УДК 338.4
обеспечение национальной безопасности развития России и модернизация системы размещения государственных заказов на подготовку специалистов в регионах России
О. Н. мИТИНА, аспирант кафедры
государственного управления и финансов E-mail: mitina@adm. orel. ru
Орловский государственный технический университет
Рассматриваются инновационно-образовательные процессы в регионе, анализируется использование государственного заказа на подготовку специалистов. Предлагаются пути модернизации системы государственного заказа на подготовку специалистов посредством создания модели проведения конкурсных процедур на основе принципов замкнутого цикла комплексной федеральной контрактной системы, выступающей как одно из направлений совершенствования в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
Ключевые слова: государственные закупки, государственный заказ, национальная безопасность, конкурс, федеральная контрактная система, государственный заказчик,уполномоченный орган, государственный контракт, инновационно-образовательные процессы.
Современные условия развития экономики России, обеспечение национальной безопасности в глобальном рыночном пространстве диктуют необходимость своевременного реагирования образовательной системы на модернизационные и технологические обновления. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» одним из главных приоритетов в среднесрочной перспективе была определена технологическая безопасность. В этих целях проводится дальнейшее совершенствование
государственной инновационной и промышленной политики, определены в качестве безусловного приоритета инновационного развития национальной экономики фундаментальная и прикладная наука, образование, совершенствуется федеральная контрактная система и система государственного заказа на подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров, развивается государственно-частное партнерство в сфере науки и технологий, создаются условия для интеграции науки, образования и промышленности, проводятся системные исследования в интересах решения стратегических задач национальной обороны, государственной и общественной безопасности, а также устойчивого развития страны [3]. Именно поэтому инновационно-образовательные процессы в регионах для обеспечения конкурентных преимуществ экономики России должны стать ключевым базисом развития системы образования. В этой связи качественная подготовка инновационно-активных специалистов во многом зависит от степени соответствия образовательных учреждений тем организационным, методическим, научным и квалификационным требованиям, которые должны определять их инновационную привлекательность. Поэтому государственное задание на подготовку специалистов в регионах должно распределяться
между теми высшими учебными заведениями, которые в большей мере отвечают современным требованиям к качеству предоставляемых образовательных услуг. Кроме того, необходимо решить ряд проблем, возникающих в системе подготовки кадров, а именно: 1) несоответствие потребностей рынка труда и предложений рынка образовательных услуг; 2) переизбыток одних специалистов и дефицит других; 3) недостаточно качественная подготовка специалистов по востребованным на рынке труда специальностям и др.
Для решения поставленной задачи, а также в целях эффективности расходования бюджетных средств предлагается в качестве инструмента распределения государственного заказа на подготовку специалистов проведение конкурсной процедуры на оказание данной услуги в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [1]. Процесс проведения конкурса является взаимодополняющим элементом системы государственного заказа региона на подготовку специалистов. Необходимо создать замкнутый цикл государственных закупок, включающий в себя следующие этапы.
1. Составление плана-графика размещения заказов региона, представляющего собой совокупность реестров нужд государственных заказчиков.
2. Процесс размещения государственного заказа.
3. Контроль и мониторинг исполнения государственных контрактов.
Данный принцип соответствует нормам комплексной федеральной контрактной системы. Формирование комплексной федеральной контрактной системы в РФ регламентировано следующими нормативными правовыми актами:
> Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010—2011 годы» определены основные направления реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, в частности «создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям соответствующего бюджета» [2];
> распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р (в ред. от 12.11.2010) «Об утвержде-
76 -
нии Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» определены этапы формирования комплексной федеральной контрактной системы в Российской Федерации [4]. Целью федеральной контрактной системы является реализация единого цикла формирования, размещения государственного заказа и исполнения государственных контрактов, который позволяет обеспечить выполнение публичных обязательств государства, адекватное потребностям государства качество поставляемых товаров, работ и услуг, эффективное использование ресурсов, надежное управление технологическими и экономическими рисками, существенное снижение коррупции в государственном секторе. Сфера регулирования в рамках федеральной контрактной системы охватывает стадию формирование госзаказа, стадию размещения госзаказа и стадию исполнения.
Реализацию принципов федеральной контрактной системы в части размещения государственного заказа на подготовку специалистов в регионе можно проследить на примере Орловской области. В области созданы все необходимые условия для практической апробации элементов федеральной контрактной системы. В 2009 г. в Департаменте экономики Орловской области создано и функционирует Управление государственных закупок (уполномоченный орган на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг), организационная структура которого представлена тремя отделами:
1) отдел мониторинга, анализа и информационного обеспечения;
2) отдел организации государственного заказа;
3) отдел экспертизы государственных контрактов.
