Научная статья на тему 'Обеспечение продовольственной безопасности первоочередная задача Российской экономики'

Обеспечение продовольственной безопасности первоочередная задача Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
576
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушачев И. Г.

Анализ современной ситуации в агропромышленном комплексе позволяет выделить несколько узловых проблем, непосредственно влияющих на обеспечение продовольственной безопасности страны. Несмотря на большие потенциальные возможности в стране не достигнуты объемы производства продукции и уровень конкурентоспособности, обеспечивающие продовольственную безопасность России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение продовольственной безопасности первоочередная задача Российской экономики»

УДК 67 + 65.9 (2)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - ПЕРВООЧЕРЕДНАЯ ЗАДАЧА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

И.Г. Ушачев, академик, вице-президент Росселъхозакадемии, директор Всероссийского научно-исследователъского института экономики селъского хозяйства

Минувший год проверил на прочность всю мировую продовольственную систему, став по-настоящему тревожным звонком для миллиардов жителей планеты. Цены на продовольствие за минувший год выросли на 40%, а за 2005-2007 гг. -почти удвоились. Причины сложившейся ситуации эксперты видят, во-первых, в быстром р азвитии производства биотоплива, на которое

пер еор иентир ованы 100 млн т зер новых, а выделенные субсидии превысили 40 млрд долл.; во-вторыгх, в росте цен на энер гоносители и удобрения; в тр етьих, в значительном снижении запасов п одовольствия, в частности зе на (всего 116 млн т, самый низкий показатель за последние 26 лет). Сюда надо добавить кризис на мировом финансовом рынке, сокращение сельскохозяйственного п оизводства из-за

неблагоп иятных погодных условий и, наконец, увеличение потребления продуктов питания в крупнейших р азвивающихся стр анах.

Бедным государствам продовольствие становится не по ка ману - на его импо т в ми е затрачивается около 1 трлн долл. Уже сейчас на планете недоедают жители 50 ст ан с населением более 860 млн человек. В этом году численность голодающих может вырасти еще на 100 млн. Нужно признать, что ми овая п одовольственная ситуация в пе спективе будет только обостряться. В ближайшее десятилетие рост цен, по прогнозам российских и зарубежных экспе тов, п одолжится, следовательно,

п одовольствие может стать п едметом оскоши для большинства населения мира. В этой связи устойчивое азвитие национального сельского хозяйства обеспечивает суве енитет ст аны, национальную безопасность. Наряду с возр астающей ролью и значением аг а ного секто а экономики в ми охозяйстве возникают новые п облемы, ешить которые призвана аграр ная политика XXI века.

За последние полгода прошли несколько заседаний и совещаний под руководством Президента Российской Федер ации и Председателя Пр авительства, где были ассмот ены ключевые воп осы азвития АПК на средне- и долгосрочную перспективу, в том числе и относящиеся к обеспечению п одовольственной безопасности нашей ст аны.

Обстоятельно проанализирована продовольственная проблема и на самых представительных междуна одных фо умах, на кото ых было четко заявлено о новой, более конст уктивной и одновременно более жесткой позиции России как глобального сельскохозяйственного п оизводителя и потенциального к упного экспо те а п одовольствия.

России голод, конечно, не грозит. Наша страна вполне самодостаточна по всем основным видам есу сов и способна обеспечить население полноценным п одовольствием собственного производства. В России сосредоточено 9% мировой п одуктивной пашни, 52% че ноземов, 20% запасов п есной воды, 9% п оизводства мине альных

удобрений. Объемы производства зерна в последние годы, а это около 80 млн т, полностью обеспечивают потребности стр аны, имеется и экспортный потенциал

- примерно 15 млн т в год. Однако рост цен на продовольствие не обошёл и Россию, что может негативно сказаться на качестве питания отдельных групп населения. Следовательно, необходимы дополнительные ме ы по обеспечению п одовольственной безопасности.

