Обеспечение качества передачи речи в конвергентных сетях с учетом неточности сетевых характеристик
Ключевые слова:
конвергентные сети, качество передачи речи, имитационное моделирование, мультисервисны1е сети, ОоБ-маршрутизация
Анализируются причины неточности получаемой информации о характеристиках конвергентных сетей передачи речи, приведена классификация различных механизмов обеспечения заданного качества QoS в пакетных сетях следующего поколения. Предложены методы поиска наиболее вероятного пути, удовлетворяющего ограничениям по задержкам передачи речевых пакетов и полосе пропускания участков конвергентной сети. Приведены описание разработанных методов обеспечения качества передачи речи, результаты имитационного моделирования и практического применения методов на мультисервисной сети регионального оператора связи, а также оценка эффекта от внедрения разработанных методов.
Самсонов М.Ю.,
аспирант ПГУТИ [email protected]
Введение
Трафик данных по различным оценкам в ближайшем будущем превзойдет или в некоторых странах уже превосходит трафик передачи речи, но, несмотря на это, в структуре доходов операторов связи речевые услуги составляют по-прежнему основную долю. Вопросы обеспечения качества передачи речи всегда были важны для сетей связи, но особо остро эти вопросы встали перед операторами с появлением возможности передавать голос по сетям с пакетной коммутацией.
В традиционных телефонных сетях качество передачи речи является неотъемлемой и гарантированной величиной, поэтому оно однозначно ассоциируется с качеством услуги телефонной связи. В то же время в сетях с пакетной коммутацией, изначально не предназначавшихся для пропуска речевого трафика, для
обеспечения качества передачи речи приходится применять специальные методы. От эффективности работы и сложности этих методов зависит совокупный показатель услуги — соотношение цена/качество, который в свою очередь определяет спрос на услугу.
В основе конвергентных сетей лежит принцип взаимопроникновения технологий и услуг сетей телефонии, сотовой подвижной связи и передачи данных. В этих сетях используются различные среды передачи, системы коммутации, системы управления и т.п. Факторы, влияющие на качество передачи речи, специфичны для каждой из сетей. В ходе конвергенции разнотипных сетей происходит смешение механизмов обеспечения качества передачи речи. Однако пользователей услуг интересует в большей степени только цена и качество речевой услуги, а не среды и технологии передачи речи. Поэтому в конвергентных сетях необходимо внедрять единый механизм обеспечения качества передачи речи, рассчитанный на применение в разнотипных сетях связи.
Одна из главных проблем для определения оптимальных схем передачи речевого трафика в конвергентных сетях заключается в том, что необходимая для маршрутизации информация о сетевых характеристиках по различным направлениям является неполной или неточной. Это обстоятельство значительно усложняет, а порой делает невозможным использование в конвергентных сетях действующих в существующих пакетных сетях алгоритмов удовлетворения заданных требований QoS. В этих условиях предпочтительным является использование спе-
циальных методов и алгоритмов маршрутизации речевого трафика в конвергентных сетях, использующих частичную или приблизительную информацию о задержке передачи пакетов и полосе пропускания участков сети.
Причины неточности получаемой информации о сетевых характеристиках в конвергентных сетях
С ростом масштаба сетей и набора услуг полная информация о состоянии пакетной сети становится труднодоступной. Следовательно, маршрутизация должна основываться на частичной или приблизительной информации и удовлетворять заданным требованиям QoS. К причинам появления неточности информации о сетевых характеристиках можно отнести следующие факторы:
1. Динамика состояния сети Многие характеристики качества обслуживания в глобальных сетях связаны с временными явлениями, такими как, например, загруженность. При этом за основу могут браться как худшие, так и лучшие показатели обслуживания. В обоих случаях искомые характеристики будут не точны. Данная неточность может быть нивелирована за счет быстрого обновления информации о состоянии сети. Однако это не представляется возможным, так как состояние современных глобальных сетей меняется очень быстро и в больших масштабах.
Сравнение сетевых моделей обеспечения QoS
Разработчик модели QoS Элементы управления Методы обеспечения QoS
Трансп. сеть Межсетевые шлюзы Сеть доступа Оборудование пользователя
ETSI TISPAN _ + + _ IntScrv, DiftServ
ITU-T + + + IntServ, DiffServ
MSF -f- + - - MPLS, RSVP, IPv6
3GPP + + _ IntServ, DiftServ
IP/MPLS F + + IP/MPLS
BSF - . + . IntServ, DitTServ
2. Процесс агрегации в больших сетях.
