Научная статья на тему 'Обеспечение продовольственной безопасности России'

Обеспечение продовольственной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мелякина А. О.

Продовольственная независимость России на прямую зависит от уровня обеспеченности всеми видами продукции. В статье раскрыты ключевые направления обеспечения продовольственной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение продовольственной безопасности России»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Мелякина А.О., студент 3 курса экономического факультета Научный руководитель: Соколов А.П., к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа, финансов и налогообложения Академия права и управления ФСИН России

Продовольственная независимость России на прямую зависит от уровня обеспеченности всеми видами продукции. В статье раскрыты ключевые направления обеспечения продовольственной безопасности страны.

Продовольственная безопасность является составной частью национальной безопасности страны, сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, системы жизнеобеспечения, необходимым условием обеспечения здоровья, физической активности, долголетия и высокого качества жизни населения страны.

Стратегической целью продовольственной безопасности Российской Федерации является надежное обеспечение населения страны безопасной и качественной сельскохозяйственной и рыбной продукцией, сырьем ипро-довольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности вне зависимости от изменений внешних и внутренних условий являются:

- достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных и качественных пищевых продуктов в объемах и ассортименте в соответствии с установленными рациональными нормами потребления, необходимых для активного, здорового образа жизни;

- устойчивое развитие отечественного производства основных видов продовольствия, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;

- обеспечение безопасности и качества потребляемых пищевых продуктов;

- предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной

готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях и формирования стратегических запасов качественных и безопасных пищевых продуктов.

1. О состоянии продовольственной безопасности Российской Федерации и мерах по ее обеспечению.

Объем валовой продукции сельского хозяйства растет десятый год подряд и за этот период увеличился на 40 процентов. В девяностые годы объем производства упал вдвое.

Еще более высокими темпами развивалась последние годы пищевая и перерабатывающая промышленность.

Очень важно, что за этот период улучшилось финансово-экономическое положение сельскохозяйственных организаций. Если десять лет тому назад 88% предприятий отрасли были убыточными, а абсолютная сумма убытков приближалась к 40 млрд. руб., то в прошлом году 75% предприятий стали рентабельными, прибыль составила 101 млрд. руб.

Россия за эти годы вошла в число крупнейших стран экспортеров зерна.

Значительное влияние на развитие отечественного сельского хозяйства и стабильность агропродовольственного рынка оказала реализация в 20062007 гг. приоритетного национального проекта "Развитие АПК".

2. Государственная программа развития сельского хозяйства

С этого года аграрная политика страны опирается на закон "О развитии сельского хозяйства" и пятилетнюю Государственную программу развития сельского хозяйства. Впервые в стране осуществляется комплексный подход с увязкой на региональном и муниципальном уровнях.

Основные направления Программы - это устойчивое развитие сельских территорий, создание общих условий функционирования сельского хозяйства, развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства, достижение финансовой устойчивости хозяйств, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Предварительные итоги работы в нынешнем году показывают, что положительные тенденции, сложившиеся в ходе реализации приоритетного национального проекта, сохраняются.

Объем производства продукции сельского хозяйства за девять месяцев вырос на 6,5%, в том числе в растениеводстве - на 9,0%., а в животноводстве - на 4%.

Собран самый большой урожай зерна за последние пятнадцать лет. По уточненным оценкам хлеборобы намолотили более 100 млн. тонн зерна в чистом весе. В результате полностью удовлетворены внутренние потребности страны в продовольственном зерне и кормах для животноводства, возрастает потенциал экспорта зернопродуктов.

Неплохие производственные показатели и в животноводстве. По оценке Минсельхоза России, в 2008 году в хозяйствах всех категорий произведено 9 млн. 300 тыс. тонн скота и птицы на убой или 108,2% к уровню предыдущего года. Наиболее высокие темпы прироста достигнуты в производстве мяса птицы - 16,5% и свинины - 8%.

Молока произведено 32 млн. 700 тыс. тонн (101,6%). Надой молока на одну корову в сельхозорганизациях составит около 4000 кг. Это на 200 кг больше уровня прошлого года и на 1220 кг выше уровня 1990 года, который являлся лучшим в советский период (2781 кг.).