Уместно остановиться на сути самого понятия «продовольственная безопасность». Можно выделить две ее составляющие:

во-первых, это обеспечение физической и экономической доступности п одовольствия для любого человека в соответствии с ациональными но мами здо ового питания в объемах, достаточных для поддержания активной жизни;

во-вторых, это высокое качество и безопасность пот ебляемых п одуктов питания.

Обе задачи должны решаться при любых изменениях внешних и внутренних условий, пр ичем без сок ащения азме ов госуда ственного продовольственного р езер ва. Таким обр азом, п одовольственная безопасность является одной из основных составляющих в системе национальной безопасности и зат агивает все социальные г уппы населения. Без собственного отечественного п одовольствия все составляющие национальной безопасности сводятся к нулю.

Одними из наиболее важных критер иев п одовольственной безопасности в ми е считаются степень самообеспеченности основными видами п одовольствия и у овень их пе еходящих запасов. Они должны составлять пр имер но 17% годового потребления. Так, в ЕС, где в настоящее время отмечается самая низкая инфляция - 3,6%, показатель самообеспечения по большинству п одовольственных това ов п евышает 1.

Фундаментом продоволъственной безопасности является эффективное селъскохозяйственное

производство. Уже десятый год подряд в отрасли нар ащиваются объемы производства (рис. 1). За 19992007 гг. они достигли 40%. В растениеводстве начиная с 2004 г. удалось п евысить у овень до ефо менных лет. С 2002 г. Россия стала нетто-экспортером по зер ну, в прошлом году, когда в мире всерьез заговорили о глобальном п одовольственном к изисе, наша ст ана экспортир овала 16,7 млн т зер на. В животноводстве, к сожалению, по-прежнему наблюдается серьезное

отставание. Пищевая и перерабатывающая

п омышленность азвивалась более высокими темпами, ее рост за десятилетие составил 79%.

В 1990-1595 гг. снижение по В 1999-200’ гг. рост по сельскому хозлйству-44%. сельскому хозяйству-39.7%

по промышленности - 42.2

120

110

100

90

S0

70

60

50

40

30

по промышленности - 7S.9%

Т* СЧ

■ Сельское хозяйство • Пишевая прояышлашость

Рис. 1. Индекс производства сельхозпродукции и пищевых пр одуктов (в сопоставимых ценах, в % к 1990 г.)

Заметное влияние на состояние сельского хозяйства оказал п ио итетный национальный п оект «Развитие АПК». Все положительные тенденции, оп еделившиеся в ходе его еализации, сох анены в комплексной пятилетней Государ ственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной п одукции, сы ья и продовольствия на 2008-2012 годы. За пять лет п едстоит не только восстановить до ефо менный у овень от аслевого п оизводства, но и обеспечить его дальнейшее азвитие.

Анализ современной ситуации в аг оп омышленном комплексе позволяет выделить несколько узловых п облем, непос едственно влияющих на обеспечение п одовольственной безопасности страны. Прежде всего, вызывает тревогу п одолжающееся сок ащение площадей

сельскохозяйственных земель и пахотных угодий. Нер ациональное использование земельного фонда повлекло за собой уменьшение за последнее десятилетие площадей под пашней на 5,3%, 6

сельхозугодий - на 7,2%, то есть идет процесс безвозвр атной утраты наиболее продуктивных земель. В настоящее время основное выбытие сельскохозяйственных угодий из оборота происходит в п оцессе их пе евода в земли иных катего ий, в большинстве случаев в земли населенных пунктов для последующего коттеджного строительства.

В условиях формирования земельного рынка п оявились негативные тенденции, связанные с недооценкой п одуктивных земель, особенно пахотных угодий. Зафиксированы уже случаи перехода части отечественных сельхозугодий под конт оль междуна одных финансовых компаний, особенно в южных регионах стр аны. Достаточно отметить, что п оекты по массовой а енде и покупке аг а ных земель в России осуществляют такие международные инвестиционные кампании, как ИСН, Ренессанс-Капитал, Deutsche Bank и другие.

