pISSN 2073-2872 eISSN 2311-875X
Экономическая безопасность
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОМ БЕЗОПАСНОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ*
Эльза Леонидовна ЖЕБРИК
аспирантка кафедры экономики и финансов общественного сектора
факультета государственного управления экономикой Института государственной службы и управления,
РАНХиГС при Президенте РФ, Москва, Российская Федерация
orcid.org/отсутствует
SPIN-код: 9686-1560
История статьи:
Получена 22.11.2017 Получена в доработанном виде 14.12.2017 Одобрена 27.12.2017 Доступна онлайн 15.02.2018
УДК 336.543
D49, F13, F52, Н61
Ключевые слова:
экономическая безопасность, таможенные органы, система управления рисками, конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, фискальные риски
Аннотация
Предмет. Место таможенных органов Российской Федерации в обеспечении экономической безопасности страны. Система управления рисками как ключевой инструмент защиты экономических интересов страны таможенной службой России. Цели. Определение основных задач и функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации в качестве субъекта обеспечения экономической безопасности. Характеристика их роли в защите экономических интересов страны в разрезе правовых основ и индикаторов экономической безопасности. Анализ применения системы управления рисками в качестве ключевого инструмента обеспечения экономической безопасности таможенной службой России и выявление основных проблем.
Методология. Методологической основой является системный подход с использованием следующих научных методов: дедуктивного и индуктивного, синтеза, формально-логического метода, сравнительного анализа, статистического анализа, экспертного метода.
Результаты. Исследовано место таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны через функции и задачи, возложенные на таможенную службу, и ключевые направления защиты экономических интересов страны. Раскрыта сущность системы управления рисками как инструмента обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Выводы. Таможенное регулирование, реализуемое таможенными органами в целях обеспечения экономической безопасности государства в области внешнеэкономической деятельности, включает в себя целый комплекс экономических, правовых, организационных и иных мероприятий, применяемых в целях обеспечения поступательного экономического развития, эффективности внешнеторговых связей и защиты экономических интересов государства. Ключевым инструментом, обусловливающим эффективность реализации таможенными органами соответствующих направлений, является система управления рисками. Систему управления рисками следует рассматривать не просто как составляющую таможенного контроля, а как инструмент обеспечения таможенными органами экономической безопасности России с точки зрения минимизации фискальных рисков при обеспечении необременительности таможенных формальностей в условиях снижения товарооборота и падения объемов таможенных поступлений в доходную часть федерального бюджета.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
Для цитирования: Жебрик Э.Л. Обеспечение экономической безопасности таможенными органами Российской Федерации в контексте управления рисками // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2018. - Т. 14, № 2. - С. 332 - 346. https://doi.Org/10.24891/ni.14.2.332
Обеспечение экономической безопасности является центральным направлением политики любого государства, ориентированного на устойчивое социально-экономическое развитие и реализацию стратегических национальных приоритетов.
Одним из ключевых факторов экономического роста, определяющим с точки зрения состояния экономической безопасности страны, выступает внешнеэкономическая деятельность: влияние сегодняшних общемировых экономических тенденций обусловливает ухудшение внешней и внутренней конъюнктуры рынка, снижение объемов внешнеторгового оборота и инвестиционной активности. Как отмечает известный отечественный исследователь проблем экономической безопасности В.К. Сенчагов, мирохозяйственные позиции любой страны существенно зависят от международной конкурентоспособности
национальной экономики: внешнеэкономическая деятельность, являясь неотъемлемой частью экономики страны в условиях рыночной действительности, позиционируется не просто как элемент внешней политики государства, но и как ключевая составляющая национальной экономической политики и стратегии экономической безопасности1. Конкурентоспособность во внешней торговле непосредственно обусловлена оптимальным уровнем защиты интересов отечественных товаропроизводителей, что в свою очередь определяет состояние национальной экономической безопасности во
внешнеэкономической сфере.
В связи с этим, несмотря на отсутствие в государственных документах самостоятельной категории «внешнеэкономическая безопасность», в последние годы ряд исследователей вопросов обеспечения экономической безопасности Российской Федерации (В.Д. Андрианов, И.С. Королёв,
"Выражаю благодарность и глубокую признательность к.э.н., доценту, заведующей кафедрой организации таможенного контроля и проведения таможенных операций РАНХиГС при Президенте РФ Елене Васильевне ЛЕВИНСКОЙ за советы и ценные замечания при работе над данной статьей.
