УДК 658
А.Б. ГОРОДИЛОВ,
ассистент
Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В настоящее время проблема устойчивого развития предприятия приобретает первостепенное значение, так как устойчивое развитие экономики России достижимо только при экономической устойчивости каждого предприятия. В статье рассматривается обеспечение экономической устойчивости и конкурентоспособности предприятия в условиях воздействия на него факторов внешней и внутренней среды. Предложен концептуальный подход к достижению экономической устойчивости предприятия, в основу которого заложено адаптивное управление факторами внутренней среды, с целью учета факторов внешней среды и приспособления к требованию рынка, обеспечивающее конкурентное преимущество, конкурентоспособность и устойчивость предприятия. Данный подход увязывает конкурентоспособность, экономическую устойчивость и адаптивное управление предприятием.
Современный уровень развития рыночных отношений и усиление конкуренции на внутренних и внешних рынках делают особо актуальной проблему поиска источников поддержания экономической устойчивости, в первую очередь, предприятий реального сектора экономики.
Экономическая устойчивость промышленного предприятия влияет на всю хозяйственную систему страны, сохраняя ее потенциал, обеспечивая ее качественный подъем, выход на международные рынки с новыми конкурентоспособными продуктами.
Научное направление, которое изучает экономическую устойчивость промышленных объектов, достаточно молодое. Впервые термин «экономическая устойчивость» возник в связи с рассмотрением проблемы ограниченности ресурсов, которая стала последствием глобальных энергетических кризисов 1973 и 1979 гг. [1].
Проблема экономической устойчивости активно рассматривается во многих научных исследованиях западных и отечественных экономистов, таких как Б. Вентури, П. Герстнер, Ф. Лайтнер, С. Позани, Л. Абалкина, И. Алешина, А. Бородина, Э.М. Короткова, Д. Ковалева, Т. Сухоруковой, З.В. Коробковой, А.Д. Шеремет, Й. Шумпетер, Ю.В. Масленко, Н.А. Кульбака и др.
Проведенный анализ имеющихся исследований позволил сделать вывод, что до настоящего времени не сформирован единый понятийный
аппарат по терминам «экономическая устойчивость», «конкурентные преимущества», «конкурентоспособность». Отсутствует единая классификация и количественная оценка внутренних и внешних факторов, влияющих на устойчивость и конкурентоспособность предприятия, единый методический подход к оценке экономической устойчивости и ее взаимосвязи с конкурентоспособностью, не разработана методология управления экономической устойчивостью. Названные теоретические и практические проблемы, связанные с экономической устойчивостью предприятия, и определяют актуальность данной статьи.
Ряд авторов, таких как Э.М. Коротков [2], Д. Ковалев и Т. Сухорукова [3], З.В. Коробко-ва [4, 5]. А.Д. Шеремет [6], Й. Шумпетер [7], экономическую устойчивость предприятий отождествляют с ее финансовым состоянием. Многие экономисты увязывают экономическую устойчивость с состоянием экономических ресурсов предприятия и влиянием множества дестабилизирующих факторов внешней среды. Так, Н.А. Кульбака считает, что экономическая устойчивость характеризуется равновесным сбалансированным состояние экономических ресурсов [8]. По мнению О.Н. Зайцева, это такое состояние предприятия, при котором сохраняется способность эффективного функционирования и стабильного прогрессивного развития при негативном воздействии внешней среды [9].
По мнению автора статьи, финансовая устойчивость отражает стабильное превышение доходов над расходами, что способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции и, безусловно, является главным компонентом экономической устойчивости предприятия. Однако экономическая устойчивость - понятие более емкое, оно должно быть увязано с конкурентной средой, конкурентоспособностью и должно отражать не только состояние его экономических ресурсов, но и характеризовать различные стороны его деятельности - инновационную, технико-технологическую, организацию производства, систему управления.
Автор статьи предлагает свое понятие экономической устойчивости предприятия - это способность предприятия функционировать и развиваться, находясь в равновесном или близком к нему состоянии под воздействием факторов внешней и внутренней среды - и предлагает свой подход к сущности «экономическая устойчивость». Данный подход носит концептуальный характер, так как предполагает при оценке экономической устойчивости не только учитывать влияние на предприятие факторов внутренней и внешней среды, но и управлять этими факторами, создавая конкурентное преимущество предприятия, конкурентоспособность его продукции и обеспечивая экономическую устойчивость в перспективе, то есть устойчивость функционирования и устойчивость развития предприятия. Способность эффективного функционирования и стабильного прогрессивного развития обусловливают для достижения экономической устойчивости предприятия постоянное обновление продукции на основе инновационного потенциала, повышение технического и технологического уровня производства, применение современных методов организации и управления производством, укрепление кадрового потенциала, что позволит предприятию быть конкурентоспособным и укреплять свои позиции на рынке.
