УДК 338.24
И. М. Муракаев
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Ракетно-космическая промышленность, обладающая уникальным потенциалом опыта и знаний, должна быть ориентирована на обеспечение инновационного развития российской экономики, для этого необходимо создать и на практике реализовать механизмы воздействия на хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность в этой отрасли, обеспечивающие повышение активности их интеллектуальной деятельности и заинтересованность в инновационном развитии, в том числе за счет перевода результатов научнотехнической деятельности в практическую плоскость, а также задействования имеющихся научно-технических резервов для интенсификации и стимулирования научного, технического и технологического развития всей российской промышленности.
Ключевые слова: инновационная деятельность, интеллектуальная собственность, управление, экономические механизмы управления и регулирования, капитализация, ракетно-космическая промышленность, конкурентоспособность научно-технической деятельности, бюджетный эффект.
I. M. Murakaev
PROVISION OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ENTERPRISES OF SPACE-ROCKET INDUSTRY AND EFFICIENCY OF INTELLECTUAL ACTIVITY THEREOF
Abstract. Rocket and space industry, which has a unique potential, experience and knowledge should be oriented towards innovative development of Russian economy.
To achieve such initiative it is necessary to create and implement mechanisms of influence on the economic entities operating in this industry, providing increased activity of their intellectual activity and interest in innovative development, including by means of transfer of the research results into practice and involvement of available scientific and technical reserves for intensification and stimulate scientific, technical and technological development of the russian industry.
Key words: innovation, intellectual property, management, economics, management and regulatory capitalisation, aerospace industry, competitiveness, scientific and technological activities, fiscal effect.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее - Концепция 2020), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривает формирование российской экономики на базе экономики лидерства и инноваций.
В своей статье «Нам нужна новая экономика» В. В. Путин, рассуждая
о преодолении технологического отставания России, писал: «Россия обязана занять максимально значительное место в международном разделении труда не только как поставщик сырья и энергоносителей, но и как владелица посто-
янно обновляющихся передовых технологий как минимум в нескольких секторах ...
Для возвращения технологического лидерства нам нужно тщательно выбрать приоритеты. Кандидатами являются такие отрасли, как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии. Разумеется, традиционными лидерами, где мы не потеряли технологических преимуществ, являются наша атомная промышленность и космос .» [1 ].
В настоящее время наиболее конкурентоспособным направлением экспорта высокотехнологичных товаров в России остаются электрические машины и, в частности, оборудование для АЭС и ГЭС. Данная группа товаров характеризуется не только высокой долей российского экспорта на мировом рынке, но и самой высокой стабильностью этой доли и самым большим торговым сальдо. К перспективным экспортным направлениям для России можно также отнести химические продукты и материалы, а также авиакосмическую технику [2].
В соответствии с Концепцией 2020 формирование инновационной экономики предполагает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. Источником доходов наряду с традиционной рентой от использования природных ресурсов становится производство новых идей, технологий и социальных инноваций.
Ракетно-космическая промышленность является одной из ведущих составляющих оборонно-промышленного комплекса и промышленности России в целом и на сегодняшний день полностью обеспечивает потребности государства в космической деятельности и реализацию всех ее направлений.
Основными целями, установленными Президентом и Правительством Российской Федерации перед ракетно-космической промышленностью, являются обеспечение гарантированной возможности осуществления независимой космической деятельности России путем создания и эксплуатации ракетно-космической техники, боевой ракетной техники для решения оборонных, социально-экономических, научных задач, повышения конкурентоспособности отечественной ракетно-космической техники на международном космическом рынке и реализации высокотехнологичного, инновационного и устойчиво-сбалансированного развития различных направлений ракетнокосмической промышленности. Деятельность, осуществляемая ракетно-космической промышленностью, является многонаправленной и широкомасштабной, ориентированной прежде всего на постоянное развитие и поступательное движение за счет использования передовых технологий и инноваций.
Обеспечение гарантированной возможности осуществления независимой космической деятельности означает для государства не только самодостаточность в вопросе создания и развития единого информационно-телекоммуникационного пространства, но и обеспечение независимости системы государственного управления.