1 Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России:
учебник. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. С. 470-474.
Г.Е. Крохичева, И.П. Фаминский, Ф.И. Фокин) акцентировали свое внимание на ее внешнеэкономическом асп екте, заключающемся прежде всего в сохранении и укреплении позиций страны в мировой хозяйственной системе.
Ключевым субъектом защиты экономических интересов России в контексте ее внешнеэкономической безопасности на сегодняшний день являются таможенные органы - основной участник и контролер трансграничного перемещения товаров через таможенную границу [1].
Анализ компетенции таможенной службы Российской Федерации в условиях трансформации под влиянием в первую очередь евразийских интеграционных процессов свидетельствует о том, что ее участие в обеспечении экономической безопасности с каждым годом проявляется все ярче, что обусловлено складывающейся геополитической ситуацией, возникающими политическими и экономическими
проблемами как внутри государства, так и на международном уровне и, как следствие, появлением новых угроз и рисков для развития личности, общества и государства.
В соответствии со ст. 6 Таможенного кодекса Таможенного союза одной из целей таможенных органов государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), является обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности, ключевой составляющей которой является экономическая безопасность. Таможенные органы решают задачи, связанные с реализацией единой торговой политики ЕАЭС, обеспечением исполнения таможенного законодательства, взиманием таможенных платежей, обеспечением соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений в связи с перемещением товаров через таможенную границу, созданием условий для ускорения товарооборота2.
2 Таможенный кодекс Таможенного Союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного Союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 17.
Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ, детализируя приведенные положения, устанавливает, что к обязанностям таможенных органов относятся в том числе функции, непосредственно влияющие на состояние экономической безопасности Российской Федерации:
1) проведение таможенного контроля и совершение таможенных операций, совершенствование их методов, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота;
2) содействие развитию внешней торговли, внешнеэкономических связей субъектов РФ;
3) взимание таможенных платежей и контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты;
4) обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу;
5) выявление, предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции таможенных органов (прежде всего в экономической сфере);
6) осуществление контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу;
7) содействие развитию экспортного и транзитного потенциала России, защита интересов отечественных товаропроизводителей и др.3.
Таможенные органы влияют на поступательное экономическое развитие России в условиях усиливающейся интеграции национальной экономики в рамках ЕАЭС4.
3 О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ
(в ред. от 28.12.2016 № 510-ФЗ).
4 Бадмаева Д.Б., Чикина Е.А. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России // Научный альманах. 2016. № 12-1. С. 45-49.
Э.Л. Жебрик / Национальные интересы: приорит
334 http://fin-izdat.l
Показательными в связи с этим являются положения документов стратегического планирования, обеспечивающих деятельность таможенных органов России: Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ
от 28.12.2012 № 2575-р, и Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 г., принятой решением коллегии ФТС России 25.05.2017 и утвержденной приказом ФТС России от 27.06.2017 № 1065. В указанных документах подчеркивается, что их положения непосредственно соотносятся со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.
Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. провозглашает в качестве главной цели деятельности таможенных органов Российской Федерации обеспечение экономической безопасности во внешнеэкономической сфере, повышение ее уровня, чему способствует решение следующих задач.
1. Создание благоприятных условиий для привлечения инвестиций в российскую экономику.
2. Обеспечение полноты поступления таможенных платежей в доходную часть федерального бюджета.
3. Защита интересов отечественных товаропроизводителей.
4. Максимальное содействие внешнеэкономической деятельности за счет повышения качества таможенного администрирования5.
Аналогично обеспечение экономической безопасности в качестве стратегической цели деятельности таможенных органов Российской Федерации определено в Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 г. На ее основе
5 О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: расп. Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (в ред. от 15.04.2014 № 612-р).
ы и безопасность, 2018, т. 14, вып. 2, стр. 332-346 oumal/natюnal/
принципиальными приоритетами и целевыми ориентирами таможенной службы на ближайшую перспективу определены, в том числе, следующие направления.
