Научная статья на тему 'Обеспечение психологической безопасности дошкольников в условиях цифровизации образовательного процесса'

Обеспечение психологической безопасности дошкольников в условиях цифровизации образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
психологическая безопасность личности / цифровизация / цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) / цифровой контент / дошкольник / эмоциональное благополучие / тревожность / эмоциональный интеллект / psychological safety of the individual / digitalization / digital educational resources / digital content / preschooler / emotional well-being / anxiety / emotional intelligence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Земляченко Людмила Викторовна, Кечина Марина Александровна

В условиях цифровизации системы дошкольного образования существуют обоснованные риски в сфере психологической безопасности личности ребенка. Широкое использование цифровых ресурсов в процессе обучения,воспитания и развития дошкольника, несомненно, способствует более глубокому раскрытию творческого потенциала личности, интенсивному когнитивному развитию, стимулирует познавательный интерес и мотивирующую составляющую деятельности детей. Вместе с тем актуальным остается вопрос о негативном влиянии цифровизации на эмоциональную сферу дошкольника, активно погружающегося в цифровой мир. Цель статьи выявление специфических особенностей применения электронного контента в обучении, воспитании и развитии детей дошкольного возраста в аспекте обеспечения их психологической безопасности на примере работы образовательного центра «Пеликан» МГПУ им. М.Е. Евсевьева. В ходе исследования использовались методы: теоретический и сравнительный анализ источников, экспериментальные и математические методы. Исследование выполнено на основе нескольких методологических подходов и принципов: личностно ориентированного, деятельностного подходов, принципов целесообразности, полимодальности, адаптивности, позволяющих рассматривать цифровые ресурсы и инструменты как эффективные и безопасные средства обучения, воспитания и развития ребенка. Понимание психологической безопасности личности как определенного состояния психики, проявляющегося в целостности, устойчивости развития, адаптивности и гибкости человека, умении владеть собой, привело авторов к мысли, что психологическая безопасность возможна лишь в комфортной образовательной среде, а также при условии выработки требований к использованию цифрового инструментария в работе с детьми дошкольного возраста. На основе данных требований в его содержание включены различные программные и цифровые продукты, подобранные в соответствии с образовательными областями дошкольного образования и актуальными направлениями дополнительного образования детей: познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и речевое, физическое развитие и спортивно-оздоровительная направленность, развитие естественно-научного мышления и технического творчества. Авторами выявлена положительная динамика в уровне развития эмоционального интеллекта, тревожности и негативных эмоциональных состояний детей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что удалось обеспечить психологическую безопасность дошкольников при активном использовании цифровых ресурсов и технологий. Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в выявлении методологических основ и специфики применения цифровых ресурсов в работе с дошкольниками без ущерба для психологической безопасности. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и выводы будут способствовать совершенствованию процесса цифровизации дошкольного образования, обеспечению психологического комфорта личности ребенка при активном использовании цифровых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Земляченко Людмила Викторовна, Кечина Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring the psychological safety of preschool children in the context of digitalization of the educational process

In the context of digitalization of the preschool education system, there are reasonable risks in the field of psychological safety of the child's personality. The widespread use of digital resources in the process of teaching, upbringing and development of preschoolers undoubtedly contributes to a deeper realization of the personal creative potential, intensive cognitive development, stimulates cognitive interest and motivating component of children's activities. At the same time, the problem of the negative impact of digitalization on the emotional sphere of a preschooler actively immersed in the digital world remains relevant. The purpose of the article is to identify the specific features of the use of electronic content in the education, upbringing and development of preschool children in terms of ensuring their psychological safety using the example of the work at the Pelican educational center of M.E. Evseviev Mordovia State Pedagogical University. The research used the following methods: theoretical and comparative analysis of sources, experimental and mathematical methods. The study used several methodological approaches and principles: personality-oriented, activity-based approaches, principles of expediency, polymodality, adaptability, which allowed us to consider digital resources and tools as effective and safe means of teaching, upbringing and development of a child. Understanding the psychological safety of a person as a certain state of the psyche, manifested in the integrity, sustainability of development, adaptability and flexibility of a person, the ability to control oneself, led the authors to the idea that psychological safety is possible only in a comfortable educational environment, as well as under the condition of developing proper requirements for the use of digital tools in working with preschool children. Based on these requirements, its content includes various software and digital products selected in accordance with the training areas of preschool education and relevant areas of additional education for children: cognitive, artistic and aesthetic, socio-communicative and speech developing, physical development, sports and health protection, the development of natural scientific thinking and technical creativity. The authors have identified positive dynamics in the level of emotional intelligence development, anxiety and negative emotional states of children. The results obtained show that it was possible to ensure the psychological safety of preschoolers with the active use of digital resources and technologies. The theoretical significance and novelty of the study lies in identifying the methodological foundations and specifics of the use of digital resources in working with preschoolers without compromising psychological safety. The practical significance of the study lies in the fact that the results and conclusions obtained will contribute to improving the process of digitalization of preschool education, ensuring the personal psychological comfort of the children with the active use of digital resources.

Текст научной работы на тему «Обеспечение психологической безопасности дошкольников в условиях цифровизации образовательного процесса»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2025, № 02 (февраль) Раздел 5.8. Педагогика

ART 251017 DOI 10.24412/2304-120X-2025-11017 УДК 372.367:004.9

Обеспечение психологической безопасности дошкольников в условиях цифровизации образовательного процесса

Ensuring the psychological safety of preschool children in the context of digitalization of the educational process

Авторы статьи

I

Authors of the article

L

Земляченко Людмила Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования, директор образовательного центра «Пеликан» ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0003-0235-3208

Кечина Марина Александровна,

старший преподаватель кафедры психологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0002-5049-5932

Lyudmila V. Zemlyachenko,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Preschool and Primary Education, Director of the Pelican Educational Center, Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0003-0235-3208

Marina A. Kechina,

Senior Lecturer, Department of Psychology, Mordovia

State Pedagogical University named after M. E. Evseviev,

Saransk, Russian Federation

[email protected]

ORCID: 0000-0002-5049-5932

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для

цитирования

For citation

Земляченко Л. В., Кечина М. А. Обеспечение психологической безопасности дошкольников в условиях цифровизации образовательного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2025. - № 02. - С. 118. - URL: https://e-koncept.ru/2025/251017.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2025-11017

L. V. Zemlyachenko, M. A. Kechina, Ensuring the psychological safety of preschool children in the context of digitalization of the educational process // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2025. - No. 02. - P. 1-18. - URL: https://e-koncept.ru/2025/251017.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2025-11017

Поступила в редакцию Received 15.11.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 28.12.24

Принята к публикации Accepted for publication 28.12.24 Опубликована Published 28.02.25

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Земляченко Л. В., Кечина М. А., 2025

Аннотация

В условиях цифровизации системы дошкольного образования существуют обоснованные риски в сфере психологической безопасности личности ребенка. Широкое использование цифровых ресурсов в процессе обучения,воспитания и развития дошкольника, несомненно, способствует более глубокому раскрытию творческого потенциала личности, интенсивному когнитивному развитию, стимулирует познавательный интерес и мотивирующую составляющую деятельности детей. Вместе с тем актуальным остается вопрос о негативном влиянии цифровизации на эмоциональную сферу дошкольника, активно погружающегося в цифровой мир. Цель статьи - выявление специфических особенностей применения электронного контента в обучении, воспитании и развитии детей дошкольного возраста в аспекте обеспечения их психологической безопасности на примере работы образовательного центра «Пеликан» МГПУ им. М. Е. Евсе-вьева. В ходе исследования использовались методы: теоретический и сравнительный анализ источников, экспериментальные и математические методы. Исследование выполнено на основе нескольких методологических подходов и принципов: личностно ориентированного, деятельностного подходов, принципов целесообразности, полимодальности, адаптивности, позволяющих рассматривать цифровые ресурсы и инструменты как эффективные и безопасные средства обучения, воспитания и развития ребенка. Понимание психологической безопасности личности как определенного состояния психики, проявляющегося в целостности, устойчивости развития, адаптивности и гибкости человека, умении владеть собой, привело авторов к мысли, что психологическая безопасность возможна лишь в комфортной образовательной среде, а также при условии выработки требований к использованию цифрового инструментария в работе с детьми дошкольного возраста. На основе данных требований в его содержание включены различные программные и цифровые продукты, подобранные в соответствии с образовательными областями дошкольного образования и актуальными направлениями дополнительного образования детей: познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и речевое, физическое развитие и спортивно-оздоровительная направленность, развитие естественно-научного мышления и технического творчества. Авторами выявлена положительная динамика в уровне развития эмоционального интеллекта, тревожности и негативных эмоциональных состояний детей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что удалось обеспечить психологическую безопасность дошкольников при активном использовании цифровых ресурсов и технологий. Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в выявлении методологических основ и специфики применения цифровых ресурсов в работе с дошкольниками без ущерба для психологической безопасности. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и выводы будут способствовать совершенствованию процесса цифровизации дошкольного образования, обеспечению психологического комфорта личности ребенка при активном использовании цифровых ресурсов.

