Научная статья на тему 'Обеспечение качества социозащитной функции педагогов в условиях образовательного учреждения'

Обеспечение качества социозащитной функции педагогов в условиях образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / SPECIALIST TRAINING / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РЕБЕНКА / SOCIAL SECURITY OF A CHILD / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анненкова Н. В.

Статья посвящена проблеме подготовки специалистов педагогического профиля в системе высшего образования к осуществлению социозащитной функции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING HIGH QUALITY OF TEACHERS SOCIAL SECURITY FUNCTION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article is devoted to the problem of training pedagogical profile specialists in the system of higher education to implement the social security function.

Текст научной работы на тему «Обеспечение качества социозащитной функции педагогов в условиях образовательного учреждения»

#

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА СОЦИОЗАЩИТНОЙ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

PROVIDING HIGH QUALITY OF TEACHERS' SOCIAL SECURITY FUNCTION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Н. В. Анненкова

Статья посвящена проблеме подготовки специалистов педагогического профиля в системе высшего образования к осуществлению социозащитной функции.

Ключевые слова: подготовка специалистов, система высшего образования, социальная защита ребенка, педагогические технологии.

N. V. Annenkova

The article is devoted to the problem of training pedagogical profile specialists in the system of higher education to implement the social security function.

Keywords: specialist training, system of higher education, social security of a child, pedagogical techniques.

Современные социальные требования к системе российского образования диктуют необходимость ее модернизации. Приоритетной целью модернизации является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качества жизни», раскрывающимся через категории «социальное благополучие», «социальная безопасность», «защищенность», «самореализация», «самозащита». В условиях приоритетной поддержки со стороны государства современная система образования, обеспечивая доступность качественного образования, его индивидуализацию и дифференциацию, предполагает защиту прав личности обучающегося, предоставление психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку, его семье в проблемных ситуациях.

В российском обществе назрела острая необходимость решения проблемы социальной защиты детства. Одним из направлений этой работы является подготовка кадрового состава к социозащитной деятельности, разработка теоретических и научно-практических основ подготовки педагога к деятельности в сфере социальной защиты ребенка.

Идеи социальной защиты ребенка в системе образования нашли свое отражение в научных трудах и разрабатываются в рамках большого числа социально-педагогических исследований (В. Г. Бочарова, Л. В. Байбародова, С. В. Дармодехин, М. А. Галагузова, А. В. Иванов, Э. Ш. Ка-малдинова, М. А. Ковальчук, А. В. Мудрик, М. И. Рожков, В. А. Сластенин, М. В. Шакурова, Е. Е. Чепурных и др.).

Важной задачей организации социальной защиты детства в современных российских условиях становится разработка оптимальной модели ее системы, которая представляет взаимосвязь и взаимодействие следующих элементов: дети, государственные, общественные, частные институты, призванные заниматься социальной защитой детства как субъекты социальной защиты; социальная инфраструктура детства; деятельность по социальной защите

детства всех субъектов [1]. Важное место в этом процессе занимает деятельность педагогов образовательного учреждения. По отношению к детям, подросткам, наряду с их родителями и близким родственниками, именно учитель является основным агентом социализации. По мнению А. В. Мудрика, относительно контролируемой составляющей процесса социализации человека является воспитание, в основе которого лежит социальное действие [2]. Социально-педагогическое действие понимают как деятельность, которая направлена на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты.

Для понимания сущности и особенностей любого вида деятельности необходимо определить его концептуальные и процессуальные аспекты. Назначение социально-педагогической деятельности - оказание компетентной социально-педагогической помощи населению, повышение процесса социализации, воспитания и развития детей, подростков, юношей [3]. В теории и практике социальной деятельности в сфере образования Е. Е. Чепурных выделяет следующие виды защиты: государственная, педагогическая, семейная защита, самозащита семьи [1]. Придерживаясь ее точки зрения, мы рассматриваем государственную защиту как защиту личности со стороны одного из главных институтов общества - государства.