1. Проведение таможенных операций и таможенных процедур в условиях функционирования ЕАЭС, реализация мер по минимизации фискальных рисков в связи с упрощением таможенных процедур.
2. Обеспечение «прозрачности» движения товаров в ЕАЭС.
3. Углубление взаимодействия ФТС России и ФНС России за счет единой системы администрирования таможенных и налоговых платежей.
4. Заимствование и внедрение передовых зарубежных практик таможенного администрирования (в том числе рекомендаций Всемирной таможенной организации) в области управления рисками, организации и проведения таможенного контроля после выпуска товаров, а также обеспечения полного и своевременного сбора таможенных платежей.
5. Совершенствование правоохранительной деятельности, в том числе борьбы с экономическими преступлениями6.
Необходимо отметить, что отправной точкой, определяющей вектор дальнейшего функционирования таможенной службы России, является обеспечение поддержки бизнеса за счет минимизации его издержек, однако при основополагающей для государственных экономических интересов необходимости нивелирования так
называемых фискальных рисков - рисков уплаты причитающихся федеральному бюджету таможенных платежей не в полном объеме. К основным фискальным рискам, минимизацию которых обеспечивают таможенные органы, следует отнести:
• занижение таможенной стоимости товаров;
6 Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 г.: приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 г. «О проекте комплексной программы развития ФТС России до 2020 г.».
• предоставление недостоверных сведений о классификационном коде товаров единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС);
• необоснованное применение тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей [2].
На сегодняшний день государственная политика в сфере обеспечения экономической безопасности России включает следующие основные направления, связанные с деятельностью таможенных органов.
1. Развитие системы государственного управления, прогнозирования и
стратегического планирования в сфере экономики. Речь идет о решении задач, связанных с последовательным проведением государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, оптимизации регулятивной нагрузки на хозяйствующие субъекты, а также совершенствования деятельности контрольно-надзорных органов, в том числе на основе риск-ориентированного подхода.
Одними из аспектов, на которые оказывает влияние качество таможенного а д м и н и с т р и р о в а н и я , я в л я е т с я инвестиционный климат и привлекательность российской юрисдикции для ведения предпринимательской деятельности.
Состояние инвестиционного климата позволяет охарактеризовать доклад группы Всемирного банка Doing Business (рис. 1)7.
По мнению директора Агентства стратегических инициатив А. Никитина, результаты рейтинга за последние годы свидетельствуют о том, что Россия приблизились к европейским странам с точки зрения комфортности ведения бизнеса и инвестиционной привлекательности. Однако несмотря на улучшение соответствующей позиции в рейтинге, тревожной для России остается оценка показателя международной торговли: при его определении учитываются
7 Doing Business 2018: A World Bank Group Flagship Report. URL: http://doingbusiness.org
временные и финансовые издержки участников внешнеэкономической деятельности на документальный и фактический контроль в связи с совершением таможенных операций и проведением таможенного контроля (табл. 1).
2. Устойчивое развитие национальной финансовой системы. Как отмечает В.К. Сенчагов, таможенная служба представляет собой одно из звеньев управляющей системы инфраструктуры финансовой системы Российской Федерации -в описанной структуре она призвана выполнять три ключевые функции: защиту отечественных товаропроизводителей; обеспечение доходной части федерального бюджета; содействие продвижению отечественных товаров на мировом рынке8.
Сформированная в результате перестройки экономики страны таможенная система во главе с ФТС России (ранее - ГТК России) стала одним из важнейших государственных образований, обеспечивающих пополнение доходной части федерального бюджета (рис. 2).
Несмотря на влияние глобализационных процессов на роль таможенной службы в обеспечении устойчивости национальной финансовой системы, прежде всего за счет снижения средневзвешенной ставки ввозной таможенной пошлины в рамках обязательств, принятых в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию, таможенные органы продолжают обеспечивать свыше 30% доходной части федерального бюджета (рис. 3)9. Для сравнения: в США доля таможенных платежей в доходах государственного бюджета составляет всего 1,1%, в Великобритании -1,5%, в Германии - 6%10. Описанное обстоятельство определяет недопустимость снижения собираемости таможенных
8 Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: учебник. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. С. 470-474.
