Международное право и международные организации / International Law and International Organizations
Правильная ссылка на статью:
Ахмадова М.А. — Обеспечение охраны прав на интеллектуальную собственность, созданную при осуществлении совместной деятельности в рамках двусторонних соглашений России о научно-техническом сотрудничестве со странами БРИКС // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. - 2019. - № 3. DOI: 10.7256/2454-0633.2019.3.30742 URL: https;//nbpubMLcomlbmy_read_artide.php?id=30742
Обеспечение охраны прав на интеллектуальную собственность, созданную при осуществлении совместной деятельности в рамках двусторонних соглашений России о научно-техническом сотрудничестве со странами БРИКС
Ахмадова Марьям Абдурахмановна
кандидат юридических наук
119607, Россия, г. Москва, ул. Мичуринский Проспект, 29/3, кв. 17 И [email protected]
Статья из рубрики "Региональные объединения и союзы"
Аннотация.
Предметом исследования в настоящей статье выступают международные акты в сфере научно-технического сотрудничества стран БРИКС - двусторонние соглашения между Правительствами России и Бразилии 2007 г., России и Индии 1994 г., России и Китая 1992 г., России и ЮАР 2014 г. и др., касающейся защиты и охраны прав интеллектуальной собственности. В фокусе авторского внимания находятся проблемные моменты правового регулирования "предшествующей" и "создаваемой" в рамках этих актов интеллектуальной собственности, в том числе вопросы урегулирования разногласий между сторонами, порядка распределения прав на служебные разработки и вознаграждений за них, структуры и содержания отдельных контрактов, заключаемых в соответствии с исследуемыми соглашениями и др. При исследовании использовались такие методы научного познания, как: общенаучный диалектический, сравнительно-правовой анализ. Одновременно автор исходит из субъективно-объективной заданности процессов и явлений, и их взаимосвязанности. Новизна исследования заключается в постановке проблемы, подходах к ее исследованию. Автор приходит к выводу о достаточной проработанности двусторонних соглашений между Россией, Индией и Китаем, что рассматривается в качестве важнейшего фактора развития дальнейшего сотрудничества в этой области с целью обеспечения модернизации экономики этих стран на инновационной основе. Вместе с тем сотрудничество с Бразилией и ЮАР слабо развито и по этой причине руководством этих стран не предпринимаются меры по разработке и подписанию межправительственного протокола к Соглашению между Россией и Бразилией, призванного регламентировать, в первую очередь, вопросы правовой охраны интеллектуальной собственности, что является фактором, тормозящим развитие сотрудничества.
Ключевые слова: урегулирование споров, предшествующая интеллектуальная собственность, биотехнологии, охрана интеллектуальной собственности, авторское
право, научно-техническое сотрудничество, интеллектуальная собственность, БРИКС, мега-проект NICA, двусторонний договор
DOI:
10.7256/2454-0633.2019.3.30742
Дата направления в редакцию:
08-09-2019
Дата рецензирования:
11-09-2019
Дата публикации:
12-09-2019
Статья подготовлена в ходе работы по гранту РФФИ 2018 г. на тему «Научная информация в орбите содержания, форм и проблем охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности (сравнение на примере стран БРИКС)» (проект 18-2915030 мк, грантополучатель и научн. рук. - д.ю.н., проф. Беликова К.М.)
Развитие современных государств (не является исключением и Россия Ш) происходит под эгидой формирования инновационного общества, где экономика базируется преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. По этой причине в последние десятилетия наблюдается углубление производственно-технологических связей между странами, что наилучшим образом иллюстрируется многочисленными совместными проектами в приоритетных отраслях науки и технологий (напр., биотехнологии, нанотехнологии и пр.).
В свою очередь интеграционные процессы в рамках БРИКС также характеризуются углублением сотрудничества в научно-технической сфере, что в долгосрочной перспективе нацелено на обеспечение модернизации экономик этих стран. Достижение такой цели не представляется возможным при отсутствии эффективной нормативно-правовой базы, призванной не только регулировать обозначенную сферу сотрудничества, но и главным образом обеспечивать охрану и защиту объектов интеллектуальной деятельности, включая вопросы, связанные с патентованием, авторскими правами, защитой промышленных образцов и пр.
