Научная статья на тему 'Обеспечение доступности высокотехнологичной медицинской помощи населению регионов Сибирского федерального округа в федеральных медицинских организациях в системе обязательного медицинского страхования'

Обеспечение доступности высокотехнологичной медицинской помощи населению регионов Сибирского федерального округа в федеральных медицинских организациях в системе обязательного медицинского страхования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
729
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ. / ФЕДЕРАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ. / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. / СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ. / HHI-TECH MEDICAL CARE. / FEDERAL MEDICAL INSTITUTION. / OBLIGATORY MEDICAL INSURANCE. / HEALTH CARE. / SIBERIAN FEDERAL DISTRICT.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шалыгина Лада Станиславовна

Актуальность. Повышение качества и доступности оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению Российской Федерации является приоритетной задачей современной государственной политики в сфере здравоохранения. Организация оказания высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных медицинских организациях до 2014 года относилась к полномочиям федеральных органов государственной власти. С 1 января 2014 года был утвержден перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включающий 459 методов, которые перешли в систему обязательного медицинского страхования. Федеральные медицинские организации начали оказывать медицинскую помощь за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и за счет средств обязательного медицинского страхования участвующим в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования. Цель: определение мер по повышению доступности оказания высокотехнологичной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования в федеральных медицинских организациях, находящихся на территории других субъектов, на основе внедрения новых организационных технологий. Методы : статистический, монографический, непосредственное наблюдение, системный подход. Результаты : в рамках проведенного исследования предложены пути решения выявленных проблем на основе внедрения новых организационных технологий. Отмечено, что при наличии разработанной и внедренной системы финансирования высокотехнологичной медицинской помощи, до настоящего времени существуют проблемы по ее организации в рамках обязательного медицинского страхования в федеральных медицинских организациях, расположенных в других регионах, что требует некоторой корректировки и доработки. Выводы : для повышения доступности оказания данного вида помощи в системе обязательного медицинского страхования необходимо доработать единый порядок направления на лечение, предусматривающий: формирование единого реестра федеральных медицинских организаций округа, создание листов ожидания и централизованного направления пациентов через органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации с использованием электронной системы мониторинга всех заинтересованных структур, организацию проведения выездных консультаций специалистов федеральных медицинских организаций в регионы для отбора на лечение. Это позволит повысить доступность данного вида помощи. Область применения результатов: полученные результаты могут быть использованы при подготовке распорядительных документов на региональном, окружном и федеральном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шалыгина Лада Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ЕNSURING OF AVAILABILITY FOR HI-TECH MEDICAL CARE TO POPULATION OF REGIONS OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT IN FEDERAL MEDICAL INSTITUTIONS WITHIN THE SYSTEM OF OBLIGATORY MEDICAL INSURANCE

To improve quality and availability to medical hi-tech care of population of the Russian Federation is the prior task of modern state policy in the health care system. Today rendering hi-tech medical care is conducted in medical organizations with any form of ownership and a license for this type. Federal medical organizations can render it based on the state orderings from two financing sources such as at the expense of budgetary appropriations of the Federal budget allocated to the organizations subordinated to Federal Executive bodies and the state academies of sciences and participating in realization of territorial programs of the obligatory medical insurance in accordance with the law on obligatory health insurance. Up to 2014 organization of hi-tech medical care rendering in federal medical organizations related to powers of federal public authorities. Since 01.01.2014459 and since 2016 more frequently done hi-tech medical care technologies are included in the system of obligatory medical insurance. Rendering such care in the system of obligatory medical insurance in federal medical organization, located on the territory of other subject of the Russian Federation consumes two variants: including of federal medical organization in the Territorial program of the state guarantees of other subject of the Russian Federation and work on inter-territorial accounts with other subjects of the Russian Federation. Today the law in the system of obligatory medical insurance sets the cost-recovery mechanisms to the federal medical organization if care renders to insuranced person outside the territory of the subject of the Russian Federation which issued the policy of obligatory medical insurance. The article presents a comparative analysis of the advantages and disadvantages of these variants as well the organization approaches to improve efficiency and availability for render such medical care in federal medical institutions located on the territories of other subjects of the Russian Federal rendering in the system of obligatory medical insurance.