9 Таможенная служба Российской Федерации в 20102016 гг.: справочные материалы к заседаниям Коллегии ФТС России. URL: http://customs.ru
10 Чуб М.В., Ковалев М.А. Роль, место и значение таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России // Путь науки. 2015. № 12. С. 43-45.
платежей без ущерба для социально-экономической сферы. Реализация
таможенными органами фискальной функции определяет одну из актуальных задач данного направления, связанную с необходимостью гарантии устойчивости и сбалансированности национальной бюджетной системы как составляющей финансовой системы России, непосредственно обусловливающей формирование финансовых фондов для выполнения государством своих функций, среди которых одной из важнейших является обеспечение национальной безопасности.
Доля таможенных платежей в доходах федерального бюджета непосредственно зависит от вектора таможенно-тарифной политики, способности и готовности государства адаптировать ее курс к динамичным условиям внешней
нестабильности, а также влияния множества факторов, в том числе не поддающихся прогнозированию. Однако ключевым условием достижения целей таможенно-тарифного регулирования является должный механизм таможенного регулирования -прежде всего речь идет об организации и проведении эффективного таможенного контроля.
В качестве одного из ключевых инструментов таможенного контроля рассматривается управление рисками - система таможенного администрирования, обеспечивающая
эффективность таможенного контроля посредством применения принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм и степени его проведения (рис. 4) [3]. Управление рисками
осуществляется на всех этапах нахождения товара под таможенным контролем, позволяя эффективно распределять имеющиеся у таможенной службы ресурсы. Управление рисками обеспечивается за счет оценки вероятности несоблюдения таможенного законодательства на основе имеющихся сведений о возможных нарушениях таможенного законодательства и
формирования так называемых профилей рисков - совокупности сведений об области риска, индикаторах риска, а также мерах по минимизации риска.
Принятая в 2014 г. Концепция управления рисками в таможенных органах Российской Федерации впервые на уровне ведомственного акта закрепила определение системы управления рисками в качестве «совокупности элементов, связанных едиными целями и структурой, применяемой для повышения эффективности и оперативности принятия решений при совершении таможенных операций и обеспечивающей выявление таможенных рисков и их минимизацию»11.
Система управления рисками, обеспечивая реализацию принципа выборочности таможенного контроля, способствует ускорению товаропотоков через таможенную границу и прохождения субъектами внешнеэкономической деятельности
таможенных формальностей, содействуя таким образом внешней торговле. Принимая во внимание растущие объемы товарооборота, очевидно, что реализация проверочных мероприятий в отношении всех товарных партий, пересекающих таможенную границу, невозможна, и именно система управления рисками обеспечивает выявление
правонарушений, способных нанести ущерб экономическим интересам России. Применение системы управления рисками подчинено, в том числе, следующим целям:
- выявлению, прогнозированию и предотвращению нарушений таможенного законодательства, которые носят устойчивый характер, связаны с уклонением от уплаты таможенных платежей в значительных размерах и подрывают конкурентоспособность товаров;
- ускорению проведения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
- сосредоточению внимания на областях риска повышенного уровня и обеспечению
эффективного использования ресурсов
12
таможенных органов12.
11 Концепция управления рисками в таможенных органах Российской Федерации: приказ ФТС России от 18.07.2014 № 1385 «О решении коллегии ФТС России от 29 мая 2014 г. «О современном состоянии и перспективах развития системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации».
12 Таможенный кодекс Таможенного союза.
В настоящее время система управления рисками таможенной службы России охватывает области рисков в рамках всех таможенных операций, совершаемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу. Масштабы внедрения в процесс таможенного контроля демонстрирует статистика ее реализации таможенной службой (табл. 2). На целевые профили рисков неизменно приходится наибольшая доля профилей рисков (около 90%), что является свидетельством положительного вектора развития системы управления рисками: основной инструмент ее реализации применяется точечно, с нацеленностью на конкретные поставки, что соответствует общепризнанным международным стандартам управления рисками и снижает совокупную потенциальную нагрузку контролирующих мероприятий в отношении участников
" 13
внешнеэкономической деятельности13.
