ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ СТРАТЕГИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
КОРПОРАЦИЯМИ
Н.С. Матвеева, мл. науч. сотр.
Центр финансового менеджмента в государственном секторе НИФИ Минфина России
(Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-10-2-63-81
Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена усилением роли государственных корпораций в обеспечении импортозамещения в критически важных отраслях с целью достижения независимости от других стран, а также развитие инновационного потенциала, направленного не только на обеспечение экономической устойчивости экономики России, но и призванного способствовать развитию новых направлений или тех из них, которым в последние десятки лет не уделялось должного внимания из-за активного замещения отечественного производства импортными товарами, оборудованием, технологиями.
Цель данной статьи заключается в изучении деятельности государственных корпораций на примере Росатома, Ростеха и Роскосмоса, анализе событий, приведших к деградации российской науки, и анализе направлений, в рамках которых реализуется политика импортозамещения в связи с введенными западными странами санкциями.
Государственные корпорации, обладая большим опытом и уникальными технологическими и научно-конструкторскими возможностями, способны оказать значительную роль в сохранении экономической устойчивости нашей страны и стать катализатором дальнейшего инновационного развития.
Ключевые слова: импортозамещение, санкции, государственная корпорация, инновации, Росатом, Ростех, Роскосмос.
Деятельность государственных корпораций в Российской Федерации является предметом неутихающих дискуссий практически с момента их появления. С учетом их особенного положения в экономике страны благодаря имеющемуся научно-техническому потенциалу и влиянию на внешнеэкономическую политику государства, встают вопросы целесообразности существования такой организационно-правовой формы и эффективности её деятельности. Так, уже в докладе ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» за 2007 год отмечалась «обеспокоенность угрозами для конкуренции, обусловленными созданием государственных корпораций» [ФАС, 2008], поскольку для государственных корпораций были созданы особые условия для осуществления деятельности и предоставлялась государственная поддержка. В дальнейшем вопрос эффективности деятельности госу-
дарственных корпораций и их существования в форме именно государственных корпораций не раз поднимался Дмитриев Медведевым, например, в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации он назвал их «форму в современных условиях в целом бесперспективной», а глава Счетной палаты А. Кудрин отмечал, что «госкорпорации негативно влияют на конкуренцию в стране». Эти споры продолжаются и до сегодняшнего времени, т.к. считалось, что госкорпорации - это не рыночный подход в развитии страны.
Вопросы оптимизации деятельности корпораций, а также работы с долгосрочными программами развития и инвестиционными программами обсуждались на совещаниях в Правительстве, а также на круглых столах с участием членов Совета Федерации, представителей Министерств, Счетной палаты РФ, например на круглом столе «Об экономической эффективности
деятельности государственных корпораций в 2018 году» отмечалось, что государственные корпорации «должны способствовать повышению национальной конкурентоспособности, обеспечению стабильного и эффективного роста экономики», поэтому участниками были предоставлены рекомендации с целью разработки критериев эффективности деятельности государственных корпораций.
В ноябре 2020 года на совещании с вице-премьерами Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин озвучил позицию руководства страны в отношении государственных корпораций, отнеся их к "стратегически важными организациям, нацеленным на развитие конкретных отраслей и поддержку обороноспособности страны".
Но многие до сих пор не могут понять, что только создание госкорпораций позволило России хоть как-то сохранить научно-технический потенциал и не стать полностью сырьевой страной. В настоящее время в госкорпорациях сосредоточено более 50% всего научно-технического потенциала страны, что позволяет решать многие задачи в сфере безопасности страны, а также развивать новые направления.
Во многих ведущих странах мира, таких как США, Япония, Великобритания, Германия, Китай и других стратегически важные отрасли экономики или контролируются или вовсе принадлежат государству. Это связано с тем, что от этих отраслей сильно зависит как социальная система обеспечения страны, так и позиции национальной экономической безопасности. В России на сегодняшний момент госкорпорациям отведен более широкий круг задач, чем в зарубежных странах. В первую очередь это связано с изменениями в мировой экономике и политике, где госкорпорации могут стать локомотивами выполнения задач Президента и правительства России.
За последние десять лет появилось множество технологий и инновационных достижений, изменивших мир, например:
- электромобили;
- 3ё-принтеры и 3d-печать из различных материалов, включая металл;
- системы распознавания лиц и применения таких технологий для оплаты (в магазинах, метро);
- технологии умного дома и умного города;
- беспилотное такси;
- новые типы ветрогенераторов, солнечных батарей и многое другое.
Однако если не рассматривать направления в сфере информационных технологий и сферы услуг, успешно реализуемые частным бизнесом, становится понятно, что многие сферы остаются не охваченными.
С учетом политической обстановки и экономических санкций одним из важнейших приоритетов становится использование стратегии импортозамещения, направленной на обеспечение инновационного развития страны, который может быть осуществлен в рамках государственных корпораций и способствовать стабильному и эффективному росту экономики.
Госкорпорация - не идеальная структура в рыночной экономике, у неё есть как преимущества, так и недостатки. В данной статье мы планируем оценить все плюсы и минусы такой структуры, и защитить данную структуру, которая позволяет обезопасить нашу страну за счёт высоких технологий как в военной сфере, так и в стратегии импортозамещения. Исследование проводилось на примере госкорпораций "Ростех", "Росатом" и "Роскосмос".
90-е годы и история деградации российской науки
В советское время почти каждая отрасль имела своё министерство, научные институты и промышленные предприятия. Между ними были достаточно сильные связи, т.к. Советский Союз всё время находился под разными санкциями и новые технологии, установки, приборы и другие компоненты в большинстве не поставлялись в страну. Большая часть разрабатывалась в научно-технических, конструкторских и проектных институтах, которые входили в структуры отраслей. Министерства курировали связи между институтами и предприятиями. Здесь не было рыночных отношений, поэтому не все
разработки были мирового уровня, но всё же это позволяло предприятиям развиваться, улучшать конечную продукцию, сокращать затраты и увеличивать её выпуск.
В 90-е годы почти все министерства, связанные с промышленностью и наукой, были ликвидированы. Тезис "Зачем нам создавать своё, если всё можно купить, продав нефть, газ, металлы и др." привел к тому, что связи между предприятиями и институтами были разорваны. К этому добавилась и приватизация 1992-1994 гг., когда новые владельцы предприятий (многие из которых получили предприятия с нарушением закона) полностью сориентировались на Запад, тем самым поставив под вопросом само существование многих российских институтов и предприятий.
В начале 90-х годов новые специалисты, оканчивающие вузы, в основном уезжали на Запад. Опытный состав институтов и предприятий всё ещё рассчитывал на изменения к лучшему и старался удержаться в своей сфере. В середине 90-х годов отъезд молодых специалистов сократился, но многие физики, конструктора, математики переходили работать в банки и мобильные сети, которые в это время стали в России быстро развиваться. В середине 90-х годов многие опытные специалисты из-за низкой зарплаты уходили охранниками, грузчиками и на другие подсобные работы. В это время в России правила торговля. Ряд институтов начали банкротить из-за хороших зданий, которые находились в основном в центре городов. В это время российская наука понесла самые большие потери - целое поколение ученых и специалистов были вычеркнуты из активной жизни. В настоящее время в российских институтах почти не осталось ученых возрастом 40-55 лет, которые всегда являлись самыми продуктивными работниками. Все это приводило к тому, что Россия теряла свою независимость во многих отраслях, которые могли привести и к потере безопасности страны.
