольных мероприятий;
- приоритет законности при осуществлении госконтроля и неотвратимость наказания за нарушение законов РФ. что позволяет приблизил, уровень правопорядка в области нцДрожчьзОвания и охраны окружающей срезы к соблюдению действующего законодательства (2|.
Государственное регулирование на начальном этапе ноискоио оценочных рилот предполагает выбор подрядчиков (исполнителей) этих работ, г. е предоставление им права
пользования недрами осуществляется но результатам проведения конкурса на размещение государственного заказа на выполнение ГРР, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Итогом проведения ГРР является локализация подготовленных к освоению участков недр с оцененным ресурсным потенциалом. Конкурсное размещение средств помогает выбрать лучших, что обеепечивс.ет повышение эффективности использования государственных средств при выполнении федеральных и региональных программ, в рамках которых осуществляются ГРР. Норма-тивно-правовой основой проведения конкурсов служит принятый 21 июля 2005 г. Федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд». Правда, его использование в условиях проведения ГРР не учитывает специфику последних. Так, во-первых, цена заказа, выступающая одним из критериев отбора, устанавливается преимущественно на основании экспертных оценок, а также анализа опыта проведения аналогичных работ, что не всегда дает возможность оптимизировать расходы федерального бюджета и создаст условия для коррупции [6, 8].
Во-вторых, возможность изменения цены контракта. Согласно закону, цену заключенного контракта в процессе его реализации изменять нельзя. В то же время объемы и виды работ ГРР исходя из получаемых результатов должны корректироваться, с учетом того, что проекгы проведения ГРР составляются на ерэк от 2 до 5 лет.
В-третьих, вероятностный характер результатов ГРР. Общеизвестно, что из 10 опоискованных на твердые полезные ископаемые участков выявление месторождения и получение прироста возможно чаще всего на одном [7]. Поданным работы [8], например, приросты запасов и значения локализации прогнозных ресурсов получены компаниями, которые составляют менее 1 % общего числа оперирующих на рынке недропользователей. Более 90 % запасов по 30 видам твердых полезных ископаемых в 2006 г. получены только 50 недропользователями из существующих 700. Причем получены они на 70 участках из 2000 задействованных недропользовате-
лями. Отсюда планирование ири-роста за ласон во всех госконтрактах является заведомс невыполнимым условием. Таким обрззом. государство регулирует этан геологического изучения недр на ранних стадиях выполнения поисково-оценочных работ, но, как следует из вышесказанного, критериальная система отбора победителя на сегодня далека от совершенства. Контролю подлежат такие проекты производства геологоразведочных работ сс стороны экспертных организаций и служб.
Последующие стадии геологоразведочных работ, согласно закону, выполняются недропользователями за счет собственных ередгтп Перспективные участки включаются в лицензионную программу и предлагаются недропользователям для получения нрава пользования недрами но результатам аукционов или конкурсов на проведение разведочных и добычных работ. Участие государства на данном этапе проявляется через систему отбора победителя в результате работы экспертных и конкурсных комиссий. Обязательным условием участия в конкурсе (аукционе) является составление недропользователями технико-экономических предложений (ТЭП), при разработке которых предусматривается обязательное выполнение условий, определяемых положением о конкурсе (аукционе), которое устанавливается Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным подразделением - Департаментом по недропользованию.
Условия конкурса разрабатываются до начала их проведения и в последующем изменению не подлежат. Они подготавливаются по каждому объекту недропользования или но группе однородных объектов. В число обязательных условий включаются обычно: производственная мощность горного предприятия, срок выхода на проектную мощность, комплексность использования минерального сырья и недр, выполнение работ по геологическому изучению недр в рамках лицензионного участка, предотвращение негативного воздействия на окружающую среду или ликвидация непредотвращаемых последствий, выполнение работ по рекультивации, а также ликвидационных работ после отработки запасов месторождения, выполнение работ по развитию инфраструктуры территории, в рамках
которой осуществляется освоение ресурсов ислр. использование наиболее совершенной техники н тсхншютчсских схем. обеспечивающих снижение потерь и разубоживання, привлечение к работе на объекте местных населения. Как следует из анализа перечня условий конкурса, они ориентированы на рапиоиаэыюе использование ресурсов недр и улучшение условий жизни населения, на территорий проживания которого разрабатываете» Месторождение. Естественно, что исполнение интереса недропользователя - это получение прибыли,
"Экспертиза материалов участников конкурса (аукциона) предполагает не Только анализ содержания темигко-экоиомически> показателей (Т')П'). но и анализ профессиональных качеств конкурсантов, наличие у них технической базы и финансовых средств опыта выполнения подобных работ. В ряде случаев в це»ях получения наиболее объектив-ной оценки используется многокритериальный подход к выбору победителя с использованием системы показателей, всесторонне характеризующих как самого заяви теля, так и предлагаемый им способ разработки месторождения и его эффсюняппсгъ. Завершающим этапом является оформление, решетрапия и выдача лицензии победителю конкурса (аукциона)
Важным моментом является соблюдение баланса интересов государства и недропользователя при утверждении выявленных запасов полезных ископаемых Государственной комиссией по запасам (ГКЗ)» которая выполняет экспертизу представленных материалов технико-экономического обоснования П"Ю) кондиций. Однако, как показывает опыт, основными критериями при утверждении запасов по принятым кондициям выступают коммерческие показатели. Через ->кспертно2 сопровождение I КЗ проходят путь вес материалы ГРР от постановки запасов на государственный учет до их отработки В период 1992-19D6 гг. интерес властей к ГКЗ был очень скромен, отношение к ГКЗ изменилось только н 1907 г. Мосле всех структурных изменений в настоящее время ГКЗ с июня 2004 г. функционирует при Федеральном агентстве по недропользованию МНР России.