Текст научной работы на тему «Обеспечение доступности высокотехнологичной медицинской помощи населению регионов Сибирского федерального округа в федеральных медицинских организациях в системе обязательного медицинского страхования»

Электронный научный журнал эЛ№фс77-128654

«Социальные аспекты здоровья населения» мр^е^кте^ш

23.12.2016 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2016-52-6-3 Шалыгина Л.С. 1,2

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РЕГИОНОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В ФЕДЕРАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

*ФГБУ «Новосибирский НИИ травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России

2ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Shalygina L.S.1'2

ЕNSURING AVAILABILITY OF HI-TECH MEDICAL CARE TO POPULATION OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT REGIONS AT THE FEDERAL LEVEL HEALTH CARE FACILITIES WITHIN THE SYSTEM OF COMPULSORY HEALTH INSURANCE

■'Novosibirsk Research Institute of Traumatology and Orthopedics named after. Ja. L. Tsyv'jan, Ministry of Health of the Russian Federation

2Novosibirsk State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation

Контактная информация: Шалыгина Лада Станиславовна, e-mail: L .Shalygina@mail.ru

Contacts: Lada S. Shalygina, e-mail: e-mail: L.Shalygina@mail.ru

Резюме. Актуальность. Повышение качества и доступности оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению Российской Федерации является приоритетной задачей современной государственной политики в сфере здравоохранения. Организация оказания высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных медицинских организациях до 2014 года относилась к полномочиям федеральных органов государственной власти. С 1 января 2014 года был утвержден перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включающий 459 методов, которые перешли в систему обязательного медицинского страхования. Федеральные медицинские организации, участвующие в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, начали оказывать медицинскую помощь за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и за счет средств обязательного медицинского страхования.

Цель: повышение доступности оказания высокотехнологичной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования в федеральных медицинских организациях, находящихся на территории других субъектов, на основе внедрения новых организационных технологий.

Методы: статистический, монографический, непосредственное наблюдение, системный подход, анализа и моделирование.

Результаты работы: в рамках проведенного исследования предложены пути решения выявленных проблем на основе внедрения новых организационных технологий. Отмечено, что при наличии разработанной и внедренной системы финансирования высокотехнологичной медицинской помощи, до настоящего времени существуют проблемы по ее организации в рамках обязательного медицинского страхования в федеральных медицинских организациях, расположенных в других регионах, что требует некоторой корректировки и доработки.

Выводы: для повышения доступности оказания данного вида помощи в системе обязательного медицинского страхования необходимо доработать единый порядок направления на лечение, предусматривающий: формирование единого реестра федеральных медицинских организаций округа, создание листов ожидания и централизованного направления пациентов через органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации с использованием электронной системы мониторинга всех заинтересованных структур, организацию проведения выездных консультаций специалистов федеральных медицинских организаций в регионы для отбора на лечение. Это позволит повысить доступность данного вида помощи.

Область применения результатов: полученные результаты могут быть использованы при подготовке распорядительных документов на региональном, окружном и федеральном уровнях.

Ключевые слова: высокотехнологичная медицинская помощь; федеральная медицинская организация; обязательное медицинское страхование; здравоохранение; Сибирский федеральный округ.

Abstract. Significance. Improving quality and availability of hi-tech care to population of the Russian Federation is one of the current priorities of the health policy.

Until 2014, organization of hi-tech care delivery at the federal level health care facilities was responsibility of the Federal level health authorities.

On January, 1st, 2014, the List of high-tech services was approved including 459 methods and fell under the jurisdiction of the system of compulsory health insurance.

Federal level health care facilities participating in realization of the regional programs of compulsory health insurance started to render high-tech services using federal budget funds and funds of the system of compulsory health insurance.

Purpose - to improve availability of hi-tech services within the system of compulsory health insurance at the federal level health care facilities, located within the territory of other subjects on the basis of new organizational technologies.

