ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ЕГО ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
В.В. Бузырев,
заведующий кафедрой экономики и менеджмента в строительстве Санкт-Петербургского государственного экономического университета доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
Е.В. Кашина,
соискатель кафедры экономики и менеджмента в строительстве Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук [email protected]
В статье предпринята попытка описать некоторыеэлементыметодикиобеспеченияконкурентоспособностистрои-тельного предприятия на основе изменения струю-ыры имыщественногокомплекса.
Ключевые слова: рыночная стоимость бизнеса, эффективность, конкурентоспособность, строительное предприятие
ББК У31(2)-13(2Р)я73
Серьезные трансформации в системе управления ероисошли благодаря преобразованиям российской экономики вноолодное десять лет. Управление стоимостью является развивающойеяиО-ластью знаний и приобретает все большее значение в феснеонни-ровании российской экономики. Управление стоимостей), которое характеризуется четкими целями и ограничено жесткими финонсэ-выми рамками, в полной мере соответствует быстро меняющ имея требованиям современного делового мира [4].
О количественных оценках стоимости российских компаний мы можем судить лишь по косвенным признакам.
Эксперты отмечают рост объемов слияний и поглощрнийн^эс-сии за прошлый - 2012 г. Объем сделок увеличился н авШок°-^то $76,1 млрд в абсолютном выражении. Среднее количеетвооденое в месяц составило 48 в 2012 г. против 44 в 2010 г. Это квелосилэ и среднюю стоимость контракта до $124 млн против ЗШЩмлне 2010 г. В 2012 г. капитализация российских компаний состави ля 1421 млрд долл., увеличившись на 12% по сравнению епроднхс-твующим годом. Объемы торгов акциями на российсекы спруок в 2012 г. достигли 1717 млрд долл., что на 54,1% выше покнаателя 2010 г. [3].
Во всех развитых странах с устоявшейся рыночной окососи кой недвижимость является важнейшим составным элем eнтoмйоц и-онального богатства. Организация финансирования строктнон-ной деятельности, обладающей значительной ресурсoемкосиикм в условиях рыночной экономики становится одним иннаиболее важных направлений деятельности строительной компании, обеспечивающей успешную реализацию инвестиционно-строительных проектов. Особое значение данная деятельность приобретает сегодня, в условиях мирового финансового кризиса, кн^о сводится учитывать влияние на нее ряда факторов.
Во-первых, с началом реформ в России резко уху^ил оси финансовое состояние строительных предприятий, о^нхенноня острый дефицит денежных средств. Во-вторых, ограuхаонноет ь финансовых ресурсов усугубилась удорожанием кррдиток.прн-грессирующей инфляцией. В-третьих, российские строителнане компании до недавнего времени имели возможность пользоваться лишь ограниченным кругом финансовых инструментов. Развитие рыночных отношений привнесло новое в формы и методы финансирования оборотных средств строительных организаций, кот о|ное перешли к самостоятельному формированию своей экономической политики. И, наконец, в-четвертых, специфика стрнееольнай деятельности и присущие ей черты и особенности окайыьныезнa-чительное влияние на возможность использования того или иногс инструмента финансирования [1].
Авторами разработана методика обеспечения конкурентоспособности строительного предприятия на основе изменения структуры имущественного комплекса (ИК), включающая в себя пять этапов: изучение имеющихся элементов ИК и оценка стоимости его и отдельных элементов; рассмотрение и оценка возможных изменений в структуре ИК; денежного потока в результате совершения сделок с элементами ИК; выбор варианта изменения структуры ИК, обеспечивающего необходимый денежный поток
для выполнения государственного(муниципального)контракта; оценко эффеотивности сситлоы апрадлонвы ЯК, оеиазовандыл инноаарионнны воглуректныа нраимтщегнядонбезуелтвного исполненияоЛвыаоельста подаддчтиом пняооллтгту.
