В целом, процедура оценки и выбора поставщика имеет особое значение для организаций, так как в случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у предприятия могут иметь место срывы в выполнении производственных задач и прямые финансовые потери.
Одним из эффективных инструментов развития взаимоотношений предприятий с поставщиками является ведения баз данных, периодическое формирование и актуализация рейтингов поставщиков. Формирование единой базы данных поставщиков уже применяется в нескольких отраслях. Создаются электронные торговые площадки оценки поставщиков по результатам выполнения обязательств договоров с заказчиками, но из-за отсутствия единых требований к процедуре оценки и выбора поставщика, часто возникает недоверие к данным ресурсам и разногласия с обеих сторон рынка.
Благодаря применению этой процедуре, дальнейшей ее доработке и стандартизации, организации получат отраслевую базу потенциальных поставщиков, что позволит сократить собственные затраты на проведение маркетинговых исследований и повысить качество выпускаемой продукции.
Список литературы
1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ, 2015. 32 с.
2. Куршакова Н.Б. Формирование и развитие деловых отношений на профессиональном рынке / Н. Б. Куршакова, Н. С. Куршакова. // Инновационная экономика и общество. 2019. №4(26). С. 12-24.
3. Грушенко В.И. Стратегии управления компаниями. От теории к практической разработке и реализации: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2016. 336 с.
4. Левина Е.И. Выбор и оценка поставщика // Наука глазами молодежи: сборник научных статей студентов вузов, Н34 ссузов и учащихся общеобразовательных учреждений. Тольятти; Самара: ООО «Издательство Ас Гард», 2011. С. 330-335.
Гореликов Александр Анатольевич, аспирант, faibolung@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
THE PROCEDURE FOR EVALUATING AND SELECTING SUPPLIERS OF MATERIAL AND TECHNICAL RESOURCES
A.A. Gorelikov
The article describes the sequence of actions when evaluating and choosing a supplier of material and technical resources. The procedure for calculating criteria for determining the rating and reliability of a supplier is presented. The relevance of the procedure for evaluating and selecting suppliers ofpurchased products for customers is considered.
Key words: evaluation, selection, input control, process, criteria, quality, delivery, audit, rating, reliability.
Gorelikov Alexander Anatolyevich, postgraduate, faibolung@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 629.113
Б01: 10.24412/2071 -6168-2024-4-48-49
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ НА ЭТАПАХ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ
РАЗРАБОТКИ
И.А. Беляева, В.Н. Козловский, А.С. Саксонов, Д.И. Благовещенский
В работе предстпвлены результаты разработки концепции обеспечения качества процесса проектирования электромоиблей.
Ключевые слова: автомобильная промышленность, качество, электромобиль, проектирование.
В рамках работы разберем основные этапы процесса разработки электромобилей и конструкторской подготовки производства с использованием имеющегося функционала и концепции процесса проектирования (рис. 1).
В качестве примера совместной работы над новым проектом приведем процесс создания электромобиля от идеи до внесения изменений в утвержденную документацию с использованием инструментов [1, 2].
Этап 1 - Отработка подкапотного пространства. Обсуждение концептуального подхода.
Обычно, разработка нового продукта начинается с описания концепции и перехода к сбору требований. Для управления всем пулом генерируемых идей и концепций предлагается использовать удобный инструмент сообществ, который является своего рода аналогом социальной сети организации. Все пользователи платформы могут описывать новый концепт в открытом формате с обсуждениями и прилагаемыми материалами [3].
Более того, можно настроить свои этапы жизненного цикла для каждой идеи и перемещать ваши концептуальные проекты по разным этапам жизненного цикла в зависимости от самого проекта. любой момент времени получить доступ ко всей информации, касающейся конкретного концепта [4, 5]:
Этап 2 - От идеи к требованиям. В случае решения о переходе от концепции к реальному продукту, целесообразно начать сбор требований. Комплексный процесс управления требованиями также осуществляется на платформе, при этом верхнеуровневый объект (спецификация) требований может быть сгенерирован и предсатвлен для всех имеющих доступ в пространство пользователей.
Управление
концептуальными идеями
Управление требованиями
Управление
проектом
Управление изменениями
Проектирование и выпуск кд
Концепция процесса совместной разработки электромобиля
Также можно загрузить требования, удобное графическое представление, управление требованиями на этапах жизненного цикла и, конечно же, трассировку до физической структуры продукта.
Этап 3 - Управление процессом. Функционал управления проектами также является частью проектной деятельности, которая помогает структурировать все во временной шкале всех необходимых задач. При этом для всех пользователей доступна возможность использования такого продукта как Project информации о ходе выполнения текущих проектов в удобном интерфейсе. В данной работе использовалось отдельное приложение Project management со всем необходимым функционалом, включая аналитику, управления рисками, бюджетами, ресурсами и др.
