УДК 346.12:613/614
А. А. Олефир,
аспирант Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Исследуются вопросы хозяйственно-правового обеспечения публичных интересов в отношениях государственных закупок в сфере здравоохранения. Определены понятие и система публичных интересов, показаны их роль и место в процессе формирования государственной социально-экономической политики в Украине.
Ключевые слова: государственные закупки, здравоохранение, публичные интересы, частные интересы, государственная политика, хозяйственные отношения.
Согласно статьям 9 и 12 Хозяйственного кодекса Украины (далее - ХК Украины) использование средств государственного регулирования определяется экономической политикой государства, направленной на закрепление и защиту публичных интересов в хозяйственных отношениях и на их согласование с частными. В отношениях государственных закупок вопросы защиты общегосударственных интересов имеют важное значение, поскольку речь идет о расходовании государственных средств на приобретение товаров, работ и услуг. В 2010 г. вследствие нарушения законодательства во время государственных закупок бюджетной системе Украины был причинен ущерб на сумму 850 млн грн, что составляет 5,3 % общей суммы выявленных бюджетных правонарушений [11]. Обращают на себя внимание противоречивость и непоследовательность государственной политики в вопросе регулирования отрасли здравоохранения [22, с. 64]. В частности, определенный общественный резонанс в 2011 г. имели задержки при осуществлении закупок лекарственных препаратов для свертывания крови [24, с. 1].
Общим публичным интересам в хозяйственных отношениях уделяется должное внимание в ряде работ, касающихся проблемы государственного регулирования, которую в свое время изучали такие ученые, как Е. А. Беляневич, О. М. Винник, Д. В. Задыхайло, Г. Л. Знаменский, В. К. Мамутов, В. М. Пашков [См.: 1, 3, 10, 12, 17, 20]. Отдельные ее аспекты относительно сферы здравоохранения были более -менее основательно рассмотрены Л. Н. Дешко [9] и Л. И. Кущ [15]. Особенно весомый вклад в исследование публичных интересов в сфере здравоохранения сделан В. М. Пашковым [21]. Однако относительно хозяйственных отношений государственных закупок в сфере здравоохранения эта проблема вообще не поднималась. Определенную аналогию можно провести с хозяйственными отношениями по формированию и размещению государственного заказа для удовлетворения приоритетных государственных потребностей, где, как отмечает О. П. Подцерковный, вопросы государственного заказа раскрываются преимущественно сквозь призму института государственного контракта [23, с. 8].
Цель данной публикации - определить понятие, систему и роль публичных интересов в хозяйственных отношениях государственных закупок в области здравоохранения, выяснить специфику их хозяйственно-правового обеспечения и показать практические границы влияния на формирование государственной социально-экономической политики.
Суть публичных интересов в хозяйственных отношениях находит нормативное закрепление в ч. 2 ст. 193 ХК Украины, где каждая сторона должна принять все меры для надлежащего исполнения своего обязательства с учетом интересов второй и обеспечением общехозяйственного интереса. Само понятие «публичный интерес» связано с особенностями публичного права, которое толкуется как то, что имеет в виду благо государства как единого целого; частное право - это то, что имеет в виду интересы отдельных лиц, индивида как такового [7, с. 16], или как регулятор отношений, обеспечивающих государственный интерес в отличие от интересов частных собственников [27, с. 235]. Иными словами, термин «публичность» предусматривает присутствие государства, вся деятельность которого как общесоциального института направлена на благо общества [13, с. 95]. Понятие «интерес» означает полезность, значимость, важность дела [8, с. 393].
Таким образом, публичный интерес в хозяйственных отношениях государственных закупок в сфере здравоохранения предполагает наличие определенного универсального блага экономического и социального плана, особой ценности для общества в определенный период исторического развития. Этим благом выступают общественные отношения с соответствующими параметрами, а именно оно имеет характер цели для всех субъектов хозяйственного права.