До настоящего времени не выработано единого подхода по таким категориям, как «устойчивое функционирование», «устойчивое развитие».
С точки зрения автора, наибольший интерес представляют исследования В.В. Андреева, Т. А. Андреевой, и О.А. Зингер, которые считают, что устойчивость функционирования связана
с необходимостью учета динамики изменения внешней среды и изменений в деятельности предприятия, связанных как с внешней средой, так и с возможностями более эффективного управления ресурсами предприятия и ассортиментом выпускаемой продукции [10]. Сущность устойчивого развития предприятия - это способность хозяйственной системы осуществлять движение к намеченной цели, сохраняя финансовую устойчивость, стабильное положение на рынке, ресурсный баланс и способность развивать инновации в условиях неблагоприятного воздействия внешних и внутренних факторов [11].
Следовательно, устойчивость экономической системы в текущий момент (устойчивость функционирования) и устойчивость развития (устойчивость системы в динамике) обеспечиваются за счет адекватного реагирования на изменения факторов внешней и внутренней среды предприятия и основаны на эффективном управлении ресурсами предприятия и ассортиментом выпускаемой продукции, что обеспечит его конкурентные преимущества и устойчивое развитие.
Современная концепция конкурентных преимуществ корнями уходит во времена зарождения классической экономической науки. Абсолютные преимущества, ориентированные на естественные, природные преимущества, являются первым этапом в эволюции научных взглядов на конкурентные преимущества. В этой связи теория относительного преимущества Адама Смита сыграла свою основополагающую роль в становлении конкурентных преимуществ.
Первым к понятию конкурентных преимуществ обратился известный американский экономист, академик Гарвардской школы бизнеса и член Президентской комиссии по промышленной конкуренции М. Портер [12].
М. Портер в своих исследованиях впервые вводит понятие «конкурентное преимущество». В соответствии с его концепцией «конкурентное преимущество выражается в более низких, чем у конкурентов, издержках либо в способности изменять и контролировать цену с надбавкой, которая превышает дополнительную стоимость изменения цен» [13, с. 318].
Так как экономическая устойчивость и конкурентоспособность - взаимосвязанные понятия, то особую актуальность приобретает изучение
мнений по вопросу внешних и внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность, а, следовательно, и на экономическую устойчивость предприятия.
В настоящее время имеется ряд работ зарубежных и отечественных авторов, анализирующих внешние и внутренние факторы, воздействующие на конкурентные преимущества и конкурентоспособность фирмы.
Следует отметить большую практическую ценность теории М. Портера для обоснования факторов, действующих на конкурентные преимущества и обеспечивающих конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, изложенной в монографиях М. Портера «Международная конкуренция», изданной в 1993 г., и «Конкуренция», изданной в 2000 г.
Изучению конкуренции, факторов внешней и внутренней среды, влияющих на конкурентные преимущества, посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых, в том числе работы Г.А. Азоева, К. Маркса, Д.Ж. Робинсона, П. Самуэльсона, А. Смита, И.В. Стародубской, Ф.А. Хайека, А.Ш. Хасановой, Э. Чемберлена, Р.А. Фатхутдинова, Т.В. Шмулевича, Й. Шум-петера.
Разные авторы в зависимости от целей и области исследований рассматривают различный набор факторов, подразделяя их на факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции, и факторы, влияющие на конкурентоспособность хозяйствующего субъекта.
В.Н. Фомин, П.С. Завьялова, Д. Кревенс, К.В. Пивоваров, А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрик-ленд считают, что на конкурентоспособность продукции влияют следующие факторы: цена, затраты на эксплуатацию, предоставляемый сервис, реклама, имидж и авторитет фирмы. Итоговым критерием конкурентоспособности продукции они считают долю рынка, занимаемую данной продукцией [14; 15; 16; 17; 18; 19].
