Научная статья на тему 'Обеспечение конкурентоспособности муниципальных образований через инновации, основанные на новых знаниях'

Обеспечение конкурентоспособности муниципальных образований через инновации, основанные на новых знаниях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чикаренко И. А.

Рассматривается роль.знаний и инноваций в обеспечении конкурентоспособности муниципальных образований в Украине. Определены сущность и особенности инноваций, основанных на новых знаниях. Выделены основные принципы построения системы обеспечения конкурентоспособности муниципального образования на основе инноваций и новых знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение конкурентоспособности муниципальных образований через инновации, основанные на новых знаниях»

УДК [332.14:339.137.2:001.895](477)

Чикаренко И.А.,

начальник учебно-методического управления, доцент кафедры менеджмента и управления проектами Днепропетровского регионального института государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины,

кандидат наук по государственному управлению, доцент (Украина, г. Днепропетровск)

обеспечение конкурентоспособности

муниципальных образований

через инновации, основанные на новых знаниях

Рассматривается роль знаний и инноваций в обеспечении, конкурентоспособности муниципальных образований в Украине. Определены, сущность и особенности, инноваций, основанных на новых знаниях. Выделены, основные принципы, построения системы, обеспечения конкурентоспособности муниципального образования на основе инноваций и. новых знаний.

Ключевые слова: муниципальное образование, конкурентоспособность, инновации, знания.

Введение. Решающую роль в обеспечении устойчивого развития практически любой страны играют инновации. Именно им отводится определяющее место на пути перехода к всеобщей экономике знаний и формированию информационного общества, к которому сегодня стремится весь современный мир. При этом качество управления инновационным развитием становится определяющим фактором конкурентоспособности как национальной экономики в целом, так и экономик отдельных территорий и муниципальных образований.

В Украине курс на реализацию инновационной модели развития был провозглашен еще в 1994 г. [8], но ни стратегические мероприятия, нашедшие свое отражение в многочисленных нормативных и программных документах за весь период независимости страны, ни тактические ме- ^ роприятия,разрабатываемые практически О ежегодно и представленные в различных проектах и планах развития территорий и на административно-территориальных единиц разного уровня, не были реализованы <

в полном объеме. На наш взгляд, одними из основных причин этого являются недостаточное внимание к определяющей роли инноваций в обеспечении конкурентоспособности как страны, так и ее отдельной территории, несовершенная нормативно-правовая база, не всегда эффективная инновационная политика и отсутствие соответствующих концептуально-инструментальных подходов и прикладных моделей ее реализации, в частности через инновации, основанные на новых знаниях (как научных, так и не научных).

Таким образом, актуальность данного исследования предопределяется наличием проблемы, суть которой сводится к преодолению противоречия между необходимостью обеспечения конкурентоспособности территорий разных уровней на основе реализации инноваций, основанных на новых знаниях, и отсутствием соответствующего теоретико-методологического и научно-прикладного обеспечения этого процесса.

Исследованию процессов становления и эволюции экономик инновационного типа, развитию национальных инновационных систем посвящен широкий спектр публикаций зарубежных ученых, таких как И. Ансофф, П. Друкер, Дж. Кейнс, Г. Нельсон, М. Портер, Дж. Стиглиц, П. Фишер, К. Фриман и другие. Среди ученых стран СНГ можно также выделить работы Д. Алехина, Ю. Арутюнова, Н. Богдана, Л. Гури-ева, С. Древинга, В. Иванова, Н. Ивлевой, А. Илларионова, Д. Ливанова, Л. Нехоро-шевой, М. Рогачева, О. Савиной, Д. Тюкае-ва, А. Юданова и других авторов.