В быстро растущих современных сетях обладать исчерпывающей и точной информацией обо всех узлах и загруженности звеньев сети не представляется возможным. Поэтому необходимо представление информации в масштабируемой форме. Однако, процесс сбора и усреднения информации, по сути, вносит определенную погрешность.
3. Скрытность информации о сети.
Некоторые подсети могут быть приватными
и не допускать распространение определенной информации. Одной из причин тому может служить попытка скрыть саму суть и принципы функционирования той или иной сети. Как правило, такие сети предоставляют неточную информацию о своих характеристиках.
4. Приближенные вычисления значений
сетевых характеристик.
Обычно информация об узлах и звеньях сети является аппроксимацией реальных параметров и значений, поскольку они основываются на моделях, которые не могут отражать всю сложность сетевой архитектуры и устройств, входящих в неё. Рассчитанные параметры являются, как правило, верхней границей или представляют собой весьма неточную аппроксимацию.
Особенности использования механизмов обеспечения качества передачи речи в пакетных сетях
Применение различных механизмов обеспечения QoS в пакетных сетях следующего поколения определяют несколько международных институтов стандартизации в области NGN: ETSI TISPAN, ITU-T, MultiService Forum, 3GPP, IP/MPLS Forum, Broadband Services Forum. Анализ существующих сетевых моделей обеспечения QoS приведен в таблице на основе исследований 1, 2, 4 .
Несмотря на обширные исследования по разработке механизмов и моделей обеспечения QoS в пакетных сетях, в настоящее время не существует стандартных решений в области обеспечения качества услуг "из конца в конец сети" (end-to-end) [2]. Следует отметить, что цели исследований международных институтов одинаковы, но движение к ним наблюдается с "разных сторон". Форум MSF "движется" от транспортного уровня к уровню услуг, из всех международных институтов его рекомендации носят наиболее практический характер и основываются на использовании действующих протоколов и сетевых технологий. Однако реко-
мендации MSF охватывают в основном только транспортные сети.
ETSI TISPAN в своих разработках наоборот "движется" от уровня услуг и сетевого управления к транспортному уровню. TISPAN представляет всесторонне проработанную концепцию построения подсистемы IMS (IP Multimedia Subsystem), но вопросы обеспечения качества решены только в общем виде и затрагивают не все составляющие транспортного уровня конвергентных сетей. В основном сфера разработки ограничивается сетью доступа и межсетевыми шлюзами.
Из всех рассмотренных только модель ITU-T является самой полной, охватывает все плоскости и сетевые составляющие NGN. Она не только включает решения ETSI TISPAN, но и дополняет их. Но в настоящее время работы ITU-T носят только общий характер, поэтому использование данной модели на практике затруднено.
Проведенный анализ в [5] показал, что наиболее стандартизованными и унифицированными являются механизмы обеспечения качества, относящиеся к плоскости передачи пакетных данных Это вызвано объективной необходимостью взаимодействия на транспортном и сетевом уровнях разнотипного оборудования различных производителей. Механизмы плоскости администрирования в основном носят организационно-технический характер, определяющий те правила управления, которые реализуются плоскостями передачи данных и управления.
С точки зрения исследования наибольший интерес представляют механизмы управления доступом к ресурсам сети (Admission Control, для конвергентных сетей передачи речи — управление вызовами Call Admission Control (CAC)) и QoS-маршрутизации в IP-сетях (QoS routing) [6]. Эти механизмы являются головными в плане обеспечения качества услуг в конвергентных сетях, они могут быть уникальными для каждого оператора и могут давать операторам дополнительные конкурентные преимущества.
Механизм САС, согласно рассмотренным моделям, работает с теми сетевыми узлами, в которых происходит медийное преобразование (шлюзы доступа, магистральные медиашлюзы, граничные шлюзы) и полностью отвечает за перенос и коммутацию речевого трафика. QoS-маршрутизация совместно с резервированием ресурсов обеспечивает транспортную среду с требуемыми значениями сетевых характеристик, в свою очередь, управляя элементами IP-сети. Совместное использование САС и QoS-маршрутизации обеспечивает максимальную гибкость и эффективность реализации требуемых политик качества услуг связи в конвергентных сетях. Однако современные стандарты ограничивают взаимодействие этих механизмов, сводя их до уровня обмена командами запроса от CAC о возможности использования сетевых ресурсов для очередного соединения и подтверждения о наличии ресурсов от модуля Bandwidth Manager, обеспечивающего QoS-маршрутизацию. CAC — это детерминированное и обоснованное решение, которое принимается перед установлением речевого соединения и оно основано на доступности необходимых ресурсов сети для обеспечения подходящего QoS при новом вызове. Классификация механизмов CAC показана на рис. 1.
