Научная статья на тему 'Обеспечение пожарной безопасности в образовательных учреждениях. Первичные средства пожаротушения'

Обеспечение пожарной безопасности в образовательных учреждениях. Первичные средства пожаротушения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2330
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поскотина А. А., Юрковец Н. В.

Представлен комплекс рекомендаций по обеспечению безопасности образовательных учреждений всех видов и уровней образования. Рекомендации основаны на методических материалах МЧС, МВД и ФСБ России. Рассмотрены теоретические, правовые и организационные основы, а также технические средства защиты образовательного учреждения от пожара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение пожарной безопасности в образовательных учреждениях. Первичные средства пожаротушения»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

ставляет 19-20 случаев на 100 тыс. человек. По этим печальным показателям, Россия занимает первое место в Европе и одно из первых в мире.

К факторам способствующим суициду относятся:

• неблагополучие семьи;

• проблемы в учебном заведении;

• депрессия;

• аддитивное поведение;

• стресс;

• незрелость личности и определенные черты характера.

Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые.

Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать.

Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог.

Скрытый суицид (косвенное самоубийство) - вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Этот тип поведения, характеризующийся, прежде всего действиями, совершаемыми на высоте аффекта.

Профилактика суицидального поведения подростков:

Во-первых, необходимо назвать основные психологические факторы риска суицидального поведения.

Во-вторых, диагностика психологических факторов риска суицидального поведения (может проводиться при помощи опросников и проективных методов).

В-третьих, профилактика.

На данной стадии также необходимо провести оценку обстоятельств и степени угрозы суицида.

Самоубийства подростков часто связаны с проблемами межличностных отношений. В этих случаях обида партнёра, товарища переносится на самого себя. Внешняя агрессия, направленная на противника, обидчика, трансформируется на внутреннюю агрессию, на себя, чтобы заставить другого почувствовать вину.

Попытка самоубийства - это крик о помощи, желание на самом деле привлечь внимание к своей беде, отчаянию, а иногда попытка оказать давление на окружающих. Попытка самоубийства не всегда обусловлена желанием умереть, а скорее намерением обратить на себя внимание, просьбой о помощи, сострадании.

Суицидальное поведение может быть обусловлено и психическими расстройствами, сопровождающимися галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает совершить самоубийство или убеждает человека в совершенном якобы им злодеянии. В этих случаях для подростков характерны периоды длительного нарушения поведения: депрессия, тревожность, неуравновешенность, беспокойство, навязчивые мысли. Как мы видим, причины суицидального поведения многообразны, но во всех случаях помощь подростку необходима.

© Перфилов Ю. А., 2013

УДК 614.843

А. А. Поскотина Научный руководитель - Н. В. Юрковец Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. ПЕРВИЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ

Представлен комплекс рекомендаций по обеспечению безопасности образовательных учреждений всех видов и уровней образования. Рекомендации основаны на методических материалах МЧС, МВД и ФСБ России. Рассмотрены теоретические, правовые и организационные основы, а также технические средства защиты образовательного учреждения от пожара.

На основании законодательных и иных норматив-ноправовых документов, содержащих требования по пожарной безопасности, исходя из специфики функционирования образовательного учреждения для обеспечения его пожарной безопасности разрабатываются: приказ руководителя образовательного учреждения о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных за пожарную безопасность; инструкция о мерах пожарной безопасности в здании образовательного учреждения и на прилегающей терри-

тории; план действий администрации и персонала в случае пожара в образовательном учреждении. Кроме того, в образовательном учреждении составляется инструкция дежурному администратору по пожарной безопасности, а также памятка о мерах пожарной безопасности в помещениях образовательного учреждения.

В приказе руководителя образовательного учреждения о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных, как правило, отражаются сле-

Секция «Экологияпромышленности»

дующие вопросы: назначается ответственное лицо за пожарную безопасность образовательного учреждения; назначаются ответственные лица за пожарную безопасность в кабинетах, коридорах, рекреациях, залах и других помещениях образовательного учреждения; определяется порядок разработки и представления проекта инструкции о мерах пожарной безопасности в здании образовательного учреждения и на его территории; определяется порядок и проведение инструктажа по правилам пожарной безопасности; назначается нештатная пожарная команда и др.

В инструкции о мерах пожарной безопасности в здании образовательного учреждения и на его территории излагаются следующие требования: порядок содержания территории образовательного учреждения, зданий и помещений; состояние и особенности содержания отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха; требования к использованию электроустановок; состояние и содержание установок пожарной автоматики; требования к оснащению первичными средствами пожаротушения и их содержанию; требования пожарной безопасности для помещений различного назначения (классы химии, физики, труда, информатики и т. д.); требования пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий; порядок действий в случае возникновения пожара.

В плане действий администрации и персонала в случае пожара в образовательном учреждении отражаются необходимые мероприятия и ответственные лица за их выполнение: вызов пожарной команды; порядок эвакуации детей и персонала; организация встречи пожарной команды; порядок отключения системы электроснабжения образовательного учреждения;

организация и тушение пожара нештатной пожарной командой до прибытия пожарных;

порядок сверки списочного состава учащихся с фактическим наличием эвакуируемых из здания детей и др.

Кроме того, в образовательном учреждении ведутся журналы:

регистрации вводного противопожарного инструктажа;

регистрации противопожарного инструктажа на рабочем месте;

учета первичных средств пожаротушения.

Большинство образовательных учреждений снабжены стеновыми пожарными шкафами с пожарными кранами. В каждом шкафу должен находиться пожарный рукав длиной 10, 15 или 20 метров, ствол, две кнопки, задвижка с вентилем.

Одним из эффективных средств тушения небольшого по площади пожара являются ручные огнетушители. В зависимости от используемого огнегасящего материала они бывают: пенными, углекислыми, порошковыми.

Принцип их действия основан на химической реакции компонентов огнетушителя, образовании и выделении огнетушащего вещества.

Образовательные учреждения должны быть оснащены первичными средствами пожаротушения независимо от оборудования зданий и помещений установками пожаротушения и пожарными кранами.

Ручные огнетушители должны размещаться согласно требованиям ГОСТ 12.4.009-83: путем навески на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя; путем установки в пожарные шкафы совместно с пожарными кранами, в специальные тумбы или на пожарные стенды.

Огнетушитель должен устанавливаться таким образом, чтобы был виден имеющийся на его корпусе текст инструкции по использованию. Конструкции и внешнее оформление тумб и шкафов для размещения огнетушителей должны позволять визуально определить тип установленных в них огнетушителей.

Огнетушители должны размещаться в легкодоступных местах, где исключено повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей и атмосферных осадков, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов.

При размещении огнетушителей не должны ухудшаться условия эвакуации людей.

На период перезарядки и технического обслуживания огнетушителей, связанного с их ремонтом, взамен должны быть установлены огнетушители из резервного фонда.

Повседневный контроль за сохранностью, содержанием и постоянной готовностью к действию первичных средств пожаротушения осуществляется лицами, назначенными приказом руководителя детского учреждения.

© Поскотина А. А., 2013

УДК 159.9.07

К. А. Проценко Научный руководитель - Н. В. Юрковец Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Дана оценка поведения человека в чрезвычайных ситуациях и представлены рекомендации по выживанию людей в чрезвычайных ситуациях.

Несчастье приходит к людям нежданно-негаданно, приятии, заражение территории радиоактивными ве-внезапно: пожар, ураган, наводнение, взрыв на пред- ществами, разлив и испарение различных ядов, до-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.