Определению проблем и перспектив инновационной деятельности на уровне государства, обоснованию потенциальной возможности ее влияния на формирование национального инновационного продукта, вопросам функционирования национальной инновационной системы, в частности, внедрению кластерного подхода в обеспечение инновационного развития территорий, посвящены труды украинских ученых и практиков: С. Архиереева, Я. Ба-зилюка, О. Волкова, В. Гееца, М. Денисенко, Я. Жалило, В. Ивченко, В. Ильчука, Г. Кана-фоцкой, С. Карташова, А. Кондрашихина, И. Лысенко, И. Лобас, М. Пашуты, А. Сав-

ченко, В. Семиноженко, О. Травянка, Л. Фе-дуловой, О. Хименко, М. Шарко и других авторов. Отдельно следует отметить исследования академика Академии наук Украины, члена президиума Союза экономистов Украины С. Соколенко, который внес значительный вклад в развитие теории и практики внедрения инновационной модели развития страны и является основателем виртуальной Школы украинских кластеров. Именно ему принадлежат рекомендации по совершенствованию законодательства в отношении повышения конкурентоспособности экономики на основе создания и развития промышленных кластеров [7], которые были одобрены на заседании Комитета предпринимателей базовой отрасли промышленности торгово-промышленных палат Украины в 2011 г.

Целью данного исследования является теоретико-методологическое обоснование подхода к формированию системы обеспечения конкурентоспособности муниципального образования через инновации, основанные на новых знаниях, а также разработка принципов обеспечения результативного и эффективного функционирования указанной системы.

Вопросы поиска новых подходов и моделей повышения конкурентоспособности территорий становятся особенно актуальными в условиях экономики знаний, которая является основой «современного модернизационного проекта экономики и общества» [1] и вхождение в которую сегодня активно приветствуется всем мировым сообществом. В этом контексте в зарубежной и отечественной научной литературе в последнее время все чаще идет речь об «инновациях, основанных на новых знаниях», которые генерируются в разных областях науки, техники, общественно-политической, производственной и других видах деятельности.

Вообще термин «экономика знаний» (или «экономика, которая базируется на знаниях») ввел в оборот Фриц Махлуп в 1962 г. [5], понимая под этим специфический сектор экономики. Сегодня этот термин употребляется для определения нового типа экономики, где, как отмечал российский академик В. Л. Макаров, «знания игра-

ют решающую роль, а производство знаний становится источником роста» [12].

Одной из современных тенденций, определяющих формирование экономики, основанной на знании, следует признать «всеобщее осознание важности информации и знания в экономическом развитии, убежденность политических кругов, бизнесменов, менеджеров в ключевой роли инноваций для обеспечения конкурентоспособности» [9]. Именно осознание важности знания и инноваций формирует современные направления менеджмента (управление знаниями, управление инновациями), которые в значительной степени определяют поведение органов власти и управления, а также субъектов хозяйственной деятельности на рынке (или в определенной сфере жизнедеятельности населения). На уровне муниципальных образований это осознание стимулирует к разработке и принятию соответствующих стратегий и программ развития местных экономик, основанных на знаниях.

Учитывая то, что экономика знаний базируется на новых знаниях, имеющих информационную основу и воплощающихся в инновации, авторы монографии [1] определяют экономику знаний как многомерную категорию, связанную с развитием информационно-коммуникационных технологий. Сегодня последние охватывают практически все сферы человеческой деятельности и являются своеобразным «катализатором» новых знаний как научно-технического, так и гуманитарного содержания, необходимых для культурного и духовного обогащения мира.

Достаточно часто термин «экономика знаний» употребляют просто как синоним инновационной экономики. Однако экономика знаний — это высший этап развития инновационной экономики и, как свидетельствуют многочисленные публикации, фундамент информационного общества, к которому стремится весь современный мир [3]. В свою очередь, если речь идет о производстве (продуцировании) новых знаний и их использовании, то именно последние являются источником инноваций и, как следствие, определяющим фактором стратегического развития как на уровне

отдельной организации, так и на уровне целой территории, в частности муниципального образования.