Ключевые слова

психологическая безопасность личности, цифровиза-ция, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), цифровой контент, дошкольник, эмоциональное благополучие, тревожность, эмоциональный интеллект

Abstract

In the context of digitalization of the preschool education system, there are reasonable risks in the field of psychological safety of the child's personality. The widespread use of digital resources in the process of teaching, upbringing and development of preschoolers undoubtedly contributes to a deeper realization of the personal creative potential, intensive cognitive development, stimulates cognitive interest and motivating component of children's activities. At the same time, the problem of the negative impact of digitalization on the emotional sphere of a preschooler actively immersed in the digital world remains relevant. The purpose of the article is to identify the specific features of the use of electronic content in the education, upbringing and development of preschool children in terms of ensuring their psychological safety using the example of the work at the Pelican educational center of M. E. Evseviev Mordovia State Pedagogical University. The research used the following methods: theoretical and comparative analysis of sources, experimental and mathematical methods. The study used several methodological approaches and principles: personality-oriented, activity-based approaches, principles of expediency, polymodality, adaptability, which allowed us to consider digital resources and tools as effective and safe means of teaching, upbringing and development of a child. Understanding the psychological safety of a person as a certain state of the psyche, manifested in the integrity, sustainability of development, adaptability and flexibility of a person, the ability to control oneself, led the authors to the idea that psychological safety is possible only in a comfortable educational environment, as well as under the condition of developing proper requirements for the use of digital tools in working with preschool children. Based on these requirements, its content includes various software and digital products selected in accordance with the training areas of preschool education and relevant areas of additional education for children: cognitive, artistic and aesthetic, socio-communica-tive and speech developing, physical development, sports and health protection, the development of natural scientific thinking and technical creativity. The authors have identified positive dynamics in the level of emotional intelligence development, anxiety and negative emotional states of children. The results obtained show that it was possible to ensure the psychological safety of preschoolers with the active use of digital resources and technologies. The theoretical significance and novelty of the study lies in identifying the methodological foundations and specifics of the use of digital resources in working with preschoolers without compromising psychological safety. The practical significance of the study lies in the fact that the results and conclusions obtained will contribute to improving the process of digitalization of preschool education, ensuring the personal psychological comfort of the children with the active use of digital resources.

Key words

psychological safety of the individual, digitalization, digital educational resources, digital content, preschooler, emotional well-being, anxiety, emotional intelligence

Благодарности

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов - партнеров по сетевому взаимодействию (Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева и Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы) по теме «Проектирование предметно-пространственной среды образовательного центра для детей дошкольного возраста в условиях педагогического вуза».

Acknowledgements

The study was carried out within the framework of a grant for research on priority areas of partner universities' activity in networking (M. E. Evseviev Mordovian State Pedagogical University and M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University) on the topic "Designing the subject-spatial environment of an educational center for preschool children in a pedagogical university."

Введение / Introduction

Одной из приоритетных задач современной системы образования является обеспечение психологической безопасности субъектов образования в условиях интенсивной информатизации и цифровизации образовательного процесса, в том числе в период дошкольного детства. В дошкольных образовательных организациях и детских образовательных и развивающих центрах цифровизация затронула все структурные компоненты образовательного пространства: создаются цифровые детские сады, формируется внутренняя цифровая среда руководителя и внешняя виртуальная среда образовательной организации (официальный сайт, группы в социальных сетях и др.), осуществляется предоставление услуг в электронном виде и пр. Одним из направлений цифровизации является наполнение предметно-пространственной среды специализированным оборудованием и использование цифровых образовательных ресурсов и технологий при реализации образовательной программы дошкольного и дополнительного образования. Несомненно, это повышает эффективность образовательного процесса, оказывает положительное влияние на индивидуализацию и персонализацию развития воспитанников дошкольных организаций, как отмечает Р. Н. Токсонбаев [1]. Цифровые инструменты также используются при организации диагностической, развивающей, профилактической, коррекционно-разви-вающей деятельности. В работе педагога-психолога успешно реализуются технологии арт-терапии в цифровом формате (мульттерапия, сказкотерапия, библиотерапия и др.), констатирует В. Е. Шегеря [2].

В то же время Е. С. Белова пишет, что цифровые ресурсы и технологии, являясь важными факторами психического развития и цифровой социализации ребенка-дошкольника нового поколения, могут нести серьезные риски и угрозы психологической безопасности [3], что может проявляться в негативных психологических воздействиях, приводящих к нарушениям в целостности психики личности, появлению различных форм дезадаптации, рассеянности, фобий, агрессивности, тревожности и пр. Особенно это актуально, по мнению Е. В. Коротаевой, при воспитании современных детей, многие из которых имеют диагноз синдрома дефицита внимания, склонны к быстрой, «глотающей» технике переработки информации без ее осмысления, не умеют общаться и даже играть [4]. Проблемным вопросом применения цифровых технологий является избирательность, качественный анализ содержания образовательного контента с точки зрения его влияния на развитие личности дошкольника.

Цель исследования - изучение специфических особенностей процесса обеспечения психологической безопасности личности дошкольника в условиях цифровиза-ции дошкольного образования на примере работы образовательного центра «Пеликан» МГПУ имени М. Е. Евсевьева.

Полученные результаты имеют теоретическое и практическое значение для проектирования и реализации психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста посредством цифрового образовательного контента.

Обзор литературы / Literature review

Сегодня перед системой дошкольного образования поставлена задача информатизации, предполагающая активное использование информационных технологий как эффективного средства совершенствования и развития предметно-пространственной среды детского сада (письмо Министерства образования РФ от 25 мая 2001 года № 753/23-16 «Об информатизации системы дошкольного образования») [5]. В исследовании Е. С. Беловой утверждается мысль о том, что дошкольное учреждение/ школа будет играть ключевую роль в формировании способов безопасного и развивающего использования цифровых технологий подрастающими поколениями [6].

Вопросам использования цифровых сервисов и ресурсов при работе с дошкольниками посвящено достаточное количество работ. Е. А. Чичинина [7] пишет, что сегодня дети, начиная с дошкольного возраста, начинают пользоваться планшетами, смартфонами, компьютером, в связи с чем важно оценивать целесообразность использования ЦОР в работе с детьми. Эффективное использование цифровых технологий в образовательном процессе детского сада является нормативным требованием, способствует развитию когнитивных ресурсов личности и позволяет реализовывать процесс обучения и развития в увлекательном игровом формате, отмечает Е. С. Багинская [8].

Т. В. Кривцовой подчеркивается значимость цифровизации обучения в плане формирования осознанной детской активности и продуктивности детского творчества [9]. К. С. Шалагинова отмечает важность ЦОР в развитии памяти современных детей [10]. О. В. Пустовойтова, Н. А. Шепилова, Л. А. Яковлева, Д. П. Курникова акцентируют внимание на том, что цифровые технологии в ДОО не призваны обучать дошкольников основам информатики, их научно обоснованная задача - расширение возможностей познания окружающей действительности и развитие способностей ребенка [11].

Т. И. Ростковой выделены и описаны основные задачи цифровизации дошкольного образования: изучение и анализ психологической готовности родителей к цифровой социализации дошкольников и определение уровня мотивации субъектов образования к взаимодействию в сфере цифровой социализации дошкольников, выявление и предупреждение психологических проблем, вызванных данной социализацией [12]. О. В. Пустовойтова, Н. А. Ведешкина создали и апробировали модель сотрудничества детского сада и семьи с помощью цифрового контента [13].

