Научная статья на тему 'Обеспечение квалифицированными специалистами АПК: социально-экономические проблемы (на примере Свердловской области)'

Обеспечение квалифицированными специалистами АПК: социально-экономические проблемы (на примере Свердловской области) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
153
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПК / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ПОДГОТОВКА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ КАДРОВ В АПК / TRAINING AND PERSONNEL POLICY IN THE AGRO-INDUSTRIAL СОТРLEХ / AGROINDUSTRIAL СОТРLЕХ / AGRICULTURAL СОТРіЕХ / SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS / AGRICULTURAL INDUSTRY / QUALIFIED STAFF / QUALIFIED INDIVIDUALS / HIGHLY SKILLED SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воронин Б. А., Фатеева Н. Б.

В организациях областного АПК очевидной становится проблема старения кадров и заметного оттока молодежи по причинам, прежде всего, социально-бытового характера. В связи с этим остро встает задача не только качественного образования, но и закрепления молодых специалистов в системе аграрного комплекса. Среди основных проблем, влияющих на устойчивое экономическое развитие субъектов аграрного комплекса, выделяется проблема обеспечения сельского хозяйства кадрами квалифицированными специалистами. Решение этой задачи с одной стороны осуществляется учебными учреждениями, а с другой, непосредственно в организациях АПК, в части трудоустройства и закрепления выпускников вузов и техникумов там, где они востребованы. Сегодня очевидно, что существует реальная связь между развитием аграрного производства и устойчивым социально-экономическим развитием сельских территорий. Авторы предлагают разработать в Свердловской области комплексную программу подготовки специалистов и трудоустройства кадров в организациях АПК. Для успешного решения этой задачи в Свердловской области в настоящее время действует комплексная программа «Развитие аграрного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области (Уральская деревня) до 2020 г.», в рамках которой предусмотрено обеспечение сельской молодежи и молодых специалистов-выпускников вузов жильем и решение проблем социального развития сельских территорий. Ситуация с кадрами в системе областного АПК объективно требует разработки и принятия отдельной целевой программы, в которой в комплексе были бы предусмотрены меры по повышению качества подготовки квалифицированных специалистов для аграрной сферы региона на основе модернизации учебно-лабораторной базы, обеспечения учебного процесса современным оборудованием, сельскохозяйственной техникой и технологическим оборудованием, а также закрепления выпускников в сельскохозяйственных организациях Свердловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING QUALIFIED AIC: SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS (ILLUSTRATED SVERDLOVSK REGION)

In organizations regional agricultural obvious is the problem of the ageing population and the significant outflow of young people for reasons that are primarily social in nature. In connection with this acute problem not only quality education, but also retain young professionals in the system of agrarian complex. Among the main issues affecting the sustainable economic development of the subjects of the agricultural sector is the issue of support to agriculture personnel qualified specialists. The solution to this problem on the one hand is carried out by educational institutions, on the other hand, directly in the organizations, in terms of employment and retention of graduates of universities and colleges where they are needed. Today, it is obvious that there is a real connection between the development of agricultural production and sustainable socio-economic development of rural areas. The authors propose to develop in the Sverdlovsk region comprehensive program of training and employment of personnel specialists in organizations. To successfully meet this challenge in the Sverdlovsk region currently has a comprehensive program “Development of the agricultural sector and rural areas of the Sverdlovsk Region (Urals village) to 2020”, in which envisages providing rural youth and young professionals, graduates and housing solution problems of social development of rural areas. The situation with the staff in the regional agribusiness objectively requires the development and adoption of a separate target program, in which the complex would include measures to improve the quality of training of specialists for the agrarian sector of the region on the basis of modernization of laboratory base, the educational process with modern equipment, agricultural machinery and process equipment, as well as securing the graduates in the agricultural organizations of Sverdlovsk region.

Текст научной работы на тему «Обеспечение квалифицированными специалистами АПК: социально-экономические проблемы (на примере Свердловской области)»

р- Аграрный вестник Урала № 11 (129), 2014 г. —«

Щ,

Экономика

УДК 338

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ АПК: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Б. А. ВОРОНИН,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, Н. Б. ФАТЕЕВА,

старший преподаватель, Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343) 371-33-63)

Ключевые слова: АПК, квалифицированные специалисты, социально-экономические проблемы, подготовка и закрепление кадров в АПК.

