6. Shevchenko, L.M. Strany i narody [Tekst] / L.M. Shevchenko., I.N. Grozdova, E. F. Rogov //Zapadnaja Evropa, Velikobritanija. - M.: Mysl', 1979. - P. 57-59.
7. Doyle, C. J. An economic model of research and development expenditure [Tekst] / C. J. Doyle, J. H. M. Thornley //Oxford. Agrarian Studies. - 1982. - №11. - P. 173-187.
8. Hardaker, J. B: A review of some farm management research methods for small - farm development in LDCs [Tekst]/ J. B. Hardaker// Journal of Agricultural Economics. - 1979. -№ 30. - P. 315-328.
9. Audstey, E. An economic comparison of methods cultivating and planning cereals sugar beet and potatoes and their interaction with harvesting timeliness and available labour by linear programming [Tekst] / E. Audstey, S. Dumont, D. S. Boyce // Journal of Agricultural Engineering Research. - 1978. - №23. - P. 283-300.
10. France J. Modelling grazed grassland systems: weather sheep grazing perennial ryegrass [Tekst] / J. France, N. R. Brockington, J. E. Newton // Applied Geography. - 1981. - №1. - P. 135-139.
E-mail: [email protected]
УДК 619:658:34
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА ВЕТЕРИНАРНОЙ СЛУЖБЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕТЕРИНАРНЫХ КЛИНИК РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
ENSURING UNITY OF VETERINARY SERVICES IN THE ACTIVITIES OF VETERINARY CLINIC OF VARIOUS OWNERSHIP FORMS
З.Н. Козенко1, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ А. А. Бобичева2, кандидат экономических наук, главный бухгалтер С.В. Котеев3, кандидат экономических наук, учёный секретарь
Z.N. Kozenko, A.A. Bobicheva, S.V. Koteev
1 Волгоградский государственный аграрный университет 2Государственное казённое учреждение Волгоградской области «Волгоградская областная станция по борьбе с болезнями животных», г. Волгоград 3ФГБНУ ВИАПИ им. А.А. Никонова, г. Москва
1Volgograd state agrarian university 2Volgograd regional station of livestock disease control 3All-Russia institute of agrarian problems and information science named after A.A. Nickonov
В статье раскрыто влияние различных форм собственности в агропромышленном комплексе на изменение отношений производителей и потребителей ветеринарных услуг, принципы ветеринарного обслуживания в животноводстве, направление и характер ветеринарных мероприятий. Выделены особенности предоставления ветеринарных услуг на возмездной и безвозмездной основе в России, которые обеспечиваются исполнением закона Российской Федерации «О ветеринарии», единого ветеринарного законодательства, регламентирующего деятельность государственной ветеринарной, ведомственной ветеринарно-санитарной и производственной ветеринарной служб. Важнейшими особенностями ветеринарной деятельности является профилактическое направление, профилактика заразных и незаразных болезней животных, которая строится во всех звеньях ветеринарной службы на основе плановости ветеринарных мероприятий. Единство ветеринарной науки и практики обеспечивают функции научных учреждений, охватывающие разработку актуальных проблем ветеринарии (создание новых, более эффективных вакцин, медикаментов, дезинфицирующих средств и т. д.). Практические ветеринарные учреждения участвуют в производственном испытании новых методов и средств осуществления ветеринарных мероприятий. Новым в организации ветеринарной службы выступает углубление сотрудничества ветеринарной службы страны с ветеринарными службами зарубежных стран в связи с усилением внешней торговли Российской Федерации, увеличением завоза в страну животных, продуктов и сырья животного происхождения. В статье раскрыты возможности и перспективные направления формирования частных учреждений ветеринарной медицины и их функционирования.