Значительное число работ посвящено использованию различных цифровых ресурсов и технологий в работе с дошкольниками, как то:

- игровые задания, выполняемые дошкольниками на индивидуальных планшетах, обеспечивающие формирование мотивации обучения, развитие познавательных процессов и личностных компетенций дошкольников, - опыт Н. А. Колесовой [14];

- приложение Learning Apps, позволяющее разработать цифровой портфель, содержащий игры и упражнения по развивающим областям: память, внимание, мышление, восприятие, речь, социально-эмоциональная сфера, - практика Л. И. Куликовой [15]. Подобный цифровой портфель активно используется в работе педагогов-психологов, логопедов, дефектологов дошкольных образовательных организаций;

- квест-игры в детском саду посредством использования мобильных приложений (видеоинструкций, аудиоподсказок и других интерактивных обучающих активностей) - исследование О. В. Мазуренко, В. А. Ляпиной [16];

- мультимедийные презентации и обучающие программы - отмечает М. В. Лежнина [17];

- анимационная студия - мнение Ю. Д. Гакаме, В. В. Головащенко [18];

- интерактивные песочницы - работа педагогов-психологов Е. Н. Бехтеревой, И. И. Пичугиной [19];

- программа «ПервоЛого» в работе с дошкольниками - опыт Е. И. Яковлевой [20].

Т. А. Прохорова подчеркивает, что применение цифрового образовательного контента в процессе обучения и психолого-педагогического сопровождения личности должно осуществляться при соблюдении информационной гигиены и информационной безопасности [21]. Е. Ю. Протасова отмечает, что электронный способ подачи материала позитивно влияет на процесс слушания, чтения и рисования, но в то же время автор подчеркивает, что при чрезмерном использовании новых медиа у дошкольников ухудшается качество внимания и речевого взаимодействия [22]. И, несмотря на позитивный потенциал, цифровые образовательные продукты могут вызывать беспокойство, нести в себе угрозы и риски, пишет Г. у. Солдатова [23]. Ю. В. Батенова, А. К. Сафонова, О. Г. Филиппова [24], исследуя характер социального взаимодействия дошкольников в условиях цифровизации, говорят о негативном влиянии бесконтрольного использования информационно-коммуникационных технологий на общее и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста. Рассматривая специфику превентивной работы с дошкольниками, имеющими различные страхи, В. И. Долгова, О. А. Кондратьева, Д. Л. Абдыраманова констатируют, что на появление данных отклонений в сознании и поведении ребенка-дошкольника активное влияние оказывает технологизация, цифро-визация и агрессивная среда Интернета [25].

П. Чжэн, Ц. Сун констатируют снижение уровня эмоционального благополучия, развития крупной и мелкой моторики, глубокой осведомленности о явлениях и процессах окружающей действительности у детей дошкольного возраста, использующих цифровые устройства [26].

Анализ публикаций по заявленной теме показывает, что задача обеспечения психологической безопасности дошкольников в условиях цифровизации не теряет своей актуальности и требует дальнейшего решения.

Е. В. Барышникова считает, что создание психологически безопасной образовательной среды позитивно отражается на благополучии дошкольников [27]. Автор описывает следующие ее характеристики: отсутствие агрессивности, жестокости, страха, неуверенности, беспокойства [28]. В первую очередь речь идет об эмоциональном благополучии и эмоциональном интеллекте ребенка, которые проявляются в удовлетворении потребности в безопасности, в доброжелательном общении, позитивной оценке личности ребенка окружающими, отмечает М. Д. Кукушкина [29]. М. И. Баишева утверждает, что развитие психологической безопасности осуществляется посредством снижения страхов и формирования ценностных представлений [30].

М. Аленези в своей статье поднимает вопрос о необходимости формирования цифровой зрелости личности начиная с детского возраста, что обеспечит сохранение ее психического и психологического здоровья [31].

Ли Ен Тай с соавт. сделали вывод о превышении времени использования цифровых сервисов и инструментов дошкольниками в целях чисто развлекательных, в связи с чем ученые также подчеркивают значимость педагогически обоснованного вмешательства в процесс формирования цифровой грамотности ребенка [32].

О необходимости учета воспитателями опыта домашнего обучения детей цифровому поведению пишут Г. Озтюрк, С. Охи, приводя в качестве аргументов результаты исследования семей турецких дошкольников [33]. Ф. Л. Скотт также считает важной организацию сотрудничества с семьями дошкольников по формированию у них цифровой грамотности [34].

Интерес представляет исследование [35], включающее изучение влияния цифровых технологий, видеоконтента на развитие дошкольника в Турции, авторами сформулированы условия эффективного использования данных ресурсов для гармонизации развития личности в условиях цифровой трансформации, в том числе для обеспечения безопасности и сохранения здоровья (родительский и педагогический контроль, цифровая гигиена, дидактическая целесообразность контента и др.).

Ключевыми показателями психологической безопасности личности, по мнению К. М. Хмелевской, являются развитый эмоциональный интеллект, низкий уровень тревожности и позитивное эмоциональное состояние (радость, удовольствие, оптимизм) [36]. Эмоциональный интеллект проявляется в умении определить свои эмоции и эмоциональное состояние другого человека, их причину, последствия эмоциональных реакций, способность управлять эмоциями, отмечает А. В. Северин [37].

Л. Д. Деминой определен функционал эмоционального интеллекта в аспекте обеспечения психологической безопасности личности: оценка и понимание сущности и особенностей эмоциональных переживаний людей через внешнюю речь, действия; стремление понять эмоции другого человека через вербальные и невербальные каналы; управление эмоциями и регулирование их силы; мотивация в получении позитивных и преодолении негативных эмоций путем участия в интересной деятельности; рефлексивное оценивание поведения, эмоционального состояния [38]. Данные показатели свидетельствуют о более высоком уровне адаптивности личности к постоянно меняющимся условиям, в связи с чем необходимо добиваться указанного функционального значения эмоционального интеллекта при использовании ЦОР в обучении, воспитании и развитии дошкольников.

Анализ исследований по теме статьи свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы, широком освещении проблем цифровизации в условиях современного образования в России и мире. При безусловном позитивном влиянии цифровых инструментов и технологий на эффективность обучения и развития ребенка-дошкольника отмечаются негативные тенденции в эмоциональном благополучии, психологической безопасности ребенка, что обусловливает необходимость выявления особенностей использования цифровых ресурсов в работе с дошкольниками в данном аспекте.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Анализ различных точек зрения на процесс внедрения цифровых технологий и ресурсов в дошкольное образование привел нас к выводу о необходимости применения нескольких методологических подходов и принципов: личностно ориентированного, деятельностного подходов, принципов целесообразности, полимодальности, адаптивности.

Применение личностно ориентированного подхода предполагает использование потенциала цифровых ресурсов и технологий с опорой на потребности, интересы и психолого-возрастные возможности детей поколения альфа, нацеленность на

гармоничное развитие различных сфер личности, эмоционального интеллекта, формирование информационной грамотности и умений решать различные жизненные задачи в постоянно меняющихся условиях, раскрытие творческого потенциала. Ребенку предоставляется возможность свободного выбора пространства, видов деятельности, способа действия и цифровых инструментов, выражения отношения и эмоций к выполняемым заданиям и наглядным объектам. Данный подход также актуален с позиции необходимости создания комфортных условий для самопознания и самореализации личности, интерактивности и увлекательности деятельности в цифровой среде как условия стимулирования познавательной активности.

Деятельностный подход значим для приобретения социального и эмоционального опыта при организации обучающей, развивающей, воспитательной и коррекци-онной работы с дошкольниками с использованием цифровых инструментов, когда каждый ребенок становится активным субъектом игровой, исследовательской, экспериментальной, конструкторской, физкультурно-оздоровительной, художественно-эстетической деятельности. Указанные виды деятельности стимулируют появление позитивных эмоциональных состояний, мотивации активности и успеха.

Использование цифровых возможностей образовательной среды, несомненно, должно иметь четко выраженную целесообразность, обоснованность применения в рамках образовательного процесса с учетом требований ФГОС ДО, СанПин, образовательной программы, режима проведения занятий, тематического планирования, быть нацеленным на развитие практических навыков, креативности, логического мышления, приобретения дополнительного опыта и возможностей для изучения различных предметов и объектов, явлений, формирования информационной культуры как основы для будущей жизнедеятельности в цифровую эпоху. Целесообразность проявляется также в умелом балансе между традиционными и цифровыми инструментами, четком контроле времени их использования.