Материалы ТЭО кондиций ни ьсем видам полезшах искоиземых. кроме общераспрост-
раненных. рассматриваются ГКЗ согласно утвержденному методическому обеспечен* ю. К выполнению экспертизы привлекаются вмсопэквалифшщрооанкыеспшылисты. В процессе экспертизы оценивается выполнение всех условий рационального использования ресурсов недр, отвечающих стратегии обеспечения минерально-сырьевой безопасности России Удовлетворение интересов недропользователей предполагает использование при экономических обоснованиях ставки дисконта в 15 %. а также право собственности на изо лукпию. получаемую в процессе разработки месторождения
Утвержденные запасы ставятся на (государственный баланс, тле их движение также подлежит постоянному контролю со стороны Госгеолконтроля и органов технического горного конipoua В последующем недропользователь занимается разработкой месторождения, запасы которого утверждены и поставлены на баланс. Опыт функционирования геологических организаций (юниоркых комиссий), которые бы продавали право на добычу полезных ископаемых разведанного ими месторождения, в России отсутствует |), ? |,
Утверждение Т'Ю конднпнй поз вол мет перейти к проектированию, разработке проекта на строительство горнодобывающего предприятия. Составлением проекта занимаются специализированные организации, которые должны учесть все конкурсные условия, отраженные ранее в Т ЯI Учс| ишеррсов общественности предусма тривает ее широкое, участие при разработке оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта, а также возможность проведения общественной эка ер-ттпы. Проявлением контроля на этапе проектирования является согласование технического задания на проектные работы и экспертиза проекта со стороны Ростехнадзора. При f положительных результатах экспертизы становится ВОЗМОЖ1ПИМ начато ст роительства, но окончании которого осуществляется приемка объекта строительст ва со стороны органов госконтроля. не допускающих отклонений от проекта и нарушений установленные норм и стандартов Подписанный акт о приемке объекта строительства позволяет приступить к разработке месторождения и начать освоение сю проектной мощности при согласовании
планов развития горных работ. Осуществление добычных работ требует соблюдения условий лицензионного соглашения, проверку выполнения которых осуществляют органы Роспри-роднадзора. Основные показатели, проверяемые контрольными органами, - земельный отвод, горный отвод, техническая документация па разработку месторождения, заключение экологической экспертизы; срок введения в эксплуатацию, уровень добычи, рекультивация, выплата бонуса, выплата налога на добычу полезных ископаемых, выплата регулярных платежей, геологическое изучение недр (ГРР).
Обобщение материалов контрольных про всрок позволило выявить основной вид нарушений, зафиксированных в ходе проверок:
- безлицензионное недропользование;
- переоформление лицензий без оснований;
- несвоевременное переоформление ли-цс1гзий при изменении организационно-правовой формы;
- перенос сроков освоения месторождений;
- невыход на проектный уровень;
- недопустимые потери полезных ископаемых и снижение их качества;
- нарушение норм и правил охраны окружающей среды;
- несоответствие содержания лицензионных соглашений яяконгщятепкетву;
- нарушение норм и стандартов геологического изучения недр;
- нарушение сроков и размеров выплаты налогов и платежей, в т. ч. разового платежа
[4].
В процессе эксплуатации месторождения обязательным является систематическое предоставление отчетной документации по формам государственной статистической отчетности. Важную роль в осуществлении контрольных проверок играют стандарты. В настоящее время, согласно Закону «О техническом регулировании», требования, установленные в госстандартах, действуют до 201D г. и должны быть заменены техническими регламентами. Решением задач по стандартизации в области геологического изучения недр занимается технический комитет по стандартизации ТК 421 «Геологическое изучение недр», созданный совместным Приказом МПР
России и Госстандарта России X» 318/156 от 9.08.99 г., в структуру которого входят девять подкомитетов: государственная геологическая съемка и картографирование; геологическое изучение шельфа и Мирового океана; геофизические методы исследования; геохимические методы исследования: гидрогеологические. инженерно-геологические и геокриологические исследования; геологическое изучение и освоение месторождений углеводородного сырья; геологическое изучение и освоение месторождений твердых полезных ископаемых; геоипформационные технологии и гео-информрссурсы; геоэкология и охрана недр.