Все отслеживаемые риски в таможенной сфере так или иначе представляют собой угрозу охраняемым государством
общественным отношениям, но на сегодняшний день главным является фискальный риск занижения таможенной стоимости. Данный вопрос не раз поднимался на федеральном уровне: по словам Т.А. Голиковой, председателя Счетной палаты Российской Федерации, в условиях снижения объемов внешнеторговых операций, проверочными мероприятиями ведомства подтверждается наличие тенденции к участившемуся занижению таможенной стоимости в отношении электроники, сельскохозяйственной техники, дорогостоящего технологического оборудования, водных биоресурсов, металлов и их лома - то есть в отношении товаров, по которым установлены высокие адвалорные или специфические ставки ввозных таможенных пошлин [4].
Принимая во внимание ключевую роль фискальной функции таможенных органов, следует заключить, что контроль таможенной
13 Лямкина А.Ю. Применение субъектно-ориентированного подхода системы управления рисками в таможенных органах // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 2-1. С. 203-207.
стоимости остается одним из основных направлений применения системы управления рисками: на сегодняшний день около 70% товарных позиций ТН ВЭД ЕАЭС охвачены профилями рисков занижения таможенной стоимости. Их применение основывается на стоимостных индикаторах риска, анализируемых через индекс таможенной стоимости - определяемую по результатам собственной аналитической работы таможенных органов минимально допустимую стоимость килограмма товара в долларах США в зависимости от страны происхождения товаров. На основе представленной в процессе таможенного декларирования информации в автоматическом режиме происходит сопоставление заявленной таможенной стоимости через статистическую таможенную стоимость и вес нетто с искомым индексом, отклонение от которого в меньшую сторону является основанием для проведения таможенными органами контрольных проверочных мероприятий.
В целях повышения эффективности контроля таможенной стоимости в рамках реализации системы управления рисками ФТС России был издан приказ от 16.02.2016 № 280, обусловивший усиление персональной ответственности начальников таможенных органов за качество, полноту отработки и результативность мер по минимизации рисков в соответствии с указаниями в профилях рисков, а также выполнение показателей эффективности деятельности таможенных органов в части контроля таможенной стоимости14. Принятие приказа № 280 непосредственно связано с реализацией таможенной службой России фискальной функции: обострение внешнеполитической ситуации и экономические сложности неизбежно обусловили снижение объемов внешнеторгового оборота и, как следствие, снижение объемов поступлений от таможенных платежей в доходы федерального бюджета. По результатам применения профилей рисков после принятия приказа
14 О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками: приказ ФТС России от 16.02.2016 № 280.
№ 280 средняя сумма доначисленных таможенных платежей из расчета на профиль риска увеличилась с 29,79 тыс. руб. до 55,71 тыс. руб.
Анализ позволяет определить сложности, обусловливающие недостаточную эффективность применения системы управления рисками в качестве инструмента обеспечения экономической безопасности таможенными органами Российской Федерации.
Вектор необходимости обеспечения полноты реализации фискальной функции, сформированный ведомственными актами, обусловил участившиеся случаи применения должностными лицами таможенных органов системы управления рисками - а именно, индекса таможенной стоимости, установленного профилем риска - в качестве достаточного основания для принятия решений о корректировке таможенной стоимости лишь исходя из отличия от него заявленной таможенной стоимости. В данном контексте в первую очередь речь идет о формализме при реализации мер по минимизации рисков, который неоднократно подчеркивался не только в выступлениях участников внешнеэкономической деятельности в рамках тематических круглых столов с участием представителей ФТС России, но и судебными решениями, выносимыми по итогам рассмотрения исков к таможенным органам. В ряде случаев должностные лица таможенных органов, осуществляя в соответствии с указанием в профиле риска проверку документов и сведений в отношении товаров, индекс таможенной стоимости которых ниже контрольного уровня, не принимают во внимание обстоятельства внешнеэкономической сделки даже при наличии всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость. Однако сам по себе факт более высокого индекса таможенной стоимости не является основанием для признания заявленной декларантом таможенной стоимости недостоверной. Отличие от ценовой информации, имеющейся
в распоряжении таможенных органов, выявленное с применением системы управления рисками, выступает лишь в качестве признака недостоверности сведений о таможенной стоимости, что является основанием для проведения дополнительной проверки, где принятие решения осуществляется по всей совокупности документов и сведений, собранных таможенным органом.