Важно отметить, что каждый из элементов календарного плана-графика проекта является отдельным объектом, поэтому к каждой задаче из соответствующего раздела проекта, будь то сбор требований, производство, сертификация могут быть покреплены в качестве результатов любые объекты
Этап 4 - Задача получена. При формировании проекта, менеджер проекта для каждой из задач на разработку той или иной функциональной группы (системы) изделия назначил соответствующих исполнителей или группу пользователей.
Также менеджер проекта прикрепляет всю необходимую информацию по проекту к задаче (например, объекты технического задания, предварительные расчеты, концепции, объекты требований, текстовые документы и др.). При старте проекта и переводе созданных задач в статус «В работе» каждый задействованный пользователь увидит полученную задачу в центре уведомлений, где сможет перейти к ней, проанализировать все прилагаемые к ней документы и взять ее в работу.
Этап 5 - Компоновка. На этапе компоновки открывается много нюансов, которые требуют тщательной конструкторской проработки. От технологв и конструкторов зависит дальнейшее качество сборки. Организационная структура предприятия - заказчика делится на периметры. Каждый периметр курирует свой главный коструктор или прикрепленный ответственный по направлению. По результатам переговоров и компоновочных работ специаличты анализируют полученные данные от разработчиков или поставщиков, определяют структуру состава подкапотного пространства, геометрческие данные компорнентов и его геометрию, вводят изменения и повторяют конструкторские работы до тех по, пока все требования не будут обеспечены. Только после этих работ можно переходить к сборке протоэлектромобилей. Более того, при добавлении компонентов с уже существующей геометрией можно предварительно размещать данные компоненты в пространстве для последующей передачи конкретному инженеру в работу для наложения взаимосвязей средствами, например, CATIA.
Когда компоновочные модели по определенным направлениям готовы для начала работ, главный инженер проекта сообщает об этом и дает команду на старт разработки 3D-моделей нужным пользователям/отделам. Далее рассмотрим создание и назначение задач руководителем проекта непосредственно исполнителям.
Назначение задач. Программный продукт Jira Software помогает командам в сфере финансовых услуг, торговли, программного обеспечения, высоких технологий, автомобилестроения, некоммерческой деятельности, государственного управления, естественных наук и многих других областях оставаться организованными и эффективными/
Jira Software можно настроить под проект любого типа. У команд есть возможность начать с готового шаблона проекта или создать собственный рабочий процесс. Задачи, или задания, в Jira помогают отслеживать всю работу на каждом этапе рабочего процесса вплоть до завершения. Администраторы используют настраиваемые права доступа, чтобы определить, каким пользователям будут доступны те или иные действия. Наличие полной информации о проекте позволяет создавать подробные отчеты об эффективности и ходе выполнения работы. С помощью мобильного приложения Jira вы можете отслеживать работу команды и управлять всеми ее аспектами в режиме реального времени на своем устройстве.
Создание задания можно делать как для себя, так и для участников команды, добавлять в них подробности, напоминания и даты выполнения. Имеется возможность разбивать большие задания на несколько более мелких подзадач. Разрешить другим пользователям отслеживать задание, чтобы они могли следить за его выполнением и оставались в курсе дел благодаря уведомлениям по электронной почте. Создавать подзадачи внутри родительского задания, чтобы разделить весь объем работы на задачи для отдельных участников команды. Просматривать все задания на доске, чтобы быстро определить состояние каждого из них.
Методика Kanban — это способ визуализации задач с помощью досок, на которых задачи располагаются в соответствии со статусом. Стандартная канбан-доска делится на три колонки: to do — список задач; in progress — задачи, которые взяли в работу и выполняют; done — завершенные задачи.
К этим колонкам можно добавлять другие. Например, между задачами в работе и завершенными поставить колонку с этапом тестирования. Такие доски используют для разных процессов — в команде маркетинга или при любой проектной работе.
Подробный пример назначения задачи представлен ниже.
Чтобы создать задачу, надо на панели выбираем вкладку «+ Создать задачу» и «открыть в диалоговом окне». Обозначаем приоритет в задачах и назначаем исполнителя. В графе «описание» обозначаем кратко проблему или задачу, которую должен выполнить сотрудник.
Далее обозначаем ориентировочное время на выполнение задачи, и кликаем «создать». В общем списке задач, появляется новая задача, а исполнителю приходит на почту оповещение о «назначении» задания для проработки. Сотрудник знакомится с тем, что от него требуется и дает обратную связь, также через приложение (программу).
