ускорить работу и упростить контроль за товарами, помещаемыми под таможенную процедуру таможенного транзита.
Использованные источники: 1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.) [Электронный ресурс]: // Официальный сайт Евразийского экономического союза.
УДК 339.565.4
Чеботарь Е.Е. студент
кафедра социальных технологий специальность «Таможенное дело» Институт управления НИУ «БелГУ» научный руководитель: Гуляев И.И.
Россия, г. Белгород ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ КАК ОСНОВНАЯ МЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ ТАМОЖЕННОГО
ТРАНЗИТА
Аннотация:
В статье рассматривается таможенная процедура таможенного транзита и меры ее обеспечения. Среди трех мер обеспечения, установленных на законодательном уровне, ключевым является именно финансовое обязательство декларанта (перевозчика) перед таможенными органами, в случае несоблюдения требований законодательства. В данном исследовании подробно рассматривается сущность и место обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов среди иных мер обеспечения.
Ключевые слова: таможенные процедуры, таможенный транзит, меры обеспечения, обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Chebotar E.E.
student, Department of Social Technologies
Institute of Management BSU, Russia, Belgorod Supervisor: Gulyaev I.I.
PROCURING ENFORCEMENT OF RESPONSIBILITY TO PAY CUSTOMS DUTIES AND TAXES AS THE MAIN MEASURE OF PROVIDING THE CUSTOMS PROCEDURE OF CUSTOMS TRANSIT
Annotation:
The article deals with the customs procedure of customs transit and measures for its provision. Among the three security measures, at the legislative level, the key is precisely the financial obligation of the declarant (carrier) to the customs authorities, in case of non-compliance with the requirements of the law. In this course, state obligations on payment of customs duties and taxes among ordinary security measures are reviewed and are in effect.
Key words: customs procedures, customs transit, measures to ensure, procuring enforcement of responsibility to pay customs duties and taxes.
Как известно, транзитный потенциал Российской Федерации огромен и задача организации его эффективного использования является одной из ключевых для государства в настоящее время. В особенности с учетом расширения такой перспективной интеграционной группировки как Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС). Расширение внешнеэкономических связей и смена ориентации этих связей в сторону Дальнего и Ближнего Востока обусловили важность решения проблемных вопросов в сфере организации транзитных перевозок.
Согласно статье 142 ТК ЕАЭС, вступившего в силу с 1 января 2018 года, под таможенным транзитом понимается «таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под
177
эту таможенную процедуру» .
Таможенная процедура таможенного транзита входит в группу основных таможенных процедур и применяется крайне часто, о чем свидетельствуют статистические данные, регулярно публикуемые Федеральной таможенной службой (далее - ФТС России). Это неудивительно, ведь данная таможенная процедура используется не только при перемещении товаров транзитом в иное государство по территории России, но и при любом перемещении товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа.
Важно отметить, что товары, перемещаемые по таможенной территории ЕАЭС под таможенной процедурой таможенного транзита, находятся под таможенным контролем. Применение контрольных мер при транзите крайне важно, так как это позволяет обеспечить сохранность
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 215315/ (дата обращения 8.02.2018)._
товаров и гарантирует доставку товаров в место назначения, а значит снижает риски нарушения таможенного законодательства. Именно поэтому действующим законодательством установлено три меры обеспечения соблюдения таможенного транзита: обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенное сопровождение и установление маршрутов перевозки товаров.
Наиболее часто используемой мерой является обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Данная мера заключается в том, что декларант (перевозчик) представляет таможенному органу любую из перечисленных в статье 63 ТК ЕАЭС финансовую гарантию в размере, установленном таможенным органом. В случае недоставки товаров, нарушении целостности таможенных пломб, печатей, порче или утрате товаров таможенный орган имеет право взыскать сумму обеспечение за нарушение требований законодательства.
В качестве способов исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов могут быть выбраны денежные средства, банковская гарантия, поручительство или залог имущества.
В случае выбора в качестве обеспечения денежных средств, они вносятся на счет Федерального казначейства с помощью платежных терминалов или банкоматов.
Банковская гарантия принимается таможенными органами в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме (с электронной цифровой подписью) в случае, если она выдана банком, иной кредитной организацией, включенными в Реестр, который ведет ФТС России. При этом срок действия такой гарантии не может превышать 36 месяцев.
Поручительство оформляется договором поручительства между таможенным органом и поручителем. Лицо, которое хочет выступить поручителем направляет в таможенный орган предложение о заключении договора поручительства вместе с проектом договора поручительства, а также согласием плательщика таможенных пошлин, налогов с тем, что лицо, имеющее намерение стать поручителем, может выступать за него поручителем.
Залог имущества оформляется договором о залоге между таможенным органом и плательщиком таможенных пошлин, налогов, или иным лицом, которое имеет право пользоваться и распоряжаться товарами, в отношении которых производится обеспечение. Важным условием использования залога имущества в качестве обеспечения является то, что такой договор может быть заключен только в том случае, если рыночная стоимость предмета залога превышает размер необходимого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов более чем на 20%.
Анализ практики применения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов позволил сделать вывод о том, что
наиболее популярными способами обеспечения являются денежные средства и банковская гарантия.
Итак, таможенный транзит и совершенствование его применения, несомненно, является важным вопросом не только таможенного регулирования, но и государственной политики. Вопросы таможенного транзита и использования Российской Федерацией огромного транзитного потенциала волнуют многих отечественных научных деятелей, что подтверждается огромным количеством научных трудов по данной тематике. В данной статье мы рассмотрели самую популярную меру обеспечения соблюдения таможенной процедуры таможенного транзита -финансовое обеспечения. Данная мера является наиболее популярной, так как, в отличие от таможенного сопровождения, не несет никаких дополнительных финансовых затрат для участников внешнеэкономической деятельности, и, в отличие от установления маршрутов перевозки товаров, может быть использована обособленно и является достаточно эффективной при использовании.
Использованные источники:
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.) [Электронный ресурс]: // Официальный сайт Евразийского экономического союза.
2. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 (ред. от 28.12.2017) // Российская газета. - 2010. - № 269. - 29 ноября.