_I
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
И. В. ВАЖЕНИНА,
*
адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин (Академия управления МВД России)
I. V. VAZHENINA,
Adjunct at the Department of State Law Disciplines (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 341.231.14
Обеспечение прав человека в Великобритании в свете требований Конвенции о защите прав человека и основных свобод: история и современность
Great Britain's Compliance with the European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms: History and Current State
В статье рассматриваются меры, предпринимаемые в Великобритании для обеспечения гарантий различных прав и свобод человека, их соответствие Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в том числе в связи с ужесточением норм по борьбе с терроризмом.
Конвенция, права и свободы человека, полиция Великобритании, терроризм, безопасность.
The author finds out how Great Britain manages to reconcile the need for strict measures against terrorism with its obligations under the European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms.
Convention, human rights and fundamental freedoms, British police, terrorism, security.
Совет Европы — ведущая организация в области обеспечения прав человека — насчитывает в своем составе 47 государств, 28 из которых являются членами Европейского Союза. Всеми государствами — членами Совета Европы подписана Европейская конвенция о правах человека — международный договор, призванный защищать права человека, демократию и верховенство права. Все ее члены обязуются соблюдать основные свободы и права челове-
ка. Великобритания является одной из десяти стран — основателей Совета Европы.
В британском праве не существует единой классификации прав и свобод граждан. Под правами и свободами англичане понимают прежде всего индивидуальные права, которые могут быть ограничены государством в силу договора: каждый может делать то, что прямо не запрещено законом. «Свобода личности в их понимании — это гарантированное от произво-
* Ранее - начальник организационно-зонального отдела следствен- ** Formerly - Head of the Organization and Territorial Subdivision Sector ного управления УМВД России по Курганской области. of the Investigation Department of the Branch of the Ministry of Internal
Affairs of Russia for the Region of Kurgan.
ла право не подвергаться аресту либо другому физическому ограничению свободы без надлежащих юридических оснований» [3].
В силу особенностей политического развития в Великобритании предприняты значительные меры для обеспечения гарантий различных прав и свобод человека. Длительная борьба англичан за свои права, свободы и интересы реализовалась в нормативно-правовых документах гораздо раньше, чем в других государствах. Так, Великая хартия вольностей 1215 г. гарантировала гражданские свободы личности. Акт для лучшего обеспечения свободы подданного и для предотвращения заточений за морями (Habeas Corpus Act) 1679 г. [5] содержал ряд принципов демократического правосудия: соблюдение законности при задержании, презумпция невиновности, быстрый и оперативный суд. Билль о правах 1689 г. актуализировал безопасность в качестве жизненной ценности наряду с единением, миром и спокойствием народа и благосостоянием государства [4]. Так, в Америке право на безопасность закреплено лишь в Декларации независимости 1776 г. [4], а во Франции — в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. [4].
Законодательство Великобритании подробно регламентирует взаимоотношения между гражданином и государством. В первую очередь это касается правового регулирования деятельности полиции и суда.
Большое значение придается формированию результативных средств защиты от произвола. Судебная защита от несправедливого ареста закреплена еще в 1679 г. в Habeas Corpus Act [5], основные положения которого действуют и сегодня: право знать причины задержания и требовать их проверки судьей в течение 24 часов, презумпция невиновности, право на обычный суд (не чрезвычайный или с особыми полномочиями), недопустимость получения доказательств вины путем применения психического и физического насилия.
Современное законодательство Великобритании предусматривает, что свобода личности — это не только личная неприкосновенность, но и свобода частной жизни (тайна переписки и телефонных переговоров, защита от электронных средств контроля за личной жизнью, свобода совести и вероисповедания). Одновременно с предоставлением законодательных и судебных гарантий осуществления данных прав государство устанавливает и определенные ограничения указанных прав в связи с деятельностью полиции и спецслужб по обеспечению общественной безопасности.
Особенностью является тот факт, что до 2000 г. применение законодательства, регулирующего меры по борьбе с терроризмом,
относилось к исключительным случаям, в Соединенном Королевстве такие законы считались чрезвычайными, носили временный характер и вводились на год, при этом премьер-министр обладал правом пролонгации их действия на последующие 12 месяцев неограниченное количество раз.