В этой связи представляется целесообразным рассмотреть проблемы повышения инновационной составляющей при проведении научно-производственной деятельности предприятиями ракетно-космической промышленности, оптимизации существующих и создании новых механизмов ее стимули-
рования при осуществлении затратных на начальных этапах, но важных и перспективных видов человеческой деятельности.
Ситуация усугублена тем, что эти виды деятельности в своем развитии проходят достаточно длительный период исключительно государственного финансирования в силу их невыгодности для частных инвесторов с точки зрения получения финансовой отдачи в приемлемые сроки.
Одним из таких видов деятельности в современном мире являются космические исследования и их практические приложения, ставшие быстро развивающимся направлением разработки и внедрения инноваций. Ряд прикладных областей космической деятельности сегодня стали экономически эффективными и инвестиционно привлекательными. Например, при оказании услуг спутниковой связи норма прибыли компаний операторов колеблется от 15 до 46 %, общий же объем только рынка коммерческих спутниковых услуг составил в 2009 г. 90,6 млрд долл. США1.
Основной целью программ освоения космоса сегодня является получение научной информации и извлечение других целевых эффектов социального характера, не сводимых в подавляющем большинстве случаев к финансовым показателям получаемой при этом выгоды. Экономический эффект таких программ определяется опосредовано - их влиянием на состояние промышленности, экономическую активность, получение новых технологий и других инноваций, впоследствии используемых в прикладных космических программах и вне космического сектора экономики, т.е. косвенными «трансфертными эффектами».
Существующий уровень конкуренции на мировом рынке высокотехнологичной продукции характеризуется значительным ускорением реакции компаний на потребности рынка и совершенствованием методов рациональной организации работы проектных подразделений, производств и офисов компаний. Под влиянием конкуренции скорость развития и трансформации бизнеса резко увеличилась, чему способствовало и бурное развитие информационно-коммуникационных технологий, и развитие соответствующих методов управления жизненным циклом товаров и услуг, позволивших перенести значительную часть деловой активности компаний в корпоративные сети и глобальную сеть Интернет.
Необходимость применения прорывных технологий в ракетно-космической промышленности, в свою очередь, требует их разработки и применения в промышленности машиностроения, микро- и наноиндустрии, химии, биотехнологий и др., а также придания первостепенного значения управленческим инновациям, представляющим собой совокупность механизмов, процедур, методов и средств поддержания бизнеса в организационно-зрелом, конкурентоспособном состоянии.
В настоящее время российская ракетно-космическая промышленность занимает лишь четвертое место по размеру валовой выручки среди мировых космических держав [3] (рис. 1).
В состав ракетно-космической промышленности входит 92 предприятия различных форм собственности. Структура ракетно-космической промышленности с условной группировкой по количеству предприятий, задействованных в различных производственных группах, представлена на рис. 2.
1 The Space Report, 2010.
Структура мировой ракетно-космической промышленности (по объемам продаж в 2010 г., млрд долл.)
_ Страны Европы
Прочие страны 2,5
Китай
4,3
Индия
1,1
Рис. 1. Доли мирового космического рынка, занимаемые космическими державами
Предприятия, участвующие в разработке и изготовлении космических аппаратов и ракетной техники (24 предприятия)
Научные организации (19 предприятий)
Предприятия -производители оборудования и оснащения для наземной космической инфраструктуры (9 предприятий)
Предприятия по производству приборов и агрегатов для РКТ (32 предприятия)
Предприятия, выпускающие гражданскую продукцию (8 предприятий)
Рис. 2. Структурно-производственный состав ракетно-космической промышленности России1
В условиях масштабного реформирования отраслей оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК), и в том числе ракетно-космической промышленности (РКП), сопровождающегося массовым изменением организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (в основном из формы ФГУП в ОАО), существует настоятельная потребность в изменении методов и механизмов управления интеллектуальной собственностью и нематериальными активами, направленных в первую очередь на более полное их задействование в обеспечении целей, поставленных государством перед промышленностью, и использование для получения дополнительного финансового источника обеспечения инновационной деятельности.
Космическая деятельность относится к тем сферам экономики и науки, где Российская Федерация традиционно является одним из мировых лидеров.
