УДК 336.143.01
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ
БЮДЖЕТОВ
ENSURING FINANCIAL INDEPENDENCE OF REGIONAL BUDGETS
Татьяна Михайловна Полушкина
доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления,
Мордовский государственный университет
polushkinatm@gmail.com
Наталья Евгеньевна Козырева
заместитель начальника юридического отдела Министерства финансов Республики Мордовия, магистрант 2 курса заочного отделения кафедры государственного и
муниципального управления, Мордовский государственный университет
natakaty2007 @yandex.ru
Tatyana M. Polushkina Doctor of Economics, professor of chair of the public and municipal administration,
Mordovian state university polushkinatm@gmail.com
Natalya E. Kozyreva deputy chief of legal department Ministries of Finance of the Republic of Mordovia, undergraduate 2 courses of a correspondence department
of chair of the public and municipal administration,
Mordovian state university natakaty2007 @yandex.ru
Аннотация
Важным условием благоприятного экономического развития регионов современной России, а также надлежащего выполнения своих полномочий является повышение уровня их финансовой самостоятельности, независимости от федерального бюджета. В связи с чем, тема исследования обладает высокой степенью актуальности и значимости
Целью настоящей статьи является выявление и характеристика основных проблем обеспечения финансовой самостоятельности региональных бюджетов в современных экономических условиях, оценка рисков и факторов, влияющих на указанный процесс, разработка предложений по решению проблем и устранению рисков.
Abstract
Important condition of favorable economic development of regions of modern Russia, and also appropriate performance of the powers is increase of level of their financial independence, independence of the federal budget. In this connection, the subject of research possesses high degree of relevance and importance The purpose of the present article is identification and the characteristic of the main problems of ensuring financial independence of regional budgets in modern economic conditions, an assessment of the risks and factors influencing the specified process, development of offers on the solution of problems and to elimination of risks.
Ключевые слова: бюджетная система, региональные финансы, финансовая устойчивость бюджета, финансовый потенциал региона
Keywords: budgetary system, regional finance, financial stability of the budget, financial capacity of the region
В условиях бюджетного федерализма в бюджетной системе обязательным является сочетание высокой роли федерального бюджета, распространяющейся на все ее элементы, включая региональные бюджеты, и высокой степени самостоятельности последних. При этом следует учитывать, что речь идет не об абсолютной, а относительной их самостоятельности, которая, с одной стороны, должна быть высокой, а с другой, не должна противоречить интересам других бюджетов бюджетной системы. Основу финансовой базы регионов составляет бюджет, который они формируют и используют посредством реализации своих бюджетных прав. Следует отметить, что в научной и учебной литературе понятие «региональный бюджет» является недостаточно устоявшимся. Например, М. И. Яндиев полагает, что «региональный бюджет - это фонд денежных средств, образуемый и исполняемый по расходам на основе регионального законодательного акта - закона о бюджете - уполномоченной государственной структурой...» [19]. Среди зарубежных ученых преобладает взгляд на бюджет как на план, отражающий ожидаемые результаты и распределяемые ресурсы в количественной форме.
Региональный бюджет, являясь одним из основных инструментов перераспределения национального дохода, созданного субъектом Российской Федерации, осуществляет регулирование территориальных пропорций общественного воспроизводства, прежде всего в части установления равновесия между величиной созданного продукта и объемом конечного потребления территории, обеспечивая необходимый уровень доступности региональных благ [12].
Региональные финансы представляют собой систему экономических отношений, посредством которых национальный доход распределяется и перераспределяется в целях социально-экономического развития территории,
а также являются инструментом государственной социальной политики. Объем ресурсов, концентрируемый в региональных бюджетах, задает объективные границы возможности региона осуществлять свободное волеизъявление в решении всех вопросов внутренней жизни и управлении собственным хозяйством, т.е. обеспечивает устойчивость его бюджета. Финансовая устойчивость регионального бюджета - это обусловленное внутренними и внешними факторами состояние бюджета региона, характеризующееся независимостью от внешних источников и обеспечивающее стабильные возможности для финансирования расходов [11].