В связи с распространением терроризма в течение последнего десятилетия парламентом Великобритании было принято 53 акта, регламентирующих борьбу с этим видом преступности. Показательно, что до 1997 г. (на протяжении 100 лет) было принято лишь 43 таких акта.
С введением в действие Закона о терроризме 2000 г. [8] нормы обрели перманентный характер, хотя ежегодно Министр внутренних дел обязан отчитываться перед парламентом о ходе его применения. Данный закон установил понятие терроризма, под которым понимается применение или угроза применения действий, при которых оказывается влияние на принятие решений органами государственной власти (или международных неправительственных организаций) с целью устрашения общества или части населения, а также с целью продвижения политических, религиозных (расовых) или идеологических взглядов, при условии, что эти действия включают в себя насилие, опасное для жизни и здоровья человека, наносят существенный материальный ущерб, создают риск для здоровья или безопасности населения или части населения либо препятствуют или серьезно нарушают работу электронной системы [8]. Кроме того, закон урегулировал порядок предотвращения конкретных правонарушений, способствующих совершению терактов и осуществлению мероприятий в террористических целях, а также предоставил полномочия для ареста финансовых средств террористов на территории Великобритании.
Список преступлений, отнесенных к террористическим, пополнился новыми составами: распространение террористических публикаций, приготовление к теракту, обучение терроризму, обслуживание места, используемого для обучения терроризму, и др. [8].
Дополнительные полномочия предоставлены Министру внутренних дел: запрещать деятельность групп, которые, на его взгляд, имеют террористическую направленность или при-частны к восхвалению терроризма.
В соответствии со ст. 44 Закона о терроризме 2000 г. полиции было предоставлено право задерживать и обыскивать граждан, находящихся рядом с охраняемыми объектами, например, вблизи правительственных зданий, посольств или мест проведения массовых мероприятий. Указанное право регулярно использовалось по-
лицией как в отношении британских граждан, так и иностранцев.
В январе 2010 г. Европейский суд по правам человека (далее — ЕСПЧ) постановил, что ст. 44 данного закона противоречит Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Решение было принято по жалобе, поданной в ЕСПЧ британскими журналистами Кевином Гилланом и Пенни Квинтоном, которых в 2003 г. полицейские задержали в Лондоне рядом с местом, где проходила акция протеста против выставки вооружений. Журналисты решили опротестовать задержание и, пройдя несколько судебных инстанций, обратились в ЕСПЧ.
После 11 сентября 2001 г. (в связи с террористическими актами в США) Великобритания, следуя по пути ужесточения норм антитеррористического законодательства, усилила меры безопасности на воздушном транспорте, что напрямую затронуло права человека. Так, Закон «О борьбе с терроризмом, преступностью и охране правопорядка» 2001 г. закрепил право производства бессрочного ареста без суда и следствия с последующей депортацией иностранных граждан, подозреваемых в причастности к террористической деятельности. Однако в марте 2005 г. Законом «О предотвращении терроризма» [7] данная норма была отменена как нарушающая права человека. Вместо этого для указанной категории лиц была предусмотрена конфискация паспорта, ограничение передвижения или домашний арест с ограничениями в использовании телефонной связи и Интернета, поездках по стране и встречах с другими людьми.
Законодательством Великобритании предусмотрены также ограничения банковской тайны: при наличии минимальных подозрений о связях лица с террористами полиция уполномочена истребовать данные о совершении им денежных переводов, а с санкции суда — узнавать баланс и размеры таких переводов. Расширены возможности спецслужб для прослушивания телефонных переговоров. Так, с разрешения Министра внутренних дел Великобритании полиция в соответствии с законодательством страны «в исключительных случаях может контролировать телефонную и телеграфную связь» [9]. Премьер-министр получил право регламентировать правила работы телефонных компаний в целях получения информации о контактах их клиентов.
В мае 2013 г. правительство Великобритании определило двухнедельный срок содержания под стражей до момента предъявления обвинения по делам о терроризме, однако в чрезвычайных обстоятельствах парламент вправе увеличить этот срок до 28 дней [6]. Допускается
использование секретных доказательств. В случае чрезвычайных обстоятельств парламент может в кратчайший срок одобрить дополнительные полномочия полиции.
