Камалова Т.А.
Обеспечение качества и безопасности на алкогольном рынке Республики Дагестан
Современное состояние российского потребительского рынка характеризуется большой долей недоброкачественной продукции, попадающей в обращение в обход действующего законодательства, фальсификацией продукции и значительным количеством товаров, находящихся в теневом обращении.
Не сформировался эффективный механизм контроля за качеством продукции. На рынок попадает контрафактная продукция или продукция, не прошедшая сертификацию. Не работает законодательство в части ответственности производителя или поставщика за качество поставляемого на рынок товара. Сегодня отсутствуют действенные рычаги для устранения этой негативной ситуации. Поэтому необходимо разработать и внедрить комплекс мер по оздоровлению российского потребительского рынка.
Проблема контрафактной и некачественной алкогольной продукции одна из важнейших в России. Последствия присутствия фальсифицированной водки и вина на прилавках магазинов носят не только экономический, но и социальный характер. Доходы от реализации в России контрафактной продукции составляют десятки миллионов долларов. Только в 2005 году усилиями МВД РФ из незаконного оборота изъят контрафактный товар, материалы и оборудование для его производства на общую сумму 1,3 млрд. руб.
По данным Минздравсоцразвития РФ, ежегодно в России 35 тыс. человек погибают от отравления некачественным алкоголем. А в материалах, размещенных на сайте Роспотребнадзора, говорится, что в структуре причин смертности населения от несчастных случаев, отравлений и травм в РФ 13,4% составляют случаи смертности от случайных отравлений алкоголем и его суррогатами.
Алкогольный рынок в России, как и рынок продовольственных товаров, является наиболее устойчивым и динамично развивающимся. Общий объем современного рынка алкогольной продукции оценить крайне сложно: сегодня в России около 1000 компаний имеют лицензии на производство, а 3300 — на оптовую торговлю алкогольной продукцией. Однако у большинства этих организаций сравнительно небольшой объем оборота. По оценкам экспертов, объем оборота водки и ликероводочных изделий составляет 122 млн. долл. в год. Неофициальный оборот составляет от 30 до 50% от официального.
Объем российского рынка крепких алкогольных напитков в 2006 году составил 153-161 млн. дал, из которых почти 15 млн. дал пришлось на коньяк, бренди, виски, ром и другие более экзотические напитки. Остальную долю рынка заняла водка, при этом более 70% всей реализованной в этот период водки - 119, 6 млн. дал - было произведено на территории России. В целом за 2006 год производство водки уменьшилось на 2-4%. В стоимостном выражении российский рынок водки оценивается в $13 млрд. При этом, доля «нетрадиционных» крепких напитков ежегодно увеличивается на 12-15%. Структура потребления выглядит следующим образом: водка - 50% продаж, вина - 30%, слабоалкогольные напитки - 17%, коньяки и бренди - 3%. В сегменте водочных изделий основная тенденция - активный рост среднеценового и премиального сегментов.
Таблица 1
Доля Республики Дагестан в производстве основных видов алкогольной продукции в Российской Федерации и ЮФО, в %
1990 г. 1995 г. .г 0002 2001 г. .г 2002 2003 г. 2004 г. 2005 г. Место, заним-е. в РФ 2005 г.
Производство водки и ликероводочных изделий
Доля РД в РФ 0,07 0,24 0,07 0,08 0,43 0,07 0,07 0,08 70
Доля РД в ЮФО 0,82 2,63 0,43 0,47 2,69 0,52 0,53 0,56
Производство вин шампанских и игристых
Доля РД в РФ 1,44 4,10 11,1 12,7 14,3 13,7 11,3 10,3 4
Доля РД в ЮФО 4,97 10,9 36,7 35,3 37,7 35,7 24,0 20,8
Производство коньяков
Доля РД в РФ 2,04 27,5 24,6 24,4\ 24,4 19,1 18,8 18,5 3
Доля РД в ЮФО 11,8 60,1 56,9 60,8 62,8 53,4 51,0 39,2
Производство вин виноградных
Доля РД в РФ 1,30 3,24 1,72 1,32 1,20 1,04 1,01 0,54 21
Доля РД в ЮФО 5,19 6,57 3,06 2,31 2,25 1,83 1,74 0,90
- Данные ТО ФСГС по РД
С распадом СССР на самостоятельные государства виноградно-винодельческую отрасль России представляют в основном Республика Дагестан, Краснодарский край и другие республики и края Северного Кавказа. Наиболее крупными дагестанскими предприятиями, производящими алкогольную продукцию, являются: ГУП «Кизлярский коньячный завод», ОАО «Ликеро-коньячный завод Кизляр», АОЗТ «Совхоз имени Алиева», ГУП «Геджух», ЗАО «Дербентский завод игристых вин», ОАО «Дербентский коньячный комбинат», ОАО Махачкалинский винзавод, ООО ДВКПК Каспий, ООО «Каспийвинпром», ООО «Союз виноделов Дагестана», Манаскентский винзавод и др.