Таким образом, решение о корректировке таможенной стоимости, вынесенное лишь на основании указанного отличия при отсутствии мотивированных доводов, подтверждающих произвольный характер заявленной таможенной стоимости, может быть признано неправомерным - данная позиция закреплена постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18 и письмом Министерства финансов Российской Федерации «О контроле таможенной стоимости», изданным в связи с многочисленными обращениями по данному вопросу.
Другая проблема реализации системы управления рисками обусловлена методологией расчета стоимостных индикаторов риска, которые, представляя собой агрегированные показатели, должны формироваться на основе метода экспертной оценки с учетом множества факторов, влияющих на ценообразование: необходимо проведение сложной аналитической работы, требующей использования для определения контрольного значения каждой товарной подсубпозиции порядка 40 различных информационных ресурсов ФТС России [5]. В условиях охвата профилями рисков занижения таможенной стоимости свыше 70% ТН ВЭД ЕАЭС это становится одной из причин недостаточного внимания к данным из открытых ценовых источников, биржевых котировок и сведений от производителей и импортеров, представляющих в первую очередь особо чувствительные с точки зрения ценообразования отрасли.
Реализуемое в рамках процесса управления рисками риск-категорирование представляет собой важнейший инструмент системы
управления рисками, который соответствует передовым международным практикам таможенного администрирования, направленным на ускорение товаропотоков и содействие бизнесу. Однако несмотря на положительные изменения, инициированные ФТС России в последние годы - прежде всего переход от товарной к субъектно-ориентированной модели, - участники внешнеэкономической деятельности неудовлетворительно оценивают действующее риск-категорирование15. Обращаясь к статистике реализуемой с декабря 2016 г. новой системы риск-категорирования, необходимо отметить, что несмотря на физические и стоимостные объемы таможенного декларирования, доля субъектов низкого уровня риска, исходя из критериев, утвержденных приказом ФТС России от 01.12.2016 № 2256, в абсолютном выражении действительно минимальна, и большинство участников внешнеэкономической деятельности по-прежнему относятся к категории среднего уровня риска, не ощущая значительных изменений и упрощений с точки зрения реализации товаропотоков через таможенную границу (рис. 5). В связи с этим в рамках проведенного 19 мая 2017 г. расширенного совещания с начальниками таможен по актуальным вопросам деятельности таможенных органов при участии заместителя министра финансов Российской Федерации и председателя Общественного совета при ФТС России руководитель ведомства В.И. Булавин поставил задачу в ближайшее время предпринять меры, направленные на увеличение количества субъектов низкого уровня риска.
Таким образом, роль таможенной службы в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации велика и, так или иначе, проявляется в каждой ее функции -фискальной, правоохранительной и контрольной. Таможенное регулирование, реализуемое таможенными органами в целях обеспечения экономической безопасности
15 Лазарева Н.П. Система управления рисками при осуществлении таможенного контроля // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2016. № 26. С. 202-206.
государства в области внешнеэкономической деятельности, включает в себя целый комплекс экономических, правовых, организационных и иных мероприятий, применяемых в целях обеспечения поступательного экономического развития, эффективности внешнеторговых связей и защиты экономических интересов
государства.
Ключевым инструментом, непосредственно обусловливающим эффективность реализации таможенными органами соответствующих направлений, на сегодняшний день является система управления рисками. Принимая во внимание сложившую экономическую обстановку и стоящие в связи с этим перед
Таблица 1
Оценка Российской Федерации в рейтинге Doing Business в 2016-2018 гг.