В целях обеспечения инновационной направленности государственных закупок в сфере подготовки квалифицированных специалистов предлагается следующая модель реализации принципов федеральной контрактной системы в Орловской области (см. рисунок).
В отделе мониторинга, анализа и информационного обеспечения осуществляется первый этап функционирования системы государственного заказа на подготовку специалистов — прогнозирование и планирование государственных нужд в подготовке квалифицированных специалистов. Ресурсной базой для формирования данной информации является предоставляемый в Управление государственных закупок реестр нужд государс-
План-график размещения заказа
Конкурс
Отдел мониторинга, анализа и информационного обеспечения
Прогнозирование и планирование обеспечения государственных нувд в подготовке специалистов
Государственные заказчики Орловской области
к к 1
Государственный контракт
Отдел организации государственного заказа
Размещение государственного заказа на подготовку специалистов
Отдел экспертизы государственных контрактов
Мониторинг и контроль за исполнением государственного контракта на подготовку специалистов
Управление государственных закупок Орловской области
Механизм размещения государственного заказа на подготовку специалистов в регионе (на примере Орловской области)
твенного заказчика, в данном случае в качестве государственного заказчика выступает Департамент образования, культуры и спорта Орловской области. Для проведения качественного прогноза по формированию реестра нужд необходимо использовать взаимосвязанный спектр методов региональной комплексной системы потребностей в специалистах, включающий следующие подсистемы:
1) подсистему корреляционно-регрессионных методов прогнозирования потребностей в специалистах;
2) подсистему прогнозирования потребностей в специалистах на базе модифицированного метода межотраслевого баланса;
3) подсистему методов экспертного прогнозирования потребностей в новых инновационных специальностях, по которым отсутствуют ретроспективные данные;
4) подсистему методов прогнозирования потребностей, основанную на данных комплексных программ социально-экономического развития регионов.
Второй этап должен проходить в отделе организации государственного заказа. Здесь должен реализовываться процесс размещения государственного заказа на подготовку специалистов по средствам проведения процедуры конкурса. Государственный заказчик в лице Департамента
образования, культуры и спорта направляет в уполномоченный орган (Управление государственных закупок) заявку на размещение государственного заказа, включающую техническое задание и проект государственного контракта. В техническом задании должны быть отражены все необходимые требования к участникам размещения заказа (высшим учебным заведениям различных регионов России), определяющие в конечном итоге победителя конкурса. Как неотъемлемый элемент федеральной контрактной системы должна быть разработана и утверждена форма типового государственного контракта на подготовку специалистов в регионе. На основании полученной заявки отдел организации государственного заказа формирует конкурсную документацию, извещение на проведение конкурса, утверждает конкурсную комиссию, опубликовывает информацию на официальном сайте, проводит процедуру рассмотрения и сопоставления заявок от участников конкурса, формирует соответствующие протоколы и также опубликовывает их на сайте. По результатам проведения конкурсной процедуры заключается государственный контракт на подготовку специалистов.
На третьем этапе отделом экспертизы государственных контрактов проводится мониторинг и контроль за качественным исполнением государственного контракта. В отделе подготавливаются отчетные материалы, включающие сведения, которые позволяют оценить соответствие показателей и итогов выполнения государственного контракта на подготовку специалистов основным показателям прогнозов выполнения данной услуги для государственных нужд.
Таким образом, формируется замкнутый цикл по размещению государственного заказа на подготовку специалистов в регионе, включающий в себя поэтапное распределение процесса функционирования комплексной федеральной контрактной системы. Реализация данной методики позволит: 1) повысить конкуренцию между образовательными учреждениями различных регионов
77
России, что способствует развитию образовательной среды;
2) осуществить модернизацию государственного заказа;
3) применить инновационные способы и технологии в обеспечении государственных нужд;
4) организовать на постоянной основе мониторинг эффективности бюджетных расходов.
Комплексная федеральная контрактная система, являющаяся самостоятельным субъектом права, нуждается в системной правовой регламентации. Поэтому необходимо разработать соответствующую нормативную правовую базу. Применение принципов федеральной контрактной системы к размещению государственного заказа на подготовку специалистов позволит реализовать нормы Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года в части формирования системы научного и технологического прогнозирования и реализации научных и технологических приоритетов, усиления интеграции науки, образования и производства, а также повышения
уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования [3].
Список литературы
1. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ.
2. О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010—2011 годы: Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460.
3. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537.
4. Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года: распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 №1101-р (в ред. от 12.11.2010).