Methods: statistical, monographic, direct observation, system approach, analysis and simulation.

Results: the study conducted suggested ways to address the identified problems on the basis of new organizational technologies. It is mentioned that if the developed and implemented system of hi-tech care funding is in place there are still problems related to this system organization within the framework of compulsory health insurance at the federal level health care facilities located in other regions. This situation requires some adjustment and update of the system.

Conclusion: to improve availability of hi-tech care within the system of compulsory health insurance it is necessary to finalize the standard referral procedure, including the following: to

develop a unified register of the federal level health care facilities of the District, develop Waiting lists and centralize referrals of patients through health authorities of the subjects of the Russian Federation using electronic monitoring system of parties involved, to organize field consultation visits of specialists of the federal level health care facilities to regions to enroll patients for treatment. This will help to improve availability of hi-tech services.

Scope of application: the study results can be used to develop administrative documents at the regional, district and federal levels.

Keywords: hi-tech medical care, federal health care facility, compulsory health insurance, health care, Siberian federal district.

Введение.

В рамках социальной политики России уделяется большое внимание развитию такого направления в здравоохранении, как высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП)[8]. Система организации оказания ВМП в Российской Федерации (РФ) начала формироваться с 1992 года, после подписания Президентом Российской Федерации Указа, где было обозначено «предусматривать из бюджета Российской Федерации целевое финансирование дорогостоящих видов медицинской помощи по списку заболеваний, утверждаемых ежегодно Министерством здравоохранения Российской Федерации» [4] .Реализуя данный Указ, Министерство здравоохранения Российской Федерации ежегодно формирует государственное задание на оказание ВМП, планирование объемов рассчитывается по и заявкам из субъектов РФ. Это позволяет устанавливать для медицинских организаций (МО) объемы, обеспечивать их равномерную загрузку, а также сокращать сроки ожидания предоставления ВМП больными, соблюдая принцип равномерной доступности данной помощи для жителей всех субъектов РФ.

В настоящее время актуальной становится проблема формирования национальной системы оказания ВМП. С целью обеспечения доступности ВМП постоянно совершенствуются нормативно-правовые основы и механизмы ее оказания в РФ [1]. Дальнейшее развитие этой системы как составной части долгосрочной бюджетной стратегии РФ на период до 2023 года предполагает увеличение объемов и результативности медицинской деятельности ведущих федеральных высокотехнологичных медицинских центров, строительство и ввод в эксплуатацию сети новых федеральных центров на территории крупных субъектов РФ [8,9].

В стране реализуется единая государственная политика в сфере обеспечения населения дорогостоящей и высокотехнологичной медицинской помощью [10]. Разработан и реализуется порядок по обеспечению населения ВМП, финансируемой из федерального бюджета [2,12].

В настоящее время в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется:

в федеральных медицинских организациях за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти и государственным академиям наук (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования);

в медицинских организациях субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках

территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая субсидии из федерального бюджета (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования);

в федеральных и региональных медицинских организациях, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании (в части высокотехнологичной медицинской помощи, входящей в базовую программу обязательного медицинского страхования).

Согласно Федеральному закону № 323-ф3 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация оказания гражданам РФ ВМП [7] федеральными МО отнесена к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья, а МО субъекта РФ - к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья. Финансовое обеспечение ВМП осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Кроме этого, с целью повышения и доступности данного вида помощи с 2014 г. в соответствии с ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [6] базовая программа обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) предусматривает финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи (далее — ВМП) за счет средств ОМС 459 наиболее часто выполняемых видов ВМП. С 01.01.2015 года в реестре медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС и имеющих лицензию на оказание ВМП, представлено уже 778 медицинских организаций (на 21% больше, чем в 2014 г.). Наибольший рост их количества (на 38,2%) отмечен по медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. С 2015 г. оплата ВМП осуществляется в регионах по тарифам, единым для всех медицинских организаций, оказывающих ВМП на территории субъекта Российской Федерации, вне зависимости от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности [3], перечень видов ВМП, включенных в базовую программу ОМС, установлен нормативным правовым актом Правительства РФ. Указанный перечень определяет нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в разрезе 30 групп ВМП[3].