Имеются все нормативные положения, осуществляющие разработку регламентов, однако эта работа остается в зачаточном состоянии, что снижает эффективность контрольных проверок. Контрольные органы и меня широкие полномочия в области применения наказаний и рекомендаций: остановка и даже прекращение деятельности недропользователей. изменение условий лицснзиоыны> соглашений, применение штрафных санкций и т. д. Контроль государства за дсятелыюстьк недропользователей в процессе эксплуатации месторождений особенно пристрастен, так каь должно быть обеспечено удовлетворение сгс интересов наряду с удовлетворением коммерческих интересов недропользователей, чаше всего, как указывалось ранее, имеющих прямо противоположную направленность.
Особого внимания со стороны государствг заслуживает затухающий этап разработ^ месторождения, когда возникает реальна« угроза роста безработицы, снижения уровн* жизни населения, социальной нестабильное™ в связи с прекращением производственно»: деятельности градообразующего предприяти: горнопромышленного комплекса. Не меньше* проблемой является и последующий этап связанный с ликвидацией, консервацией гор ных выработок предприятия, прекратившего свою деятельность, и последующим монито рингом последствий а»гтропогенного воздействия на окружающую среду, а также рскупьти нацией нарушенных земель.
В целом контроль недропользования с« стороны государства позволяет соблюдат! сбалансированность интересов собственник: и пользователя недр, не допускать максимиза
пни прибыли, получение которой обусловливает формирование отрицательных экологических и социальных последствий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1,1мхженов (' К Роль частного сектора и формировании минерально-сырьевой налы России Разведка и охрана недр 2004. Яг 2. (.' 58-62.
2. Есит/к А I . Всякое А. С Стратегия рано -тня государственного контроля природопользования // Разведка и охрана недр 2001. № 11-1 i С. 59-63
3. КрЮым R А. Силин В Ю Шмат В В Взаимная ответственность государства и бизнеса при пронеденнн геологоразведочных работ ij Минеральные ресурсы России 2008. № 6. С. 40-4-1
A. Opine В. П Базовый закон о недропользовании России У Минеральные ресурсы России 2002 Кг 4 С 2-7
5 Основы прщюОополыойапия î А Е. Ворсбь-ен lit up | M.. Ростов-на-Доиу; Фепнкс. 2006 544 ».
ft l\y)r. В В Анализ состояния пронессз управления и финансирования геологоразведочных рэбот на твердые полезные ископаемые // Минеральные ресурсы России 2009. №3. С. 80-85.
7 Стругов А 'А. НихинОровЕ Г О совершенствовании системы распределения госзаказов на проведение геологоразведочных работ // Минеральные ресурсы России. 2007 S'■) I С. 63-65.
8. Ширшов А Л . Разумовский Д О. K)\tc-нов А. А Концепция проведения конкурсов по геологическому нзучетпо недр и воспроизводству МСБ U Разведка И охрана недр. 2007. X? 2 С 117-119.
УДК 330.133.2
СТОИМОСТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ: СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РОССИИ
В. Н. Нил корыт он
В статье обосновывается перспективность столмостйото naixoua к управленшо предприятием, хрг ihi излагается сущность подходов к оценке бизнеса, п|>еишгастея алгоритм yirpaaicmi* стоимостью предприятия
Ключевые синто: управление, стоимость, алгоритм, опенка бизнеса
The article explains perspectives of cost-based approach to enterprise management briefly summarizes the essence of approaches to business evaluation, an algorithm of cost management of company is suggested.
Key words: management, cost, algorithm, evaluation of business.
Пад управлением а теории управления, кик известно, понимается целенаправленный процесс воздействия субъекта управления па объект управления для получения заранее запл а пировап ногу резул ьт л га. Су б ьектом является гегг. кто осуществляет воздействие (например, человек или группа людей). объект же - это некая система, на которую направлено управленческое решение (например, станок, машина, отдельно взятый человек, общество, предприятие) (рис.I), В рамках настоящей ctoti.ii рассматривается концепция управлении стоимостью предприятия
Необходимо отметить, что концепция управления стоимостью была разработана " 144_
зарубежными учеными, в частности, одной из наиболее популярных книг в России являсгся работа «Стоимость компаний: оценка и управление» (авторы. Коуиленд Г.. Колдср Г.. Муррнн Д.). При этом, исходя из специфических особенностей экономики России, данная концепция требует, во-первых, своего уточнения. во-вторых. определения рамок практического применения, в-третьих, увязки со спецификой российских предприятий. Актуальность данной темы предопределяет задачи исспеловлиий и разработок.
В зарубежной практике управление стоимостью рассматривается чаше нсегс в отношении предприятий, чьи лкини размете-