Как остановить этот процесс, не делать из России бензоколонку и вернуть научно-технический потенциал, который ещё остался, для развития страны и ее безопас-
ности? В это время всё новое привозилось из-за рубежа, в России почти ничего не создавалось. Были потеряны компетенции во многих областях: авиастроении (а ведь раньше мы летали только на советских самолетах таких как Ил-62, Ил-86, Ту-134, Ту-154, Як-40, Як-42, Ан-26 и др.) станкостроении, производстве различных видов оборудования для нефтяной, газовой и металлургической промышленности. Этот вопрос встал на повестку дня. Большой бизнес не хотел тратить деньги на научно-исследовательские разработки. Этой проблемой должно было заняться государство, чтобы не обанкротились оставшиеся научно-технические, конструкторские и проектные институты. У них должен появиться хозяин, который смог бы не только их сохранить, но и развивал бы их в новом подходе для защиты интересов страны. Какая должна быть модель, чтобы не появились только новые нахлебники для государства? Сложный вопрос, который требует огромных вливаний государства, но решение должно быть, чтобы не потерять последнее. Структуры, которые будут созданы, должны помочь России вернутся в список лидеров промышленно развитых стран.
Все три рассматриваемые корпорации были созданы сравнительно недавно: «Ро-стех» была создана 23 ноября 2007 года, «Росатом» была образована 1 декабря 2007 года и получила свои полномочия и активы от упразднённого Федерального агентства по атомной энергии, а «Роскос-мос» была создана 28 декабря 2015 года путем преобразования из Федерального космического агентства.
Что мы можем сказать об этих структурах, как они вошли в рынок, как показали себя на международной арене, какие результаты они продемонстрировали за это время, как себя проявляют во время санкций и могут ли проводить работу по им-портозамещению?
РОСАТОМ
Основной задачей деятельности Госкорпорации «Росатом» является формирование экономически устойчивого развития атомной энергетики в России и продвижение своих компетенций за рубежом, разви-
тие атомного флота, позволяющего круглогодично поставлять товары и оборудование в арктические зоны страны, усиление безопасности страны с помощью развития новых технологий в ядерном противостоянии в мире.
В условиях санкционных ограничений помимо достижения стратегических целей, обозначенных в стратегии деятельности Росатома, перед государственной корпорацией были поставлены новые задачи, призванные способствовать достижению технологического суверенитета нашей страны (цифрового, производственного и т.д.).
На сегодняшний день государственная корпорация «Росатом» является многопрофильным холдингом, объединяющим более 350 предприятий и организаций в сфере энергетики, геологоразведки и добыче урана, машиностроения, проектирования и строительства АЭС, в которых работают свыше 290 тыс. человек.
Росатом занимает лидирующее положение в производстве электроэнергии, а также на рынке ядерных технологий. Величина портфеля заказов на строительство АЭС - в настоящее время он включает 35 энергоблоков в 12 странах мира, является еще одним показателем, по которому госкорпорация занимает ведущее место в мире по строительству АЭС, их выводу из эксплуатации, сбору и изоляции радиоактивных отходов, и доведении площадки и промышленных сооружений (АЭС, отработавших свой срок эксплуатации) до «зеленой лужайки», т.е. до состояния, близкого к природному [И. Шульга, 2019].
Еще одна особенность госкорпорации Ростатом заключается в том, что она "обладает компетенциями во всей технологической цепочке ядерного топливного цикла, от добычи природного урана до завершающей стадии жизненного цикла атомных объектов".
Так, реализация проекта "Прорыв" предполагает формирование комплексов с замкнутым ядерным топливным циклом, позволяющим вырабатывать электроэнергию без накопления облученного ядерного топлива, перерабатывать и повторно использовать топливо. В Росатоме создан
завод, которому нет аналогов в мире, по переработке отработанных тепловыделяющих элементов (Твэлов), а не их утилизации.
Кроме этого, Росатом занимает 1 место в мире по обогащению урана и 2 место в мире по объему его добычи, 3 место (17%) на мировом рынке ядерного топлива [Годовой отчет Росатом, 2020].
Россия обладает уникальным атомным ледокольным флотом, единственным в мире, который, используя передовые ядерные технологии, позволяет обеспечивать национальное присутствие в Арктике и решать экономические, научно-исследовательские, военные и другие задачи в регионах с суровым климатом.
Так, предприятие Росатома Росатом-флот обеспечивает безопасность мореплавания и стабильную навигацию, осуществляет ледокольное проведение судов в акватории Северного морского пути (СМП) в замерзающие порты РФ, а также ледокольное обеспечение крупных национальных арктических углеводородных проектов.
Что касается углеводородной продукции, то ее транспортировка по трассе СМП на рынки Азии и Европы "может служить реальной альтернативой существующим транспортным связям между странами Атлантического и Тихоокеанского бассейнов через Суэцкий и Панамский каналы".
Вопросы развития судоходства в Арктике и создания необходимой для этого инфраструктуры являются критически важными для Росатома. С 2018 года госкорпорация является инфраструктурным оператором СМП. Кроме того, Росатом подготовил план развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года, который был утвержден Правительством в декабре 2019 года.
Цели и задачи, для которых была создана госкорпорация Росатом, выполняются в полном объеме. Но перед страной возникают новые вызовы, в первую очередь связанные с импортозамещением. Росатом, имея большой потенциал в научном, конструкторском и проектном направлениях, готов решать задачи, поставленные Президентом страны и правительством.
Согласно стратегии Росатома выручка от новых бизнесов к 2030 году должна составлять не менее 40% от общей выручки. Для использования имеющегося научного, кадрового и технологического потенциала, госкорпорация изучает новые направления, перспективные с точки зрения инвестиций.
Рассмотрим новые инновационные направления бизнеса подробнее:
1. Ветроэнергетика
Ветрогенераторы преобразуют энергию ветра в электрическую энергию. Современным моделям для этого достаточно даже слабых ветров. Свою деятельность в области ветроэнергетики госкорпорация Росатом ведет с 2016 года.
Через свой дивизион "Новавинд" госкорпорация проектирует и производит ветроэнергетические станции (ВЭС), управляет цепочкой поставщиков и логистикой компонентов на площадки, осуществляет сервис оборудования и эксплуатацию.
В 2017 году вместе с компанией Lagerwey (100% акций принадлежит немецкой компании Enercon) было создано совместное предприятие Red Wind, в задачи которой входит управление системой поставки комплектующих, поставка вет-роустановок «под ключ» и послепродажное обслуживание. Компания реализует программу локализации производства. Ветропарки, введенные в эксплуатацию в 2021 году, уже полностью укомплектованы оборудованием, произведенным на территории России.
Кроме того, важным направлением является разработка новых подходов по созданию, управлению и улучшению характеристик ветроэлектростанций, формирование системы технического регулирования, производство ключевых компонентов ветроустановок и организация их серийного производства, формирование цепочки поставщиков, организация послепродажных сервисов, разработка и продажа новых продуктов, сертификации, развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Фактически усилиями Росатома в России появилась совершенно новая отрасль машиностроения.
В настоящее время работают Адыгейская ВЭС (мощность 150 МВт), Кочубеев-ская ВЭС (210 МВт), Кармалиновская ВЭС (60 МВт), Марченковская ВЭС (120 МВт), Бондаревская ВЭС (120 МВт) и Медвеженская ВЭС (60 МВт). Компания осуществляет строительство еще двух ВЭС - Берестовской ВЭС (60 МВт) и Кузьминской ВЭС (160 МВт).
2. Ядерная медицина
АО «Русатом Хэлскеа» - единый интегратор в рамках Росатома, который реализует проекты в области радиационной медицины, онкорадиологии, производства оборудования, радионуклидов и радиофармпрепаратов.