Крайне низкие темпы роста производства (около 2-3% в год) в отр асли не позволяют удовлетворить увеличивающийся сп ос населения на продовольственные товары. В валовом внутреннем продукте (ВВП) доля сельского хозяйства составляет 4,4%, а вот в р асходной части бюджета этот показатель многие годы дер жится на ур овне 1%.

Продолжается также процесс ликвидации сельскохозяйственных п едп иятий и к естьянских (фер мер ских) хозяйств в связи с их банкротством. По данным экспе тов, до 50% п оцеду , связанных с банкротством, - заказные. Смена собственников

имущества обанк отившихся п едп иятий чаще всего п иводит к тому, что деятельность новых о ганизаций и фи м пе еп офили уется, п оизводство отдельных видов п одукции п ек ащается, неиспользуемые объекты приходят в негодность, численность рабочих мест сок ащается.

Обоснованное опасение вызывает все активнее проявляющаяся тенденция к установлению контр оля со сто оны иност анных компаний над отдельными отраслями р оссийского сельского хозяйства. Так, на отечественном зе новом ынке монопольные позиции начинают занимать такие к упные компании, как «Гленкор», «Луис Дрейфус», «Кар гилл», «Бунге»,

«Дабл Ю Джей Групп», «Суфле». Они уже

конт оли уют более 40% экспо та оссийского зе на. Такая ситуация может пр ивести к искусственно созданному дефициту зерна в России, а при значительном повышении ми овых цен - еще и к осту цен на зе но и основные виды сельхозп одукции на нашем внутр еннем рынке.

Несмотря на большие потенциальные возможности в ст ане не достигнуты объемы п оизводства п одукции и у овень

конку ентоспособности, обеспечивающие

продовольственную безопасность России. В пе спективе эта задача может существенно осложниться в связи с п едстоящим п исоединением России к ВТО. По оценкам специалистов, пр и достигнутых условиях асши ения сфе ы п именения норм ВТО по тар ифным квотам и тарифной защите ввоз импо тного п одовольствия п едположительно

выр астет до 55-60%, что поставит Россию в полную зависимость от зарубежных поставок. Кроме того, при вступлении в ВТО пр едполагается огр аничение государ ственной поддер жки сельского хозяйства.

Внутренний рынок России хар актеризуется высоким ур овнем зависимости от импорта: за счет него формируется до 40% продовольственных ресурсов. По

мясу доля импорта оценивается в 41%, молоку - в 26%. Тенденция к р осту ввоза пр одовольствия сохр аняется (рис. 2), а по животноводческой продукции даже усиливается. Напр имер, зарубежные поставки свинины с начала этого года выросли на 28,7%, сухого молока -почти в 2 раза (р ис. 3).

36.0

(прогноз

МЭРТ)

Рис. 2. Импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья: млрд долл. Сгхое молоко

Свинпна

Импорт свинины на 10.06.08 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. вырос на 28.7е«

2007

2008

Импорт сухого молока на 10.06.08 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. вырос на 92,7® о

Л 312,5

242,5

2007 2008

Рис. 3. Импорт сухого молока и свинины, тыс. т

К сожалению, темпы роста отечественного п оизводства сельхозп одукции, сы ья и п одовольствия остаются ниже, чем импо та п одовольственных това ов, кото ый уже на 10-15% превышает пороговую величину продовольственной безопасности. Известно, что если импорт превышает 20%, то прекращается эффект кумуляции, то есть от асль пе естает воздействовать на основную экономику в сторону поддержания ее роста. Именно 20% считаются экономическим по огом, предопределяющим стагнацию. При уровне 20% импо т не дополняет, а уже подавляет внут еннее производство. Особенно опасная ситуация

складывается с обеспечением к упных го одов, п омышленных цент ов и отдельных егионов, снабжение кото ых на 50-70% зависит от импо тных поставок п одовольствия.