Д. Кревенс [16] предлагает группировку факторов осуществлять согласно направленности функциональных процессов - внешние (направленные из внешнего окружения внутрь организации), внутренние (идущие изнутри организации) и двусторонние. Внешние процессы связывают организацию с ее внешним окружением, обеспечивая обратную с ней связь и формируя внешние
связи. Внутренние процессы направлены на удовлетворение нужд потребителей. Внешние процессы задают также направленность компетенциям организации, определяемым внутренними и двусторонними функциональными процессами. Рассматриваемые процессы характеризуются множеством факторов.
Е.П. Голубков предлагает для оценки конкурентоспособности организации использовать 16 факторов: имидж, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, мощность производственной базы и др., которые он детализирует и дополняет за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности [20]. И.У Зулькарнаев, Л.Р. Ильясова всю совокупность факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, предлагают разделить на три группы: цели, которые ставит перед собой предприятие, ресурсы, которыми располагает предприятие, факторы внешней среды [21].
Анализ рассмотренных работ позволил сделать вывод, что наиболее обоснованный набор факторов, воздействующих на конкурентоспособность предприятия, приведен в работах Артура А. Томп-сона-мл. и А. Дж. Стрикленда, Дэвида Кревенса и Е.П. Голубкова. Многочисленные публикации других авторов также используют положения отмеченных работ, развивая и конкретизируя их для конкретных направлений исследований.
Основываясь на классической теории М. Портера и проведенном анализе рассмотренных работ, автор статьи предлагает внешние факторы, воздействующие на конкурентоспособность и экономическую устойчивость предприятия, разделить на факторы прямого и косвенного воздействия. К факторам прямого воздействия относятся потребители, конкуренты, поставщики и законодательно-правовая база. Факторы косвенного воздействия - это общее состояние экономики в рамках географических границ рассматриваемого рынка, политический климат, уровень используемых в отрасли технологий, наличие рынка труда и квалифицированного персонала. Все названные факторы не зависят от деятельности предприятия и потому их можно отнести к внешним факторам. Единого мнения
относительно внутренних факторов предприятия, воздействующих на его конкурентоспособность и экономическую устойчивость, и подхода к их количественной оценке до настоящего времени также не сложилось.
В приведенных исследованиях отмечается, что внутренние факторы конкурентоспособности определяются в первую очередь правильно выбранной стратегией развития предприятия, эффективностью управления его деятельностью и возможностью саморазвития, то есть экономического роста за счет собственной экономической деятельности [10].
Для характеристики влияния внутренних факторов предприятия на его конкурентоспособность, устойчивость и устойчивое функционирование многие экономисты рассматривают взаимосвязанные направления (подсистемы) устойчивости. Так, С.А. Афонина, В.Л. Берестов, А.М. Антрощенко, О.Н. Зайцев предлагают следующие подсистемы экономической устойчивости: техническая устойчивость или технико-технологическая (отражает технический и технологический уровень развития предприятия), организационно-управленческая устойчивость (отражает уровень организации производства, труда и управления), социальная устойчивость (зависит от деятельности, направленной на социальное развитие коллектива), финансовая устойчивость (характеризует степень эффективности использования финансовых ресурсов и находит отражение в конечных результатах производственно-хозяйственной деятельности организации) [9; 22; 23; 24]. О.А. Зингер устойчивое развитие увязывает с финансовой стратегией и эффективностью финансового и инвестиционного менеджмента и рассматривает маркетинговую, производственную и инновационную устойчивость [11].
Следуя цели исследования, автор считает, что понятия «конкурентное преимущество» и «конкурентоспособность» - это тесно взаимосвязанные и взаимоопределяющие понятия. Внешние и внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, также определяют и его экономическую устойчивость. Конкурентное преимущество, по мнению автора, выражается в более низких ценах, чем у конкурентов, - это основа конкурентоспособности. Конкурентные преимущества обеспечиваются предприятием за
счет управления внутренними факторами путем эффективного использования ресурсов предприятия. Конкурентоспособность продукции является основой экономической устойчивости и отражает свойства продукции, способные удовлетворять потребителей данного рынка. Исходя из этого, автор статьи предлагает свою классификацию внутренних факторов, формирующих его конкурентные преимущества и влияющих на устойчивость наукоемкого производства. Экономическая устойчивость наукоемкого производства в первую очередь обеспечивается инновационной устойчивостью. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) являются базой создания и освоения новой продукции, новых, прогрессивных технологических процессов, материалов, модернизации выпускаемой продукции, используемых технологических процессов, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов. Организационно-управленческая устойчивость, по мнению автора, направлена на совершенствование организации производства и управления с целью повышении эффективности использования материальных, топливных и других ресурсов организации, совершенствования кооперации и разделения труда, организации обслуживания рабочих мест, внедрения передовых приемов и методов труда. Техническая устойчивость предусматривает обновление и модернизацию основных фондов, повышение уровня использования основных фондов и производственных мощностей. Финансовая устойчивость характеризуется способностью предприятия отвечать по своим финансовым обязательствам. Кадровая устойчивость предусматривает устойчивость кадрового состава, стабильность и квалификационный потенциал персонала.
