Научная статья УДК 332.1; 332.05 EDN BKPLFK
DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(3).485-492
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Е.В. Градобоев1, И.Ю. Сольская2
1 Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Иркутской области, г. Иркутск, Российская Федерация
2 Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Российская Федерация
Информация о статье
Дата поступления 22 сентября 2022 г.
Дата принятия к печати 3 октября 2022 г.
Дата онлайн-размещения 8 ноября 2022 г.
Ключевые слова
Устойчивость системы; финансирование здравоохранения; финансовая устойчивость; обязательное медицинское страхование
Аннотация
Нестабильность воздействия внешнего окружения на состояние системы здравоохранения и, соответственно, медицинских организаций предопределила актуальность исследования в области теоретических основ оценки финансового состояния системы здравоохранения, в частности основного механизма финансирования здравоохранения — системы обязательного медицинского страхования. В статье рассматривается негативное влияние факторов внешнего окружения на устойчивость состояния системы здравоохранения, что обусловливает необходимость развития теоретических положений и методологической базы контроля за состоянием устойчивости региональных систем. Цель проведенного исследования заключается в решении проблемы формирования системы критериев оценки финансового состояния системы здравоохранения в Российской Федерации. Выявлено, что одним из важнейших критериев оценки устойчивости данной системы является показатель финансовой устойчивости системы обязательного медицинского состояния, предполагающий в первую очередь достаточность финансирования медицинского обслуживания в соответствии с его необходимой динамикой. Результаты авторского исследования, представленного в статье, обобщают представления о возможности обеспечения финансовой устойчивости региональной системы здравоохранения и позволяют оценить ее уровень. В качестве выводов в статье рассмотрено положение о необходимости обеспечения достаточности финансирования медицинского обслуживания за счет средств сферы обязательного медицинского страхования, что является элементом научной новизны в теории финансовой устойчивости организаций.
Original article
ENSURING THE FINANCIAL STABILITY
OF THE COMPULSORY HEALTH INSURANCE SYSTEM
Evgeny V. Gradoboev1, Irina Yu. Solskaya2
1 Territorial Fund of Compulsory Medical Insurance of the Irkutsk Region, Irkutsk, the Russian Federation
2 Irkutsk State Transport University, Irkutsk, the Russian Federation
Article info
Received
September 22, 2022
Accepted October 3, 2022
Available online November 8, 2022
Keywords
System sustainability; healthcare financing; financial sustainability; compulsory medical insurance
© Градобоев Е.В., Сольская И.Ю., 2022
Abstract
The negative influence of environmental factors on the stability of the health care system necessitates the development of theoretical provisions and methodological basis for monitoring the stability of regional systems. One of the most important criteria for assessing the sustainability of the healthcare system in the Russian Federation is the indicator of the financial stability of the mandatory medical condition system, which assumes, first, the sufficiency of funding for medical care in accordance with its necessary dynamics. The results supported the author's ideas about the possibility of ensuring the financial stability of the regional health care system providing the required level of sustainability based on the sufficient funding through the Compulsory Health Insurance System.
Ф
3
s
я
Б
û) s< я û> л
т
о *
о
о
о
а
Û) ■Ö
о
H
00 ф
X X
о
п
о у
X
s
00 ф
■Ö о s
3
ф
?
2 о
К) К)
W К)
10 3
00 I
(О К)
Введение
Условия нестабильности внешнего окружения стимулируют организационные структуры и отдельные сферы деятельности к переоценке представлений об адекватности теоретических представлений реальному финансовому состоянию. Одним из достаточно многозначных направлений оценки финансового состояния является, с нашей точки зрения, финансовая устойчивость. В общем случае финансовая устойчивость фирмы рассматривается как способность поддерживать целевую структуру источников финансирования, обеспеченность запасов ими [1, с. 343], в то время как В.В. Ковалев и Вит.В. Ковалев — как долгосрочное финансовое управление (Long-Term Solvency) [2].
В российской практике обобщающим показателем финансовой устойчивости предприятия является излишек или дефицит средств для формирования запасов и затрат (разница величины источников средств и величины запасов и затрат). Это, по сути, абсолютная оценка финансовой устойчивости [3].