Несмотря на уверенность правительства Великобритании в том, что принимаемые меры являются адекватным ответом на возросшую террористическую угрозу, в правоприменительной практике имеются проблемы в защите прав человека, а также нарушение баланса между нуждами коллективной безопасности и индивидуальными свободами. Так, согласно Закону о терроризме 2006 г. «прямая поддержка терроризма» заключается в публикации утверждений, которые могут быть расценены как прямая или косвенная поддержка терроризма или подталкивать к подготовке или совершению терактов, «непрямая поддержка терроризма» включает опубликование или публичное высказывание утверждений, прославляющих совершение или подготовку таких преступлений, восхваление противоправного поведения. За указанные деяния предусмотрено лишение свободы сроком на 7 лет [9].
Исследуя правовую оценку обоснованности применения полицией данной нормы, автор отмечает, что в период с 2001 по 2009 гг. по обвинению в терроризме в Великобритании арестованы 1834 человека, из которых лишь 422 предъявлены обвинения, связанные с терроризмом, и лишь 237 осуждены по обвинению в терроризме [6].
Тем не менее вопреки систематической критике относительно ограничения прав и свобод граждан, оценивая эффективность применения антитеррористического законодательства Великобритании в последние годы, когда, по словам бывшего Министра внутренних дел Т. Мэй, «...уровень террористической угрозы в Великобритании остается существенным», следует отметить, что существующая система обеспечения безопасности дает положительный результат.
При исследовании обеспечения прав человека и основных свобод следует учитывать и специфику правовой системы Великобритании, поскольку международные конвенции на ее территории не имеют прямого действия. Лица, находящиеся на территории этой страны, не могут прямо ссылаться на международные правовые акты в части обеспечения их прав и основных свобод, за исключением Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. [1], для инкорпорирования которой в стране был принят Закон о правах человека 1998 г. Одновременно Великобритания не ратифицировала целый ряд важных с точки зрения защиты прав человека договоров, включая Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей
1990 г., Международную конвенцию о защите всех лиц от насильственных исчезновений 2010 г., Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
Дэвид Кэмерон 1 октября 2015 г. в заключительной речи на конференции Консервативной партии, придерживаясь жесткой антиевропейской риторики, пообещал вывести страну из Европейской конвенции о защите прав человека, вместо которой предложил разработать британский закон о правах личности. По его словам, положения этой Конвенции привели к целому ряду негативных явлений в британском обществе, в частности, к решениям суда, которые не позволили депортировать предпола-
гаемых террористов. Кэмерон также негативно высказался и по вопросу предоставления права голосования заключенным.
Учитывая, что 6 июля 2016 г. в Российской Федерации принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» [2], ужесточающий наказание за терроризм и экстремизм и вводящий ответственность за международный террористический акт, опыт Великобритании в этом вопросе, с учетом обеспечения прав человека и его основных свобод, представляется востребованным.
Список литературы:
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.). URL: http://www.espch.ru/content/view/52 (дата обращения: 03.12.2016).
2. О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности: Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-Ф3 // СЗ РФ. 2016. № 28. Ст. 4558.
3. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / под общ. ред. М. В. Ба-глая, Ю. И. Лейбо и Л. М. Энтина. М., 2004.
4. Международные акты о правах человека: сб. документов. М., 1999.
5. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / под ред. З. М. Черни-ловского. М., 1984.
6. Хьюман Райтс Вотч, Всемирный Доклад 2013: Европейский Союз, 31 января 2013. URL: http://www.refworld.org.ru/ docid/53c396074.html (дата обращения: 03.12.2016).
7. Prevention of terrorism Act 2005. Национальный архив законодательства Великобритании. URL: http://www.legislation.gov.uk/ prevention_of_terrorism_act_2005 (дата обращения: 03.12.2016).
8. Terrorism Act 2000. Национальный архив законодательства Великобритании. URL: http://www.legislation.gov.Uk/ukpga/2000/l/ contents. (дата обращения: 03.12.2016).
9. Terrorism Act 2006. Национальный архив законодательства Великобритании. URL: http://www.legislation.gov.Uk/ukpga/2006/l1 (дата обращения: 03.12.2016).
E-mail: irina-mew@mail.ru
110