1 Подготовлено автором на основе статистической и аналитической информации с использованием данных, опубликованных на официальных сайтах предприятий ракетно-космической промышленности.
Доля ракетно-космической промышленности в общем объеме основных фондов обрабатывающей промышленности России составляет около 2 % [4]. При этом в ракетно-космической промышленности сконцентрировано 6,6 % от всего производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса России и 88,5 % от его научного потенциала1.
С переходом к рыночной экономике в значительной степени были разрушены существовавшие в оборонно-промышленном комплексе научно-производственные и производственные объединения, ориентированные на разработку и производство систем вооружений и двойного назначения. Отечественный оборонно-промышленный комплекс из единого комплекса превратился в совокупность предприятий, деятельность которых стала достаточно сложно координируемой в силу разнообразия административно-правовых форм и появления класса частных собственников. Данная ситуация не обошла стороной и ракетно-космическую промышленность.
Российская ракетно-космическая промышленность, являвшаяся в прошлом локомотивом технологического развития промышленности страны в целом, несмотря на постоянный рост бюджетных расходов на ее поддержание, в настоящее время в плане инновационного развития находится в состоянии, близком к доперестроечному.
За последние пять лет приток частного капитала в структуру ракетнокосмической промышленности практически отсутствует. Не произошло этого, несмотря на то обстоятельство, что в период с 2004 г. по настоящее время в структуре ракетно-космической промышленности начинает преобладать частная форма собственности, она становится все более корпоратизированной (табл. 1). Это является показателем отсутствия незаинтересованности частного капитала развивать космическую отрасль.
Таблица 1
Доля промышленных предприятий и организаций в государственной собственности2 (по состоянию на конец 2012 г., в процентах)3
2GG6 г. 2GG7 г. 2GG8 г. 2GG9 г. 2G1G г. 2G11 г. 2G12 г.
Промышленность, всего: 3,3 3,0 2,8 2,б 2,5 2,2
В том числе РКП 75,5 б8,б б1,3 45,9 40,2 25 19,5
При данных обстоятельствах основным инвестором по-прежнему остается государство, осуществляющее бюджетное инвестирование в развитие производства.
Вместе с тем в соответствии с Концепцией 2020 одним из долгосрочных стратегических вызовов является «отставание в развитии новых технологий последнего поколения, которое может снизить конкурентоспособность российской экономики, а также повысить ее уязвимость в условиях растуще-
1 Данные, подготовленные ФГУП «Организация «Агат» с использованием данных Российского статистического ежегодника за 2009-2010 гг.
2 Российский статистический ежегодник. 2011 : стат. сб. / Росстат. - Р 76. - М., 2011. - 725 с.
3 Данные, полученные автором по результатам систематизации информации, получаемой в рамках реформирования предприятий РКП.
го геополитического соперничества». Значимость российской космонавтики в инновационном развитии страны подтверждает то, что на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшемуся 18 июня 2009 г., космические технологии были отнесены к числу приоритетных направлений технологического прорыва.
Несмотря на то что Россия по объему выручки с величиной около 6, 2 млрд долл. США (в приведенной валюте) занимает третье место в мировой ракетно-космической промышленности (рис. 1), ее инновационный продукт в объеме экспорта составляет менее 31 млн долл. США. Данные приведены в табл. 21.
Таблица 2
Доля инновационных товаров РКП в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг организаций промышленного сектора производства
Показатель Значения показателей, %
Прогноз
2G1G г. 2G12 г. 2G13 г. 2G14 г. 2G15 г.
Доля экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров 18,4 21 23 24 24
Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций РКП 3б,4 37,5 40 41 42
Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг РКП 0,05 0,5 1 2 3
Важным фактором, отражающим заинтересованность государства в инновационном развитии экономики, является использование инструментов в виде разработки программ инновационного развития компаний с государственным участием, в которых сами компании определяют конкретные пути и формы инновационной деятельности, направленной на достижение поставленных перед экономикой и ими задач. Данная работа проводится под контролем Правительства Российской Федерации в директивном порядке.