Сегодня украинские муниципальные образования переживают не лучшие времена, что объясняется, в частности, политическими и экономическими событиями в государстве, отсутствием стабильности, а также многочисленными реформами, которые охватили сейчас практически все сферы жизнедеятельности украинского общества как на уровне регионов, так и отдельных административно-территориальных единиц. Однако нельзя не принимать во внимание, что развитие муниципальных образований, комплексное использование их ресурсного, человеческого и интеллектуального потенциала является базой для развития регионов и страны в целом. Именно на уровне отдельных муниципальных образований создаются условия для эффективной работы предприятий, обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг, повышения уровня и качества жизни населения. При этом конечная цель управления деятельностью муниципальных образований должна быть направлена на наиболее полное удовлетворение комплекса потребностей и ожиданий территориальных общин.

Поиск эффективных инструментов повышения конкурентоспособности муниципальных образований и анализ существующей нормативно-правовой, теоретико-методологической и научной базы в сфере реализации и обеспечения инновационной деятельности позволили сделать выводы о том, что инвестиционная привлекательность муниципального образования и, как следствие, его конкурентоспособность напрямую зависят от количества и качества инноваций, основанных на знаниях, уникальных для определенной территории, и таких, которые инициируются (синтезируются) природным или искусственным путем находящимися на ней предприятиями и организациями разных форм собственности, а также индивидуальными субъектами хозяйственной деятельности.

В целом конкурентоспособность муниципального образования можно рас-

сматривать с двух позиций: во-первых, с позиций уровня развития его экономики; во-вторых, в сравнении с другими городами. Учитывая то, что конкурентоспособность любой территории напрямую зависит от ее привлекательности для инвесторов и имеющегося ресурсного потенциала, одним из важнейших стратегических ресурсов, обеспечивающих деятельность субъектов по производству товаров и услуг, в т.ч. инновационную, являются люди. И в первую очередь для них должна быть очевидна привлекательность муниципального образования, при этом как для самих жителей, так и для приезжих, которые приносят реальный доход его предприятиям и являются носителями и распространителями информации о нем.

Если рассматривать первую составляющую конкурентоспособности муниципального образования, а именно с позиций уровня развития его экономики, то одними из основных показателей результативности управления в этой сфере являются уровень и качество жизни местного населения, а также степень удовлетворения его потребностей. Исходя из теории иерархии потребностей (или пирамиды потребностей, по А. Маслоу [13]), по мере удовлетворения низлежащих потребностей все более актуальными становятся потребности более высокого уровня. Но это не означает, что в тот момент, когда прежняя потребность полностью удовлетворена, больше ничего не происходит. Место предыдущей потребности занимает новая, и уже на более высоком качественном уровне. Именно в этот момент возникает возможность (или необходимость) получения и распространения нового знания, которое, в свою очередь, продуцирует инновацию и генерирует новую потребность. Предпосылкой к появлению нового знания является также тот факт, что все существующее стареет. Источниками появления нового знания могут быть неожиданные события (для предприятия или отрасли), несоответствие между реальностью (какова она есть на самом деле) и нашими представлениями о ней, а также нововведения, основанные на потребности рынка [2].

Что касается второго утверждения (относительно сравнения данного муниципального образования с другими с целью выявления уровня его конкурентоспособности), то тут одним из основных показателей является объем внешних инвестиций в местную экономику, который напрямую зависит от уровня развития инновационной инфраструктуры и инновационной активности всех действующих в данном муниципальном образовании субъектов. При этом также необходимо отметить ведущую роль исследуемого фактора, а именно инновации, основанной на новом знании.

В контексте нашего исследования под инновацией, основанной на новом знании, подразумевается превращение определенного, уникального для данной территории знания в конкретный продукт (услугу), положительно влияющий на благосостояние (жизнеобеспечение) целевой группы населения. При этом преобразование знания в инновацию и, соответственно, сам инновационный процесс (от фундаментальных исследований к коммерческой реализации) протекает нелинейно. Как справедливо отмечают авторы публикации [9], современное понимание инноваций исходит из интерактивной системной модели инновационных процессов, в которой ключевую роль играют инновационные системы (региональные, национальные и международные), в рамках которых создается, распространяется и используется новое научное и технологическое знание и осуществляется поддержка инновационных процессов.