В конвергентных сетях передачи речи оптимальным является применение метода централизованного управления вызовами, использующего информацию о топологии сети. В этом случае САС работает совместно с блоком управления сетевыми ресурсами (RACS — Resource and Admission Control Subsystem или Bandwidth Manager), используя динамические алгоритмы управления и мониторинга в сети доступа и транспортной сети (сетевые модели ETSI TISPAN и MSF [2]). Данный метод обладает преимуществами перед другими методами САС и в тоже время имеет бoльшую гибкость в плане применения современных технологий QoS-маршрутизации [1].
Обеспечение QoS-маршрутизации в па-
Управление вызовами (САС)
Рис. 1. Классификация механизмов САС в конвергентных сетях передачи речи
Управление вызовами
Терминал А
Терминал В
а)
б)
Терминал А
Терминал В
в)
Рис. 2. Структура конвергентной сети передачи речи (пример):
(а) полная сеть, (б) фрагмент сети, соответствующий раздельному применению механизмов САС и ОоБ-маршрутизации, (в) представление сети в виде нагруженного графа
кетных сетях является весьма сложной задачей из-за нескольких факторов. Во-первых, распределенные приложения, такие как передача речи, имеют строгие требования QoS по задержке, джиттеру, потерям пакетов, полосе пропускания и т.д.
Множественные ограничения делают задачу QoS маршрутизации аналитически неописуемой. К примеру, задача нахождения приемлемого пути с двумя независимыми ограничениями является трудноразрешимой [7]. Во-вторых, в современных пакетных сетях трафику, требовательному к QoS, приходится сосуществовать с нагрузкой, передаваемой в режиме негарантированной доставки (best-effort). Это значительно усложняет решение оптимизационных задач. В-третьих, пакетным сетям свойственно динамичное изменение состояния из-за кратковременных колебаний трафика, изменений характеристик звеньев сети и многих других факторов. При росте размеров сетей становится сложно обеспечивать доступность актуальной информации о состоянии сети, что может сильно сказаться на качестве алгоритмов QoS маршрутизации.
Модель конвергентной сети передачи речи
Конвергентная сеть (рис. 2а) может быть представлена в виде нагруженного графа G(V,E) (рис. 2в). Вершины графа V представляют собой сетевые узлы (маршрутизаторы, коммутаторы, шлюзы, терминальное оборудование). Нагруженные ребра E представляют собой звенья сети (каналы связи). Каждое ребро (u, V) Е E имеет нагрузку, измеряемую определенной QoS метрикой
w(u, v) := f (x1, x2,..., xn, C, Q), которая является функцией от сетевых характеристик Xj, x2,..,xn, стоимости канала связи C и параметра оценки качества передачи речи Q. Каждая вершина также имеет состояние, которое может быть определено независимо, или включено в состояние прилегающих ребер.
Пути установления соединений должны удовлетворять набору ограничений, которые могут относиться к ребрам, путям или деревьям. Ограничение для нагрузок ребер может выражаться в граничных значениях сетевых характеристик. Ограничение для пути определяет требования к характеристикам передачи речи "из конца в конец" для данного пути.
В структуре конвергентной сети можно выделить следующие области действия различных механизмов обеспечения качества речевых услуг (рис. 2а):
1. Область действия механизмов CAC определяется граничными точками "входа-выхода" в IP-сеть (межсетевыми шлюзами и шлюзами сети доступа), узлами сети ТфОП и терминальными устройствами A и B: этими сетевыми элементами управляет система САС и в этих точках может быть измерено качество речи.
2. Механизмы QoS-маршрутизации работают внутри магистральной IP-сети. Они управляют сетевыми устройствами (маршрутизаторами, коммутаторами) с целью выбрать требуемый маршрут между граничными точками. Указанные IP-устройства не позволяют непосредственно измерить качество речи, но могут выдать информацию о действующих сетевых параметрах для принятия решения системе управления вызовами и ресурсами.