Формирование программ инновационного развития предприятий отрасли должно осуществляться на основании программно-стратегических и нормативно-правовых документов, среди них2:
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537);
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р);
1 Подготовлено по материалам World Development Indicators, The World Bank, за соответствующие годы.
2 Правительство Российской Федерации : [интернет-портал]. - URL: government.ru
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р);
- Основы государственной политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2010 г. № Пр-528);
- Перечень технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства (критические технологии) (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1243-р).
Основной задачей разработки программ инновационного развития предприятий является выработка совокупности механизмов организационного, правового и экономического характера, взаимосвязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам и направленных на обеспечение управления деятельностью организаций в целом. Это позволит поступательно развивать инновационный потенциал предприятий в среднесрочной перспективе.
Важным фактором в обеспечении конкурентоспособности финансовоэкономической устойчивости предприятий и повышении технического уровня продукции в первую очередь является создание и использование интеллектуальной собственности - важного стратегического ресурса. Однако в ракетно-космической промышленности в настоящее время данному процессу уделяется недостаточное внимание. В силу этого в Российской Федерации сложилась система инициативного присвоения прав на результаты интеллектуальной собственности, созданные за счет средств государственного бюджета физическими и юридическими лицами, в том числе иностранными. Меры по пресечению неконтролируемой утечки за рубеж результатов интеллектуальной деятельности, полученных за счет средств государственного бюджета, своевременно не принимались, что нанесло невосполнимый ущерб национальной безопасности России1.
Сводные данные по количеству зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, созданной в рамках реализации государственных контрактов, приведены в табл. 32.
При формировании программ инновационного развития необходимо учитывать существующий технологический уровень развития компании и оценивать его в сравнении с конкурентами в России и за рубежом, в связи с чем возникает необходимость проведения независимого, комплексного и документированного анализа (технологического аудита), включающего оценку относительно доступных лучших аналогов (в соответствии с мировым уровнем развития науки, техники и технологий):
- текущего состояния применяемых компанией (проектируемых, предполагаемых к применению) оборудования и технологий;
- существующих и планируемых к разработке, производству и реализации продуктов и услуг, а также используемых и находящихся в процессе раз-
1 Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы / Счетная палата Российской Федерации, ГосНИИ системного анализа Счетной палаты Российской Федерации. - М., 2004. -
С. 98. 2
2 По данным, подготовленным ФГУП «Организация «Агат».
работки объектов интеллектуальной собственности (результатов интеллектуальной деятельности);
- организационно-управленческих и производственно-технологических процессов, связанных с разработкой, проектированием и производством выпускаемой продукции и услуг.
Таблица 3
Сведения о созданной интеллектуальной собственности предприятиями и организациями РКП (по видам)
Количество, шт. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Всего зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности: 150 170 189 266 270
Изобретений 83 68 72 75 81
Полезных моделей 26 24 19 43 47
Промышленных образцов 14 4 6 8 18
Программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем 27 58 74 134 98
Ноу-хау - 16 18 6 26
Параметры работ по проведению указанной оценки должны быть определены в объеме, достаточном для объективного отражения технологического уровня компании.
С использованием полученной объективной информации о технологических компетенциях и позиции компании на мировом и отечественном рынках необходимо обеспечить формирование корпоративного видения в части создания новых (для внутреннего рынка, для глобального рынка) конкурентоспособных объектов интеллектуальной собственности: технологий, продуктов, услуг на период до десяти лет.
Должна быть осуществлена разработка и реализация мер по внедрению новых технологий, инновационных продуктов и услуг, а также совершенствованию механизмов планирования и управления процессами инновационной деятельности в компании.