Публичные интересы обеспечиваются практическим порядком организации и проведения процедур закупок с четко определенной сферой его применения, принципами, согласно которым осуществляются закупки, и деятельностью субъектов властных полномочий, обеспечивающих государственное регулирование отношений. В то же время порядок заключения хозяйственных договоров, закрепленный в Законе Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 1 июня 2010 г. [2; 2010. - № 33. -Ст. 1140], может использоваться не только заказчиками, но и другими субъектами хозяйственного права на диспозитивных началах. В этих отношениях не будет обеспечен весь комплекс публичных интересов, характерный для государственных закупок в их законодательном смысле. Однако эта практика будет иметь положительное влияние на развитие торговых связей в предпринимательстве и должна поощряться, например, путем закрепления в ХК Украины указания на положения упомянутого Закона с соответствующими параметрами применения.
В хозяйственных отношениях государственных закупок в области здравоохранения можно выделить 2 обобщенных генеральных публичных интереса и соответствующую систему публичных интересов. Рассмотрим их.
1. Высокоэффективное функционирование национальной системы государственных закупок в исследуемой нами области, что касается не только механизма государственных закупок, но и приоритетных экономических интересов государства, а именно:
- обеспечение национальной безопасности государства;
- стимулирование инновационного развития экономики;
- защита национального товаропроизводителя в рамках принятых Украиной международно -правовых обязательств;
- обеспечение режима законности и предотвращение проявлений коррупции;
- создание конкурентной среды и развитие добросовестной конкуренции;
- достижение рационального, эффективного использования государственных средств;
- максимальная информационная открытость конкурсных процедур;
- сбалансированная и эффективная система государственного регулирования рынка государственных закупок;
- учет законных хозяйственно-правовых интересов всех групп заказчиков и участников конкурсных процедур.
2. Обеспечение права граждан на охрану здоровья, что характеризует осуществление закупок именно в сфере здравоохранения, включает:
- своевременное и эффективное обеспечение за счет системы государственных закупок и хозяйственно-договорных связей с поставщиками потребностей учреждений здравоохранения и граждан в лекарственных средствах, медицинских изделиях, медицинских и социальных услугах;
- покупка заказчиками лекарственных средств, медицинских изделий, медицинских и социальных услуг на основании сочетания максимальных качества предмета закупки и экономической обоснованности закупочных цен;
- переход к закупке государством медицинских и социальных услуг на контрактной основе в учреждениях здравоохранения и у субъектов, предоставляющих такие услуги;
- эффективное и сбалансированное распределение имущественно-хозяйственных полномочий между заказчиками в области здравоохранения;
- создание действенного хозяйственно-правового механизма формирования и регулирования оптово-отпускных цен на основной предмет государственных закупок;
- достижение сбалансированного сочетания хозяйственно-правовых механизмов государственных закупок и компенсаций как средств удовлетворения потребностей этой отрасли;
- обеспечение урегулированности рынка обращения лекарственных средств, медицинских изделий, медицинских и социальных услуг.
Несмотря на предметную обособленность этих 2-х групп, между ними существует обратная связь и признаки взаимопроникновения, взаимозависимости, они подчиняются общей цели хозяйственно-правового обеспечения - достижению социального и экономического благополучия государства и общества.
Частные интересы заказчиков и участников процедур закупок могут отличаться или противоречить интересам публичным, ибо, как отмечает О. М. Винник, эти виды интересов хотя и противоположны, но одновременно взаимосвязаны [3, с. 6]. Именно поэтому реализация интересов частных должна ограничивать незаконные и экономически необоснованные элементы публичных с учетом того, что этот процесс должен
быть минимальным и достаточным. В то же время субъекты хозяйствования, действующие в интересах государства или территориальной общины, должны руководствоваться и публичными интересами [4, с. 73]. Иными словами, для достижения максимальной эффективности государственные закупки должны осуществляться с учетом интересов бизнеса [26, с. 84]. Самостоятельное значение предоставляется такому публичному интересу, как учет законных интересов всех групп заказчиков и участников процедур закупок.
В соответствии со ст. 9 ХК Украины, оптимальное согласование интересов, т. е. соотношения между необходимостью и возможностью удовлетворения потребностей субъектов хозяйствования, потребителей, отдельных слоев населения, общества в целом, представляет собой ядро экономической политики Украины. Не только присутствие публичных интересов, но и обеспечение при этом частных является основным смыслом проведения конкурсных торгов в соответствии с указанным ранее Законом.