Внешние и внутренние факторы, воздействующие на предприятие, взаимосвязаны - с одной стороны, внешние факторы оказывают влияние на внутренние, с другой - управление внутренними факторами благоприятно отражается на внешних. Таким образом, предприятие не может воздействовать на внешние факторы, но может управлять внутренними факторами, чтобы сгладить негативное последствие внешних факторов, то есть за счет грамотного управления предприятие может адаптироваться к изменениям внешней среды
и оставаться в устойчивом состоянии. Главным рычагом адаптивного управления должен стать инновационный потенциал предприятия. Устойчивое развитие наукоемкого предприятия, в первую очередь, обеспечивается стремлением к новым знаниям, росту технического состояния, а конкуренция при этом выступает стимулирующей функцией. Конкуренция является мощной силой, стимулирующей процесс обновления и развития, которые ведут к достижению конкурентного преимущества фирмы. Таким образом, конкуренция и инновации не тождественны между собой, но взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Огромную роль в развитии конкуренции сыграл переход к рыночной ориентации в 3 0-х гг. прошлого века. В отношениях «потребитель и производитель» резко возросла роль потребителя, а производитель вынужден был искать пути выживания в условиях неопределенности рынка [19].
Как отмечает Ансофф [25], для успешного функционирования производитель вынужден был заниматься разработкой новых видов продукции, быстрой сменой ассортимента. Таким образом, в результате большей ориентации на запросы и требования рынка произошел существенный рост разнообразия как внешней, так и внутренней среды функционирования предприятия, а существующие системы управления были не в состоянии справиться с этим [26]. Поиск путей решения проблемы возросшей сложности объекта управления и среды функционирования привел к развитию адаптивного подхода к управлению. Следовательно, адаптивное управление появилось в ответ на потребность предприятия учесть влияния факторов конкурентного воздействия и принять упреждающие меры по обеспечению устойчивости предприятия за счет эффективного управления внутренними факторами устойчивости. Таким образом, адаптивное управление можно рассматривать как средство обеспечения устойчивого функционирования и развития предприятия.
Объектом адаптивного управления должна стать каждая составляющая экономической устойчивости. Механизмом реализации адаптивного управления является принятие и исполнение управленческого решения.
Понятия «адаптация», «адаптивная система», «адаптивное управление» возникли в кибернети-
ке, в теории управления сложными техническими системами. Позднее эти понятия стали применять в управлении социально-экономическими системами, к которым относится предприятие, и до настоящего времени не сложился единый понятийный аппарат.
В энциклопедиях и словаре современных экономических терминов адаптацию определяют как «накопление и использование информации для достижения оптимального в некотором смысле состояния или поведения системы при начальной неопределенности в изменяющихся внешних условиях» [27]; «процесс приспособления к изменяющимся условиям среды» [28]; «приспособление экономической системы и ее отдельных субъектов, работников к изменяющимся условиям внешней среды, производства, труда» [29]. Адаптацию определяют также как «процесс изменения свойств системы, позволяющий ей достигнуть наилучшего или, по крайне мере приемлемого функционирования в изменяющихся условиях» [30]. Такое значение термина «адаптация» сложилось под влиянием технических приложений.
Понятия адаптивного управления также многообразны. Г.В. Бушмелева указывает на многообразие трактовок сущности адаптивного управления, что говорит о многогранности этого явления [31].
Так, С.В. Сухов под адаптивным управлением понимает процесс принятия и реализации управленческого решения, обеспечивающего адекватное реагирование всех структур предприятия на изменение параметров его внешней и внутренних сред [32]. Г.М. Аубакирова считает адаптивное управление механизмом упреждающей реакции на внешние и внутренние изменения [33]. Адаптивное управление [34] - это выбор оптимального способа достижения цели. Таким образом, во всех определениях адаптации и адаптивного управления присутствует такое свойство системы, как ее способность приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды, однако способы и методы приспособления к условиям внешней среды различны и в основном носят характер воздействия на отдельные бизнес-процессы в зависимости от целей исследования: так, К.М. Марченкова для учета влияния внешней среды предлагает рассматривать децентрализацию управления параметрами основных бизнес-процессов [35];
И.В. Максимчук - управление рисками [36]; Л.Т. Песчаная - совершенствование ассортиментной политики [37] и др.