Законодательством в сфере ОМС в настоящее время предусмотрены механизмы возмещения затрат ФМО в случае оказания ими медицинской помощи застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис ОМС. С 2017 года финансовое обеспечение ВМП, оказываемой ФМО, будет осуществляться путем предоставления из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным и автономным учреждениям, функции и полномочия учредителя которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти.

При этом при передаче в систему ОМС видов ВМП возник ряд организационных проблем и противоречий между действующим законодательством и реальным выполнением задач, поставленных в Послании Президента РФ Владимира Путина «...в течение ближайших трёх лет нам предстоит не менее чем в 1,5 раза увеличить объёмы высокотехнологичной медицинской помощи по сравнению с 2013 годом.» и на совещании по вопросам развития системы здравоохранения«...погружение» отдельных видов высокотехнологичной медицины в систему ОМС.», а также выполнения государственного задания ФМО.

До 10% оказываемой в стране ВМП в рамках базовой программы ОМС оказывается пациентам, прибывающим из других субъектов Российской Федерации. До 80% таких пациентов лечатся в 10 субъектах Российской Федерации, в т. ч. в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском и Хабаровском краях, Чувашской Республике, Воронежской, Кировской и Новосибирской областях[3]. В связи с этим на примере ФМО Новосибирской области нам удалось проанализировать организационные подходы со стороны медицинских организаций и представить некоторые результаты.

Цель настоящего исследования - определение мер по повышению доступности оказания ВМП в рамках базовой программы ОМС в федеральных медицинских организациях, находящихся на территории других субъектов на основе внедрения новых организационных технологий.

Методы.

Для достижения цели проведено комплексное социально-гигиеническое исследование с использованием методов: статистического, монографического, непосредственного наблюдения, системного подхода и анализа, моделирования.

На примере анализа сформированы и направлены на рассмотрение органам исполнительной власти системы здравоохранения регионов СФО предложения по созданию и внедрению на территории СФО единого порядка организации оказания ВМП в рамках ОМС в ФМО, находящихся на территории других субъектов Российской Федерации.

Результаты.

Одними из основных нормативно-правовых актов для обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), финансируемой из средств федерального бюджета в Российской Федерации, являются следующие документы:

• Федеральный закон от 21.11.2011 № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [7];

• Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЭ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" [6];

• Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в федеральных государственных бюджетных и автономных учреждениях за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения РФ»;

• Приказы Минздрава России «О перечне видов высокотехнологичной медицинской помощи» (ежегодно);

• Приказ Минздрава России от 02.12.2014 № 796н «Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи»;

• Приказ Минздрава России от 29.12.2014 № 930н «Об утверждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы».

При этом порядок в рамках нормативно-правового обеспечения оказания ВМП в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) при направлении пациентов в ФМО других регионов сложно реализуется в рамках вышеназванных документов, в связи с тем, что направление пациентов в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) включает дополнительно следующие документы:

• Приказ Минздрава России от 21.12.2012 №1342н «Об утверждении порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи»;

• Приказ ФФОМС от 07.04.2011 № 79 (ред. от 26.12.2013) «Об утверждении Общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования».

На примере анализа организации оказания ВМП жителям СФО рассмотрим основные отличия и противоречия, возникшие при переводе части видов ВМП в систему ОМС.