Как известно, правовая база нормативно-правового регулирования интеллектуальной собственности включает в себя две составляющие, а именно: национальное законодательство и систему международных соглашений. Последние по кругу участников соглашения можно классифицировать на многосторонние (универсальные),
региональные и двусторонние международные договоры В вопросе правовой охраны интеллектуальной собственности международные соглашения играют крайне важную роль, поскольку в «отличии от собственности в материальном смысле права интеллектуальной собственности имеют исключительно территориальный характер» ^^ таким образом, охрана этих прав предоставляется только на территории того
государства, где она испрашивается и предоставляется по закону данного государства. Территориальный характер прав интеллектуальной собственности можно преодолеть посредством заключения международных соглашений.
При этом если многосторонние соглашения, как справедливо отмечают в юридической доктрине, «направлены на регламентирование общих для стран участниц вопросов» в исследуемой сфере, то двусторонние соглашения представляются наиболее эффективным инструментом правового воздействия на определённые правоотношения,
позволяющие «гибко подойти к регулированию обозначенных вопросов» учитывая на взаимной основе особенности национальных правопорядков договаривающихся стран. Следует также отметить, что конкретные меры, обеспечивающие выполнение положений двусторонних соглашений, фиксируются в форме протокола, который является неотъемлемой частью соответствующего договора. Далее, в рамках настоящего исследования, через призму изложенного детально изучим договорно-правовую основу двусторонних отношений стран БРИКС в сфере интеллектуальной собственности.
Так, подобный подход позволил установить, что договорно-правовая база сотрудничества между странами БРИКС заложена и представлена следующими межправительственными соглашениями:
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Индии о научно-техническом сотрудничестве от 30 июня 1994 г. (далее -Соглашение между Россией и Индией). В декабре 2002 г. стороны к поименованному Соглашению между Россией и Индией подписали Межправительственный протокол об охране и использовании прав на интеллектуальную собственность [7], который является правовой основой для передачи высоких технологий между партнерами.
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о научно-техническом сотрудничестве от 18 декабря 1992 г. (далее - Соглашение между Россией и Китаем). В феврале 1999 г. стороны к поименованному Соглашению между Россией и Китаем также подписали Межправительственный протокол о принципах охраны и распределения прав на интеллектуальную собственность
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством ЮжноАфриканской Республики о научно-техническом сотрудничестве (вместе с приложением «Интеллектуальная собственность и конфиденциальная информация») от 14 октября 2014 г. (далее - Соглашение между Россией и ЮАР).
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о научно-техническом сотрудничестве от 21 ноября 1997 г. (далее - Соглашение между Россией и Бразилией).
Непосредственный детальный анализ двусторонних соглашений стран БРИКС в сфере научно-технического сотрудничества позволил выявить и сформулировать следующие их общие черты и особенности по вопросу регламентирования охраны и защиты объектов интеллектуальной деятельности.
Так, во-первых , во всех поименованных межправительственных договорах и протоколах к ним, за исключением Соглашения между Россией и Бразилией, содержатся положения, разграничивающую интеллектуальную собственность на «предшествующую» и «создаваемую интеллектуальную собственность» (напр., ст. 2 Межправительственного
протокола об охране и использовании прав на интеллектуальную собственность (к Соглашению между Россией и Индией)). При этом как вполне логично следует из наименования этих дефиниций под «предшествующей» понимается интеллектуальная собственность, созданная вне рамок совместного научного сотрудничества, которая используется для осуществления совместной деятельности, а «создаваемая интеллектуальная собственность» представляет собой результат такого сотрудничества.
Такое разграничение необходимо для определения разного правового режима. Например, согласно ч. 2 ст. 4 Межправительственного протокола о принципах охраны и распределения прав на интеллектуальную собственность (к Соглашению между Россией и Китаем) использование предшествующей интеллектуальной собственности не представляется возможным до совершения действий, призванных обеспечить ее правовую охрану (напр., заключение лицензионного соглашения пр.).
