Научная статья на тему 'Обеспечение рационального использования земель сельскохозяйственного назначения - важный компонент современной аграрной политики'

Обеспечение рационального использования земель сельскохозяйственного назначения - важный компонент современной аграрной политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
210
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение рационального использования земель сельскохозяйственного назначения - важный компонент современной аграрной политики»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ - ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОЙ

АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ

Липски С.А., д.э.н., доц., зав каф. Государственного университета по землеустройству

Аграрная политика в любых социально-экономических условиях включает в себя меры по обеспечению рационального использования главного средства сельскохозяйственного производства - земли. На разных этапах это обеспечивалось различными способами (от кардинально-политических - национализация земли, ее приватизация, до организационно-технических - охват всех сельхозорганизаций проектами внутрихозяйственного землеустройства, масштабные инвентаризации земель). Все эти способы были направлены на решение тех или иных проблем, возникавших в аграр-но-земельной сфере.

На нынешнем этапе развития земельных отношений также имеется ряд проблем.

1. Одной из важных проблем стал теперь уже почти неизбежный переход от института категорий земель к территориальному зонированию. Наибольшее опасение вызывает то, что земли сельскохозяйственного назначения могут «уйти» под застройку или иные несельскохозяйственные цели. Так, за последние 20 лет из сельскохозяйственного оборота выведено 2 млн. га плодородных земель, для которых были изменены их целевое назначение и разрешенное использование [3, 6]. Поэтому в случае перехода к территориальному зонированию важная роль принадлежит землеустройству: разработка в его составе сельскохозяйственных регламентов для будущих зон и определение их границ. Однако землеустроительная обустроенность сельскохозяйственных угодий явно недостаточна. Так, например, в типичном аграрном Корочанском рйоне Бело-городской области, где сельскохозяйственные угодья занимают более 80% (117,9 тыс. га из 146,4 тыс. га общей площади). При этом на кадастровой карте отражены только 72,5 тыс. га сельскохозяйственных угодий (61%), из них установлена категория земель сельскохозяйственного назначения лишь для 39,2 тыс. га, т.е. 33%. Для значительной части поставленных на кадастровый учет земельных участков сельскохозяйственного назначения не установлено должным образом даже их местоположение (они зарегистрированы в квартале «0»). Еще 33,1 тыс. га (28% от площади сельскохозяйственных угодий) поставлены на кадастровый учет без установления их принадлежности к

категории земель. То есть, не следует полагаться на то, что все продуктивные земли, используемые в настоящее время в сельском хозяйстве, «автоматически» будут отнесены к зонам сельскохозяйственного использования, площадь которых впоследствии не должна сокращаться. Значительная часть этих земель -либо не учтена, либо учтена неправильно.

Поэтому без проведения землеустроительных и кадастровых работ замена категорий земель зонами опасна. Но для этого потребуется финансирование. Согласно самым предварительным подсчетам, стоимость зонирования территории и разработки сельскохозяйственных регламентов (что является необходимым условием перехода к зонам вместо категорий земель - [2]) составляет более 50 млрд. рублей.

2. В ходе работы над законопроектом, предусматривающим переход к территориальному зонированию, Минэкономразвития России высказано совершенно необоснованное и опасное предложение - отказаться от внутрихозяйственного землеустройства (которое проводится как раз в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны).

Конечно, последние годы и даже десятилетия работы по внутрихозяйственному землеустройству были не очень востребованы, главным образом, по причине отсутствия источников финансирования. Соответствующий тренд был заложен в 90-х гг., когда свободных средств для финансирования таких работ у сельхозтоваропроизводителей, да и у государства, действительно, не было. Затем положение несколько улучшилось, но сказывались неопределенность ситуации с невостребованными земельными долями, наличие значительных площадей, выведенных из хозяйственного оборота (к сожалению, в тот период земля была не самым ценимым ресурсом).

В последние же годы происходит определенное улучшение ситуации в отечественном АПК как результат реализации сначала приоритетного национального проекта Развитие агропромышленного комплекса (с 2006 г.), а затем и госпрограмм развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольст-

вия на 2008-2012 и 2013-2020 гг., в которые трансформирован указанный национальный проект [1].

Развитие АПК, привлечение в него долгосрочных инвестиций, должны повысить актуальность внутрихозяйственного землеустройства, а также таких землеустроительных мероприятий, как различные инвентаризации (выявление земель, пригодных для расширения аграрного производства), оценка качества земель (для экономического обоснования реализации на них тех или иных сельскохозяйственных проектов).

Также роль внутрихозяйственного землеустройства должна быть усилена в свете реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, которая предусматривает организацию более рационального использования сельскохозяйственных угодий, повышение почвенного плодородия, расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель. Принятие же решения об отмене внутрихозяйственного землеустройства пойдет в разрез с политикой в области обеспечения продовольственной безопасности и импорто-замещения.

3. Проблемой в сельскохозяйственном землепользовании стали земельные доли, особенно невостребованные, у которых отсутствуют правообладатели [5]. Сейчас такой - невостребованной является каждая четвертая земельная доля, а их общая площадь составляет почти 25 млн га. С 2011 г. идет процесс передачи таких долей по суду в муниципальную собственность. Но при этом возникает вопрос последующей организации наиболее рационального использования таких земель. До марта 2015 г. органы местного самоуправления могли выбирать форму торгов при предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам - конкурсы или аукционы. В настоящее время возможность конкурсов исключена. Однако при предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения, на котором требуется проведение мероприятий по защите земель от эрозии и других негативных процессов, по сохранению достигнутого уровня мелиорации, полагаем, что конкурсный подход был бы вполне уместным сохранить.

