DOI 10.47576/2949-1878.2024.1.1.005 уДК 338.2
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РЕГИОНОВ РОССИИ
Синильщиков Платон Юрьевич,
аспирант, Институт мировой экономики, Дербент, Россия
В статье рассмотрены теоретические основы обеспечения экономической безопасности регионов, подходы к определению этого понятия, критерии и показатели для оценки ее уровня. Предложены организационно-экономические и правовые меры, которые будут способствовать обеспечению экономической безопасности регионов в России.
Ключевые слова: регион; экономическая безопасность; экономическая политика; валовой региональный продукт.
UDC 338.2
ENSURING THE ECONOMiO SECURITY OF RUSSiAN REGIONS
Sinilshchikov Platon Yu.,
PhD student, Institute of World Economy, Derbent, Russia
The article discusses the theoretical foundations of ensuring the economic security of regions, approaches to defining this concept, criteria and indicators for assessing its level. Organizational, economic and legal measures are proposed that will contribute to ensuring the economic security of regions in Russia. Keywords: region; economic security; economic policy; gross regional product.
Проведение эффективной региональной политики является приоритетной задачей государственной власти, направленное на ослабление и ликвидацию диспропорций в развитии административных территорий и уменьшение их негативных последствий для социально-экономических систем всех уровней. Для достижения экономической стабильности и обеспечения экономического роста страны и ее регионов приоритетной задачей экономической политики является поддержание устойчивого уровня региональной безопасности. Следовательно, экономическая безопасность региона является важным компонентом экономической безопасности государства, а поддержание устойчивого ее уровня приобретает весомое значение для дальнейшего экономического развития России.
В настоящее время проблемам экономической безопасности регионов уделяется значительное внимание. Среди отечественных необходимо выделить труды Л. Абалки-
на [2], А. Е. Воробьева [3], С. В. Казанцева [4], А. И. Татаркина, А. А. Куклина, А. Л. Мы-зина [5], О. Н. Чувиловой [6], В. К. Сенчагова [7], О. С. Шевелевой, Е. И. Калашниковой [8], Е. Н. Шкариной [9] и др.
Однако в России в сфере управления экономической безопасностью, особенно с учетом особенностей отдельных регионов и их секторов, остается ряд нерешенных вопросов, требующих дальнейших исследований.
Целью статьи является уточнение отдельных теоретических положений экономической безопасности региона и обоснование направлений ее дальнейшего развития.
Решение задач по обеспечению устойчивого социально-экономического развития государства невозможно без определения приоритетных направлений регионального развития, учета особенностей административно-территориального устройства страны [1].
В отечественной научной литературе существует ряд подходов к определению
содержания понятия «регион». Наиболее обобщенным является трактовка его как территории со специфическими природно-климатическими и экономическими условиями и характерной направленностью развития производительных сил, учитывающей демографические, исторические и социальные особенности, развитие которых осуществляется на основе экономических законов, в результате чего формируются специфические экономические отношения.
Регион также характеризуется:
- территориально административной структурой в совокупности всех городов и населенных пунктов области;
- единым производственным комплексом на основе регионального разделения труда, обеспеченного собственными трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами;
- относительной самостоятельностью хозяйствования совокупности предприятий, учреждений с преимущественно замкнутым производственным циклом;
- единой коммуникационной, транспортной и экономической системами;
- региональным рынком товаров и рабочей силы и рыночной инфраструктурой [3].
Экономическая безопасность играет особую роль в региональном развитии и выступает основой в укреплении национальной безопасности, представляя собой такое состояние региональной экономики, которое позволяет сохранять устойчивость к внутренним и внешним угрозам и способна удовлетворить потребности лица, семьи, территорий, общества, государства.
Кроме того, экономическая безопасность территорий представляет собой совокупность свойств экономической системы, направленных на обеспечение стабильности, устойчивости и пропорциональности их развития, включающая направления определенной независимости и интеграции с экономикой страны в целом в условиях действия различного рода дестабилизирующих угроз.
Например, по мнению С. В. Казанцева экономическая безопасность региона -«...совокупность взаимовлияния экономических интересов и угроз, обеспечивающих его устойчивое функционирование, конкуренто-
Критерии экономической безопасности региона:
- ресурсный потенциал;
- эффективность использования ресурсов, капитала и труда;
- конкурентоспособность экономики;
- целостность территории и экономического пространства;
- возможность противостояния внешним угрозам;
- социальная стабильность
Показатели экономической безопасности региона:
- уровень и качество жизни;
- норма безработицы;
- темпы экономического роста;
- финансовая обеспеченность;
- состояние местных бюджетов и межбюджетных отношений;
- уровень интегрированности в национальную экономику;
- уровень теневой экономики
Рисунок 1
- Система критериев и показателей экономической безопасности региона ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
способность и самодостаточность, а также способствует повышению уровня и качества жизни населения в контексте обеспечения национальной безопасности» [4].