В свою очередь, права на совместную интеллектуальную собственность распределяются в зависимости от ряда факторов, в том числе «финансовый, научный, технологический и иной вклад» участника осуществления совместной научно-технической деятельности (п. 3 ст. 6 Межправительственного протокола об охране и использовании прав на интеллектуальную собственность).
Иной подход к формулировке положения, затрагивающего вопросы распределение прав на совместную интеллектуальную собственность отражен в Соглашении между Россией и ЮАР. Так, согласно п. 3 ст. 3 Приложения «Интеллектуальная собственность и конфиденциальная информация» (к Соглашению между Россией и ЮАР) распределение создаваемой интеллектуальной собственности необходимо осуществлять в соответствии с рядом принципов, а именно: принципа надлежащей охраны объектов интеллектуальной собственности, полученных или используемых в рамках научно-технического сотрудничества; принципа фиксации факта совместного создания объекта интеллектуальной собственности; принципа недискриминационного обращения с участниками; принципа должного учета вклада каждой из сторон и пр.
Во-вторых , во всех рассматриваемых двусторонних соглашениях и межправительственных протоколах к ним закрепляется обязательство договаривающихся стран обеспечивать охрану и реализацию прав, в том числе авторских, на создаваемую в рамках совместной детальности интеллектуальной собственности в соответствии с национальным законодательством договаривающихся стран и международных соглашений (напр., Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.), в которых этих страны участвуют (напр. , п. 1 ст. 5 Соглашение между Россией и Бразилией; ст. 6 Соглашение между Россией и Индией; ст. 6 Межправительственный протокол о принципах охраны и распределения прав на интеллектуальную собственность и пр.).
Следует также обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 6 Межправительственного протокола об охране и использовании прав на интеллектуальную собственность в процессе осуществления российско-индийского научного сотрудничества сторонами разрабатывается специальный «план оценки и использования результатов интеллектуальной деятельности », который является неотъемлемой частью основного соглашения между такими участниками сотрудничества. Указанный план позволяет строго определять объем и вид использования предшествующей интеллектуальной собственности, условия и порядок осуществления охранных прав на результаты совместной научной деятельности, как на территории договаривающихся стран, так и на территории третьих стран, порядок лицензирования и
передачи результатов научного сотрудничества и пр. В этой связи профессор М.В. Шугуров справедливо отмечает, что составление таких планов в соответствии с положениями двусторонних соглашений в исследуемой сфере следует отнести к «дополнительному аргументу в пользу придания особой значимости вопросам охраны
прав на объекты интеллектуальной собственности» П^!. Следовательно, отсутствие в остальных двусторонних соглашениях России со странами БРИКС и межправительственных протоколах к ним положения о создании «плана оценки и использования результатов интеллектуальной деятельности » следует отнести к очевидному недостатку этих правовых актов.
В-третьих , соглашениями определяются, за исключением Соглашения между Россией и Бразилией, профильные министерства (департаменты) по вопросам науки и технологий договаривающихся стран, которые призваны обеспечить координацию и оценку совместной научной деятельности (напр., ст. 6 Соглашения между Россией и Китаем). В свою очередь, органы власти, избранные в качестве регуляторов выполнения данных соглашений, формируют по общему правилу совместные комиссии (рабочие группы) для координации своей деятельности по вопросам развития научно-технического сотрудничества между странами. При этом в соглашениях с ЮАР и Бразилией раскрываются задачи таких совместных комиссий (напр., определение приоритетных направлений сотрудничества и пр.), которые отчасти отличаются. Так, совместная комиссия, создаваемая в рамках Соглашения России и ЮАР, уполномочена разрешать разногласия, возникающие между договаривающимися странами в рамках реализации такого сотрудничества (п. 2 ст. 11).
Отличается от проанализированных договоров механизм создания совместной рабочей группы, заложенный в Соглашении между Россией и Индией. Во-первых, не раскрываются задачи для выполнения которых данный орган создается, а, во-вторых, Российско-Индийская рабочая группа по научно-техническому сотрудничеству наделяется правом создавать совместный комитет, призванный рассматривать вопросы охраны и использования интеллектуальной собственности в соответствии с рядом положений, например: а) договаривающиеся страны обязуются на взаимной основе осуществлять охрану интеллектуальной собственности в рамках своего национального законодательства; б) для иностранных физических и юридических лиц из стран-партнёров предоставляется «национальный режим» и пр. К сожалению, автору не удалось найти информацию о работе данного совместного комитета в источниках открытого доступа, поэтому можно предположить, что данный комитет совместной рабочей группой так и не был создан.