Автор статьи разделяет эти подходы и считает, что адаптивное управление является гибким инновационным управлением, направленным на обеспечение устойчивого функционирования и развития предприятий в конкурентной среде. С точки зрения автора, наибольший интерес представляет подход к сути адаптивного управления, изложенный в исследовании Г.М. Аубакировой, в нем суть адаптивного управления состоит в разработке механизмов, упреждающих влияние внешних факторов на конкурентоспособность предприятия [33].
Следуя предложенному автором понятию конкурентного преимущества, концепция адаптивного управления, предлагаемая автором, строится на управлении внутренними факторами предприятия с целью упреждения и сглаживания негативного влияния внешних факторов, охватывая весь жизненный цикл продукции от момента зарождения идеи нового продукта до его утилизации, на основе экономного использования ресурсов предприятия путем принятия и исполнения управленческих решений. На всех стадиях жизненного цикла продукции - предпроизводственной, включающей в себя выполнение НИОКР, производственной, осуществляющей непосредственное производство продукции, экономное использование ресурсов позволит предприятию в короткий срок с наименьшими издержками освоить выпуск новой конкурентоспособной продукции, востребованной на рынке, и обеспечить устойчивость функционирования и развития предприятия.
Новизна данного подхода состоит в том, что впервые автором предложена четкая концепция адаптивного управления, основанная на управлении внутренними факторами предприятия на протяжении всего жизненного цикла продукции, начиная от научных исследований до утилизации отслужившей продукции.
Вопросы экономного использования ресурсов всегда были актуальны для предприятия, если ранее они были направлены на увеличение объемов производства продукции, то целью адаптивного управления является обеспечение гибкого, мобильного производства конкурентоспособной продукции, востребованной на рынке с наимень-
шими затратами при оптимальной, с точки зрения потребителя, цене. В этой связи, автор особую роль отводит инновационной составляющей экономической устойчивости, обеспечивающей важнейшие показатели конкурентоспособности: качество, цена сроки вывода новой продукции на рынок, все основные параметры нового изделия, определяющие его эксплуатационные характеристики, новейшие технологии производства и утилизации и возможность экономного использования ресурсов предприятия. Важная роль в экономном использовании ресурсов предприятия отводится также организации производства.
Таким образом, в настоящей статье уточнены понятия «экономическая устойчивость», «конкурентные преимущества», «конкурентоспособность».
Показано, что экономическая устойчивость предприятия формируется под воздействием факторов внешней и внутренней среды.
Выявлены факторы внешней и внутренней среды, воздействующие на конкурентоспособность и экономическую устойчивость предприятия.
Определена взаимосвязь устойчивости предприятия, его конкурентоспособности с системой адаптивного управления.
Предложена концепция адаптивного управления, основанная на экономном использовании ресурсов предприятия по всем стадия жизненного цикла продукции, позволяющая обеспечить более низкие, чем у конкурентов, издержки, создавая конкурентные преимущества.
Автор считает, что основным рычагом управления конкурентоспособностью наукоемкого предприятия является управление инновационным потенциалом предприятия.
Список литературы
1. Радионова Л.Н., Абдуллина Л.Р. Устойчивое развитие промышленных предприятий: термины и определения // Нефтегазовое дело. - 2007. - № 5.
2. Коротков Э.М. Антикризисное управление. - М.: Инфра - М, 1998.
3. Ковалев Д., Сухорукова Т. Экономическая безопасность предприятия // Экономика Украины. - 1998. - №5. -С. 48-52.
4. Коробкова З.В. Экономический механизм устойчивого развития предприятия в условиях растущей хозяйственной глобализации / Функционирование предприятий в российской экономике: проблемы и решения: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Титова, В.Д. Марковой. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006. - С. 57-68.
5. Коробкова З.В. Устойчивое развитие промышленных предприятий в глобализированной экономике / Совершенствование институционных механизмов в промышленности: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Титова,
B.Д. Марковой. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005. -
C. 90-101.
6. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. - М.: ИНФРА-М. - 415 с.