Принимая во внимание то, что соотношение стоимости запасов и величины собственных и заемных источников их формирования — один из важнейших факторов устойчивости финансового состояния предприятия1, необходимо указать, что такие авторы, как В.В. Ковалев [4, с. 491], Н.П. Любушин [5, с. 214], Э.С. Прошу-нина [6], Ю.А. Долгих [7], В.Р. Банк, С.В. Банк, А.В. Тараскина [8, с. 23] отмечают долгосрочный характер этой взаимосвязи. Последние подчеркивают исключительно комплексный характер категории «финансовая устойчивость», имея в виду такое состояние его финансовых ресурсов, их распределение и использование, которые обеспечивают в условиях допустимого риска бесперебойное функционирование, достаточную рентабельность и возможность рассчитаться по обязательствам в установленные сроки [там же, с. 112].
Необходимо отметить, что исследования выдающегося русского математика А.М. Ляпунова [9] стали значительным вкладом в теорию устойчивости. Предложенная им идея устойчивости выражает долгосрочную инерционность поведения системы: ее возмущенное движение должно быть близким к невозмущенному поведению.
Полагаем, что на практике с позиции среднесрочных и краткосрочных угроз состоянию медицинских организаций задачей системы управления финансовой устойчивостью следует считать защиту интересов
основных стейкхолдеров сферы здравоохранения, а для негосударственных лечебных учреждений (как для любой коммерческой организации) эти интересы будут лежать в плоскости финансовой прибыли [10].
Поэтому производительность и устойчивость медицинских организаций в конечном счете определяются комбинацией факторов. Оптимизация деятельности медицинского персонала требует четкого определения протоколов лечения и адекватного финансирования и организации всей системы здраво-охранения2.
Для медицинских организаций основной принцип устойчивости интерпретируется как способность к поддержанию равновесия между растущим бременем расходов и ограниченными ресурсами и вызывает озабоченность во всех странах, тем более в контексте нынешнего кризиса. Такая ситуация неизбежно приводит к необходимости поиска компромиссов как в самом секторе здравоохранения, так и в более широком плане — между сектором здравоохранения и всей остальной экономикой [5]. По этим причинам оценка устойчивого развития нуждается как в оценке текущего положения, так и в разработке теоретических основ и методических подходов к его осуществлению [11, с. 60-62].
Недостатки механизмов финансового обеспечения оказания медицинской помощи приводят в том числе к росту задолженности в субъектах Российской Федерации. Кроме того, нет единого мнения в отношении значения термина «финансовая устойчивость», а также обоснованного понимания того, как финансовая устойчивость медицинских организаций связана со способностью оплачивать медицинское обслуживание и доступностью медицинского обслуживания по стоимости. Специалистами отмечается, что констатировать неполную обеспеченность потребности в финансовых ресурсах на оплату сверхплановых объемов медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) возможно по результатам анализа устойчивости финансовой системы [12].
Методология исследования
Финансовая устойчивость сферы ОМС обеспечивается в первую очередь нормативными положениями Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании» от 29 ноября 2010 г. № 326 (далее — ФЗ
' Абсолютные показатели финансовой устойчивости. URL: https://www.bitfinance.ru/learning/articles/ absolyutnye_pokazateli_finansovoy_ustoychivosti.
2 Health workforce 2030: towards a global strategy on human resources for health. World Health Organization, 2015.32 p.
№ 326). Приведенные на рисунке базовые положения этого закона следующие:
- «обязательное медицинское страхование — вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования»3;
- за счет средств ОМС гарантируется обеспечение бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи «при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования».
Прописанные в законе способы обеспечения финансовой устойчивости тесно связаны с территориальными особенностями Российской Федерации, а именно:
- «устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования обеспечивается на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования»4;
- «утверждение территориальных программ ОМС, соответствующих единым требованиям базовой программы ОМС, и реализация базовой программы ОМС на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется в пределах и за счет субвенций, предоставленных из бюджета ФОМС (Фонда обязательного медицинского страхования. — Е. Г., И. С.) бюджетам ТФОМС (территориального фонда обязательного медицинского страхования. — Е. Г., И. С.)»5;
- ТФОМС «осуществляет управление средствами ОМС на территории субъекта РФ, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ ОМС и в целях обеспечения финансовой устойчивости ОМС»;
- «объемы предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи,
3 Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации : федер. закон от 29 нояб. 2010 г. № 326-ФЗ : (ред. от 6 дек. 2021 г.). Ст. 3 // СПС «КонсультантПлюс».
4 Там же. П. 2 ст. 4.
5 Там же. П. 1 ст. 6.
установленные в соответствии с территориальной программой ОМС, распределяются решением комиссии»6;
- «стоимость утвержденной территориальной программы ОМС не может превышать размер бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы ОМС, установленный законом о бюджете ТФОМС»7.
