УДК 33 ББК 65
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ И ТЕРРОРИЗМОМ
ВЛАДИМИР ФЕДОСОВИЧ ГАПОНЕНКО,
профессор кафедры ОФЭ и ТО Академии управления МВД России, профессор, доктор экономических наук E-mail: [email protected]; ДЕНИС ВИКТОРОВИЧ ТАЙГИЛЬДИН, соискатель кафедры ОФЭ и ТО Академии управления МВД России, старший оперуполномоченный УОРИ МВД России E-mail: [email protected]
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
Рецензент: доктор экономических наук, профессор Краснодарского университета МВД России Петров И.В.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Исследуются проблемы обеспечения экономической безопасности государства и информационного противоборства с преступностью и терроризмом в аспекте устранения недостатков и пробелов в действующем законодательстве и основополагающих государственных политических документов в целях создания целостной организационно-правовой основы эффективного осуществления правоохранительной деятельности по противодействию преступности и терроризму.
Ключевые слова: информационные технологии, информационное противоборство с преступностью и терроризмом, экономическая безопасность, информационная безопасность, угрозы экономической безопасности, киберпреступность, мониторинг оперативной обстановки в экономике.
Annotation. Researched the issue of economic security of the state and information confrontation with crime and terrorism in the aspect of weaknesses and gaps in the existing legislation and the fundamental public policy instruments with a view to establishing a coherent legal framework for effective law enforcement to combat crime and terrorism.
Keywords: information technology, information confrontation with crime and terrorism, economic security, information security, economic security, cybercrime threats, monitoring the situation in the economy.
В современных условиях цивилизация стала во многом зависимой от современных информационных технологий, которые используются практически во всех сферах деятельности человека.
Они необратимо изменили образ жизни граждан, способы их общения. Каждый из нас становится все более зависимым от информации, циркулирующей в глобальных компьютерных сетях, ее достоверности, защищенности, безопасности.
В настоящее время все криминальные проявления в информационной сфере стали называться обобщенным понятием «киберпреступность».
Термин «киберпреступность» российским законодательством юридически не определен и, тем не менее, само понятие уже прочно вошло в общественную жизнь [1].
Новые информационные технологии дали толчок не только прогрессу общества, но и стимулировали возникновение и развитие неизвестных ранее негативных процессов.
Одним из них является появление новых форм преступности. Так, например, научно-технический прогресс в области электроники предоставил преступникам широкие возможности в плане доступа к новым
техническим средствам, которые позволяют им незаконно присваивать колоссальные объемы денежных средств, легализовывать (отмывать) доходы, полученные преступным путем, уходить от налогообложения и совершать иные преступления.
Преступники, организованные в группы и сообщества, начинают применять методы, традиционно используемые в своей преступной деятельности преступниками экономической сферы, многократно усиливая их эффективность путем применения компьютерной техники, средств мобильной цифровой связи и телекоммуникаций и входя в сговор с должностными лицами в области обеспечения экономической безопасности.
Такой процесс приводит к тому, что многие преступные сообщества начинают переориентировать свою преступную деятельность с получения и использования незаконных средств, добытых противоправными действиями (например, вымогательством), на совершение противоправных манипуляций с законными средствами в корыстных целях.
В условиях обеспечения экономической безопасности и информационного противоборства с преступ-
ным миром, устранения недостатков и пробелов в действующем законодательстве и основополагающих государственных политических документов в целях создания целостной организационно-правовой основы эффективного осуществления правоохранительной деятельности по противодействию преступности и терроризму предлагается:
1. Дополнить Стратегию национальной безопасности Российской Федерации и Доктрину информационной безопасности Российской Федерации положением относительно мер и условий применения информационного оружия в борьбе с киберпреступностью и ки-бертерроризмом, состава федеральных сил и средств, участвующих в обеспечении экономической безопасности и информационном противодействии преступности и терроризму с установлением компетенции как внутри страны, так и на международном уровне;
2. В Законы «О безопасности», «О федеральной службе безопасности Российской Федерации», «О внешней разведке», «О государственной охране», «О полиции», «О государственной тайне», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [2-7] внести положения, предусматривающие расширение круга правомочий сотрудников правоохранительных органов в части особых условий применения информационного оружия в целях эффективного противодействия преступности при возникновении прямых угроз экономической безопасности национальной экономики, общества и государства [8, 9];
3. Дополнить Концепцию информационной безопасности государственных органов исполнительной власти Российской Федерации положениями об информационном противоборстве с преступностью и терроризмом и с учетом этого дополнить стратегии и основные направления развития этих органов в информационной сфере.