В-четвертых , обращаясь к вопросу о способах регулирования разногласий, которые неизбежно возникают при осуществлении совместной научной деятельности, равно как и любой другой, - безусловно, в первую очередь, речь идет о спорах, возникающих при распределении прав на объекты интеллектуальной собственности, интересен механизм их урегулирования во всех двусторонних соглашениях и межправительственных протоколах к ним (за исключением Соглашения между Россией и Бразилией, которое не содержит положений, посвященных вопросам урегулирования споров между сторонами), поскольку заложенные в них подходы отличаются друг от друга.
Межправительственный протокол об охране и использовании прав на интеллектуальную собственность (к Соглашению между Россией и Индией) регламентирует, что все разногласия по вопросам распределения прав на совместно созданную интеллектуальную собственность должны разрешаться полюбовно, посредством
проведения совместных консультаций и переговоров (ст. 10). В том случае если преодолеть возникшие разногласия таким путем не удалось, то стороны передают спор на рассмотрение профильных органов государственной власти (напр., Департамент науки и технологий Республики Индии) договаривающихся стран, которые согласно двустороннему соглашению между странами (ст. 5) призваны обеспечить координацию и оценку совместной научной деятельности.
Согласно ст. 6 Приложения «Интеллектуальная собственность и конфиденциальная информация» (к Соглашению между Россией и ЮАР) в случае если указанной категории споры не были разрешены путем проведения переговоров, то они передаются для разрешения в Совместную комиссию по научно-техническому сотрудничеству, создаваемую в соответствии со ст. 11 Соглашения между Россией и ЮАР.
Наиболее прогрессивным, на наш взгляд, представляется подход к урегулированию разногласий, отраженный в Межправительственном протоколе о принципах охраны и распределения прав на интеллектуальную собственность (к Соглашению между Россией и Китаем). Согласно ст. 11 поименованного межправительственного протокола участники совместной научной деятельности должны попытаться, по общему правилу, урегулировать конфликт посредством проведения переговоров, при неэффективности обращения к этому инструменту участники могут передать спор на рассмотрение профильных органов государственной власти, определенных двусторонним соглашением, а также стороны могут разрешить спор любым иным способом, предусмотренным в соглашении между конкретными участниками совместного научного проекта, в том числе путем обращения в арбитражный суд.
И, наконец, в-пятых , результат интеллектуальной деятельности, получаемый в рамках совместной научной деятельности разных организаций и групп-ученых является непосредственно трудом физических лиц (исследователей, конструкторов, ученых и пр.), которые с учетом внесенного ими вклада обладают правом на долю любого платежа, причитающегося принимающей организации за лицензирование интеллектуальной собственности. В этой связи поименованные соглашения и межправительственные протоколы к ним (за исключением Соглашения между Россией и Бразилией) достаточно подробно ра скрыв а ют по ря до к ра с пр е д е л е ния пра в на с луж е бные ра з р а б о тки и вознаграждений за них. Так, например, согласно ст. 7 Межправительственного протокола о принципах охраны и распределения прав на интеллектуальную собственность в контрактах, заключаемых в соответствии с положениями Соглашения между Россией и Китаем, выплата вознаграждений изобретателям и автором осуществляется участником, который при распределении прав на создаваемую интеллектуальную собственность получил право на ее коммерческое использование. При этом вознаграждение выплачивается в соответствии с правилами внутреннего регулирования принимающей организации, которые распространяются как на отечественных исследователей, так и на иностранных.
Кроме того, результатом совместной деятельности ученых и изобретателей могут быть и научные труды (статьи, книги и пр.) на которые распространяются нормы авторского права в соответствии с национальным законодательством сторон и потому данный вопрос также получил должное раскрытие в текстах исследуемых документов (напр., ст. 4 Приложения «Интеллектуальная собственность и конфиденциальная информация» к Соглашению между Россией и ЮАР).