Публичные интересы учитываются и при формировании государственной социально -экономической политики в хозяйственных отношениях государственных закупок в рассматриваемой области, придавая ей целевую нагрузку. Чтобы преодолеть последствия экономического кризиса и обеспечить переход к оживлению и подъему развития экономики, важно определить приоритетные направления осуществления экономических реформ как объективно необходимого метода дальнейшего эффективного развития страны [16, с. 19]. Для разрешения конкретных социально-экономических проблем, устранения недостатков хозяйственно-правового регулирования на основании систематизации обоснованных публичных интересов в хозяйственных отношениях государственных закупок в области здравоохранения следует выделить эти приоритетные направления государственной социально -экономической политики.
Во-первых, на современном этапе важно безотлагательно реализовать в хозяйственных отношениях меры по обеспечению населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения в достаточном ассортименте и объеме, усовершенствовать организацию закупок лекарственных средств, медицинских изделий и услуг в целом [19; 2006. - № 7. - Ст. 349], а также улучшить информационно -организационную работу по подготовке и проведению торгов [19; 2002. - № 9. - Ст. 405]. Это связано с тем, что имеет место неэффективное и нерациональное использование финансовых и материально-технических ресурсов в этой сфере [2; 2009. - № 51. - Ст. 760], не обеспечено осуществление бесперебойных поставок современных лекарственных средств, изделий медицинского назначения как обязательное условие эффективного лечения больных [19; 2009. - № 3. - Ст. 89].
К тому же на отечественном рынке здравоохранения наблюдаются тенденции к снижению объемов производства экономически доступных товаров медицинского назначения, работ медицинского характера и медицинских услуг, а также к регулярному повышению их стоимости [9, с. 1] на фоне существования неразрешенных проблем практики организации и осуществления производства и торговли [15, с. 1].
Во-вторых, в течение 2000 - 2010 гг. инновационной активности субъектов хозяйствования в Украине присуща достаточно устойчивая тенденция к снижению [25, с. 104]. Как реакция на ситуацию в здравоохранении в нормативно-правовых актах закреплены указания на потребность внедрения практических мер, направленных на интенсификацию инновационной деятельности в государстве [6; 2011. -№ 199. - Ст. 152]. Поэтому не случайно В. М. Пашков обращает внимание на такие инновационные аспекты содержания государственной политики в этой сфере, как (а) декларативность нормативно утвержденных программ и концепций относительно внедрения медицинских стандартов, многоканального финансирования и (б) наличие разногласий по вопросу стимулирования расходов социальной инновационной деятельности организационной сферы исследуемой области [22, с. 22].
В-третьих, следует усовершенствовать хозяйственно-правовой механизм закупок на основании расширения конкуренции в правоотношениях, учитывая особенности сферы здравоохранения при организации и осуществлении закупок. Такие изменения - обязательное условие реализации 2-х указанных выше направлений. Следует согласиться с учеными, утверждающими, что именно конкурентная борьба за государственные контракты должна привести к снижению закупочных цен и повышению качества товаров, работ и услуг [5, с. 87], а для оживления конкуренции государство, в свою очередь, может использовать различные методы [14, с. 22].
Таким образом, к приоритетным направлениям государственной политики в хозяйственных отношениях государственных закупок в сфере здравоохранения относятся: (1) совершенствование хозяйственно-правового обеспечения организации и проведения процедур закупок, эффективное и в необходимых объемах обеспечение населения лекарственными средствами, медицинскими изделиями; (2) развитие инновационного производства, увеличение доли инновационных лекарственных средств и медицинской техники при оказании медицинских услуг населению.
Названные направления государственной социально-экономической политики отражают систему обобщенных генеральных публичных интересов. При этом «приоритетность» означает, что очерченные задачи и цели имеют статус первоочередных, представляют собой наибольшую ценность для всех субъектов
права на современном этапе, а потому их реализация получает соответствующий уровень организационного и финансового обеспечения.