Вместе с тем, нужно признать, что в отрасли остается еще немало проблем. И главное - низкие закупочные цены, что приводит к нулевой рентабельности, а порой и к убыточности ряда подотраслей. Ярким примером

является производство мяса птицы в текущем году, Правительству пришлось принимать меры.

Анализ экономической ситуации показывает, что реализация Государственной программы сегодня происходит в совсем иных макроэкономических условиях по сравнению с теми показателями, которые использовались при её разработке.

Существенно выросли цены на основные ресурсы. Так, в январе-сентябре т.г. цены на минеральные удобрения повысились по сравнению с декабрем предыдущего года на 70,0%, дизельное топливо - на 30 процентов. Мировой финансовый кризис вызвал дефицит кредитных ресурсов и существенное их удорожание. Сегодня организации АПК начинают ощущать трудности с получением краткосрочных и долгосрочных кредитов.

С учетом новых реалий, Правительство совместно Федеральным Собранием предпринимают необходимые меры для дополнительной поддержки отечественного сельского хозяйства. За последние месяцы к бюджету 2008 года было добавлено около 60 млрд. руб. (плюс 75% к плановому объе-му).В том числе:

- Для преодоления дефицита кредитных ресурсов на увеличения уставного капитала "Россельхозбанка" направлено 31,5 млрд. рублей.

- Принято решение о дополнительном выделении финансовых средств на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений в размере 8 млрд. рублей и на комбикорма для свиноводства и птицеводства - 10 млрд. рублей, а также еще 10 млрд. рублей на компенсацию затрат на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями дизельного топлива. Кроме того, решен вопрос о выделении "Россельхозбанку" субординированного кредита в объеме 25 млрд. руб.

3. Обеспечение продовольственной безопасности

Переходя непосредственно к вопросам обеспечения продовольственной безопасности, следует отметить, что несмотря на предпринимаемые меры, потенциал агропромышленного комплекса страны использован далеко не полностью, а состояние продовольственной безопасности вызывает серьезные опасения.

Сохраняется высокая импортная зависимость страны по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия. За его счет сегодня формируется 36% товарных ресурсов на продовольственном рынке. Остро стоит проблема зависимости от импорта на рынке животноводческой продукции. Доля импорта в товарных ресурсах мяса оценивается в 41%, молока - в 27 процентов.

Тенденция к росту существенной доли импорта сохраняется, а по животноводческой продукции - даже усиливается. Например, импорт свинины с начала этого года вырос на 29%, а сухого молока - почти в 2 раза. Все это заметно увеличивает зависимость продовольственного рынка и серьезно ущемляет интересы российского сельского хозяйства.

К сожалению, темпы роста отечественного производства сельскохозяйственной продукции в последние годы остаются существенно ниже темпов увеличения импорта продовольственных товаров. Это ведет к сужению возможностей развития российского аграрного бизнеса и дестабилизирует положение в ряде отраслей АПК.

В то же время потребление населением некоторых видов продуктов питания значительно ниже рекомендуемых норм. Обеспеченность основными продуктами питания по отношению к рекомендуемым рациональным нормам их потребления составляет по мясу и мясопродуктам, молоку и молокопродуктам - 80%, рыбе и рыбопродуктам - 55, овощам - 75, фруктам и ягодам - 77 процентов.

Возрастает влияние на обеспечение продовольственной безопасности России внешних факторов, поскольку продовольствие все большее становится одним из основных факторов политической и социально-экономической стабильности любого государства.

Особенно очевидно это стало в конце прошлого - начале нынешнего года, когда на мировых рынках произошел резкий скачек цен на продовольствие, за год они выросли на 40%, а за период с 2005 года цены почти удвоились.

По прогнозам международных организаций мировая продовольственная ситуация в ближайшие десять лет будет обостряться по ряду известных причин.

Складывающаяся ситуация была обстоятельно в текущем году рассмотрена на самых представительных международных форумах, включая Конференцию высокого уровня по всемирной продовольственной безопасности, проведенную ФАОв Риме в июне этого года и XII международный экономический Форум в Санкт-Петербурге.

Детально этот вопрос обсуждался и на заседании Совета Безопасности в июне текущего года.

4. Цели и задачи продовольственной безопасности

В российском законодательстве до сих пор не раскрыто само понятие "продовольственная безопасность", ее цели и задачи.