Результатом инноваций, основанных на новых знаниях, могут быть всевозможные системные трансформации (изменения, преобразования, превращения), связанные с различными факторами, в частности с влиянием внешней среды на определенную ситуацию. Отталкиваясь от теории управления изменениями в организации, системные трансформации можно определить как динамичные изменения системы во времени, которые возникают в результате ее развития и приводят к новому качественному состоянию объекта, его состава и структуры. Основная движущая сила таких изменений — люди, информация, технологии [11].

Если рассматривать системные трансформации через призму развития муниципальных образований, то в этом контексте их можно определить как результат изменений, которые на качественном уровне меняют все сферы жизнедеятельности территориальной общины и влияют на социально-экономическую ситуацию муниципального образования в целом. Это всевозможные демографические, политические изменения, изменения в социально-гуманитарной сфере, в ментальности, восприятиях, настроениях, ценностных установках и т.п. При этом инновационные процессы, результатом которых могут быть системные трансформации, являются одним их определяющих факторов стратегического развития всего муниципального образования.

Для осуществления системных трансформаций на основе инновационной деятельности необходимо систематически переосмысливать то, что «износилось», устарело или стало тормозом на пути к прогрессу. Такая «переоценка ценностей» касается как внутренних факторов, имеющих влияние на развитие экономики муниципального образования, так и внешних, обусловливающих необходимость проведения бенчмар-кингового и конвергентного анализов для сравнения с другими муниципальными образованиями с целью сближения их экономических систем и перехода на более высокий, качественный уровень развития.

Для формирования методологического базиса обеспечения конкурентоспособности муниципального образования через инновации, основанные на новых знаниях, определены следующие принципиальные особенности последних:

— инновации, основанные на знаниях, не являются прерогативой исключительно бизнеса и наукоемких секторов экономики — особую роль в генерации новых знаний и превращении их в инновацию отводится науке и образованию;

— инновационная активность важна и осуществляется сегодня во всех отраслях промышленности и сферы услуг, а также в публичном секторе, где органы муниципального управления рассматриваются как субъекты предоставления публичных услуг территориальным общинам [9];

— всевозможные научные исследования и разработки не являются единственным источником генерации знания для инноваций; маркетинг, бенчмаркинг, конвергентный и SWOT-анализ составляют не менее часто используемые источники инновационной информации, при этом необходим тщательный анализ самого знания, позволяющего создать инновацию, а также анализ социальных, экономических, технических и других факторов, связанных с ним и имеющих определенное влияние на его инициацию (возникновение);

— инновации, основанные на новых знаниях, характеризуются наибольшими затратами времени по сравнению с другими инновационными предложениями и возможностями [4]; кроме того, такие инновации требуют сочетания знаний, полученных в разных областях, поэтому инновации, основанные на новом знании, нуждаются в особых условиях, предопределяющих их появление, и соответствующей инфраструктуре;

— определяющую роль в возникновении инноваций, основанных на новых знаниях, играют условия реализации новой идеи: если невозможно обеспечить все условия, то инновацию следует отложить в силу того, что новое знание (особенно научное) не всегда является надежным и предсказуемым; необходимо быть готовым к тому, что бесперспективные идеи нужно отклонять без сожаления и что инновационные проекты всегда имеют большую степень риска, чем традиционные, и высокий процент неудач при этом — обычное явление;

— для повышения конкурентоспособности муниципальных образований особенно важна четкая ориентация на стратегические приоритеты его развития; перспективная инновация сразу привлечет внимание территориальной общины, результаты ее внедрения будут быстрее восприниматься (ощущаться) населением, при этом лидирующая и одновременно стимулирующая инновации роль органов местного самоуправления будет для него очевидна;

— внедрение инноваций, основанных на новом знании, особенно в социально-экономической сфере развития муниципального образования, требует эффектив-

ного и результативного муниципального менеджмента, деятельность которого сфокусирована на специфических особенностях конкретной территориальной общины, ее уникальных возможностях и реалиях.