Ошибочно мнение, что этими направлениями ограничивается предмет правового регулирования или отсутствуют при этом какие-либо альтернативные пути развития. Конечно, постоянное совершенствование хозяйственно-правовых институтов имеет многовекторный характер, но, учитывая такие принципы экономической теории, как ограниченность ресурсов и неограниченность потребностей субъектов рыночной экономики [18, с. 9], все публичные интересы к категории приоритетных отнести невозможно. Практическая цель их выделения обусловлена как несовершенством хозяйственно-правового механизма планирования, организации и проведения в этой области конкурсных торгов и ограниченностью государственных ресурсов, необходимых для осуществления закупок, так и наличием таких секторов правового регламентирования, которые в современных макроэкономических условиях требуют первоочередной государственной экономической поддержки. С целью нормативного закрепления, а следовательно, и стимулирования реализации приоритетных направлений государственной политики в хозяйственных отношениях государственных закупок в сфере здравоохранения, их следует закрепить в ст. 12 Основ законодательства Украины о здравоохранении [2; 1993. - № 4. - Ст. 19].
С учетом изложенного сделаем некоторые выводы. Публичные интересы в хозяйственных отношениях государственных закупок в исследуемой области представляют собой приоритетные общественные блага социально-экономического характера, т. е. модели существования хозяйственных правоотношений, которые находятся под особой защитой государства, направленные на обеспечение надлежащего и высокоэффективного функционирования национальной системы закупок как специального хозяйственно-правового механизма и обеспечения права граждан на здравоохранение.
Система указанных публичных интересов характеризуется такими признаками, как: (а) сложность структуры; (б) учет частных интересов; (в) существование 2-х относительно автономных групп интересов, отражающих специфику организации и проведения процедур закупок, а также сферы, для обеспечения потребностей которой осуществляется приобретение товаров, работ и услуг; (г) единство и равнозначность в вопросе обеспечения правовой защиты всех групп публичных интересов; (д) непосредственное влияние на формирование и реализацию государственной социально-экономической политики.
Наряду с этим были выяснены приоритетные направления государственной политики в хозяйственных отношениях государственных закупок в сфере здравоохранения и определены практические и теоретические предпосылки для проведения дальнейших исследований по поиску практических путей их реализации.
Список литературы: 1. Беляневич О. А. Господарський договір та способи його укладення: навч. посіб. / О. А. Беляневич. -К.: Наук. думка, 2002. - 279 с. 2. Відомості Верховної Ради України. 3. Вінник О. М. Теоретичні аспекти правового забезпечення реалізації публічних і приватних інтересів в господарських товариствах: автореф. дис. на здоб. наук. ступ. д-ра юрид. наук: 12.00.04. / О. М. Вінник. - К., 2006. - 32 с. 4. Вінник О. М. Щодо питання про критерії розмежування адміністративних і господарських договорів / О. М. Вінник // Вісн. госп. судочинства. - 2010. - N° 2. - С. 71. - 80. 5. Влялько І. Доктринальні підходи до правової регламентації сфери державних закупівель в ЄС / І. Влялько // Юрид. Україна. - 2007. - № 12. - С. 86 - 92. 6. Голос України. 7. Гражданское право: учебник / под ред.: А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - [5-е изд., перераб. и доп.]. - М.: ПБОЮЛ Л. В. Рожников, 2001. - Т. 1. - 632 с. 8. Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка / В. И. Даль. - М.: Эксмо, 2006. - 896 с. 9. Дешко Л. М. Державне регулювання господарської діяльності у сфері охорони здоров'я: автореф. дис. на здоб. наук. ступ. канд. юрид. наук: 12.00.04. / Л. М. Дешко. -Донецьк, 2010. - 20 с. 10. Задихайло Д. В. Державне регулювання ринкових відносин як актуальна юридична проблема / Д. В. Задихайло // Укр. комерц. право. - 2005. - № 6. - С. 18 - 22. 11. Звіт Рахункової палати України за 2010 рік. Діяльність Рахункової палати України: Звіти Рахункової палати [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://www.ac-
rada.gov.ua/control/main/uk/publish/category/32826. 12. Знаменский Г. Л. Хозяйственный механизм и право: моногр. / Г. Л. Знаменский; под ред.: В. К. Мамутова. - К.: Наук. думка, 1988. - 160 с. 13. КряжковА. В. Публичный интерес: понятие, виды и защита / А. В. Кряжков // Гос-во и право. - 1999. - № 10. - С. 91 - 99. 14. Кураков Л. П. Экономика: Инновационные подходы: учеб. пособ. / Л. П. Кураков, А. Г. Краснов, А. В. Назаров. - М.: Гелиос, 1998. - 600 с. 15. Кущ Л. І. Господарсько-правове регулювання виробництва та торгівлі лікарськими засобами: автореф. дис. на здоб. наук. ступ. канд. юрид. наук: 12.00.04. / Л. І. Кущ. - Донецьк, 2004. - 20 с. 16. Мамалуй О. О. Про пріоритетні напрями забезпечення економічної безпеки держави / О. О. Мамалуй // Вісн. Нац. юрид. акад. України.