Анализ деятельности предприятий Республики Дагестан, производящих алкогольную продукцию, показывает, что в 2006 году произведено спирта этилового из пищевого сырья в объеме 56 тыс. дал, водки и ликероводочных изделий - 48,1 тыс. дкл, вина виноградного -135,7 тыс. дкл, коньяки - 1223 тыс. дкл., вина шампанские и игристые - 1437,2 тыс. дкл., пиво - 217 тыс. дкл.
За 2006 год на потребительском рынке республики реализовано алкогольных напитков на 8725,0 млн. рублей, что в фактических ценах на 1,4% больше соответствующего периода прошлого года, а в сопоставимых ценах на 5,3 % меньше, чем в 2005 году. С 2000 года оборот алкогольных напитков вырос в 6,3 раз. Удельный вес реализации алкогольных напитков в объеме оборота розничной торговли составил в 2006 году - 8,0%, (2005 году-10,5 %,в 2004 году- 9,7 %, в 2003 г. - 10,1 %, в 2002 г. - 11,5%, в 2001г. - 8,5%, в 2000 г. - 6,4%).
Согласно данным исследования, каждый второй россиянин (48%) считает, что чаще всего у нас в стране подделывают алкогольные напитки. Причем в Южном федеральном округе такой вариант ответа дали почти две трети респондентов (59%).
При проверке предприятий торговли РД в 2007 г. забраковано и снято с реализации 29,8 декалитров виноградных вин, приостановлена реализация коньяков, вин (в том числе шампанские вина), находящиеся в обороте.
Таблица 2
Продажа алкогольных напитков по РД
| 2000г. | 2001г. | 2002г. | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г.
Алкогольные напитки и пиво
В абсолютном алкоголе:
всего, тыс. дкл 270,0 403,2 734,8 1167,7 1254,7 1436,7 1510,4
на душу населения дал 0,11 0,16 0,28 0,45 0,48 0,54 0,57
В натуральном выражении, тыс. дкл:
водка и ликероводочные изделия 250,1 442,4 1255,0 2264,1 2514,3 2899,0 3185,6
виноградные и плодовые вина 929,4 1159,4 681,4 742,6 743,1 640,1 654,1
коньяки 29,9 35,5 57,3 59,8 75,9 85,2 91,1
вина шампанские и игристые 56,3 107,4 144,7 304,4 402,3 391,7 297,0
пиво 445,1 837,1 2450,9 2508,6 1731,6 2771,8 1871,9
- Данные ТО ФСГС по РД
За 2007 год проведено по РД 360 проверок по контролю за соблюдением законодательства в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. Основными нарушениями при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции являются отсутствие действующей лицензии, несоответствие качества обязательным требованиям стандарта.
Государственное регулирование - основной двигатель в сторону искоренения случаев подделки алкоголя. Со стороны государства эффективной стратегией решения задачи по защите потребителя должно стать резкое повышение требований к качеству производимой или ввозимой алкогольной продукции. Во-первых, необходимо пересмотреть существующие ГОСТы и привести их в соответствие с самыми высокими мировыми стандартами. Во-вторых, надо построить реальную общегосударственную систему контроля, предотвращающую производство и реализацию суррогатов.
Мы видим решение проблемы в более жестких требованиях в законодательстве, предусматривающих установление уголовной ответственности за производство, изготовление, хранение и распространение фальсифицированной продукции, в усилении административной ответственности за производство и распространение товаров и продукции с использованием чужого товарного знака и установлении порядка транспортировки, хранения и утилизации контрафактной и фальсифицированной продукции.
Основными направлениями борьбы против контрафактной и фальсифицированной продукции в Российской Федерации должны
стать:
- эффективный контроль за производством, оборотом и качеством алкогольной продукции;
- деятельное участие в национальных проектах представителей алкогольного бизнеса;
- реализация системы действенных мер, направленных на борьбу с контрафактной продукцией, защиту интеллектуальной собственности;
- общественно-государственный контроль потребительского рынка с привлечением негосударственных организаций и коммерческих предприятий;
- создание механизма комплексного мониторинга (сбора информации, анализа, оценки, прогноза) состояния интеллектуального пиратства, его факторов и эффективности мер борьбы с ним;
- создание единой базы данных нарушений для судебных, правоохранительных и контролирующих органов.