В Сибирском федеральном округе (СФО) ВМП оказывается в следующих федеральных медицинских организациях:

• - НИИ патологии кровообращения имени академика Е.Н. Мешалкина, Новосибирск;

• - НИИ травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна, Новосибирск;

• - НИИ туберкулеза, Новосибирск;

• - Федеральный центр нейрохирургии, Новосибирск;

• - Сибирский окружной медицинский центр ФМБА, Новосибирск;

• - НИИ клинической иммунологии СО РАМН, Новосибирск;

• - НИИ клинической и экспериментальной лимфологии СО РАМН, Новосибирск;

• - Сибирский государственный медицинский университет, Томск;

• - НИИ онкологии СО РАМН, Томск;

• - НИИ медицинской генетики СО РАН, Томск;

• - НИИ кардиологии СО РАМН, Томск;

• - Клиническая больница № 81 ФМБА, Томск;

• - Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, Красноярск;

• - Сибирский клинический центр ФМБА, Красноярск;

• - Клиническая больница № 51 ФМБА, Красноярск; Иркутский государственный медицинский университет; НЦ реконструктивной и восстановительной хирургии СО РАН, Иркутск; НЦ проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАН, Иркутск; НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний СО РАН, Кемерово; Западно-Сибирский медицинский центр ФМБА, Омск; ФЦ травматологии, ортопедии и эндопротезирования, Барнаул.

При реализации прав пациентов на выбор медицинской организации для получения ВМП, в том числе ФМО, расположенной в другом субъекте Российской Федерации в СФО, возникают определенные проблемы (табл. 1).

Рассмотрим порядок направления пациентов для получения ВМП в системе ОМС и основные задачи каждого участника: лечащий врач - ФМО другого региона - СМО - ФОМС -МЗ региона (в соответствии с приказом Минздрава России № 930 от 29.12.2014 года).

Лечащий врач:

1. Определяет показания к ВМП в ФМО (вопрос - какова компетентность лечащего врача, в том числе в сельском здравоохранении);

2. Информирует пациента о перечне ФМО в Российской Федерации, оказывающих ВМП (вопрос - какова компетентность лечащего врача, в том числе в сельском здравоохранении и наличие во всех медицинских организациях информации о перечне ФМО по профилям);

3. Готовит и направляет в ФМО, расположенную на территории другого субъекта Российской Федерации, пакет документов (вопрос - наличие возможности направления на бумажном и электронной носителе и обратной связи, куда и по какому адресу);

4. Проводит предоперационную подготовку пациента (готовит пакет документов в соответствии с полученным заключением и вызовом на госпитализацию от ФМО -направление, обследования, в случае наличия инвалидности у пациента - проездные документы).

5. наблюдает пациента после получения ВМП.

ФМО, оказывающая ВМП:

1. Подтверждает показания к оказанию ВМП;

2. Направляет вызов на госпитализацию с перечнем обследования (вопрос -обратная связь, куда и по какому адресу);

3. Оказывает ВМП;

4. Направляет реестр и счета пролеченных пациентов в СМО (отсутствуют защищенные каналы связи и единый программный продукт);

5. Предоставляет отчетную документацию в СМО и Территориальный фонд ОМС (ТФОМС) региона, где проживает пациент;

6. Готовит финансовую отчетность по каждому субъекту Российской Федерации, из которого поступали пациенты в рамках ОМС в разрезе бюджетных статей (закуп лекарственных препаратов, расходных материалов и др.).

ТФОМС и СМО в субъекте Российской Федерации, откуда направлен пациент:

1. Проводит экспертизу и повторную экспертизу в каждой ФМО другого региона;

2. Оплачивает ФМО за пролеченного больного.

Органы исполнительной власти в системе здравоохранения регионов:

1. При включении ФМО в ТПГГ региона планируют ГЗ;

2. При прямом направлении пациента в ФМО другого региона информации не имеют.

Одноканальное финансирование медицинских организаций через систему обязательного медицинского страхования с 2017 года приведет к радикальным преобразованиям сферы здравоохранения. Практически все обязательства относительно обеспечения бесплатной медицинской помощи населению, в том числе и высокотехнологичной, закрепятся за системой ОМС. Согласно постановлению Правительства России №1273 от 28 ноября 2014 года «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [5], все случаи предоставления высокотехнологичной медицинской помощи населению разделены на две группы:

• включенные в базовую программу ОМС;

• не включенные в базовую программу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Включенные в базовую программу обязательного медицинского страхования случаи оказания ВМП получают финансирование в рамках государственных заданий. Финансирование высокотехнологичной медицинской помощи в 2016 году, не включенной в

базовую программу ОМС, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Федерального фонда ОМС в федеральный и в региональные бюджеты.