В организациях областного АПК очевидной становится проблема старения кадров и заметного оттока молодежи по причинам, прежде всего, социально-бытового характера. В связи с этим остро встает задача не только качественного образования, но и закрепления молодых специалистов в системе аграрного комплекса. Среди основных проблем, влияющих на устойчивое экономическое развитие субъектов аграрного комплекса, выделяется проблема обеспечения сельского хозяйства кадрами квалифицированными специалистами. Решение этой задачи с одной стороны осуществляется учебными учреждениями, а с другой, непосредственно в организациях АПК, в части трудоустройства и закрепления выпускников вузов и техникумов там, где они востребованы. Сегодня очевидно, что существует реальная связь между развитием аграрного производства и устойчивым социально-экономическим развитием сельских территорий. Авторы предлагают разработать в Свердловской области комплексную программу подготовки специалистов и трудоустройства кадров в организациях АПК. Для успешного решения этой задачи в Свердловской области в настоящее время действует комплексная программа «Развитие аграрного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области (Уральская деревня) до 2020 г.», в рамках которой предусмотрено обеспечение сельской молодежи и молодых специалистов-выпускников вузов жильем и решение проблем социального развития сельских территорий. Ситуация с кадрами в системе областного АПК объективно требует разработки и принятия отдельной целевой программы, в которой в комплексе были бы предусмотрены меры по повышению качества подготовки квалифицированных специалистов для аграрной сферы региона на основе модернизации учебно-лабораторной базы, обеспечения учебного процесса современным оборудованием, сельскохозяйственной техникой и технологическим оборудованием, а также закрепления выпускников в сельскохозяйственных организациях Свердловской области.

B. A. VORONIN,

doctor of law, professor, head of department, N. B. FATEEVA,

senior lecturer, Ural State Agricultural University

(42 K. Libknehta Str., 620075, Ekaterinburg; tel: +7 (343) 371-33-63)

Keywords: agroindustrial complex, agricultural industry, agricultural complex, qualified staff, qualified individuals, highly skilled specialists, socio-economic problems, training and personnel policy in the agro-industrial complex.

In organizations regional agricultural obvious is the problem of the ageing population and the significant outflow of young people for reasons that are primarily social in nature. In connection with this acute problem not only quality education, but also retain young professionals in the system of agrarian complex. Among the main issues affecting the sustainable economic development of the subjects of the agricultural sector is the issue of support to agriculture personnel qualified specialists. The solution to this problem on the one hand is carried out by educational institutions, on the other hand, directly in the organizations, in terms of employment and retention of graduates of universities and colleges where they are needed. Today, it is obvious that there is a real connection between the development of agricultural production and sustainable socio-economic development of rural areas. The authors propose to develop in the Sverdlovsk region comprehensive program of training and employment of personnel specialists in organizations. To successfully meet this challenge in the Sverdlovsk region currently has a comprehensive program "Development of the agricultural sector and rural areas of the Sverdlovsk Region (Urals village) to 2020", in which envisages providing rural youth and young professionals, graduates and housing solution problems of social development of rural areas. The situation with the staff in the regional agribusiness objectively requires the development and adoption of a separate target program, in which the complex would include measures to improve the quality of training of specialists for the agrarian sector of the region on the basis of modernization of laboratory base, the educational process with modern equipment, agricultural machinery and process equipment, as well as securing the graduates in the agricultural organizations of Sverdlovsk region.

PROVIDING QUALIFIED AIC: SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS (ILLUSTRATED SVERDLOVSK REGION)

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой Уральской государственной юридической академии.

-Аграрный вестник Урала № 11 (129), 2014 г

Экономика

Устойчивое экономическое развитие организаций и предприятий агропромышленного комплекса страны невозможно обеспечить без высококвалифицированных кадров аграрных специалистов. В Свердловской области, несмотря на наличие аграрного вуза и нескольких техникумов и колледжей, готовящих специалистов аграрного профиля, проблема качественного состава управленцев и практических специалистов в области растениеводства, животноводства и других направлений сельскохозяйственной деятельности остается до конца не решенной.