Компания также использует достижения отечественных технологий и мировой опыт применения ионизирующего излучения для обработки различных видов продукции (продукты питания, медицинские изделия, полимеры, полупроводники) для развития данного направления на территории России и в мире. С этой целью создаются Многоцелевые центры облучения.
Компания предоставляет радиофармпрепараты (РФП) для молекулярной визуализации и радионуклидной терапии. Диагностические РФП используют с целью изучения анатомо-топографического состояния или оценки функции различных органов и систем организма.
«Русатом Хэлскеа» также занимается разработкой и производством терапевтического и диагностического оборудования для нужд ядерной медицины, в том числе и циклотронно-терапевтических комплексов.
Развитие ядерной медицины в нашей стране имеет богатую историю и огромные возможности, позволяющие сделать очередной рывок вперед. В настоящее время большая часть производителей медицинской техники и высокотехнологичного оборудования входят в контур управления Росатома, который к 2030 году планирует занять десятую часть мирового рынка ядерной медицины. Например, планируется вывод на рынок отечественного ком-
плекса лучевой терапии злокачественных опухолей на базе линейного ускорителя электронов с энергией 6 МэВ.
В Государственном научном центре «Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (г. Димитровград, Ульяновская обл.) организовано производство изотопа молибден-99. Он используется при проведении диагностик в области онкологии и кардиологии. Производство радиофармацевтических препаратов для диагностики и лечения в нашей стране позволит не только снизить их стоимость, но и сделает более доступным для пациентов.
Ведутся работы по созданию оборудования на основе отечественных изотопных микроисточников, которые по цене намного дешевле импортных, а значит позволят провести больше операций в рамках государственного финансирования.
Еще одно важное направление деятельности Росатома - производство томографов (ПЭТ, КТ, ПЭТ/КТ, МРТ) и терапевтических ускорителей.
3. Цифровые продукты
В 2018 году в Госкорпорации «Роса-том» была принята Единая цифровая стратегия (ЕЦС), направленная на «поддержку цифровизации российской экономики, создание и вывод на рынок собственных продуктов и внедрение инновационных решений внутри отрасли». В 2019 году в качестве приоритетного было выделено еще одно, сквозное направление - цифровые и технологические научные разработки, и сформирован Блок цифровизации.
Росатом является не только одним из лидеров цифровизации в России, но и с 2019 года стал центром компетенций Федерального проекта «Цифровые технологии» Национальной программы «Цифровая экономика», способствовав разработке семи дорожных карт развития сквозных цифровых технологий в России. У «Роса-тома» ответственность за две важнейшие дорожные карты: «Квантовые вычисления» (создание квантового компьютера) и «Новые производственные технологии» (совместно с АО «Ростех»).
Разработка нового поколения вычислительных устройств (Квантовых компьюте-
ров), которые в тысячи раз мощнее существующих, становится очень актуальной в нынешних условиях. Эти новые компьютеры будут востребованы для решения недоступных сейчас задач, таких как кибер-безопасность, искусственный интеллект, расчетов в биомедицине, моделирование новых материалов и многое другое, что коренным образом меняет наше представление о мире. Создание российского квантового компьютера позволит существенно сократить отставание от мировых технологических лидеров в этой области и даст импульс развитию новых направлений в России.
С 2019 года цифровые продукты «Роса-тома» для различных сфер российской промышленности активно выводятся на новые коммерческие рынки. Их заказчиками становятся ведущие промышленные, энергетические и нефтегазовые компании - лидеры стратегических отраслей российской экономики. Консолидированная выручка от продажи цифровых продуктов и услуг стала ключевым показателем эффективности работы всего Блока цифровиза-ции Росатома [Годовой отчет Росатом, 2019].
Развитие цифровых продуктов Госкорпорации «Росатом» осуществляется по шести приоритетным направлениям:
- «Наукоемкое моделирование и НИОКР»;
- «Управление предприятием и производством;
- «Цифровая инфраструктура»;
- «Проектирование и строительство»;
- «Информационная и физическая цифровая безопасность»;
- «Цифровизация городских сервисов и процессов».
САЕ-система «Логос» - цифровой продукт, предназначенный для решения сложных производственных задач методом математического моделирования инженерных процессов. Так, в 2018 году для моделирования процессов в воздушной и водной средах был выпущен «Логос Аэро-Гидро», а в 2019 - «Логос Тепло», предназначенный для оценки тепловых характеристик и режимов деталей и узлов. В декабре 2020 года «Росатом» объявил о вы-
воде на рынок нового программного модуля «Логос Прочность» - цифрового продукта для решения инженерных задач прочности в высокотехнологичных отраслях промышленности.
В 2021 году были выведены на рынок ещё два модуля. Новый программный комплекс «Логос Платформа» предназначен для интеграции различных модулей «Логоса», а также других решений класса САЕ (Computer-Aided Engineering) от широкого круга российских разработчиков.
Также в 2021 году был представлен заказчикам цифровой продукт «Логос Гидрогеология». Основная сфера применения нового модуля - решение широкого круга гидрогеологических задач в промышленности, в том числе для обеспечения экологической безопасности техногенных объектов и управления рисками чрезвычайных ситуаций.
На базе комплекса современных технологий была создана платформа «Умный город», которая с помощью цифровых платформенных решений и инструментов управления процессами позволяет выстроить диалог между муниципальной властью, населением и бизнесом, подготовить муниципалитет к новым подходам в организации управления со стороны общества и бизнеса, повысить эффективность и контролируемость муниципальных служб, предоставить каждому жителю возможность активно участвовать в жизни города и влиять на вопросы городского развития.
В декабре 2019 года РФЯЦ-ВНИИТФ в сотрудничестве с «Газпромом» был создан новый цифровой продукт инженерного анализа «Волна», который позволил использовать компетенции «Росатома» в области газодинамики в принципиально новой не атомной сфере - эксплуатации газопроводов. «Волна» предназначена для моделирования и мониторинга различных режимов работы газотранспортных систем и используется для решения инженерных задач в области проектирования и эксплуатации газопровода, а в связке со SCADA-системами - для взвешенного принятия диспетчерских решений. ПВК «Волна» позволяет оптимизировать производительность газопровода, отслеживать и прогно-
зировать аварийные ситуации, моделировать и предотвращать их последствия, обеспечивая безопасную и эффективную работу газотранспортных систем.
«Сарус» - система полного жизненного цикла (СПЖЦ) предприятия. «Цифровое предприятие» - это комплекс новых современных подходов в управлении предприятиями, вне зависимости от видов производства, использующий модульный принцип организации (ключевые элементы - «Управление предприятием», «Управление производством», «Управление персоналом», «Управление жизненным циклом изделий»). Система позволяет автоматизировать проектирование, конструирование, документооборот, управление персоналом, логистику и другие процессы.
«Призма 2.0» - это автоматизированная система управления дискретным производством. Эта система позволяет учитывать особенности деятельности любых приборостроительных предприятий в различных отраслях страны. Система обеспечивает управление всеми процессами на мелкосерийном и серийном производстве; создаёт единое цифровое пространство на предприятии, объединяет производственный процесс с системами планирования и учета, реализует замкнутую многоуровневую систему планирования, учитывает особенности производства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса и гражданских отраслей.
4. Аддитивные технологии
Аддитивное производство в России является одним из важных направлений развития технологий и отечественного производства. Компания-интегратор «Русатом -Аддитивные технологии» (входит в Роса-том) объединяет организации и предприятия, управляя процессами проектирования, разработки и производства 3D-принтеров и их компонентов, создания металлических порошков для аддитивной печати, разработки программного обеспечения.