Для предотвращения особых случаев угроз состоянию финансовой устойчивости ОМС в бюджете ТФОМС формируется нормированный страховой запас (НСЗ), который характеризуется следующими особенностями:
1. НСЗ создается в составе расходов бюджета ТФОМС и включает в том числе средства:
- для дополнительного финансового обеспечения реализации территориальных программ ОМС;
- расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис ОМС8.
2. Объем средств НСЗ включается в общий объем средств финансового обеспечения территориальной программы ОМС9.
Основными инструментом, с помощью которого учитывается региональная специфика, являются дифференцированные подушевые нормативы (ДПН), которые определяют следующим образом:
- ТФОМС осуществляет такое полномочие страховщика, как утверждение «для страховых медицинских организаций дифференцированных подушевых нормативов в порядке, установленном Правилами ОМС»10;
- в договоре о финансовом обеспечении ОМС должны содержаться положения, предусматривающие такие обязанности ТФОМС, как предоставление системой массового обслуживания (СМО) по поступившей от нее заявке целевых средств в пределах объема средств, определяемого исходя из количества застрахованных лиц в данной СМО и дифференцированных подушевых нормативов11;
- дифференцированные подушевые нормативы рассчитываются на основании
6 Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации : федер. закон от 29 нояб. 2010 г. № 326-Ф3 : (ред. от 6 дек. 2021 г.). П. 10 ст. 36.
7 Там же. П. 11 ст. 36.
8 Об установлении Порядка использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования : приказ ФФОМС от 29 дек. 2021 г. № 149н // СПС «КонсультантПлюс».
9 Там же. П. 5.
10 Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации : федер. закон от 29 нояб. 2010 г. № 326-Ф3 : (ред. от 6 дек. 2021 г.). П. 6 ч. 7 ст. 34.
11 Там же. П. 1 ч. 4 ст. 38.
Ф П ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
ч
ф
ч
2 О
м м
ы
Z
10 р
8
(Л
(0 м
среднедушевого норматива финансирования СМО по формуле С = (П - АН - У - Р) + Ч, где П — поступившие в отчетном месяце в бюджет ТФОМС средства на финансовое обеспечение ОМС (без учета остатка средств за предыдущие периоды); АН — размер средств, необходимый для пополнения НСЗ ТФОМС за счет средств, поступивших в расчетном месяце в бюджет ТФОМС на финансовое обеспечение ОМС в объеме не более 1/12 от годового размера средств НСЗ, утвержденного в бюджете ТФОМС на текущий год на цели, предусмотренные пп. 1 и 2 ч. 6 ст. 26 ФЗ № 326; У — размер средств ОМС, направленных в расчетном месяце на осуществление управленческих функций ТФОМС, в пределах месячного объема лимита бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели; Р — размер средств, предназначенных на расходы на ведение дела по ОМС СМО; Ч — среднемесячная численность застрахованных лиц субъекта Российской Федерации»12.
Таким образом, ДПН включают в себя в том числе все средства, поступившие в отчетном месяце в бюджет ТФОМС на финансовое обеспечение ОМС, за минусом средств, необходимых для пополнения НСЗ на финансовое обеспечение ОМС, т.е. при формировании НСЗ соответственно уменьшается размер ДПН.
По поводу обязательности оказания медицинской помощи необходимо отметить, что два институциональных инструмента обеспечивают право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по ОМС:
- договор о финансовом обеспечении ОМС;
- договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и (или) договор на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС13.
На основании договора об оплате:
1. Медицинская организация (МО) обязуется:
- оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в соответствии с территориальной программой ОМС и объемами предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи;
- обеспечить оказание медицинской помощи по территориальной программе в со-
12 Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования : приказ Минздрава России от 28 февр. 2019 г. № 108н : (ред. от 21 февр. 2022 г.) : (зарегистрировано в Минюсте России 17 мая 2019 г. № 54643). П. 183 // СПС «КонсультантПлюс».
13 Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации : федер. закон от 29 нояб. 2010 г. № 326-ФЗ : (ред. от 6 дек. 2021 г.). Ст. 37.
ответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями к ее оказанию, в пределах распределенных МО объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, в рамках работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности.
2. СМО обязуется оплачивать медицинскую помощь по территориальной программе, оказанную МО застрахованному в СМО лицу, в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями к ее оказанию в пределах распределенных объемов предоставления медицинской помощи и ее финансового обеспечения, по тарифам на оплату медицинской помощи на основании представленных МО реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи по территориальной программе с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, путем перечисления денежных средств на расчетный счет МО.