Бюджет, как и любая другая финансовая категория, имеет соответствующее материально - вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются в бюджетном фонде соответствующего территориального уровня. В результате этого реальные бюджетные отношения получают своё выражение в потоках мобилизуемых и используемых денежных средств конкретного региона [8].
Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции: формирование денежных фондов;
распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
контроль за финансово - хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных органам государственной власти [7].
Осуществление эффективного социально-экономического развития субъекта Федерации, повышение качества предоставляемых услуг населению обуславливается состоянием его финансовых ресурсов, что приводит к необходимости рассмотрения проблем обеспечения финансовой устойчивости бюджета через систему ее элементов (рисунок 1).
финансовая устойчивость региональных бюджетов
условия
критерии
сбалансирова нность доходов и расходов для развития
нормальное функционирование субъекта Российской Федерации
реализация закрепленных за субъектом Российской Федерации
эффективности управления бюджетом
погашение долговых и иных обязательств и расходов по их обслуживанию
наличие средств для финансирования региона
обеспечение инвестиционных потребностей территорий в капитал
ьных затратах на объекты социально-культурной и жилищно-коммунальной сферы, здравоохранения, образования, государственного управления
обеспечение всех бюджетных расходов
повышение
Рис. 1. Элементы финансовой устойчивости региональных бюджетов Выполнение перечисленных условий и критериев свидетельствует о том, что регионы способны мобилизовать финансовые ресурсы для выполнения целей и задач социально-экономического развития территорий [6]. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что бюджет - это не только финансовый план доходов и расходов, предназначенных для реализации полномочий субъектов Российской Федерации, но и важнейший инструмент политического процесса, а, значит, и управления их финансами [9].
В современных условиях развитие механизмов формирования доходов бюджетов регионов сводится к совершенствованию регулирующей составляющей, а именно: закреплению нормативов отчислений от федеральных налогов и совершенствованию методик предоставления финансовой помощи. Вместе с тем, при всей важности межбюджетных отношений указанные меры не достаточны для повышения уровня бюджетной самостоятельности регионов [2].
Под финансовой устойчивостью региона понимается сбалансированность денежных доходов и расходов региона и их пропорциональное изменение
под воздействием внешних и внутренних факторов в целях обеспечения полномочий органов государственной власти региона, его социально-экономического и политического развития в текущей и долгосрочной перспективе [13].
Однако, большинство исследователей при оценке финансовой устойчивости региона оценивают лишь устойчивость бюджета, как главного источника ресурсной базы региона, не рассматривая при этом иные источники средств
[9].
Для определения количественных и качественных характеристик устойчивости бюджета используют расчетно-аналитические методы: метод коэффициентов и метод экспертных оценок. Количественные характеристики, выражаемые с помощью числовых показателей, отражают финансовое положение бюджета за определенный период при данном состоянии экономики.
В современных условиях в целях эффективного управления финансовыми ресурсами территорий актуальна проблема качественной оценки потенциальных и реальных региональных возможностей. Отечественная система анализа базируется, как правило, на оценке бюджетных показателей. В российской экономической системе модели, оценивающей финансовый потенциал региона, не выработано. Как правило, экономисты сращивают в системе оценки понятия уровень «финансового потенциала» и «финансового состояния региона».
При этом понятие «финансовый потенциал» используется как совокупность финансовых возможностей развития государства, регионов. Исследования проводятся преимущественно на уровне предприятий. В рамках этих исследований сложился однотипный подход к определению понятия «финансовый потенциал» как совокупности финансовых ресурсов и доходов хозяйствующих субъектов, отражающих наличие и размещение средств, реальные и потенциальные финансовые возможности.
Несмотря на то, что в экономической литературе часто понятие «финансовый потенциал региона» подменяется «налоговым потенциалом региона», указанные понятия принципиально различны. Если финансовый потенциал региона включает совокупность всех финансовых ресурсов того или иного региона, то налоговый потенциал региона является лишь частью указанных ресурсов [5].