Методы аддитивных технологий делают возможным получение сложнопрофиль-ных структур и композиций деталей, основанных на применении бионического дизайна, что позволяет получать детали и целостные изделия, обладающие уникаль-
ными физическими, механическими и геометрическими свойствами.
В 2020 году компания открыла свой первый Центр аддитивных технологий на площадке Московского завода полиметаллов. Это было первое промышленное 3D-производство в России, основанное на отечественных технологиях и оборудовании.
В условиях невозможности приобретения иностранных комплектующих, компания «Русатом - Аддитивные технологии» помимо производства изделий методом аддитивных технологий, предоставляет услуги по изучению продукции с целью разработки аналога, имеющего релевантные технические характеристики.
Сегодня аддитивные технологии внедряются в самые сложные и наукоемкие отрасли: атомную промышленность, аэрокосмическую индустрию, медицину, автомобилестроение и многие другие. Применение аддитивных технологий решает задачи по снижению стоимости, сокращения срока изготовления изделий и обеспечению высокой персонализации деталей.
5. Атомные станции малой мощности
Атомные станции малой мощности
предназначены для удаленных районов с неразвитой сетевой инфраструктурой, в которых нецелесообразно сооружение более мощных АЭС. Они безопасны для окружающей среды и человека, а также вносят вклад в создание энергоемких производств в регионе, обеспечивая его электроэнергией и теплом по более выгодным ценам по сравнению с другими источниками энергии.
6. Плавучие атомные теплоэлектростанции
Первая плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» была введена в эксплуатацию в мае 2020 года и предназначена для круглогодичного электроснабжения удалённых районов Арктики и Дальнего Востока.
Она может обеспечить потребности в электроэнергии города с населением не менее 100 тысяч жителей. Срок службы ПАТЭС достигает 40 лет. При завершении срока эксплуатации Росатом проводит работу по замене энергоблока на новый. С
отработанным блоком специализированное предприятие проводит анализ состояния блока для дальнейшей его утилизации, при этом не остается никаких экологически опасных веществ и материалов.
ПАТЭС состоит из плавучего энергетического блока «Академик Ломоносов» и береговой инфраструктуры. Реакторные установки "Академика Ломоносов" могут обеспечивать электро- и тепловой энергией в самых удаленных уголках нашей страны. Отдельного внимания заслуживает возможность получения качественной питьевой воды - в состав ПАТЭС входит во-доопреснительный комплекс, способный вырабатывать до 240 тысяч кубометров пресной воды в сутки.
Сейчас, когда происходит изменение климата в мире, все больше возникает потребность в пресной воде. Созданные плавучие водоопреснительные комплексы помогут решить эту проблему. Большая заинтересованность арабских стран является подтверждением этого.
7. Системы накопления энергии
Литий является ключевым компонентом в различных типах аккумуляторов, используемых в смартфонах, ноутбуках, электромобилях и других энергетических системах. Россия не обладает крупными запасами лития, а на месторождениях, которые открыты в стране, технология добычи лития очень сложная, что требует больших вложений в разработку технологий по извлечению лития из продуктов переработки. В связи с этим за последние 20 лет вместо его добычи предпочтение отдавалось более дешевому импорту. Так, замдиректора департамента металлургии и материалов Минпромторга Владислав Демидов заявил, что "Россия не добывает литиевое сырье. Оно поступало в страну в виде карбоната лития в основном из Чили, Аргентины, Китая и Боливии. В настоящее время сам Китай испытывает острую нехватку лития, т.к. там ускоренными темпами развивается электромобильная промышленность. А после приостановки поставок из Чили и Аргентины у России осталась возможность получать сырье только из Боливии".
По данным Геологической службы США (USGS), крупнейшие прогнозные ресурсы лития в мире по состоянию на прошлый год находились в Боливии, где они оценивались в 21 млн. т., Аргентине (19 млн. т.), Чили (9,8 млн. т.), США (9,1 млн. т.), Австралии (7,3 млн. т.) и Китае (5,1 млн. т.). Прогнозные объемы запасов лития в России служба оценивает в 1 млн. т. Чтобы обеспечить потребности страны в литии и не допустить дефицита сырья, необходимо организовать добычу лития в России. Это очень сложная в технологическом плане и финансовом задача. Для решения её в короткие сроки не так много организаций в стране, которые обладают компетенциями в этой области.
Для решения этой сложной задачи в апреле 2022 года компания "Норникель" и корпорация "Росатом" объявили о создании совместного предприятия для освоения крупнейшего литиевого месторождения Колмозерское в Мурманской области, где будет производится глубокая переработка литиевого сырья, а также производство литий-ионных батарей для промышленности.
С каждым годом системы накопления энергии на литий-ионных аккумуляторах улучшают свои характеристики, они существенно сокращают расходы на оборудование и увеличивают его эффективность. Они безопасны (не взрывоопасны и экологичны), экономичны (быстрая зарядка, долгая работа, меньший износ, не требуют обслуживания) и универсальны (минимальная площадь установки, простота обслуживания, широкий температурный диапазон от -40°С до +50°С). Литий-ионные аккумуляторы используются в различных сферах - энергетике, спецтехнике, электротранспорте, телекоммуникационных системах, железных дорогах и др.
Если сравнить свинцово-кислотные аккумуляторы и литий-ионные, то последние позволяют значительно быстрее аккумулировать энергию, они меньше по размеру, более легкие и обладают большим циклом работы. По прогнозам Bloomberg ежегодный спрос на литий-ионные батареи в ближайшие 10 лет вырастет в 10 раз и уже
в 2031-м году составит более 2 тыс. ГВт*ч (2 ТВт*ч).
РОСТЕХ
Ростех - одна из крупнейших российских госкорпораций, объединяющая свыше 800 предприятий оборонной, авиационной, автомобильной, электронной промышленности и иных сфер производства. Заводы и предприятия Ростеха расположены по всей стране и дают рабочие места около 600 тысячам сотрудников.
В своей деятельности Ростех стремится "содействовать разработке, производству, модернизации и экспорту высокотехнологичной продукции, развитию научного и кадрового потенциала страны".
Несмотря на то, что основу производства «Ростеха» по-прежнему составляет продукция для оборонно-промышленного комплекса, доля гражданской продукции в консолидированной выручке уже превысила 45,5%, а к 2030 году планируется довести ее до 50%.
При этом именно оборонно-промышленный комплекс может стать основой для создания инновационных технологий и распространения их на граж-данско-промышленную сферу.
Рассмотрим подробнее основные сферы, в которых ведется работа по импорто-замещению, направленная на развитие и укрепление инновационного потенциала нашей страны.
1. Авиастроение
В советское время руководство авиационной промышленностью осуществляло Министерство авиационной промышленности СССР, в компетенции которого входило производство и техническое сопровождение авиационной техники, вертолётов, оборудования. Авиационная промышленность стремительно развивалась за счёт большого научно-технического потенциала страны. Создавались планеры, двигатели, агрегаты, узлы и детали самолётов, которые были сконструированы и изготовлены на наших предприятиях из отечественных материалов. Все типы масел, смазок, топлива были отечественных разработок.
В 50-е - 80-е годы ХХ века были разработаны десятки типов гражданских самолетов, которые успешно были запущены в
серию. В стране выпускались тысячи самолётов - такие, как Ан-2, Ан-14, Ан-26, Як-40, Як-42, Ил-14, Ил-76, ТУ-104, Ту-134, Ту-154, Ил-62, Ил-86. В СССР производилось и три десятка различных типов вертолетов, некоторые из них имели как военные, так и гражданские «версии». Так вертолёт МИ-8 даже на сегодняшний момент является самым популярным в мире, его было выпущено более 30 тысяч штук. Он летает во многих странах мира, что говорит о его высоких характеристиках и надежности.
