Раздел 11. Компаративистика и зарубежный опыт
ДИЛЬБАРХАНОВА Ж.Р., доктор юридических наук, профессор, [email protected] Алматинская академия Министерства внутренних дел Республики Казахстан, 050000, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Утепова, 29
DILBARKHANOVA G.R., Doctor of Legal Sciences, professor,
Almaty Academy of the Ministry
of the Interior of the Republic of Kazakhstan,
Utepov St. 29, Almaty, 050000,
Republic of Kazakhstan
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН - ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Аннотация. Признание в качестве высших ценностей человека, его жизни, прав и свобод определяет цель проводимых преобразований и реформ, требует пристального внимания государства и общества. С 1 января 2015 года в Казахстане вступило в действие несколько новых кодифицированных актов, в том числе Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан. В статье рассмотрены новеллы уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан, направленные на обеспечение и защиту конституционных прав человека и гражданина (в частности, институт досудебного расследования, две формы процессуального соглашения — соглашение о снижении наказания за содеянное в обмен на активное сотрудничество с органом уголовного преследования и сделка о признании вины, перевод ряда оперативно-розыскных мероприятий в категорию негласных следственных действий).
Ключевые слова: уголовно-процессуальный кодекс; конституционные права граждан; охрана прав и свобод граждан; изменения в законодательстве.
ENSURING THE CONSTITUTIONAL RIGHTS OF CITIZENS - MAIN DIRECTION OF REFORMING THE CRIMINAL PROCEDURE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Annotation. Recognizing human life, rights and freedoms as the highest human values defines the purpose of the ongoing transformations and reforms and requires close attention of the state and society. On January, 1, 2015, a few new codified acts came into force in Kazakhstan, including the Criminal Procedure Code of the Republic of Kazakhstan. The article deals with the novels of criminal procedure legislation of the Republic of Kazakhstan aimed at ensuring and protecting the constitutional rights of man and citizen. In particular, the institution of pre-trial investigation is introduced, two forms of the procedural agreement — an agreement to reduce the punishment for the deed in exchange for active cooperation with the criminal prosecution body and the plea bargain, a number of crime detection actions are transferred to the category of covered investigative actions.
Keywords: Criminal Procedure Code; constitutional rights of citizens; protection of rights and freedoms of citizens; changes in legislation.
Республика Казахстан последовательно предпринимает шаги, направленные на совершенствование правовой системы государства. В статье 1 Конституции страны закреплено, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы [1]. Признание в качестве высших ценностей государства человека, его жизни, прав и свобод определяет цель проводимых преобразований и реформ, требует пристального внимания государства и общества.
основные положения, обозначенные в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период 2010-2020 гг., направлены на реализацию основополагающих идей Конституции в отношении гарантий прав и свобод человека и гражданина, правовых основ государственности [2]. Совершенствование правовой политики государства включает в себя комплексную, взаимосвязанную коррекцию норм права и правоприменительной практики, что, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему укреплению законности, защите конституционных прав и свобод граждан,
обеспечению устойчивого поступательного социально-экономического развития государства. С 1 января 2015 года вступили в действие новые Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы и Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях. Таким образом, одновременно была переработана вся основополагающая база деятельности правоохранительных органов, с целью ее модернизации и приведения в соответствие с международными стандартами.
Изменения и дополнения в законодательстве направлены в первую очередь на защиту конституционных прав и свобод граждан, упрощение, ускорение и повышение эффективности судопроизводства, процессуальную экономию, введены новые правовые институты и усовершенствованы действующие.
При разработке редакции нового Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - УПК РК) был использован опыт развитых стран континентальной системы права, а также стран постсоветского пространства, недавно модернизировавших национальное уголовно-процессуальное законодательство.
Основные цели нового уголовно-процессуального закона - это максимально защитить права не только подозреваемых, обвиняемых, но и потерпевших, свидетелей, максимально реализовать принцип равноправия сторон, сделать процесс более оперативным и эффективным.
Важнейшими задачами уголовного процесса определены пресечение, беспристрастное, быстрое и полное раскрытие, расследование уголовных правонарушений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, справедливое судебное разбирательство, правильное применение уголовного закона, защита лиц, общества и государства от уголовных правонарушений [3]. Остались без упоминания восстановление нарушенных преступлением прав и законных интересов потерпевшего, а также компенсация причиненного уголовным правонарушением вреда. Полагаем, что внесение этого дополнения более полно отразит задачи уголовного процесса.
В структурном и содержательном плане новый уголовно-процессуальный кодекс отличается от кодекса, принятого
в 1997 г., ведением новых понятий, новых глав.