Полимодальность в исследовании выполняет роль регулятора и интегратора различных модальностей (звуковой, тактильной, слуховой и др.) при использовании цифрового контента для организации обучения детей воспринимать информацию через различные каналы. В работе мы придерживаемся мнения о необходимости формирования мультисенсорного опыта с помощью мультимедийных приложений, посредством интерактивности и разнообразия цифрового инструментария и контента (изображения, аудио, видео, анимация, игры, тренажеры и др.).

Принцип гибкости и адаптивности дает возможность использовать современные цифровые ресурсы и инструменты в различных вариантах организации пространства, форм обучения, воспитания и развития дошкольников в сочетании с классическими моделями и методиками работы.

Экспериментальной базой исследования является образовательный центр развития «Пеликан» МГПУ им. М. Е. Евсевьева. В экспериментальном исследовании приняло участие 200 дошкольников возраста 5-7 лет. Методами исследования стали: методики, нацеленные на изучение уровня тревожности личности «Выбери нужное лицо» В. Амена и др. [39]; методика «Паровозик» [40] для определения степени позитивного и негативного психического состояния детей дошкольного возраста С. В. Ве-лиевой, проективная методика «Три желания» Я. Л. Коломинского [41]; эксперимент по проектированию и апробации цифровых технологий, направленных одновременно на обучение, воспитание, развитие и обеспечение психологической безопасности дошкольников.

Результаты исследования / Research results

Понимание психологической безопасности личности как определенного состояния психики, проявляющегося в целостности, устойчивости развития, адаптивности и гибкости человека в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в стрессовых и конфликтных ситуациях, гармоничности развития при взаимодействии с социальной и природной средой, удовлетворенности собой, процессом и результатами деятельности, умении владеть собой, приводит нас к мысли о том, что психологическая безопасность возможна лишь в психологически комфортной образовательной среде, создающей чувство защищенности, заботы и любви, а также при условии выработки и реализации требований к использованию цифрового инструментария в работе с детьми дошкольного возраста:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей поколения альфа (информационная и технологическая грамотность, способность к быстрой обработке информации и переключению с одной задачи на другую, развитость визуального и аудиовизуального восприятия, активное использование онлайн-платформ для игр и обучения и др.). Данное условие предполагает использование в работе педагога понятных и интересных детям наглядных средств, современных цифровых инструментов и сервисов, чередование видов деятельности с дозированным использованием технических средств (слушание, продуктивная деятельность, просмотр учебного контента, упражнение, говорение, игра и пр.), включение в игровое занятие интерактивных компьютерных заданий по развитию креативных способностей, критического мышления, умений коммуницировать и взаимодействовать с компьютерной техникой и людьми. Для гармоничного развития всех видов восприятия также необходимо чередование в использовании аудиального и аудиовизуального контентов;

- учет динамики работоспособности детей дошкольного возраста. Ее уровень поддерживается при использовании цифровых ресурсов в утренние часы, когда концентрация внимания очень высока; после коротких перерывов в виде игры и отдыха выполнение учебной задачи становится более успешным; чередование различных видов активности (просмотр и прослушивание учебного контента, выполнение интерактивных упражнений и заданий на компьютерных тренажерах) усиливает сосредоточенность при восприятии и переработке информации. Эффективность работы детей поддерживается за счет соблюдения временного интервала при использовании ЦОР (для детей 5 лет - не более 10 минут, для детей 6-7 лет - не более 15 минут). Обязательным является применение здоровьесберегающих технологий (гимнастика для глаз, релаксация, дыхательная гимнастика, подвижные игры и динамические паузы, точечный массаж и пр.);

- обоснование необходимости использования универсальных и специфических цифровых продуктов для формирования конкретных компетенций дошкольников на разных этапах занятия и в различных видах деятельности. На этапе организации и мотивации детей, основном этапе занятия целесообразно использовать обучающие видео с платформы RUTUBE в соответствии с тематикой занятия («Уроки Тетушки Совы», «Смешарики», «Фиксики» и др.), позволяющие в ярком и доступном формате ввести ребенка в мир нового. Компьютерные тренажеры, предполагающие совместно-распределенное выполнение заданий, содействуют отработке коммуникативных умений, навыков сотрудничества. Для формирования компетенций модели 4К (креативность и критичность мышления, коммуникация, кооперация) весьма эф-

фективными являются программные продукты «ПервоЛого», среды программирования Scratch, LEGO WeDo Education и др. Отработка навыков чтения по слогам, счета и прочего эффективна при использовании тренажеров «Читаем по слогам», «Учимся считать» и др. Параллельно цифровые инструменты решают целый спектр задач в обучении, развитии и воспитании ребенка;

- содействие личностному развитию (познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и физическое развитие, эмоциональное благополучие и эмоциональный интеллект дошкольника, морально-нравственное становление);

- соблюдение требований информационной безопасности и культуры психогигиены, экологичности педагогического процесса, что предполагает отсутствие кричащих цветовых оттенков, иллюстраций, демонстрирующих агрессию, резких и слишком громких звуков, какофонии, шума и стука. Кроме того, цифровой контент должен быть нацелен на формирование психологически благоприятного климата в детском коллективе, организацию взаимодействия детей на принципах взаимоуважения, доброжелательности, взаимопомощи.

В соответствии с данными требованиями в содержательный раздел дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ образовательного центра «Пеликан» «Хочу все знать» (5-6 лет), «Учимся, играя» (5-6 лет), «Скоро в школу» (6-7 лет) внесены изменения и дополнения в части организации развития, обучения и воспитания с использованием медиаконтента и цифровых ресурсов.

Технологической базой для использования цифрового контента в обучении и развитии дошкольников являются цифровые образовательные ресурсы и программные продукты, разработанные с помощью оптических, телекоммуникационных, сетевых (интернет-ресурсы, LMS), гипермедиатехнологий, что обеспечивает логику и взаимосвязь используемых объектов информации, планирование и структурирование содержания обучения дошкольников на основе принципов наглядности, систематичности и доступности. В целях обеспечения информатизации дошкольного образования создан структурированный цифровой образовательный контент, включающий базу данных для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых на площадке образовательного центра «Пеликан» МГПУ имени М. Е. Евсевьева. В содержании данного контента включены различные программные и цифровые продукты, подобранные в соответствии с предметными областями дошкольного образования и актуальными направлениями дополнительного образования детей:

- познавательное развитие (программные продукты для работы с интерактивной доской, аудиокниги, онлайн-квесты, упражнения на платформе Learn-ing.Apps.org по различным тематикам, тренажеры, дидактические и развивающие игры, онлайн-викторины на платформах Logozavr, Zoogalaktika, «Играемся» и пр.);

- художественно-эстетическое развитие (аудиобаза музыкального материала для дошкольников, коллекция виртуальных экскурсий по музеям и галереям и пр.);

- физическое развитие и спортивно-оздоровительная направленность (комплекс физкультминуток и динамических пауз, обучающих видео для проведения гимнастики, сказочного фитнеса и пр.);

- социально-коммуникативное и речевое развитие (речевые игры и задания на сайтах «^ша», «Шкатулка логопеда», «Повторюша», мультипликационные и документальные фильмы, рекомендованные Минпросвещения РФ и др.);

- эмоциональное развитие (задания и упражнения, игры по курсам «Игроте-рапия», «Изучаем эмоции»);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитие естественно-научного мышления и технического творчества (программы «ПервоЛого», среды программирования Scratch, LEGO WeDo Education) и др.

В образовательную деятельность на регулярной основе с учетом требований Сан-Пин включаются общедоступные цифровые ресурсы, которые дозированно и целесообразно теме и форме проведения занятия используются педагогами, психологом и логопедом. Современные ресурсы позволяют педагогу в течение дня отслеживать эмоциональное состояние ребенка и обсуждать, как и в зависимости от чего оно менялось. Яркие образы и звуки, анимация, онлайн-симуляторы и групповые интерактивные задания, изначально вызывающие у ребенка высокий интерес, способствуют развитию эмоциональной сферы, формированию навыков реагирования в различных ситуациях, взаимодействия и сотрудничества, разрешения спорных вопросов, следовательно, содействуют сохранению психологической безопасности личности.