Под социальной защитой понимается деятельность государства, нацеленная на формирование и развитие полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для ее самоопределения и утверждения в жизни. Социальная защита в целом обеспечивается целенаправленной, сознательно регулируемой на всех уровнях общества системой практических, социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических, медико-экологических и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.

Ф

Государство осуществляет социальную защиту ребенка в сфере образования и рассматривает ее как защиту личности ребенка и процесса ее формирования, развития; защиту среды, в которой осуществляется жизнедеятельность детей, их прав; оказание помощи семьям со стороны всех институтов образования. Сущность процесса социальной защиты детей заключается во взаимодействии и взаимосвязи государственной политики по вопросам социальной защиты, педагогической деятельности и деятельности семьи по обеспечению социальной защищенности каждого конкретного ребенка и подготовки подрастающего поколения к самозащите. Школа является исполнителем воли государства, посредником в отношении детей школьного возраста, в ее функции входит осуществление социально-педагогической деятельности. Защита ребенка в педагогической деятельности осуществляется через реализацию функций целостного педагогического процесса (образовательная, развивающая, воспитательная) и активность специалиста, в нашем случае это деятельность педагога в массовой школе.

А. В. Иванов в ряде работ определил понятие педагогическая защита как систему педагогических действий, обеспечивающих физическую, психическую и нравственно-психологическую безопасность отдельного субъекта (воспитанника) в образовательном процессе, отстаивание его интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и физических сил [4]. Мы согласны с автором, что педагогическая защита обеспечивается комплексом действий со стороны системы образования, направленных на нейтрализацию негативных влияний социума по отношению к конкретному ребенку.

М. В. Шакурова определяет термин социально-педагогическая защита каксистемуусловий и средств, обеспечивающих физическую, психическую и нравственно-психологическую безопасность отдельного субъекта (воспитанника), отстаивание его интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и физических сил [5].

Школа обеспечивает социальную защиту ребенка через деятельность педагогов в данном направлении. Содержание педагогической деятельности определяется реализуемыми в ее ходе функциями. Социозащитную функцию педагога в школе целесообразно рассматривать как одно из условий (принципов) удовлетворения потребности ребенка в безопасности: физической, психологической, педагогической, социальной.

Осуществление социозащитной функции в деятельности педагога - это обеспечение условий в образовательном процессе для полноценного развития растущей личности. Деятельность педагога рассматривается как функциональная подсистема, которая способствует социальной защите процесса формирования и развития личности ребенка, его индивидуальности, которая направлена на максимально успешное прохождение каждым школьником этапов своего становления как личности. Основными аспектами в осуществлении педагогом социо-

защитной деятельности в условиях образовательного учреждения являются: организационный, диагностический, прогностический, экспертный, коммуникативный, охранно-профилактический, коррекционно-восста но ви-тельный, посреднический, проектировочный, рефлексивный. Сущность социальной защиты ребенка в образовательном учреждении состоит в обеспечении условий для целенаправленного процесса эффективного взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителей с целью реализации государственной образовательной политики и подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни в современном обществе.

В системе образования мы будем ориентироваться на основные направления социальной защиты, выделенные В. Г. Лисовским [6].

1. Социальная защита процесса формирования и развития личности ребенка и его индивидуальности: задача педагога - в ходе образовательного процесса создать оптимальные условия, позволяющие развиваться личности ребенка и формироваться его индивидуальности, помогая ему самореализоваться и найти свою социальную нишу в жизни.

2. Социальная защита среды формирования и развития ребенка: формирование самой среды обитания и стимулирование элементов среды, оказывающих благоприятное воздействие на процесс формирования личности ребенка. Педагоги своими действиями способствуют или препятствуют процессу формирования и развития ребенка в самом широком диапазоне, от экологических элементов среды до социальных факторов.

3. Защита прав учащихся: деятельность педагогов нацелена на правовое обеспечение и регулирование как воздействий среды, так и самого процесса формирования и развития личности.