В состав финансового потенциала могут входить финансовые ресурсы, которые либо не составляют объекта налогообложения в рамках принятой в государстве налоговой системы, либо попадают под налогообложение частично.
В результативном подходе, основанном на способности имеющихся ресурсов приносить доход, учитывается только часть финансовых ресурсов, что не дает полной характеристики финансового потенциала региона, складывающегося в процессе производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта [6].
В финансовом потенциале региона можно выделить следующие элементы:
- ресурсы, имеющиеся в распоряжении региона. К ним относятся финансовые, кредитные, инвестиционные, материальные ресурсы, обеспечивающие эффективную жизнедеятельность субъекта Федерации;
- систему управления. В ней различаются три подсистемы: планирование, нацеленное на выявление потенциального успеха в будущем; реализация, направленная на создание нового потенциала и превращение существующего в факторы успеха; контроль, выполняющий функции проверки эффективности осуществления планов и решений и постоянного контроля за их достоверностью [5].
Исследование экономической сущности понятия «финансовый потенциал региона» позволяет сформулировать следующее его определение: финансовый потенциал региона - это совокупность накопленных, привлекаемых и образующихся в результате хозяйственной деятельности финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение экономических агентов,
обусловливающих достижение стратегических целей социально-экономического развития региона.
В соответствии с определением финансового потенциала региона можно выделить следующие его структурные элементы:
- бюджетно-налогового потенциала региона - потенциальная возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет;
- финансового потенциала предприятий и организаций, зарегистрированных на территории региона, - собственные свободные и привлеченные финансовые средства;
- потенциала финансово-кредитной системы - финансовые ресурсы институтов банковско-кредитной системы региона [14].
Полное использование финансового потенциала региона способствует достижению его сбалансированного социально-экономического развития. Подобный эффект возможен лишь при условии максимального вовлечения и оптимального использования всех имеющихся финансовых ресурсов. Оценка финансовых ресурсов региона дает возможность определить: структуру источников их формирования, наличие реальных финансовых возможностей по привлечению дополнительных ресурсов для расширенного воспроизводства экономики.
Анализ составления бюджета может включать следующие направления исследований:
- анализ финансового состояния отраслей сферы материального производства;
- анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;
- анализ показателей сводного финансового баланса;
- анализ доходной части проекта бюджета по источникам доходов;
- анализ расходной части проекта бюджета по направлениям использования бюджетных средств [16].
Также, необходимо отметить, что в научной литературе не проводилось комплексного исследования способов оценки и измерения самостоятельности
региональных бюджетов. Между тем в российском и международном экспертном сообществе подробно обсуждается проблематика самостоятельности бюджетов и предлагаемые показатели, которые в основном отражают потребности в межстрановых сопоставлениях и имеющуюся для этого статистическую базу. Далеко не по всем показателям достигнут консенсус: измерители, применяемые в одних исследованиях, подвергаются критике в других. К тому же, предлагаемые в международной практике показатели не всегда могут быть применимы для оценки использования инструментов, расширяющих самостоятельность региональных бюджетов в России [21].
Оценка самостоятельности региональных бюджетов, прежде всего, должна начинаться с выработки критериев, определяющих эту самую самостоятельность. В качестве определяющего методического подхода к ее оценке следует принять разработку системы аналитических коэффициентов [1].