Программы по раннему математическому развитию обеспечены игровыми дидактическими игровыми заданиями, сопровождающимися привлекательной графикой, сказочными персонажами, позволяющими превратить обучение математике в обучение с увлечением. В расписание центра включены занятия по программе «Пер-воЛого», нацеленной на развитие логики, различных видов мышления (конкретно-образного, наглядно-действенного, абстрактного, алгоритмического), креативности и художественно-эстетических способностей, крупной и мелкой моторики, обучение основам алгоритмизации и программирования в процессе создания и преобразования различных графических объектов. Дошкольники овладевают навыками работы с различными инструментами программы (линейка, лейка, заливка и др.). Формирование самостоятельности осуществляется в процессе выполнения различных заданий в компьютерной программе под присмотром педагога. Несомненным достоинством работы в интегрированной среде «ПервоЛого» является ее многофункциональность и междисциплинарность: программирование и информационные навыки отрабатываются параллельно с математическими представлениями и умениями ориентации в пространстве и на листе бумаги, универсальными действиями постановки целей и задач, планирования деятельности, оценки результатов работы. Кроме того, на занятиях «ПервоЛого» дошкольники обучаются основам проектной деятельности с использованием программных средств.

В перечень программ центра включены программы инженерно-технического и естественно-научного направления «Робототехника», «3Б-моделирование», «Лаборатория экспериментов», предполагающие активное использование цифровых сервисов и технологии геймификации, позволяющей активизировать познавательные и мыслительные процессы, включать дошкольников в проектно-исследовательскую деятельность.

В программе инновационной деятельности центра в соответствии с актуальными направлениями дополнительного образования проводятся яркие события, нацеленные на формирование универсальных и цифровых компетенций детей и раннюю профориентацию с использованием технологии, разработанной доктором педагогических наук, профессором РАО, ректором МГПУ имени М. Е. Евсевьева М. В. Антоновой. На площадке межфакультетского Технопарка универсальных педагогических компетенций, педагогического технопарка «Кванториум» им. Д. Т. Надькина и образовательного центра «Пеликан» МГПУ имени М. Е. Евсевьева воспитанники центра приняли участие в онлайн-квесте «Путешествие в страну науки» Всероссийского фестиваля «Наука 0+». В лабораториях физики, химии и биологии дошкольники знакомились с различными научными областями и профессиями, обсуждали роль науки в жизни человека, проводили физические и химические

эксперименты, учились работать с цифровыми микроскопами. Воспитанники образовательного центра стали активными участниками мастер-класса «Открываем будущее вместе: на пути к выбору профессии», включенного в программу Всероссийской конференции «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся: вызовы времени». В медиастудии вуза воспитанники центра принимают участие в съемках короткометражных фильмов, профессиональных пробах, работают в команде, выступают в роли фотографа, оператора, осваивают цифровое оборудование.

В июне 2024 года на площадке образовательного центра «Пеликан» МГПу имени М. Е. Евсевьева проведена летняя образовательная смена «Пеликан: территория лета» для дошкольников и младших школьников. План-сетка смены был сформирован таким образом, что цифровые образовательные ресурсы и технологии были органично вплетены в содержание каждого дня с учетом психолого-возрастных и физиологических особенностей детей, сочетались с интеллектуальной деятельностью. На высокотехнологичных площадках Технопарка универсальных педагогических компетенций, «Кванториума» им. Д. Т. Надькина преподавателями и студентами вуза проведено более 50 мастер-классов по увлекательной химии, волшебной физике, биологии и экологии, робототехнике, 3D-моделированию. Вместе с наставниками - студентами университета ребята создавали 3D-модели сказочных персонажей, участвовали в киберспор-тивном турнире «Битва роботов», узнали о принципах работы электрической цепи.

В рамках смены детьми совместно с вожатыми созданы цифровые продукты «У лукоморья дуб зеленый...» (видеофильм ко дню памяти А. С. Пушкина), мультипликационный пластилиновый фильм «Веселый праздник в лесу», героями которого стали животные из сказочного леса. Участники летней смены стали настоящими создателями мультфильма, начиная с сюжета и заканчивая озвучкой /www.mordgpi.ru/news/3474/88337/?sphrase_id=177107). Студенты факультета педагогического и художественного образования МГПУ имени М. Е. Евсевьева стали наставниками в профессиональных пробах детей в роли художников-мультипликаторов, аниматоров, сценаристов и режиссеров.

В организационный раздел образовательных программ, реализуемых в образовательном центре «Пеликан», включены позиции, отвечающие за использование смешанного формата взаимодействия с воспитанниками и их родителями (законными представителями) с использованием мессенджеров и социальных сетей. Перспективным направлением работы педагогов в дошкольной образовательной организации является реализация цифрового контента при оказании адресной психолого-педагогической помощи родителям по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка.

В рамках исследования в начале и конце 2023/2024 учебного года были изучены: уровень тревожности дошкольников, развитости эмоционального интеллекта и общее эмоциональное состояние детей.

Результаты исследования динамики тревожности представлены на рис. 1.

Согласно анализу полученных результатов, на 18,5% снизилось количество дошкольников с высоким уровнем тревожности, на 13% увеличилось количество со средним уровнем, с низким уровнем увеличилось на 6%.

Таким образом, применение цифровых ресурсов и технологий в рамках реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на площадке образовательного центра «Пеликан» МГПУ имени М. Е. Евсевьева с учетом выделенных нами требований способствовало снижению общего уровня тревожности, обогащению положительного эмоционального опыта дошкольника. В процессе реализации программ дошкольники преодолели страхи темноты, одиночества, уколов, сказочных персонажей, движущегося транспорта и др.

70

60

50

40

30

20

10

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

■ Констатирующий этап ■ Контрольный этап

Рис. 1. Динамика уровня тревожности дошкольников

Результаты исследования динамики эмоционального состояния представлены на рис. 2.

90 80 70 60 50 40 30 20 10

позитивное негативное негативное негативное

психическое состояние психическое состояние психическое средней психическое высокой

низкой степени

степени

степени

Констатирующий этап "Контрольный этап

Рис. 2. Динамика эмоционального состояния дошкольников

Согласно анализу полученных результатов, на 20,5% увеличилось количество дошкольников с позитивным состоянием, на 4% уменьшилось количество дошкольников с негативным психическим состоянием низкой степени, средней степени - на 7%, высокой степени - на 9,5%. В целом повысился уровень позитивного эмоционального состояния детей, оно стало более разнообразным, сформировались стратегии положительного эмоционального реагирования в процессе обучения и развития, в общении со взрослым и сверстниками, значительно снизились реакции раздражимости, плаксивости, психоэмоционального напряжения, негативных эмоциональных реакций в общении.

Результаты исследования динамики эмоционального интеллекта представлены на рис. 3.

0

0

70 60 50 40 30 20 10

■I

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

■ Констатирующий этап ■ Контрольный этап

Рис. 3. Динамика развития эмоционального интеллекта дошкольников

Согласно анализу полученных результатов, на 8% увеличилось количество дошкольников с высоким уровнем эмоционального интеллекта, на 12,5% - со средним уровнем, на 20,5% уменьшилось количество дошкольников с низким уровнем эмоционального интеллекта. В процессе изучения программ центра у дошкольников значительно повысился уровень развития эмоционального интеллекта: они не только изучили виды эмоций, чувств, но и сформировали способность конструктивно их выражать, проявлять эмпатию, контролировать негативные проявления в поведении и эмоциях. Полученные результаты свидетельствуют о том, что удалось обеспечить психологическую безопасность детей дошкольного возраста при активном использовании цифровых ресурсов и технологий.

0

Заключение / Conclusion

В результате проведенного исследования сформулированы следующие выводы:

- цифровизация является значимым фактором познавательного, социально-коммуникативного, речевого развития детей дошкольного возраста, формирования у них актуальных навыков поведения в цифровой среде. Цифровые образовательные ресурсы и технологии позволяют повысить эффективность деятельности педагогов, психологов и логопедов, превратить традиционные занятия в увлекательное путешествие с учетом интересов, потребностей, возможностей ребенка;

- вместе с тем, при безусловном позитивном влиянии цифровых инструментов и технологий на эффективность обучения и развития ребенка-дошкольника, отмечаются негативные тенденции в эмоциональном благополучии, психологической безопасности ребенка, которое понимается как определенное состояние психики, проявляющееся в целостности, устойчивости развития, адаптивности и гибкости человека в различных сферах жизнедеятельности, гармоничности развития при взаимодействии с социальной и природной средой, удовлетворенности собой, процессом и результатами деятельности, умении владеть собой и др.;

- в ходе исследования выявлены специфические особенности применения электронного контента в обучении, воспитании и развитии дошкольников в аспекте обеспечения их психологической безопасности на примере работы образовательного центра «Пеликан» МГПу им. М. Е. Евсевьева, к числу которых относятся: создание

психологически комфортной образовательной среды и реализация требований к использованию цифрового инструментария в работе с детьми дошкольного возраста;

- применение цифровых ресурсов и технологий в рамках реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на площадке образовательного центра «Пеликан» МГПУ имени М. Е. Евсевьева с учетом выделенных нами требований способствовало снижению общего уровня тревожности, обогащению положительного эмоционального опыта дошкольника. В целом повысился уровень позитивного эмоционального состояния детей, оно стало более разнообразным, сформировались стратегии положительного эмоционального реагирования в процессе обучения и развития, в общении со взрослым и сверстниками, значительно снизились реакции раздражимости, плаксивости, психоэмоционального напряжения, негативных эмоциональных реакций в общении. Полученные результаты свидетельствуют о том, что удалось обеспечить психологическую безопасность детей дошкольного возраста при активном использовании цифровых ресурсов и технологий.