В итоге до 1990 года мы имели свыше 13 000 летательных аппаратов в системе гражданской авиации, и все отечественного производства, наши самолеты эксплуатировались в 40 странах мира.
После прекращения деятельности министерства в 1991 году, вопросы развития авиационной промышленности перешли в сферу регулирования Министерства промышленности и торговли РФ. В авиастроении наступают кризисные времена, объемы производства резко снижаются, начинают преобладать лизинговые схемы, которые негативно сказываются на разработке и внедрении новых самолетов. Приобретать новые и подержанные зарубежные самолеты многим казалось более выгодным, ведь это проще и дешевле, чем вкладываться в разработку и производство отечественных лайнеров. В итоге происходит уничтожение научно-конструкторской базы, отток сильных специалистов и появляются проблемы с обучением и подготовкой квалифицированных кадров. За 30 лет страна почти полностью потеряла компетенции в авиастроении, которые выращивались почти полвека.
Все это привело к тому, что наша страна оказалась неконкуретноспобна в сфере авиастроения. Экономические санкции еще сильнее выдвинули данную проблему на первый план.
По подсчетам экспертов, если взять двадцать крупнейших по пассажиропотоку авиакомпаний России, то у 39% самолетов производитель зарегистрирован в странах ЕС, 36% - в США, 18% - России (СССР), 4% - Канаде, 3% - Бразилии. Расчеты
производились на начало 2022 года и не учитывали бизнес джеты и вертолеты. Таким образом, более 80% самолетов - импортные.
Государству необходимо разработать и произвести новые современные самолеты, нарастить объемы производства, возродить отрасль авиастроения и добиться им-портозамещения в этой сфере. Ясно, что никакой частный бизнес не сможет в обозримом будущем справиться с данной проблемой. Поэтому без государства она в настоящее время не решаема. Особая роль в этом процессе отводится госкорпорациям, в первую очередь Ростеху.
В настоящее время разработкой, производством, обслуживанием, ремонтом и утилизацией авиационной техники гражданского, транспортного и военного назначения в рамках Ростеха занимается «Объединенная авиастроительная корпорация», с которой были объединены с 1 июня 2022 года компания «Сухой» и корпорация «МиГ».
Одна из задач, озвученных на совещании по вопросам развития авиационных перевозок и авиастроения в апреле 2022 года, заключается в том, чтобы в минимальные сроки, с учетом введенных против России санкций по блокированию продаж ей гражданских самолетов, восстановить авиационную отрасль в стране и в перспективе до 2030 года поставить на рынок более 500 воздушных судов отечественного производства. При этом также стоит задача о максимальной замене импортных комплектующих на отечественные.
Речь идет о следующих гражданских самолетах:
- самолет Ил-114-300, предназначенный для эксплуатации на местных воздушных линиях;
- региональный самолет нового поколения Superjet 100;
- семейство пассажирских самолетов МС-21, ориентированных на самый массовый сегмент мирового рынка авиалайнеров;
- Ил-96-300 - широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолет;
- CR929 - широкофюзеляжный дальне-магистральный самолет нового поколения, над которым совместно работают авиастроители России и Китая. Первый полет запланирован на 2023 год.
Цели госкорпорации - начиная с 2024 года выпускать по 20 самолетов Sukhoi Superjet с отечественными двигателями в год, а также к 2024 году выпустить первые шесть серийных пассажирских самолетов МС-21 с российским двигателем ПД-14. В планах госкорпорации с 2024 года поставлять российским авиаперевозчикам самолеты Ту-214 и Ил-96. По словам Чемезова, в прошлом году завершена разработка 233 инновационных продуктов, оформлено 834 патента и 474 ноу-хау. В целом, на научно-исследовательские и опытно-
конструкторские работы потрачено 170 млрд рублей.
Современный самолет по факту включает три базовых системы: планер и его компоненты, двигатель и бортовое оборудование.
Что касается планера и его частей - фюзеляжа, крыла и других, важным элементом импортозамещения является производство композиционных материалов. Они активно используются при изготовлении современных самолетов. В отличие от металлов, такие материалы более надежные, прочные, термостойкие и легкие, поэтому позволяют уменьшить массу изделий. Кроме того, из композитных материалов можно делать цельные детали больших размеров, что особенно важно в создании космических аппаратов.
Авиаконструкторы начали применять композиционные материалы примерно с 1960-х годов. С каждым годом объем использования композитов в авиации неуклонно растет. Например, на сегодняшний момент ровно половину веса самолета Boeing 787 Dreamliner составляют композиционные материалы, 20% - алюминий, около 15% - титан, 10% - сталь.
За последние несколько лет активнее всего в России композитные материалы применяются при разработке новых самолетов, таких как среднемагистральный лайнер МС-21. В нем композиционные материалы составляют 35% сухой массы. Хо-
тя это и является рекордом для отечественного самолетостроения, но это еще не предел, так как такие результаты были получены, в основном, за счет создания особого крыла, который почти полностью выполнен из композитов.
Разработка и производство двигателей для авиации сосредоточено в Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) Ростеха и осуществляется в конструкторских бюро и на производственных площадках ПАО «ОДК-Сатурн», АО «ОДК-Климов», АО «ОДК-Пермские моторы», «Московское машиностроительное предприятие имени В.В. Чернышёва», ПАО «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение» и других.
Потребность в отечественных самолётах ставит на ближайшее время перед «ОДК-Пермские моторы» задачи значительно нарастить производство двигателей ПС-90А и выйти на полноценную серию двигателей ПД-14, а также разрабатываемых ПД-8 и пД-35.
Что касается бортового оборудования, то в структуре Ростеха представлены ведущие разработчики и производители оборудования для воздушных судов.
Так, АО «Концерн "Радиоэлектронные технологии"» (АО «КРЭТ») разрабатывает и производит бортовое радиоэлектронное оборудование для всех типов летательных аппаратов и систем государственного опознавания [Годовой отчет Ростех, 2020]. Структура и продукция АО «КРЭТ» объединяет более 70 предприятий, занимающихся разработкой и производством радиоэлектронной продукции как военного, так и гражданского (включая медицинское) назначения.
Еще один холдинг - «Технодинамика», который специализируется на разработке, серийном изготовлении, испытаниях и послепродажном обслуживании авиационных систем и агрегатов, вооружения и военной техники в интересах Минобороны России и иностранных заказчиков, планирует выполнение работ по импортозаме-щению агрегатов и систем самолетов SSJ-New и МС-21, дальнейшем участии в новых проектах, в том числе Ми-171А3,
«Ансат», Ка-226 и т. д., а также в работах по созданию современных газотурбинных двигателей для авиационной и наземной техники [Годовой отчет Ростех, 2020].
2. Двигателестроение
В Российской Федерации производятся различные типы двигателей - автомобильные, авиационные, ракетные, промышленные, тепловозные, сельскохозяйственные и другие. Крупнейшей компанией в нашей стране является Объединённая двигателе-строительная корпорация (ОДК) Ростеха.
Создание, производство и обслуживание двигателей предполагает наличие современных технологий и высокий уровень специалистов в этой области. Также для решения всех этих задач требуются крупные и долгосрочные инвестиции, что сложно реализовать в настоящее время в рамках частного бизнеса.
На сегодняшний момент в рамках госкорпорации Ростех реализуются следующие разработки:
1. Ключевой деталью современных авиадвигателей являются уникальные технологии производства лопаток. От формы и состава лопаток зависит срок службы авиадвигателя, а значит и срок службы самолета. Для разработки новых видов лопаток требуются сложнейшие расчеты при проектировании, высочайшей точности в изготовлении и новые подходы в металловедение.