Договор о финансовом обеспечении14 предоставляет СМО право «обращаться в ТФОМС за предоставлением целевых средств из НСЗ ТФОМС в случае превышения установленного для СМО объема средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту».
Договор обязывает ТФОМС:
- вести учет заявок в соответствии с порядком документооборота, установленным в ТФОМС, и направлять в СМО по поступившей от нее заявке;
- принимать решение о предоставлении или об отказе в предоставлении СМО недостающих для оплаты медицинской помощи средств из НСЗ ТФОМС в случае превышения установленных для СМО объемов средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов, ростом числа застрахованных лиц и (или) изменением их половозрастной структуры.
Согласно правилам ОМС15, оплате за счет средств ОМС подлежит объем предоставле-
14 Типовой договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования : утв. приказом Минздравсоцразвития России от 9 сент. 2011 г. № 1030н // СПС «КонсультантПлюс».
15 Об обязательном медицинском страховании в Рос-
сийской Федерации : федер. закон от 29 нояб. 2010 г. № 326-ФЗ : (ред. от 6 дек. 2021 г.). П. 143.
ния медицинской помощи, установленный в договоре на оплату.
Таким образом, МО выставляют счета и реестры счетов в СМО, направляют их в ТФОМС для заключения, после чего они отправляются в СМО для оплаты медицинской помощи. При этом СМО принимает к учету предъявленный счет МО с учетом заключения от ТФОМС.
Тем не менее проведенная аналитическая работа показала, что применяемые меры по обеспечению финансовой устойчивости требуют развития существующего методологического основания, поскольку в 2019 г. сохранялся значительный дефицит территориальной программы в Республике Ингушетия (69,9 % потребности), Чеченской Республике (50,2 %), Республике Марий Эл (58 %), Республике Дагестан (55,9 %).
Кроме того, дефицит бюджета ФОМС в 2018 и 2019 гг. обеспечивался переходящими остатками средств ФОМС, накопленными в 2017 г. В 2020 г. общий объем расходов бюджета ФОМС был спрогнозирован в сумме 2 368,6 млрд р., прогнозируемый общий объем доходов бюджета ФОМС — 2 367,2 млрд р. Объем дефицита бюджета ФОМС установлен в сумме 1,4 млрд р. Анализ бюджетов ТФОМС показал, что большинство из них формируется с дефицитом, обеспеченным источником финансирования16.
Выводы и результаты
В результате анализа нормативных положений ОМС сделан вывод о том, что на уровне федеральных нормативно-правовых актов закреплено, что в рамках программы ОМС невозможно принять обязательств больше, чем есть в бюджете ТФОМС и территориальной программе государственных гарантий.
Обязательным условием среднесрочного положения финансовой устойчивости системы ОМС является сбалансированность источников формирования финансовых ресурсов. Для обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости необходимо развитие теоретических положений и методологической базы долгосрочных механизмов формирования, а также поддержания нормированного страхового запаса и применение дифференцированного подушевого норматива, учитывающего не только сложившуюся
16 Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности функционирования системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации». URL: https://ach.gov.ru/upload/ iblock/432/wjvi2beix796z4vpn04vyii4ppk4fxcr.pdf.
региональную специфику, но и перспективы социально-экономического развития.
Договором об оплате прописано, что МО и СМО оказывают и оплачивают медицинскую помощь в объеме и финансовом обеспечении, предусмотренном в данном договоре, которые в совокупности по субъекту соответствуют территориальной программе ОМС и бюджету ТФОМС.
Обязанность ТФОМС перед СМО ограничена ДПН и НСЗ, которые, в свою очередь, ограничены территориальной программой ОМС и бюджетом ТФОМС.
На основании этого можно считать, что правовых оснований для принятия и отражения в учете у МО, СМО и ТФОМС объемов и финансового обеспечения, вызывающих нарушение финансовой устойчивости в краткосрочном периоде по причине превышения финансового обеспечения территориальной программы ОМС и бюджета ТФОМС, в настоящее время не существует.
Однако представляется необходимым развитие теоретических положений обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости системы здравоохранения за счет формирования концептуальных положений, учитывающих возможность финансирования не только за счет средств ОМС, но и из других источников. Кроме того, существующий в бухгалтерском учете ТФОМС, СМО и МО порядок не позволяет в полной мере выявить возможный дефицит средств, возникший в связи с превышением МО объемов и (или) финансового обеспечения, распределенных комиссией по формированию территориальной программы ОМС. Особую актуальность этой проблеме предает ст. 11 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3, которая определяет недопустимость отказа в оказании медицинской помощи17.