Для обеспечения формирования системы стимулирования создания и эффективного управления интеллектуальной собственностью как основы инновационной деятельности в ракетно-космической промышленности должны быть реализованные следующие механизмы, способные решить задачи [5]:
1) создания единой корпоративной информационной среды как общегосударственной и внутриотраслевой, так и внутрихолдинговой, содействующей:
- повышению качества аналитической деятельности, экспертных оценок, определению тенденций и развитию традиционных и перспективных областей техники, определению приоритетных и перспективных направлений использования интеллектуальной собственности, полученной при создании и использовании результатов космической деятельности;
- формированию единой отраслевой и корпоративных систем учета результатов интеллектуальной деятельности и технологий, создаваемых при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (НИОКР), интегрированных с общегосударственными системами учета результатов НИОКР;
- повышению экономической эффективности процессов создания, формирования и реализации нематериальных активов за счет автоматизации;
- развитию коммуникационных инструментов между корпоративными участниками инновационной деятельности с обеспечением доступа к информационным ресурсам объектов интеллектуальной деятельности, в том числе нематериальных активов и оперативного взаимодействия этих участников между собой при разработке нематериальных активов, являющихся инновационными продуктами;
2) разработки общих принципов и единых подходов к организации инновационной деятельности на предприятиях ракетно-космической промышленности, в том числе интегрированных структур;
3) формирования системы финансового обеспечения создания интеллектуальной собственности и инновационной деятельности;
4) оптимизации информационного обеспечения в сфере управления правами на результаты интеллектуальной деятельности и единые технологии, создаваемые при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, в том числе в целях ведения государственной, статистической и иного вида корпоративной отчетности в этой области, соответствующей действующему законодательству и корпоративным стандартам интегрированных структур;
5) разработки и внедрения механизмов стимулирования и финансовой заинтересованности сотрудников предприятий в увеличении количества создаваемой и используемой интеллектуальной собственности, связанных с материальным стимулированием изобретательской активности.
Внедрение указанных механизмов должно обеспечивать выполнение мероприятий по следующим направлениям:
- нормативно-правовому и организационному регулированию и обеспечению научной и инновационной деятельности;
- информационно-аналитическому обеспечению инновационной деятельности;
- финансовому обеспечению инновационной деятельности;
- развитию системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности и единые технологии, в том числе обеспечивающими возможность их коммерческого использования.
Программы инновационного развития должны увязывать согласованный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических и производственных мероприятий, направленных на разработку и внедрение новых элементов интеллектуальной деятельности, технологий, инновационных продуктов и услуг.
Инновационное развитие должно формироваться также с использованием механизма частногосударственного партнерства. В этом случае на государство возлагается обеспечение бюджетного финансирования содержания научно-исследовательского комплекса и основной части производственных фондов, задействованных в создании специальной космической техники и решении целевых задач в интересах обеспечения обороны и безопасности страны. А исследования и освоение космического пространства в коммерческих целях, а также обеспечение гражданской составляющей космической деятельности средствами выведения, управления полетами космических ап-
паратов и космодромами, основанные на парадигме (модели) научных достижений и заделов, осуществленных, в том числе, и за счет государственных средств, в дальнейшем должно возлагаться на заинтересованных инвесторов, в том числе портфельных.
Инновационное развитие должно базироваться на механизмах, дающих возможность решить задачи по безусловному переводу научно-технической деятельности в практическую плоскость и задействовать имеющиеся научнотехнические резервы ракетно-космической промышленности для интенсификации и стимулирования научно-технического и технологического развития всей российской промышленности. Для этого в ракетно-космической промышленности надо обеспечить стимулирование:
- сохранения и развития основных направлений деятельности по созданию наукоемкой продукции;
- ускорения и интенсификации дальнейшей диверсификации направлений деятельности предприятий путем расширения работ по созданию и производству наукоемкой продукции гражданского назначения, в том числе и с использованием имеющихся заделов;
- комплексного развития и эффективной коммерциализации научнотехнического задела предприятий, в том числе путем использования инновационных технологий для расширения выпуска высокотехнологичной продукции военного, гражданского и двойного назначения;
- формирования научно-технического и технологического заделов для создания и производства инновационной продукции военного, гражданского и двойного назначения;
- развития научно-технических и технологических возможностей, в том числе путем создания единой корпоративной инновационной инфраструктуры, включающей в себя механизмы концентрации финансовых ресурсов внутри нее, через механизмы имущественного и (или) корпоративного объединения предприятий в интегрированные (холдинговые) структуры, в целях обеспечения решения задач промышленности как цельного хозяйствующего субъекта с одновременным учетом интересов отдельных предприятий;
- формирования условий для эффективного использования интеллектуальной собственности и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, включая создание единой корпоративной системы учета и контроля объектов интеллектуальной собственности, их оценки и каталогизации, а также механизмов их эффективного вовлечения в хозяйственный оборот;
- формирования условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, в первую очередь в сфере экономики знаний.