Как отмечалось ранее, механизмы САС и QoS-маршрутизации действуют на разных участках пакетных сетей (например, только на сети доступа или в транспортной сети), кроме того, в большинстве вариантов эти механизмы не взаимодействуют друг с другом. Подобное положение приводит к тому, что в конвергентных сетях алгоритмы поиска путей, удовлетворяющих определенным критериям качества, не могут использовать граф полной сети (рис. 2а). Так как решения о выборе пути принимаются на каждом сетевом участке отдельно, то из рассмотрения исключаются пути, возможно более приемлемые, чем оставшиеся. Отсутствие сквозных (end-to-end) алгоритмов ограничивает структуру конвергентной сети до подграфа, представленного на рис. 2б.
Предлагаемые методы и алгоритмы
обеспечения качества передачи речи
в конвергентных сетях
Учитывая сложившиеся проблемы обеспечения качества передачи речи в конвергентных сетях автором были разработаны методы и алгоритмы поиска наиболее вероятного пути, удовлетворяющего ограничениям по сетевым характеристикам. В качестве ключевых характеристик выбраны задержка и полоса пропускания каналов связи. Для реализации задачи управления качеством передачи речи в конвергентных сетях предложен вероятностный подход, в котором принятие решения о выборе наиболее вероятного пути производится не по текущим значениям сетевых характеристик, а строится на основе информации о математическом ожидании и дисперсии сетевых характеристик.
Задача поиска наиболее вероятного пути с ограничениям по задержке и полосе пропускания (НВП ОЗП) сведена к совместному реше-
нию двух задач: поиска наиболее вероятного пути, удовлетворяющего ограничениям по полосе пропускания (НВП ОП) и поиска наиболее вероятного пути, удовлетворяющего ограничениям по задержке (НВП ОЗ).
Для решения задачи НВП ОП предложен алгоритм поиска кратчайшего пути с полиномиальным временем на основе модифицированного алгоритма Дейкстры. Алгоритм осуществляет поиск путей в нагруженном графе конвергентной сети, для которых максимальны значения пВ ( р) := Р[Ь(р) > В] — вероятности того, что полоса пропускания Ь(р) на всех ребрах пути р больше заданного граничного значения полосы пропускания В.
Определено, что задача НВП ОЗ может быть отнесена к классу трудноразрешимых задач (ЫР-сложных) и для ее решения использован аппроксимационный метод релаксации Лагранжа и модифицированный алгоритм поиска ^-кратчайших путей. В задаче НВП ОЗ предполагается, что для каждого ребра (і,/) нагруженного графа Є = (V Е) задержка С(і,/) является случайной величиной с математическим ожиданием |Л.(/, /) и дисперсией а2(і, /) и задержки для различных ребер являются взаимно независимыми величинами. Поиск оптимального пути проводится на основе максимизации целевой функции пО ( р) := (р) < О] — ве-
роятности того, что задержка С на пути р менее граничного значения О, равной
ПП (Р) “Ф
D -К Р)
а( р)
где
Ф(х):=^ [ 2п J
- у2'2.
dy
— интегральная функция нормального закона распределения случайной величины.
С использованием реверсивного алгоритма Дейкстры разработан эвристический алгоритм нахождения совокупности удовлетворительных путей для решения задачи НВП ОЗП. Путь р называется удовлетворительным, если невозможно найти другой путь ро, для которого
пв (Ро) > п в (Р) и KD (Ро) >KD (p).
Предложены методы решения задачи НВП ОЗП с учетом ограничений на стоимость речевого соединения и качество передачи речи в конвергентной сети, обеспечивающие уменьшение области поиска оптимального пути за счет отсечения путей, не удовлетворяющих пороговым значениям.
Для метода, использующего ограничение по качеству передачи речи, разработана принципиально новая метрика, сочетающая в себе показатели обеспечения оператором требуемого значения QoS и степень удовлетворенно-
сти потребителей качеством — QoE. В этой метрике использованы значения показателя качества R рассчитанного с использованием E-модели (см. рекомендацию ITU-T G.107) и параметр удовлетворенности пользователя качеством услуг передачи речи, который определяется оценкой ASR (Average Successful Rate — процент успешно завершившихся звонков) или ACD (Average Call Duration — средняя продолжительность разговоров), либо их комбинацией.