Для получения возможности практической реализации подхода к формированию

системы обеспечения конкурентоспособности муниципального образования через инновации, основанные на новых знаниях, нами выделены следующие основные принципы, определяющие стратегический, аналитико-синтетический, структурный и управленческий аспекты ее построения (рис. 1):

Рис. 1 — Принципы формирования системы обеспечения конкурентоспособности муниципального образования через инновации, основанные на новых знаниях

— четкая ориентация на потребности территориальной общины и местного рынка с последующей возможностью формирования внешнего спроса на инновационные продукты и выхода на внешние рынки;

— наличие стратегий социально-экономического развития муниципального образования и проектов реализации его стратегических приоритетов, имеющих ярко выраженную инновационную составляющую и позволяющих быстро адаптироваться к бурным изменениям на рынке;

— наличие инновационного потенциала, в частности надлежащей инновационной инфраструктуры, в составе которой в соответствии с законом Украины «Об инновационной деятельности» [6] находятся

предприятия, организации, учреждения, их объединения, ассоциации любой формы собственности, которые предоставляют услуги по обеспечению инновационной деятельности [6];

— эффективная система управления инновационным развитием, а именно профессиональный муниципальный менеджмент, в т.ч. инновационный, который обеспечивает своевременную реализацию комплекса действий, нацеленных на достижение стратегических целей развития муниципального образования для повышения его конкурентоспособности и улучшения уровня и качества жизни его населения в соответствии с общепринятыми европейскими стандартами, нормами и правилами [10];

— высокий уровень организационной культуры и формирование новой культуры производства, которая будет основываться на принципах социальной ответственности, обеспечивать эффективность современной интеграционной модели развития муниципального образования с ориентацией на европейские стандарты качества жизнедеятельности на его территории;

— повышение роли государственно-частного партнерства с целью обеспечения долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса в решении общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях, на основе чего становится возможным более широкое привлечение потенциальных инвесторов, улучшение деловой атмосферы, повышение имиджа власти и увеличение доверия населения к ней как на местном, так и на региональном уровнях;

— повышение эффективности деятельности всевозможных интеграционных объединений (сетей) и инновационно активных предприятий, таких как технологические альянсы, технопарки, кластеры, бизнес-инкубаторы, которые, в свою очередь, являются катализаторами инновационных процессов на территории и обеспечивают интеграцию науки, образования, реального сектора экономики и бизнеса;

— регулярное проведение бенчмар-кингового и конвергентного анализов для сравнения с другими муниципальными образованиями с целью адаптации ведущего зарубежного и отечественного опыта и лучших практик реализации инновационной деятельности, сближения изучаемых экономических систем в сторону перехода на более высокий качественный уровень развития;

— активная инновационная политика, проводимая органами как государственного управления, так и местного самоуправления, благодаря которой расширяются возможности рынка труда, создаются качественные и высокооплачиваемые новые рабочие места, формируется спрос на работников с высшей квалификацией, на услуги центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации соответствующих кадров.

Выводы. Таким образом, в Украине назрела необходимость качественной перестройки системы управления инновационным развитием, в частности, на муниципальном уровне. Учитывая провозглашенный государством курс на европейскую интеграцию, а также основные требования к формированию такой системы, считаем, что конкурентоспособность муниципальных образований в первую очередь можно обеспечить, придерживаясь вышеизложенных основных принципов реализации инноваций, основанных на новых знаниях.

Обеспечение инновационного развития муниципального образования должно базироваться одновременно на идеологии модели экономики рыночного типа европейского характера, современных менеджмент-ориентированных подходах (стратегических, проектных, кластерных) и концепциях (управления знаниями, управления изменениями, формирования надлежащей организационной культуры и т.п.).