В течение продолжительного времени за убежные поставщики п одовольствия используют госуда ственное субсиди ование своих изде жек, искусственно завышая конку ентоспособность продукции и снижая тем самым стимулы для развития отечественного п оизводства.

По данным ученых Россельхозакадемии, у овень подде жки сельхозтова оп оизводителей в пе есчете на 1 убль п оизведенной п одукции составляет в странах ЕС 32 коп., в США - 16, а в России - всего 6 коп. Лишь в райских условиях Австралии этот показатель р авен 5 коп., а в сходных российским природно-климатических условиях Норвегии он в 11 раз выше. Это способствует достаточно высокому у овню самообеспечения основными видами продовольствия в стр анах ЕС и США, соответственно смягчает влияние ценового скачка на ми овом п одовольственном ынке на величину агфляции. А ведь свыше половины пр ироста у овня инфляции обусловлено именно повышением розничных цен на пр одовольственные товары. Темпы п и оста цен в декаб е 2007 г. по отношению к декаб ю 2006 г. в условиях нашего отк ытого внут еннего ынка п актически точно восп оизводят ситуацию на мировом продовольственном рынке: вклад мяса и мясоп одуктов в агфляцию минимальный

- 8,4%, зе новых, молока и астительного масла максимальный - 23-40% (табл. 1).

1. Влияние роста цен на продовольствие на общий уровень инфляции в России (декабрь 2007 г. к декабрю 2006 г.), %

Структура розничного товарооборота Прирост ц ен к декабрю 2006 г. Доля роста ц ен на продукц ию в уровне инфляц ии Структура прироста цен

Индекс потр ебительских цен х 11,9 11,9 100

Товар ы и платные услуги В том числе: 100 х х

пр одовольственные товар ы из них: 40,2 15,6 6,3 52,3

мясо и мясные пр одукты 10,3 8,4 0,9 7,2

масло и жир ы 1,4 40,3 0,6 4,6

молоко и молочные пр одукты 3,6 30,4 1,1 9,3

хлеб и мучные изделия 3,2 23,0 0,7 6,2

непр одовольственные товар ы 35,1 6,5 2,3 19,2

платные услуги 24,7 13,3 3,3 27,6

Проблема обеспечения стр аны продовольствием вобр ала в себя практически все аспекты и все «болевые точки» функционирования агропромышленного комплекса и его основы - сельского хозяйства.

В последние годы п ослеживается тенденция к стабильному увеличению пот ебления населением основных п одуктов питания, тем не менее по некоторым из них оно по-прежнему ниже

рекомендуемых нор м от 12 до 44% (табл. 2 и р ис. 4). По ка тофелю и хлебоп одуктам достигнутый у овень п евышает екомендуемые но мы, по саха у и астительному маслу - п актически соответствует им, а вот обеспеченность остальными п одуктами питания по отношению к екомендуемым ациональным нормам потребления составляет от 55 до 85%.

2. Годовое потребление основных продуктов питания по Российской Федерации в расчете на душу

населения, кг (по данным Росстата, 2006 г.)

Рациональная норма Потребление

в расчете на душу населения в % к рациональной норме

Мясо и мясопр одукты

(в пер есчете на мясо) 81 58 71,6

Молоко и молокопр одукты

(в пе есчете на молоко) 392 239 61,0

Яйца и яйцепр одукты, шт. 298 256 85,9

Сахар 41 39 95,1

Масло р астительное 13,6 12,6 92,6

Картофель 120 132 110,0

Овощи 145 106 73,1

Фрукты и ягоды 76 51 67,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хлебные пр одукты 107 121 113,1

392

75 V, 61 81

Ащ ^— А | л

Г —1 V

Мясо и мясопродукты

□ 1990

Молоко и молокопродуклы

□ 2007

СщавочноЦ Рациональные нормы потребления (по данным Института питания РАМН)