В организациях областного АПК очевидной становится проблема старения кадров и заметного оттока молодежи по причинам, прежде всего, социально-бытового характера. В связи с этим остро встает задача не только качественного образования, но и закрепления молодых специалистов в системе аграрного комплекса. В Уральском государственном аграрном университете во втором квартале 2014 г. было проведено социологическое исследование среди студентов вуза. В результате анкетирования было опрошено 504 человека (2 и 4 курсы). Из них: 54,5 % — в возрасте 18-19 лет; 45,5 % — в возрасте от 20 и более лет.

Из них имеют постоянную регистрацию по месту жительства 26,8 % на селе и 73,2 % в городе.

На вопрос «Чем обосновано Ваше решение учиться в аграрном вузе?» ответы распределились таким образом: 33,9 % — заинтересованность в специальности; 8,9 % — бюджетное место; 8,7 % — низкая цена за обучение; 6,5 % — обстоятельства; 42 % — оставили вопрос без ответа.

В целом 33,9 % проявили заинтересованность в специальности и это неплохой результат, но 42 % не дали ответа, это говорит о том, что у молодежи нет определенности, кем бы они хотели работать и для чего получают высшее аграрное образование.

На вопрос «Планируете ли Вы после окончания учебного заведения работать по с/х специальности?»

ответы распределились так: 26,5 % — ответили «да»; 28,7 % — ответили «нет»; 44,7 % — затрудняются с ответом.

На вопрос «Причины, по которым Вы не собираетесь трудиться в с/х?» ответы распределились следующим образом: 70,1 % — «интересует работа в другой сфере»; 13,8 % — в сельском хозяйстве низкая заработная плата; 7,7 % — «не интересно»; 4,5 % — нет ответа.

Почему же многие абитуриенты идут в вузы аграрного направления, а затем после его окончания пытаются найти работу в других отраслях народного хозяйства или государственных учреждениях? В основе нежелания студентов сельскохозяйственных и иных учебных заведений работать на селе лежат, прежде всего, проблемы социально-экономического характера: благоустроенное жилье, наличие в сельском поселении медпункта, дошкольного учреждения, школ и других объектов социальной инфраструктуры. Особое место занимают организация и оплата труда, уровень модернизации и технологическое состояние агарного производства, например, роботизация, компьютеризация и другие инновации.

Сегодня очевидно, что существует реальная связь между развитием аграрного производства и устойчивым социально-экономическим развитием сельских территорий. В качестве примера такой взаимосвязи можно привести поселок Белокаменный Асбестов-ского городского округа, где более 300 жителей стабильно трудятся на птицефабрике (филиал Свердловской птицефабрики). В этом сельском населенном пункте имеется средняя школа, детский сад, спортивный комплекс, общеврачебная медицинская практика и вся коммунально-бытовая инфраструктура (газ, отопление, водоснабжение, канализация). Однако такая ситуация далеко не везде.

Непосредственно в аграрном производстве в Свердловской области в настоящее время насчитывается около 400 сельскохозяйственных организаций и

Щ-Пл I ¡0 н бадт^ я г-т

Рисунок 1

Чем обосновано Ваше решение учиться в аграрном ВУЗе?

I IIII и..те МИГ"

мчецшпьнвкри

□ I Е|-1 1||||'ТЛ

Рисунок 2

Планируете ли Вы после окончания учебного заведения работать е с/х по специальности?

■л*

Л I Е>- *|.|к>

Рисунок 3

Рисунок 4 61

• - Аграрный вестник Урала № 11 (129), 2014 г. - * ^^^

Экономика

предприятий и около 700 крестьянских (фермерских) хозяйств. Все они, естественно, располагаются в сельской местности, ибо там находятся поля и фермы.

Вместе с тем, необходимо отметить, что из них устойчиво и экономически эффективно работает не более половины и это обстоятельство напрямую влияет на решение социальных задач, в том числе и на закрепление молодых специалистов в сельском хозяйстве.

Сегодня органы государственной власти задачи трудоустройства и закрепления выпускников аграрных вузов в сельскохозяйственных организациях возлагают непосредственно на учебные заведения. Если следовать лозунгу сельхозтоваропроизводителей «от поля до прилавка», то, наверное, определенная логика в такой постановке вопроса есть.