Результаты имитационного
моделирования и практических испыпаний
В ходе имитационного моделирования сравнивалась эффективность алгоритма НВП ОЗП и нескольких существующих алгоритмов поиска удовлетворительных путей в нагруженном графе сети [8, 9]. Критериями эффективности алгоритмов выступали: вычислительная сложность, выраженная в количестве вызовов алгоритма Дейкстры; количество успешных попыток соединений с учетом ограничений на сетевые характеристики; объем передаваемой служебной информации о характеристиках каналов связи.
Моделирование показало, что разработанный вероятностный алгоритм требует в среднем в 2,5 раза меньше итераций алгоритма Дейкстры по сравнению с известными методами. Даже при малом числе итераций для алгоритма НВП ОЗП найденный путь близок к оптимальному, что говорит о небольшой вычислительной сложности и высокой эффективности разработанного алгоритма. При равных ограничениях и сравнимой вычислительной сложности алгоритм НВП ОЗП для обоих вариантов определяет путь лучший, чем известные алгоритмы.
Результаты моделирования показали, что при одинаковых показателях эффективности, выражаемых в доле успешных попыток соединений S, вероятностный подход значительно (до 50%) снижает объем служебной информации, передаваемой по сети по сравнению с известными методами, что делает целесообразным использование вероятностного подхода на практике.
При моделировании количество успешных попыток соединений для вероятностного алгоритма превосходило аналогичный показатель известных алгоритмов на 15-25%. Эффективность предложенного вероятностного метода возрастает с увеличением дисперсии случайных характеристик сети, поэтому в сетях со значительными изменениями характеристик преимущество вероятностного подхода будет бо-
Система управления вызовами и ресурсами
Телефон
ТфОП
''‘Л» 1Р-сеть
АТС \к.У .. .
Магистральный
ІР-телефон
ІР-телефон
Рис. 3. Структура конвергентной сети передачи речи
лее ощутимо.
Для практической реализации методов обеспечения качества передачи речи в конвергентных сетях разработана модель конвергентной сети передачи речи для различных вариантов речевых соединений в соответствии с рекомендациями ЕТБ!, ГГ11-Т и отечественной нормативной базой. Модель охватывает все составляющие конвергентной сети (рис. 3): терминальные устройства, сеть доступа, транспорт-
ную сеть, ТфОП, что дает возможность исследовать комплексное использование механизмов САС и ОоБ-маршрутизации.
Для реализации метода НВП ОЗП с ограничением по критерию качества определено применение Е-модели для измерения оценки качества передачи речи в конвергентных сетях.
На основе разработанной методики проведено практическое исследование метода НВП ОЗП на мультисервисной сети передачи
данных (МСПД) одного из крупных региональных операторов электросвязи. Для испытаний выбран фрагмент сети (рис. 4), включающий в себя региональные узлы МСПД в городах N и M, участок междугородной транспортной IP MPLS сети, систему управления вызовами SoftSwitch 5 и 4 классов, системы биллинга и маршрутизации. Реализация путей для установления речевых соединений выполнено с использованием технологии IP VPN на транспортной
Биллинг
Система маршрутизации
SoftSwitch класса 4
SoftSwitch класса 5
SoftSwitch класса 5
Город N
Интернет IP VPN 1: VoIP + И Дернет IP VPN 2: VoIP
Город M
Магистральный
коммутатор
Генератор Шлюз вызовов
ТфОП
Рис. 4. Схема фрагмента МСПД при проведении практических испытаний
сети, рассмотрены различные варианты трафика в потоках. Была исследована эффективность разработанных алгоритмов по сравнению с используемым на практике методом выбора маршрута с минимальной стоимостью LCR (Least Cost Routing).
Результаты проведенньх натурньх испытаний показали, что разработанный вероятностный метод выбора оптимального пути в конвергентной сети обеспечивает экономию стоимости разговорного соединения от 12% в часы наибольшей нагрузки для сети Интернет до 44% для ночного периода. Причем максимальная эффективность достигнута при значениях периода регулирования в алгоритме маршрутизации равного 0,5 -—-1,5 от средней длительности разговорного соединения (рис. 5).