Соссвпянсытио междт сгроитлльо ымгот гананициямсвгн сто-ящотвремт ны рвттыподрядных работ ведется в условиях конку-аенцыо, котоаая основывается на афесссвноИцтновой политике. У ортанизатораторгов отсутстосрт возможность объективной оценки Иловняко нкурентосп особностиподрядчика-прртендрнта.Рршени-ем данной проблемы может служить формирование у строительны х о отaнизц ци ручаст ву ющсенпoдpядныатаеьцх, инкрнореовных кoтнореннныxнаeимунцеаны, как ключевых феттцеанcтцсмоети, не oреoвeрзмипe ник снрукн°рыих идсщсcт вептопуноцmоркcа.
Сяомлщкю ясодeяонияспаимдет нoгoтоlоаодатoрcттатнин сможтт иметс о боснованное, объективное заключение о величине pылочнят стосмогои им^олытаоргннгзации, какнаlлтсвомаго, тнаидвижсмлro.ЭяоеЛеенениноепcятлонкдeнирм атлпвтадви-ЖOBИTДeПeЖПЫHCpеOCBB, П0г0еыeаyдyв ПвЛСчPHЫTppЗyKTHЛTO ся-врршенгн таыокжные сдрлот с еномекнамсимyLцpявяреноro кам-вмыыыа (идачaнаненду, кyпая-ытацажа,пилльумсщсствa снелвд пeлсгтыся н:т^с^с^ита иен^Ц ооким oеpззям,песвыбоелeпpроцыи иккавения cтpвнтсаы тмыщрcтвоннаго вeмякексапииepутpт аяда-етсы "то йыке ныцвс,кцпo ровпeзвeлявдecясы ь равoroлоткуоснт вОГО пр ыиэищынтва -мaксыкзмо яррринмыз ^срлы^o^с^lх тв)но^стн тот исполнения контракта, то есть:
К = f(,ДП) ^ max, (1)
где: К- уровень конкурентоспособностистноительной ояганиза-ции; ДП - денежный поток организации.
[“фи^рово ении эффективностью строительного бизнеса ножнoцаиeяяиедвотьсялюетнoпaнлaкcсмикццсюстoиыьocылпот как анaноазду свц^1^-выгТ1иы^всвтсыминотaзaтрряд^коттсся^в пf^biль,pтттаоецккocяь внтосксалсидр. выуниыцив каеборре аиoбщиющимпoнлнанылеи зхаранярризует сово^^п(^-^^ть оилз финто0в paзнсяияррraпизлцие.lс1елрвояHщняциявнoсаостнав модели управления организацией имеет вид:
П
С = ^ CrU max □ С , (2)
1
где С - стоимость имущественного комплекса; n - объекты в составе имущественного комплекса строительной организации, которые выступают факторами стоимости; Сг - стоимость объектов в составе имущественного комплекса строительной организации.
Можно дополнить показатели синергетической эффективности проявления факторов стоимости [2] учетом трансакционных издержек в общем виде:
Эс = (П eAt + ТИ ) / (A(La + Кв + Мф) + ТИ ) ^ max. (3)
' внеш.' ' ' ' внутр/ ' '
где П - результат синергетического проекта, L - затраты труда; K - затраты капитала; а - коэффициент эластичности по труду; в - коэффициент эластичности по капиталу; где е - основание натурального логарифма; М - целевая функция управленческих решений (management aim); ф - коэффициент эластичности принятия управленческих решений; At - ко-
Таким образом, нами получены три целевые функции, характеризующие три аспекта повышения эффективности строительного бизнеса: увеличение его стоимости, повышение конкурентоспособности и синергетической эффективности, достигающие максимума на одном экономическом пространстве.
Литература
1. Бузырев В.В., Панибратов Ю.П., Федосеев И.В. Планирование на строительном предприятии: Учебное пособие.- М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2009.
2. Коупленд Т., Колер Т., Муррин Д. Стоимость компаний: оценка и управление. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008.
3. Российская экономика в 2012 году. Тенденции и перспективы. Вып.33. - М.: Институт Гайдара, 2013. - 612 с.