Table 1
Evaluation of the Russian Federation as part of the Doing Business rating, 2016-2018
Показатель Место в рейтинге
2016 2017 2018
Рейтинг «Легкость ведения бизнеса» 36-е 40-е 35-е
Создание предприятий 37-е 26-е 28-е
Получение разрешений на строительство 117-е 115-е 115-е
Подключение к системе энергоснабжения 26-е 30-е 10-е
Регистрация собственности 8-е 9-е 12-е
Получение кредитов 42-е 44-е 29-е
Защита миноритарных инвесторов 51-е 53-е 51-е
Налогообложение 40-е 45-е 52-е
Международная торговля 138-е 140-е 100-е
Обеспечение исполнения контрактов 8-е 12-е 18-е
Разрешение неплатежеспособности 49-е 51-е 54-е
Источник: официальный сайт проекта Всемирного банка «Ведение бизнеса». URL: http://doingbusiness.org Source: Official website of the World Bank's project Doing Business. URL: http://doingbusiness.org
таможенной службой России цели и задачи, систему управления рисками следует рассматривать не просто как одну из составляющих института таможенного контроля. Сегодня система управления рисками представляет собой стремительно развивающийся инструмент обеспечения таможенными органами экономической безопасности России с точки зрения необходимости минимизации фискальных рисков при одновременном обеспечении необременительности таможенных формальностей в условиях снижения товарооборота и, соответственно, падения объемов таможенных поступлений
в доходную часть федерального бюджета.
Таблица 2
Реализация системы управления рисками таможенными органами России Table 2
The implementation of the risk management system by the Russian customs service
Показатель 2012 2013 2014 2015 2016
Профили рисков, изданные за год, ед. 8 588 9 379 21 612 35 140 38 203
В том числе:
- общероссийские 49 202 339 445 654
- региональные и зональные 338 707 1 811 3 761 3 440
- целевые (срочные) 8 201 8 470 19 462 30 934 34 109
Объем доначисленных (довзысканных) таможенных 16,9 16,6 15,9 19 24
платежей, млрд руб.
Решения об отказе в выпуске товаров, ед. 10 540 14 281 14 710 24 304 31 190
Решения о запрете ввоза или вывоза 436 578 10 736 12 556 11 281
товаров, ед.
Источник: официальный сайт ФТС России. URL: http://customs.ru Source: Official website of the FCS of Russia. URL: http://customs.ru
Рисунок 1
Оценка Российской Федерации в рейтинге Doing Business в 2011-2018 гг. Figure 1
Evaluation of the Russian Federation as part of the Doing Business rating, 2011-2018
150
123 120 112 92
___62 36 40 35
100
50
201 I
2012
201
2014
2015
2016
201
20 IS
Источник: официальный сайт проекта Всемирного банка «Ведение бизнеса». URL: http://doingbusiness.org Source: Official website of the World Bank's project Doing Business. URL: http://doingbusiness.org
Рисунок 2
Таможенные платежи в доходах федерального бюджета в 2012-2016 гг. Figure 2
Customs duties within federal budgetary revenues in 2012-2016
Источник: официальный сайт ФТС России. URL: http://customs.ru Source: Official website of the FCS of Russia. URL: http://customs.ru
Рисунок 3
Перечисления таможенных платежей в доход федерального бюджета Figure 3
Remittance of customs duties to the federal budget
8 000 6 000 4 000 2 000
0
4637,1
3710,3 4099,7 4058 2780,4
2054,1
2115,1 2310,3 2260,2 2283,6 2184 2316,9
2011
2012
2013
2014
2015
2016
Вывозные таможенные пошлины, млрд руб. Ввозные таможенные пошлины н налоги, млрд руб.
Источник: официальный сайт ФТС России. URL: http://customs.ru Source: Official website of the FCS of Russia. URL: http://customs.ru
Рисунок 4
Основное назначение системы управления рисками в таможенном контроле Figure 4
The main purpose of the risk management system as part of customs control
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 5
Дифференциация участников внешнеэкономической деятельности в рамках автоматического риск-категорирования
Figure 5
Differentiation of foreign trade parties as part of automated risk assessment
3.2
Низкий уровень риска
■ Средний уровень риска
■ Высокий уровень риска
79,4
Источник: официальный сайт ФТС России. URL: http://customs.ru Source: Official website of the FCS of Russia. URL: http://customs.ru
Список литературы
1. Кныш С.В., Еремеев В.А., Котелевская Т.В. Усиление роли таможенных органов
в обеспечении экономической безопасности страны // Экономика и социум. 2017. № 2. С. 44-49. URL: http://iupr.ra/domains_data/files/zurnal_33/Knysh%20Sergyay %20Viktorovich.pdf
2. Мещериков В.А. Роль таможенных органов РФ в обеспечении экономической безопасности РФ // Сибирский юридический вестник. 2015. № 1. С. 108-114.