Новый УПК РК практически на концептуальном уровне изменил структуру производства досудебного производства, введено понятие «досудебное расследование». Существовавшая до введения нового УПК стадия доследственной проверки, которая начиналась после регистрации заявления (сообщения), длилась до двух месяцев, а после этого возбуждалось уголовное дело и начиналось его расследование, исключена. Соответственно, исключается вынесение постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. Существование данной стадии вызывало дискуссию и обоснованную критику среди ученых-процессуалистов и практиков, поскольку при ее реализации гражданину не представлялось гарантий обеспечения его конституционного права на доступ к правосудию, в том числе права на защиту.
В настоящее время началом досудебного расследования считается регистрация заявления и сообщения об уголовном правонарушении в автоматизированном Едином реестре досудебных расследований либо первое неотложное следственное действие, предшествовавшее регистрации. При этом о начале досудебного расследования в течение суток уведомляется прокурор. Для работы в автоматизированной системе сотруднику правоохранительного органа необходима регистрация в ней, а также наличие электронной цифровой подписи на электронном носителе, которая равнозначна традиционной подписи.
В случаях, когда сотрудник органа дознания, следователь, прокурор становятся очевидцами уголовного правонарушения, либо обнаруживают его следы или последствия, либо получают о нем сведения при осуществлении своих полномочий, они до регистрации могут произвести неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов. При этом предусмотрена обязанность одновременного принятия мер к регистрации уголовного правонарушения в Едином реестре досудебных расследований, то есть, используя средства связи, им следует поставить в известность дежурного об обнаружении признаков уголовного правонарушения.
Данное нововведение позволит сократить процессуальные сроки, а также исключить проведение большого объема мероприятий, предшествующих возбуждению уголовного дела и, в целом, дублируемых после его возбуждения. В целях защиты граждан от необоснованного уголовного преследования заявители об уголовном правонарушении предупреждаются об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по статье 419 нового Уголовного кодекса Республики Казахстан, ответственность по которой увеличена по сравнению с нормой ранее действовавшего кодекса и санкции дифференцируются от штрафа в размере от трехсот месячных расчетных показателей до лишения свободы на срок до 10 лет. Кроме того, анонимные сообщения об уголовном правонарушении не являются поводом для начала досудебного расследования. При регистрации сообщения или заявления в автоматизированной системе обязательно фиксируются сведения о заявителе, месте его жительства или работы, документе, удостоверяющем личность. С одной стороны, автоматизированная форма регистрации в Едином реестре увеличит количество начатых досудебных расследований, а с другой - она обеспечит соблюдение конституционных прав граждан с момента регистрации, в том числе права на защиту, исключит возможность манипулирования уголовной статистикой, процент раскрываемости преступлений не будет являться основной характеристикой деятельности органов, ведущих уголовное преследование.
Законодатель в числе новелл ввел институт ускоренного производства по преступлениям небольшой, средней тяжести, а также по тяжким преступлениям (кроме особо тяжких), что предполагает возможность окончания досудебного расследования в течение пятнадцати суток. Ускоренный порядок расследования предусматривает сокращенные следственные процедуры по очевидным преступлениям, то есть производство только тех действий, результаты которых фиксируют следы уголовного правонарушения и иные доказательства вины конкретного лица, полностью признавшего свою вину и согласного с размером причиненного ущерба. Определены основания, по которым
досудебное расследование в ускоренном порядке не может применяться: при совокупности уголовных правонарушений, когда одно из них является особо тяжким; в отношении лиц, не владеющих языком судопроизводства, и лиц, обладающих иммунитетом от уголовного преследования; в случае непризнания лицом своей вины; по всем уголовным правонарушениям, совершенным несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут реализовать право на защиту.
Кроме того, законодатель ввел понятие «разумный срок», обозначив тем самым, что досудебное расследование с учетом сложности уголовного дела должно быть закончено в период, не превышающий установленных сроков уголовного преследования.
Новеллой процессуального законодательства является и введение протокольной формы досудебного расследования. Протокол об уголовном проступке составляется в течение 3 суток (или в особых случаях - 10) при установлении и наличии лица, его совершившего. При отсутствии такого лица протокол составляется с момента фактического установления правонарушителя, в пределах срока давности привлечения к ответственности.
Законодатель при регламентации производства досудебного расследования в краткие сроки делает основной акцент на ускорении (сокращении сроков) уголовного судопроизводства, а также на усилении гарантий прав личности, обеспечении в полном объеме декларированных прав подозреваемых лиц.
Еще одной важной новеллой, направленной на обеспечение конституционных прав лица, явилось введение так называемого правила Миранды (англ. Miranda warning). Данное юридическое требование, возникшее в США, в форме аналогичных правил было принято во многих странах мира. Теперь и в Казахстане при задержании лица по подозрению в совершении преступления должностное лицо органа уголовного преследования должно устно объявить лицу, по подозрению в совершении какого преступления оно задержано, разъяснить ему право на приглашение защитника, право хранить молчание и то, что сказанное может быть
использовано против него в суде. Таким образом, обеспечивается право не свидетельствовать против себя, а любая информация, полученная от задержанного в ходе допроса до того, как ему были зачитаны его права, не может считаться допустимым доказательством. Задерживающий сотрудник правоохранительного органа обязан получить положительный ответ на вопрос о том, понимает ли он сказанное. В отдельных случаях, когда задержанный не владеет казахским и (или) русским языком, он должен быть уведомлен о своих правах в присутствии переводчика и защитника до начала допроса.