Материалы статьи могут быть полезны для воспитателей, педагогов-психологов, логопедов, дефектологов дошкольных образовательных организаций для более эффективного решения задач цифровизации процесса обучения и воспитания, создания психологически комфортных и безопасных условий для личностного развития дошкольников и повышения качества дошкольного образования.

Ссылки на источники / References

1. Токсонбаев Р. Н., Абдыкадыров А. А. Цифровизация образования - основополагающий фактор развития будущего дошкольника // Преемственность в образовании. - 2019. - № 23(10). - С. 661-664.

2. Шегеря В. Е. Развитие эмоционального интеллекта дошкольников с помощью методов цифровой арт-терапии // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. - 2021. - № 2. - С. 238-242.

3. Белова Е. С., Шумакова Н. Б. Особенности использования цифровых устройств как компонентов семейной микросреды для познавательного развития старших дошкольников // Современное дошкольное образование. - 2022. - № 6 (114). - С. 42-53. - URL: https://sdo-journal.ru/journal/articles/belova-e-s-shumakova-n-b-osobennosti-ispolzovaniya-tsifrovykh-ustroystv-kak-komponentov-semeynoy-mik/?ysclid=lqdmss63kl316499267

4. Коротаева Е. В., Водяха Ю. Е. Цифровые девайсы для дошкольного возраста: аспектный подход // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 1. - С. 20-26.

5. Письмо Министерства образования РФ от 25 мая 2001 года № 753/23-16 «Об информатизации системы дошкольного образования». - URL: https://docs.cntd.ru/document/901806437

6. Белова Е. С. Психологические аспекты использования цифровых устройств для развития старших дошкольников, имеющих признаки одаренности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2022. - Т. 19. - № 4. - С. 649-669.

7. Чичинина Е. А., Бухаленкова Д. А., Чурсина А. В., Болдырева А. Я. (Фоминых) Особенности использования цифровых устройств современными мальчиками и девочками 6-7 лет // Психолого-педагогические исследования. - 2023. - Т. 15. - № 3. - С. 38-51. - URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2023_n3/psy-edu_2023_n3_Chichinina_et_al.pdf?ysclid=lqduwo1bum218484655

8. Багинская Е. С. Цифровизация дошкольного образования: психологические проблемы // Научное мнение. -

2021. - № 12. - С. 163-167.

9. Кривцова Т. В. Цифровая среда дошкольной образовательной организации: пространство новых возможностей // Современное дошкольное образование. - 2022. - № 2 (110). - С. 16-29.

10. Шалагинова К. С., Декина Е. В. Особенности развития памяти старших дошкольников - представителей цифрового поколения // Психолого-педагогические исследования. - 2022. - Т. 14. - № 4. - С. 52-66.

11. Пустовойтова О. В., Шепилова Н. А., Яковлева Л. А., Курникова Д. П. Готовность дошкольной образовательной организации к цифровой трансформации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -

2022. - № 4 (апрель). - С. 111-128. - URL: http://e-koncept.ru/2022/221027.htm

12. Росткова Т. И., Колесник М. О. Перспективы применения цифровых технологий в дошкольной образовательной организации // Калининградский вестник образования. - 2023. - № 1 (17). - С. 40-50.

13. Пустовойтова О. В., Ведешкина Н. А. Модель технологии взаимодействия педагогов с родителями воспитанников дошкольной образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды // Научно-

методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 2 (февраль). - С. 126-143. - URL: http://e-koncept.ru/2024/241021.htm

14. Колесова Н. А. Цифровизация образовательной среды дошкольной образовательной организации // Вопросы педагогики. - 2022. - № 3-1. - С. 128-130.

15. Куликова Л. И., Кравцова Е. А. Цифровой портфель специалистов ДОУ в работе с родителями // Форум. -

2022. - № 1 (27). - С. 125-129.

16. Ляпина В. А., Мазуренко О. В. Новый формат проведения квест-игр в условиях цифровизации образовательного пространства в детском саду // Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика. - 2023. - № 1. - С. 44-52.

17. Лежнина М. В. Электронные образовательные ресурсы в работе с детьми дошкольного возраста // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2011. - № 3. - С. 77-83.

18. Гакаме Ю. Д., Головащенко В. В. Модель организации работы анимационной студии эмоционального развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 08 (август). - С. 49-62. - URL: http://e-koncept.ru/2023/231071.htm

19. Бехтерева Е. Н. Интерактивная песочница в ДОО // Обруч. - 2017. - № 4. - С. 32-34.

20. Яковлева Е. И. Специфика использования программы ПервоЛого при работе с дошкольниками на примере занятий с группой пятилетних детей // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2018. - Т. 15. - № 1. - C. 29-37.

21. Прохорова Т. А., Цацкина Е. П. Формирование знаний по основам информационной безопасности у детей дошкольного возраста // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - № 71-5. - С. 131-135.

22. Протасова Е. Ю. Образ современного ребенка в психолого-педагогических подходах к образованию и воспитанию дошкольников // Современная зарубежная психология. - 2022. - Т. 11. - № 2. - С. 20-30.

23. Солдатова Г. У., Теславская О. И. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал. - 2019. - Т. 4. -№ 4 (36). - С. 12-27.

24. Батенова Ю. В., Сафонова А. К., Филиппова О. Г. Организация конструктивного эмоционального взаимодействия дошкольников в условиях цифровизации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 2 (февраль). - С. 204-218. - URL: http://e-koncept.ru/2024/241026.htm

25. Долгова В. И., Кондратьева О. А., Абдыраманова Д. Л. Особенности превентивной работы со страхами дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 1 (январь). - С. 62-79. - URL: http://e-koncept.ru/2022/221005.htm

26. Zheng P., Sun J. Preschool Children's Use of Digital Devices and Early Development in Hong Kong: The Role of Family Socioeconomic Status // Early Education and Development. - 2021. - 33(5). - Р. 893-911. DOI: 10.1080/10409289.2021.1920767.

27. Барышникова Е. В. Психологическая безопасность детей дошкольного возраста в образовательной среде // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9 (187). - С. 442-444.

28. Барышникова Е. В. Психологическая безопасность предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - № 3 (24). -С. 259-263.

29. Кукушкина М. Д. Показатели эмоционального благополучия дошкольника // Педагогический имидж. -

2023. - Т. 17. - № 2 (59). - С. 261-272. - URL: https://journal.iro38.ru/index.php/poslednie-vypuski/197-stati-zhurnala/stati-vypuska-2-god-2023-en/737-pokazateli-emotsionalnogo-blagopoluchiya-dosh-kolnika?ysclid=lqdugunodt863875415

30. Баишева М. И., Леонтьева А. В. Педагогическое обеспечение психологической безопасности детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 6. - С. 230.

31. Alenezi M. Deep Dive into Digital Transformation in Higher Education Institutions // Education Sciences. - 2021. -No. 11. - P. 770-783.

32. Yong Tay L. et al. Pre-schoolers' use of technology and digital media in Singapore: entertainment indulgence and/or learning engagement? // Educational Media International. - 2021. - 58(1). - Р. 1-20. DOI: 10.1080/09523987.2021.1908498 25.

33. Ozturk G., Ohi S. What do they do digitally? Identifying the home digital literacy practices of young children in Turkey // Early Years. - 2019. - 42(2). - Р. 151-166. - URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/344446431_What_do_they_do_digitally_Identifying_the_home_digita l_literacy_practices_of_young_chil-dren_in_Turkey

34. Scott F. L. Family mediation of preschool children's digital media practices at home// Learning, Media and Technology. - 2022. - 47(2). - Р. 235-250. DOI: 10.1080/17439884.2021.1960859 24.