В качестве практических мероприятий программного характера по защите от информационного оружия на межгосударственном и международном уровне можно предложить следующие:
1. Внесение предложений в ООН по рассмотрению возможности доработки и унификации в рамках этой организации основных положений Европейской конвенции о киберпреступности с последующей ратификацией их государствами — участниками ООН.
2. Разработка федеральной целевой программы совершенствования информационных технологий, обеспечивающих подключение национальных и корпоративных сетей к мировым открытым сетям при соблюдении требований безопасности информационных ресурсов в условиях «информационного противоборства» с национальной и международной преступностью и терроризмом.
3. Организация системы комплексной подготовки и повышения квалификации специалистов государственных органов исполнительной власти, в том числе органов внутренних дел в области экономической и информационной безопасности, информационного противодействия преступности, терроризму и коррупции для работы в национальных и мировых информационных сетях.
4. Развитие национального законодательства в ча-
сти правил обращения с информационными ресурсами, регламента прав, обязанностей и ответственности пользователей открытых мировых сетей. Уточнение перечня информации, прежде всего, касающейся экономической безопасности хозяйствующих субъектов и национальной экономики, деятельности правоохранительных органов и других органов исполнительной власти по обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов и национальной экономики, схем и способов совершения экономических преступлений с использованием информационных средств и технологий и т.д., не подлежащей передаче по открытым сетям, и обеспечение контроля за соблюдением установленного статуса информации.
5. Разработка и принятие федеральной целевой программы создания информационно-аналитической системы мониторинга состояния экономической безопасности и оперативной обстановки в экономике Российской Федерации.
Учитывая многоплановость угроз экономической безопасности экономического, криминального, экологического и иного характера, целесообразно формировать комплексную систему мониторинга состояния экономической безопасности и оперативной обстановки в экономике Российской Федерации.
При этом в системе МВД России целесообразно создать информационно-аналитическую подсистему мониторинга оперативной обстановки в экономике, анализа и оценки состояния, структуры и динамики преступности в экономической сфере.
Для проведения аналитических исследований криминальных ситуаций в сфере экономики необходимо формировать методический и аналитический аппарат, основанный на угроз и комплексную оценку уровня информационной безопасности национальной экономики как составной части экономической безопасности страны.
Повышение эффективности противодействия организованной преступности в экономической сфере и при использовании экономических подходов, обеспечивается своевременное выявление и отслеживание экономических преступлений в информационной сфере, что может быть обеспечено на основе единых для всей системы мониторинга методологических и методических принципах в области добывания информации с использованием современных информационных технологий для поиска информационных следов экономических преступлений в открытых информационных ресурсах (материалы рекламных агентств, выставок, периодической печати, телевидения и Интернета), которые в настоящее время используются недостаточно.
Обращение к базам данных и базам знаний может осуществляться с помощью комплексной системы управления базами данных, способствующей взаимоувязанной автоматизации всего спектра информационных и аналитических задач органов внутренних дел в сфере борьбы с экономической преступностью, противодействия экономическим основам криминала и терроризма.
Решение данных задач целесообразно осуществлять на основе технологии специализированного инструментария (программно-математического ин-
струментария информационных баз данных), обеспечивающего автоматическую интеграцию в едином банке данных разнородных сведений по одним и тем же объектам путем их идентификации и слияния.
Интеграция сведений локальных баз данных позволит выявлять цепочки взаимосвязанных объектов, выражающие признаки подготовки и совершения экономических преступлений. Путем задания признаков связанности информации можно решать задачу, например, отслеживания товарно-денежных потоков, финансирования террористической и иной преступной деятельности, а также выявления отношений и связей субъектов экономической преступности.
