Государственно!! власть и местное самоуправление
ГОРДЕЕВ Алексей Васильевич — д.э.н., губернатор Воронежской области (394036, Россия, г. Воронеж, пл. Ленина, 1; [email protected])
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация. В статье анализируются процессы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Воронежской обл., рассматриваются инициативы, направленные на повышение эффективности такого взаимодействия, консолидированной ответственности за положение дел на местах. Автор раскрывает опыт организации и стимулирования работы территориальных органов самоуправления, повышение на их основе активности местного населения.
Ключевые слова: Воронежская область, государственное управление, местное самоуправление, территориальное общественное самоуправление, стратегическое планирование
Воронежская обл. по комплексу показателей, учитывающих наличие инженерной инфраструктуры, развитие системы здравоохранения и образования, безопасность проживания, а также экологические характеристики, по оценкам независимых экспертов рейтингового агентства «РИА Рейтинг» занимает 7-е место в Российской Федерации. Область имеет выгодное географическое месторасположение, обладает высоким образовательным и научным потенциалом, развитой транспортной инфраструктурой и благоприятным климатом. На фоне других субъектов РФ регион положительно выделяется по уровню комфорта и качеству жизни населения.
За последние годы регион вошел в число наиболее динамично развивающихся субъектов РФ. например, по основным экономическим показателям сегодня Воронежская обл. находится на 3-м месте в Центральном федеральном округе после Москвы и Московской обл., а объем валового регионального продукта за последние 5 лет увеличился в 2,5 раза и в настоящее время превышает 700 млрд руб.
Динамика роста валового регионального продукта объясняется качественными изменениями в структуре производств, повышением производительности труда и увеличением числа высокопроизводительных рабочих мест. Позитивные сдвиги произошли в промышленности и в аграрной сфере. Так, в настоящее время среднегодовые показатели индекса промышленного производства превышают 110%. По этому индикатору область входит в десятку лучших в России.
Такие результаты стали возможными благодаря росту объемов производства на предприятиях с высокой степенью добавленной стоимости, прежде всего производящих транспортные средства и оборудование (рост более чем в 3 раза по сравнению с уровнем 2008 г.); машины и оборудование (более чем в 2 раза); электрооборудование, электронное и оптическое оборудование и пищевые продукты (в 1,6 раза).
Что касается сельского хозяйства, то с 2009 г. по настоящее время общий объем производства продукции в этой сфере в сопоставимых оценках увеличился в 1,4 раза, тогда как в среднем по России - на 17%. В течение ряда лет (начиная с 2012 г.) область входит в пятерку крупнейших аграрных субъектов федерации по объему производимой продукции сельского хозяйства. Сейчас регион дает 13% общероссийского производства сахара, 15% растительного масла, около 5% зерна, 6% молока и мяса.
Один из важнейших показателей экономики области - объем инвестиций
в основной капитал - увеличился за последние 7 лет в 2,7 раза (с 94 млрд до 250 млрд руб. в год). За это время удалось реализовать значимые инвестиционные проекты. В числе крупнейших - строительство 6-го и 7-го энергоблоков Нововоронежской атомной электростанции, ввод в эксплуатацию цементного завода компании «Евроцемент Групп», запуск маслоэкстракционного завода полного цикла компании «Бунге» и др.
Высокой динамики в инвестиционной сфере удалось достичь благодаря четко выстроенной системе стратегического планирования и государственной поддержке инвесторов, реализуемой правительством Воронежской области.
Сегодня такая поддержка осуществляется в различных формах, основными из которых являются:
1) предоставление земельных участков, обеспеченных необходимой инженерной инфраструктурой, для создания промышленных предприятий в промышленных парках;
2) установление льгот по налогам, отчисляемым в областной бюджет;
3) предоставление инвесторам льготных условий пользования землей и иным имуществом, находящимся в областной собственности;
4) предоставление субсидий из областного бюджета на оплату части процентов за пользование кредитами;
5) софинансирование строительства объектов инженерной инфраструктуры за счет средств областного бюджета.
В Воронежской обл., которая является одним из наиболее крупных субъектов РФ, насчитывается 506 муниципальных образований: 3 городских округа, 31 муниципальный район, 444 сельских и 28 городских поселений. Большинство муниципалитетов не имеют градообразующих предприятий, которые, как известно, являются локомотивом их успешного экономического развития. Переданные в распоряжение органов местного самоуправления налоги также не могут решить проблему формирования полновесного бюджета. В целом проблем на местном уровне остается достаточно много, и они требуют ежедневного вмешательства.