При этом только проведение комплексного анализа бюджета позволит получить необходимую информацию органам государственной власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления контроля за их освоением [4]. Имеющийся налоговый потенциал большинства территориальных образований не позволяет региональным органам власти обеспечивать сбалансированность бюджетов своими силами. Это далеко не всегда является результатом слабой инициативы на местах, чаще всего следствие нерационального разграничения федеральным центром налогов по уровням бюджетной системы, непредоставления региональным органам власти достаточных прав для проявления налоговой инициативы [8]. Кроме того, существует множество факторов, которые могут негативно влиять на состояние региональных бюджетов. Одна из проблем в области формирования доходной части состоит в высокой дотационности бюджетов
субъектов Российской Федерации. Низкая обеспеченность собственными доходами может вызвать ряд негативных последствий: высокую зависимость от воли федеральных органов государственной власти, порождение иждивенческих настроений региональных органов власти при формировании доходов бюджета и снижение их ответственности по исполнению бюджетов, мобилизации дополнительных поступлений, негибкости в использовании финансовых средств и выполнении обязательств перед населением [17]. Следовательно, для обеспеченности самостоятельности регионов необходимо осуществлять поиск новых источников финансирования их ресурсной базы. Также, на обеспечение финансовой устойчивости региона оказывают влияние различные риски, при этом возможность возникновения рисковых ситуаций характерна для всех стадий бюджетного процесса. В основе риска лежит неопределенность элементов внешней среды и необходимость выбора возможного варианта действий, которые присущи практической деятельности по формированию и исполнению региональных бюджетов. Риски в обеспечении финансовой устойчивости бюджетной системы субъекта Федерации представляют собой возможности наступления необеспеченного финансовыми ресурсами состояния, которое не позволяет выполнять региональным органам государственной власти собственные функции. В обеспечении финансовой устойчивости бюджетной системы с точки зрения моделирования рисковых ситуаций и определения возможностей и механизмов нейтрализации рисков первостепенное значение имеет выявление внутренних и внешних факторов рисков, определяемых в зависимости от отношения источника возникновения риска к бюджетной системе [10].
Регулирование рассматриваемых рисков является одним из основных структурных составляющих сохранения финансовой устойчивости бюджетных систем и представляет собой реализацию мер по их снижению как посредством создания экзогенных условий, обеспечивающих устойчивое функционирование системы, так и посредством управленческого воздействия
со стороны субъектов управления бюджетными отношениями на уровне региональных бюджетных систем [9].
Проблемы обеспечения финансовой устойчивости региональных бюджетов целесообразно разделить на две группы:
во-первых, все, что связано с недостаточностью объема финансовых ресурсов;
во-вторых, проблемы, связанные с несовершенством финансовой политики государства, деятельности органов управления финансовой системой на федеральном и региональном уровнях, недостатками государственного регулирования и контроля функционирования бюджетно-налоговой и банковской системы Российской Федерации [18].
Конечной целью региональной финансовой политики является устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, социально-экономическая стабильность региона, снижение государственного долга, создание условий для развития предпринимательской деятельности и экономического роста и сочетание интересов государства, регионов, муниципалитетов, субъектов хозяйствования и всех членов общества.
Проблему обеспечения подлинной самостоятельности региональных бюджетов невозможно решить без существенного повышения в них доли собственных доходных источников.
При этом для региональных бюджетов доходные поступления могут являться действительно собственными только при соблюдении следующих условий: поступающие в бюджеты доходы должны быть на постоянной основе закреплены за конкретным бюджетом, а соответствующие органы государственной власти должны иметь достаточно широкие полномочия по управлению указанными доходными источниками. Только при соблюдении указанных условий у регионов появится возможность прогнозировать поступление налоговых доходов на перспективу, а также появятся экономические стимулы и реальные рычаги для развития производства и расширения налоговой базы на соответствующей территории [9].
Также, важнейшим условием обеспечения финансовой самостоятельности региональных бюджетов является справедливое распределение налогов и налоговых доходов по уровням бюджетной системы. Речь в данном случае идет о том, что собственные налоговые источники должны преобладать в общем объеме доходов бюджетов регионов.
В связи с этим выработка эффективного налогово-бюджетного механизма распределения налоговых поступлений по уровням бюджетной системы приобретает весьма важное значение как для подъема экономики в целом, так и каждого региона, в частности, а также для обеспечения финансовыми ресурсами социальных потребностей общества.
При этом важно подчеркнуть, что объективное и эффективное распределение поступлений между бюджетами разных уровней представляет собой достаточно сложную задачу. Это связано с тем, что обеспечение темпов экономического развития государства может не совпадать с интересами и потребностями конкретных регионов для финансирования закрепленных сфер и предметов ведения, а также для решения локальных задач. В связи с этим неизбежно возникает проблема сбалансированности бюджетов каждого уровня [15].