Внесены определенные изменения и конкретизирован порядок применения такой меры процессуального принуждения, как задержание. Понятие фактического задержания определяется с момента непосредственного ограничения свободы задержанного лица, в том числе свободы передвижения. основанием задержания является подозрение лица в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы, если: лицо застигнуто при совершении преступления или сразу после его совершения; очевидцы прямо укажут на совершившее преступление лицо; на лице, одежде, в жилище или при нем будут обнаружены очевидные, бесспорные следы преступления; в материалах оперативно-розыскной деятельности, негласных следственных действий имеются достоверные данные о совершенном или готовящемся преступлении.
Дополнительные основания задержания таковы: если лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо определена мера пресечения в виде содержания под стражей. В перечисленных случаях неосуществление такой меры, как задержание предполагаемого подозреваемого, может привести к утрате, уничтожению доказательственной информации, скрытию лица или продолжению совершения им незаконных действий. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан лицо может быть задержано на срок не более семидесяти двух часов. Кроме того, законодатель предусмотрел нормы, регламентирующие порядок и основания новой меры процес-
суального принуждения, - доставления. Доставление означает принудительное препровождение лица в помещение правоохранительного органа для выяснения его причастности к уголовному правонарушению. Это кратковременное ограничение свободы гражданина до трех часов, которое может предшествовать задержанию, с включением срока доставления в общий срок задержания.
Законодателем введены две формы процессуального соглашения: первая - соглашение о снижении наказания за содеянное в обмен на активное сотрудничество с органом уголовного преследования; вторая - сделка о признании вины. При реализации процессуального соглашения значительно упрощается досудебное и судебное производство, наблюдается процессуальная экономия.
Обязательным условием при заключении сделки о признании вины является согласие потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого и с суммой гражданского иска по преступлениям небольшой, средней тяжести и тяжким преступлениям в любой момент досудебного производства.
Сделка о сотрудничестве может быть заключена по всем категориям преступлений, на любой стадии уголовного процесса, в том числе на стадии исполнения приговора. Подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный в письменном виде представляют ходатайство о заключении соглашения о сотрудничестве, скрепленное подписью защитника. Предметом процессуального соглашения о сотрудничестве может быть способствование перечисленных выше участников процесса раскрытию особо тяжких преступлений, преступлений, совершенных в составе преступной группы, а также преступлений экстремистской и террористической направленности. Механизм и порядок заключения соглашений определены законодателем в отдельной главе «Производство по делам, по которым заключено процессуальное соглашение».
Кроме того, в новом УПК РК для расширения пределов судебного контроля предусмотрена должность следственного судьи, наделенного функцией судебного контроля над предварительным расследованием, осуществляемым органами уголовного преследования.
Процессуально-правовой статус следственного судьи определен законодателем как судьи районного или приравненного к нему суда, осуществляющего предусмотренные уголовно-процессуальным кодексом полномочия в ходе досудебного производства. Следственный судья назначается из числа судей председателем суда и рассматривает вопросы о санкционировании целого ряда процессуальных действий, в том числе санкционирование мер пресечения в виде содержания под стражей, домашнего ареста и о продлении их сроков, принудительного помещения не содержащегося под стражей лица в медицинское учреждение для производства судебно-психиатрической экспертизы, эксгумации трупа, ареста имущества, международного розыска и др., а также новой меры принуждения - запрета на приближение.
Кроме того, следственный судья осуществляет и другие полномочия, такие как рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения органа, ведущего уголовный процесс, депонирование показаний потерпевшего и свидетеля, решение вопросов о взыскании процессуальных издержек, вопросов об истребовании и приобщении к уголовному делу любых сведений, документов, предметов и др. Решение вопроса об удовлетворении ходатайства защитника об истребовании и приобщении к делу сведений, документов, предметов следственным судьей, а не органом уголовного преследования, значительно расширяет возможности стороны защиты в реализации своих функций. Сущность нового понятия «депонирование показаний» заключается в судебном закреплении тех или иных доказательств при допросе свидетеля и потерпевшего у следственного судьи для приобщения их к материалам дела в случаях, когда есть основания полагать, что допрос свидетеля и потерпевшего в ходе дальнейшего расследования либо судебного рассмотрения будет невозможен или затруднен.