Применение принципов социальной ответственности бизнеса, функционирующего на территории, повышение роли государственно-частного партнерства в решении общественно значимых задач, формирование соответствующей нормативно-правовой базы, которая совмещает социальные (общественные) интересы с государственными, адаптация ведущего зарубежного и отечественного опыта и лучших практик реализации инновационной деятельности как на отдельных территориях, так и в стране в целом создают базис для обеспечения конкурентоспособности муниципальных образований, повышения их инвестиционной привлекательности через генерацию новых знаний и их активизацию.

Библиографический список

1. Геец В. М. 1нновацшш перспективи Украши: монографiя / В. М. Геец, В. П. Се-миноженко. — Х.: Константа, 2006. — 272 с.

2. Грибов В. Инновационная деятельность / В. Грибов, В. Грузинов // Экономика предприятия. — Режим доступа: http:// www.inventech.ru/lib/predpr/predpr0053/. — Назв. с экрана.

3. Д^дик В. I. Економжа знань як скла-дова CTpaTeri4Horo потенщалу perioHy / В. I. Д^дик // Наук. BicH. Ужгородського ун-ту: 36ipH. наук. пр. — 2008. — Вип. 26.

- С. 74-79.

4. Инновационный менеджмент: глоссарий / Л.Е. Чередникова, А.А. Бовин, А.В. Черепанов. - Новосибирск, Сибирская академия финансов и банковского дела, 2010.

5. Махлуп Ф. Виробництво та розпов-сюдження знань у США / Ф. Махлуп. — М. : Прогрес, 1966. — 462 с.

6. Про шновацшну дiяльнicтъ : закон Укра!ни в1д 04.07.2002 № 40-IV // В^ом. Верховно! Ради Украши. — 2002. — № 36.

— Ст. 266.

7. Рекомендацп щодо вдоскона-лення законодавства з шдвищення конкурентоздатност економжи на оcновi створення i розвитку промислових клаcтерiв : схвалено на Заадант Комiтету пiдприeмцiв базових галузей промисловост ТПП Укра!ни 15.11.2011 р. — Режим доступу : http://ucluster.org/blog/2011/11/... promislovikh-klasteriv. — Назва з екрану.

8. Угода про партнерство та сшвробггництво мiж Свропейським спiвтовариством i Украшою вiд 14.06.1994 р. // Офщ. BicH. Украши. - 2006. - № 24.

- С. 203. - Ст. 1794.

9. Хохлов Ю. Е. Экономика, основанная на знании: социально-экономические тенденции и политические цели / Ю. Е. Хохлов, С. Б. Шапошник // Информационное общество. - 2002. - № 1. - С. 4-7.

10. Шаров Ю. Свропейсью стандарта публ!чного управлшня: проекщя на мунщипальний рiвень / Ю. П. Шаров, I. А. Чикаренко // Державне управлшня та мшцеве самоврядування. - Д.: ДР1ДУ НАДУ, 2010. - № 1 (4). - С. 295 - 304.

11. Шаров Ю. П. Управлшня змшами : навч. поаб. / Ю. П. Шаров. - К.: УАДУ, 1997.

- 76 с.

12. Экономика знаний: уроки для России // Наука и жизнь. - № 5. - 2003. -Режим доступа: http://www.nkj.ru/archive/ articles/2874/. - Загол. с экрана.

13. Maslow A. H. Motivation and Personality. - New York : Harpaer & Row, 1954.

Chikarenko I.A., e-mail: [email protected]

Head of educational department, associate professor of the department of management and project control of Dnepropetrovsk Regional Institute of Public Administration under the President of Ukraine NAPA, Candidate of Sciences in Public Administration, Associate Professor (Dnepropetrovsk, Ukraine).

provision of competitiveness of municipal formations through innovations, based on new knowledge

The role of knowledge and innovation in providing the competitiveness of municipalities in Ukraine is examined. The essence and characteristics of innovations based on new knowledge are defined. The basic principles of the creation of the system providing the competitiveness of the municipality on the basis of innovations and new knowledge are singled out. Key words: municipal formation, competitiveness, innovations, knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.