УДК 621.372.8 Митичкин А.К., Шаталов В.Г.
Митичкин А.К.
магистрант кафедры сетей и систем связи Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики (г. Самара, Россия)
Шаталов В.Г.
канд. техн. наук, доцент кафедры сетей и систем связи Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики (г. Самара, Россия)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ВОЛС МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ ПРИ ИХ ПРОЕКТИРОВАНИИ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Аннотация: в работе рассмотрены особенности обеспечения надежности технологических волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) магистральных нефтепроводов на стадиях планирования и строительства.
Ключевые слова: ВОЛС, волоконно-оптический кабель, проектирование, монтажные работы, надежность.
Технологические ВОЛС магистральных нефтепроводов, являясь одним из основных элементов технологических сетей связи трубопроводного транспорта, во многом обеспечивают безопасность и эффективность процесса транспортировки нефти и нефтепродуктов. Поэтому обеспечение надежности работы технологических ВОЛС является основной задачей эксплуатационных предприятий компании «Связьтранснефть».
Надежность технологических ВОЛС магистральных нефтепроводов обеспечивается практически на всех этапах их жизненного цикла. Основы надежности будущей ВОЛС начинают закладываться заказчиком проекта на стадии формирования технического задания и затем создаются подрядными организациями в процессе выполнения работ по проектированию и строительству ВОЛС.
Проектировщикам при обосновании выбора проектных технических решений нужно сразу исходить из того, какие показатели надежности (обычно ориентируются на основной показатель - коэффициент готовности) должны иметь проектируемые ВОЛС после завершения стадии их строительства и ввода в дальнейшую техническую эксплуатацию.
Для обеспечения высоких показателей надежности проектируемых ВОЛС особое внимание необходимо уделить вопросам их резервирования. Резервирование ВОЛС является наиболее радикальным и эффективным путем повышения их надежности.
При резервировании ВОЛС необходимо уделять внимание различным аспектам, оказывающим влияние на итоговые показатели надежности ВОЛС:
- планированию резервных маршрутов прокладки оптического кабеля или взаимному обмену оптическими волокнами с другими операторами связи,
- обеспечению резервирования активного телекоммуникационного оборудования,
- обеспечению резервирования систем электропитания телекоммуникационного оборудования.
При проектировании и строительстве таких важных объектов инфраструктуры, какими являются технологические ВОЛС магистральных нефтепроводов приоритет должен отдаваться не экономии средств, а именно выбору и реализации качественных проектных технических решений, обеспечению требуемых параметров надежности и строгому соблюдению требований нормативных документов.
Одним из аспектов обеспечения надежности ВОЛС является своевременная забота о состоянии и параметрах оптического линейного тракта регенерационных участков будущей ВОЛС. Обычно оптическое волокно поступает на кабельный завод на катушках длиной по 50 км. Вся длина оптического волокна на катушке вытягивается из одной преформы (заготовки) и является высокооднородной. В модуль оптического кабеля укладывается несколько разноцветных оптических волокон с нескольких катушек. Таким образом, строительные длины партии оптического кабеля, изготовленные последовательно, содержат разноцветные оптические волокна, каждое из одной «своей» катушки. При сварке этих оптических волокон качество сварных соединений будет высоким, а потери на них будут минимальными (нужно напомнить, что величина потерь на сварном соединении оптических волокон нормируется и не должна превышать 0,1 дБ). В период подготовки к прокладке оптического кабеля рекомендуется провести группирование его строительных длин. Для этого на кабельной площадке нужно сгруппировать строительные длины поступившего оптического кабеля по номерам кабельных барабанов. Далее нужно обеспечить контроль соблюдения последовательности их погрузки и вывоза на трассу ВОЛС, а также обеспечить строгую последовательность прокладки строительных длин согласно следующих друг за другом номеров кабельных барабанов. Группирование строительных длин оптического кабеля снизит потери на сварных стыках соединяемых оптических волокон и повысит однородность оптического линейного тракта регенерационных участков ВОЛС. Это позволит увеличить эксплуатационный запас по затуханию и положительно скажется на бюджете оптической мощности регенерационных участков будущей ВОЛС. Также при группировании строительных длин оптического кабеля нужно стремиться к тому, чтобы конец строительной длины находился как можно ближе к местам устройства кабельных переходов на пересекаемых препятствиях. Это позволит избежать больших и трудоемких перемоток оптического кабеля и снизит вероятность его повреждения при перемотках [1, 2].