Одновременно с решением данной задачи распределение налогов и налоговых доходов должно обеспечивать и соответствующий уровень финансовой самостоятельности региональных бюджетов, чего невозможно добиться без обеспечения их в достаточном объеме собственными доходами. Кроме того, в рамках федеративного государства необходимо с помощью налогового механизма обеспечить выравнивание различных субъектов Федерации, что связано с достаточно высокой межрегиональной дифференциацией формирования их налоговой базы. При этом, как известно, чем более неравномерно по территории страны сложилось распределение налоговых источников, тем в большей степени должно осуществляться перераспределение налоговых доходов, или, иначе говоря, должна
увеличиваться централизация налоговых доходов в федеральном бюджете
[19].
Решение данной проблемы видится в двух направлениях: первое - это расширение числа региональных налогов, второе - закрепление за региональными бюджетами поступающих в эти бюджеты доходов от федеральных налогов и сборов исключительно на постоянной основе. Также, одной из важных проблем, решение которой необходимо для обеспечения сбалансированного развития регионов, является совершенствование методов и механизмов управления финансовыми ресурсами.
В целом эффективность бюджетного регулирования проявляется в том, насколько действующая система межбюджетного перераспределения способствует реализации принципов бюджетного федерализма. Развитие отношений бюджетного федерализма выражается не только и не столько в показателях, характеризующих состояние бюджетной системы или бюджетную обеспеченность территорий, сколько в показателях развития экономики и социальной сферы отдельных регионов, в показателях уровня и качества жизни граждан [20].
Система показателей различных сторон качества жизни имеет реальный социально-экономический смысл и может меняться по составу в зависимости от конкретных целей ее использования. Так, оценка уровня благосостояния населения отражает степень удовлетворения материальных и духовных потребностей и может включать в себя следующие показатели: степень дифференциации доходов населения, уровень обеспеченности общественными благами и услугами и др. Исходя из этого показатели бюджетной обеспеченности территорий могут входить в систему мониторинга качества жизни и быть использованы для проведения политики бюджетного выравнивания, эффективной с точки зрения обеспечения максимально возможного уровня жизни населения [6].
В условиях бюджетного федерализма на федеральном уровне должны быть определены исходные условия для максимальной реализации имеющихся в
каждом регионе возможностей по сбалансированности бюджета, достижению уровня бюджетной обеспеченности, при котором качество и объем оказываемых населению государственных услуг будет не ниже минимально необходимого уровня. Однако, очевидна зависимость региональных бюджетов от решений, принимаемых по данному вопросу на федеральном уровне.
В рамках решения задачи по укреплению финансовой самостоятельности региональных бюджетов необходимо обеспечить стабильность налогового законодательства и межбюджетных отношений в целях осуществления достоверного и объективного среднесрочного бюджетного планирования. С указанной целью следует исключить возможность внесения изменений на федеральном уровне в бюджетное и налоговое законодательство в части налогов и сборов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, приводящих к снижению налогооблагаемой базы, а также изменений расходных обязательств регионов без соответствующей компенсации из федерального бюджета [4].
Кроме того, на сегодняшней день отсутствует строгий порядок внесения изменений в механизм формирования и распределения межбюджетных трансфертов, а именно: не определен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наступлении которых подходы к распределению этих средств могут быть уточнены, как то изменение налогового законодательства, разграничение полномочий.
Также, отсутствуют механизмы мониторинга и оценки эффективности реализации федеральных полномочий, передаваемых регионам. Вместе с тем, требуется повышение ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации за исполнение делегируемых полномочий. В целях создания стимулов для увеличения поступлений доходов в региональные бюджеты необходимо законодательное установление различных условий осуществления бюджетного процесса для них в зависимости от уровня дотационности. Указанная мера позволит
заинтересовать регионы в «зарабатывании» собственных доходов, а также будет способствовать переходу из одной категории бюджетной обеспеченности в другую - с более высоким уровнем обеспеченности. Вместе с тем, следует отметить, что действующее федеральное законодательное регулирование предоставляет региональным органам государственной власти и управления достаточно ограниченные, но мощные инструменты воздействия на бюджетный процесс в рамках системы местного самоуправления.