Все обозначенные положения двусторонних соглашений касательно интеллектуальной собственности и распределения прав на такие объекты будут детализироваться в
отдельных соглашениях (контрактах), которые заключаются между непосредственными участниками совместных научно-технических проектов, изъявивших приверженность целям поименованных двусторонних соглашений. Потенциальные участники совместных проектов уведомляют о проектах договоров профильные органы государственной власти, призванные обеспечить координацию и оценку совместной научной-технической деятельности (напр., ст. 3 Межправительственного протокола о принципах охраны и распределения прав на интеллектуальную собственность (к Соглашению между Россией и Китаем)). Такие соглашения должны охватывать широкий круг вопросов, касающиеся, в том числе разграничения объектов интеллектуальной собственности на «предшествующую» и «создаваемую», форм сотрудничества, условий выполнения программ сотрудничества и их финансирования и пр. (напр., ст. 6 Соглашения между Россией и ЮАР).
В качестве примера можно привести Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве по программе создания гражданского перспективного тяжелого вертолета от 25 июня 2016
г . -t13! (далее - Соглашение). На основании данного соглашения еще должен быть заключен контракт между уполномоченными организациями (с российской стороны -«Вертолеты России», с китайской стороны - «Авикоптер» (AVICOPTER). Предполагалось, что подписание контракта по созданию российско-китайского тяжелого вертолета
(Advanced Heavy Lifter - AHL) должно было состояться в первой половине 2019 года^141, однако до сих пор контракт остается не подписанным. По этому вопросу индустриальный директор авиационного кластера государственной корпорации «Ростех» Анатолий Сердюков заявил, что «проект контракта уже согласован сторонами и документы проходят сейчас процедуру согласования в высших государственных органах Китая»
При этом в рамках указанного Соглашения китайская уполномоченная организация осуществляет полное финансирование проекта и его реализацию на территории Китая вплоть до серийного производства и продвижения вертолета на рынок. В свою очередь отечественная компания инвестирует в проект технологии, а также берет на себя обязательство разработать техническое предложение и выполнить поставку отдельных систем, которые на территории Китая не производятся (с. 4 Соглашения). В Соглашении дается прямая ссылка на двустороннее соглашение между КНР и Россией в части определения, что порядок обращения с предшествующей и создаваемой интеллектуальной собственностью регламентируется в соответствии с Межправительственным протоколом о принципах охраны и распределения прав на интеллектуальную собственность (к Соглашению между Россией и Китаем).
Кроме того, новый импульс научно-техническому сотрудничеству между Китаем и Россией дает итог XI заседания в Москве в апреле текущего года Российско-Китайской рабочей группы по высоким технологиям и инновациям. В рамках заседания этой рабочей группы партнёрами был выдвинут ряд перспективных инициатив, а именно:
- «российской стороной было предложено китайским партнерам принять участие в
реализации проекта «Комплекс NICA»^161, реализуемого на базе Объединенного института ядерных исследований (г. Дубна). На данный момент для установления научных направлений такого сотрудничества в этом проекте уже работают совместные группы экспертов, а также ведется работа по подготовке и согласовании «Соглашения об участии Китая в мега-проекте NICA и о совместной реализации и долевом финансировании научного мега-проекта NICA»;
- стороны достигли взаимопонимания о необходимости разработки «Дорожной карты российско-китайского научно-технического сотрудничества» в которую будут включены положения о сотрудничестве в области совместных конкурсов, реализации проектов мегасайенс, развития исследовательской инфраструктуры, привлечения молодых ученых к совместным исследованиям и пр.» J17!.
Рассмотренная договорно-правовая база сотрудничества между странами БРИКС в сфере науки и техники, проработанность двусторонних соглашений, в том числе в части вопросов правовой охраны объектов интеллектуальной деятельности, позволяет заключить, что на сегодняшний день наиболее активное сотрудничество в этой области наблюдается между Россией, Индией и Китаем. Об этом свидетельствует (в отношении Индии, например) наличие Комплексной долгосрочной программы сотрудничества в области науки, техники и инноваций между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Индии (г. Нью-Дели, 21 декабря 2010 г.)^18!, которой определяются приоритетные для обеих стран области на 10 лет (напр., лазерная наука и техника, биомедицинские науки и технологии и пр.).