Статистика многолетних наблюдений за техническим состоянием ВОЛС наглядно свидетельствует, что наиболее «узкими» местами, снижающими надежность ВОЛС являются места кабельных переходов через различные препятствия. Именно в местах кабельных переходов наиболее часто возникают как повреждения оптического кабеля, так и постепенная деградация оптических волокон по причине усталостного разрушения. При прокладке оптического кабеля для организации кабельных переходов в местах преодоления препятствий по трассе ВОЛС настоятельно рекомендуется использовать технологию горизонтального направленного бурения (ГНБ). Именно использование технологии ГНБ позволяет на долгие годы обеспечить наилучшую сохранность как оптического кабеля и пересекаемых коммуникаций, так и окружающей среды и ландшафта.
На этапе организации и проведения конкурсов по отбору подрядных организаций на выполнение строительно-монтажных работ по строительству ВОЛС необходимо уделять пристальное внимание выбору подрядной организации. Выбор подрядной организации для строительства ВОЛС, кроме ценовых предпочтений должен сопровождаться тщательным анализом состояния подрядной организации и имеющегося опыта выполнения подобных проектов. Выбирать нужно ту подрядную организацию, которая имеет необходимую материально-техническую базу (машины и механизмы), опыт проведения работ по строительству технологических ВОЛС и квалифицированных, сертифицированных специалистов. Также нужно обращать внимание на то, чтобы организация была способна выполнить максимальный объем строительно-монтажных работ своими собственными силами, без привлечения субподрядчиков.
При строительстве ВОЛС с привлечением подрядных организаций, со стороны заказчика высокое качество выполняемых работ и как следствие будущая надежность ВОЛС обеспечивается проведением строгого авторского и технического надзора за всеми видами строительно-монтажных работ по сооружению ВОЛС [1].
Авторский надзор за строительством наиболее важных ВОЛС обычно выполняется представителями проектной организации, для чего с ней заключается отдельный договор на осуществление авторского надзора.
Технический надзор за строительством ВОЛС может выполняться как представителями заказчика, так и сторонней организацией, которая специализируется на таком виде работ.
Выполнение всех этапов строительно-монтажных работ должно контролироваться в полном объеме с обязательным оформлением всей необходимой исполнительной документации (акты, паспорта, ведомости, протоколы и т. д.), отражающей и фиксирующей все технологические этапы процесса строительства ВОЛС.
На этапе строительства ВОЛС особое внимание необходимо уделять контролю выполнения скрытых земляных работ, которые должны оформляться отдельными актами на скрытые работы.
Представители технического надзора наделены правом останавливать ход строительно-монтажных работ в двух случаях:
- при отклонении хода работ от рабочего проекта,
- при нарушении технологии проведения работ по строительству ВОЛС.
После остановки выполнения строительно-монтажных работ
представитель, осуществляющий проведение технического надзора, должен доложить своему руководству о причинах остановки строительства ВОЛС.
После завершения выполнения строительно-монтажных работ проводятся приемо-сдаточные испытания ВОЛС. Для этого создается приемосдаточная комиссия, которая проводит измерение характеристик и выборочный контроль объектов построенной ВОЛС. Все результаты приемо-сдаточных испытаний оформляются актами, в соответствии с требованиями действующих отраслевых нормативных документов [3].
Все указанные аспекты проектирования и строительства технологических ВОЛС крайне важны для обеспечения надежности их функционирования. Ведь именно во время выполнения сравнительно
небольших по продолжительности этапов проектирования и строительства ВОЛС закладывается основа их будущей надежной работы, беспроблемной, долговременной технической эксплуатации на протяжении нескольких десятилетий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. МСЭ-Т. Рекомендации: Технология линейно-кабельных сооружений сетей общего пользования, Конструкция, прокладка, соединение и защита оптических кабелей связи. 1994;
2. Оборудование кабельное оконечное. Общие технические требования. РД 45.064-99. - М.: ЦНТИ «Информсвязь», 2000;
3. Состав исполнительной документации на законченные строительством линейные сооружения магистральных и внутризоновых ВОЛП. РД 45.156-2000. - М.: ЦНТИ «Информсвязь», 2000
Mitichkin A.K., Shatalov V.G.
Mitichkin A.K.
Volga Region State University of Telecommunications and Informatics (Samara, Russia)
Shatalov V.G.
Volga Region State University of Telecommunications and Informatics (Samara, Russia)
ENSURING THE RELIABILITY OF TECHNOLOGICAL VOLS OF MAIN OIL PIPELINES DURING THEIR DESIGN AND CONSTRUCTION
Abstract: the paper considers the features of ensuring the reliability of technological fiberoptic communication lines (FLS) of trunk oil pipelines at the planning and construction stages.
Keywords: communication lines, fiber-optic, design, installation work, reliability.