4. Целевая социальная защита: деятельность педагогов по оказанию адресной помощи нуждающимся в ней детям; педагоги отвечают за координацию взаимодействия всех субъектов образовательной политики.

Анализ теории и практики реализации социозащитной функции показал, что педагоги образовательных учреждений, молодые специалисты, будущие педагоги, которые еще находятся на студенческой скамье, не подготовлены в достаточной мере к реализации в педагогической деятельности этой функции. На сегодняшний день актуальной и востребованной является задача подготовки педагогов к ее реализации.

Социозащитная деятельность предполагает профессионализацию, то есть введение подготовки не только специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, реабилитаторов, практических психологов, медиков, специализирующихся на оказании конкретных видов помощи детям, но и подготовку всех педагогов массовой школы к решению обозначенных задач.

Специфика педагогической деятельности по обеспечению социальной защиты ребенка в системе образования определяется стратегией действия, заключающегося в реализации субъект-объектного и субъект-

#

субъектного подходов. Субъект-субъектный подход, предполагающий активность самого ребенка в процессе оказания ему помощи, зарекомендовал на практике как наиболее эффективный, способствующий достижению цели социальной защиты детей.

Анализ педагогической теории и образовательной практики подтверждает наше предположение, что особенностью и одним из условий педагогической деятельности в обеспечении качества социозащитной функции педагогов в условиях образовательного учреждения является реализация субъект-субъектного подхода. Указанное положение определяет, в свою очередь, важность и своевременность обращения к решению проблемы подготовки будущего педагога как субъекта социальной защиты ребенка с позиции субъектно-деятельностного подхода. Под субъектно-деятельностным подходом в процессе профессионального развития педагога понимается способ познания и организации образовательной деятельности, включающий в себя комплекс структур и механизмов, направленных на формирование активной личности обучаемого как субъекта, способного активно, самостоятельно осуществлять свою учебную деятельность и осознанно управлять ею, брать на себя ответственность за результаты своих действий и поступков.

Образовательное учреждение ответственно за реализацию государственной политики социальной защиты про-

цесса формирования и развития личности ребенка и его индивидуальности. Актуальной остается проблема подготовки профессиональных кадров для социозащитной деятельности в условиях образовательного учреждения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чепурных Е. Е. Социальная защита детства в сфере образования: Моногр. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2001.

2. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2000.

3. Сластенин В. А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. - М.; Тула, 1993. - Т. 2.

4. Иванов А. В. Защита ребенка как педагогическое понятие. - М., 1995.

5. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002.

6. Лисовский В. Г. О чем спорят старшеклассники. - М.: Педагогика, 1990.

СМЫСЛО-ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИЗАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА

MEANING AND VALUE ASPECTS OF HUMANIZATION IN TEACHER TRAINING

В. Д. Лобашев

Требования совершенствования образовательного процесса и в первую очередь его гуманизации предполагают анализ и оценку основных элементов бифуркационных областей профессиональной деятельности педагога. Его подготовка объективно дополняется логико-нравственными элементами и методами.

Ключевые слова: ценностные ориентации, личностные смыслы, текст, деятельность.

V. D. Lobashev

Requirements of enhancing educational process and first of all its humanization imply analysis and estimation of basic elements of a teacher's work bifurcation spheres. Training a teacher is objectively complemented with logical and moral elements and methods.

Keywords: system of values, personal meanings, text, activity.

Образовательная деятельность современного педагога отличается специфическими обстоятельствами ее реализации. Наблюдающееся смещение понятия и содержания действий и деятельности от преимущественного представления как труда в большей части физического на его интеллектуально-феноменологические аспекты отчетливо проявляет пограничные противоречия в сферах констатации и влия-

ния интересов личности и социума. Кроме того, сама социальная система нуждается в постоянной модификации механизмов и методов повышения ее внутренней устойчивости, совершенствовании ценностей и норм деятельности, поскольку непрерывно нарастающая мощь производственных и боевых технологий требует все более совершенных средств гуманизации образовательного процесса.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.