4. За минувшие два десятилетия сельскохозяйственное землепользование значительно изменилось, и не всегда в положительную сторону. Так, по данным Минсельхоза России, в стране не используется 56 млн га земель сель-

скохозяйственного назначения (из них 20 млн га - это земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам). Выведение из сельскохозяйственного оборота земель в таких масштабах порождает негативные социальные и экономические последствия. Такие земли должны быть выявлены и перераспределены к более эффективным собственникам [1, 4]. Необходимые правовые основания для изъятия неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения были предусмотрены еще в 2010 году. Важной мерой по обеспечению выявления таких земель являются внесенные в 2014 г. изменения в Земельный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного земельного надзора и государственного мониторинга земель. Однако практические меры по организации государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения необоснованно затянулись (хотя решение о целесообразности такого мониторинга было принято еще в 2010 г.).

5. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в обороте уже более 20 лет. Но все еще не получил широкого развития залог указанных земель. К основным факторам, сдерживающим на данном этапе развитие аграрной ипотеки, следует отнести: 1) высокие риски, связанные с отсутствием гарантии реализации в случае необходимости заложенного земельного участка; 2) сложность и дороговизну межевых работ, а также недостаточную квалификацию значительной части кадастровых инженеров (для совершения сделки с земельным участком он должен быть поставлен на кадастровый учет); 3) большую привлекательность для потенциальных кредиторов и инвесторов иных секторов экономики (в том числе с учетом вышеназванных факторов) [4, 7]. Для стимулирования расширения земельно-ипотечного кредитования в АПК целесообразно участие государства. В определенной мере это уже осуществляется - основным кредитором выступает, контролируемый государством, Россельхозбанк. Также целесообразны: 1) обеспечение ликвидности (выкуп государством нереализованных на торгах земельных участков), 2) частичное возмещение процентов по кредиту, 3) субсидирование оформления земельных участков и постановки их на кадастровый учет и др.

6. Уже несколько лет обсуждается вопрос о возможности строительства фермерами на своих земельных участках жилых домов (так, чтобы дом мог находиться не только в

населенном пункте, как правило, удаленном от земель, используемых им для выращивания сельскохозяйственной продукции, но и непосредственно на таких землях). Такая мера поспособствовала бы дальнейшему укреплению фермерского уклада в виде хуторских хозяйств. Но, несмотря на отсутствие аргументов против такого решения, законодательных шагов в данном направлении пока нет, хотя соответствующий законопроект уже несколько лет как разработан. Вместе с тем, в случае, если соответствующие законодательные инициативы будут реализованы, то в них в целях защиты земель сельскохозяйственного назначения от массовой застройки следовало бы предусмотреть ограничения по числу возводимых жилых домов, по предельной площади земельного участка, занимаемой под строительство дома, по его предельной этажности (например, не более 2-3). Кроме того, в случае необходимости отчуждения земельного участка фермера с расположенным на нем жилым домом, одновременно следовало бы установить обязательность отчуждения и всего имущества хозяйства (т.е. переход его к новому фермеру как единого хозяйственного комплекса).

Главным же залогом обеспечения целевого и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения является поддержка отечественного АПК. Тогда в условиях его устойчивого развития земля, как главное средство производства, будет значительно выше цениться сельхозтоваропроизводителями, а результаты их успешной хозяйст-

венной деятельности обеспечат возможность профинансировать работы по охране указанных земель, реализацию на них землеустроительных и иных природоохранных и повышающих плодородие мероприятий.

Источники:

1. Комов Н.В., Шарипов С.А. Роль земельного фактора в повышении эффективности аграрного сектора. // АПК: Экономика, управление. 2010. № 8. С. 8-14.

2. Кресникова Н.И. Разработка регламентов сельскохозяйственного землепользования // АПК: экономика, управление. - 2014. № 7. С. 28-34.

3. Кулик Г.В. Сохранение и рациональное использование земельных и природных ресурсов обеспечит продовольственную безопасность России. // Агропродовольственная политика России. - 2013. № 3. С. 17-24.

4. Липски С.А. Актуальные проблемы государственного регулирования рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения. // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2006. № 8. С. 56-63.

5. Липски С.А. Земельные доли: путь к оптимизации землепользования или препятствие при перераспределении земель. // Право и инвестиции. 2001. № 2-3. С. 36-41.

6. Липски С.А. Зонирование территорий как механизм обеспечения целевого использования земель. // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 6 (141). С. 59-65.

7. Хлыстун В.Н. Земельные отношения в российском агросекторе. // Отечественные записки, 2012, № 6. С. 78-84.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ВВОЗА МЯСА И МЯСОПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭМБАРГО

Свинухов В.Г., д.г.н., проф. кафедры Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, проф. кафедры Финансового университета при Правительстве РФ, Сенотрусова С.В., д.биол. н, проф. кафедры МГУ имени М.В. Ломоносова, проф. кафедры Российской таможенной академии

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности

Российской Федерации» Правительство Российской Федерации ввело запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (табл. 1).

Таблица 1 - Мясные товары, в отношении которых введен запрет на ввоз

ТН ВЭД ЕАЭС Наименование товара

0201 Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное

0202 Мясо крупного рогатого скота, замороженное

0203 Свинина свежая, охлажденная или замороженная

0207 Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежие, охлажденные или замороженные из 0210** Мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое

160100 Колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.