Опираясь на международный опыт, следует выделить здесь три составляющие:

Первое, - это такое состояние экономики государства, при котором обеспечивается продовольственная независимость и стабильность.

Второе, - населению страны, любому человеку гарантируется физическая и экономическая доступность к продуктам питания в соответствии с физиологическими нормами.

И третье, - это качество и безопасность потребляемых продуктов питания.

Стратегической целью продовольственной безопасности является надежное обеспечение населения страны сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабиль-

ность преимущественно внутренних источников продовольственных и сырьевых ресурсов, а также наличие необходимых запасов, в том числе резервных фондов.

Исходя из стратегической цели, вытекают и задачи

При разработке системы продовольственной безопасности страны Мин-сельхоз учитывает опыт зарубежных стран.

В развитых государствах применяются два основных подхода к обеспечению продовольственной безопасности: первый -приоритет поддержки национального сельскохозяйственного товаропроизводителя (страны ЕС); второй - равная поддержка как сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и потребителей продовольствия (США). Мы предлагаем использовать в России поддержку и потребителей, и сельхозтоваропроизводителей. Хотя, следует признать, что мы очень сильно отстаем от развитых стран.

Для примера, на сегодня средний уровень бюджетной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в России (в расчете на 1 рубль произведенной продукции) меньше, чем в США в 2,7 раза, странах ЕС - в 5,4 раза. При этом природно-климатические условия для производства сельскохозяйственной продукции в России значительно сложнее.

Ключевое значение для осуществления политики продовольственной безопасности имеют четкие критерии и показатели продовольственной безопасности. Критерии можно сгруппировать в три группы: в сфере потребления, производства и управления.

Показатели обеспечения продовольственной безопасности.

1 уровень производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на душу населения;

2 уровень потребления основных видов продовольствия на душу населения;

3 энергетическая ценность пищевого рациона населения;

4 потребление продуктов питания по отдельным группам населения;

5 удельный вес импорта основных продуктов питания в товарных ресурсах;

6 размеры стратегических и оперативных продовольственных запасов в сопоставлении с нормативными требованиями;

7 индикативные цены на основные виды сельскохозяйственной продукции.

5. Риски и основные механизмы обеспечения продовольственной безопасности

Государственная политика в сфере обеспечения продовольственной безопасности должна учитывать риски и угрозы, которые могут существенно ее ослабить. Сюда вошли и такие факторы, как дефицит квалифицированных кадров, ценовые диспропорции, современные системы наблюдений за состоянием продовольственного рынка.

Продовольственная безопасность нашего государства может считаться обеспеченной, если, в случае прекращения поступления на территорию

страны пищевых продуктов из-за рубежа, не возникает продовольственный кризис, что достигается за счет высокой доли в потреблении отечественного сельскохозяйственного сырья и продовольствия: картофель - 95%, зерно, молоко и молокопродукты - 90%; соль пищевая - 85%; мясо и мясопродукты - 85%, рыба и рыбопродукты, сахар, растительное масло - 80%.

Если сопоставить эти ориентиры с тем, что мы имеем сегодня, то наиболее сильно нарушен баланс в обеспечении населения продукцией животноводства, прежде всего мясной и молочной.

В целях достижения продовольственной безопасности государственная политика должна осуществляться по следующим основным направлениям

В сфере повышения экономической доступности продовольствия для всех групп населения предстоит особое внимание уделить осуществлению мер, направленных прежде всего на снижение уровня бедности, обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения.

В части физической доступности продовольствия предстоит более эффективно использовать механизмы поддержки регионов, в которых недостаточно производится продовольствия или оказавшихся в экстремальных ситуациях.

В области улучшения качества должны быть приняты меры по совершенствованию системы обеспечения безопасности и контроля качества продуктов питания по всей цепочке - производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации (поле-магазин, ферма-тарелка).

Необходимо создать современную инструментальную и методическую базу, организационную структуру контроля за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Значительное внимание должно быть уделено вопросам создания эффективных механизмов обеспечения продовольственной безопасности.

Они должны являться составной частью государственного прогноза социально-экономического развития, а также входить в целевые и ведомственные программы на федеральном и региональном уровнях.