Нами был проведен сравнительный анализ основных организационных решений, принятых в сфере здравоохранения по оказанию ВМП как из федерального бюджета, так и по двум группам в рамках ОМС в РФ (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ основных организационных решений, принятых в сфере здравоохранения по оказанию ВМП в РФ

Основные организационные решения, нормативно-распорядительные документы ВМП за счет федерального бюджета (ФБ) ВМП за счет ОМС

межтерриториальные расчеты вхождение ФМО в Территориальную программу государственных гарантий (ТПГГ) другого субъекта РФ

Порядок направления на ВМП (приказ МЗ РФ № 930 от 29.12.2014) определен определен, фактически не реализуется определен, фактически не реализуется

Подсистема мониторинга оказания ВМП имеется, видят все участники процесса имеется, видят не все участники процесса имеется,видят не все участники процесса

Лист ожидания имеется (в подсистеме мониторинга), видят все участники процесса имеется только в ФМО, видят не все участники процесса имеется только в ФМО,, видят не все участники процесса

Защищенный канал связи и программное обеспечение для оплаты законченного случая(приказ ФФОМС № 79 от 07.04.2011) имеется имеется не унифицирован

Отчетность установлена установлена, объемы отчетных документов увеличены в 2 раза установлена, объемы увеличены в разы

Обсуждение

Таким образом, при наличии разработанной и внедренной системы финансирования ВМП, до настоящего времени в полном объеме не решены организационные вопросы ее оказания, что требуют некоторой корректировки и доработки.

Ниже приведен сравнительный анализ преимуществ и недостатков этих форм оказания ВМП в рамках системы ОМС в ФМО других регионов.

Основные параметры:

1. Возможности лечащего врача:

• - при включении в ТПГГ другого субъекта Российской Федерации -возможность у лечащего врача направить пациента в ФМО, расположенную на территории другого субъекта Российской Федерации, нуждающегося в оказании ВМП в рамках государственного заказа(ГЗ) и в рамках ТПГГ есть, компетентность врача недостаточная;

• - при работе по межтерриториальным расчетам с другими субъектами Российской Федерации - отсутствие возможности и компетентности у лечащего врача направить пациента, нуждающегося в ВМП в ФМО, расположенную на территории

другого субъекта Российской Федерации, в связи с отсутствием гарантированных объемов ГЗ в ТПГГ субъекта Российской Федерации, компетентность врача недостаточная.

2. Государственный заказ:

• при включении в ТПГГ другого субъекта Российской Федерации -гарантированный ГЗ и гарантированная оплата для ФМО, оказывающей ВМП на другой территории;

• при работе по межтерриториальным расчетам с другими субъектами Российской Федерации-отсутствует гарантированный ГЗ для ФМО, оказывающей ВМП на другой территории.

3. Планирование объемов ВМП для ФМО:

• - при включении в ТПГГ другого субъекта Российской Федерации -возможность для ФМО совместно с ТФОМС и органом управления здравоохранением другого субъекта Российской Федерации планировать и анализировать объемы ВМП в разрезе профилей;

• - при работе по межтерриториальным расчетам с другими субъектами Российской Федерации - отсутствие возможности для ФМО совместно с ТФОМС и органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации планировать объемы и госпитализацию в разрезе профилей жителей другого региона.

4. Планирование объемов и оплата для ТФОМС и органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации:

• - при включении в ТПГГ другого субъекта Российской Федерации -возможно в рамках ГЗ и в рамках ТПГГ;

• - при работе по межтерриториальным расчетам с другими субъектами Российской Федерации -невозможно, только за счет средств нормированного страхового запаса.

5. Взаимодействие ФМО, ТФОМС и СМО:

• при включении в ТПГГ другого субъекта Российской Федерации -работа с большим количеством ТФОМС и СМО в субъектах Российской Федерации;

• при работе по межтерриториальным расчетам с другими субъектами Российской Федерации -работа с одним ТФОМС и СМО в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится ФМО, оказывающая ВМП.