4. Хейне П. Экономический образ мышления. - Пер. с англ. Изд. 2-е, стереотип. - М.: Изд-во «Дело» при участии Изд-ва «Catallaxy», 1992.
эффициент учитывающий нелинейность синергетического эффекта, т.е. темп технического прогресса, ТИвнеш - внешние трансакционные издержки; ТИвнутр - внутрикорпоративные трансакционные издержки.
КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Г.В. Ларионов,
доцент факультета Инженерного бизнеса и менеджмента (ИБМ-2) Московского государственного технического университета им Н.Э.Баумана
кандидат экономических наук [email protected]
Д.В. Виноградов,
студент факультета Инженерного бизнеса и менеджмента (ИБМ-2) Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана
В статье представлена теория качества по модели Кано и способы ее применения, основные принципы поведения персонала, используемые при системном подходе к управлению качеством на предприятии, а также механизм управлением качеством.
Ключевые слова: управление персоналом, теория качества,
ББК С555.373я73-1
Первым исследователем категории качества считается греческий философ Аристотель. Еще в IV в. до н. э. в своем труда «Метафизика» он дал определение качества: «Качеством, с одной стороны, называется видовое отличие сущности, как, например, человек есть некоторое качественно определенное животное, потому что это животное двуногое, а конь — четвероногое; и круг — некоторая качественно определенная фигура, ибо эта фигура без углов, так что качеством является относящееся к сущности видовое отличие».
Качество представляет собой сложную категорию, которую можно рассматривать с различных позиций: философской, социальной, правовой, экономической (табл.1)
Таблица 1
Понятия категории качества
С философских позиций Категория качества означает существенную определенность объекта, в соответствии с которой он отличается от другого объекта. В свою очередь, определенность объекта формируется на основе отдельных свойств или их совокупности. Свойство при этом понимается как способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он может взаимодействовать
С социальных позиций Категория качества означает отношение отдельных субъектов и/или всего общества к объекту. При этом качество может рассматриваться как категория, зависящая от уровня культуры, религиозных и демографических особенностей индивидуумов и общества в целом (например, восприятие потребителями модных тенденций в одежде)
С правовых позиций Категория качества определяется как совокупность свойств объекта, отвечающая требованиям, установленным в нормативно-правовых документах
С экономических позиций Категория качества рассматривается как результат удовлетворения потребностей
Качество персонала — важнейший составляющий элемент конкурентоспособности. Зарубежные специалисты по управлению считают, что конкурентоспособность конечной продукции на 70-80% зависит от ее качества.
В экономической литературе термин «конкурентоспособность» используется применительно к различным объектам. С экономической точки зрения наиболее важными представляются конкурентоспособность продукции, товара, персонала, предприятия (организации, фирмы), отрасли и страны.
H. Кано (Япония) в своей теории привлекательного качества выделяет три составляющие профиля качества:
• Базовые (основные) качества, соответствующие «определяющим» характеристикам персонала
• Требуемые (ожидаемые) качества, соответствующие обязательным характеристикам персонала
• Привлекательные (опережающие) качества, соответствующие «сюрпризным» характеристикам персонала, вызывающие восхищение
Руководитель формирует в своем сознании некоторое «ожидаемое качество» персонала, которое, по его мнению, должно быть достигнуто в процессе деятельности фирмы. Необходимо понять взаимосвязи и взаимозависимости реального качества персонала и «ожидаемого качества», которое сформировано в сознании руководителя. Данные взаимосвязи могут быть достаточно противоречивы, и для того, чтобы достичь в этом направлении соответствующего консенсуса, необходимо, с одной стороны, исследовать и сформировать ожидаемые качества, а с другой — обеспечить эти качества персонала.
Советы по применению модели Кано
I. Для определения целей и приоритетов компании предварительно необходимо уточнить требования к персоналу. И только имея четкое представление о профиле качества, можно приступить к формированию воображаемого качества персонала.