Еще одна методологическая проблема связана с достоверностью оценки финансовой устойчивости состояния медицинских организаций, работающих в пределах установленных вышеуказанной статьей Территориальной программой государственных гарантий объемов помощи. Невозможно как предусмотреть объем помощи, оказанной сверх установленных объемов, и, следовательно, затраты на ее оказание, так и определить источник покрытия этих расходов.
17 Система здравоохранения России: что можно изменить уже сегодня. Идеи и предложения. URL: file:///C:/Users/User/Downloads/Telegram%20 Desktop/sist.-zdravoohr.-rossii.pdf.
Ф П ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
ч
ф
ч
2 О
м м
ы
Z
10 р
8
(Л
(0 м
Bulletin of Baikal State University, 2022, vol. 32, no. 3, pp. 485-492
(8 О
Пункт 1 ст. 4 ФЗ № 326
Пункт 2. ст. 34 ФЗ № 326
ся
СП
Обеспечиваются за счет средств ОМС гарантии бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы ОМС и базовой программы ОМС
Пункт 2 ст. 4 ФЗ № 326
Устойчивость финансовой системы ОМС обеспечивается на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам ОМС
Пункт 1 ст. 6 ФЗ № 326
Утверждение территориальных программ ОМС, соответствующих единым требованиям базовой программы ОМС, и реализация базовой программы ОМС на территориях субъектов Российской Федерации осуществляются в пределах и за счет субвенций, предоставленных из бюджета ФОМС бюджетам ТФОМС
Статья 36 ФЗ № 326, п. 7 Типовой формы № 1417н
Вся медицинская помощь оплачивается в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе ОМС, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС
ТФОМС осуществляет управление средствами ОМС на территории субъекта РФ, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ ОМС и в целях обеспечения финансовой устойчивости ОМС на территории субъекта РФ, а также решения иных задач, установленных в том числе законом о бюджете территориального фонда
! Невозможно принять обязательств больше, чем есть в бюджете ТФОМС и территориальной программе ОМС
Пункт 2 ст. 6 ФЗ № 326
Финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий (утверждение территориальной программы ОМС, ДПН СМО и др.), осуществляется за счет субвенций, предоставленных из бюджета ФОМС бюджетам ТФОМС
Часть 3 ст. 8 ФЗ № 326
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится финансовое обеспечение и реализация территориальных программ ОМС в размере, превышающем размер субвенций, предоставляемых из бюджета ФОМС бюджетам ТФОМС. Доходы бюджета ТФОМС: платежи субъектов РФ на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальных программ ОМС
Предоставление средств в СМ О
Пункт 4 ч. 1 ст. 38 ФЗ № 326
Пункт 183 Правил ОМС
По поступившей от нее заявке целевые средства в пределах объема средств, определяемого исходя из количества застрахованных лиц в СМ О и дифференцированных подушевых нормативов (ДПН)
ДПН СМ О включает в том числе все поступившие в отчетном месяце средства в бюджет ТФОМС на финансовое обеспечение ОМС за минусом размера средств, необходимых для пополнения НСЗ на финансовое обеспечение ОМС
Нормы обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Селезнева Н.Н. Финансовый анализ : учеб. пособие / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. — Москва : Юни-ти-Дана, 2002. — 639 с.
2. Ковалев В.В. Учет, анализ и финансовый менеджмент / В.В. Ковалев, Вит.В. Ковалев. — Москва : Финансы и статистика, 2006. — 516 с.
3. Дубоносова А.Н. Система управления финансовой устойчивостью компании / А.Н. Дубоносова // Справочник экономиста. — 2018. — № 5. — С. 24-39.
4. Ковалев В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы / В.В. Ковалев. — Москва : Финансы и статистика, 2004. — 720 с.
5. Любушин Н.П. Экономический анализ : учебник / Н.П. Любушин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юнити-Дана, 2017. — 575 с.
6. Прошунина Э.С. Финансовая устойчивость предприятия / Э.С. Прошунина. — EDN RWMNHD // Вестник Академии знаний. — 2014. — № 8. — C. 42-46.
7. Долгих Ю.А. Формирование и функционирование системы управления финансовой устойчивостью предприятия : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10 / Ю.А. Долгих. — Екатеринбург, 2019. — 204 с.