Рис. 4. Потребление мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, кг на душу населения в год

Следует признать, что отмечается значительная отдельных видов пр одовольствия, углубляется

диффе енциация егионов по у овню пот ебления имущественное асслоение общества, езко 8

снижаются доходы наименее экономически защищенной части населения. Несмотря на лучшую наполненность аг оп одовольственного ынка по с авнению с до ефо менным пе иодом, население ст аны стало питаться хуже, даже с учетом к упномасштабного импо та п одовольствия.

***

Новые еалии на ми овом

аг оп одовольственном ынке заставляют многие государства пер есматр ивать цели и направления своей аграрной политики. Так, в странах ЕС в 2007 г. были п иняты с очные ме ы по вовлечению в п оизводство законсе ви ованных земель, а также выявлению новых езе вов.

Китай осуществляет к упномасштабную

п ог амму инвестиций в исовое хозяйство

ближайших соседей - Таиланда, Индонезии, Вьетнама в целях увеличения п оизводства там данного пр одукта для собственных нужд.

Необходимые ме ы п инимаются и в России. Так, частично уже внесены ко ективы в Госпр ограмму и в Стратегию социальноэкономического развития России до 2020 г.

Вместе с тем ситуация динамично меняется и необходимо п инять дополнительные ме ы в инте есах обеспечения п одовольственной безопасности.

1. Решению этой п облемы будет

способствовать п инятие системы но мативных и правовых актов, прежде всего доктрины и разработки федерального закона «Об обеспечении продовольственной безопасности».

В этом документе должны быть зак еплены необходимые для обеспечения п одовольственной безопасности России целевые показатели:

уровни физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения; степень зависимости п одовольственного снабжения ст аны и есу сного обеспечения аг оп омышленного комплекса от импо тных поставок;

размерыг стратегических, оперативных и переходящих продовольственных запасов в сопоставлении с их но мативными у овнями;

необходимая доля отечественной

сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме их потр ебления и в товар ных ресурсах;

степень удовлетворения физиологических потребностей в компонентах и энергетическом содержании пищевого рациона и его соответствие ограничениям по содержанию в продуктах вр едных для здоровья веществ.

2. Необходимо п едусмот еть п оведение

ежегодного мониторинга обеспечения

продовольственной безопасности. А в прогнозы социально-экономического азвития ст аны должны быть включены текущие и с еднес очные балансы

п оизводства и пот ебления основных видов п одовольствия.

3. В целях наращивания объемов пр оизводства сельхозп одукции, увеличения инвестиционной п ивлекательности от асли, обеспечения ее финансовой устойчивости и повышения доходности целесооб азно ввести в п актику деятельности п авительства ст аны ассмот ение ценовых и межотраслевых пр опорций, включая ценовой паритет.

Пр едставляется важным пер есмотреть навязанную России в процессе переговоров о вступлении в ВТО позицию о фор сир ованном сближении внут енних и ми овых цен на отечественные эне гоносители.

4. Необходимо осуществлять контроль за

управлением основными сельскохозяйственными ресурсами, прежде всего земельными. Следует отметить, что не используемых в ми овом сельском хозяйстве земельных и водных есу сов остается все меньше, таким потенциалом обладают лишь пять стран - Бразилия, США, Россия, Канада и Австралия. С этих позиций заслуживает самого тщательного анализа тенденция езкого повышения цен на все виды есу сов, используемых в

сельскохозяйственном производстве. Прежде всего идет ечь о взлете стоимости сельхозугодий, кото ая только в п ошлом году в ми е поднялась на 21%. Почувствовав возможность высоких доходов, спекулятивной скупкой земель занялись к упные инвесто ы, зачастую не связанные непос едственно с агробизнесом. Естественно, взор крупного международного капитала обращен на страны СНГ и в пер вую очередь на Россию.