35. Ata-AktQrk A., BQ§ra Akman M. What Happens beyond the Screen? Uncovering Digital Technology Perception, Usage, and Parental Mediation among 3-6-year-old Turkish Children // Journal of Child and Family Studies. - 2024.

- August. - 33(10). - Р. 3191-3210. - URL: https://www.researchgate.net/publication/382866387_What_Hap-

pens_beyond_the_Screen_Uncovering_Digital_Technology_Perception_Usage_and_Parental_Media-

tion_among_3-6-year-old_Turkish_Children?_tp=eyJjb250ZXh0Ijp7Im-

ZpcnN0UGFnZSI6InB1YmxpY2F0aW9uIiwicGFnZSI6InB1YmxpY2F0aW9uIn19 D0I:10.1007/s10826-024-02888-x

36. Хмелевская К. М. Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа // Молодой ученый. — 2024. - № 12 (511). - С. 306-309. - URL: https://moluch.ru/archive/511/112262/

37. Северин А. В. Влияние эмоционального интеллекта на состояние виртуального здоровья пользователей интернета // Психологическая безопасность личности: междунар. коллективная монография / под общ. ред. проф. И. В. Волженцевой. - Брест, 2020. - С. 446-461.

38. Демина Л. Д. Структурно-образующие компоненты психологической культуры преподавателя высшей школы РФ // Известия Алтайского государственного университета. - 2008. - № 2(58). - С. 25-35.

39. Амен В. Методика «Выбери нужное лицо». - URL: http://xn--c1abdmprbesi0b.xn--p1ai/specdiag/metodika-vyberi-nuzhnoe-litso/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40. Велиева С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие. -СПб.: Речь, 2005. - 240 с.

41. Коломинский Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. - М.: АСТ, 2010. - 550 с.

1. Toksonbaev, R. N., & Abdykadyrov, A. A. (2019). "Cifrovizaciya obrazovaniya - osnovopolagayushchij faktor razvitiya budushchego doshkol'nika" [Digitalization of education is a fundamental factor in the development of the future preschool child], Preemstvennost' v obrazovanii, № 23(10), pp. 661-664 (in Russian).

2. Shegerya, V. E. (2021). "Razvitie emocional'nogo intellekta doshkol'nikov s pomoshch'yu metodov cifrovoj art-ter-apii" [Developing emotional intelligence of preschoolers using digital art therapy methods], Intellektual'nye resursy - regional'nomu razvitiyu, № 2, pp. 238-242 (in Russian).

3. Belova, E. S., & Shumakova, N. B. (2022). "Osobennosti ispol'zovaniya cifrovyh ustrojstv kak komponentov semejnoj mikrosredy dlya poznavatel'nogo razvitiya starshih doshkol'nikov" [Characteristics of using digital devices as components of the family microenvironment for the cognitive development of older preschoolers], Sovremen-noe doshkol'noe obrazovanie, № 6 (114), pp. 42-53. Available at: https://sdo-journal.ru/journal/articles/belova-e-s-shumakova-n-b-osobennosti-ispolzovaniya-tsifrovykh-ustroystv-kak-komponentov-semeynoy-mik/?ysclid=lqdmss63kl316499267 (in Russian).

4. Korotaeva, E. V., & Vodyaha, Yu. E. (2022). "Cifrovye devajsy dlya doshkol'nogo vozrasta: aspektnyj podhod" [Digital devices for preschool age: an aspectual approach], Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii, № 1, pp. 20-26 (in Russian).

5. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya RF ot 25 maya 2001 goda № 753/23-16 "Ob informatizaciisistemy doshkol'nogo obrazovaniya" [Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 25, 2001 No. 753/23-16 "On informatization of the preschool education system"]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/901806437 (in Russian).

6. Belova, E. S. (2022). "Psihologicheskie aspekty ispol'zovaniya cifrovyh ustrojstv dlya razvitiya starshih doshkol'nikov, imeyushchih priznaki odarennosti" [Psychological aspects of using digital devices for the development of gifted older preschoolers], Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika, t. 19, № 4, pp. 649-669 (in Russian).

7. Chichin ina, E. A., Buhalenkova, D. A., Chursina, A. V., & Boldyreva, A. Ya. (Fominyh) (2023). "Osobennosti ispol'zovaniya cifrovyh ustrojstv sovremennymi mal'chikami i devochkami 6-7 let" [Specifics of the use of digital devices by modern boys and girls aged 6-7 years], Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya, t. 15, № 3, pp. 3851. Available at: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2023_n3/psy-edu_2023_n3_Chichinina_et_al.pdf?ysclid=lqduwo1bum218484655 (in Russian).

8. Baginskaya, E. S. (2021). "Cifrovizaciya doshkol'nogo obrazovaniya: psihologicheskie problem" [Digitalization of preschool education: psychological problems], Nauchnoe mnenie, № 12, pp. 163-167 (in Russian).

9. Krivcova, T. V. (2022). "Cifrovaya sreda doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii: prostranstvo novyh vozmozhnostej" [Digital environment of preschool educational organization: time of new opportunities], Sov-remennoe doshkol'noe obrazovanie, № 2 (110), pp. 16-29 (in Russian).

10. Shalaginova, K. S., & Dekina, E. V. (2022). "Osobennosti razvitiya pamyati starshih doshkol'nikov - predstavitelej cifrovogo pokoleniya" [Specific features in memory development of older preschoolers - representatives of the digital generation], Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya, t. 14, № 4, pp. 52-66.

11. Pustovojtova, O. V., Shepilova, N. A., Yakovleva, L. A., & Kurnikova, D. P. (2022). "Gotovnost' doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii k cifrovoj transformacii" [Readiness of preschool educational organizations to digital transformation], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 4 (aprel'), pp. 111-128. Available at: http://e-koncept.ru/2022/221027.htm (in Russian).

12. Rostkova, T. I., & Kolesnik, M. O. (2023). "Perspektivy primeneniya cifrovyh tekhnologij v doshkol'noj obra-zovatel'noj organizacii" [Prospects for the use of digital technologies in preschool educational organizations], Kali-ningradskij vestnik obrazovaniya, № 1 (17), pp. 40-50 (in Russian).

13. Pustovojtova, O. V., & Vedeshkina, N. A. (2024). "Model' tekhnologii vzaimodejstviya pedagogov s roditelyami vospitannikov doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii v usloviyah cifrovoj obrazovatel'noj sredy" [Model of technology for interaction between teachers and parents of preschool children in a digital educational environment], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 2 (fevral'), pp. 126-143. Available at: http://e-kon-cept.ru/2024/241021.htm (in Russian).

14. Kolesova, N. A. (2022). "Cifrovizaciya obrazovatel'noj sredy doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii" [Digitalization of the educational environment of a preschool educational organization], Voprosy pedagogiki, № 3-1, pp. 128-130 (in Russian).

15. Kulikova, L. I., & Kravcova, E. A. (2022). "Cifrovoj portfel' specialistov DOU v rabote s roditelyami" [Digital portfolio of preschool educators in working with parents], Forum, № 1 (27), pp. 125-129 (in Russian).

16. Lyapina, V. A., & Mazurenko, O. V. (2023). "Novyj format provedeniya kvest-igr v usloviyah cifrovizacii obra-zovatel'nogo prostranstva v detskom sadu" [A new format for quest games in the context of digitalization of the educational space in kindergarten], Obrazovanie i vospitanie doshkol'nikov, shkol'nikov, molodezhi: teoriya i praktika, № 1, pp. 44-52 (in Russian).

17. Lezhnina, M. V. (2011). "Elektronnye obrazovatel'nye resursy v rabote s det'mi doshkol'nogo vozrasta" [Electronic educational resources for working with preschool children], Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Ser-iya: Informatizaciya obrazovaniya, № 3, pp. 77-83 (in Russian).

18. Gakame, Yu. D., & Golovashchenko, V. V. (2023). "Model' organizacii raboty animacionnoj studii emocional'nogo razvitiya" [Organizational model for the work of an animation studio focused on emotional development], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 08 (avgust), pp. 49-62. Available at: http://e-kon-cept.ru/2023/231071.htm (in Russian).

19. Bekhtereva, E. N. (2017). "Interaktivnaya pesochnica v DOO" [Interactive sandbox in preschool educational institution], Obruch, № 4, pp. 32-34 (in Russian).