В целом, реализация сформулированных предложений авторов позволит создать необходимые предпосылки для повышения эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти Российской Федерации на национальном и международном уровнях по обеспечению экономической безопасности экономики России, внешнеэкономической деятельности и государственного управления Российской Федерации, а также для дальнейших исследований проблем обеспечения экономической безопасности при смене вектора социально-экономического развития России, в условиях мировых кризисных экономических явлений.
Таким образом, создание интегрированной структуры баз данных правоохранительных органов позволит вести системы взаимосвязанных досье на различные объекты правоохранительного учета.
Разработка программного обеспечения для статистического и графического отслеживания основных маршрутов товарно-денежных потоков, создаст необходимые предпосылки для обеспечения выявления и контроля появления типовых криминальных событий, что будет создавать основу формирования соответствующих баз знаний.
В целом, киберугрозы экономической системе России являются динамически развивающимся феноменом современности, который, если ему не противостоять, может превратиться в тотальную угрозу развития не только экономики отдельно взятой страны, но всему цивилизованному миру.
Таким образом, выявленные предпосылки и факторы широкого распространения в сфере информационных технологий большого количества негативных процессов, развитие в сфере экономики компьютерной и экономической преступности в совокупности представляют системную, интегральную социально-криминальную угрозу экономической безопасности государства.
Литература
1. Фролов Д.Б., Старостина Е.В. Законодательство и экономика. N 5. 2005. С. 54.
2. О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 // Рос. газ. 2010. 29 дек.
3. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7.
4. Об оперативно-розыскной деятельности: Феде-
ральный закон от 12 августа 1995 г. N° 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33.
5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Рос. газ. 2009. 19 мая.
6. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 // Рос. газ. 1996. 14 мая.
7. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р // СЗ РФ.2008. № 47.
8. Гапоненко В.Ф. Инвестирование в интеллектуальный капитал как способ повышения экономической безопасности страны / Актуальные проблемы развития инфраструктуры органов внутренних дел и обеспечение экономической безопасности: Сборник научных статей по материалам межвузовской научно-практической конференции (Москва, 19 декабря 2013 г.). — М.: Академия управления МВД России, 2013. C. 17.
9. Гапоненко В.Ф., Евдокимова Т.Л. К вопросу об актуальных аспектах правового регулирования деятельности органов внутренних дел по противодействию финансированию экстремизма / Труды Академии управления МВД России. — М., 2010, № 4 (12). С. 22.
References
1. FrolovD.B., Starostin E.V. Law and Economics. N 5. 2005. P. 54.
2. On security: Federal law of 28 December 2010 № 390-FZ // Ros. gas. 2010. 29 Dec.
3. On the police: Federal law of February 7, 2011 № 3-FZ // SZ RF. 2011. No. 7.
4. On operatively-search activity: Federal law of August 12, 1995 № 144-FZ // Sz RF. 1995. No. 33.
5. On the national security strategy of Russian Federation until 2020: the Presidential Decree of 12 may 2009, No. 537 // Ros. gas. 2009. May 19.
6. On the State strategy of economic safety of the Russian Federation (Basic provisions): Decree of the President of the Russian Federation of 29 April 1996 No. 608 // Ros. gas. 1996. May 14.
7. Onthe Concept of long term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020: Older of the Government of the Russian Federation of 17.11.2008 N 1662-R // SZ the Russian Federation.2008. No. 47.
8. Gaponenko V.F. Investing in intellectual capital as a way of increasing the economic security of the country / Actual problems of development of infrastructure of internal affairs bodies and the provision of economic security: Collection of scientific articles based on materials of interuniversity scientific and practical conference (Moscow, December 19, 2013). — M.: Academy of management of MVD of Russia, 2013. P. 17.
9. Gaponenko V.F., Evdokimova T.L. To the question about topical aspects of legal regulation of activity of bodies of internal affairs in combating the financing of extremism / Proceedings of the Academy of management of MVD of Russia. — M., 2010, № 4 (12). P. 22.