The article presents the influence of different ownership forms in the agricultural sector to change the relations of veterinary services producers and consumers, the veterinary services principles in animal husbandry, the veterinary measures direction and character. The features of veterinary services for a fee and free charge in Russia, which are provided by the of the Russian Federation law "On veterinary" execution, a single veterinary legislation regulating the activities of the State Veterinary, departmental animal health and production of veterinary services. The most important feature of the veterinary activity is the preventive orientation, prevention of contagious and non-contagious animal diseases, which is built at all the levels of the veterinary services on the basis of planning veterinary measures. Unity of veterinary science and practice provides the functions of scientific institutions, covering the development of veterinary topical issues (creation of new and more effective vaccines, medicines, disinfectants, and so on.). Practical veterinary institutions are involved in the production testing of new methods and means of implementing the veterinary measures. Deepening of cooperation with the Veterinary Service with the foreign country's veterinary authorities in connection with the intensification of foreign trade of the Russian Federation, increasing the importation into the country of animals, products and raw materials of animal origin is new in the organization of the veterinary serves. The article deals with the possibilities and perspective directions of veterinary medicine private institutions formation and their functioning.
Ключевые слова: ветеринарные услуги, единство ветеринарной науки и практики, договоры на оказание ветеринарных услуг, частные ветеринарные учреждения, потребители ветеринарных услуг.
Key words: veterinary services, unity of veterinary science and practice, contracts for veterinary services provision, private veterinary institutions, veterinary services consumers.
Введение. В Российской Федерации организационные формы предприятий и организаций оказания ветеринарных услуг, принципы ветеринарного обслуживания животноводства, направление и характер ветеринарных мероприятий определяются развитием всех форм собственности в агропромышленном комплексе. В связи с их многообразием, в сельскохозяйственном производстве и ветеринарии особую актуальность приобретает обеспечение системной интеграции частных и государственных ветеринарных учреждений в исполнении задач ветеринарной службы.
Материалы и методы. Работа основана на материалах официальной отчётности ГКУ ВО «Волгоградский областной противоэпизоотический отряд» и ГКУ ВО «Волгоградская областная станция по борьбе с болезнями животных» за период с 2001 по 2015 годы, а также отечественных и зарубежных нормативно-правовых актах в сфере регулирования ветеринарных услуг. Объектом исследования данной работы является нормативно-правовая среда ветеринарной деятельности и особенности организации предоставления ветеринарных услуг на возмездной и безвозмездной форме в Российской Федерации. Используются методы сравнительно-правового, структурно-функционального, субъектно-объектного анализа.
Результаты. Ветеринарные услуги при государственной форме организации ветеринарной службы в нашей стране сосредоточены в руках государства, организующего и создающего сеть государственных ветеринарных учреждений для обслуживания животноводства всех категорий хозяйств, выполнение основных ветеринарных мероприятий и государственный ветеринарный контроль. Государство организует и финансирует подготовку ветеринарных кадров, научные исследования по проблемам ветеринарии. В государственном бюджете ежегодно предусмотрены ассигнования на содержание ветеринарной службы и осуществление противоэпизоотических мероприятий (таблица 1).
Единство функционирования ветеринарной службы достигается интеграцией функций руководства ветеринарной медициной Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, управлений (отделов) ветеринарии в составе регионов. Оно обес-
печивается соблюдением закона Российской Федерации «О ветеринарии», нормативных документов, регламентирующих деятельность государственной ветеринарной, ведомственной ветеринарно-санитарной и производственной ветеринарной служб.
Таблица 1 - Получение продукции на противоэпизоотические мероприятия
за счёт средств с эедерального бюджета Волгоградской области, руб.
Год Оплата из средств федерального бюджета противоэпизоотических мероприятий
2001 8305084
2002 9965370
2003 10560412
2004 11458970
2005 12450367
2006 25489621
2007 53394210
2008 52098010
2009 49786098
2010 51954207
2011 72846802
2012 126163988
2013 57264416
2014 55454504
2015 46512727
Источник: годовые отчеты «Информация о расходовании Продукции на противоэпизоотические мероприятия, оплачиваемой за счёт средств федерального бюджета по Волгоградская область (ГКУ ВО «Волгоградский областной противоэпизоотический отряд» и «Информация о расходовании Продукции на противоэпизоотические мероприятия, оплачиваемой за счёт средств федерального бюджета по Волгоградской области (ГКУ ВО «Волгоградская областная станция по борьбе с болезнями животных).