В настоящее время бюджетное регулирование осуществляется, прежде всего, через систему регулирующих налогов, а также через систему финансовой поддержки, в том числе через дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований и различные субвенции. При этом необходимость параллельного действия двух различных систем финансового выравнивания определяется крайне высокой степенью внутрирегиональной социально-экономической и бюджетно-финансовой дифференциацией [3].
Таким образом, все вышеперечисленное требует изменения бюджетных отношений по всей совокупности вопросов, относящихся к указанной сфере. К числу важнейших проблем в области обеспечения финансовой устойчивости региональных бюджетов следует отнести рационализацию распределения доходов и расходов между ними. На реализацию указанной цели направлен механизм регионального выравнивания, суть которого состоит в перераспределении финансовых ресурсов между различными уровнями бюджетов в целях оказания финансовой поддержки регионам на основе бюджетных и внебюджетных инструментов. Только поэтапное решение всего комплекса проблем позволит создать в регионах твердую финансовую базу для наращивания налогового потенциала и роста налоговых поступлений, что повысит уровень их финансовой самостоятельности.
Список литературы
1. Артеменков С.Б. Оценка эффективности межбюджетных отношений. Финансы. Учет. Аудит. 2012. № 7. С. 79.
2. Артемьев С.С. Управление региональными финансами в рамках реализации эффективной финансовой политики. Финансы. Учет. Аудит. 2010. № 5. С. 44.
3. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. Москва. 2000. С. 235.
4. Завьялов Д.Ю. Потенциал межбюджетного регулирования как инструмента бюджетной политики. Финансы. 2008. № 3. С. 12, 14.
5. Кириллова О.С. Особенности формирования и оценки бюджетного потенциала территорий в контексте муниципальной реформы в России. Финансы и кредит. 2006. № 25 (229). С. 32, 34.
6. Климова Н.М. Бюджетно-налоговый потенциал региона. Финансы. Учет. Аудит. 2009. № 9. С. 15-17.
7. Максимов В.А., Анисимов С.А. Бюджетная политика как источник экономического роста. Финансы. 2009. № 1. С. 17.
8. Оценка самостоятельности бюджетов [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www. gosman.ru/finans.
9. Оценка финансового состояния бюджета [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.bibliofond.ru.
10. Пансков В.Г. К вопросу о самостоятельности бюджетов. Финансы. 2010. № 6. С. 9.
11. Родионова И.А. Региональная экономика: Учеб. пособие для студентов экономич. спец. Москва. Изд-во «Экзамен». 2003. С. 134.
12. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. Москва. Юрайт. 2008. С. 147.
13. Сорокина Т.В. Государственный бюджет. Учебное пособие. 2-е издание, перераб. БГЭУ. 2004. С. 145.
14. Ултургашева О.Г., Лавренко А.В., Профатилов Д.А. Экономическая сущность и структура инвестиционного потенциала. Проблемы современной экономики. 2011. № 1 (37). С. 34.
15. Фаталиева З.А., Гаджиев Н.Г. Оценка формирования доходов бюджета субъекта Российской Федерации в свете реформы межбюджетных отношений. Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 6. С. 85.
16. Фаталиева З.А. Государственное регулирование доходов региональных бюджетов. Сборник научных трудов. Институт «ЮЖДАГ». Дербент. 2008. Вып. VII. C. 57.
17. Финансовая самостоятельность региона [Электронный ресурс] - режим доступа: http://knowledge.allbest.ru.
18. Шимширт Н. Д. Анализ теоретических аспектов финансовой устойчивости регионов. Экономика. 2011. № 3 (15). - [Электронный ресурс] - режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ananz-teoreticheskih-aspektov-finansovoy-ustoychivosti
19. Яндиев М.И. Региональные бюджеты на современном этапе развития межбюджетных отношений // Новая экономика: проблема становления в условиях глобализации: сборник статей преподавателей, аспирантов и соискателей. Владимирский государственный университет. Владимир. 2009. С.322-323.