8. Банк В.Р. Финансовый анализ : учеб. пособие / В.Р. Банк, С.В. Банк, А.В. Тараскина. — Москва : Проспект, 2006. — 344 с.
9. Ляпунов А.М. Общая задача об устойчивости движения / А.М. Ляпунов. — Москва ; Ленинград, 1950. — 472 с.
10. Gorbunov Yu. The use of crisis management in ensuring sustainable food production by organizations of border areas / Yu. Gorbunov, A. Gorbunova, I. Solskaya. — DOI 10.1088/1755-1315/395/1/012095. — EDN NAVHIB // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. — Barnaul, 2019. — P. 012095.
11. К вопросу о финансовой устойчивости в системах здравоохранения / S. Thomson, T. Foubister, J. Figueras [et al.]. — URL: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0019/76042/E93058R.pdf.
12. Сакеян М.П. Необходимость мониторинга финансовой устойчивости предприятия здравоохранения / М.П. Сакеян. — EDN THUBUR // Вестник Уральского института экономики, управления и права. — 2014. — № 3. — С. 60-62.
REFERENCES
1. Selezneva N.N., lonova A.F. Financial Analysis. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2002. 639 p.
2. Kovalev V.V., Kovalev Vit.V. Accounting, Analysis and Financial Management. Moscow, Finansy i Statistika Publ., 2006. 516 p.
3. Dubonosova A.N. Company's financial stability management system. Spravochnik ekonomista = Economist's Handbook, 2018, no. 5, pp. 24-39. (In Russian).
4. Kovalev V.V. Financial accounting and analysis: conceptual framework. Moscow, Finansy i Statistika Publ., 2004. 720 p.
5. Lyubushin N.P. Economic Analysis. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2017. 575 p.
6. Proshunina E.S. Financial stability of the enterprise. Vestnik Akademii znanii = Bulletin of the Academy of Knowledge, 2014, no. 8, pp. 42-46. (In Russian). EDN: RWMNHD.
7. Dolgikh Yu.A. Formation and functioning of the financial stability management system of the enterprise. Cand. Diss. Ekaterinburg, 2019. 204 p.
8. Bank V.R., Bank S.V., Taraskina A.V. Financial Analysis. Moscow, Prospekt Publ., 2006. 344 p.
9. Lyapunov A.M. The general problem of motion stability. Moscow, Leningrad, 1950. 472 p.
10. Gorbunov Yu., Gorbunova A., Solskaia I. The Use of Crisis Management in Ensuring Sustainable Food Production by Organizations of Border Areas. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Barnaul, 2019, pp. 012095. EDN: NAVHIB. DOI: 10.1088/1755-1315/395/1/012095.
11. Thomson S., Foubister T., Figueras J., Kutzin J., Permanand G., Bryndová L. On the issue of financial
sustainability in health systems. Available at: https://www.euro.who.int/_data/assets/pdf_file/0019/76042/
E93058R.pdf.
12. Sakeyan M.P. The Need to Monitor Financial Sustainability of the Health Care Companies. Vestnik Ural'skogo instituta ekonomiki, upravleniya i prava = Herald of the Ural Institute of Economics, Management and Law, 2014, no. 3, pp. 60-62. (In Russian). EDN: THUBUR.
Информация об авторах
Градобоев Евгений Валерьевич — кандидат экономических наук, директор, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Иркутской области, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Сольская Ирина Юрьевна — доктор экономических наук, профессор, кафедра финансового и стратегического менеджмента, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: irina_solskaya_@ mail.ru.
Authors
Evgeny V. Gradoboev — Ph.D. in Economics, Director, Territorial Fund of Compulsory Medical Insurance of the Irkutsk Region, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
Irina Yu. Solskaya — D.Sc. in Economics, Professor, Department of Finansial and Strategic Management, Irkutsk State Transport University, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
Ф 0 H
01 S) 5<
а
л
T
n *
о
о
о
а
S)
о
H
H ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
n s
H
ф
H M
о
M M
Ы z
¡o
u p
8
Ul
tfl M
Вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования
Градобоев Е.В. Обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования / Е.В. Градобоев, И.Ю. Сольская. — DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(3).485-492. — EDN BKPLFK // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — Т. 32, № 3. — С. 485-492.
Contribution of the Authors
The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
For Citation
Gradoboev E.V., Solskaya I.Yu. Ensuring the Financial Stability of the Compulsory Health Insurance System. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2022, vol. 32, no. 3, pp. 485-492. (In Russian). EDN: BKPLFK. DOI: 10.17150/2500-2759.2022.32(3).485-492.