2. Применение аддитивной технологии изготовления деталей аэродинамических моделей, которая позволяет одновременно изготавливать группы деталей различной конфигурации.
3. Создание морских газотурбинных двигателей для военных кораблей. Для реализации данной новой компетенции потребовалась модернизация предприятий, многие комплектующие разрабатывались «с нуля». Ранее силовые установки поставлялись из Украины. Для создания морских двигателей применяются самые передовые технологии - цифровое проектирование, 3D-печать. Разрабатываются цифровые двойники силовых установок. Сегодня Ростех может полностью закрыть потребности ВМФ РФ в газотурбинных двигателях.
4. Адаптация двигателей ВК-650В с целью оснащения ими многоцелевых отечественных вертолетов «Ансат», Ка-226Т и ряда других. Данные двигатели заменят на упомянутых вертолетах французские силовые установки.
5. Серийное производство гидроцилиндров для сельскохозяйственной, дорожной и коммунальной техники.
6. В планах у Ростеха стоит задача о локализации для «КАМАЗа» нового двигателя мощностью 500 лошадиных сил. Это также позволит использовать эти двигатели для других российских производителей грузовых автомобилей и сельхозтехники.
3. Станкостроение
Станкостроение является важной отраслью отечественной промышленности, от которой зависит не только уровень научно-технического прогресса в сфере машиностроения, но и технологическая независимость и безопасность страны.
В начале 1990-х годов многие предприятия станкоинструментальной отрасли России практически полностью остановили производство, а также разработку новых моделей оборудования. Хотя российские производители станков уступали ведущим зарубежным производителям по отдельным параметрам, но большее количество их производилось в России. Начиная с 1990 года большая часть оборудования приходила из-за рубежа. Покупали не только новое оборудование, но и очень много бывшего в употреблении. Это привело к тому, что станкоинструментальная отрасль в России пришла в упадок, зато позволила многим обогатиться за рубежом. В стране стал ощущаться дефицит высококвалифицированных кадров, отсутствие отдельных видов компетенций. Без этого направления нельзя развивать другие отрасли в стране и проводить импортоза-мещение.
Вклад станкостроения, который является фундаментом для развития других отраслей промышленности, в валовой внутренний продукт России составляет только 0,02 процента, что говорит об огромной зависимости нашей страны от поставок оборудования из-за рубежа, где производство станков в странах - лидеров выше в
десятки раз. Без развития отрасли станкостроения Россия не сможет выполнить задачи по импортозамещению.
В эпоху автоматизации и цифровизации наша страна нуждается в современном высокотехнологичном оборудовании, внедрении организационных (робототехника, интернет вещей) и технологических инноваций (например, лазерные технологии металлообработки, аддитивные технологии).
С введением ограничений на импорт промышленного оборудования, важной задачей становится развитие отечественной станкостроительной продукции.
В «Стратегии развития станкоинстру-ментальной промышленности на период до 2035 года» стоит задача увеличить производство станкоинструментальной продукции со средним темпом на уровне 5,7% в год. К 2035 году объем выпуска продукции довести до уровня 79,5 млрд. рублей. При этом за счет развития отечественного производства ключевых высокотехнологичных комплектующих добиться локализации российской продукции отрасли до 70%
Для решения этих задач Ростех принял решение о создании холдинга со специализацией в области разработки и производства тяжелого обрабатывающего оборудования и инструмента для промышленности. В новый холдинг войдут все существующие станкостроительные активы Ро-стеха. Единая структура поможет оптимизировать производственные процессы, что сократит затраты и издержки, позволит сконцентрироваться на разработке новых современных технологий в станкостроении и к 2030 году занять до половины российского рынка промышленного оборудования.
4. Разработка информационной инфраструктуры
Планируется реализация проектов по импортозамещению элементов критической информационной инфраструктуры (к ней относятся сети связи и информсисте-мы госорганов, финансовых, энергетических и ряда других компаний), оборудования, программного обеспечения и кибер-безопасности, а также привлекать господ-
держку и обеспечивать необходимое регулирование в области микроэлектроники и ИТ.
В связи с тем, что российские авиакомпании оказались зависимы от зарубежных систем бронирования, используемых сегодня крупнейшими перевозчиками, то по поручению государства с целью защиты отрасли от возможных инцидентов и сбоев компания «РТ-Транском» (входит в Ро-стех) в партнерстве с «Сирена-Трэвел» должны обеспечить перевод российских авиакомпаний на отечественную систему бронирования билетов. К настоящему моменту 50 авиакомпаний с объемом перевозок свыше 40 млн пассажиров в год внедрили российскую систему бронирования среди них Red Wings, «Аврора», «Рус-лайн», «Ямал», «Ютэйр», «Алроса» и др. Пока этой системой пользуются не все авиакомпании, так как она дорабатывается для каждой авиакомпании с учетом IT-ландшафта и индивидуальных требований, при этом ни бюджетные средств, ни средства авиакомпаний не привлекаются. В итоге это позволяет перевозчикам получать конкурентоспособный сервис и сокращение текущих затрат на сопровождение системы бронирования, так как тарифы у отечественной системы ниже импортных аналогов.
5. Здравоохранение
«Ростех» принимает активное участие в реализации национальных проектов, в том числе в сфере здравоохранения. Например, в 2021 году были осуществлены комплексные проекты в 48 регионах, предусматривающие переоснащение больниц медицинским оборудованием, запуск систем телемедицины, строительство и оснащение онкологических центров, развертывание мобильных медицинских комплексов, а также развитие и сопровождение информационных медицинских систем [Годовой отчет Ростех, 2021].
Ростех увеличил долю собственной продукции для нужд здравоохранения: в первую очередь лекарств (производитель вакцин холдинг «Нацимбио»), препарат «КОВИД-глобулин» и различных видов медицинской аппаратуры, таких как маг-нитотерапевтический аппарат Diathera для
лечения и профилактики заболеваний глаз, аппараты ИВЛ, и концентратор кислорода Ох1ро1ш.
6. Химическая промышленность
По итогам 2021 года рост производства в химической промышленности составил 6%. При этом за последние двенадцать лет производство в отрасли выросло примерно на 80% [Аналитический бюллетень РИА Рейтинг. 2021]. Несмотря на активное развитие химической промышленности, введенные западными странами санкции обозначили как области, в которых нашей стране необходимо добиться производственной независимости, так и точки для будущего роста.
Иногда проблемы от санкций возникают, кажется, на пустом месте. Так Финляндия прекратила поставки в Россию химикатов для отбеливания офисной бумаги и в стране появились трудности с ней. Научный центр «Прикладная химия» быстро решил эту проблему, разработав отечественный аналог импортных химикатов для отбеливания офисной бумаги.
Кроме того, предприятием представлен ряд импортозамещающих технологий, позволяющих полностью отказаться от импортных компонентов, для медицины (техническая перекись водорода для дезинфекции медицинского оборудования), агропромышленного комплекса (например, производство кормовых добавок ме-тионин и холин) и водородной энергетики (новая технология получения протонопро-водящих ионообменных мембран для топливо-энергетического комплекса, с помощью которых, например, получают экологически чистый водород, который могут использовать в качестве альтернативного топлива).
РОСКОСМОС
Россия является одной из ведущих космических держав. Руководство космической деятельностью в соответствии с Законом о космической деятельности возложено на госкорпорацию "Роскосмос", которая "организует работу по созданию космической техники научного и социально-экономического назначения в рамках Федеральной космической программы России на 2016-2025 гг. и иных федераль-
ных программ в области космической деятельности".