Следовательно, региональную экономическую безопасность необходимо рассматривать в плане реализации целей и задач государственной региональной политики, отражающей роль и место отдельных регионов в обеспечении общенациональных экономических интересов.
К объектам экономической безопасности региона относятся не только сам регион, его экономическая система и природные богатства, но и общество со всеми его институтами, и человеческим капиталом.
Сущность экономической безопасности региона реализуется в системе критериев и показателей (рис. 1).
Необходимо отметить, что помимо критериев и показателей экономической безопасности региона обобщающим показателем является валовой региональный продукт. Валовая добавленная стоимость рассчитывается как разница между выпуском и промежуточным потреблением каждого вида экономической деятельности, уменьшенная на величину оплаты услуг финансовых посредников.
По своему экономическому содержанию валовой региональный продукт является близким региональным аналогом показателя валового внутреннего продукта.
Таблица 1 - Валовой региональный продукт регионов России (2015-2022 гг.), млрд руб.
Федеральный округ 2015 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2022 г. Отклонения +;- 2022-2015
Всего по России 65750 90202 95060 93810 122183 +56433
Центральный 22663 31191 33139 33636 38924 +16261
Северо-Западный 7204 9865 10577 10644 13817 +6613
Южный 4636 6320 6611 6709 10409 +5773
Северо-Кавказский 1709 2159 2294 2404 5509 +3800
Приволжский 10068 13330 14103 13669 15219 +5151
Уральский 9063 13035 13272 11674 13718 +4655
Сибирский 6371 8701 9090 9026 13779 +7408
Дальневосточный 4033 5597 5970 6044 10808 +6775
За 2015-2022 гг. валовой региональный продукт в целом по России увеличился почти в два раза (табл. 1). Наибольший вклад в его формирование внесли регионы Центрального и Приволжского федеральных округов (48,9 %). Вторым по значению являются регионы Северо-Западного, Уральского и Сибирского округов, доля которых в формировании общего валового регионального продукта в 2022 г. составила 33,8 %. На третьем месте Южный и Дальневосточный федеральные округа - 17,3 %.
На рис. 2 отражена динамика валового регионального продукта в расчете на душу населения за 2005-2022 гг.
Валовой региональный продукт на душу населения на протяжении анализируемого периода в среднем по России за 2005-2022 гг. увеличился в 7 раз (717 тыс. руб.)
В системе экономической безопасности региона целесообразно выделить следующие элементы:
- экономическая самостоятельность, ко-
торая в первую очередь должна проявляться в осуществлении контроля над региональными ресурсами, обеспечивая ее конкурентоспособность среди регионов;
- стабильность и устойчивость работы, которая предусматривает надежность всех элементов экономической системы, защиты всех форм собственности, предоставления гарантий для эффективной предпринимательской деятельности, недопущение влияния дестабилизирующих факторов;
- способность к саморазвитию и прогрессу, проявляющаяся на базе возможностей самостоятельно реализовывать и защищать региональные экономические интересы, осуществлять постоянную модернизацию производства, эффективную инвестиционную и инновационную политику, развивать интеллектуальный и трудовой потенциал территорий [6].
Кроме того, регионам необходимо придерживаться равновесия социально-экономического развития, разрывы в котором не по-
Рисунок 2 - Валовой региональный продукт на душу населения в среднем по России,
2005-2022 гг., тыс. руб.
зволяют достичь оптимального обеспечения национальных интересов страны и обуславливают возможность обострения угроз безопасности развития общества и экономики.
В развитых странах центр передает все больше полномочий на места, способствует развитию самоуправления, самостоятельному решению экономических и социальных проблем микроуровня. Опыт этих стран свидетельствует о положительных результатах такого разделения властей, исходя из того, что местные органы самоуправления быстрее достигают определенных целей, более масштабно учитывают особенности региона, эффективнее используют природные ресурсы.
Реализация программ в сфере обеспечения безопасности экономики региона направлена на предотвращение обострения кризисных ситуаций, основными среди которых являются:
- изменения в демографической ситуации, приводящие к депопуляции населения, ухудшение генофонда;
- превышение рациональных норм техногенной нагрузки территории при размещении объектов, приводящих к ухудшению экосистемы региона;
- падение производства более чем на 5060 % в основных сферах специализации региона;
- рост безработицы, превышающий 15 % численности экономически активного населения;
- диспропорции эксплуатации природных ресурсов региона отечественными и ино-
странными частными фирмами (отставание создания объектов инфраструктуры, ухудшение экологии);
- низкая обеспеченность финансовыми ресурсами, дестабилизирующая ситуацию в регионе и осложняющая взаимоотношения с центральными органами власти (например, когда дотации превышают 30 % финансовых средств региона);
- низкая обеспеченность объектами инфраструктуры, ограничивающая возможности дальнейшего развития, приводящая к росту напряженности и т.п. [7].