В соответствии с законом Российской Федерации «О ветеринарии» основным направлением ветеринарной деятельности является профилактическое направление ветеринарной деятельности, профилактика заразных и незаразных болезней животных [8]. Удельный вес профилактических мероприятий в общем объёме ветеринарных мероприятий составляет 90 %. Профилактическое направление ветеринарной деятельности обеспечивает сокращение заболеваемости животных, ликвидацию особо опасных болезней скота и птицы [2].
Особое место принадлежит ветеринарным мероприятиям по борьбе с заразными и незаразными болезнями животных. Все звенья ветеринарной службы, начиная с ветеринарных специалистов, обслуживающих животноводческие фермы, населённые пункты, фермерские (крестьянские) хозяйства и кончая Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, составляют планы ветеринарных мероприятий.
Единство ветеринарной науки и практики обеспечивает деятельность научных учреждений, которые при любой форме финансирования получают заказ практической ветеринарной службы на разработку актуальных проблем ветеринарии (создание новых, более эффективных вакцин, медикаментов, дезинфицирующих средств и т. д.). Практические ветеринарные учреждения участвуют в производственном испытании новых методов и средств осуществления ветеринарных мероприятий и при положительном результате широко используют новые, эффективные препараты.
Законом Российской Федерации «О ветеринарии» определены обязанности органов исполнительной власти в случаях возникновения очагов заразных и массовых незаразных болезней животных, широкое участие в оказании ветеринарных государственных услуг работников животноводства и органов исполнительной власти. Расширяются обязанности предприятий, учреждений, организаций, граждан-собственников животных и производителей продуктов животноводства по обеспечению ветеринарного благополучия животноводства. Активизируется проведение хозяйственных и специальных ветеринарных мероприятий по профилактике и ликвидации болезней животных. Функции органов исполнительной власти по организации ветеринарного дела в районе, городе, области, крае, республике подключают осуществление особого режима производства в связи с возникновением заразных болезней животных [8].
Усиливаются меры организации ветеринарной службы по активизации сотрудничества с органами здравоохранения в борьбе с болезнями, общими для человека и животных.
Особую значимость приобретает углубление сотрудничества ветеринарной службы России с ветеринарными службами зарубежных стран, в связи с усилением внешней торговли Российской Федерации, увеличением завоза в страну животных, продуктов и сырья животного происхождения. Более тесные связи устанавливаются между ветеринарной службой России и международными ветеринарными организациями. Более активным становится обмен опытом в инновационных подходах оказания ветеринарных услуг, внедрение в практику оказания качественных ветеринарных услуг для удовлетворения растущего спроса потребителей этих услуг. Однако, как показало исследование в области предоставления ветеринарных услуг, число исков с каждым годом увеличивается. В США, например, ежегодно 7,4 % специалистов обвиняются во врачебной ошибке, 99 % врачей, достигших возраста 65 лет, хотя бы однажды были приглашены в суд в качестве ответчика [10]. Рост обращений в суд вызывает серьёзные опасения ветеринарной общественности, вынуждая врачей прибегать к постоянному обмену опытом, повышению квалификации сотрудников ветеринарной клиники и предоставлению более дорогостоящей «оборонительной ветеринарной медицины». В этой связи, всё более актуальным становится вопрос о повышении юридической грамотности ветеринарных врачей, которые руководствуются не только договорными обязательствами, но и Федеральным законом «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1, который устанавливает ответственность ветеринарных клиник за предоставление некачественных и несвоевременных услуг по лечению животных [9]. В РФ осуществляется Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей. Государственные органы власти по заявлению потребителя могут организовать и провести проверку качества предоставляемых услуг [9].
Порядок ветеринарного обслуживания животноводства и других отраслей производства утверждается Правительством Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации, администрацией автономной области, автономных округов, краев, областей, районов и городов [7].