20. Yakovleva, E. I. (2018). "Specifika ispol'zovaniya programmy PervoLogo pri rabote s doshkol'nikami na primere zanyatij s gruppoj pyatiletnih detej" [The specifics of using the PervoLogo program when working with preschoolers using the example of classes with a group of five-year-olds], Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizaciya obrazovaniya, t. 15, № 1, pp. 29-37 (in Russian).

21. Prohorova, T. A., & Cackina, E. P. (2021). "Formirovanie znanij po osnovam informacionnoj bezopasnosti u detej doshkol'nogo vozrasta" [Development of knowledge on the basics of information security in preschool children], Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya, № 71-5, pp. 131-135 (in Russian).

22. Protasova, E. Yu. (2022). "Obraz sovremennogo rebenka v psihologo-pedagogicheskih podhodah k obrazovaniyu i vospitaniyu doshkol'nikov" [The image of a modern child in psychological and pedagogical approaches to education and upbringing of preschoolers], Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya, t. 11, № 2, pp. 20-30 (in Russian).

23. Soldatova, G. U., & Teslavskaya, O. I. (2019). "Osobennosti ispol'zovaniya cifrovyh tekhnologij v sem'yah s det'mi doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta" [Specificity of the use of digital technologies in families with children of preschool and primary school age], Nacional'nyj psihologicheskijzhurnal, t. 4, № 4 (36), pp. 12-27 (in Russian).

24. Batenova, Yu. V., Safonova, A. K., & Filippova, O. G. (2024). "Organizaciya konstruktivnogo emocional'nogo vzaimodejstviya doshkol'nikov v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya" [Pedagogical support for the socio-emotional development of preschoolers in the context of digitalization of education], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 2 (fevral'), pp. 204-218. Available at: http://e-koncept.ru/2024/241026.htm (in Russian).

25. Dolgova, V. I., Kondrat'eva, O. A., & Abdyramanova, D. L. (2022). "Osobennosti preventivnoj raboty so strahami doshkol'nikov v usloviyah doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya" [Specific features of preventive work with the fears of preschoolers in a preschool educational institution], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 1 (yanvar'), pp. 62-79. Available at: http://e-koncept.ru/2022/221005.htm (in Russian).

26. Zheng, P., & Sun, J. (2021). "Preschool Children's Use of Digital Devices and Early Development in Hong Kong: The Role of Family Socioeconomic Status", Early Education and Development, 33(5), pp. 893-911. DOI: 10.1080/10409289.2021.1920767 (in English).

27. Baryshnikova, E. V. (2020). "Psihologicheskaya bezopasnost' detej doshkol'nogo vozrasta v obrazovatel'noj srede" [Psychological safety of preschool children in the educational environment], Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, № 9 (187), pp. 442-444 (in Russian).

28. Baryshnikova, E. V. (2018). "Psihologicheskaya bezopasnost' predmetno-razvivayushchej sredy v doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii" [Psychological safety of the subject-developing environment in a preschool educational organization], Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya, t. 7, № 3 (24), pp. 259-263 (in Russian).

29. Kukushkina, M. D. (2023). "Pokazateli emocional'nogo blagopoluchiya doshkol'nika" [Indicators of emotional well-being of a preschooler], Pedagogicheskij imidzh, t. 17, № 2 (59), pp. 261-272. Available at: https://jour-nal.iro38.ru/index.php/poslednie-vypuski/197-stati-zhurnala/stati-vypuska-2-god-2023-en/737-pokazateli-emotsionalnogo-blagopoluchiya-doshkolnika?ysclid=lqdugunodt863875415 (in Russian).

30. Baisheva, M. I., & Leont'eva, A. V. (2018). "Pedagogicheskoe obespechenie psihologicheskoj bezopasnosti detej doshkol'nogo vozrasta" [Pedagogical support for psychological safety of preschool children], Sovremennye prob-lemy nauki i obrazovaniya, № 6, p. 230 (in Russian).

31. Alenezi, M. (2021). "Deep Dive into Digital Transformation in Higher Education Institutions", Education Sciences, No. 11, pp. 770-783 (in English).

32. Yong Tay, L. et al. (2021). "Pre-schoolers' use of technology and digital media in Singapore: entertainment indulgence and/or learning engagement?", Educational Media International, 58(1), pp. 1-20. DOI: 10.1080/09523987.2021.1908498 25 (in English).

33. Ozturk, G., & Ohi, S. (2019). "What do they do digitally? Identifying the home digital literacy practices of young children in Turkey", Early Years, 42(2), pp. 151-166. Available at: https://www.researchgate.net/publica-tion/344446431_What_do_they_do_digitally_Identifying_the_home_digital_literacy_practices_of_young_chil-dren_in_Turkey (in English).

34. Scott, F. L. (2022). "Family mediation of preschool children's digital media practices at home", Learning, Media and Technology, 47(2), pp. 235-250. DOI: 10.1080/17439884.2021.1960859 24 (in English).

35. Ata-AktQrk, A., & BQ§ra Akman, M. (2024). "What Happens beyond the Screen? Uncovering Digital Technology Perception, Usage, and Parental Mediation among 3-6-year-old Turkish Children", Journal of Child and Family Studies, August, 33(10), pp. 3191-3210. Available at: https://www.researchgate.net/publication/382866387_What_Hap-pens_beyond_the_Screen_Uncovering_Digital_Technology_Perception_Usage_and_Parental_Media-tion_among_3-6-year-old_Turkish_Children?_tp=eyJjb250ZXh0Ijp7Im-

ZpcnN0UGFnZSI6InB1YmxpY2F0aW9uIiwicGFnZSI6InB1YmxpY2F0aW9uIn19 DOI:10.1007/s10826-024-02888-x (in English).

36. Hmelevskaya, K. M. (2024). "Razvitie emocional'nogo intellekta kak uslovie psihologicheskoj bezopasnosti lichnosti studenta kolledzha" [Development of emotional intelligence as a condition for personal psychological safety of a college student], Molodoj uchenyj, № 12 (511), pp. 306-309. Available at: https://moluch.ru/archive/511/112262/ (in Russian).

37. Severin, A. V. (2020). Vliyanie emocional'nogo intellekta na sostoyanie virtual'nogo zdorov'ya pol'zovatelej interneta [The impact of emotional intelligence on the virtual wellbeing of Internet users], Psihologicheskaya bezopas-nost' lichnosti: mezhdunar. kollektivnaya monografiya, Brest, pp. 446-461 (in Russian).

38. Demina, L. D. (2008). "Strukturno-obrazuyushchie komponenty psihologicheskoj kul'tury prepodavatelya vysshej shkoly RF" [Structural and formative components of the psychological culture of a higher school teacher in the Russian Federation], Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta, № 2(58), pp. 25-35 (in Russian).

39. Amen, V. Metodika "Vyberi nuzhnoe lico" [The "Choose the right person" technique]. Available at: http://xn--c1abdmprbesi0b.xn--p1ai/specdiag/metodika-vyberi-nuzhnoe-litso/ (in Russian).

40. Velieva, S. V. (2005). Diagnostika psihicheskih sostoyanij detej doshkol'nogo vozrasta [Diagnosis of mental conditions in preschool children]: ucheb.-metod. posobie, Rech', St. Petersburg, 240 p. (in Russian).

41. Kolominskij, Ya. L. (2010). Social'naya psihologiya vzaimootnoshenij v malyh gruppah [Social Psychology of Relationships in Small Groups], AST, Moscow, 550 p. (in Russian).

Вклад авторов

Л. В. Земляченко - написание введения статьи, обоснование актуальности, анализ нормативных документов, теоретический анализ отечественной литературы, обоснование методологических подходов и принципов, проведение и описание хода эксперимента, формулировка выводов.

М. А. Кечина - написание аннотации статьи, обзор зарубежной литературы по теме, проведение констатирующего и контрольного этапов эксперимента, подготовка списка цитируемой литературы.

Contribution of the authors

L. V. Zemlyachenko - writing the introduction to the article, justification of relevance, analysis of regulatory documents, theoretical analysis of domestic literature, substantiation of methodological approaches and principles, conducting and describing the course of the experiment, formulating conclusions.

M. A. Kechina - writing the abstract of the article, reviewing foreign literature on the topic, conducting the diagnostic and control stages of the experiment, preparing a list of cited literature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.