С целью осуществления постоянного надзора за ходом досудебного расследования и рассмотрения дела в суде законодателем введен институт процессуального прокурора. Процессуальный прокурор - это прокурор, на которого в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом руководителем прокуратуры воз-
ложена обязанность осуществлять надзор за применением законов по уголовному делу. Он осуществляет надзорные функции за каждым уголовным делом с момента начала досудебного расследования, т.е. с регистрации дела в Едином реестре досудебных расследований, и далее поддерживает государственное обвинение в суде. Законодатель разграничил полномочия руководителя прокуратуры и процессуального прокурора, тем самым определил возможность принятия решений процессуальным прокурором самостоятельно по вопросам санкционирования процессуальных действий, принятия надзорных решений по уголовному делу, утверждения обвинительного акта (протокола об уголовном проступке) и др. Обозначенная в кодексе несменяемость процессуального прокурора (за исключением случаев, предусмотренных законодательством) позволяет ему вести дело начиная от регистрации и до принятия окончательного решения по нему. Осуществление постоянного надзора за соблюдением законности также направлено на защиту конституционных прав граждан.
Ряд оперативно-розыскных мероприятий переведен в категорию негласных следственных действий, которые производятся, если для выяснения обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, сведения о фактах необходимо получить, не информируя вовлеченных в уголовный процесс лиц, интересы которых они затрагивают. Поскольку проведение подобных действий сопряжено с ограничением конституционных прав граждан, они производятся по поручению органа досудебного расследования уполномоченным подразделением правоохранительного или специального государственного органа с использованием форм и методов оперативно-розыскной деятельности с санкции прокурора. Отдельная глава УПК РК определяет виды негласных следственных действий, регламентирует условия и основания их проведения, санкционирование, исследование, оценку и использование полученной в результате их проведения информации.
Запрет на производство негласных следственных действий законодателем установлен в отношении адвокатов, осуществляющих профессиональную деятельность по оказанию юридической помощи
участнику процесса, за исключением случаев, когда имеются основания полагать, что ими готовится или совершено тяжкое или особо тяжкое преступление. Установленный и строго регламентированный порядок проведения этих действий направлен на обеспечение защиты от необоснованного обвинения, незаконного ограничения прав и свобод гражданина.
В целях более полного обеспечения принципов состязательности процесса, равноправия участников уголовного процесса исключен институт возврата судом уголовного дела для производства дополнительного расследования. Исключение института доследования направлено на обязанность вынесения судом окончательного решения в виде обвинительного или оправдательного приговора, а следовательно, на реальное обеспечение прав участников процесса.
Значительно расширены полномочия и гарантии деятельности адвокатов. Адвокат имеет право ходатайствовать перед следственным судьей о депонировании показаний свидетеля и потерпевшего, о назначении и производстве экспертизы, о принудительном приводе ранее опрошенного свидетеля, об истребовании сведений, документов, предметов, необходимых для защиты интересов лиц. Подозреваемый, обвиняемый, подсудимый вправе отказаться от защитника. Установлено положение, согласно которому не принимается отказ от защитника по мотивам отсутствия средств для оплаты юридической помощи и предоставления в таком случае бесплатной правовой помощи. При наличии соответствующих оснований орган, ведущий уголовный процесс, вправе освободить подозреваемого, обвиняемого, осужденного полностью или частично от оплаты
юридической помощи, о чем выносит мотивированное постановление. В данном вопросе представляется положительным опыт ряда стран о необходимости обязательного участия защитника в уголовном судопроизводстве и непризнания информации, полученной от подозреваемого без участия защитника, в качестве допустимого доказательства.
Новеллой процессуального законодательства является предоставление возможности участия в уголовном процессе в формате видеоконференцсвязи, в том числе при проведении допросов и в ходе судебного заседания. Этот формат применяется, если лицо постоянно проживает за пределами Республики Казахстан или находится в этот период за границей, состояние его здоровья тяжелое, имеет место угроза жизни и физической неприкосновенности либо свободе потерпевшего, свидетеля или его близкого родственника в связи с данными ими показаниями.
В результате введения рассмотренных и других новелл в уголовно-процессуальный кодекс досудебное расследование становится простым, быстрым и бесплатным для лиц, не имеющих возможности оплатить юридическую помощь.
Таким образом, изменения и дополнения уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан, произошедшие с принятием и вступлением в действие нового УПК РК, направлены на дальнейшее обеспечение и охрану конституционных прав человека и гражданина, отказ от обвинительного уклона досудебного производства, приближение национального законодательства к международным стандартам, повышение доверия граждан к правовой системе государства.
Список литературы
1. Конституция Республики Казахстан 30.08.1995. Алматы, 2014.
2. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года // Инф.-правовая система «Параграф WWW». URL: http://online.zakon.kz (дата обращения: 19 февр. 2016 г.).
3. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан. Алматы: Норма-К, 2014.