Ветеринарное учреждение не имеет права отказывать потребителю в заключении договора на оказание ветеринарных услуг. Если в результате необоснованного отказа потребитель понёс убытки, то отказавшее учреждение, согласно Федеральному закону «О защите прав потребителей», понесёт жёсткую ответственность [9]. Основой судебных решений, связанных с качеством предоставления ветеринарных услуг, являются экспертные заключения. По вопросам, в которых требуются специальные познания в области ветеринарной медицины, суд назначает экспертизу [1].
При обнаружении недостатков в выполненной ветеринарной работе потребитель вправе по своему усмотрению потребовать безвозмездного устранения недостатков, соответствующего уменьшения вознаграждения за выполненную работу, повторного выполнения работы (например, дезинфекции помещений и т. д.), возмещения понесён-
ных им расходов по исправлению недостатков своими средствами или третьим лицом. При этом недостатки работы, обнаруженные в ходе её выполнения, должны быть устранены в соразмерный срок, назначаемый потребителем.
Форма оплаты (наличными или в безналичном порядке) выполненной ветеринарной услуги определяется по соглашению между потребителем и ветеринарным учреждением. Потребитель обязан оплатить ветеринарную услугу по сдаче всего её объёма, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации или договором.
Потребителю ветеринарных услуг важно знать, что в соответствии с Конституцией РФ, любой гражданин имеет право на судебную защиту, то есть обратиться с исковым заявлением в суд [6]. Единство ветеринарной службы достигается на рынке ветеринарных услуг появлением нового вида услуг - страхование ответственности врача. В России к страховым рискам относятся ошибки при определении диагноза заболевания, неверно проведенном курсе лечения, ошибке при выписывании рецептов на применение лекарственных веществ, преждевременной выписке из стационара, ошибке при инструментальных методах исследований и лечения.
Закон об организации страхового дела в РФ (в редакциях от 31.12.1997 N 157-ФЗ, от 20.11.1999 N 204-ФЗ) регулирует отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности [5]. В связи с этим, ветеринарная клиника может провести страхование ответственности или возложить эту обязанность на своего сотрудника.
Государственная ветеринарная служба Волгоградской области включает следующие государственные бюджетные учреждения ветеринарии: 0 ветеринарных лечебниц, 152 ветеринарных участка, 210 ветеринарных пунктов, 14 диагностических отделов и 14 ветеринарных лабораторий, 75 лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы и 33 подразделения ветеринарно-санитарной экспертизы на предприятиях перерабатывающей промышленности, государственное бюджетное учреждение Волгоградской области «Волгоградская областная ветеринарная лаборатория» [4].
Обсуждение. Каждое учреждение ветеринарной медицины выполняет свои функции. Ветеринарная лечебница — лечебно-профилактическое учреждение государственной ветеринарной сети предназначена для ветеринарного обслуживания животных в колхозах, животноводческих кооперативах, фермерских, крестьянских, подсобных хозяйствах граждан как за счёт средств государственного бюджета, так и на основе договоров с собственниками животных. За лечебницами закрепляется зона обслуживания, согласно постановлению главы местной администрации [1]. Ветеринарный участок, будучи наиболее массовым лечебно-профилактическим ветеринарным учреждением, имеет такое же назначение, как и ветеринарная лечебница. Районная ветеринарная лаборатория является диагностическим учреждением государственной ветеринарной сети. Она устанавливает диагноз болезней животных, птиц, рыб и пчёл, исследует качество кормов и воды, используемых животными, проводит ветеринарно-санитарную экспертизу мяса, молока и других пищевых продуктов, даёт консультации по вопросам диагностики, профилактики и ликвидации заболеваний животных. Центральным ветеринарным учреждением государственной ветеринарной службы в городе выступает городская станция по борьбе с болезнями животных. Кроме того, существуют малые предприятия (МП), к которым относятся любые ветеринарные клиники, работающие на полном хозяйственным расчёте, независимо от форм собственности. Это предприятия с ограниченной численностью работников и ограниченным объёмом хозяйственного оборота. На предприятиях науки, научного обслуживания ветеринарии может работать до 100 человек, а на предприятиях по производству ветеринарных препаратов и оказанию ветеринарных услуг — до 50 человек.