7. Шумпетер Й.А. История экономического анализа: пер. с англ. - М.: Экономическая школа, 1998.
8. Кульбака Н.А. Сущность и факторы экономической устойчивости предприятия. - Донецк: Донецкий национальный техн. ун-т, 2002.
9. Зайцев О.Н. Оценка экономической устойчивости промышленных предприятий: автореф. ... канд. экон. наук. -Хабаровск: ГОУ ВПО «Тихоокеанский гос. ун-т», 2007.
10. Андреев В.В., Андреева Т.А. Анализ факторов устойчивого функционирования предприятия. - Новосибирск, РФ: НГУ, 2010.
11. Зингер О.А. Формирования стратегии устойчивого развития промышленного предприятия: автореф. . канд. экон. наук. - Пенза: Пензенский гос. ун-т, 2010.
12. Портер М.Э. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.
13. Портер М.Э. Конкуренция: учеб. пособие: пер. с англ. - М.: Вильямс, 2000. - 495 с.
14. Фомин В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. - М.: ЭКМОС, 2000.
15. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2001.
16. Кревенс Дэвид В. Стратегический маркетинг: пер. с англ. - 6-е изд. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.
17. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций - М., Новосибирск: ИНФРА-М: Сибирское соглашение, 2001.
18. Пивоваров К.В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций. -2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.
19. Томпсон-мл. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа: пер. с англ. - 12-е изд. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.
20. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник. - М.: Финпресс, 1999.
21. Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых, и финансовых предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - № 4 (24).
22. Афонина С.А., Берестов В.Л., Антрощенко А.М. Методика комплексной оценки устойчивости функционирования промышленного предприятия. - Брянск: БГИТА, 2008.
23. Афонина С.А. Качество управленческих решений - залог повышения устойчивости функционирования промышленного предприятия. - Брянск: БГИТА, 2009.
24. Афонина С.А. Резервы повышения экономической устойчивости промышленного предприятия. - Брянск, РФ: БГИТА, 2006.
25. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. - 519 с.
26. The Essential Drucker: The Best of Sixty Years of Peter Drucker's Essential Writings on Manadement (2001). Русскоязычное издание: Энциклопедия менеджмента. - М.: Вильямс, 2006. - 432 с.
27. Энциклопедия кибернетики: в 2 т. - Киев: Главная редакция украинской советской энциклопедии, 1975.
28. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р., Пуляев В.Т. Краткая экономическая энциклопедия. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 509 с.
29. Словарь современных экономических и правовых терминов / под ред. В.Н. Шимова и В.С. Каменкова. - Мн.: Амалфея, 2002. - 816 с.
30. Адаптивные системы. Вып. 1 / под ред. Л.А. Растри-гина. - Рига: Зинатне, 1972. - 156 с.
31. Бушмелева Г.В. Адаптивное управление промышленным предприятием в конкурентной среде: автореф. ... д-ра экон. наук. - Ижевск: Ижевский гос. техн. ун-т, 2009.
32. Методическое обеспечение формирования системы адаптивного управления предприятием: автореф. . канд. экон. наук. - Ярославль: Ярославский гос. ун-т им. П.Г. Демидова, 2000.
33. Аубакирова Г.М. Становление и развитие адаптивного управления в условиях рыночной экономики (на материалах промышленных предприятий Республики Казахстан): автореф. ... д-ра экон. наук. - Алматы: Университет международного бизнеса, 2008.
34. Адаптивное управление: «продвигать» предприятие к цели // Рациональное управление предприятием. - 2009. -№ 2.
35. Марченкова К.М. Адаптивное управление компаниями в условиях кризисных явлений в экономике: автореф. . канд. экон. наук. - М.: Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, 2009.
36. Максимчук И.В. Управления рисками, как фактор повышения инвестиционной адаптивности строительного комплекса: автореф. ... канд. экон. наук. - СПб.: Санкт-Петербургский гос. инженерно-экон. ун-т, 2006.
37. Песчаная Л.Т. Формирование адаптивного механизма корпоративного управления в отраслях пищевой промышленности: автореф. ... канд. экон. наук. - Воронеж: Воронежская гос. технол. академия, 2007.
В редакцию материал поступил 25.04.11
Ключевые слова: конкурентоспособность, экономическая устойчивость, факторы, воздействующие на экономическую устойчивость предприятия, адаптивное управление.