Однако задача вуза, на наш взгляд, заключается, в большей степени, в качественном образовании будущих специалистов. Не овладев теорией, методами, технологическими приемами невозможно стать квалифицированным специалистом.

При этом следует учитывать, что современное аграрное производство, хотя и не без трудностей, но переходит на инновационный путь развития. Инно-ватика же невозможна без науки, без внедрения научных разработок, технологической модернизации, новых достижений в селекции, племенном животноводстве и других сферах, необходимых для позитивного развития аграрного производства и в целом субъектов агарного комплекса.

Эти факторы объективно требуют адекватного подхода к теоретической подготовке студентов современного аграрного вуза.

Но, как известно, теория без практики мертва, поэтому жизнь настоятельно востребует более активного усилия в учебном процессе специалистов агарного производства. С этой целью в Уральском государственном аграрном университете создаются филиалы кафедр непосредственно в организациях АПК. В качестве примера можно привести филиалы кафедр:

1) интегрированная (базовая) кафедра на производстве ОАО «Б-Истокское РТПС»;

2) интегрированная (базовая) кафедра на производстве ООО «Молочный кит»;

3) интегрированная (базовая) кафедра на производстве ЗАО АПК «Белореченский»;

4) интегрированная (базовая) кафедра на производстве ООО «УГМК-Агро»;

5) интегрированная (базовая) кафедра на производстве ЗАО комбинат пищевой «Хороший вкус».

Причины, по которым вы не собираетесь трудиться в с/*?

¡.Ht,

■ i Ju.Td л ,|ЛГ> 4 if №l Kill v'*

ta Хачужлъ ■ ij'|LlA'

Рисунок 5

Эта работа в УрГАУ будет продолжаться и дальше, ибо только в тесной взаимосвязи теории и практики можно подготовить наиболее квалифицированного и востребованного на рынке труда в аграрной сфере специалиста.

Возвращаясь к социологическим исследованиям среди студентов университета, напомним, что почти 34 процента опрошенных, так или иначе, связывают свою будущую трудовую деятельность с сельским хозяйством, а это ежегодно более 200 человек — выпускников вуза. И вот здесь-то и проявляется другая важная проблема — трудоустройство и закрепление молодых специалистов в сельскохозяйственных организациях региона.

Пути повышения закрепляемости кадров в сельском хозяйстве общеизвестны. В разных субъектах Российской Федерации они решаются по-разному.

Для успешного решения этой задачи в Свердловской области в настоящее время действует комплексная программа «Развитие аграрного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области (Уральская деревня) до 2020 г.», в рамках которой предусмотрено обеспечение сельской молодежи и молодых специалистов-выпускников вузов жильем и решение проблем социального развития сельских территорий.

Вместе с тем, ситуация с кадрами в системе областного АПК объективно требует разработки и принятия отдельной целевой программы, в которой в комплексе были бы предусмотрены меры по повышению качества подготовки квалифицированных специалистов для аграрной сферы региона на основе модернизации учебно-лабораторной базы, обеспечения учебного процесса современным оборудованием, сельскохозяйственной техникой и технологическим оборудованием, а также закрепления выпускников в сельскохозяйственных организациях Свердловской области.

Литература

1. Пути повышения закрепляемости кадров в сельском хозяйстве регионов РФ. М. : Росинфорагротех, 2010.

2. Донник И. М., Воронин Б. А., Трескова Е. А. Социально-экономическое развитие сельских территорий : учеб. пособие. Екатеринбург : УрГСХА, 2013.

3. Фатеева Н. Б., Петрякова С. В. Трудоустройство молодежи на селе // Аграрный вестник Урала. № 8. С. 68

References

1. Ways to improve frames in agriculture regions of Russia. M. : Reintegrate, 2010

2. Donnik I. M., Voronin B. A., Triskova E. A. Socio-economic development of rural areas : manual. Ekaterinburg : UrSAA, 2013.

3. Fateyeva N. B., Petrakova S. V. Employment youth in rural areas // Agrarian Bulletin of the Urals. № 8. P. 68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.