Для выравнивания ситуации, сложившейся с разработкой и производством инновационного продукта и ликвидацией отставания в данной области от ведущих мировых держав, необходимо не только объединение усилий предприятий и научных организаций ракетно-космической промышленности, но и применение действенных механизмов и инструментария для стимулирования их инновационной деятельности, в том числе проводимого со стороны государства, с учетом специфики деятельности ракетно-космической промышленности.
В результате реализации указанных механизмов и базирования на них принципов, используемых при разработке программных мероприятий и пла-
нов инновационного развития, можно достигнуть существенного улучшения основных показателей эффективности производственных процессов предприятий ракетно-космической промышленности. При этом необходимо учитывать и тот фактор, что наличие стабильного государственного заказа на создание объекта интеллектуальной собственности в ракетно-космической промышленности обеспечивает не только большую устойчивость предприятия в рыночных условиях с одной стороны, но одновременно жестко увязывает его финансовое положение с финансовыми возможностями государства. При этом цена инновационного продукта, приобретаемого государством, в таком случае будет являться существенным фактором не только одновременного обеспечения финансовой эффективность проекта для государства и залогом его реализуемости, но и обеспечения конкурентоспособности предприятия и принесет больший положительный бюджетный эффект.
Список литературы
1. Путин, В. В. Нам нужна новая экономика / В. В. Путин // Ведомости. - 2012. -30 января.
2. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. - URL: http://mon.gov.ru/files/materials/5053/prog.ntr.pdf
3. Поиовкии, В. А. Доступ к Космосу: возможности для предпринимательства в российской космической отрасли : доклад руководителя Роскосмоса В. А. По-повкина в Открытом университете Сколково (Москва, 27 сентября 2012 г.) / В. А. Поповкин // РИА Новости. - URL: http://Ria.Ru/Science/20120927/760912711. Html#Ixzz2fp4uofw9
4. Бахарев, Ю. П. Оборонно'-промышленный комплекс России - прорыв в 21 век / Ю. П. Бахарев. - М., 2012. - URL: http://www.vixri.ru/
5. Муракаев, М. И. Имущественный комплекс предприятия: трансформация и капитализация / М. И. Муракаев, И. М. Муракаев [и др.] ; под ред. проф. М. И. Муракаева. - М. : Издательский дом «Парад», 2012.
References
1. Putin V. V. Vedomosti [Vedomosti]. 2012, 30 jan.
2. Available at: http://mon.gov.ru/files/materials/5053/prog.ntr.pdf
3. Popovkin V. A. RIA Novosti [News]. Available at: http://Ria.Ru/Science/20120927/ 760912711 .Html#Ixzz2fp4uofw9
4. Bakharev Yu. P. Oboronno-promyshlennyy kompleks Rossii - proryv v 21 vek [Defense-industrial sector of Russia - breakthrough into the XXI century]. Moscow, 2012. Available at: http://www.vixri.ru/
5. Murakaev M. I., Murakaev I. M. Imushchestvennyy kompleks predpriyatiya: transfor-matsiya i kapitalizatsiya [Enterprise’s property: transformation and capitalization]. Moscow: Izdatel'skiy dom «Parad», 2012.
Муракаев Ильнур Марсович
кандидат экономических наук, заместитель директора,
ФГУП «Организация «Агат»
(г. Москва, Бутырский вал, 18, стр. 1)
E-mail: [email protected]
Murakaev Il'nur Marsovich Candidate of economic sciences, deputy director, Federal State Unitary Enterprise «Agathe» Organization » (Moscow, 18 Butyrsky val (bank), building 1)
УДК 338.24 Муракаев, И. М.
Обеспечение инновационного развития предприятий ракетно-космической промышленности и эффективности их интеллектуальной деятельности / И. М. Муракаев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. - № 2 (26). - С. 143-154.