Обеспечение экономической безопасности региона непосредственно осуществляется с помощью механизма ее реализации, представляющего собой систему организационно-экономических и правовых мероприятий, которая внедряется через деятельность системы государственных органов экономической безопасности.
Соответственно, мерами социально-экономического и организационного характера, направленными на обеспечение поддержки стабилизации безопасности регионов в России, можно отнести:
- проведение региональной политики для выравнивания социально-экономического развития, поддержки отстающих в экономических отношениях территорий с низким финансовым потенциалом и невысоким средним доходом на душу населения, а также для поддержки развитых и перспективных регионов;
- разработка нормативно-законодательной базы по разграничению функций мест-
ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ
ных органов власти и государственного управления, завершение разделения полномочий центральных и региональных органов власти;
- совершенствование технологии согласования с регионами решений центральных органов на стадии их выработки и прямые консультации с административно-территориальными образованиями;
- выравнивание условий социально-экономического развития регионов, создание единого экономического пространства путем проведения единой налогово-бюджетной политики и ценообразования, придание отношениям «центр-регион» необходимой прозрачности;
- ускорение реформы местного самоуправления, обеспечение правовых и экономических основ местного самоуправления, завершение построения целостной системы государственной власти;
- совершенствование межбюджетных отношений, создание современной системы формирования бюджетов, направленной на
выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов [8].
Таким образом, экономическая безопасность регионов становится одним из приоритетных направлений стабильного функционирования государства, представляя собой такое состояние региональной экономики, которое позволяет сохранять устойчивость к внутренним и внешним угрозам и способна удовлетворить потребности лица, семьи, региона, общества, государства. Обеспечение безопасности экономики региона призвано предотвращать обострение кризисных ситуаций, среди которых наиболее актуальными являются негативные изменения в демографической ситуации, падение производства, рост безработицы, низкая обеспеченность финансовыми ресурсами и объектами инфраструктуры и т.п. Обеспечение надлежащего уровня национальной безопасности невозможно без проведения взвешенной политики в сфере региональной экономической безопасности, которая будет отвечать интересам человека, региона, общества и государства.
Описок источников _
1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президен -та Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1110794/.
2. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-13.
3. Воробьев А. Е., Чекушина Т. В. Национальная экономическая безопасность России. Методология управления государственными долгами. М.: РУДН, 2019. 420 с.
4. Казанцев С. В. Экономическая безопасность. Определение понятий // Мир новой экономики.2014. № 2. С. 48-53.
5. Мониторинг экономической безопасности регионов как условие стабильного развития / А. И. Татаркин, А. А. Куклин, А. Л. Мызин и др.; под науч. ред. А. И. Татаркина, А. А. Куклина. Екатеринбург, 2009. 98 с.
6. Региональные аспекты экономической безопасности страны в условиях глобализации / О. Н. Чувилова и др. М.: Проспект, 2016. 186 с.
7. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России // Вопросы экономики. 2001. № 8. С. 64-79.
8. Шевелева О. С., Калашникова Е. И Оценка экономической безопасности региона. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. 164 с.
9. Шкарина Е. Н. Экономическая безопасность и преодоление угроз в современных условиях // Вестник Сев-КавГТУ. 2003. № 3 (11). С. 86-92.
References _
1. On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation dated May 13, 2017 No. 208. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1110794.
2. Abalkin L. I. Economic security of Russia: threats and their reflection. Issues of economics. 1994. No. 12. Рр. 4-13.
3. Vorobyov A. E., Chekushina T. V. National economic security of Russia. Methodology of public debt management. Moscow: RUDN, 2019. 420 p.
4. Kazantsev S. V. Economic security. Definition of concepts. The world of the new economy.2014. No. 2. Рр. 48-53.
5. Monitoring the economic security of regions as a condition for stable development / A. I. Tatarkin, A. A. Kuklin, A. L. Myzin, etc.; edited by A. I. Tatarkin, A. A. Kuklin. Yekaterinburg, 2009. 98 p.
6. Regional aspects of the country's economic security in the context of globalization / O. N. Chuvilova et al. M.: Prospect, 2016. 186 p.
7. Senchagov V. K. Economic security as the basis for ensuring Russia's national security. Economic issues. 2001. No. 8. Pp. 64-79.
8. Sheveleva O. S., Kalashnikova E. And Assessment of the economic security of the region. Moscow: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. 164 p.
9. Shkarina E. N. Economic security and overcoming threats in modern conditions. Bulletin of SevKavSTU. 2003. No. 3 (11). Pp. 86-92.
ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