Если имеются вопросы - сотрудник отписывается, что требуются пояснения, если вопросов нет, руководителю на почту приходит ассоциативное сообщение, что задача понята и принята.
Параллельно с этим, на общей доске задач, видна загрузка работника и часы, которые тратятся на все задания, которые он получил, что не должно превышать нормам по рабочему времени, в неделю.
Этап 6 - Проектирование и управление разработкой. Инженер, получив уведомление и изучив содержимое задачи может немедленно приступить к работе. Он может начать проектирование в контексте всего продукта или отдельной сборки и, при этом всю необходимую информацию о контексте он подчерпнет из входящей задачи, или, заранее проанализировав текущую структуру продукта в Product Explore, откроет необходимые компоненты в CATIA.
В процессе проектирования многие функциональные команды для объектов доступны, например, управление жизненным циклом объектов, создание запросов на изменения (Change Action), резервирование объектов, добавление в закладки, анализ связей и многие другие. Это позволяет использовать наиболее удобный для инженера подход к выполнению конкретной текущей задачи. К примеру, не покидая сессию CATIA можно проанализировать родительские связи объектов и открыть в той же сессии интересующий объект для работы.
Этап 6 - Инжененрный подход математического моделирования для повышения качества разрабатываемого электромобиля. Для архитекторов продукта и ответственных за определенные инженерные домены (предметные области) доступны мощные инструменты анализа 3D моделей такие как математическое моделирование и Design Review. В данных инструментах можно создавать математические расчета, 3D слайды с фиксированными видовыми представлениями, видео представление смоделированного процесса (как прочностного так и технологического) с возможностью выделения тех или иных инстересующих областей.
После отработки поступающих замечаний и предложений от всех вовлеченных пользователей, объекты конструкторского состава изделия готовы к утверждению. Для этого статусы жизненного цикла соответствующих объектов переводятся по маршруту согласования в статус «Утверждено».
Этап 7 - Управление изменениями. Управление изменениями является одним из самых важных процессов при проектировании и управлении жизненным циклом продукта. При работе со сложными наукоемкими высокотехнологичными изделиями в изменениях задействованы с одной стороны большое количество участвующих в цепочке лиц (производство, заказчики, поставщики, эксплуатанты) и с другой стороны различные инженерные домены (системы), изменение в одном из которых, зачастую, оказывает влияние на другой домен (систему).
Решения сквозного отслеивания процессов в проекте поддерживают различные подходы к управлению изменениями - при необходимости, можно реализовать комплексный (формальный) процесс изменений, затрагивающий всех участников процесса, оценивающих влияние изменения на конструкцию, стоимость, производство и др. Основными объектами данного процесса являются объекты Change Request (запросы на изменение). Представлет собой документ, где прописывается форма с указанием изменений, что и является основанием для дальнейшей проработки уже замороженного продукта, с изменением не только геометрических данных, но возможными экономическими затрами, впоследствии изменения начальныхусловий технологии изготовления. В случае, если изменение реализуется внутри одной организации, но затрагивает несколько инженерных отделов, возможно использовать сокращенный процесс управления изменениями, подразумевающий управление конкретными изменениями в каждой из инженерных предметных областей и их влиянием друг на друга. Основными объектами данного процесса являются объекты Change Order (распоряжение об изменении).
Этап 7.1 - Пример процесса изменений на основе замечаний. Реализацию на платформе простого обособленного процесса изменения как наиболее используемого в работе мы рассмотрим в следующем примере.
Каждому участнику проекта доступна возможность управления замечаниями- для любого объекта можно создать объект замечания со своим ЖЦ, набором соисполнителей и проверяющих, приложить необходимую информацию, в том числе, сами объекты для которых создается замечание и направить его далее по процессу
Вернемся к нашему изделию и представим, что наша документация на опытное изделие была утверждена и в настоящий момент выполняется сборка опытного образца. Нашему инженеру-конструктору от производства или смежного отдела поступает замечание . Система уведомит пользователя о входящей задаче, после чего инженер перейдет к анализу полученного замечания. В случае, если он согласен с замечанием и берет его в работу, то в зависимости от объема задачи самой модели в качестве исполнителей могут выступать несколько человек или группа пользователей.
Итак, инженер-конструктор может проанализировать созданный или полученный им от коллег Change Action (далее CA), при необходимости добавить к нему дополнительные объекты, требующие изменения и начать работу изменив жизненный цикл объекта CA. При переводе в работу объекта CA к нему будут автоматически созданы и прикреплены новые данные объектов, для которых разработчик запланировал изменение. При этом, мы можем управлять этой автоматизацией - возможно создание новой и изменение текущих параметров компонента или группы изделий, которые, по итогу разработки переходят на стадию «Заморозки» .