- Серія: Економ. теорія та право / голов. ред.: А. П. Гетьман. - Х.: Право, 2011. - № 1. - С. 18 - 27. 17. Мамутов В. К. Экономика и право: сб. науч. тр. / В. К. Мамутов - К.: Юринком Интер, 2003. - 544 с. 18. Основи економічної теорії: підруч.; за заг. ред. О. О. Мамалуя. - К.: Юрінком Інтер, 2006. - 480 с. 19. Офіційний вісник України. 20. Пашков В. М. Правове регулювання обігу лікарських засобів: моногр. / В. М. Пашков. - К.: МОРІОН, 2004. - 160 с. 21. Пашков В. М. Проблеми господарсько-правового забезпечення відносин в сфері охорони здоров'я: автореф. дис. на здоб. наук. ступ. д-ра юрид. наук: 12.00.04. / В. М. Пашков. - Х., 2010.
- 37 с. 22. Пашков В. М. Проблеми державного регулювання правовідносин у галузі охорони здоров'я / В. М. Пашков // Укр. мед. часопис. - 2005. - № 5. - С. 64 - 67. 23. Подцерковный О. П. Правовая природа отношений в сфере государственного заказа / О. П. Подцерковный // Предпр-во, хоз-во и право. - 2003. - № 5. - С. 8 - 10. 24. РябчунЮ. Минздраву посчитали стоимость лечения / Ю. Рябчун // Коммерсантъ. - 2011. - № 188. - С. 1. 25. СмірноваК. С. Малий бізнес як чинник інноваційного розвитку / К. С. Смірнова // Вісн. Нац. юрид. акад. України. - Серія: Економ. теорія та право / голов. ред.: А. П. Гетьман. - Х.: Право, 2011. - № 3. - С. 104 - 113. 26. ТкаченкоН. Б. Макроекономічні аспекти державних закупівель / Н. Б. Ткаченко, Ю. М. Уманців // Фінанси України. - 2009. - № 8. -С. 82 - 88. 27. Юридичні терміни: тлумач. словн. / за ред. В. Г. Гончаренка. - [2-ге вид., стереотип.]. - К.: Либідь, 2004. - 320 с.
ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПУБЛІЧНИХ ІНТЕРЕСІВ У ГОСПОДАРСЬКИХ ВІДНОСИНАХ ДЕРЖАВНИХ
ЗАКУПІВЕЛЬ У СФЕРІ ОХОРОНИ ЗДОРОВ'Я
Олефір А. О.
Досліджуються питання господарсько-правового забезпечення публічних інтересів у відносинах державних закупівель у сфері охорони здоров'я. Визначено поняття й систему публічних інтересів, з’ясовано їх роль і місце у процесі формування державної соціально-економічної політики в Україні.
Ключові слова: державні закупівлі, охорона здоров'я, публічні інтереси, приватні інтереси, державна політика, господарські відносини.
ENSURING PUBLIC INTERESTS IN THE RELEATIONS OF PUBLIC PROCUREMENT IN THE
SPHERE OF HEALTH PROTECTION
Olefir A. A.
In this article was made characteristic of economy-legal ensuring of public interests in the relations of public procurement in health protection: fixed definition and system of public interests, their role and place in the process of formulating state policy in Ukraine.
Key words: public procurement, health protection, public interests, private interests, state policy, economical relations.
Поступила в 01.03.2012 г.