Поэтому правительство Воронежской обл. приняло ряд мер, способствующих развитию местного самоуправления. В 2014 г. была начата реализация программы «Содействие развитию муниципальных образований и местного самоуправления». Задачами этой госпрограммы стали:
1) содействие социально-экономическому развитию муниципальных образований Воронежской обл.;
2) стимулирование органов местного самоуправления к наращиванию собственного экономического потенциала;
3) поддержка организации процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Воронежскую обл.;
4) обеспечение доступности, оперативности и повышения качества государственных услуг в сфере регистрации актов гражданского состояния, популяризация института семьи.
Общий объем финансирования программы в 2015 г. составил 693 млн руб.
наряду с этим департамент по развитию муниципальных образований области утвердил план социального развития сельских населенных пунктов Воронежской обл. на 2015-2016 гг. В его реализацию включены не только органы местного самоуправления, но и профильные департаменты регионального правительства, а также кураторы районов из числа руководителей правительства области.
Немаловажное значение имеет ежегодное проведение конкурса «Лучшее муниципальное образование Воронежской области», число участников которого постоянно растет.
Все эти инициативы направлены на то, чтобы изменить взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Мы стремимся создать условия, при которых органы власти всех уровней несут консолидированную ответственность за положение дел на местах.
Но для этого необходимо работать не только с муниципальными органами власти, но и с самим населением. Граждане должны осознать и свою ответственность за условия и качество жизни в их муниципалитете и принимать активное участие в решении таких вопросов. Самой простой и понятной людям формой непосредственного осуществления местного самоуправления являются органы территориального общественного самоуправления (ТОСы).
На сегодняшний день в области зарегистрированы более 900 ТОСов, в которых состоят около 85 тыс. жителей области. В основном они сформированы в тех населенных пунктах, которые не являются административными центрами муниципальных образований.
В Воронежской области ТОСам предоставлен значительный объем прав, в т.ч. даже предусмотрена возможность создания объектов коммунально-бытовой и социально-культурной сферы.
В последнее время многие ТОСы занимаются также организацией тематических встреч, работой с детьми и взрослым населением, проведением праздников улиц и сел, осуществлением общественного контроля, лоббированием интересов своих территорий и законодательных инициатив. Важно, что все эти виды деятельности реализуются на основе постоянного взаимодействия с региональными органами власти.
Для того чтобы сделать такое сотрудничество более эффективным и оперативным, правительство области в настоящее время создает специальный ресурсный центр. Он позволит своевременно оказывать необходимую методическую и информационную помощь ТОСам. В структуру организации войдут коворкинг-центр с конференц-залом на 70 чел., информационно-консультационный и проектно-методический центры. Планируется предоставить площади для проведения различных форумов, тренингов, круглых столов. Руководители ТОСов города Воронежа, у которых нет своего офиса, смогут воспользоваться здесь рабочими местами с персональными компьютерами и возможностью выхода в Интернет. Специалисты ресурсного центра будут оказывать имущественную, информационную и консультативную поддержку всем активистам ТОСов. Обратиться сюда за помощью смогут и зарегистрированные объединения, и инициативные группы, и просто активные жители области, занимающиеся работой в ТОСах. Уже сегодня очевидны плюсы такой структуры, и нет сомнений, что потребность в подобных организациях со временем только будет расти.
На опыте тех ТОСов, которые уже продуктивно работают, видно, что интерес населения к этой форме участия граждан в жизни муниципалитетов очень высок, а возможности будут только расти.
В перспективе ТОСы самостоятельно могут организовывать культурные, спортивные мероприятия, осуществлять контроль за деятельностью структуры ЖКХ. Дальнейшее решение финансовых вопросов позволит ТОСам расширить круг деятельности и осуществлять экологический контроль, экономическое и юридическое консультирование, бороться с наркоманией, алкоголизмом среди молодежи, развивать туризм в области, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, народных традиций и промыслов, поддерживать социально уязвимые слои населения и т.д.
Таким образом, организация и стимулирование работы ТОСов в значительной мере способствует раскрытию потенциала воронежского социума. уже сегодня видно, что в тех поселках и селах, где есть неравнодушные люди, задачи по обу-
стройству местной жизни решаются более оперативно. И эти люди будут обязательно поощряться, чтобы они знали: если они занимаются конкретными делами, проявляют инициативу, то власть пойдет им навстречу. Например, только в 2015 г. областное правительство выделило 20 млн руб. на систему грантовой поддержки ТОСов. На эти деньги строятся детские и спортивные площадки, оказывается материальная помощь гражданам.
В этом отношении аналогично должны действовать и органы местного самоуправления - оказывать содействие в координации взаимодействия с ТОСами, обеспечивать население материально-техническими средствами, а иногда и просто помогать добрым словом.