6. Поддержка органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

• - при включении в ТПГГ другого субъекта Российской Федерации -поддержка органами управления здравоохранения субъектов Российской Федерации по отбору и направлению пациентов на ВМП в ФМО имеется;

• - при работе по межтерриториальным расчетам с другими субъектами Российской Федерации-поддержка органами управления здравоохранения субъектов Российской Федерации по отбору и направлению пациентов на ВМП не гарантирована (отсутствует заинтересованность).

7. Доступность для пациента:

• - при включении в ТПГГ другого субъекта Российской Федерации- доступность и открытость в получении пациентом ВМП в другом субъекте Российской Федерации ограничена;

• - при работе по межтерриториальным расчетам с другими субъектами Российской Федерации-крайне низкая доступность в получении ВМП в конкретной ФМО для пациента.

Выводы

Для эффективного оказания ВМП в ФМО, находящихся на территории других субъектов Российской Федерации, оказываемой в рамках системы ОМС, необходимо:

1. Сформировать единый реестр по ФМО, оказывающих ВМП в системе ОМС с указанием профиля и доведение его до всех медицинских организаций в субъектах Российской Федерации, находящихся на территории СФО.

2. Сформировать централизованное направление пациентов в ФМО, находящихся на территории других субъектов Российской Федерации, в СФО, на оказание ВМП органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, находящихся на территории СФО.

3. Организовать проведение выездных консультаций специалистов ФМО, оказывающих ВМП, при поддержке органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации, находящихся на территории СФО.

4. Создать возможности обмена медицинскими документами пациентов, жителей СФО для оказания ВМП в ФМО через систему мониторинга.

5. Создать в субъектах Российской Федерации в СФО лист ожидания и возможности мониторинга оказания ВМП в ФМО, находящихся на территории других субъектов Российской Федерации, в рамках ОМС, всеми заинтересованными структурами на всех этапах (органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, ТФОМС, ФМО) в системе мониторинга.

6. Сформировать на территории СФО единый порядок направления пациентов на ВМП в ФМО в рамках ОМС, находящихся на территории других субъектов Российской Федерации.

Список литературы.

1. Белостоцкий А.В. Основные направления обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2011; (2): 25-27.

2. Белостоцкий А.В. Правовые основы оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Менеджер здравоохранения 2010; (7): 43-46.

3. Верховодова О.В. Оказание высокотехнологичной медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС. Здравоохранение 2015; (12): 3 -12.

4. О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 26 сентября 1992 года № 1137 [Интернет]. URL: http://docs.cntd.ru/document/9003109 (Дата обращения 08.09.2016

5. О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: постановление Правительства России №1273 от 28 ноября 2014 года [Интернет]. URL: http://base.garant.ru/70812574/ (Дата обращения 14.10.2016).

6. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ (с изменениями и дополнениями). [Интернет]. URL: http://base.garant.ru/12180688/ (Дата обращения 14.10.2016)

7. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 (с изменениями и дополнениями). [Интернет]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 121895/ (Дата обращения 14.10.2016).

8. Перхов В.И. Анализ новых тенденций и организационных мероприятий в вопросах обеспечения населения Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощью. Менеджер здравоохранения 2008; (11): 21-26.

9. Перхов В.И. О проблемах в вопросах обеспечения населения Российской Федерации бесплатной высокотехнологичной медицинской помощью. Здравоохранение 2009; (2): 36-45.

10.Перхов В.И., Самородская И.В., Ступаков И.И. К вопросу о критериях дорогостоящей высокотехнологичной медицинской помощи. Менеджер здравоохранения 2007; (5): 22-28.

11.Рыбальченко И.Е. Государственные задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи ведомственные и региональные аспекты. Менеджер здравоохранения 2012; (2):36-42.

12.Рыбальченко И.Е. Стандартизация организационных схем при оказании высокотехнологичной медицинской помощи. Менеджер здравоохранения 2010; (7): 3442.