Для Обеспечения Продовольственной безопасности страны необходима синхронизации усилий Совета Безопасности, Правительства, Федерального Собрания и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Очевидно, что развитие агропродовольственного сектора в темпах, обеспечивающих решение такой фундаментальной задачи, потребует от государства новых масштабов при формировании социально-экономической политики в аграрном секторе.

Чтобы приблизиться к уровню развитых стран нам предстоит решать одновременно несколько взаимосвязанных и весьма капиталоемких задач:

1 технологическую модернизацию сельского хозяйства и пищевой промышленности, сферы производственного обслуживания АПК;

2 формирования кадрового потенциала отрасли, способного осваивать инновации;

3 проведение работ по восстановлению производства на заброшенных сельскохозяйственных угодьях, в том числе увеличения посевов примерно на 15 млн. га;

4 создание современной социальной инфраструктуры сельских территорий (жилье, дороги и др.), переход к политике сельского развития ХХ1 века.

Выделю в отдельную задачу - обеспечение финансово-экономической стабильности сельскохозяйственного производства. В этих целях необходимо постоянно проводить мониторинг ценового паритета между сельскохозяйственным сектором и другими секторами экономики, использовать индикативные цены для своевременного принятия мер по обеспечению рентабельности производства мяса, молока, зерна, сахара и других жизненно важных продовольственных товаров.

Для решения продовольственной проблемы, важно понять пути её возникновения и конечный результат. Многие примеры мировой продовольственной проблемы связываются с высоким уровнем инфляции, когда отстающие в инфляционной гонке группы людей становятся жертвами голодной смерти. Таким образом, предупреждение жёсткой и неравномерной инфляции является важной частью политики, направленной на достижение продовольственного обеспечения. Забота об этом должна дополняться стремлением избегать значительного уровня безработицы.

Немаловажную роль играет взаимозависимость между макростабильностью и продовольственной стабильностью.

Человечество платит за дешёвое продовольствие, то есть за использование новейших технологий в земледелии, производстве продуктов сокращением населения в деревни, истощением почв, усилением использования гербицидов и пестицидов, а следовательно ухудшением окружающей среды и здоровьем людей. Поэтому нельзя исключить что на определённом этапе мировому сообществу придётся серьёзно вмешиваться и воздействовать на производство и потребление продовольствия.

Список литературы

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (проект) // ЭКОС-информ, 2008, с.10-24

2. Клименко А. С. Хозяйства населения в обеспечении продовольственной безопасности// ЭКО, 2009, с.41-48

3. Лысоченко А. А. Продовольственная безопасность в современных условиях глобализации // Нац. Интересы: приоритеты и безопасность, 2008, с.61-65

4. Стуканова И. Продовольственная безопасность // Стандарты и качество, 2009, с. 90-94

5. Яблочников С.Л. Принципы управления в образовании на основе системно-кибернетического похода / Стратегия качества в промышленности и образовании/ Материалы VII Международной конференции. (3-10 июня 2011 г., Варна, Болгария): Материалы в 3-х томах. - Спец. вып. науч. журнала «Acta Universitatis Pontica Euximus».-Технический университет - Варна, Государственный институт подготовки и переподготовки кадров промышленности (ГИПОпром), 2011. С. 709-710.

6. Yablochnikov S.L., Yablochnikova I.O. Organizational and informational aspects of financiers training for law enforcement agencies in europe // crime, punishment, correction. Articles and reports o f the forum participants. 2015. С. 250-252.

7. Yablochnikov S.L., Davydenko G., Yablochnikova I.O. Approaches to the definition of basic concepts of inclusive educational paradigm in the Ukrainian scientific discourse // System approaches'15. Interaction of soft and hard systems. 21th International Conference, Prague, VSE, December 2015.- pp. 17- 21.

8. Яблочников С.Л. К вопросу управления образованием как социально-экономической системой / NovaInfo.Ru. 2016. Т.2. № 41. С. 151-155.

9. Yablochnikov S.L. The system-cybernetic approach to management in education / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Луганский национальный педагогический университет им. Тараса Шевченко. Луганск, 2012. - 44 с.

10. Doucek P., Bebr R., Jablotchnikov S. Management information systems - assistance in the work of a modern manager / Manazerské informacni systémy podpora prâce moderniho manazera / «Infracon-I», Vinnitsja, 2004. - 186 s

11. Yablochnikov S. Theoretical aspects of safety education / Проблеми шженерно-педагопчно'1 освгги. 2012. № 37. С. 13-17.