Целью создания госкорпорации Роскосмос являлась концентрация всех научных и производственных структур под одним руководством для проведения комплексной реформы ракетно-космической отрасли России, которая в первую очередь включала разработку, производство и эксплуатацию космических аппаратов, участие в научных космических исследованиях, выполнение заказов по доставке на орбиту людей и грузов.
В 2020 году в организациях госкорпорации «Роскосмос» работало более 180 тыс. человек [Годовой отчет Роскосмос, 2021].
Санкционный режим, введенный против госкорпорации, привел к пересмотру приоритетов ее развития, переориентации на достижение независимости от импорта в космическом оборудовании. Кроме того, предприятия, входящие в структуру Рос-космоса, могут выпускать продукцию не только для ракетно-космической отрасли, но и для сфер, напрямую не связанных с деятельностью госкорпорации.
В настоящее время уже предприняты шаги по развитию следующих инновационных проектов:
1. Микроэлектроника
Уверенными темпами запущен процесс импортозамещения в сфере микроэлектроники. Роскосмос приобрел Ярославский радиозавод, на котором планируется не только серийный выпуск космического оборудования, но и создание абонентского оборудования для российских орбитальных группировок, в том числе носимых терминальных устройств ГЛОНАСС и системы «Гонец», а также устройств для автомобильного, авиационного, морского и речного транспорта. Помимо этого, предприятие будет обслуживать Северный морской путь. Для этого будут изготовлены самые совершенные средства связи, наблюдения, метеорологии и навигации.
Холдинг «Российские космические системы» (входит в Госкорпорацию «Рос-космос») является главным производителем радиоэлектронной начинки для спутников. Основной задачей холдинга являет-
ся создание центра компетенции по выпуску любых микроэлектронных устройств из отечественного сырья и материалов. Создаваемые многослойные печатные платы широкой номенклатуры с высокой плотностью топологии и монтажа позволяют создавать различные виды бортовой радиоэлектронной аппаратуры изделий ракетно-космической техники, многофункциональных космических станций, а также большое семейство спутников, которые используются для связи, интернета, телевидения и радиовещания, навигации и зондирования Земли.
2. Двигателестроение
Импортозамещение в области двигате-
лестроения в сфере авиации в Госкорпорации «Роскосмос» напрямую связано с развитием производственных мощностей компании Протон-ПМ, которая является основным поставщиком литейной продукции для авиадвигателей. Компания также выполнит для Пермского завода «Машиностроитель» работы по изготовлению стенда для испытаний реверсивного устройства перспективного авиационного двигателя ПД-8, предназначенного для пассажирских авиалайнеров Sukhoi Superjet 100 и самолётов-амфибий Бе-200.
В ближайшее время ожидается рост спроса на газотурбинную продукцию наземной тематики. Уход из России производителей импортной газоперекачивающей техники потребует ее замену на российскую, что ставит перед пермским предприятием ОДК задачи по увеличению производства продукции, так как переориентация газовых потоков с запада на восток потребует строительства новых газопроводов, где будут применяться газоперекачивающие агрегаты. Все объекты газотранспортной системы должны быть обеспечены электроэнергией, а значит будут востребованы газотурбинные электростанции, выпускаемые в компании Про-тон-ПМ для «ОДК-Авиадвигатель».
3. Оборудование
В связи с санкциями, которые Запад в первую очередь направил на нефтяную и газовую промышленность России, Госкорпорация «Роскосмос» проводит работы по импортозамещению. Так конструкторское
бюро химавтоматики осуществило первую поставку комплекта внутрискважинного оборудования для газовых скважин Ко-выктинского месторождения. Оборудование будет эксплуатироваться на крупнейшем по запасам газа месторождении на Востоке России, которое является основным для наполнения газопровода «Сила Сибири».
Но Госкорпорация «Роскосмос» работает по импортозамещению не только на нефтяников и газовиков. Так Усть-Катавский вагоностроительный завод оперативно заместил импорт в нашу страну трамвайные вагонов и стал производить трамвайные вагоны, которые почти на 100% состоят из российских комплектующих.
Научно-производственное объединение автоматики имени академика
Н.А. Семихатова (входит в Госкорпорацию «Роскосмос»), решая задачи по им-портозамещению, создает отечественные электронные приборы, которыми комплектуется автомобильная и тракторная техника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведенный анализ показывает важную роль рассмотренных государственных корпораций в обеспечении не только обороноспособности нашей страны и национальной безопасности, но и ее инновационного развития в период экономических санкций. Выступая на XXV Петербургском международном экономическом форуме, Президент России В.В. Путин отметил, что «достижение настоящего технологического суверенитета является одним из ключевых принципов новой экономической политики России».
Несмотря на то, что при создании государственных корпораций были установлены конкретные цели и задачи их деятельности, новые вызовы, с которыми столкнулась наша страна, привели к пониманию, что во многих критически важных областях именно госкорпорации могут стать той опорой, которая позволит государству сделать новый рывок в социально-экономическом развитии. Многие отрасли, которые бизнесом оцениваются как непривлекательные с точки зрения вложений,
поскольку они не способны принести хорошую прибыль в ближайшей перспективе, развиваются именно в рамках государственных корпораций.
Ряд сфер, в первую очередь связанных с оборонно-промышленным комплексом, не могут быть переданы частному бизнесу. Но бизнес структуры могут выступить в качестве одного из звеньев производства, причем "не только в секторе производства гражданской продукции, но и в качестве подрядчика в выполнении госзаказа".
Государственная корпорация может выступить как своего рода координирующий орган, выстраивающий и управляющий цепями поставок, привлекая необходимое оборудование, кадровый потенциал и партнеров.
В отличие от многих зарубежных стран, где наука тесно интегрирована со сферой образования (например, исследовательские центры при университетах), отраслями экономики (например, лаборатории министерств, исследовательские институты отраслевого профиля) Россия не обладает такими традициями. В 90-е годы сильный отток высококвалифицированных специалистов усугубил кризис в науке. Государственные корпорации позволили частично сохранить научно-технический потенциал, аккумулировать кадры и технологии. На сегодняшний момент государственные корпорации должны усилить работу по вовлечению учащихся вузов в научно-исследовательские и конструкторские работы, создавая этим базу по выращиванию молодых специалистов для нужд страны.
Среди рассмотренных в статье инновационных проектов особое внимание должно уделяться следующим направлениям:
- добыча и производство лития в России;
- создание малых плавучих станций;
- авиастроение;
- двигателестроение;
- станкостроение;
- дальнейшее совершенствование системы Глонасс.
Указанные направления являются критически важными для нашей страны, осо-
бенно ввиду введения западными странами экономических санкций.
В данной ситуации, когда из-за санкций мы должны как можно оперативнее работать по импортозамещению с сокращением сроков их выполнения, настоящие конкурсные положения только тормозят выполнение работ. Даже предприятия, находящиеся в одном контуре госкорпорации, проводят между собой конкурсные процедуры, которые занимают от 3 до 6 месяцев. В такое трудное для нашей страны время необходимо создать систему, которая позволила бы сократить по времени конкурсные процедуры, что привело бы и к сокращению сроков работ по импортозаме-щению.
Среди недостатков работы госкорпораций можно отметить следующее:
- госкорпорации еще достаточно закрыты для внешнего мира и это создает определенные трудности частному бизнесу в понимание их участия и возможности создания совместных предприятий;
- госкорпорации не очень активно проявляют инициативу по привлечению как среднего, так и малого бизнеса для участия в своих научных разработках и производстве, хотя частный бизнес более мобилен для решения многих задач, что привело бы к сокращению времени по решению задач импортозамещения.