References

1. Belostotskiy A.V. Osnovnye napravleniya obespecheniya naseleniya vysokotekhnologichnoy meditsinskoy pomoshch'yu [The main direction of providing hightech medical care to the population]. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny 2011; (2): 25-27. (In Russian)

2. Belostotskiy A.V. Pravovye osnovy okazaniya vysokotekhnologichnoy meditsinskoy pomoshchi [Legal basis for providing high-tech medical care]. Menedzher zdravookhraneniya 2010; (7): 43-46. (In Russian)

3. Verkhovodova O.V. Okazanie vysokotekhnologichnoy meditsinskoy pomoshchi v ramkakh bazovoy programmy OMS [Provision of high-tech medical care within the basic MHI program]. Zdravookhranenie 2015; (12): 3 -12. (In Russian)

4. O merakh po razvitiyu zdravookhraneniya v Rossiyskoy Federatsii [On the measures to develop health care in the Russian Federation]. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 26 sentyabrya 1992 goda № 1137. [Online] [cited 2016 Sep 08]. Available from: http://docs.cntd.ru/document/9003109 . (In Russian)

5. O Programme gosudarstvennykh garantiy besplatnogo okazaniya grazhdanam meditsinskoy pomoshchi na 2015 god i na planovyy period 2016 i 2017 godov [On the Program of state guarantees for delivering free medical care to the citizens of the Russian Federation for the period of 2015 and the planned period of 2016-2017]. Postanovlenie Pravitel'stva Rossii №1273 ot 28 noyabrya 2014 goda [Online] [cited 2016 Oct 14]. Available from: http://base.garant.ru/70812574/ . (In Russian)

6. Ob obyazatel'nom meditsinskom strakhovanii v Rossiyskoy Federatsii [On mandatory health insurance in the Russian Federation]. Federal'nyy zakon ot 29 noyabrya 2010 goda № 326-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami). [Online] [cited 2016 Oct 14]. Available from: http://base.garant.ru/12180688/(In Russian)

7. Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii [On the basis for population health protection in the Russian Federation]: Federal'nyy zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami). [Online] [cited 2016 Oct 14]. Available from: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 121895/. (In Russian)

8. Perkhov V.I. Analiz novykh tendentsiy i organizatsionnykh meropriyatiy v voprosakh obespecheniya naseleniya Rossiyskoy Federatsii vysokotekhnologichnoy meditsinskoy pomoshch'yu [Analysis of new trends and organizational measures in providing high-tech medical care to the population of the Russian Federation]. Menedzher zdravookhraneniya 2008; (11): 21-26. (In Russian)

9. Perkhov V.I. O problemakh v voprosakh obespecheniya naseleniya Rossiyskoy Federatsii besplatnoy vysokotekhnologichnoy meditsinskoy pomoshch'yu [On the problems in providing free high-tech medical care to the population of the Russian Federation]. Zdravookhranenie 2009; (2): 36-45. (In Russian)

10.Perkhov V.I., Samorodskaya I.V., Stupakov I.I. K voprosu o kriteriyakh dorogostoyashchey vysokotekhnologichnoy meditsinskoy pomoshchi [To the issue of criteria for expensive high-tech medical care]. Menedzher zdravookhraneniya 2007; (5): 2228. (In Russian)

11.Rybal'chenko I.E. Gosudarstvennye zadaniya po okazaniyu vysokotekhnologichnoy meditsinskoy pomoshchi: vedomstvennye i regional'nye aspekty [The government targets for providing high-tech medical care: departmental and regional aspects]. Menedzher zdravookhraneniya 2012; (2):36-42. (In Russian)

12.Rybal'chenko I.E. Standartizatsiya organizatsionnykh skhem pri okazanii vysokotekhnologichnoy meditsinskoy pomoshchi [Standardization of organizational schemes in the provision of high-tech medical care]. Menedzher zdravookhraneniya 2010; (7): 34-42. (In Russian)

Дата поступления: 22 сентября 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.