12. Яблочников С.Л., Яблочникова И.О. Организационные и методологические аспекты развития процессов формирования профессиональных знаний // Социальное знание и проблемы интенсификации развития белорусского общества. Материалы международной науч.- практической конференции, (г. Минск, 12-13 ноября 2015 г.); НАН Беларуси, Ин-т социологии НАН Беларуси. - Минск: Право и экономика, 2015. - C. 312 -315.

13. Яблочников С. Л., Яблочникова И.О. Аспекты реализации управления образованием как социально-экономической системой // Наука и общество: история и современность Материалы Международной научно-практической конференции (г. Минск, 16-17 окт. 2014 г.); НАН Беларуси, Ин-т социологии НАН Беларуси.- Минск: Право и экономика, 2014.- С.395-398.

14. Яблочников С.Л. Информационные и коммуникационные технологии в управлении образованием // Трансформация образования и мировоззрения в современном мире Материалы международной научной конференции. Белорусский гос. пед. ун-т им. М. Танка. - Минск: БГПУ, 2012. - С. 251-253.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Яблочников С.Л., Яблочникова И.О. Психологическая составляющая безопасности системы образования / Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. № 3 (10). С. 134-143.

16. Яблочников С.Л. Качественная подготовка экономистов и финансистов как фактор обеспечения устойчивости экономики / Внешнеэкономическая деятельность страны в условиях вступления мировой экономики в режим турбулентности Труды Международной научно-практической конференции. - Астана: Евразийский нац. ун-т им. Л.Н.Гумилева, 2015. - C.556 - 560.

17. Яблочников С.Л., Яблочникова И.О. К вопросу синтеза адаптивных моделей учета и оптимизации запасов / Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 3 (36). С. 37-41.

18. Яблочников С. Л., Яблочникова И.О. Синтез моделей учета и оптимизации запасов в учреждениях исполнительной системы / Человек: преступление и наказание. Научный журнал, 2016. - №3(94). - С.134-143.

PROVIDING FOOD SAFETY OF RUSSIA

Melyakina A. O., student 3 courses of economics department

Research supervisor: Sokolov A. P., PhD Econ., associate professor

accounting, analysis, finance and taxation

Academy of the right and management of FSIN of Russia

Food independence of Russia on a straight line depends on the level of security with all types of production. In article the key directions of ensuring food security of the country are opened.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Мелякина А.О., студент 3 курса экономического факультета Научный руководитель: Соколов А.П., к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа, финансов и налогообложения Академия права и управления ФСИН России

Человеческие ресурсы были, есть и будут движущей силой в развитии региона, страны. От уровня занятости, обеспеченности необходимым кадровым потенциалом зависит экономическая безопасность страны.

На каждом предприятии одним из важнейших путей достижения его максимальной эффективности является усовершенствование такой системы, как обеспечение безопасности персонала. Как правило, деятельностью данного направления занимается система безопасности. От того, каким образом в компании построена работа данной системы, зависит множество аспектов в достижении основных целей предприятия. Результатом качественной работы предприятия в направлении безопасности является стабильность и гармоничность ее деятельности, и, как следствие, стабильный рост такого показателя, как оптимизация прибыльности предприятия.

Кадровая безопасность занимает одно из главенствующих мест среди других элементов системы безопасности компании, поскольку персонал задействован во всех процессах, осуществляющихся в компании.

Обеспечение безопасности является одной из важнейших проблем, стоящих перед любым отечественным предприятием. В общей системе управления предприятием подсистема обеспечения безопасности тесно связана с подсистемой управления персоналом.

За последние пять лет количество и масштаб экономических преступлений значительно выросли. Сотрудник предприятия может найти доступ ко всем или практически всем активам предприятия, имеет возможность преодолеть систему охраны объекта, защиту баз данных, может просто услышать нужную информацию и сделать выявление случившегося практически невозможным.

Так, более трех четвертей преступлений в организациях совершаются сотрудниками, при этом более половины преступлений обнаруживаются случайно. Никто не может нанести большего ущерба организации, чем ее работник, допущенный практически ко всем средствам и секретам предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.