Малые предприятия в ветеринарии могут создаваться на основе собственности граждан (например, ветеринарных врачей). Создаются в современных условиях индивидуальные и семейные малые предприятия, предприятия коллективной собственности, ветеринарный производственный кооператив, предприятие в форме акционерного общества или товарищества, предприятие общественной организации, государственной собственности — государственное и муниципальное предприятие, государственно-частное предприятие. Всё более распространённым становится создание ветеринарного кооператива. Он является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и печать со своим наименованием. Ветеринарный кооператив самостоятельно разрабатывает и утверждает план производственно-хозяйственной деятельности, вступает в договорные отношения с государственными и кооперативными предприятиями, фермерскими, крестьянскими хозяйствами, другими организациями, гражданами-собственниками животных. Кооператив выполняет работы и предоставляет услуги по договорным или самостоятельно установленным ценам и расценкам.
В соответствии с письменным указанием Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, государственные ветеринарные учреждения не подлежат приватизации и акционированию. В результате выполненного авторами исследования выяснено, что в настоящее время акционированы все биофабрики, биокомбинат, заводы по изготовлению ветеринарных инструментов, объединение « Зооветснаб».
Деятельность хозяйственных обществ с ветеринарным профилем регулируется на общих основаниях статьями 87—94 и 96-106 Гражданского кодекса РФ [3], ветеринарным законодательством, правилами оказания ветеринарных услуг.
Следует отметить, что ветеринарным врачам-предпринимателям даны следующие права: создавать любые, не противоречащие закону ветеринарные учреждения: клиники, ветеринарные участки, ветеринарные станции, ветеринарные лаборатории и т. д. Они имеют право приобретать полностью или частично ветеринарное производственное имущество, ветеринарные здания, сооружения, инструменты, оборудование и т. д. у государственных учреждений, сельскохозяйственных предприятий и других категории хозяйств. Им позволено использовать ветеринарное имущество государственных ветеринарных учреждений и сельскохозяйственных предприятий по согласованию с собственником.
Особую значимость в активизации создания ветеринарного предпринимательства приобретает возможность устанавливать самостоятельно расценки на ветеринарные работы, распоряжаться прибылью. Защита интересов ветеринарных специалистов-предпринимателей реализуется в возможности обжаловать действия органов государственной власти и должностных лиц, ущемляющих законные права. В нормативы формирования и функционирования включено осуществление валютных операций, в том числе с целью приобретения товаров ветеринарного назначения по импорту, выступать участником иных внешнеэкономических отношений.
Заключение. Таким образом, в формировании и развитии институциональной среды отечественной ветеринарии важнейшими направлениями интеграции её функций являются обеспечения единства задач государственных и частных ветеринарных учреждений и единства научной и практической деятельности в ветеринарии. Важнейшим из направлений реализации этого единства является профилактика заразных и незаразных болезней животных во всех звеньях ветеринарной службы на основе плановости ветеринарных мероприятий. Единство ветеринарной науки и практики обеспечивают функции научных учреждений, охватывающие разработку актуальных проблем ветеринарии (создание новых, более эффективных вакцин, медикаментов, дезинфицирующих средств). Практические ветеринарные учреждения участвуют в производственном испытании новых методов и средств осуществления ветеринарных мероприятий.
Библиографический список
1. Бобичева, А. А. Формирование эффективной инфраструктуры регионального АПК в системе управления ветеринарной деятельностью (на примере Волгоградской области) [Текст]: автореферат канд. экон. наук /08.00.05/ Бобичева Александра Анатольевна. - Волгоград, 2006. - 28 с.
2. Ветеринарные услуги как одна из составляющих приоритетов продовольственной безопасности Российской Федерации [Текст]/ З.Н. Козенко, А.А. Бобичева, С.В. Котеев, И.А. Недзиев //Проблемы развития АПК региона. - 2G16. - Выпуск №1 (25). - С. 220-224.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ [Текст].
4. Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля за 2015 год Комитета ветеринарии Волгоградской области [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://uv.volganet.ru/current-activity/reports/
5. Закон об организации страхового дела в РФ (в ред. Федеральных законов от 31.12.1997 N 157-ФЗ, от 20.11.1999 N 204-ФЗ) [Текст].
6. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года [Текст].
7. Организационно-экономические подходы ветеринарно-профилактических и лечебных мероприятий на рыбоводных предприятиях Российской Федерации [Текст]/ З.Н. Козенко, А.А. Бобичева, К.Ю. Козенко, H.H. Воробьев // Рыбное хозяйство. - 2G16. -№ 1. - С. 24-27.
8. О ветеринарии [Текст] : Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1 (ред. от 18.07.2011) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 24. Ст. 857; Собрание законодательства РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4590.
9. О защите прав потребителей [Текст] : Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2011) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 140; Собрание законодательства РФ", 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 459G.
1G. WikiFamily.ru [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://wikifamily.ru/amerikanskie-vrachi-stolknutsya-s-mnogochislennymiiskami-ot-pacientov.html.
Reference
1. Bobicheva, A. A. Formirovanie jeffektivnoj infrastruktury regional'nogo APK v sisteme up-ravlenija veterinarnoj dejatel'nost'ju (na primere Volgogradskoj oblasti) [Tekst] : avto. refr...kand. jekon. nauk /G8.GG.G5/ Bobicheva Aleksandra Anatol'evna. - Volgograd, 2GG6. - 28 p.
2. Veterinarnye uslugi kak odna iz sostavljajushhih prioritetov prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii [Tekst]/ Z.N. Kozenko, A.A. Bobicheva, S.V. Koteev, I.A. Nedziev // Problemy razvitija APK regiona. - 2G16. - №1 (25). - P. 22G-224.
3. Grazhdanskij processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 14 nojabrja 2GG2 g. N 138-FZ.
4. Doklad ob osushhestvlenii gosudarstvennogo kontrolja (nadzora), municipal'nogo kontrolja za 2G15 god Komiteta veterinarii Volgogradskoj oblasti [Jelektronnyj resurs]. -http://uv.volganet.ru/current-activity/reports/
5. Zakon ob organizacii strahovogo dela v RF (v red. Federal'nyh zakonov ot 31.12.1997 N 157-FZ, ot 2G.11.1999 N 2G4-FZ) [Tekst].
6. Konstitucija Rossijskoj Federacii ot 25 dekabrja 1993 goda, s izmenenijami ot 3G dekabrja 2GG8 goda [Tekst].
7. Organizacionno-jekonomicheskie podhody veterinarno-profilakticheskih i lechebnyh mero-prijatij na rybovodnyh predprijatijah Rossijskoj Federacii [Tekst] / Z.N. Kozenko, A.A. Bobicheva, K.Ju. Kozenko, N.N. Vorob'ev // Rybnoe hozjajstvo. - № 1. - 2G16. - P. 24-27.
8. O veterinarii: Zakon RF ot 14.G5.1993 N 4979-1 (red. ot 18.G7.2G11) [Tekst] // Vedomosti SND i VS RF. 1993. N 24. St. 857; Sobranie zakonodatel'stva RF. 2G11. N 3G (ch. 1). St. 459G.
9. O zashhite prav potrebitelej [Tekst] : Zakon RF ot G7.G2.1992 N 23GG-1 (red. ot 18.G7.2G11) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 199б. N 3. St. 14G; Sobranie zakonodatel'stva RF", 25.G7.2G11, N 3G (ch. 1), st. 459G.
1G. WikiFamily.ru [Jelektronnyj resurs] : http://wikifamily.ru/amerikanskie-vrachi-stolknutsya-s-mnogochislennymiiskami-ot-pacientov.html.
E-mail: [email protected]