Инженер в CATIA или в любой удобной программе вносит изменения в необходимые объекты, сохранить их и отправить CA на согласование. Непосредственно из CA он открывает нужные детали в контексте сборки и вносит изменения.
Далее инженеру остается перевести CA на согласование, после чего новые данные измененяемых объектов автоматически будут утверждены и заменят предыдущие варианты.
Таким образом, при необходимости реализовывать более сложные и комплексные процессы возможно использование Change Order (распоряжения об изменении) и Change Request (запроса на изменение).
Список литературы
1. Козловский В.Н. Надежность системы электрооборудования легкового автомобиля / В.Н. Козловский, В.Е. Ютт // Электроника и электрооборудование транспорта. 2008. № 3. С. 37-40.
2. Kozlovskiy V. Analytical models of mass media as a method of quality management in the automotive industry / V. Kozlovskiy, D. Aydarov // Quality - Access to Success. 2017. Т. 18. № 160. С. 83-87.
3. Козловский, В.Н. Потребительская ценность качества автомобилей / В.Н. Козловский, Г.Л. Юнак, Д.В. Айдаров, С.А. Шанин // Стандарты и качество. 2017. № 12. С. 76-80.
4. Panyukov D. Development and research FMEA expert team model / D. Panyukov, V. Kozlovsky, Y. Klochkov // International Journal of Reliability, Quality and Safety Engineering. 2020. Т. 27. № 5. С. 2040015.
5. Козловский В.Н. Концепция методологии комплексной программы улучшений / В.Н. Козловский, Д.И. Благовещенский, Д.В. Айдаров, Д.И. Панюков, Р.Д. Фарисов // Стандарты и качество. 2022. № 7. С. 36-42.
Беляева Ирина Александровна, канд. техн. наук, доцент, научный сотрудник, toe_fp@samgtu. ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,
Козловский Владимир Николаевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, [email protected], Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,
Саксонов Александр Сергеевич, канд. техн. наук, доцент, a.s.saksonoff@yandex. ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,
Благовещенский Дмитрий Иванович, д-р техн. наук, профессор, dblagov1@yandex. ru, Россия, Тула, Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Тульской и Орловской областях
ENSURING THE QUALITY OF ELECTRIC VEHICLES AT THE STAGES OF JOINT DEVELOPMENT ORGANIZATION I.A. Belyaeva, V.N. Kozlovsky, A. S. Saxonov, D.I. Blagoveshchensky
The paper presents the results of developing a concept for ensuring the quality of the electric vehicle design process.
Key words: automotive industry, quality, electric vehicle, design.
Belyaeva Irina Alexandrovna, candidate of technical sciences, docent, toe_fp@samgtu. ru, Russia, Samara, Samara State Technical University,
Kozlovsky Vladimir Nikolaevich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, [email protected], Russia, Samara, Samara State Technical University,
Saxonov Alexander Sergeevich, candidate of technical sciences, docent, a.s. [email protected], Russia, Samara, Samara State Technical University,
Blagoveshchensky Dmitry Ivanovich, doctor of technical sciences, professor, dblagov1@yandex. ru, Russia, Tula, State Regional Center for Standardization, Metrology and Testing in the Tula and Orel Regions
УДК 006.054
DOI: 10.24412/2071-6168-2024-4-51-52
АНАЛИЗ ПРИЧИН ОТМЕНЫ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ № 184-ФЗ "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ"
А.С. Прокина
Рассмотрены причины и цели отмены видов технических регламентов, предусмотренные в Федеральном законе № 184-ФЗ «О техническом регулировании в редакции 2002 года.
Ключевые слова: техническое регулирование, технический регламент, классификация, отмена, Федеральный закон № 184-ФЗ.
Технические регламенты - это нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, которые устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к продукции (товарам, работам, услугам), а также к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Технические регламенты устанавливают единые требования к продукции, вне зависимости от того, где она была произведена или введена в обращение. Это достигается за счет следующих механизмов:
- установление обязательных требований к безопасности и качеству продукции. Технические регламенты содержат требования к таким характеристикам продукции, как прочность, надежность, функциональность, химический состав и другие параметры, которые влияют на безопасность и качество.
- контроль за соответствием продукции установленным требованиям. Технические регламенты предусматривают процедуры оценки соответствия продукции, которые позволяют проверить, соответствует ли продукция заявленным требованиям. Это гарантирует, что на рынок поступает только безопасная и качественная продукция.
- защита потребителей от некачественной и опасной продукции. Технические регламенты обеспечивают защиту потребителей от потенциально опасных или недоброкачественных товаров и услуг. Если продукция не соответствует требованиям технического регламента, ее продажа и использование запрещается.
51