При этом должен быть разработан механизм, который бы позволил инновационные проекты в сферах, которые изначально не являлись приоритетными для государственных корпораций и разрабатывались по поручению Правительства, в дальнейшем частично или полностью передавать малому и среднему бизнесу. А перед госкорпорациями должны ставиться новые задачи как по импортозамещению, так и новым инновационным проектам.
К недостаткам работы госкорпораций можно отнести то, что, выполняя задания правительства по новым научным направлениям, они не предпринимают дальнейшего развития этих направлений самостоятельно, не активно лоббируют их в правительстве. Всё это приводит к тому, что деньги потраченные на начальном этапе развития нового направления, могут быть
просто потеряны, т.к. через несколько лет все полученные результаты работ могут быть уже не актуальными и нам опять придется догонять Запад. Это можно увидеть на следующих научных направлениях.
Еще в Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной в 2009 году, отмечалась необходимость применения новых технологий на основе эффекта сверхпроводимости. И уже к 2015 году была создана необходимая база для создания сверхпроводников и устройств на их основе в нашей стране. Все это позволило России стать одной из стран-лидеров мирового рынка в области сверхпроводимости. В дальнейшем планировалось активно развивать данную сферу, поскольку сверхпроводники - это новые технологии, так при одинаковой мощности двигатели на сверхпроводниках легче в 2-2,5 раза и меньше по объему. Уникальные свойства сверхпроводников позволяют их использовать в разных сферах, например, сверхпроводящие магниты для аппаратов ядерно-магнитной и магниторезонансной томографии, сверхпроводящие генераторы для ветряков, ледоколов, магнитная левитация для транспорта и другие. Однако сейчас данное перспективное направление практически заброшено, в то время как другие страны продолжают активно его развивать и уже ушли далеко вперед по сравнению с отечественными разработками. Государственные корпорации, в первую очередь Росатом, может выступить в качестве структуры, координирующей и развивающей это направление.
Не лучше обстоят дела в сфере микроэлектроники. Об этом говорится уже больше десяти лет, а "воз и ныне там". В стране не появилась структура, которая бы стала интегратором в этой области. И сейчас мы пожинаем плоды такого халатного отношения к ведущей области, от которой зависят все другие высокотехнологические направления. Так В феврале 2022 года тайваньская компания TSMC остановила выпуск микросхем, которые поставлялись в Россию. В итоге несмотря на то, что на территории нашей страны есть компании, которые могут производить микросхемы и
электронику (АО «ПКК Миландр», АО «МЦСТ», АО «Микрон», АО НТЦ «Модуль» и др.), по факту их мощностей, оборудования и технологий не хватает для массового производства высокотехнологичных чипов. Конечно, в кратчайшие сроки наладить выпуск продукции высокого уровня и в необходимых стране объемах на данном этапе невозможно, но даже выпуск чипов с менее высокими характеристиками необходим. Поэтому необходимо выработать четкий подход к организации производства чипов в нашей стране, создать единого интегратора, который будет отвечать за данное направление, например, госкорпорацию Роскосмос.
Отдельного внимания заслуживает проблема с отсутствием необходимого отечественного оборудования, которое используется для добычи и переработки наших ископаемых. Так, в нефтегазовой сфере доля импорта по некоторым направлениям превышает 90%, например, оборудование для проведения гидроразрыва пласта, подземное оборудование для закачивания скважин, инженерное и промышленное программное обеспечение и др. В стране ощущается даже нехватка оборудования, способного работать при низких температурах, а ведь мы планируем осваивать Арктику в ускоренных темпах. Например, в суровых арктических условиях в основном используется японская спецтехника Komatsu. Госкорпорация Ростех может стать базой для разработки и внедрения оборудования, необходимого нашей стране вместо импортных аналогов. У нас уже есть перспективные разработки, но почему-то они не очень внедряются на наших месторождениях. В связи с западными санкциями на рынке образовались ниши, которые могут быть заняты отечественными производителями, включая амбициозных стартапов и резидентов Скол-ково, а также предприятиями Белоруссии. Необходимо отрегулировать механизм, чтобы ориентация газовых и нефтяных компаний была не столько на закупку необходимого оборудования или деталей к нему через параллельный импорт из стран Азии, а на отечественные разработки.
На данном этапе стоит стремиться не ны и нашей технологической независимо-просто к импортозамещению в критически сти.
важных областях, а обеспечению макси- Таким образом, благодаря государ-
мальной технологической независимости, ственным корпорациям Россия сможет благо пока ещё наша страна обладает не- снизить зависимость от импорта в ключе-обходимым кадровым, научно- вых сферах - в первую очередь это оборо-
техническим и конструкторским потенци- на, авиа- и станкостроение, двигателестро-алом. Необходимо совершенствовать ме- ение, добыча и производство лития в Рос-ханизмы взаимодействия между государ- сии. Это будет способствовать увеличе-ственными корпорациями, чтобы имею- нию занятости населения, в том числе вос-щийся потенциал и возможности исполь- требованности молодых специалистов на зовать по максимум на благо нашей стра- рынке труда.
Библиографический список
1. Доклад ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» (за 2007 год). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fas.gov.ru/documents/596479.
2. Шульга И. Идеальный вывод // Атомный эксперт. 2019. №8. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://atomicexpert.com/perfect_backend.
3. Публичный годовой отчет Государственной корпорации по атомной энергии «Роса-том». Итоги деятельности государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» за 2020 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://report.rosatom.ru/go/2020/rosatom_2020.pdf.
4. Публичный годовой отчет Государственной корпорации по атомной энергии «Роса-том». Итоги деятельности государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» за 2019 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosatom.ru/up1oad/ib1ock/033/03395b2a9751b4fcd385d746a2f9df15.pdf.
5. Годовой отчет Государственной корпорации «Ростех» за 2020 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rostec.ru/up1oad/ib1ock/f16/p9uys0xhnyvgqhyfvmvqb9430t41ifk8.pdf.
6. Годовой отчет Государственной корпорации «Ростех» за 2021 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rostec.ru/up1oad/ib1ock/c3a/jcqrh7d0ze3i32whydcy9n1eb1dp06o1.pdf.
7. Химическое производство: тенденции и прогнозы // Аналитический бюллетень РИА Рейтинг. Выпуск 45. Итоги 2021 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/chemistry_demo45.pdf.
8. Годовой отчет Государственной корпорации по космической деятельности «Роскос-мос» за 2020 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.roscosmos.ru/media/fi1es/2021/SEP/roskosmos_go-2020_.pdf.
PROVISION OF INNOVATIVE DEVELOPMENT THROUGH IMPORT SUBSTITUTION STRATEGIES IMPLEMENTED BY STATE CORPORATIONS
N.S. Matveeva, Junior Researcher
Center for Financial Management in Public Sector, Financial Research Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation (Russia, Moscow)
Abstract. State corporations play a special role in ensuring import substitution in critical industries in order to achieve independence from other countries, as well as the development of innovative potential, aimed not only at ensuring the economic stability of the Russian economy, but also designed to promote the development of new areas or those that are has received little attention over the past decades.
The purpose of this article is to study the activities of state corporations using the example of Rosatom, Rostec and Roscosmos, to analyze the events that led to the degradation of Russian science, and to analyze the areas within which the import substitution policy is being implemented in connection with the sanctions imposed by Western countries.
State corporations, having extensive experience and unique technological and research and development capabilities, are able to play a significant role in maintaining the economic stability of our country and become a catalyst for further innovative development.
Keywords: import substitution, sanctions, state corporation, innovations, Rosatom, Rostec, Roscosmos.