Сильна зависимость отечественного

сельхозпр оизводства от импорта техники: по

т акто ам - на 80%, комбайнам - на 50% (табл. 3). Большую долю имеет иностранный капитал в озничных асп еделительных сетях.

3. Структура приобретения тракторов и зерноуборочшых комбайнов в 2007 г.

Страна происхождения Т ракторы! Зерноуборочны1е комбайны

Ед. Доля в общем приобрете нии, % Ед. Доля в общем приобрете нии, %

Россия 7452 20 4538 64

Республика 17130 48 150 2

Беларусь

Укр аина 1593 4 - -

Дальнее 9735 28 2357 34

за убежье

Всего 35910 100 7045 100

5. Чтобы обеспечить доступность п одовольствия для всех г упп оссийских г аждан, мало только общего экономического оста и повышения доходов населения. Т ебуется еще и ад есная помощь тем, кто находится в зоне

наибольшего иска в части этой доступности. Оказывать подде жку бедным слоям населения эффективнее в нату альной фо ме (п ог аммы «п одовольственных талонов», «школьного питания», «мате и и ебенка», «летнего питания» и т.д.).

Целесообразно законодательно установить предельно допустимый у овень то говой наценки в сфе е озничной еализации социально значимых п одуктов.

6. Важной проблемой продовольственной безопасности остается качество продовольствия. В нашу ст ану не едко завозятся невост ебованные в самих госуда ствах-экспо те ах некачественные и даже в едные для здо овья человека п одукты питания. Так, в п ошлом году было заб аковано и снижена со тность 20% ыбы и ыбоп одуктов, 14% консе вов, 66% к упы, 60% ма га иновой п одукции, поставленных из-за убежа.

Следует о ганизовать систему конт оля за качеством п одукции по всей технологической цепи. Особого внимания п и этом т ебует обо от сы ья и пищевых п одуктов, п оизведенных с

использованием генетически модифици ованных источников; необходимо ввести ме ы по се тификации и стимули ованию п оизводства экологически чистой высококачественной п одукции.

Таким об азом, должны быть утве ждены основы госуда ственной политики в области здорового питания населения (включая разработку технических егламентов) с учетом изменений социально-экономической ситуации,

демог афического состава и появления новых научных п едставлений о здо овом питании.

7. П едставляется к айне важным уже сейчас аз аботать комплекс ме по адаптации АПК России

к условиям аботы после п исоединения России к ВТО.

В соответствии с изложенным для поиска и обоснования оптимальных с социальноэкономической точки з ения ешений поставленных задач по обеспечению п одовольственной безопасности России следует форсировать разработку соответствующей концепции, а также закона и п ог аммы по ее еализации. Основными азделами этого документа должны быть:

состояние и изменение оли

аг оп омышленного комплекса России;

к ите ии и показатели оценки у овня п одовольственной безопасности России;

комплекс ме по обеспечению

продовольственной безопасности России. Здесь должны быть п едусмот ены ме ы госуда ственного егули ования аг оп одовольственного ынка, п едложения по таможенно-та ифной политике, о ганизационно-функциональное обеспечение

п одовольственной безопасности, п едложения по разр аботке соответствующих законодательных актов;

обеспечение п одовольственной безопасности на госуда ственном и егиональном у овнях;

оценка социально-экономической

эффективности обеспечения п одовольственной безопасности России.

Государ ство располагает достаточными есу сами для эффективного ешения п облемы, касающейся обеспечения п одовольственной безопасности. Причем с учетом не только отечественного опыта п ог аммного ешения задач, но и зигзагооб азной аг а ной политики конкурирующего с нами Европейского Союза. Недавнее рассмотрение этого вопроса на заседании Совета Безопасности Российской Федерации свидетельствует о том, что обеспечение п одовольственной безопасности входит в аз яд пе вооче едных задач оссийской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.