20. Яшина Н.И., Гришутина И.А. Совершенствование теоретических и практических основ оценки финансового состояния и качества управления бюджетами в целях повышения эффективности управления финансовыми ресурсами территории. Финансы и кредит. 2009. № 4 (208). С. 5.
21. Chenery H., Robinson S., Syrquin M. Industrialization and Growth. New York. 1986. р. 156.
References
1. Artemenkov of S. B. Otsenk of efficiency of the interbudgetary relations. Finance. Account. Audit. 2012. No. 7. Page 79.
2. Artemyev S. S. Management of regional finance within realization of effective financial policy. Finance. Account. Audit. 2010. No. 5. Page 44.
3. Quarrystones B. And., Ignatov V. G., Ketova N. P. Fundamentals of regional economy. Manual. Moscow. 2000. Page 235.
4. Zavyalov D.Yu. Potentsial of the interbudgetary regulation as tool of the budgetary policy. Finance. 2008. No. 3. Page 12, 14.
5. Kirillova O. S. Features of formation and an assessment of the budgetary capacity of territories in the context of municipal reform in Russia. Finance and credit. 2006. No. 25 (229). Page 32, 34.
6. Klimova N. M. Budgetary and tax capacity of the region. Finance. Account. Audit. 2009. No. 9. Page 15-17.
7. Maximov V.A., Anisimov S. A. Budgetary policy as source of economic growth. Finance. 2009. No. 1. Page 17.
8. An assessment of independence of budgets [An electronic resource] - the access mode: http://www.gosman.ru/finans.
9. An assessment of a financial condition of the budget [An electronic resource] -the access mode: http://www.bibliofond.ru.
10. Panskov V. G. To a question of independence of budgets. Finance. 2010. No. 6. Page 9.
11. Rodionova I.A. Regional economy: Studies. a grant for students экономич. special Moscow. Publishing house "Examination". 2003. Page 134.
12. The Raman M.V., Vrublevskaya O. V. Budgetary system of the Russian Federation: Textbook. Moscow. Юрайт. 2008. Page 147.
13. Sorokina T.V. State budget. Manual. 2nd edition, reslave. BGEU. 2004. Page 145.
14. Ulturgasheva O. G., Lavrenko A.V., Profatilov D. A. Ekonomicheskaya essence and structure of investment potential. Problems of modern economy. 2011. No. 1 (37). Page 34.
15. Fataliyeva Z.A., Gadzhiyev of N. G. Otsenk of formation of the income of the budget of the subject of the Russian Federation in the light of reform of the
interbudgetary relations. Regional economy: theory and practice. 2009. No. 6. Page 85.
16. Fataliyeva Z.A. State regulation of the income of regional budgets. Collection of scientific works. YuZhDAG institute. Derbent. 2008. Vyp. VII. C. 57.
17. Financial independence of the region [An electronic resource] - the access mode: http://knowledge.allbest.ru.
18. Shimshirt N. D. Analysis of theoretical aspects of financial stability of regions. Economy. 2011. No. 3 (15). - [An electronic resource] - the access mode: http://cyberleninka.ru/article/n7analiz-teoreticheskih-aspektov-finansovoy-ustoychivosti
19. Yandiyev M. I. Regional budgets at the present stage of development of the interbudgetary relations//New economy: a formation problem in the conditions of globalization: collection of articles of teachers, graduate students and competitors. Vladimir state university. Vladimir. 2009. Page 322-323.
20. Yashina N. I., Grishutina I.A. Improvement of theoretical and practical bases of an assessment of a financial state and quality of management of budgets for increase of effective management of financial resources of the territory. Finance and credit. 2009. No. 4 (208). Page 5.
21. Chenery H., Robinson S., Syrquin M. Industrialization and Growth. New York. 1986. Page 156.