В то же время сотрудничество с Бразилией и ЮАР в этой области слабо развито. Представляется, что по этой причине не предпринимаются меры по разработке и подписанию межправительственного протокола к Соглашению между Россией и Бразилией, призванного регламентировать, в первую очередь, вопросы правовой охраны интеллектуальной собственности.
Кроме того, можно сделать вывод о том, что вопросы охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной деятельности, разработанные в рамках совместных научно-технических проектов, на двусторонней основе достаточно регламентированы в отношении не только Китая, Индии, но и ЮАР, что, безусловно, является предпосылкой и стимулом для углубления такого сотрудничества между нашими странами.
Библиография
1. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 N 1)) // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 21.08.2019).
2. Лухмановна С. Н. Система международно-правовых соглашений в области защиты интеллектуальной собственности // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения.-2010.-С. 177-182.
3. Международное частное право: Учебник. (под ред. Р.А. Курбанова, А.С. Лалетиной). М.: Проспект, 2015.-С. 78 (216 с.).
4. Новик К. В. Двусторонние соглашения стран БРИКС в сфере интеллектуальной собственности // Международный научно-исследовательский журнал. — 2019. — № 4 (82) Часть 2. — С. 153—155. — URL: https://research-journal.org/law/dvustoronnie-soglasheniya-stran-briks-v-sfere-intellektualnoj-sobstvennosti/ (дата обращения: 16.08.2019). DOI: 10.23670/IRJ.2019.82.4.059.
5. Усольцева С.В. Международная система нормативно-правового регулирования интеллектуальной собственности. // Сибирский Юридический Вестник.-1999.-№ 2.-С. 145.
6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о научно-техническом сотрудничестве (Заключено в г. Москве 30.06.1994) // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 21.08.2019).
7. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии об охране и использовании прав на интеллектуальную собственность к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о научно-техническом сотрудничестве от 30 июня 1994 г. (Подписан в г. Нью-Дели 04.12.2002) // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 21.08.2019).
8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о научно-техническом сотрудничестве (Заключено в г. Пекине 18.12.1992) // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 21.08.2019).
9. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о принципах охраны и распределения прав на интеллектуальную собственность к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о научно-техническом сотрудничестве от 18 декабря 1992 года (Подписан в г. Москве 25.02.1999) // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 21.08.2019).
10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о научно-техническом сотрудничестве (Вместе с приложением «Интеллектуальная собственность и конфиденциальная информация») (Заключено в г. Москве 14.10.2014) // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 21.08.2019).
11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о научно-техническом сотрудничестве (Заключено в г. Бразилиа 21.11.1997) // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 21.08.2019).
12. Шугуров М.В. Охрана и защита прав ИС по двухсторонним соглашениям государств-членов ЕАЭС в научно-технической сфере // Интеллектуальная собственность.-2016.-№ 8.-С. 61-72.
13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве по программе создания гражданского перспективного тяжелого вертолета (Заключено в г. Пекине 25.06.2016) // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 04.09.2019 г.).
14. «Вертолеты России» подпишут контракт по российско-китайскому вертолету до середины 2019 года. URL: http://www.ato.ru/content/vertolety-rossii-podpishut-kontrakt-po-rossiysko-kitayskomu-vertoletu-do-serediny-2019-goda (дата обращения: 04.09.2019 г.).
15. Россия и Китай согласовали контракт на создание тяжелого вертолета. URL: https://ria.ru/20190905/1558325188.html (дата обращения: 04.09.2019 г.).
16. NICA (Nuclotron based Ion Collider fAcility) - это новый ускорительный комплекс, который создаётся на базе Объединённого института ядерных исследований (Дубна, Россия) с целью изучения свойств плотной барионной материи.
17. Трубников Г. Совместные проекты и программы России и Китая в области научно-образовательного сотрудничества - это важная часть стратегического партнерства наших государств. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/? id_4=1229 (дата обращения: 04.09.2019 г.).
18. Комплексная долгосрочная программа сотрудничества в области науки, техники и инноваций между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии. (Принята в г. Нью-Дели 21.12.2010) // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 04.09.2019 г.).