Заключение
Применение разработанных методов и алгоритмов позволяет обеспечить требуемое качество услуг передачи речи в конвергентных сетях с учетом неточной информации о сетевых характеристиках. Разработанные алгоритмы обладают высокой эффективностью и по сравнению с известными алгоритмами требуют для реализации меньших вычислительных ресурсов, обладают большей точностью расчетов и производительностью. Экономический эффект от внедрения разработанных методов позволит операторам связи обеспечить наилучшее соотношение цена/качество для услуг передачи речи в конвергентных сетях.
Литература
1. Росляков А.В. IP-телефония / А.В. Росляков, М.Ю. Самсонов, И.В. Шибаева. — М:. Эко-Трендз, 2003. — 250 с.
2. Росляков А.В. Сети следующего поколения NGN / А.В. Росляков, С.В. Ваняшин, М.Ю. Самсонов, И.В. Шибаева, ИА. Чечнева — М:. Эко-Трендз, 2008. — 424 с.
3. Росляков А.В., Самсонов МЮ. Модели и методы оценки качества услуг IP-телефонии // Электросвязь. — 2002. — №1. — С. 15-18.
4. Росляков А.В., Самсонов МЮ. Обеспечение качества услуг IP-телефонии // ИнформКурьер-Связь. — 2002. — №1. — С. 48-50.
5. Росляков А.В., Самсонов М.Ю. Анализ механизмов обеспечения качества IP-услуг // Информ-
КурьерСвязь. - 2002. - №2. - С. 48-50.
6. Самсонов МЮ. Качество передачи речи в NGN: Дано ли нам предугадать, как слово наше отзовется? // ИнформКурьерСвязь — 2003. — №10.
- С. 42-45.
7. Ахо А. Построение и анализ вычислительных алгоритмов / А. Ахо, Дж. Хопкрофт, Дж. Ульман — М.: Мир, 1979. — 535 с.
8. Henig M. I. The shortest path problem with two objective functions / M. I. Henig // European Journal of Operational Research. — 1986. — Vol. 25, №2. — pp. 281-291.
9. Apostolopoulos G. Quality of service based rout-ng: A performance perspective / G. Apostolopoulos, R. Guerin, S. Kamat, S. K. Tripathi // ACM SIG-COMM'98 Conference. — Vancouver, Canada, 1998.
— pp. 17-28.
МТС получила возможность прямого присоединения к сетям более 350 операторов мира
ОАО "Мобильные ТелеСистемы" получила возможность прямого присоединения своей сети к сетям более чем 350 операторов связи в мире через организацию точки присутствия в крупнейшем в Европе центре межсетевого взаимодействия ancotel ЭтЬН во Франкфурте-на-Майне.
Центр ancotel ЭтЬН предоставляет услуги независимого размещения оборудования заказчика на своей технической площадке и обеспечивает более чем 27000 межсетевых соединений для передачи данных и голосовой информации. Центр ancotel ЭтЬН стал первой международной точкой присутствия "МТС Россия".
"Данное соглашение является очередным шагом в реализации стратегии по установлению прямых партнерских отношений между МТС и международными операторами. Соглашение с ancotel ЭтЬН является стартом долговременного и взаимовыгодного сотрудничества, которое благодаря установлению прямых соединений с операторами позволит МТС сократить издержки при обеспечении международной связи для абонентов и обеспечить высокое качество телекоммуникационных услуг", — отметил директор МТС по конвергенции Евгений Москалев.
"Подписание соглашения с таким крупнейшим оператором сотовой связи в России и странах СНГ как МТС подтверждает значимость предо-
ставления спектра услуг компании ап^е! ЭтЬН в качестве независимой платформы на международном рынке для российских операторов, а также способствует расширению партнерских отношений между российскими и международными операторами связи. Данное соглашение, безусловно, является началом долгосрочного и надежного сотрудничества ancotel ЭтЬН и МТС Россия. Мы желаем компании МТС дальнейшего развития бизнеса и продуктивного сотрудничества с другими международными операторами связи на нашей платформе", — заявил начальник отдела по развитию бизнеса в странах Восточной Европы и СНГ ancotel ЭтЬН Генрих Штерц.
Организация точки присутствия МТС в ancotel ЭтЬН является продолжением стратегии по выходу МТС на международный рынок голосовых услуг после ввода в эксплуатацию собственной сети междугородней и международной связи в ноябре прошлого года и получения разрешения от Министерства связи и массовых коммуникаций РФ на предоставление услуг по пропуску трафика с использованием своей сети.
Ранее точка присутствия в апа^е! ЭтЬН была организована для сети "МТС Украина".