3. Drobot E.A., Klevleeva A.M., Afonin P.N. et al. Risk Management in Customs Control // Экономика региона. 2017. Т. 13. № 2. С. 551-558.
4. Васильев Р.И. Использование системы управления рисками в механизме контроля таможенной стоимости // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 3. С. 77-81.
5. Гамидуллаев С.Н. Современные методы оценки и анализа рисков в таможенной деятельности: монография. М.: Вузовская книга, 2012. 152 с.
Информация о конфликте интересов
Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2073-2872 Economic Security
eISSN 2311-875X
ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION BY THE CUSTOMS SERVICE FROM PERSPECTIVES OF RISK MANAGEMENT
El'za L. ZHEBRIK
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation
orcid.org/not available
Abstract
Importance The research explores the role of the Russian customs service in ensuring the national economic security. I also focus on the risk management system as a key tool for the Russian customs service to protect respective economic interests. Objectives I set up principal goals and functions of the Russian customs service as an economic security agent. The article describes what role it plays in protecting the national economic interests by legislative principle and economic security indicator. I analyze the way the risk management system is applied as a key economic security tool of the Russian customs services, and detect principal problems.
Methods The methodological underpinning includes a systems approach coupled with such scientific methods as deduction and induction, synthesis, formal and logic method, comparative analysis, statistical analysis and expert assessment.
Results I examined what role the customs service plays in ensuring the national economic security through functions and objectives it is to perform, and key aspects of national economic interest protection. I reveal the substance of risk management system as a tool ensuring the economic security of the Russian Federation.
Conclusions and Relevance As the customs service performs its regulatory duties in order to ensure the national economic security in foreign trade, this process includes a set of Keywords: economic security, economic, legislative, organizational and other activities intended to drive economic customs service, risk development, efficiency of foreign trade relations and protect economic interests of
management, competitiveness, the State. The risk management system is a key tool that helps the customs service domestic producer, fiscal risk implement respective duties.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017
Please cite this article as: Zhebrik E.L. Ensuring the Economic Security of the Russian Federation by the Customs Service from Perspectives of Risk Management. National Interests: Priorities and Security, 2018, vol. 14, iss. 2, pp. 332-346.
https://doi.org/10.24891/nn42.332
Article history:
Received 22 November 2017 Received in revised form
14 December 2017 Accepted 27 December 2017 Available online
15 February 2018
JEL classification: D49, F13, F52, H61
Acknowledgments
I express my gratitude and appreciation to Elena V. LEVINSKAYA, PhD in Economics, Associate Professor, head of the Department for Customs Control Organization and Customs Operations at the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration for her valuable advice and comments on the article.
References
1. Knysh S.V., Eremeev V.A., Kotelevskaya T.V. [The role of customs authorities in ensuring the country's economic security]. Ekonomika i sotsium, 2017, no. 2, pp. 44-49. (In Russ.) URL: http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_33/Knysh%20Sergyay%20Viktorovich.pdf
2. Meshcherikov V.A. [Value of customs services of the Russian Federation in maintenance of economic safety of the Russian Federation]. Sibirskii yuridicheskii vestnik = Siberian Law Herald, 2015, no. 1, pp. 108-114. (In Russ.)
3. Drobot E.A., Klevleeva A.M., Afonin P.N. et al. Risk Management in Customs Control. Ekonomika regiona = Ecomomy of Region, 2017, vol. 13, iss. 2, pp. 551-558.
4. Vasil'ev R.I. [Using the risk management system as part of the customs value controlling mechanism]. Vestnik Rossiiskoi tamozhennoi akademii = Bulletin of the Russian Customs Academy, 2012, no. 3, pp. 77-81. (In Russ.)
5. Gamidullaev S.N., Kudryavtsev O.E., Khorsheva I.V. Sovremennye metody otsenki i analiza riskov v tamozhennoi deyatelnosti: monografija [Contemporary methods for evaluating and analyzing risks associated with customs operations]. Moscow, Vuzovskaya kniga Publ., 2012, 152 p.
Conflict-of-interest notification
I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.