К участию в деятельности ТОСов активно привлекается руководство правительства области. С этой целью во всех муниципальных районах и городских округах созданы приемные губернатора, которые работают на штатной основе. Кроме того, ежемесячно по графику члены правительства области, руководители управлений, работники аппарата выезжают во все районы. Они в обязательном порядке проводят встречи с местным населением, на которых обсуждаются пути решения существующих проблем. Со своей стороны областные чиновники информируют граждан о работе правительства. Наши работники помогают решать очень многие вопросы в каждом районе. Это и помощь в ремонте жилья, и газификация домов многодетных семей, и решение проблем содержания школ, создания детских площадок, и поддержка одаренных детей, и многое другое. Ежегодно приемные губернатора посещают около 15 тыс. чел.
Таким образом, ответственность за состояние дел в муниципалитетах распределяется между представителями всех уровней власти. В последнее время в эту работу стали вовлекать и федеральные территориальные органы государственной власти. Мы уверены, сегодня никто не будет спорить с тем, что, только объединив усилия, можно решать вопросы благоустройства и комфортности проживания в муниципальных образованиях.
К сожалению, существуют финансовые трудности, которые ограничивают деятельность ТОСов. В этом отношении, конечно, больше возможностей у тех ТОСов, которые расположены на территориях, где есть градообразующие предприятия, т.е. только в нескольких крупных городах.
Значительно укрепить позиции ТОСов может развитие малого бизнеса, который в кризисной ситуации может стать платформой для экономики местного самоуправления. Но вопрос развития бизнеса в муниципалитетах тоже относится к разряду тех, которые должны обсуждаться и решаться совместно с органами местного самоуправления. К тому же для качественного изменения ситуации здесь требуется снизить налоги, расширить доступ к субсидированному кредиту, создать гарантийные налоговые фонды для обеспечения кредитов, ввести квотирование по всем направлениям господдержки и кредитования по льготным ставкам.
Я уверен, что, несмотря на все сложности, мы должны четко придерживаться государственной линии в развитии местного самоуправления. Мне непонятна позиция отдельных политиков и ученых, которые в последнее время заявляют, что развитие местного самоуправления равносильно развалу России. При этом они исходят из того, что реализовывать властные полномочия можно только методами прямого административного подчинения всех территориальных звеньев страны.
Да, местное самоуправление еще не так твердо стоит на ногах. Но исторический опыт России свидетельствует, что процесс формирования таких структур очень длительный. К тому же местное самоуправление в постсоветской России начинало строиться на абсолютно новой основе. Но за это время в стране была со-
здана система управления и организации жизни населения на местах. Безусловно, как и любая система, местное самоуправление может и должно совершенствоваться, чтобы иметь возможность наращивать местный экономический потенциал, повышать уровень жизни и комфортность проживания, расширять систему муниципальных услуг, создавать новые производства и рабочие места. Местная власть должна быть в «шаговой доступности» для людей, знать их чаяния, иметь с ними тесную обратную связь.
Именно в такой среде большой потенциал открывается для частно-муниципального партнерства. Безусловно, для его широкого применения требуется корректировка законодательной базы как на региональном, так и на федеральном уровне. В последнее время мы часто говорим о проблемах местного самоуправления, недостатках и пробелах в принимаемых законах и разного рода актах. Сейчас очевидно, что избежать таких ошибок мы можем, если будем активно вовлекать представителей общественности в процесс обсуждения законов и создавать условия для эффективного лоббирования интересов местного самоуправления на всех уровнях власти.
В этом деле важную роль должны играть авторитетные руководители органов местного самоуправления, которые присутствуют в общественных формированиях и комиссиях при органах государственной власти, а также уже существующие региональные и федеральные объединения муниципальных образований, опытные местные депутаты и ученые-эксперты.
Голос муниципалов необходимо не просто слышать. Он должен учитываться на любом уровне при решении всех местных проблем.
GORDEEV Aleksei Vasil'evich, Dr.Sci.(Econ), Governor of the Voronezh region (1 Lenina Sq, Voronezh, Russia, 394036; [email protected])
ENSURING EFFECTIVE INTERACTION BETWEEN STATE AUTHORITIES AND LOCAL SELF-GOVERNMENT OF THE VORONEZH REGION
Abstract. The article analyzes the processes of interaction of bodies of state authorities and local self-government in the Voronezh region, examines initiatives aimed at improving efficiency of such interaction and consolidated responsibility for the situation on the ground. The author reveals the experience of organization and stimulation of the work of territorial self-government and increasing the local population activity.
Keywords: Voronezh region, state administration, local self-government, territorial public self-government, strategic planning